Банды каракаса. Каракас — самый опасный город мира? Дефицит порождает преступность

Сегодня купить туристическую путевку почти в любое место планеты не сложнее, чем положить деньги на телефон, а популярные места для отдыха знаешь наизусть еще до самой поездки - друзья в социальных сетях успели утомить видами Барселоны, Бали и всего остального. Оттого наиболее интересными идеями кажутся трипы в противоречивые места, отдающие загадкой, опасностью, ну или как минимум не наводящие скуку.

Сегодня мы решили перекопать форумы российских путешественников-одиночек (в первую очередь, конечно, «Форум Винского») в поисках полезных советов и историй из криминальных и достаточно опасных туристических зон - Кейптауна, Рио и Каракаса. Собственно, именно эти криминальные города оказались в материале не случайно: поток туристов туда (а значит и их историй оттуда) довольно обилен. А вот путешественники, оказывающиеся в горячих точках Сомали или в логове наркобаронов Мексики, либо не пишут отчетов, либо просто решают остаться.

Каракас, Венесуэла

ОБЩЕЕ
НАСЕЛЕНИЕ

ИНДЕКС ПРЕСТУПНОСТИ

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТи

УБИЙСТВ НА
100 000 НАСЕЛЕНИЯ

Если верить телевизионным репортажам, Венесуэла представляется этаким социалистическим раем вроде Кубы. На самом деле в этой стране очень небезопасно. Уличные грабители, вооруженные огнестрельным оружием и ножами, охотятся на туристов по всему городу.

«Позавчера ночью автобус, в котором я ехал, обстреляли. Хотели ограбить, но водила не остановился. Тогда пальнули крупной дробью. Мне рикошетом в ногу попало - царапина, но кровоточила сильно, в больничке потом два шва наложили. А девушке одной прилично в ногу засадили, кровищи много было, хотя вроде тоже ничего серьезного. Спрашивал потом у местных, солдат и полиции, такие случаи тут постоянно происходят».

ГЕОРГИЙ КАЛМЫКОВ

«Деньги в аэропорту менять проще, чем в Каракасе. Машины грабят все. Не надо ездить ночью. Прокол колеса ночью - скорее всего ловушка. Про то, что ты русский, говорить надо обязательно. И требовать, чтоб вернули документы. Ствол носи в носке, хотя сейчас его не так просто купить. Сначала дай себя ограбить, а уж потом доставай ствол и стреляй в спину (это советы местных полицейских). Все ценное - в носки».

«Причем с пистолетом могут попросить даже бейсболку. Лучше отдать».

ГЕОРГИЙ КАЛМЫКОВ

«Венесуэла во многом отличается от других стран. Главная особенность - разница в курсе обмена долларов. С пластиковой картой самостоятельный путешественник платит за все в три раза дороже. И поездка стоит дороже, чем в швейцарские Альпы или на Лазурный берег. Поэтому приходится ехать с наличными долларами на всю поездку. Профессиональные налетчики и полиция об этом прекрасно знают, что создает дополнительную опасность.

Советую хорошенько прятать деньги. В ремни, пояса штанов, носки и прочие рейтузы. Есть всякие сумочки на ногу - тоже очень полезная вещь. Кроме того, в длинных штанах вы меньше привлекаете внимание.

Полиция часто неадекватно реагирует на крупные суммы наличных. Не показывайте их нигде и никогда. В стране, где процветает наркотрафик, человека с пятью тысячами долларов воспринимают как приехавшего купить. И то, что ты пока еще не купил, не беда, могут и подбросить. Не говоря уже о еще более мрачных сценариях».

Рио-де-Жанейро, Бразилия

ОБЩЕЕ
НАСЕЛЕНИЕ

ИНДЕКС ПРЕСТУПНОСТИ

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ

УБИЙСТВ НА
100 000 НАСЕЛЕНИЯ

В Рио-де-Жанейро главную опасность для путешественников представляют банды малолетних обитателей фавел, которые прочесывают туристические места в поисках туристов. От взрослого населения трущоб, впрочем, тоже стоит держаться подальше - ограбят и глазом не моргнут.

«Бразилия - отличная страна, наверно, единственная в мире, где у тебя могут спиздить истоптанные вьетнамки, где образованные люди подбирают газеты на улицах для их чтения, где именно с открытой, веселой улыбкой спортивные негры заберут все мало-мальски ценное в центре в час пик, стоит повернуть немного не туда, где совершенно ебанутые цены на предметы потребления и отели».

«У меня за девять дней в Рио был один инцидент. Девять вечера, залитая огнями Авенида Атлантика. По центру сувенирный базар. Шел из кабака в благостном настроении, поглазел минут 15 на сувениры. Уже топая по тротуару (людей вокруг - тьма), почувствовал, что кто-то сильно сжал рукой плечо. Обернувшись, увидел кадра, которому сказал, что по-португальски не говорю. Признаться, не ожидал, что все произойдет вот так, при всем честном народе. Он еще раз сжал плечо и, обойдя спереди, продемонстрировал складной кривой нож и показал на карманы. Был шокирован моей улыбкой, меня и правда почему-то стало разбирать от смеха, учитывая, что в кармане 20 реалов, карта города и кредитка. Показал карту города, но в этот момент фланирующие рядом бразильцы, один из которых гулял с собакой, оценив, что происходит, вдруг направились к нам, что-то весьма энергично высказывая экспроприатору. Тот бросил на тротуар карту города, которую было взял, и ретировался».

«Меня ограбили в предпоследний день перед отлетом в Россию именно там, на центральной площади около собора - толпа ребят (человек шесть) лет 15–20-ти с собакой подбежали, выдрали рюкзак и фотоаппарат, еще и пса науськали покусать, хотя я и не сопротивлялась, увидев пса. Все произошло за две-три секунды. Но на помощь ко мне бежал какой-то пожилой мужчина, но он не успел помочь, зато довел до остановки автобуса, дал денег, чтобы доехать до отеля».

