Реки в Париже. Река Сена. Бьевра - исчезнувшая река Парижа. Река сена как символ парижа и всей франции Куда впадает сена

Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь - из Парижа - в Париж - в Ла-Манш, в океан…

За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres) находится её крохотная часть - тот самый ельник, колыбель Сены, который в 1864 году указом Наполеона III стал частью Парижа. А могло ли быть иначе? Не будь Парижа - кто бы особенно интересовался за пределами Франции Сеной? Однако парижане считают иначе: не будь Сены, не появился бы и Париж.

Паризане и Сена

Париж начинался на островке Сите Сены. Здесь был кельтский городок Лютеция («болото»), населяли его паризии. Кто-то ведёт названии столицы от названия этого племени, другие - с троянцами, бежавшими из Трои и основавшими в одном из самых благодатных мест Европы город Parisia - «дерзость». Есть и ещё версии, но вывод из них один - местность привлекала людей с древнейших времён плодородными землями, спокойной и полноводной рекой, ставшей торговой артерией Европы с самого её расцвета.

Парижане и сегодня ведут отсчёт пространства из сердца Парижа и Сены - Сите. У каменной громады Нотр-Дам-де-Пари, собора Парижской Богоматери, построенного на острове с 1163 по 1345 годы, в мостовую положена бронзовая плита, изображающая компас. Это «нулевая точка» - point zero, от неё отсчитывают все расстояния от Парижа, здесь для парижан - центр мира, вселенной.

Главная улица Парижа

Так называют её жители, путеводители, такова Сена на самом деле. Улица-Сена начинается на юго-востоке города, торжественно течёт на север, затем плавно изгибается, нарисовав на карте не то кривую средневековую саблю, не то бровь красавицы длиною 14,5 километра - и одно, и другое Парижу к лицу.

Вместо обычных домов на этой улице - баржи и мосты. Не те грузовые баржи, что плывут в 3 часа мимо набережных, когда вода словно чернила, и только буй напротив острова Сите вспыхивает зелёным огнём азбуки Морзе, посылая сигналы кому-то в глухую ночь. По берегам Сены пришвартованы самые настоящие баржи-дома, баржи-рестораны, баржи - психиатрические лечебницы, мастерские, галереи, приюты для бездомных, как баржа «Флерон Сен-Жак», где бесприютных накормят и дадут ночлег на деньги Мальтийского ордена. Да, он ещё существует и имеет более серьёзное влияние, чем полагает обыватель.

Более счастливые идут в плавучий ресторан «Халиф» - восточную сказку Сены. А самые счастливые - в плавучий дом-баржу: относительно недавно такое жильё стоило копейки и не требовало каких-то обязательств. Но мода, мода - она рождается в Париже! Теперь жилые баржи дают настоящую прописку в столице и стоят бешено.

Мосты - вот главные свидетели истории реки и города. Их в Париже 37. Сите и берег соединяет Pont Notre-Dame - мост Нотр-Дам длиною 105 м. По нему начинается самая увлекательная пешая экскурсия по городу, но и сам он достоин особого внимания. На его месте, словно на месте церквей, побывало, разрушено и построено много мостов, сначала паризиями, потом римлянами. В 1413 году указом карла VI был возведён типичный средневековый мост, застроенный по обычаям того времени торговыми лавками и домами. Как нередко случалось, мост в итоге обвалился. Вместо него появились новые в 1660, 1786 и 1853 году. Последний был с пятью арками, с которыми постоянно сталкивались баржи, за что мост прозвали Чёртовым. В 1919 году мост обновляют, центральные 3 арки снесены ещё ранее - с той поры он и сохраняет свой вид. По нему спешат туристы, молодёжь встречается, катается на роликах, художники и шаржисты поджидают вас или славу, которая всегда где-то бродит в Париже.

