Владелец вим авиа мурсекаев. Владелец приостановившей полеты «ВИМ-авиа» Рашид Мурсекаев и его супруга Наталья покинули Россию. Владельцы аэропортов и авиакомпаний

Авиакомпания "ВИМ-Авиа". Фото: © РИА Новости / Александр Тарасенков

У авиакомпании «ВИМ-авиа», которая занимала до последнего времени 10-е место в России по пассажиропотоку и 4-е место по количеству рейсов из аэропорта «Домодедово» появились проблемы и с аэропортом, и с пассажирами.

По причине долгов за топливо более 20 рейсов компании не смогли подняться в воздух в нужное время. В начале лета была сорвана чартерная программа компании: «ВИМ-авиа» задержала практически 200 рейсов, отказавшись в итоге от перевозки примерно 100 тыс человек. Руководство «Домодедово» больше не намерено не только заправлять ее самолеты в долг, но и вообще обслуживать данную компанию. В последние 3 дня рейсы совершались под гарантийное письмо от «Татнефти», которая обещала оплатить топливо, но при наихудшем развитии событий, полеты «ВИМ-авиа» могут закончится уже сегоденя в полдень. На данный момент у компании уже нет собственных денег на текущую деятельность, а внешние источники финансирования не готовы ей помочь.

Перевозчик на прошлой неделе уже попросил о помощи государство, отмечает представитель курирующего транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигулина. Имеются ввиду госгарантии по кредитам. Дворкович, как она отмечает, переправил письмо в Минтранс с предложением «проработать».

Тем временем в Министерстве транспорта не готовы помогать, вместо этого в ведомстве уже стали готовиться к возможному краху авиакомпании. По словам представителя Минтранса, Росавиацииуже поручено проработать с авиаперевозчиками маршрутную сеть «ВИМ-авиа» для определения ответственных за перевозку пассажиров, в случае если та не сможет осуществлять рейсы. Будет проведена оценка возможных финансовых рисков «ВИМ-авиа» по перевозке пассажиров до конца нынешнего года. При необходимости Росавиации поручено ввести ограничение глубины продаж билетов, уточняет представитель Минтранса. Он также советует пассажирам чартерных рейсов авиакомпании еще до выезда в аэропорт уточнять у своего туроператора информацию о наличии рейсов.

«ВИМ-авиа» ищет агента по реструктуризации долгов, на основе анонимности рассказал менеджер крупного банка. Федеральные чиновники говорят о нескольких сотнях миллионов рублей долга, авиакомпания называет сумму в 500 млн. Как сообщается, объем займов и кредитов предприятия - 5,8 млрд рублей, кредиторская задолженность - 3,1 млрд рублей. В залоге у банков «Зенит» (62% банка принадлежит «Татнефти»), «Абсолют», «Образование» и прочих кредиторов 20 авиадвигателей, а также 5 вспомогательных установок.

Тем временем относительно руководства авиакомпании «ВИМ Авиа» возбуждены административные дела по причине накопившихся долгов по зарплате, составляющих более 206 млн рублей.

«В связи с выявленной на предприятии задержкой выплаты заработной платы работникам Татарской транспортной прокуратурой внесено представление руководству авиакомпании, а также возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей. 5. 27 КоАП РФ, в отношении самого юридического лица и его руководителя», - говорится в сообщении ведомства.

«ВИМ-авиа» является одной из самых крупных авиакомпаний страны, ее совладельцы - Рашид Мурсекаев и его супруга Светлана. Предприятие работает следующим образом: в зимний сезон копит долги, летом зарабатывает и расплачивается по ним, отмечает менеджер крупного аэропорта. Но в нынешнем году схема нарушена по причине провального летнего сезона, говорит топ-менеджер аэропортового холдинга. Источники на авиарынке отмечают, что еще с февраля «все были удивлены агрессивным расширением флота» перевозчика за счет дальнемагистральных самолетов: с начала прошлого года компания закупила 7 широкофюзеляжных самолетов Boeing-777 .

«В памяти свежа история «Трансаэро», которая активно наращивала дальнемагистральный флот и объемы перевозок, работая себе в убыток и не имея надежных источников возврата вложений», уточняют они. В случае с «ВИМ-Авиа» расчет, видимо, был сделан на туристов из Китая. Авиакомпания получила допуски где-то на 20 прямых маршрутов в КНР, развивала транзитные перевозки оттуда в бельгийский Льеж с пересадками в Москве и Петербурге. Однако в итоге «ВИМ-Авиа» не хватило экипажей и судов. К тому же укрепление рубля немного снизило интерес к России со стороны китайских туристов.

