Деревня на воде в тайланде. Деревня морских цыган ко панье. За счет чего живет деревня – как зарабатывают морские кочевники

Знаменитый залив Пханг Нга славится, в первую очередь, красотой своей природы, но помимо заливов, пещер, лагун и торчащих из моря скал, здесь есть и культурные достопримечательности. Одна из них - деревня морских цыган Ко Паньи (Koh Panyee). Это поселение, полностью выстроенное на сваях, сейчас входит в туристические маршруты и привлекает множество туристов ежедневно в течение высокого сезона.

История этого места интересна и необычна. В конце XVIII века несколько семей кочевого народа чао ле покинули родной остров Ява и отправились на поиски лучшего места для жизни. Поскольку все они были рыбаками, то и место искали рыбное. Путешественники договорились о том, что тот, кто найдёт подходящий остров, поднимет флаг, созывая остальных. Обнаружил место, где сейчас стоит деревня, человек по имении То Бабу, он и водрузил на остров своё знамя, дав скалистому утёсу имя Ко Паньи - остров флага. Рыбы здесь было много, удобная бухта была защищена от волн, так что рыбаки решили остаться.
По тогдашним законам, не будучи гражданами Таиланда, они не имели права владеть тайской землёй, но выход всё же нашли: построили свои дома на воде вокруг острова. Сейчас деревня раскинулась на полкилометра от края до края; в ней проживает больше 300 семей, что составляет около 1800 человек.

В наше время жители Паньи получили право владения землёй, чем и не замедлили воспользоваться - на крохотном острове они первым делом построили мечеть. Она не единственная в деревне, есть и другие, правда, не настолько крупные. Также здесь есть собственный медпункт, начальная школа, в которую ходит больше 300 учеников, и даже полицейский участок, в котором скучает единственный полицейский.

Жители Ко Паньи всё ещё продолжают заниматься рыбной ловлей, ведь она приносила им доход многие годы, но теперь они совмещают её с обслуживанием туристов. Идею показать иностранцам свою удивительную жизнь подал местный почтальон, и она оказалось очень удачной. Теперь на Паньи появилась масса магазинов, лавок, а также для посетителей открыли кафе и несколько ресторанов, в которых подают, конечно же, морепродукты. Те, кому здесь особенно понравится, могут остаться переночевать в бунгало, которые выполняют тут роль отеля.

Местных жителей постоянный поток туристов, кажется, совсем не отвлекает. В школе идут уроки, а после занятий дети отправляются помогать родителям, собирать и сортировать мусор или играть в футбол. Удивительно, но здесь есть не только настоящее футбольное поле, но и собственная футбольная команда, кстати, одна из лучших в Таиланде. Первое поле построили здесь когда-то из старых досок и рыболовецких плотов, но теперь это полноценный стадион, тоже на сваях. Люди постарше занимаются привычной рыбной ловлей, ведь все остальные продукты приходится привозить с материка, из-за чего они стоят дороже. А самое забавное и удивительное в этой морской деревне - это живущие здесь кошки, которые совершенно спокойно чувствуют себя посреди открытого моря.

January 15th, 2013

На юго-востоке острова Пхукет есть интересное место - деревня Раваи с одноименным пляжем. Эта деревушка была одним из первых мест Пхукета, на котором стали строиться дорогие отели и стала создаваться туристическая инфраструктура. Но все это было очень давно, 20-30 лет назад. С тех пор туристический бизнес нашел себе достаточно много гораздо более привлекательных для своего развития мест на острове, а деревня Раваи осталась просто деревней, но с некоторыми особенностями.

В этой деревне прямо рядом с главным причалом живут морские цыгане - особый Тайский люд, про который достаточно много рассказывают местные гиды. Рассказывают они приблизительно следующее...

Морские цыгане жили в Тае сотни лет, никогда не имели своей земли, обитая исключительно в лодках и на плавучих домах, промышляя рыбалкой, добычей ракушек и жемчуга. Потом правительство (читай - "король") Таиланда великодушно подарило им несколько островов, а также гражданство. После этого у новых граждан Таиланда наступило великое счастье.