По иронии судьбы, самый старый мост над Сеной называется Новым - Pont Neuf. Он тоже соединяет двумя своими крылами парижское сердце Сите с берегами. Строительство Нового началось в 1578 году, когда, как торжественно пишут, Генрих III - последний Валуа - заложил первый камень в основание. На самом деле он просто бросил его в воду. Такая небрежность на воде всегда чревата. Потому мост достраивали уже при Генрихе IV - первом Бурбоне. Новый мост был для своего времени невероятен: на нём не было заслоняющих горизонт построек, его ширина - 28 м - превосходила все европейские улицы, потому его сразу «заселили» шуты, жонглёры, певцы, книгоноши, лекари и проститутки. На площади Нового моста вы можете выразить почтение Генриху IV , чьими трудами самый романтичный мост Парижа украшает столицу и сейчас.

А вот водолазы считают Новый мостом печальным. Ежедневно в 9 утра они облачаются в свои костюмы, чтобы осматривать дно. Под Новым, от которого совсем недалеко Дворец правосудия, они находят десятки обручальных колец: по расторжении брака люди часто идут на мост и бросают в воду столь желанное, но обманувшее надежды украшение.

Другая картина под мостом Искусств - Pont des Arts - первым железным мостом французской столицы, соединившим Лувр и Французскую Академию. Pont des Arts увешан медными замками с именами влюблённых, а дно под ним усыпано ключиками от замков.

А самым красивым мостом Парижа имеем право гордиться и мы. Это - мост Александра III между Елисейскими полями и Домом инвалидов . Красоту, изящество постройки, открытой в 1900 году перед Всемирной выставкой, оценили сами парижане и признали выдающимися. Мост украшен нимфами, ангелами, пегасами, аллегорическими фигурами Науки, Искусства, Промышленности и Сражения. Арочный центр конструкции - нимфа Сены и нимфа Невы с гербами двух государств. Побратим Александрийского в Париже - Троицкий мост в Петербурге, строившийся одновременно по проекту французских инженеров.

Берега

Мосты - это берега. Долгое время левый берег Сены (La Rive Gauche), в составе которого 6 округов, был средоточием богемы, дешёвой и свободной жизни, с ним связаны имена Хемингуэя, Матисса, Пикассо.

Здесь, на левом берегу, Сена подплывает к Эйфелевой башне , музею Орсе , хранящему шедевры Гогена, Ван Гога, Дега, Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека, Мунка. Рядом с Орсе - Сорбонна, Латинский квартал, сад Тюильри , музей Родена. Трудно представить подобное средоточие в любом другом месте планеты, на берегу другой реки.

На левом берегу тянется вдоль Сены квартал Сен-Жармен - самый кичливый, люксовый, брендовый и прочий подобный парижский квартал. На него любопытно посмотреть как на комедию нравов, недаром его так любил один из самых мрачных сынов сияющей Франции - Сартр. Не хотите смотреть на людей - любуйтесь архитектурными шедеврами старых веков, которыми так щедро украшен Сен-Жармен.

Берег правый (La Rive Droite) всегда был богатым, респектабельным, консервативным. Здесь расположены 14 округов столицы. Здесь - Елисейские поля, Лувр, Триумфальная арка, сад Тюильри, музей Пикассо.

Чтобы обойти всё просто названное, нужно жить в Париже долго. Но и пропустить что-то нельзя - подобного в мире нет. Потому лучше сесть у Эйфелевой башни в нечто, подобное водному автобусу, и отправиться по Сене - великая река покажет вам всё, что «вырастила» на берегах. Прогулочный теплоход остановится и у Нотр-Дама , и у Лувра , Елисейских полей и Сада растений (Jardin des Plantes), проследует под Королевским мостом (Pont Royal), на быках-опорах которого отмечены уровни всех наводнений. Последнее страшное наводнение случилось в 1910 году, Сена затопила метрополитен, площади, улицы, 20 тысяч домов, погибли десятки человек.

На катере вы проплывёте под мостом Согласия (Pont de la Concord), в конструкции которого - камень разрушенной Бастилии, увидите на берегу Луксорский обелиск из Египта, Большой дворец (Grand Palais) - великолепный образец модерна в архитектуре, Бурбонский дворец (Palais Bourbon), набережную Voltair, где жил и умер в особняке Отель-де-Вилет Вольтер.

На набережной Берси вы сможете сразиться в туре сальсы или танго - тёплыми вечерами там устраивают настоящие танцевальные марафоны. На Помпиду летом открывают пляж, уставленный настоящими пальмами и усыпанный песком.

