Пантеон в Риме — для начинающих путешественников и всех остальных. Пантеон в Риме: это надо знать Описание храма пантеона

(итал. Pantheon) - исторический и архитектурный памятник Древнего Рима. Первоначально известен как античный Храм всех Богов , однако после падения Римской империи освящён как христианская Церковь святой Марии и Мучеников.

содержание:
Практическая информация:

Пантеон Агриппы

Пантеон Агриппы

Первое здание Пантеона было построено в 27–25 годах до нашей эры. Его название происходит от двух греческих слов: «пан» - «все» и «теон» - «божественный». Это был «Храм всех богов», посвящённый главным римским богам (Нептун, Юпитер, Марс, Венера, Плутон, Меркурий и Сатурн). Строительством руководил консул Марк Агриппа, друг и зять императора Августа. Пантеон Агриппы был обращён на юг и имел прямоугольную форму. Стены были выложены из блоков травертина, облицованного мраморными плитами. На фронтоне здания буквами из бронзы была выложена надпись «М. Agrippa L F cos Tertium Fecit» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»). Фасад украшали статуи и кариатиды. Плиний о достопримечательности оставил следующие слова: «На редкость прекрасны кариатиды на колоннах храма, а капители этих колонн сделаны из сиракузской меди».

Пантеон Агриппы окружала небольшая площадь, мощённая плитами из травертина. На противоположной стороне площади находился Храм Нептуна. Первый Пантеон был уничтожен во время трехдневного пожара в 80 году нашей эры, однако наряду с другими храмами был полностью отстроен во время восстановительных работ императора Домициана. Его руины сейчас расположены на глубине 2,5 метров.

Постройка современного Пантеона (Рим)

Пантеон Агриппы, в очередной раз разрушенный при правлении Траяна (в него попала молния) был полностью перестроен уже императором Адрианом, который написал в своих мемуарах: «Я хотел, чтобы это святилище всех богов представляло земной шар и небесную сферу». Поэтому Пантеон Адриана стал фактически новой постройкой.

Найденная в результате исследований маркировка на кирпичах Пантеона, указывает на период 115-127 годов, когда предположительно и велось строительство сооружения по проекту известного архитектора того времени Аполлодора Дамасского. Он спроектировал и построил множество зданий и сооружений в Риме. Например, Термы Траяна, Триумфальную арку Траяна и порт Траяна в Остии. Аполлодор продолжал работать и после смерти Траяна, когда императором стал Адриан.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Архитектура Пантеона

По проекту Аполлодора Пантеон был ориентирован на север, а его размеры значительно увеличены. Сооружение было возведено на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Постепенно уровень земли вокруг Пантеона повысился, и сейчас он расположено даже в неглубокой впадине.


Конструкция храма имеет цилиндрическую форму, представляя собой круглую ротонду. Высота купола от пола равна его диаметру (43 метра), то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу - идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. В архитектурном облике Пантеона нашли воплощение представления римлян о мироздании. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом - Солнцем. Потолок купола кессонный и первоначально был позолочен. Свет проникает через «Глаз Пантеона » (окулус) - единственное круглое отверстие диаметром 8,5 метров в центре свода. Каждый год 21 июня (день летнего равноденствия) в полдень солнце проходит через Глаз Пантеона и озаряет лучом света всех входящих в главную дверь храма. Пол спроектирован слегка выпуклым, что способствует отводу дождевой воды в специальные отверстия, которые являются частью сложной системы подземных стоков.

Стены толщиной более шести метров составляют сложнейшую и хорошо продуманную структуру, которая помогает удерживать высокий купол. Состав бетона, из которого возводили стены, меняется в зависимости от высоты. Нижний ярус состоит из бетона с травертиновой крошкой, затем следуют пояса с более лёгкими наполнителями из туфа или пемзы.

Фасад Пантеона образован массивным портиком с фронтоном. Портик вымощен плитами цветного мрамора, которые расположены в виде орнамента из кругов и квадратов, и включает 16 гранитных колонн коринфского ордера с капителями из белого мрамора. Колонны, высотой 14 метров, поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон, на котором размещена надпись со старого Пантеона Агриппы. В пространстве под треугольным фронтоном, видны отверстия для крепления декоративной бронзовой отделки. Предположительно здесь крепился бронзовый орёл с распростёртыми крыльями, держащий в клюве дубовый венок, символ власти.