«ВИМ-авиа» может поддержать на плаву татарстанский бизнес, отмечает человек, близкий к одной из сторон переговоров о спасении перевозчика. Компания зарегистрирована в республике, несмотря на то, что базируется в «Домодедово». Предполагается, что пока поддержку окажут «Татнефть», банк «Зенит» и само правительство Татарстана.

Теоретически «ВИМ-авиа» может перейти в другой аэропорт, подобные случаи уже бывали, сообщает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Однако это займет время - от 1 недели до 1 месяца. Ко всему прочему и старые долги никто не спишет, уточняет Рыбак. Участникам рынка известно о проблемах компании, следовательно топливные компании будут относиться к такому перевозчику очень настороженно, подчеркивает эксперт.

Как отмечалось ранее, в начале 2015 года «ВИМ-авиа» уже была на пороге банкротства по причине долга в 4,3 млрд рублей перед Сбербанком. Ранее иски о банкротстве авиакомпании подавал банк ВТБ в связи с долгами в $961,6 тыс по кредитной линии 2006 года и $1,8 млн - по линии 2009 года.

Казалось бы, что может быть проще. Число туристов, выезжающих за границу, растет. Обслуживают их чартерные авиакомпании. Все они пользуются исключительно отечественными самолетами, которые расходуют очень много топлива, и к тому же некоторые из них не могут летать в Европу - по причине высокого уровня шума. Почему бы не приобрести экономичные западные лайнеры - пусть даже б/У - и не построить чартерный бизнес с нуля?

Осложняет все одно обстоятельство - высокие импортные пошлины на авиатехнику. Ввоз самолета, сделанного в Европе или США, прибавляет к его цене еще 42% сверху. До недавних пор никто из авиаперевозчиков России не мог позволить себе такую покупку. На авантюру решился только человек, который не имеет прямого отношения к авиации.

В 2003 году предприниматель Рашид Мурсекаев приобрел 12 подержанных боингов, потратив на это, согласно оценкам, $160 млн. Затем заключил соглашения с туристическими фирмами и начал теснить других перевозчиков на рынке. Его авиакомпания, называющаяся «ВИМ-авиа», превратилась за полтора года в самого крупного чартерного оператора, чьими услугами пользуется теперь каждый 5-й российский турист, вылетающий за границу. По общему объему перевозок за первое полугодие 2005 года - 680 тыс человек - «ВИМ-авиа» заняла 6-е место в числе всех российских авиакомпаний, уступив только грандам вроде «Аэрофлота», «Сибири» и «КрасЭйр». Выручку компании за этот период эксперты оценивают более чем в $60 млн.

Мурсекаев никогда не работал в авиаиндустрии, хотя отлично разбирался в ней. В первой половине 1990-х он совместно с земляком из Барнаула Сергеем Недорослевым занимался поставками ширпотреба, а также продуктов питания из Азии в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Одновременно их компания «Белуха» скупала акции оборонных и авиационных заводов - коллекция набралась приличная. В 1997 году, стоит отметить, «Белуха» распалась; Недорослев на основе купленных предприятий создал группу «Каскол», а Мурсекаев занялся отдельным личным бизнесом.

Предприниматель продолжил работать с долгами. Например, со средствами, которые зависли в Инкомбанке. Во время скупки долгов «Инкома» Мурсекаеву достался пакет акций Морбанка - отраслевого банка Минтранса. Предприниматель возглавил данный банк и смог через него консолидировать 68% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), одного из самых крупных в стране. В 2002 году Мурсекаев продал пакет ДВМП группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова за $60 млн.

А в 2000 году будущий хозяин «ВИМ-авиа» купил долг разорившейся авиакомпании «Аякс». За ней числился грузовой самолет «Руслан», чья рыночная стоимость была выше $20 млн. Гигантский лайнер стоял брошенным в одном из аэропортов Голландии, на него претендовали пару покупателей, в частности одна британская авиакомпания. Однако Мурсекаев, ввязавшись в судебную тяжбу, растянувшуюся на 2 с лишним года, смог отбить самолет у оппонентов. Вызволенный из рук судебных приставов «Руслан» предпринимателю удалось выгодно перепродать.