Набережные Сены - это и есть Париж. Они неповторимы во всех смыслах - и духовном, и физическом - настолько, что включены ЮНЕСКО во Всемирное наследие, а парижане называют их 21 округом столицы - главным и прекрасным.

Люди здесь восторгаются, сходят с ума, влюбляются, кидаются с мостов, рисуют, что-то продают и покупают, и только Сена, как тысячи лет, течёт спокойно и величественно, как подобает реке, которая, словно рог изобилия, одарила мир.

Существует несколько версий, говорящих о происхождении названия реки Сены. Однако, согласно самой популярной из них, оно связано с латинским словом "секуана", имеющего значение "священная вода". Предположительно, именно так первые поселенцы называли торговый водный путь, воды которого берут своё начало в землях Бургундии, а именно в южной части плато Лангр, а появление первых племен на его берегах относят аж к III веку до н.э.

Имея длину 776 км, Сена пересекает города Гавр, Париж, Пуасси, Руан, где расположены наиболее крупные речные порты, и завершает свой путь соединяясь с водами пролива Ла-Манш. Река имеет правые притоки - Уаза, Марна, Об и несколько левых - Йонна, Эр. Но основным источником питания Сены являются осадки, обеспечивающие регулярное пополнение водных ресурсов.

Интересно, что Сену, для удобства организации навигации по реке, разделили на несколько частей. А именно, участок реки от истока до слияния с левым притоком Йонна принято называть Малой Сеной. Следующая часть до Парижа - это Верхняя Сена, а далее следует участок с говорящим названием Парижская Сена, которую сменяет Нижняя Сена, часть от Парижа и вплоть до Руана. От Руана до Ла-Манша пролегает заключительный участок реки - Сена морская. Каждая из этих частей вносит свой вклад в формирование общего образа Сены, делая его романтичным, замысловатым и неповторимым.

Самая французская река - Сена

По территории Франции протекают около десятка крупных рек длинною более 300 км и не менее сотни рек поменьше. Однако, ни одна из них не получила такую популярность, какую имеет река Сена, ставшая не просто символом Парижа, но и всей Франции. Пожалуй, иначе быть и не могло. Ведь именно Сена разделила столицу Франции на свободный богемный левый берег и важный деловой правый. Живописные пейзажи именно её берегов вдохновляли Мане, Ренуара, Пикассо, Матисса...

Особый шарм Сены заключен в наличии множества мостов, каждый из которых неповторим как в своей истории, так и в исполнении. К примеру, мост Пон-Нёф. Его строительство было начато в 1578 году Генрихом III Валуа и вот уже несколько столетий он служит парижанам, нося гордое звание старейшего моста Парижа. А самый "молодой" мост, названный в честь Шарля де Голля, был открыт для движения в 1996 году с целью разгрузить дороги с плотным автомобильным движением. Всего же только в Париже через Сену переброшено 32 моста.

Сена, разделив Париж на два берега, позволила каждому из них стать неповторимым. Левый берег, более свободный и терпимый, всегда был центром богемной и культурной жизни. Здесь расположены Эйфелева башня и музей Родена, Парижские катакомбы и известный театр «Одеон», церкви Сан-Северин и Сен-Сюльпис. Правый же берег, некогда территория "сливок общества", и сейчас сохранил за собой право называться деловым центром Парижа. Но не только финансовыми сделками он интересен. Именно здесь раскинулись Елисейские поля, Триумфальная арка, Лувр, Монмартр, музей Пикассо, Мулен руж и многое другое.

Посещая Париж, вопрос о том, какой берег выбрать для посещения не стоит. Ведь каждый из них, отражаясь в безмятежно бегущих водах Сены, способен подарить особые впечатления, которые остаются в памяти навсегда.

Сложно представить современную европейскую столицу без большой реки, которая делит город на две части. Киев разделен Днепром на правый и левый берега, Лондон – Темзой, Бухарест расположился на берегах Дуная, Прагу «разрезает» Влтава, а река Сена разделяет Париж, город всех влюбленных.