Фронтон здания также был украшен бронзовыми фигурами, статуями и декоративными элементами, предположительно выполненными Диогеном Афинским. Впоследствии по приказу папы Урбана VIII все бронзовые украшения с фасада были использованы архитектором Бернини при строительстве Базилики Святого Петра. Такой варварский поступок послужил поводом для знаменитого в то время пасквиля: «Что не сделали варвары - сделали семейство Барберини» («quod non fecerunt barbari - fecerunt Barberini»).

Пронаос (проходная часть или передний зал Пантеона) связывает портик с круглым залом. Наружные стены пронаоса частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Пронаос имеет прямоугольную форму и три ряда коринфских колонн, восемь из серого гранита в переднем ряду и восемь из красного. В пронаосе находились статуи императора Августа и Агриппы.

Большие бронзовые двери, предположительно сохранившиеся с античных времён и отреставрированные в XVI веке, ведут в круглый зал Пантеона. Его стены внутри покрыты плитами из цветного мрамора. На нижнем уровне находятся семь больших ниш, поочерёдно трапециевидных и закругленных. Ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам - Солнцу и Луне. На верхнем уровне над этими нишами расположены помещения, куда можно попасть через внешнюю галерею. Ранее в Пантеоне находились статуи семи богов, которые впоследствии были заменены на статуи святых. Это были статуи самых почитаемых богов римской мифологии (Нептун, Юпитер, Марс, Венера, Плутон, Меркурий и Сатурн).

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

История Пантеона после падения Римской империи

Пантеон был спасён от уничтожения в эпоху раннего Средневековья, благодаря тому, что в 608 году византийский император Фока подарил его Папе Бонифацию IV, который превратил сооружение в церковь. На следующий год Пантеон был торжественно освящён как Церковь святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). Название было дано в честь мощей христианских мучеников, которые были перевезены из катакомб Рима в Пантеон. Однако в 655 году Констант II, император Константинополя, во время визита в Рим, вывез из храма некоторые бронзовые детали отделки и позолоченную черепицу. Только в начале VIII века время правления Папы Григория III здание покрыли свинцовой крышей. До XIV века Пантеон неоднократно пребывал в запустении (например, во время нахождения римских пап в Авиньоне). В 1378-1417 годы храм стал крепостью в борьбе между римскими семьями Колонна и Орсини.

Сразу же после превращения храма в церковь, все предметы, связанные с языческим культом были уничтожены, а вместо них появились статуи христианских святых и картины на библейские сюжеты. В Пантеоне появился алтарь и апсида, выполненные по заказу папы Климента XI и по проекту Алессандро Спекки. В апсиде находится копия византийской иконы Мадонны. Оригинальная икона сейчас находится в Ватикане. В 1840 году был добавлен хор, разработанный Луиджи Полетти.

Внутри главного зала устроено восемь ниш, одна из которых является входом, а в других расположены семь статуй святых: святого Анастасио, святой Агнес, Мадонны дель Какко, святой Эрасио, святой Николай, скульптура «Коронация Девы», а также групповая скульптура святой Анны и Пресвятой Богородицы.

Стены в нишах и капеллах расписаны фресками. Наиболее известны: «Благовещение» Мелоцци да Форли, «Святой Лаврентий и Святая Агнес» Клемента Майоли, «Поклонение пастухов» Франческо Козза, а также «Поклонение волхвов» и «Сошествие Святого Духа» Пьетро Лабрузи.

Захоронения в Пантеоне (Рим)

Начиная с эпохи Возрождения в Пантеоне, как и во всех церквях, стали устраивать захоронения выдающихся людей своего времени. В частности, здесь покоятся многие знаменитые художники, скульпторы и музыканты: живописцы Перино дель Вага, Аннибале Карраччи, Таддео Цуккари, Джованни да Удине, Рафаэль Санти и его невеста Мария Биббиена, архитектор Бальдассаре Перуцци, скульптор Фламинио Вакка, музыкант Арканджело Корелли.

Здесь также находятся усыпальницы венценосных особ из Савойской династии. Одним из первых в Пантеоне был похоронен первый король объединённой Италии Виктор Эммануил II Савойский - великий борец за единство своей страны, о чём говорит надпись на его надгробии: «PADRE DELLA PATRIA» (Отец Отечества). Также здесь находится гробница его сына и преемника, короля Умберто I с супругой Маргаритой. Король в 1900 году был застрелен монархистом, а Маргарита умерла спустя 36 лет. Королевские гробницы охраняются волонтёрами Национального института почётной охраны, основанного в 1878 году.