Благодаря таким сделкам Мурсекаев заслужил репутацию умелого посредника.

«Все, кто работал с Рашидом, дают ему схожую характеристику: великолепный, профессиональный спекулянт, который тонко чувствует, когда какие вещи надо делать, какие не надо, когда покупать, когда продавать», - отмечает один из его деловых партнеров.

А потом пришёл момент, когда Мурсекаев почувствовал: пора покупать зарубежные самолеты.

В ситуации с арестованным «Русланом» Мурсекаеву помогал Виктор Меркулов, экс-заместитель генерального директора грузового авиаперевозчика «Волга-Днепр». Меркулов в 2002-м придумал создать авиакомпанию, которая владела бы зарубежными самолетами и специализировалась на чартерных рейсах. Он зарегистрировал фирму «ВИМ-авиа» (от «Виктор Иванович Меркулов») и начал осуществлять свой план. На этом этапе и присоединился Мурсекаев, которого тоже заинтересовала идея открыть собственные авиалинии. Позднее он выкупил 75% «ВИМа» у Меркулова. Последний до сегодняшнего дня - президент компании, хотя, по корпоративной легенде, название VIM (на бортах боингов оно пишется латиницей) происходит от английского vim, что означает «энергия», «напор».

В 2003 году, когда предприниматели окончательно утвердили проект, приобретать самолеты было самое время. В результате терактов 11 сентября 2001-го авиаиндустрия перенесла кризис, компании избавлялись от лишнего парка. Мурсекаев и его команда объездили полмира в поисках подходящих машин, до тех пор пока в итоге не договорились с чартерным авиаперевозчиком Condor, который принадлежит немецкой компании Lufthansa. «ВИМ-авиа» планировала начать с 2–4 самолетов, однако Condor продавал одним лотом 12 Boeing 757-200, зато со скидкой. Упустить такой шанс было бы неразумно. Почему подобной же возможностью не воспользовались другие авиакомпании России? Как сообщил Forbes Мурсекаев: «Потому что другие - государственные и полугосударственные». Иными словами, неповоротливые.

Контракт заключили в привычном для Мурсекаева стиле - быстро, несмотря на огромную сумму, в которую обошлись покупка и ввоз на территорию России дюжины боингов.

«Когда договор подписывался, вопрос с финансированием еще не был окончательно решен, - отмечает гендиректор «ВИМ-авиа» Роман Пахомов. - Но мы понимали, что впереди еще год [рассрочка по поставке] и за это время успеем что-нибудь придумать».

«Что-то придумать» смогли - несколько банков в конечном итоге согласились кредитовать сделку. Залогом послужили купленные самолеты - хоть и не новые, однако способные работать еще более 10 лет.

Куда сложнее, чем найти средства, было ввезти технику в РФ. Шутка ли - это была первая покупка зарубежных лайнеров, которая была проведена по всем правилам, без каких-либо льгот. К тому времени зарубежным самолетами располагали только 2 российские компании - «Аэрофлот» и «Трансаэро». Обеим еще в 1990-х правительство дало возможность беспошлинно ввозить иностранную технику. Остальным желающим приобрести «иномарки» надо было заплатить импортную пошлину и НДС.

Таможенное оформление и последующая сертификация Boeing 757 оказались непростым делом - так как до «ВИМ-авиа» данную модель никто не импортировал. Чиновники чуть не заставили компанию переводить всю многотомную техническую документацию самолета Boeing 757 с английского на русский язык. Помимо всего прочего, «ВИМ-авиа» нужно было с нуля создавать инфраструктуру для обслуживания самолетов и набирать персонал. Летчиков компания переманивала, к примеру из «Аэрофлота», предлагая вторым пилотам после обучения перейти на должность (и заработную плату) первых. Обучать пилотов нужно было в США и Великобритании.

По причине бюрократических проволочек «ВИМ-авиа» почти пропустила прошлогодний летний сезон. Зато к очередному всплеску туристической активности в мае 2005-го компания, казалось, подошла полностью подготовленной.

«ВИМ-авиа» договорилась с туроператорами о выполнении чартерных рейсов на весь «горячий» сезон - с мая по октябрь. Причем, как отмечают конкуренты, контракты специально заключались по ценам ниже рыночных.