На какой реке стоит Париж

Река Сена, протекающая в Париже, очень извилиста. Её протяженность составляет 776 километров, почти 13 из которых пролегают через столицу. Она берет свое начало в южной части Франции. Глядя на карту, видим что река Сена протекает через всю территорию Франции и впадает в пролив Ла-Манш.

Значение Сены для парижан всегда было немалым. Во все века она имела большое экономическое значение для страны. Её водами передвигались торговые судна, она помогала в удовлетворении бытовых нужд и служила источником воды для жителей его берегов.

Краткий ракурс в историю

Исследования ученых и археологов свидетельствуют о существовании жизни на территории современного Парижа и берегах Сены во Франции ещё в 4 столетии до нашей эры.

Это было кельтское поселение, называвшееся Лютеция Паризиорум. Бытует мнение, что название современного Парижа произошло именно от кельтов.

Реку, на которой расположен город, кельты называли Sicauna, что обозначает «священная река». Возможно, во времена кельтских поселений река обеспечивала жителям своего побережья значительные ресурсы для выживания и, таким образом, стала для них священной.

Во времена правления королей, на левом берегу Сены активно вела свою жизнь французская богема, на правом берегу жили аристократы. С годами социальная градация исчезла и Париж зажил по-новому.

На берегу Сены на острове Сит расположена металлическая плита с изображением компаса. От этой «нулевой» точки начинается отсчет всех расстояний от Парижа. По мнению некоторых ученых, в древние времена Сена была определенным компасом для жителей Франции и помогала ориентироваться в пространстве.

Реки в Париже (притоки Сены) непрерывно несут в нее свои стоки. Иногда водный поток выбрасывает на берег удивительные и пугающие находки: от детских игрушек до человеческих тел. Даже такие находки не испортят красоты реки и города, находящегося на её берегах.

Современная Сена и сейчас довольно много значит для парижан и самого города. Париж и Сена неразрывно связаны между собой.

Париж и Сена — единое целое

Раньше Париж полностью находился в окружении вод Сены, так как был расположен на острове Сит. В 4 столетии до нашей эры на этом острове находилось кельтское поселение Лютеция Паризиорум.

На месте современного 35-метрового Собора Парижской Богоматери в древние времена возвышался храм Юпитера, после которого на этой территории был построен первый христианский храм Святого Стефана. К сожалению, эти архитектурные памятники не сохранились до нашего времени.

Со временем Париж увеличивал свои территории, и сейчас река, на которой он расположен, протекает через весь город, разделяя его на две части. Фактически река Сена является одной из улиц Парижа. По ней курсируют катера, которые называются речными трамваями, перевозящие людей. Такие катера дают возможность рассмотреть все красоты города и его мосты, соединяющие Париж в единое целое.

Новый мост

До 14 столетия остров Сит был государственным центром Французского Королевства. На нем были сосредоточены все замки и резиденции королей. С материковой частью Франции его соединяли мосты через Сену. На сегодняшний день таких мостов в Париже 8.

Одним из таких мостов был Новый мост, строительство которого начал Генрих 3. Открыли мост в начале 17 столетия. По нему передвигались пешеходы и лошадиные упряжки.

Это 232-метровый арочный мост, который является одним из главных мостов города и символов Парижа. Он соединяет остров с правым и левым берегами Сены и два округа столицы Франции. При переходе через мост на правый берег сразу открывается вид набережной Лувра.

Мост Нотр-Дам

Этот мост соединяет восточный Сит и 4 округ материковой части города. В этой части столицы расположены такие известные объекты как музей Виктора Гюго, башня Сен-Жак и центр Жоржа Пампиду.

Мост Нотр-Дам – это дорога из одной эпохи в другую. Начали его возводить в начале 16 века из камня, а среднюю часть строили в начале 20 столетия из металла.

За свою многолетнюю историю он неоднократно подвергался разрушениям. Изначально этот мост насчитывал 6 арок. В конце 19 столетия его построили на старом фундаменте 5-арочным, оставив крайние арки нетронутыми.

Такой мост не давал возможность баржам беспрепятственно курсировать по реке. Из-за многочисленных аварий в районе моста Нотр-Дам, было принято решение заменить центральную часть сооружения на единую акру из метала. Опорой для нее послужили крайние каменные арки. Так в начале 20 века был создан современный мост Нотр-Дам.