Пантеон одно из немногих сооружений Античности, сохранившихся в состоянии, которое даёт нам полное представление о монументальной архитектуре Древнего Рима. Несмотря на все перипетии выпавшие за минувшие столетия, Пантеон и сегодня остаётся символом величия Римской империи.

- вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов - 2 часа, 30 евро

- искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев - 3 часа, 38 евро

Пантеон в Риме – величественная древнеримская постройка, посвященная всем языческим богам. Он представляет собой единство необычной архитектуры и изысканного минимализма внутреннего убранства. Сооружение отличается классической простотой и полноценностью композиции в интерьере. Посещение Пантеона позволит окунуться в таинственный мир былых времен и ощутить красоту и прелестность старинной архитектуры. Рекомендуем вам также прочитать информацию, про другие , подготовьтесь к путешествию как следует.

Римский Пантеон: немного из истории

Древний языческий храм был возведен в 126 году н.э. и считался данью уважения всем божествам, в которых верили люди того времени. Это был второй Пантеон, построенный на месте ранее разрушенного. Его сооружение проводилось по распоряжению и под руководством императора Адриане.
В 609 году собор был освящен и стал одним из основных христианских храмов столицы. Он получил название церкви Марии и Мучеников. Внутреннее убранство сооружения сохранилось практически с начала строительства благодаря регулярной работе религиозного постройки и своевременным реконструкциям.
До наших дней величественная церковь остается данью уважения к могуществу Империи и почитания Бога.

Пантеон в Риме в наши дни

Современный Пантеон – это неповторимое архитектурное сооружение, признанное одной из главных достопримечательностей города, потрясающий шедевр, выполненный руками античных мастеров. Высота этой прекрасной постройки равна 45 метрам. Ее главным зданием считается просторная ротонда, накрытая огромным куполом в форме полусферы с диаметром в 45 метров. В центре округлой крыши располагается большая дыра (ее диаметр порядка 9 метров), называемая «Оком Пантеона», она служит в качестве освещения и вентиляции здания. Изнутри купол украшают многочисленные кессоны, выполненные из переплетения белого и охристо-коричневого мрамора. Они стали не только замечательным дизайнерским ходом, но и продуманным архитекторским решением, поскольку позволили существенно уменьшить массу свода, вес которого и так достигает 5 тонн.
Вход в храм также является отголоском давней античной культуры. Он представлен шестнадцатью массивными гранитными колоннами, ставшими основой знаменитого «римского портала».

Интерьер здания отличается своим изяществом и грандиозностью. Его украшают мраморный пол и стены, прекрасная колоннада, многочисленные алтари и надгробия известных персон. Кроме того, во внутреннем убранстве храма можно встретить разнообразные скульптуры, элементы декора из бронзы, золота и иных ценных металлов. Так, в стенах собора упоены: Рафаэль, Виктор Эммануил II, Умберто I и некоторые другие знаменитые люди и правители.
Таким образом, Римский Пантеон – это не просто древняя постройка, это одно из немногих величественных сооружений, которым удалось пронести свою значимость и красоту сквозь десятки столетий. На протяжении всей своей истории им восхищались множество художников, архитекторов, писателей и иных творческих людей, для которых посещение сооружения являлось глотком воздуха и вдохновения для новых творческих идей.

Время работы Пантеона

Насладиться красотой величественного собора можно в любой день:
— в летний период с понедельника по субботу его можно посетить с 9 до 18 часов
— зимой – до 16.00.
Воскресенье для храма – сокращенный день, в который он открыт для экскурсий только до 13.00.
Однако, лучше отправляться туда пораньше (желательно в первый час после открытия), поскольку в это время в старинном здании меньше всего туристов.
Также, следует отметить, что собор закрыт 1 января и 1 мая. Особенности его режима работы в иные дни советуем уточнять на официальном сайте: http://www.pantheonroma.com/it/home.html.

Стоимость билетов в Пантеон

Вход в Пантеон, как и во многие другие европейские храмы свободный, поэтому покупка билета для его посещения не требуется.

Как добраться в Пантеон Рима?

Пантеон в Риме располагается в историческом центре столицы , на старинной площади Ротонда. Добраться до него можно с помощью красной линии А метро, поезда которой довезут вас до станции Barberini.

Пантеон в Риме – это античный храм, посвященный древнеримским богам и воплощение величия Римской Империи. Предполагается, что он был построен во 2 веке н.э. на месте храма, построенного в 27 веке до н.э. Марком Агриппой. В 7 веке Пантеон был переосвящён в католический храм. Сегодня это достижение античности находится на площади дела Ротонда (Piazza della Rotonda).