«Я столкнулся с криминалом лишь раз, когда ранехонько, с рассветом, по обыкновению вышел искупаться в океане. Вылез из воды - около моего полиэтиленового пакета с майкой и шлепанцами сидели три фавельных мальчика с ножиками. Говорят: «Мистер, мани». Я им на чистой португальской мове отвечаю: «А вы часом не с дуба рухнули? Из плавок достать, что ли?» Они обозлились и говорят: «Часы снимай тогда». «Да пожалуйста», - отвечаю. И протягиваю старые (купил в 1986 году, выбросил, представьте, только пару лет назад) дешевенькие пластмассовые Casio. Ребята грязно выругались и пошли искать другую жертву».

«Кредитки, документы и весь нал держал в сейфе, а при себе носил только полуторадневный максимум. На Авенида Атлантика попал на гоп-стоп, на Копакабане спиздили панаму. При этом 25 дней шлялся повсюду (включая неблагополучные районы Рио), очень часто один, и все обошлось. Правда, косые взгляды все же имели место».

«Мы приехали в Рио 25 мая, были ограблены белым днем в районе Санта-Тереза на второй день пребывания. Райончик туристический, но недалеко находятся фавелы. Мы доехали до конечной остановки на трамвайчике, который, кстати, сопровождают полицейские, а обратный путь решили совершить пешком, поскольку людей по дороге наблюдали в достаточном количестве. Недалеко мы отошли от остановки трамвая, как подошли два афробразильца и не совсем вежливо попросили наши рюкзаки. Я девушка хрупкая, решила отдать свой сразу, а вот мужу досталось: ему угрожал второй ножом».

«Меня однажды порезали в Рио, стоял как лев, против четверых, днем, в три часа дня на Копакабане (после дождя как назло людей не оказалось). В принципе, бразильцы - трусы. Ножи легко в ход пускают, а драться не умеют. Гроша ломаного с меня не получили, удалось отстоять деньги и документы, но ножом полоснули».

«В четыре утра возвращался домой, зашел в малюсенькую закусочную съесть бутерброд и выпить сока перед сном, сижу смотрю, трое быков таких конкретных сидят пьют, что-то орут так агрессивно на окружающих, прямо хотят нарваться, один ко мне что-то подходит, начинает на средненьком английском спрашивать стандартные бла-бла, соврал ему, что не на порту, ни на инглише не болтаю, он дальше на кого-то переключился, ушел в туалет, вернулся и с размаху бьет в спину одного паренька, сидящего там, не бразильца, но без продолжения, зависает пауза секунд 10–15, здоровый негр, парень, стоящий у входа в забегаловку, вписывается и начинает что-то говорить быку, подрываются остальные двое быков, негр бежать, трое за ним, слышу два четких хлопка выстрела, за углом, поворачиваюсь к бармену, говорю ему: „Звони в полицию“, тот ноль - реакции, молчит».

«Встретили немца в Рио, так его коллега, работающий с бразильской компанией, нарвался на дуло пистолета, сидя в такси при открытом окне. После этого отказался от командировок».

«Воскресенье, три часа дня, центр Рио - в городе ни души. Стою, фотографирую очередной памятник на площади, опускаю фотоаппарат и вижу перед собой лицо, совершенно спокойное лицо парня лет 20-ти с холодными глазами. Муж, который был шагах в десяти от меня в этот момент, обернулся и сказал: „Отойди от него“, я успела немного податься назад, и в этот момент парень схватил у меня из рук фотоаппарат, а я рефлекторно вцепилась в ремень. Быстро подскочил муж и схватил его руками в замок. Некоторое время шла борьба, после чего я у ослабевшего противника вырвала фотоаппарат. Грабитель вывернулся от мужа и не спеша пошел к застекленному переходу в 15 метрах. Тут муж обнаружил, что у него разбиты очки, да и наглая неторопливость парня вывела его из себя, и он побежал в сторону перехода за грабителем, несколько раз попытавшись пнуть его. Парень шел и шел, абсолютно невозмутимый, как бы приглашая за собой. Нас спасла полиция. Человек пять полицейских, неизвестно откуда взявшихся, на полном скаку ринулись в переход, и тут по переходу от них побежали человек 10–15 банда подростков, очевидно ожидавших нас там».

Адриана Фернандес 27 лет

Фотограф, журналист. Родилась и живёт в Каракасе (Венесуэла). Снимает для венесуэльских интернет-изданий Tal Cual, Efecto Cocuyo и Contrapunto. Фотопроект Paraíso Perdido посвящён Каракасу, его уличным бандам и растущей преступности. Работа над ним продолжается с 2012 года.

Каракас - мой родной город, и, сколько я себя помню, жизнь здесь никогда не была простой. Но сейчас, из-за , силовики не в состоянии контролировать улицы. За последние три года уровень преступности значительно повысился, бандиты остаются безнаказанными, всё это провоцирует рост агрессии в обществе.

Кризис в политике

В 2012 году правительство Мадуро объявило кампанию по борьбе с уличной преступностью. Но это лишь усугубило ситуацию: банды стали расти и укрепляться. Причины кризиса гораздо сложнее и глубже, их невозможно решить ответной агрессией, разрешив полиции стрелять в людей. А именно это и произошло. Если убийство - это решение проблемы, им придётся перестрелять половину Венесуэлы.

В 2014 году я делала репортаж об акциях протеста в городе на границе с Колумбией: полицейский застрелил 14-летнего парня, это вызвало серьёзные волнения в обществе. Но это единичный случай, освещавшийся в новостях. В реальности же полиция применяет огнестрельное оружие при зачистке территорий и потом тщательно заметает следы, вешая убийства на другие банды.