«Они предлагали туроператорам те же направления, что и мы, - Турция, Египет, Испания, только на 10–15% дешевле», - сообщает Надежда Савина из «Континентальных авиалиний». «ВИМ-авиа» могла позволить себе такую роскошь: Ту-154 и Ил-86, с которыми работали конкуренты, потребляют в 1,5–3 раза больше топлива, чем боинг. Другое дело, что «ВИМ-авиа» необходимо еще выплачивать проценты по кредитам, а боинги дороги в обслуживании. Вывод: чтобы не уйти в минус, нужно проводить как можно больше рейсов.

Так в авиакомпании и сделали. Но, видимо, не рассчитали сил. Из 48 рейсов, которые были запланированы на первые дни летнего сезона, 27 было задержано, по 13-ти из них опоздание составило больше 5 часов, максимальная задержка - 33 часа. ВЫяснилось, что сразу несколько боингов вышло из строя, а резервных самолетов у «ВИМа» не оказалось. Хотя поломки были несущественными, на их устранение ушло время, и это повлекло срыв всего графика чартеров.

Компании пришлось отказываться от части рейсов.

«Причем нас об этом ставили в известность за 3–4 дня», - рассказывает генеральный менеджер «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Некоторые туроператоры, к примеру Tez Tour и Deeptour, решили резко сократить сотрудничество с «ВИМ-авиа». Чтобы привести свою чартерную программу в порядок, «ВИМ» пришлось снять где-то 25% рейсов, запланированных на лето.


Авиакомпания «ВИМ-Авиа». Фото: © РИА Новости / Александр Тарасенков

С урезанным графиком компания стала работать слажено. Однако как при сократившейся программе полетов окупить дорогие зарубежные лайнеры? «ВИМ-авиа» открыла постоянные рейсы внутри России, пустив самолеты из Москвы в Братск, Уфу и другие города. Новичок в авиаперевозках, Мурсекаев и здесь пошел на оригинальный шаг: например, чтобы беспрепятственно летать из Москвы в Читу (расстояние 6 тыс км, самое коммерчески выгодное для Boeing 757), он приобрел аэропорт Читы, потратив пару миллионов долларов.

Однако, несмотря на большие расходы, которые несет «ВИМ-авиа», специалисты полагают, что проект выйдет на прибыль. Согласно подсчетам директора аналитической компании Infomost Бориса Рыбака, чтобы окупить Boeing 757 достаточно среднего налета 200 часов в месяц. В летний период у боингов «ВИМ-авиа» выходит и по 300 часов, отмечает гендиректор компании Пахомов. Сам Мурсекаев сообщает, что его компания намерена купить еще 4 боинга.

Если так, то поколебать позиции «ВИМа» может разве что резкий спад на туристическом рынке или появление сильных конкурентов.

Суд заочно арестовал бывшего финдиректора «ВИМ-Авиа» Калашникову ... . Ранее Басманный суд избрал аналогичную меру пресечения совладельцу «ВИМ-Авиа» Рашиду Мурсекаеву. Он также обвиняется в злоупотреблении полномочиями. Пресс-служба Следственного... Совладельца «ВИМ-Авиа» заочно арестовали По решению Басманного суда Рашид Мурсекаев должен быть отправлен под стражу на два месяца после задержания. ... ». «Согласно материалам дела, у Мурсекаева не имеется загранпаспорта. Согласно рапортам, Мурсекаев не пересекал границу России. До 7 декабря он не имел... статуса», - сказал юрист. 25 сентября 2017 года совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев внезапно заявил на проходившем в Росавиации совещании о намерении продать... Мурсекаев . Также в отчетности говорится, что Fastway Leasing предоставлял займы авиакомпании... . Рейс отменен: пассажиры «ВИМ-Авиа» в залах ожидания Совладелец компании Рашид Мурсекаев Рашид Мурсекаев Рашиду Суд в Ирландии арестовал активы совладельца «ВИМ-Авиа» ... Fastway Leasing, конечным бенефициаром этой компании и City Leasing является Мурсекаев . Также в отчетности говорится, что Fastway Leasing предоставлял займы авиакомпании... России и за рубежом были задержаны десятки рейсов. Совладелец компании Рашид Мурсекаев заявил, что перевозчика планируется передать под внешнее антикризисное управление. В... «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана улетели за рубеж. По данным источников РБК, они улетели в Стамбул. Рашиду Мурсекаеву было предъявлено... Рашид Рашид Мурсекаев Мурсекаев