Пантеон представляет собой огромную ротонду, накрытую полусферическим куполом диаметром 45 метров. Зодчие смогли достичь гармонического равновесия между высотой здания и его диаметром. Благодаря инженерным расчетам, купол не давит на посетителей своей массой, а торжественно возвышается, подобно небосводу.

Высота сооружения почти равна его диаметру и составляет 42 метра . Основной особенностью Пантеона является отверстие по центру купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает воздух и свет.

Око Пантеона

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Изнутри поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления обладают не только декоративным, но и конструктивным значением. За счет них значительно снижалась масса свода. Было подсчитано, что вес купола составляет 5 тысяч тонн . Но с увеличением высоты свода, его толщина и масса уменьшаются. Так, например толщина бетонной массы в основании равна 6 метрам, а возле Ока Пантеона – 1,5 метра.

Вход

Вход в храм подчеркивает портик из шестнадцати гранитных коринфских колон. Попасть в храм можно через римский портал, датированный римской эпохой. Стены, на которых держится купол, изнутри облицованы мрамором и разделены на 2 яруса. Нижний ярус в свою очередь разбит на 7 одинаковых ниш, для облегчения конструкции.

Место захоронения великих людей

Пантеон – одно из немногих , сохранившееся до наших дней без изменений. Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. считал его ангельским творением. (Raffaello Santi) хотел быть похороненным в храме, который, по его мнению, соединял в себе людей и богов. Великий художник был похоронен в Пантеоне. Это событие стало новым этапом истории античного храма. Он стал местом захоронения для великих и известных людей.

С архитектурной точки зрения, Пантеон – практически единственное монументальное сооружение, гармонично сочетающее грандиозность и изящество. Его облик оказал немалое влияние на архитектуру, как своего времени, так и последующих.

Не смотря на прошедшие века с их потерями и приобретениями, Пантеон, как и раньше, остается настоящим подтверждением величия Римской империи.

Найти отель рядом с Пантеоном

Билет для посещения Пантеона не требуется, так как вход бесплатный . Время работы с 9 до 19 часов, ежедневно. Меньше всего туристов в первый час после открытия – это время мы и рекомендуем для визита нашим читателям.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Одно из наиболее примечательных сооружений античности – Пантеон в Риме – представляет собой до сих пор непревзойденный шедевр купольной архитектуры, несмотря на то, что за свою историю пережил немало преобразований. Благодаря отличному состоянию, по сравнению с другими древними памятниками столицы Италии, он позволяет посетителям представить истинное величие Римской империи, не прибегая к помощи воображения.

История Первого Римского Пантеона

В том, что Октавиан Август (63 г. до н.э.-14 г. н.э.) «принял Рим глиняным, а оставил его мраморным» есть и немалая заслуга Марка Випсания Агриппы (63 г. до н.э.-12 г. до н.э.) – ближайшего друга и зятя императора, государственного деятеля и полководца.

Пантеон позволяет посетителям представить истинное величие Римской империи

Помимо реставрации изрядно обветшавшей Большой Клоаки Агриппа, изучавший ранее искусство зодчества во время службы в македонском легионе, строил термы и портики, разбивал сады и расширял улицы. А после 27 г. до н.э., в честь победы при мысе Акций, утвердившей единовластие Августа, построил на свои средства первый Римский Пантеон на Марсовом Поле, то есть храм, посвященный наиболее почитаемым богам рода Юлиев: Юпитера, Венеры, Марса, Меркурия, Нептуна, Плутона и Сатурна.

Предположительно здание было возведено по образцу конических этрусских святилищ или же имело традиционную форму параллелепипеда. Как бы там ни было, но ранее подобных храмов в Риме не было. Обряды и жертвоприношения проводились на площадях, но внутрь зданий могли заходить только жрецы. Теперь же храм могли посещать и простые римляне.

По свидетельству римского историка Диона Кассия, Агриппа собирался установить в храме, кроме статуй богов, еще и статую Августа. Однако император счел такой жест преждевременным. Вместо этого в Пантеоне появилась статуя Юлия Цезаря, обожествленного после гибели.