Правый берег Сены

Правый берег Сены ранее был любимым местом отдыха парижских миллионеров и богачей. La Rive Droite, так местные жители называют правый берег, поделен на 14 административных округов. На сегодняшний день это деловой центр города, в котором собраны бизнес-центры и офисные помещения, а также большинство туристических объектов.

Такое расположение полюбившихся всем столичных достопримечательностей порождает у туристов желание арендовать жилье именно в этом районе. Цены на недвижимость здесь довольно высокие. Но благодаря метро, и сообщению берегов между собой, легко и быстро можно добраться на правый берег, а более бюджетное жилье снять на левом.

На правом берегу расположены следующие туристические объекты и достопримечательности:

  • Лувр;
  • Монмартр;
  • Елисейские поля;
  • Триумфальная арка.

Знаменитый Лувр – королевский дворец, который ежегодно принимает более 9 миллионов туристов и местных жителей. В нем расположены картины, написанные известными мастерами и талантливыми художниками всех времен.

Холм Монмартр – самая высока точка Парижа, на которой расположен знаменитый храм Сакре-Кер. С этого холма открывается захватывающий вид на французскую столицу.

Елисейские поля – центральная улица французской столицы, очаровывающая своими пейзажами. Прогуливаясь по ней, среди живописных растений и фонтанов, можно насладиться творчеством французских скульпторов и художников.

Неотъемлемой частью прогулки по Елисейским полям является визит в один из древнейших ресторанов Франции Pavillion Ladoyen. Дальнейшая прогулка откроет вид на Елисейский дворец – резиденцию Президента Франции, и приведет к Триумфальной арке.

Величайшая Триумфальная арка, откроет вид на город, если подняться на её смотровую площадку. Это самая высокая арка в мире.

Парижская опера, знаменитая на весь мир, предлагает своим гостям насладиться балетами и классическими операми. Она владеет двумя древнейшими зданиями – Оперой Гранье и Оперой Бастилии.

Мулен Руж. Нашумевшее на весь мир кабаре, в котором собирались гости не только среднего класса, но и французская аристократия. Это одна из известнейших достопримечательностей Парижа.

Левый берег Сены

Левый берег – это центр культурной жизни столицы. Он не только административная часть Парижа, но и его культурная часть. Он наделен особым колоритом. Жители 6 округов левого берега неповторимы: у каждого своя манера одеваться, говорить, преподносить себя.

Такие известные художники и литераторы как Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо и другие, в свое время отдавали предпочтение для жизни и творчества левому берегу.

В этой части французской столицы расположены таки знаменитые места как:

  • Эйфелева башня;

Эта башня – главный символ Парижа, о ней известно даже школьнику. 300-метровая башня, названная в честь архитектора Гюства Эйфеля, спроектировавшего её, является наиболее посещаемой и фотографируемой достопримечательностью Парижа.

  • Монпарнас;

210-метровый небоскреб, на месте которого ранее располагался небольшой вокзал. Переместив его под землю, было принято решение возвести 57-этажную башню. Сейчас с её смотровой площадки отрывается чарующий вид на весь Париж.

  • Сорбонна;

Знаменитый университет, являющийся архитектурным достоянием Франции, выполнен в стиле барокко. Основан в 8 столетии.

  • Пантеон;

Расположенный в Латинском квартале архитектурный памятник, является усыпальницей знаменитых людей Франции и довольно популярным местом среди туристов.

Сена – река, разделяющая столицу Франции, будто на два разных города и, в то же время, объединяющая Париж в одно целое. На её берегах расположены исторические кварталы, современные бизнес-центры и живописные пейзажи.

Сена – главная водная артерия города уже не одно тысячелетие. Она помнит древнюю Францию и королей, которые ею правили. Река Сена в Париже – неотделимая часть французской столицы, которая придает городу особую атмосферу и заставляет туристов возвращаться туда вновь.

Сена - одна из самых известных в Западной Европе рек, источник вдохновения для художников и поэтов, веками воспевавших ее красоту.