Общество, 29 сен 2017, 20:47

Суд отправил под домашний арест экс-гендиректора и главбуха «ВИМ-Авиа» ... главного бухгалтера авиакомпании Екатерину Пантелееву, обвиняемых в мошенничестве. Владельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули страну. Басманный суд Москвы поместил под... 19:00. По сведениям Александра Нерадько, еще в понедельник вечером Рашид Мурсекаев был в Москве на работе, на следующий же день сотрудники... 777, но не рассчитала спрос на перевозки и понесла убытки. Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства... Мурсекаев Рашид Мурсекаев Рашид Мурсекаев и его супруга покинули Россию. Артем Филипенок, Илья Немченко

Общество, 28 сен 2017, 18:38

Оставленный без еды и сна гендиректор «ВИМ-Авиа» не смог дать показания ... . Источник РБК в оперативно-разыскном отделе МВД указал, что если Мурсекаев не явится 28 сентября на допрос, то будет объявлен сначала... перед топливозаправочными организациями. 25 сентября один из владельцев «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства... важных дел. Тогда же стало известно, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его супруга покинули Россию. Авиакомпания «ВИМ-Авиа» Артем Филипенок...

Бизнес, 28 сен 2017, 12:05

... информацию РБК подтвердил источник, знакомый с материалами расследования. «Так как Мурсекаев находится за границей, то обвинение в рамках уголовного дела о... этой статье является лишение свободы на срок до десяти лет. Рашид Мурсекаев Рашид Мурсекаев

Бизнес, 28 сен 2017, 12:05

Совладельцу «ВИМ-Авиа» предъявят заочное обвинение в мошенничестве ... . Рейс отменен: пассажиры «ВИМ-Авиа» в залах ожидания «Так как Мурсекаев находится за границей, то обвинение в рамках уголовного дела о... . «Неполное соответствие»: скандал с «ВИМ-Авиа» дошел до Владимира Путина Рашид Мурсекаев и его жена Светлана находятся за границей, это подтвердил Следственный... », Светлана Мурсекаева владеет 99% «ВИМ-Авиа», в то время как Рашид Мурсекаев всего 1%. Ранее СК отчитался о задержании генерального директора «ВИМ...

Бизнес, 28 сен 2017, 10:49

Владельца «ВИМ-Авиа» вызвали на допрос Следователи вызвали на допрос покинувшего Россию владельца авиаперевозчика «ВИМ-Авиа» Рашида Мурсекаева. Ранее против неназванных руководителей компании СКР завел дело о... в связи с долгами авиаперевозчик отказался от чартерных рейсов. Тогда Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства... время, по данным РБК, стало известно, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана покинули Россию. «Они улетели утром в... ... » Рашид Рашид Мурсекаев Мурсекаев Рашид Мурсекаев Мурсекаев

Бизнес, 27 сен 2017, 18:14

Владельцы «ВИМ-Авиа» покинули Россию ... » Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию. Владельцы авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана, по данным РБК, улетели за рубеж. «Мурсекаев с... чиновников, соответствует всем критериям, но при этом работать не может. Рашид Мурсекаев в начале 1990-х годов занимался поставками продуктов питания из... компанию «Белуха», которая скупала акции оборонных и авиационных предприятий. Впоследствии Мурсекаев занялся самостоятельным бизнесом - консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства, которые...

Самый молодой, а с недавних пор и самый крупный чартерный авиаперевозчик страны "ВИМ-Авиа", стоимость которого эксперты оценивают в $60 млн, официально раскрыл своего владельца. Если верить материалам компании, она на 100% принадлежит предпринимателю Рашиду Мурсекаеву.

До последнего момента ООО "ВИМ-Авиа" держала в тайне финансовые показатели и информацию о владельцах. Но теперь она стала общедоступной. О том, что Мурсекаев является собственником "ВИМ-Авиа", компания сообщила в инвестмеморандуме. подготовленном для вексельного займа объемом 500 млн руб. (его копия имеется в распоряжении "Ведомостей"). Заем организуют группа компаний "Регион" и Импэксбанк. Сотрудник одной из этих компаний, участвовавший в написании меморандума, уточняет, что Мурсекаев контролирует все 100% капитала "ВИМ-Авиа". Рынок догадывался, что предприниматель контролирует компанию, замечает источник из окружения Мурсекаева. Но многие полагали, что хотя бы небольшой пакет остался у основателя "ВИМ-Авиа" - Виктора Меркулова, добавляет он.