Всего пару лет назад в верхних районах города можно было наткнуться на разборки мелких шаек, но сейчас они объединяются, забирая под свой контроль всё бо льшие территории города. Из того, что я знаю о внутренней организации: членство в банде пожизненно; запрещено воровать на территории, подконтрольной твоей группировке. Все состоят в какой-нибудь банде, нет никаких маньяков или грабителей-одиночек.

Полиция применяет огнестрельное оружие при зачистке территорий и потом тщательно заметает следы, вешая убийства на другие банды.

Падение экономики

Я разговаривала с авторитетными преступниками, и они спрашивали у меня, сколько я зарабатываю. Я отвечала, что у журналиста минимальная зарплата. «А сколько ты училась?» - уточняли они. - «Пять лет». - «Так вот, девочка, я вообще не учился, но у меня гораздо больше денег. Так в чём смысл образования?» Я думаю, если бы у людей была возможность учиться и заработать себе на жизнь честно, они бы не выбрали жизнь уличных бандитов. Потому что самым старшим из них от силы по 25 лет. Жизнь на улицах Каракаса коротка.

Когда Чавес пришёл к власти, главным вопросом было, как диверсифицировать экономику, чтобы не зависеть всецело от цен на нефть. Было много полемики, но ничего не было сделано, страна оказалась совершенно не готова к изменениям на рынке нефти. Лет 15 назад Венесуэла немного экспортировала какао и кофе. У нас очень плодородные земли, и можно было развивать этот сектор. Вместо этого его окончательно запустили, и на сегодняшний день около 96 % экономики Венесуэлы - это нефть.

Самым старшим из бандитов от силы по 25 лет. Жизнь на улицах Каракаса коротка.

Страх и злоба

Почти месяц я готовила хот-доги в забегаловке в одном из нищих районов, чтобы люди просто привыкли ко мне, перестали относиться с подозрением, бояться, что я сдам их полиции. Конечно, они знали, что я фотограф и журналист, но раз я стою здесь, делаю хот-дог и говорю с ними и слушаю их - я свой человек, мне можно доверять. Это доверие было очень сложно заслужить, люди банально не хотят быть убитыми из-за информации, которую я могла собрать о них. Но для меня это не было работой под прикрытием: чтобы эти люди пустили тебя в свой мир, ты должен открыть им своё сердце. После этого невозможно говорить о манипуляциях и притворстве.

Большинство моих друзей очень категоричны по отношению к жителям трущоб и уличным бандам. Но они никогда ни с кем из них даже не разговаривали. Я же, работая над этим проектом вот уже несколько лет, пришла к выводу, что между нами не такая уж огромная пропасть: каждый может оказаться на дне. Надеюсь, что мои фотографии помогут людям увидеть других и понять, что, возможно, имей мы чуть больше сострадания, нам не пришлось бы теперь полагаться только на правительство в решении социальных проблем.

Каракас - самый криминальный город в мире.

Интересные места, Активный отдых, Отчет о путешествиях в Венесуэла, Каракас

Три впечатления о Каракасе

Так уж получилось, что за три недели нашего путешествия по Южной Америке, в Каракасе мы оказывались трижды. И хотя толком не успели посмотреть город, впечатления от него остались яркими. Прежде всего, из-за приключений, в которые мы умудрились попасть.

Впечатление 1.

Итак, наш первый день в Южной Америке. Около 4-х часов дня. Мы с Денисом сидим в такси на выходе из международного аэропорта Каракаса. На передних сидениях чернокожий таксист со своим братом-валютчиком отсчитывают нам толстую пачку боливаров.

За этим вообще-то нелегальным делом с улицы вроде бы невозмутимо наблюдает офицер национальной гвардии Венесуэлы, коих в аэропорту Каракаса великое множество. Нам передают боливары – пересчитываем их, взамен отдаем доллары. В этот момент доблестный представитель национальной гвардии стучит в окно, требуя открыть дверь машины. У менял легкая паника. Один из них вылезает из машины и начинает объясняться. Офицер в ответ только иронично улыбается. Мы понимаем, что было бы неплохо свалить... но двери машины закрыты. Требуем выпустить нас, но таксист только разводит руками…
Меняла возвращается в машину, после чего мы трогаемся с места под конвоем национальной гвардии. Впереди и сзади едут мотоциклы гвардейцев. Мне, начитавшемуся отзывов о шмонах туристов в Венесуэле, становится предельно ясно: мы попали. Как минимум на деньги, а то и хуже… И это в первый же день отпуска…

Выезжаем из аэропорта… Один из менял выдирает магнитолу и прячет туда доллары. Видя это, мы также лихорадочно начинаем распихивать боливары и прочую наличность по тайникам в брюках. Несколько раз просим остановить машину – негры машут головой и показывают на мотоциклы национальной гвардии – мол, мы не можем ничего сделать. В свою очередь, они убеждают нас говорить гвардейцам, что мы поменяли только 100 долларов.

Через 5 минут останавливаемся в милом местечке с ухоженными клумбами возле дороги – становится ясно, что в участок нас не повезут. Здесь начинается выяснение отношений между старшим гвардейцем и одним из менял. Он возвращается в машину и говорит, что полицаи требуют с него 100 долларов откупных. Разводим руками: ничего не знаем, не понимаем – это не наше дело. Офицер требует открыть заднюю дверь машины и внимательно рассматривает нас. В это время я зачем-то начинаю грозно говорить, что мы туристы и будем обращаться с жалобой в туристическую полицию. Денис разумно меня одергивает. Не знаю, что нас спасло, но офицер внезапно отпускает нашу машину – мотоциклы с гвардейцами уезжают. Таксист трогает в противоположном от аэропорта направлении – очевидно, в сторону города. Нас это совсем не устраивает - путем отчаянной жестикуляции и громких объяснений заставляем повернуть машину обратно в аэропорт. Спокойно вздыхаем, только когда выходим из такси. Осталось надеяться, что боливары нам дали не фальшивые…

Теперь нужно добраться до города. Такси в Каракасе дорогое, да и расстояние приличное, так что требуют 130-150 боливар. Решаем ехать на автобусе от местного терминала – до него нужно пройти метров 300 пешком. Цена автобусного билета – 18 боливар, на багаж ставят бирку с номером билета. Время – около 17:30. Наконец можно немного расслабиться.