География

Река берет начало на плато Лангр в Бургундии, далее течет по равнинной местности провинции Шампань между холмами Парижского бассейна, образуя широкую долину. Русло реки очень извилистое, особенно ниже города , где оно разветвляется на несколько рукавов и образует острова.
Устье реки находится между портовым городом Гавр и приморским Онфлером, в заливе Сена пролива , где образуется большой воронкообразный эстуарий длиной свыше 25 км и шириной от 2 до 10 км. В устье Сены построен Мост Нормандии - один из самых больших байтовых мостов в мире длиной 2350 м с центральным пролетом в 935 м.
Влияние морских приливов распространяется на 35 км выше Руана. Непосредственно в устье приливы достигают высоты 7,5 м. Течение реки заметное, перепад высот между истоком и устьем достигает 500 м; в целом характер реки спокойный, если бы не угроза наводнений. Паводки случаются зимой, летом - короткая межень.
Если паводки сильные, на Сене начинается наводнение. На реке и ее притоках проводятся гидротехнические работы, что существенно снизило опасность наводнений для Парижа и других городов.

История

Название реки в античные времена звучало как Секвана (Seguana), упоминания о ней встречаются еще в древнеримских источниках I в. до н, э. Предположительно, допускается образование от кельтского sog-han - «спокойная река». На ее берегах жило кельтское племя секванов. Другое местное кельтское (галльское) племя, обосновавшееся здесь в середине III в, до н. э - паризии - дало название Парижу, который римляне называли Лютеция (от lutum - «грязь, болото»).
Кельты построили на реке рыбацкие деревни и занялись сельским хозяйством на плодородных равнинах в долине Сены. Относительно спокойный характер реки привлекал к ней людей, и вскоре вся местность вдоль Сены была заселена.
Для древних римлян река была важным рубежом в завоевании земель непокорных кельтов. В Средние века Сена служила естественной границей между феодальными владениями.
Долгое время плавание торговых караванов судов по Сене было небезопасным делом из-за разбоя. Еще дольше доставляло неудобства мелководье. Первые серьезные работы по углублению русла реки были проведены лишь в 1840 г., после чего корабли с осадкой до 1,6 м смогли перемещаться по реке от устья до Парижа. Позже работы по повышению судоходности реки продолжились, и теперь до Парижа поднимаются суда с осадкой до 3,2 м, а до Руана - 6,5 м. Углубление дна Сены в 1960-х гг. помогло избавиться от такого явления, как маскаре - аномально высоких приливных волн, возникающих в устьях Сены и движущихся вверх по течению.
Резкое повышение уровня воды в Сене зимой и осенью и сегодня представляет серьезную опасность для Парижа, хотя после сильнейшего наводнения в январе 1910 г. по берегам реки были выстроены защитные дамбы. Статуя Зуава у опоры моста Альма с давних пор служит своеобразным измерителем: асе парижане знают, что, когда вода поднимается до его колен, это наводнение средней опасности, если до уровня пояса и выше - весьма серьёзное, а в 1910 г. уровень воды в Сене достиг бороды (или шеи) Зуава - 8 метров 62 сантиметра.
В 1944 г. во время Второй мировой войны была проведена стратегическая операция «Оверлорд» по высадке войск англичан и американцев на французском берегу в Нормандии: союзники прорвались сквозь немецкие укрепления на восток, форсировали Сену и 25 августа, при поддержке французских партизан, освободили Париж.
В 1991 г. ЮНЕСКО внесла парижские берега Сены - Рив-Гош и Рив-Друа - в европейский список Всемирного наследия человечества.
Пусть Сена и не самая длинная река во Франции (самая длинная - Луара), тем не менее она остается важнейшим звеном экономики Франции и всей Западной Европы, 60% реки судоходно, судоходство по реке осуществляется круглый год. Сена соединена каналами с Рейном, Маасом, Луарой, Соной, Соммой, Шельдой. Из-за высоких приливов в устье Сены суда проходят по обводному Танкарвильскому каналу. Суда поднимаются до самого города Труа - к подножию гор, где находятся истоки Сены. Океанские суда поднимаются до Руана - на расстояние свыше 120 км от устья.
Бассейн Сены - главный индустриальный и сельскохозяйственный район Франции. Именно на Сене находятся крупные промышленные компании нефтеперерабатывающей, химической и автомобильной отраслей промышленности.
Однако по той же причине к 1960-м гг. уровень загрязнения воды в Сене повысился настолько, что жизнь в реке практически исчезла. Срочные меры по ликвидации и предотвращению загрязнения реки дали неплохие результаты: в 2009 г. было даже отмечено возвращение в Сену такой чувствительной к загрязнению рыбы, как атлантический лосось.
Париж - самый большой речной порт на Сене, за ним следуют Руан и Гаар. Сена настолько важна для Парижа, что ее неофициально принято считать 21-м городским округом. Река разделила Париж надвое: на правом берегу сосредоточена торговая и деловая часть города, левый берег - это преимущественно культурные и образовательные учреждения.
На правом берегу Сены расположен Лувр - музей с мировой славой, живописные постройки в саду Тюильри, дворец Карнавале, башня Сен-Жак, кладбище Пер-Лашез, Монмартр, Булонский лес…
На левом берегу Сены стоит еще один символ Парижа, без которого уже немыслима панорама города: Эйфелева башня на Марсовом поле. Неподалеку находится Дом Инвалидов, где похоронен император Наполеон Бонапарт. Дворец Марии Медичи в Люксембургском саду - местонахождение сената страны. Рядом - Латинский квартал и знаменитый университет Сорбонна. В наше время не многие студенты могут себе позволить жить по соседству с Сорбонной, в 5-м и 6-м округах, где с начала XX в. обосновались представители парижской художественной интеллигенции - богемы: художники, писатели, театральные деятели.
Рив-Гош - левый берег Сены - понятие не только топографическое.
Стиль Рив-Гош подразумевает совершенно особый, эксцентричный образ жизни, манеры поведения и внешний вид богемы, в отличие от более консервативных буржуа с правого берега. Сегодня подобный свободный стиль, что-то между хиппи и яппи, назвали бы «бобо» (фр. bourgeois-boheme - буржуа-богема).
В пределах Парижа через Сену переброшено 37 мостов, включая самые известные: мост Луи-Филиппа и Пон-Неф, или Новый мост, постройки 1607 г. - старейший из сохранившихся мостов Парижа через реку Сену.
Руан - третий по величине порт на Сене, с развитой промышленностью и главной достопримечательностью - Руанским собором, заложенным в 1210 г. и завершенном в начале XVI в.
Гавр - второй порт после Парижа - ранее назывался Гавр-де-Грас, или «благодатная гавань». В настоящее время на Гавр приходится весь внешнеторговый оборот Франции со странами Америки и Западной Африки.
В месте, где сливаются Сена с Уазой, стоит еще один крупный центр речного пароходства - Конфлан-Сент-Онорин.