В транспорте Мурсекаев не новичок, хотя авиацией занялся только в 2003 г., когда появилась "ВИМ-Авиа". А начинал свою карьеру Мурсекаев в торговле вместе с земляком из Барнаула, основателем "Каскола" Сергеем Недорослевым. Сначала партнеры занимались поставками китайского ширпотреба - в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Потом скупали акции режимных и авиационных предприятий. В 1997 г. разошлись, и Мурсекаев занялся бизнесом самостоятельно. Из самых известных его сделок за этот период перепродажа 68% акций Дальневосточного пароходства экс-главе Минтопэнерго Сергею Генералову.

Меркулов был основателем "ВИМ-Авиа"". Авиаторы шутят, что ВИМ расшифровывается как "Виктор Иванович Меркулов". Изначально парк компании состоял из четырех Ил-62 и четырех Ан-12. Затем Мурсекаев выкупил контрольный пакет перевозчика и организовал лизинг 12 подержанных Boeing 757, за счет которых "ВИМ-Авиа" и достигла сегодняшних высот. Продавцом выступила немецкая Condor Flugdienst - чартерная "дочка" Lufthansa. Собственниками лайнеров, как следует из меморандума, пока остаются кредиторы "ВИМ-Авиа" - "Меридиан-Лизинг", Импэксбанк и "Авангард-Лизинг". Сроки соглашений с ними - 3-6 лет.

С Мурсекаевым и Меркуловым вчера связаться не удалось.

Мурсекаев приобрел неплохой бизнес. Как следует из меморандума "ВИМ-Авиа", выручка компании за 10 месяцев этого года составила 4,5 млрд руб. При том что за весь прошлый год тот же показатель равнялся 822 млн руб. Продвинуться компании помимо прочего помогли и ее недавние покупки других перевозчиков - "Чита-авиа", "Аэробратска" и "Русского неба", отмечается в документе. К октябрю "ВИМ-Авиа" переместилась с 42-го на 6-е место по пассажирообороту обойдя "Домодедовские авиалинии", "ЮТэйр", вплотную приблизившись к "Трансаэро". А по итогам года оборот компании должен составить 6 млрд руб., или $210 млн, заключается в меморандуме. Правда, доходность "ВИМ-Авиа" не высока. За 10 месяцев ее чистая прибыль составила всего 2,6 млн руб., а рентабельность продаж - 0,19%, указывается в документе.

"Компания быстро влетела на рынок и за небольшой срок сумела стать шестой по объемам перевозок", - отмечает аналитик группы "ЦентрИнвест" Михаил Ганелин. По его мнению, сегодня стоимость всей компании может доходить до 30% ее годовой выручки, т. е. около $63 млн.

Сегодня сотрудники Следственного комитета России (СКР) задержали в качестве подозреваемых генерального директора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера авиаперевозчика Екатерину Пантелееву. Им инкриминируется соучастие в мошенничестве, результатом которого стал крах компании. В течение дня следствие планирует предъявить задержанным обвинение и обратиться в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения. Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы, по данным следствия, уехали за границу. Минтранс тем временем заявил о договоренности с аэропортами и топливными компаниями РФ по обслуживанию рейсов «ВИМ-Авиа», из-за проблем которой свыше 30 тыс. туристов остаются за границей. Перевозка пассажиров будет осуществляться до 15 октября включительно, после чего «ВИМ-Авиа» полностью прекратит работу. По мнению экспертов, к перевозкам придется подключать иностранные компании из-за отсутствия свободных бортов в России.


Задержания


Гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер компании Екатерина Пантелеева были доставлены на допрос в СКР сегодня утром. Для господина Кочнева это уже второй визит к следователям: накануне его допросили в качестве свидетеля. На этот раз он имел другой процессуальный статус - подозреваемого по делу об особо крупном мошенничестве со средствами пассажиров авиакомпании (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Завтра господину Кочневу и госпоже Пантелеевой будет предъявлено официальное обвинение, а затем следствие обратится в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения. Сколько времени продлятся допросы подозреваемых, правоохранители пока сказать затрудняются.