По пути рассматриваем виды из окна. Вполне благополучные районы сменяются фавелами - они уходят высоко в горы. И дорог практически нет – похоже, бедняки добираются наверх пешком. На ум приходят картинки Рио-де-Жанейро. Въезжаем в Каракас. Первая остановка – у станции метро Gato Negro. Район, по отзывам, небезопасный, хотя картинка на улице очень колоритная – множество уличных торговцев, фрукты, различная еда. Решаем ехать до конечной – метро El Silencio.

Благополучный район Каракаса

Метро в Каракасе вполне приличное, почти как в Европе. Заплутать сложно – всего несколько веток. Проезд дешев, одна поездка всего 0,25 боливара. Публика колоритная – негритянский тип внешности явно преобладает над испанским. Женщины, как правило, одеты очень ярко. Мы едем по главной ветке №1 до станции Collegio Ingenerios, где находится автовокзал Rodovias (одна из лучших частных автобусных компаний). Покупаем билеты в Сьюдад-Боливар, откуда начнется наше путешествие к самому высокому в мире водопаду Анхель…

Впечатление 2.

После нашего путешествия к водопаду Анхель, о котором уже написано на форуме, ночным автобусом мы с Денисом вернулись из Сьюдад-Боливара в Каракас. Столица Венесуэлы – не самый приятный город в мире, но до нашего самолета в Лиму был почти целый день, поэтому, несмотря на все страшилки о том, что в Каракасе нас непременно ограбят, а то и убьют, мы решили посмотреть самый криминальный город мира.

В Каракас мы приехали в шестом часу утра, автобус остановился на вокзале неподалеку от станции метро на главной ветке. Вываливаемся из автобуса не выспавшиеся и помятые. Начинает светать. Еще малолюдно. По пути к метро проходим мимо подземного перехода, заваленного мусором и битыми бутылками. Жутковато - не хотелось бы оказаться здесь в ночное время одному. Все-таки самый криминальный город мира:). А мы шляемся здесь по темноте с рюкзаками и всеми сбережениями. Но миссия оказывается выполнимой - через 5 минут мы уже стоим на станции метро.

Покупаем билеты по 0,25 боливара и едем на главный автовокзал Каракаса La Bandera. Это единственное известное нам место в городе, где есть камера хранения. Нам предстоит пробыть в городе до вечера, поэтому нужно избавиться от рюкзаков.

Следуем установкам путеводителя Lonely Planet, который не раз выручил нас в Каракасе. Выходим на станции метро La Bandera и проходим около 300 метров, как написано в путеводителе, по "небезопасному, оживленному окружению". Ну, иностранцев, может этот район и напугает, но не нашего брата. La Bandera похожа на шумные московские вокзалы. Камера хранения находится на верхнем этаже вокзала в самом конце (там тупик). Плату берут за один предмет, первый час - 4 боливара, последующие - 2 боливара.
Рядом расположены маленькие кафешки. В одном из них мы позавтракали за 15 боливаров с носа (кофе и пирожки). Хозяин кафе тут же попытался задешево купить у нас доллары, но был вежливо отшит.

После непродолжительной дискуссии решаем начать осмотр Каракаса с центра города. Как таковых, туристических достопримечательностей в столице Венесуэлы, на наш субъективный взгляд, нет. Фуникулер на гору Авила мы отвергли из-за больших временных затрат. Решили посмотреть колониальный центр и туристический район возле Плаза Венесуэла.

Доезжаем до метро El Silencio и выходим в город, как указано в LP - на улицу La Bolsa. Долго не можем сориентироваться в узких улочках центра. Спрашиваем полицейских, но, как выяснилось, они направляют нас в противоположном направлении. В итоге, вместо Плазы Боливар мы выходим к парку El Calvario – он находится на холме, на который ведет очень крутая и высокая лестница с сотней ступенек. Решаем подняться и посмотреть на город с высоты. Наверху оказывается симпатичный и достаточно ухоженный парк с дорожками и скульптурами. Здесь идет реконструкция, и рабочие, широко улыбаясь, кричат нам традиционную для Венесуэлы фразу: «Гринго, есть доллары?». С холма открывается неплохой вид как на центр Каракаса, на и трущобы на склонах вокруг города.

Панорама Каракаса. Вдалеке на холмах виднеются фавелы

Спускаемся вниз и, наконец, сориентировавшись, находим Плазу Боливар. Почти все достопримечательности в центре Каракаса так или иначе связаны с именем Симона Боливара. На центральной площади - конная статуя освободителя Венесуэлы, датированная 1870-ми годами. Здесь находится небольшой парк, в котором можно отдохнуть от жары.

В Венесуэле культ освободителя Южной Америки Симона Боливара

На площади находятся многие главные достопримечательности Каракаса – кафедральный собор, в часовне которого находится скульптура, изображающая молящееся семейство Боливар. Рядом в здании колониального стиля - музей сакрального искусства (Museo Sacro de Caracas) с экспозицией религиозных предметов. На площади находится и здание муниципалитета Каракаса (Concejio Municipal), где в 1811 году была подписана декларация независимости Венесуэлы.

Рядом с площадью расположено большое красивое здание Национального Капитолия (Capitolio Nacional).

Колониальный Каракас

Осмотрев колониальные достопримечательности, мы двинулись на север по улице Av. Norte. Это пешеходная улица, своего рода венесуэльский Арбат с большим количеством лавок и магазинчиков. Практически везде торгуют дешевыми китайскими товарами – местного колорита совершенно не чувствуется. В центре нам встретилась только одна лавка с сувенирами, да и там, кроме бюстов Че Гевары и Кастро посмотреть было не на что.