Пантеон в Риме: две тысячи лет гармонии

Не исключено, что Римский Пантеон был бы сейчас в руинах подобно многим замечательным сооружениям, которыми, например, некогда гордился . После пожара 80 г., произошедшего как нельзя кстати для императора Тита, достраивавшего в ту пору и нуждавшегося в свободных участках, Пантеон имел крайне жалкий вид. Тем не менее, сносить его не стали, но очередной пожар в начале II в. довершил разрушения. К счастью, императором в те годы был Адриан – филлэллин, путешественник и меценат.

По его распоряжению Пантеон был восстановлен. Однако получившееся в итоге здание было абсолютно не похоже не только на своего предшественника, но и на все то, что возводилось до этого на территории империи. К чести Адриана, он не стал приписывать себе идею сооружения храма в честь всех почитаемых богов. И сегодня на фронтоне здания все так же можно увидеть имя первого строителя – Агриппы.

У входа в Римский Пантеон посетителей «встречают» статуи Агриппы и Адриана

Римский Пантеон построен в форме огромной ротонды, увенчанной огромным куполом. В обширное внутреннее помещение ведет портик с 16 колоннами. Освещается храм посредством опеона (сквозного окна) в куполе диаметром около 9 м. Диаметр самого купола – 43,5 м, внутренний диаметр ротонды – тоже 43,5 м, а высота всего сооружения – 42,7 м.

Такая гармоничная конструкция, по мысли архитектора (по одной из версий им был Аполлодор из Дамаска, по другой – сам Адриан) должна была символизировать совершенство на земле, сотворенное не богами, но людьми.

Перед входом в Пантеон Адриан повелел возвести и триумфальную арку. Таким образом, каждый, кто собирался войти в храм, становился триумфатором, почти равным самим богам. Можно сказать, что – это наглядная иллюстрация идей европейского Возрождения, с поправкой на языческое происхождение здания.

Полы Пантеона, выложенные порфиром, остались нетронуты временем

Храм выполнял свое предназначение вплоть до распространения христианства. Ни у варваров, ни у религиозных фанатиков не поднялась рука разрушить Пантеон в Риме, а 1 ноября 609 г. он был освящен папой Бонифацием IV и стал приходской церковью Святой Марии и Мучеников. С тех пор 1 ноября христиане и стали праздновать День всех Святых.

С XIV в. Римский Пантеон стал служить крепостью. Времена были неспокойными, а стены здания – практически неприступными (их толщина – более 6 м, а глубина фундамента – 7,3 м). Позже он снова стал церковью. Богослужения проводятся по большим праздникам и в настоящее время. Во время молебнов из «ока Бога», опеона в куполе, служки сбрасывают лепестки роз, что символизирует схождение Духа Святого.

Пантеон в Риме снаружи и изнутри

Нельзя сказать, что почти за 2000 лет, прошедшие со времени возведения Пантеона, его внешний вид и интерьеры остались нетронутыми. Здание по-прежнему облицовано мрамором, но внутри, в нишах, явственно видна кирпичная кладка.

Реконструкции (например, замена трех колонн портика фасада) проводились как в целях поддержания здания в надлежащем виде, так и для того, чтобы «залатать раны» храма, полученные им в результате демонтажа из-за нехватки средств у пап на строительство новых сооружений.

Так, купол Пантеона снаружи и изнутри изначально был отделан позолоченными бронзовыми пластинами и украшениями. Но в XVII в. при обустройстве интерьеров , а точнее, для алтарного балдахина (скульптор Бернини) не хватило материалов, и пластины с украшениями были сняты и переплавлены.

Купол Римского Пантеона

Несколько позднее папа Урбан VIII, чтобы некоторым образом «компенсировать» ущерб приказал Бернини возвести по краям фронтона 2 колоколенки. Насмешливые римляне немедленно прозвали их «ослиными ушами», а про папу сложили пословицу, основанную на игре слов: «Что не разрушили варвары, разрушил Барберини». Колокольни были демонтированы только в XIX в.

Цветной мрамор, которым облицованы стены внутреннего помещения Пантеона, остался нетронутым, как и полы, выложенные порфиром. У входа посетителей «встречают» статуи Агриппы и Адриана, что как бы уравновешивает историческую справедливость в отношении здания. Правда, бронзовая дверь, ведущая в храм, уже не имеет отношения к античности: ее установили только во время Эпохи Возрождения. Не сохранился и порог из зеленого африканского мрамора.

У могилы Рафаэля всегда лежат свежие цветы

Впрочем, обо всем этом можно забыть, попав внутрь Пантеона, одновременно и подавляющего своим величием и возвышающего в буквальном смысле слова до небес. Пять рядов кессонов (по 28 в каждом) по окружности купола – это практически схема небесных сфер. По легенде, посетив Пантеон и увидев его купол, Николай Коперник окончательно смог рассчитать параметры гелиоцентрической системы мира.