Но Сена - это еще и патриархальные деревушки и тихие провинциальные городки. На высоком берегу Сены, в местечке Фрет-сюр-Сен открывается роскошная панорама леса Сен-Жермен-ан-Лэ, в эти края приезжают в поисках вдохновения художники и писатели.


Общая информация

Местоположение: Западная Европа. Протекает по территории Франции, пересекая исторические области Бургундия, Шампань, Иль-де-Франс. Нормандия, департаменты Кот-д"Ор, Об, Сена и Марна, Париж, Ивелин, Эсонн, Уаза, Верхняя Сона, Валь-де-Марн, Сен-Сен Дени, Эр, Приморская Сена, Кальвадос.

Способ питания: преимущественно дождевой (максимум - ноябрь-март, минимум - август-сентябрь).

Бассейн: Атлантический океан.
Исток: южная часть плато Лангр (на высоте 471 м), регион Бургундия.

Устье: бухта Сена, пролив Ла-Манш.

Крупнейшие притоки: левые - Йонна, Луэн, Эр, Риль, правые - Урс, Об, Марна, Уаза, Эр.

Крупнейшие города: Париж (крупнейший континентальный порт Франции) - 2 234 105чел. (2009 г.), морские порты Руан - 110 688 чел. (2009 г.) и Гаар - 177 259 чел. (2009 г.).

Цифры

Длина: 776 км.

Ширина: в Париже - 265 м, между городами Эльбеф и Руан - 680-780 м.