Променад вывел нас к еще одному объекту поклонения венесуэльцев - национальному Пантеону (Panteon National) – усыпальнице самых известных венесуэльцев, где покоятся и останки самого Симона Боливара. На площади перед Пантеоном мы увидели большую группу школьников, одетых в одинаковую форму – воспитатели в костюмах и с раскрашенными лицами разыгрывали для них пантомиму. Видимо, так детишек приобщают с местной истории и с детства вбивают в голову идеи Чавеса об избранности и особом пути Венесуэлы.

Патриотические занятия с венесуэльскими детьми проходят на свежем воздухе и в игровой форме

На обратном пути мы свернули на восток от Плазы Боливар, к площади El Venezolano. Здесь находится Casa Natal de Bolivar – колониальный дом, где родился Симон Боливар. Рядом – здание музея Боливара (Museo Bolivariano) с экспозицией, рассказывающей о борьбе за независимость страны. В общем, почти все в центре так или иначе связано с именем либертадора.

Как и ожидалось, большого впечатления исторический центр города не произвел, и мы, сев на метро, поехали посмотреть на современный день Каракаса – в район Плазы Венесуэлы (метро Plaza Venezuela). По сравнению с центром здесь просторно – широкие улицы, парки, есть даже небоскребы. Но в основном сюда стоит приехать, чтобы просто погулять по Sabana Grande – широкой пешеходной улице с множеством ресторанов, кафе и магазинов. В одном из открытых уличных ресторанов мы пообедали, съев по большой пицце (45 боливаров за обед на человека). Туристов практически нет, в ресторанах сидят местные и судачат о жизни за чашечкой кофе. Заглянули в магазины – преобладает все тот же китайский хлам.

Район Плаза Венесуэла более презентабельный и спокойный для туристов

В аэропорт решили выдвинуться загодя, зная, что в Каракасе жуткий трафик (на форуме читал предупреждение, что лучше выезжать за 4,5 часа до вылета). Автобусы в аэропорт отходят от терминала возле метро Parque Central, на западной стороне Центрального парка. Несмотря на наличие подробной карты в LP, чтобы найти автобусный терминал пришлось прибегнуть к помощи местных. Указателей, естественно, нет, а сам терминал расположен в проезде под мостом – место не самое заметное.

Стоимость проезда до аэропорта – все те же 18 боливар. Сдаешь багаж, получаешь чек и стоишь в небольшой очереди на автобус. Несмотря на дневное время, доехали до аэропорта удивительно быстро – меньше, чем за час. Зарегистрировались на стойке LAN на рейс LA2565 с вылетом в Лиму в 19.20. Заплатили аэропортовый сбор в 137,5 боливаров и быстро, без очередей, прошли пограничный контроль.

Здесь произошла забавная история – пожилой пограничник, вертя в руках мой паспорт, с любопытством спрашивает: «Юрий?». Подтверждаю кивком головы. Он удовлетворенно кивает головой, широко улыбается и поднимает вверх большой палец: «Юрий Гагарин» . Таких ассоциаций со своим именем мне слышать пока не приходилось . Может и в правду миф о теплом отношении венесуэльцев к России – не выдумка?

До вылета оставалось около двух часов, и мы с Денисом получили возможность досконально изучить магазины duty free в аэропорту Каракаса. Не скажу, что там очень дешевые цены. Парфюмерия стоит на 5-10 баксов дешевле, чем в дьютиках Европы. При этом на большинстве коробок с парфюмом отодраны ценники – очевидно, что цену недавно увеличили. Выбор небольшой. То же самое можно сказать и про одежду. Имеет смысл покупать в duty free ром («Касик» стоит всего 24 боливара), шоколад, кофе, сигары – в общем, местные товары.

До Лимы долетели за 4 с небольшим часа. Летать LANом понравилось – новые самолеты, вежливые и улыбчивые стюардессы. На перелете Каракас – Лима каждое кресло оборудовано персональным видеомонитором: можно смотреть фильмы, слушать музыку или играть. Кормят сэндвичами, дают вино и пиво. В салоне на 99% публика испанской наружности, много колоритных седых сеньоров, с достоинством пьющих это самое вино.

Впечатление 3.

(Спустя 2,5 недели).

…Последний день в Южной Америке. Покупаю кофе и шоколад в Duty free Каракаса. По громкой связи в аэропорту объявляют: таким-то пассажирам, в том числе и мне, необходимо срочно подойти к гейту вылета. До вылета еще минут 40. Проверяю информацию о своем рейсе по электронному табло, и возвращаюсь обратно в магазин.

Здесь меня находит Денис:

Тебе срочно нужно подойти к персоналу «Иберии» в нашем гейте. Я с ними уже говорил – там какие-то проблемы с твоим багажом…

Что делать, иду к гейту. Улыбающиеся девушки из «Иберии» просят подождать. Спустя 10 минут появляется очередной сотрудник национальной гвардии Венесуэлы – на сей раз девица с каменным лицом. Она надевает на меня яркий желтый неоновый жилет. Зачем, почему – никто объяснить не может, да и не пытается. Вскоре ко мне в компанию добавляется на вид добропорядочная испанка средних лет, на нее тоже надевают желтый жилет.

Уже наступило время вылета самолета, а нас еще только ведут наблюдать за шмоном нашего багажа. По пути на каком-то КПП отбирают паспорта. Полицаи осматривают все, вплоть до белья и носков. Ничего запрещенного, естественно, не находят. Затем интересуются: где мой паспорт? Так вы же сами, товарищи революционеры, у меня его отобрали! Ну да, точно, вспоминают.