Адвокат гендиректора компании «ВИМ-Авиа» в эфире “Ъ FM”:

В любом случае, в настоящий момент обвинение не конкретизировано, и для Александра Кочнева оно выглядит несколько даже абсурдным и удивительным. Потому что, согласно его объяснениям, ситуация произошла из-за временных финансовых затруднений, из-за временного кассового разрыва, и при прочих равных она была достаточно штатной - просто не было получено своевременное финансирование в определенный отрезок времени.

Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы «поспешно покинули страну, по имеющейся у следствия информации, они находятся за границей, принимаются меры к установлению их местонахождения».

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

По словам источника «Интерфакса», супруги Светлана и Рашид Мурсекаевы могут быть объявлены в международный розыск, так как следствие собирается добиться их заочного ареста.

Перевозки


В ночь на четверг Минтранс сообщил о проведении заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа», в котором приняли участие представители Росавиации, авиакомпаний «Сибирь» и самой «ВИМ-Авиа». Дистанционно Минтранс договорился об обслуживании рейсов «ВИМ-Авиа» с российскими аэропортами и топливозаправочными компаниями. В частности, Домодедово выпустит пять самолетов авиакомпании, остановленных аэропортом за долги, во Внуково, откуда они направятся в Анталью, чтобы забрать около 2 тыс. пассажиров в Москву. Должны быть выполнены регулярные рейсы из Внуково в Благовещенск, Краснодар и Симферополь, а также из Анадыря в Москву, готовится к вылету регулярный рейс из Пулково в Пекин и обратно. Сегодня Red Wings должна выполнить чартерную перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа» из Римини в Москву.

Минтранс заявил, что практически завершена разработка плана по перевозке пассажиров регулярных рейсов «ВИМ-Авиа». Перевозка будет осуществляться вплоть до 15 октября, а с 16 октября прекратится. «Пассажирам с датой выполнения регулярного рейса с 16 октября и далее рекомендуется для возврата денежных средств сдавать билеты по месту их приобретения»,- говорится в сообщении Министерства транспорта. Очередное заседание штаба должно было пройти сегодня в девять утра, но его итоги пока не оглашаются. Заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа» будут проходить до полного разрешения ситуации дважды в день.

Политолог Павел Святенков в эфире “Ъ FM”:

Для начала - добиться возвращения российских граждан из-за границы, потому что это, судя по всему, основная проблема, которая вызвала раздражение со стороны главы государства. Понятно, что то, что сейчас происходит, - это полноценный кризис, министерство и курирующий данное министерство вице-премьер несут за это свою долю ответственности.

В Ростуризме ранее говорили, что на рейсы «ВИМ-Авиа» до конца октября продано 196,6 тыс. билетов, за рубежом находятся 38,9 тыс. туристов. В Ассоциации туроператоров России приводили схожую цифру: по ее данным, за рубежом находятся около 30 тыс. клиентов туроператоров, которые не могут вернуться с отдыха из-за проблем «ВИМ-Авиа».

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина заявила «Интерфаксу» , что «стоимость вывоза туристов только четырех из восьми пострадавших туроператоров составит не менее 600 млн руб.». «Есть консолидаторы, готовые заплатить такие суммы. Но проблема с вывозом туристов "ВИМ-Авиа" не только финансовая, не менее острый вопрос - отсутствие в России свободных бортов. Найти их сейчас можно только на зарубежном рынке, в частности турецком»,- заявила госпожа Тюрина. По ее мнению, подключение иностранных перевозчиков станет реальным решением проблемы: «В России их столько не найти, а направлять за туристами самолеты "ВИМ-Авиа" не имеет смысла - они могут быть задержаны в Турции за долги, так что эти деньги вообще пропадут».

26 сентября Мосстройэкономбанк в лице конкурсного управляющего - Агентства по страхованию вкладов (АСВ) - подал в Арбитражный суд Татарстана, где с весны 2016 года зарегистрирована «ВИМ-Авиа», иск на сумму порядка 90 млн руб. о банкротстве авиакомпании. Однако сегодня, учитывая возникшую социальную напряженность, АСВ отозвало иск до определения позиции правительства. Как заявил замминистра Алексей Моисеев, в Минфине реструктуризация долгов авиакомпании пока не обсуждалась.

Александр Александров; отдел бизнеса