Средняя глубина в районе Парижа: 6,5 м.

Площадь бассейна: 78 650 км 2 .
Средний расход воды: у Парижа - 250 м 3 /с. в устье - 450-500 м 3 /с.

Климат и погода

От морского до умеренно-континентального.

Средняя температура января: +4.2°С.

Средняя температура июля: + 19,6°С.

Среднегодовое количество осадков: 640 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Уровень воды: самый высокий - в январе, самый низкий - в сентябре.

Экономика

Портовая индустрия.

Водоснабжение: городское и сельскохозяйственное.

Сфера услуг: туризм, транспорт (речное судоходство).

Достопримечательности

Город Париж

Мосты : Александра III, Альма, Инвалидов. Менял, Мирабо, Согласия, Луи-Филиппа, Пон-Неф (Новый мост), Сен-Мишель, Искусств, Карусель.
Острова : Сите: Дворец Правосудия и замок Кон-сьержери (с VI в.), Дворцовый бульвар, собор Нотр-Дам-де- Пари (1163-1330 гг.); Сен -Луи: (застройка 1614-1664 гг.) набережные Орлеанскаяи Бурбонов:дворцы Лозен, Ламбер, Шенизо; Лебединый: (сооружён в 1825 г. в качестве дамбы): уменьшенная копия статуи Свободы (11,5 м): Гран-Жатт изображен на шедевре Жоржа-Пьера Сера «Воскресный день на острове Гранд-Жатт-. 1884-1886 гг.).
Левый берег : гора Святой Женевьевы, старые монастыри бенедиктинцев и кармелиток, набережная Латинского квартала, Сорбонна (с XIII в.), Валь-де-Грас (XIII в.), престижный университет Эколь Нормаль, церковь Сен-Жюльен-ле-Повр (с XII в.), аббатство Сен-Жермен-де-Пре [с XI-XII вв.); дворец Маза-рини (XVII а.) на набережной Конти, «Большие кафе», бульвар Монпарнас, катакомбы (длиной до 160 км), музеи Орсе и Бранли, Дом Инвалидов (1670-е гг.). и др. в Правый берег: мэрия в Отель-де-Виль (здание в Гревском порту с ХII в.). квартал Маре, дворец Карнавале (XVII в.), Лувр (с 1190 г.), Тюильри (с 1564 г.) и Ели-сейские поля (с 1616 г.). Центр Помпиду (Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду,
в Обиходе - «Бобур») и др.
Город-порт Руан : Руанский собор (1120-1200 гг.).
Город-порт Гавр : мост Нормандии (1995 г) в устье Сены между г. Гавр и г. Онфлер, послевоенная застройка по проекту Андре Перре, церконь Сен-Жозеф - памятник жертвам бомбежек 1944-1945 (1958 г,), церковь Нотр-Дам и аббатство Гравиль-Сенг-Онорин (XVI-XVIII вв).
Город Онфлер : старинная гавань, деревянная церковь св. Екатерины (XV в.).
Город Ле-Андели : старый район Большой Андели был романским городом, местом проживания франкских королей, культурным и религиозным центром: замок Шато-Гайар (XII в.) построен Ричардом Львиное сердце.
Город Труа : древнее поселение кельтов, 42 памятника культуры, большая часть сосредоточена в центральном районе, называемом «Пробка шампанского».
■ Руины аббатства Жюмьеж (основано в 654 г.).

Любопытные факты

■ При первых признаках наводнения в 2003 г боле 100 тыс. ценных предметов искусства были эвакуированы из подземных запасников музеев Парижа, что стало самой большой эвакуацией такого рода со времен Второй мировой войны.
■ Мост Нормандии - вантовый дорожный мост обшей длиной 2350 м с центральным пролетом в 935 м. высота пилонов 215 м. Строительство моста заняло почти семь лет, открыт в 1995 г. До 1999 г., когда его «Обогнал» мост в Токио, был самым длинным в мире.
■ Город Гавр был почти полностью уничтожен во время Второй мировой войны в ходе боев и бомбардировок. Впоследствии отстроен заново по проекту архитектора Андре Перре. Эти дома послужили образцом для массовой застройки в СССР при Хрущеве (известные всем «хрущевки»).