Под конвоем уже другой девицы из гвардии меня отводят к полицаю, отобравшему документы. Перед ним пустой стол, в центре которого одиноко лежит мой паспорт. Гвардеец лениво перелистывает его и находит крохотный листочек коки (Это объяснимо, мы же едем из Перу, где жевали листья коки от высоты. Но как этот несчастный листочек попал в мой паспорт?!!). Офицер невозмутимо кладет паспорт на одну половину стола, нюхает листочек коки и кладет его на другую половину стола. Вы бы видели эту картину! И что, теперь меня запишут в наркокурьеры?

К счастью, все заканчивается хорошо. Мне возвращают паспорт, зачем-то ведут делать рентген, таскают еще по трем кабинетам в разных концах аэропорта, где заставляют расписываться в бумагах, что я сам и мой багаж досмотрены.
Сопровождавшая меня девица из национальной гвардии добреет и участливо интересуется, откуда я родом. Говорю, что из России.

Амиго! – внезапно широко улыбается она.

Таких, как я, «везунчиков» в нашем самолете оказалось несколько человек, поэтому мы вылетели с опозданием на 2 часа.

Извините, сеньор, мы ни причем. Это национальная гвардия – они делают, что хотят, - развела руками стюардесса «Иберии».

Всем хороша страна Венесуэла, но после наших приключений я разочаровался в режиме Уго Чавеса и не стал покупать его статуэтку в качестве сувенира, как хотел перед поездкой…

От Уго Чавеса не спрятаться, не скрыться...

Три впечатления о Каракасе Так уж получилось, что за три недели нашего путешествия по Южной Америке, в Каракасе мы оказывались трижды. И хотя толком не успели посмотреть город, впечатления от него остались яркими. Прежде всего, из-за приключ...

Барриос – это районы для самых бедных, нищих, несчастных южноамериканцев. «Фавелы барриос» – это такие бедняцкие городские районы в Каракасе, столице Венесуэлы, страны в Латинской Америке. Каракас еще называют самым опасным городом на планете Земля – потому что там наибольшее в мире число убийств, грабежей и изнасилований.
Но в барриос Каракаса таких преступлений еще больше, чем просто в Каракасе. Поэтому специальный корреспондент Федерального агентства новостей (ФАН) отправился в барриос Каракаса, чтобы рассказать нашим читателям, что там на самом деле происходит.

«Я начал жизнь в трущобах городских»

Грустная песня к американскому фильму «Капитаны песка» не очень совпадает с настроением местных жителей – в барриос на самом деле живут веселые и жизнерадостные люди.
Конечно, для начала корреспондент ФАН был немного напуган – все знают, что в Каракасе мотоциклист сначала убивает из пистолета, а потом задает вопрос. Шум мотоцикла позади пешехода – значит, пешехода будут грабить или убивать.


Но в нашем случае все было иначе.
Когда корреспондент ФАН прибыл в барриос коммуны Сан Хосе Ла Семьера, его первым делом спросили, откуда он.
«Ты приехал к нам из России? Тогда ты наш лучший друг и товарищ. Россия – страна нашей мечты. Говорят, у вас в России жизнь устроена справедливо, потому что великий Ленин вам путь озарил», - сообщают нам с переводчиком местные жители.
Мы с переводчиком переглядываемся, но спорить не решаемся. Ведь перед нами те самые ужасные мотоциклисты, что каждый день привозят на заводы и фабрики Каракаса рабочих из фавел самых неприглядных районов столицы.

От первого лица

- Расскажите о вашей работе. Вы здесь живете?
- Я живу здесь 20 лет, мы работаем с нашими мотоциклами, отвозим народ на работу и экономически это достаточно хорошие деньги.
- А сколько?
- Зарабатываем хорошо, больше других, но и запчасти к мотоциклам дорогие. В целом на жизнь хватает, да здравствует Мадуро.

Фиксер (местный житель, работающий на журналистов) объясняет, что мы разговариваем в секторе борриос, где всегда голосуют за Мадуро, потому что поддерживают его идеи.

Барриос как территория ассоциируется с высоким уровнем криминала. Как на самом деле обстоит дело? Могу я в одиночку вечером прийти сюда?
- Это вранье, что в любом бедном квартале в мире ты можешь ходить, когда тебе заблагорассудится. Если ты поедешь в Берлин или Нью-Йорк, или ты поедешь в любой другой бедный квартал любой страны мира, если тебя там не знают, у тебя могут быть проблемы.
- Какой уровень безработицы в барриос? Есть тут работа или нет?
- Есть безработица, конечно, но точных цифр не можем сказать.
- Что вы думаете о ситуации в стране, чем все может закончиться?
- Международные СМИ говорят, что мы тут убиваем друг друга. Это неправда. Но на самом деле мы должны прикладывать усилия, чтобы установить диалог с оппозицией. Мы не хотим гражданской войны.

Ни войны, ни мира

На территории барриос есть канализация, электричество, водопровод и газ. За все эти коммуникации платит правительство Венесуэлы, расценки для местных жителей минимальны. Убирается мусор, работают врачи, школы ведут свою просветительскую деятельность – все, как в Средней Азии времен фильма «Белое солнце пустыни». И ровно так же, как в фильме «Белое солнце пустыни», мы видим много противников социалистической власти, готовых убивать социалистов.
Если однажды капиталисты победят, все жители барриос выступят с оружием против капиталистов и тогда там начнется гражданская война. Наверное, от России все это далеко и потому нам неинтересно.
Но на самом деле миллионы венесуэльцев верят, что России все это очень интересно. И поэтому миллионы венесуэльцев надеются на Россию.

Интервью: Екатерина Базанова

Третье место в топе самых опасных стран ; бедность, преступность, народные волнения; самая высокая инфляция в мире - в новостях о Венесуэле редко рассказывают что-то хорошее, а я, несмотря ни на что, очень скучаю по этой стране и в скором времени планирую туда вернуться. По профессии я преподавательница иностранного языка, но последние пять лет проработала военной переводчицей в Венесуэле, а в родной Казани бывала лишь наездами.