По окружности ротонды – 6 полукруглых ниш с колоннами (капелл) и 8 выступающих пристроек с нишами (табернаклей). В одной из капелл погребен итальянский король Виктор-Эммануил II, «отец Отечества», а в одном из табернаклей находится могила Рафаэля, возле которой всегда лежат свежие цветы.

Вход в Римский Пантеон бесплатный. И, разумеется, толпы желающих полюбоваться на интерьеры храма или отдать дань памяти Рафаэлю с каждым годом только увеличиваются. В связи с этим Пантеон, ранее закрытый по воскресеньям, теперь работает ежедневно. В будни и субботу – с 8.30 до 19.30, в воскресенье – с 9.00 до 18.00. Пантеон закрыт для посещений 1 января и 25 декабря.

Зимой наплыв посетителей чуть поменьше, но это не значит, что стоять в очереди к входу не придется. Так что в любом случае лучше приходить к открытию, с утра или же поселиться в одном из отелей в непосредственной близости от Пантеона .

Внутренняя отделка Пантеона выглядит очень внушительно

Дождь, несмотря на отверстие в куполе, не станет помехой для осмотра: в полах Пантеона есть отверстия для слива. Но зонтик в пасмурную погоду лучше захватить. А вот что с собой брать не стоит, так это различные напитки и еду: храм все-таки. И как в любой храм, в Римский Пантеон не допускаются посетители, нарушающие дресс-код. Руки и ноги не должны быть открытыми даже в жару.

Адрес: Италия, Рим
Дата постройки: 126 год
Координаты: 41°53"54.8"N 12°28"36.8"E

Содержание:

Краткое описание

Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой - зятем императора Октавиана Августа - в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций.

Римский Пантеон с высоты птичьего полёта

Около 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 126 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего. От первоначальной постройки Агриппы (27 г. до н.э.) уцелели лишь передний портик с 16 колоннами и надпись, сделанная на фронтоне: «Марк Агриппа в своё третье консульство соорудил это».

Высокое техничное исполнение и гармоничность художественного образа Пантеона заставляют многих учёных предполагать, что храм спроектировал Аполлодор из Дамаска - великий римский архитектор и фаворит императора Траяна.

Общий вид на Пантеон

Римский Пантеон по праву считается выдающимся инженерным достижением античности. Он представляет собой массивное круглое здание, перекрытое грандиозным полусферическим куполом. Купол диаметром свыше 43 метров не подавляет посетителя своей мощью, а торжественно возвышается над головой, подобно небесному своду.

Вплоть до конца XIX века ни один купольный храм не мог превзойти по размерам «полусферу» римского Пантеона. Куполом восхищались зодчие Возрождения. Микеланджело изучал его конструкцию, работая над проектированием собора Святого Петра .

Римский Пантеон с тыла

Всевидящее око Пантеона

В Пантеоне нет окон. Единственный источник света - 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и проникающий через него свет не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба. По мнению итальянского профессора Джулио Мальи, Пантеон использовался в качестве гигантских солнечных часов . Направление и форма солнечных лучей меняются в течение года, а 21 апреля, то есть в день основания Рима, солнце освещает вход. Император, входивший в храм в этот торжественный день, мог купаться в лучах солнца.

Римский Пантеон - храм язычников и католиков

Пантеон сохранился лучших других культовых сооружений античности потому, что он всегда был действующим храмом. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов - Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна. На алтаре, расположенном точно под куполом, сжигали жертвенных животных. В 609 году император Византии Фока передал здание папе Бонифацию IV, который преобразовал Пантеон в католическую церковь.

С пор Пантеон стал «храмом Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда». Все предметы, связанные с языческим культом, уничтожили, а вместо них в храме появились великолепные фрески на библейские сюжеты и статуи христианских святых. Легенда гласит, что во время освящения храма языческие духи покинули Пантеон и вылетели через купол, пробив в нём отверстие. Именно так и появилось всевидящее око, о назначении которого до сих пор спорят учёные.

Внутренний интерьер Пантеона

Римский Пантеон - национальный мавзолей

В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году. На мраморном саркофаге живописца его друг, кардинал Пьетро Бембо написал следующую эпитафию: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого Матерь-природа опасалась быть побеждённой навек, а после его смерти боялась умереть вместе с ним».