Из Казани в Каракас

Когда в 2007 году я оканчивала педагогический университет, ничто не предвещало, что испанский, который был у нас вторым иностранным, вообще когда-нибудь пригодится мне в жизни. Получив диплом, я устроилась в школу учительницей английского, параллельно преподавала на курсах и занималась репетиторством. И вот в один прекрасный день подруга предложила подработку: оказалось, что в Казань в рамках военно-технического сотрудничества прилетела делегация венесуэльцев. Их поселили в гостинице, директор которой срочно искал переводчика, чтобы общаться с иностранными гостями - я сразу согласилась. Так случилось, что уже в 2010 году меня позвали переводить занятия для латиноамериканских студентов в Казанское высшее артиллерийское училище, а потом предложили ехать по контракту в Венесуэлу. Правительство тогдашнего президента страны Уго Чавеса заключило с Россией целую серию контрактов на поставку оружия и военной техники.

В мае 2011 года я первый раз в жизни полетела в Каракас. До этого я была за границей всего пару раз, и то в Европе. Все знакомые венесуэльцы в Казани рассказывали мне, какая у них невероятно красивая страна, и я почувствовала себя почти обманутой, когда по пути из аэропорта в город увидела только обшарпанные серые здания с гирляндами белья и кучи мусора на обочине шоссе. Сомнения улетучились уже на следующее утро, когда мы отправились из столицы в Валенсию и я при свете дня увидела визитную карточку Каракаса Эль-Авилу - гору, которая отделяет мегаполис от Карибского моря и которую превратили в национальный парк.

Местные отличаются врождённым оптимизмом и даже в самые трудные моменты жизни, как говорит венесуэльская поговорка, предпочитают «смеяться, чтобы не плакать»

С понедельника по пятницу в Валенсии я с другими переводчиками работала в порту, где выгружали прибывшую из России технику, и в военной части. А в выходные мы исследовали местные пляжи с белоснежным песком и бирюзовой водой.

Первым сильным потрясением в незнакомой стране стала для меня местная манера вождения. Венесуэльцы, кажется, слишком внутренне свободны, чтобы заморачиваться по поводу правил дорожного движения. И чем дальше от Каракаса, тем выше градус свободы. Светофоры - лишь привычная часть уличных декораций, что-то вроде рождественских гирлянд. Проезжать на красный, особенно ближе к ночи, в порядке вещей. Пешеходы нисколько не лучше автомобилистов: они не ищут переходы и не ждут зелёного сигнала светофора, а просто, как шутит один венесуэльский комик, рисуют траекторию движения из пункта А в пункт В.

Ни на секунду нельзя забывать о мотоциклистах: это совершенно безбашенные водители, которые спокойно выезжают на встречку, гоняют по газонам, тротуарам и протискиваются между машинами. Их действительно много. В Каракасе, например, мототакси - один из самых популярных, дешёвых и быстрых видов общественного транспорта со своими официальными стоянками. Солидные офисные работники, в костюмах и при галстуках, объезжающие на мототакси утренние пробки, - это классика Каракаса.

Роскошные женщины
и громкие вечеринки

Из своей пятилетней командировки большую часть времени я прожила как раз в венесуэльской столице. Каракас для меня одновременно прекрасный и ужасный, но хорошо знакомый и нежно любимый. Во-первых, там самый приятный во всей стране климат: двенадцать месяцев в году комфортная летняя погода без удушливой жары днём и с приятным прохладным ветерком по вечерам. До Карибского моря рукой подать. Люди в большинстве своём доброжелательные и общительные - там очень легко быть собой во всех смыслах этого слова. Современные венесуэльцы, среди потомков которых, помимо испанцев и коренных жителей континента, числятся ещё африканцы, евреи, арабы, португальцы, итальянцы, немцы (список можно продолжать), на любые вопросы о происхождении отвечают так: «Все мы как кофе с молоком. Только в ком-то больше молока, а в ком-то - кофе». Что касается религии, то при абсолютном католическом большинстве никакого негатива в отношении других вероисповеданий я не встречала. Местные отличаются врождённым оптимизмом и даже в самые трудные моменты жизни, как говорит венесуэльская поговорка, предпочитают «смеяться, чтобы не плакать».

У венесуэльских мужчин слава самых галантных в Латинской Америке: они всегда придержат дверь, попросят разрешения пройти и уступят место в метро. Помню, ещё в самом начале моей карьеры переводчицы я как-то разговаривала с группой венесуэльцев и нечаянно уронила ручку - и тут десять мужчин одновременно нагнулись, чтобы эту ручку поднять. На тебя всё время обращают внимание: в Казани шортами никого не удивишь, а в Каракасе можно случайно остановить мусоровоз - помню, он встал посреди дороги и трое работников наперебой начали рассказывать, как я сногсшибательно выгляжу.

Вечеринка по-венесуэльски - это всегда громко, многолюдно и до утра. И если российское гостеприимство - это закормить, то венесуэльское - заболтать

Венесуэлки считаются самыми красивыми женщинами на континенте. Они семь раз за последние полвека выигрывали титул «Мисс Вселенная», поэтому конкурсы красоты там смотрят так же увлечённо, как чемпионат мира по футболу или финал бейсбольной лиги. Самыми привлекательными считаются обладательницы выдающихся форм, особенно попы - операции по увеличению ягодиц здесь очень популярны. И если в обычной жизни большинство венесуэлок предпочитает спортивный стиль, то на вечеринках демонстрируют себя во всей красе: обтягивающие платья, каблуки, яркий макияж.

Вечеринка по-венесуэльски - это всегда громко, многолюдно и до утра. Пьют чаще всего ром с колой и пиво. Танцы начинаются романтичной сальсой и заканчиваются жёстким реггетоном. Насчёт еды сильно не заморачиваются: как максимум вам предложат мясо и сосиски на гриле, но обычно ограничиваются несколькими закусками типа пирожков и орешков. И если российское гостеприимство - это закормить, то венесуэльское - заболтать. Наученная горьким опытом, на местные дни рождения я хожу, только плотно поужинав.

Преступность, инфляция и дефицит

При всей моей любви к Каракасу он остаётся самым опасным городом Западного полушария. Любой приличный дом или жилой комплекс в венесуэльской столице обнесён высоким забором и обмотан колючей проволокой под напряжением. Охранники, шлагбаумы, полиция и военные, патрулирующие улицы, - всё это не спасает от бешеной преступности. Воры атакуют, скрываются в трущобах и остаются безнаказанными. Это, к сожалению, там так же естественно, как хорошая погода и бирюзовый цвет Карибского моря.

Чтобы сделать свою жизнь в Венесуэле максимально безопасной и комфортной, нужно чётко соблюдать несколько правил. Во-первых, никогда не появляться на улице в золотых украшениях и дорогих часах: их постараются присвоить. Помню, как в первый раз стала свидетельницей такой атаки в центре Каракаса: я спускалась в метро, когда на мужчину в паре шагов от меня накинулся парень, швырнул его об стену и попытался сорвать с шеи цепочку. Никто вокруг не закричал и даже не попытался задержать вора. У всех был такой невозмутимый вид, как будто ничего и не случилось, и только у меня одной бешено колотилось сердце.

Носить с собой два мобильных телефона - один хороший, а другой максимально дешёвый - обычная венесуэльская практика. Дорогим смартфоном пользуются в закрытых и безопасных пространствах, дешёвым - на улице. И, как бы странно это ни звучало, всегда лучше иметь при себе немного наличных денег, даже если вы вышли прогуляться с собакой и ничего не собираетесь покупать. Расчёт такой: в случае нападения будет что отдать вору, иначе он взбесится и может сорвать на вас злобу.

Отдельная тема - тонировка стёкол в машинах. Если в России её запрещают, то в Венесуэле водителям в целях безопасности рекомендуется затонировать стекла, и чем сильнее, тем лучше. Грабители перед тем, как выбрать жертву, присматриваются к тому, сколько в машине людей, и риск нападения увеличивается, если водитель путешествует в одиночку. Глухая тонировка в этом случае может сохранить вещи и даже жизнь.

Знаменитую венесуэльскую инфляцию и дефицит я испытала на себе. По моим ощущениям, цены в среднем растут на 25–30 % ежемесячно. В любом супермаркете, как туда ни заглянешь, меняют ценники. Местную банковскую карточку иностранцам сделать сложно, поэтому ходить за покупками с сумкой или рюкзаком, набитыми наличными, стало для меня в порядке вещей. Например, мне в декабре прошлого года захотелось в Каракасе покрасить волосы в синий цвет. В парикмахерской я заплатила за это 60 тысяч боливаров: шестьсот купюр по сто боливаров (крупнее купюры в тот момент в обороте не было). Сами венесуэльцы везде, даже на пляже, расплачиваются карточками. Снять наличные - это целое приключение: приходится совершать несколько операций подряд, а несчастные банкоматы при этом практически захлёбываются обесцененными купюрами.

Дефицит продуктов самой первой необходимости, таких как молоко, яйца, кукурузная мука, мыло, зубная паста и другие, начался, когда правительство в условиях гиперинфляции заморозило на них цены, чем поставило производителей в безвыходную ситуацию. Мы с другими переводчиками жили тогда в гостинице и копили туалетную бумагу и шампунь, чтобы потом раздать венесуэльским друзьям и коллегам. Полки в супермаркетах опустели, около них выстроились огромные очереди, но сами продукты, естественно, никуда не исчезли - всё, только по цене в два-три раза выше, можно было найти у спекулянтов. Прокладки и тампоны тоже стали дефицитными, и мне однажды пришлось пойти за ними в подпольный киоск. Выбор там, скажу я, был покруче любого гипермаркета.

Прокладки и тампоны тоже стали дефицитными, и мне однажды пришлось пойти за ними в подпольный киоск. Выбор там был покруче любого гипермаркета

Вместе с контрастным Каракасом, жаркой Валенсией и карибскими пляжами в моей памяти навсегда останется штат Сулия. Туда, в приграничную с Колумбией зону, мы отправились по работе. О Сулии я ничего толком не знала, поэтому очень удивилась, когда стала замечать на обочине дороги взрослых и детей с какими-то странными приспособлениями типа палок с воронками. «Они голосуют? Может, подвезём?» - невозмутимо спросила я у водителя, отчего он чуть не подавился жареным пирожком с кукурузой.

Венесуэлец от души расхохотался, а потом объяснил, что все эти люди - контрабандисты, предлагающие свои услуги. В Венесуэле бензин один из самых дешёвых в мире, а в соседней Колумбии - в несколько раз дороже. Чтобы колумбийцы не ездили к ним за топливом, венесуэльские власти закрыли все заправки в радиусе сотни километров от границы, и с тех пор целые деревни живут нелегальной торговлей бензина. Придорожные контрабандисты предлагают купить топливо, если вы оказались в приграничной зоне с пустым баком, или продать им излишки по цене выше официальной. Самые популярные в деревнях Сулии машины - старые форды с бездонным баком и вместительным багажником. Гонять их из Венесуэлы в Колумбию - очень прибыльный нелегальный бизнес. А я, наивная, думала, дети в школу опаздывают.

Иначе и быть не могло - Венесуэла изменила меня: сделала мягче, научила проще смотреть на жизнь, больше ценить людей и меньше - вещи. Это страна вечного лета, куда мне всегда хочется возвращаться: скучать по Венесуэле я начинаю ещё в самолете, когда он набирает высоту, а под крылом блестит любимое Карибское море. Но о том, чтобы переехать туда насовсем, я всерьёз никогда не думала.