Я пошел в их дворы поглазеть, насколько они счастливы, а также оценить их быт и нравы.


3. Почти сразу наткнулся на цыгана-забулдыгу, который радостно махал мне рукой. Это показывало на то, что нравы у них добродушные.

6. Еще неподалеку цыган-рыборуб разделывал свой улов.

8. Бабуля-цыганка сидела и отдыхала.

9. Цыганский быт выглядел простым и незамысловатым.

Но некоторые признаки счастливой, сытой и беззаботной жизни морских цыган заметить мне все-таки удалось.

Вокруг бегали многочисленные мини-цыгане.

15. Некоторые из них клянчили денег.

Как я уже сказал ранее, цыгане в основном живут промыслом морепродуктов и прочей ерунды, добытой или выращенной под водой, такой как ракушки и низкого качества искусственный жемчуг. Рядом с их домами находится рынок, где они продают все, что добыли. Это и есть причина большой популярности этого места у туристов и местных тайцев, проживающих неподалеку.

На прилавках продуктовой части этого рынка продается только все самое свежее. Цены на морских гадов достаточно низкие.

23. Живые лобстеры.

24. Свежайшие устрицы.

25. Рыбацкие лодки пришвартовываются к берегу прямо рядом с рынком, разгружая морепродукты практически на прилавки.

Бэкстейдж рынка выглядит так...

31. Этот пляж считается одним из самых грязных на Пхукете. Тут давным давно никто не купается,...

32. кроме детей, которых не останавливают такие мелочи, как грязная вода и горы мусора.

37. Прямо на этом рынке находится большое количество ресторанов, которые за какие-то копейки приготовят любым возможным способом купленных посетителями рынка морских гадов.

38. Кукинг-сервис. Удобно и вкусно, а главное, все максимально свежее и все посетители это точно знают.

Многочисленные местные таечки привозят сюда своих европейских друзей на подкорм. Это значит что тут все действительно не дорого и качественно. Это местечко отлично подходит для обедов и ужинов любителей свежайших морепродуктов.

Другие посты этой поездки на Пхукет.

А еще существуют морские кочевые народы, которые приспособились к жизни в море. Морские народы есть во многих уголках нашей планеты. Они проживают в районе Гаваев, Филиппинских островов, Малайзии, Таиланда и других стран ЮВА.

О народе, у которого нет письменности, кто постоянно кочует в море, мало контактирует с другими народами и у кого свой собственный язык почти не возможно что-то сказать. Откуда они пришли, их история, их предки. Большинство наших исторических методов исследования опирается на письменные свидетельства и артефакты, найденные в земле. Получатся, что морские народы почти невидимы для истории. Ученые проводившие анализ ДНК многих островных и морских народов говорят, что ДНК морских кочевников удивительно похожи. Может они все являются предками одного когда-то давно существовавшего народа. Существование которого мы сейчас не можем подтвердить, ровно так же как и опровергнуть. И может эта человеческая расса была бы более успешной в будущем больше чем обитатели суши. Ведь большая часть нашей планеты это вода.



Остров Пхукет в Андаманском море, одно из популярнейших туристических направлений. Остров ежегодно посещают миллионы туристов, но только некоторые из них знают о морском народе, который здесь проживает, и только единицы посещают их. Морской народ является одними из самых старых жителей острова.

В Таиланде их называют морские цыгане из-за их кочевого образа жизни или Чао Ле - в переводе с Тайского люди моря. Опять же трудно сказать о их появлении в Таиланде. Кто-то говорит, что они выходцы из старых Малазийских колоний, бежавших в Бирму от Мусульманского нашествия, другие говорят, что как и большинство цыганских народов они являются выходцами из Индии.


По крайней мере, если рассматривать язык, то про морских цыган, которые обитают в районе острова Пхукет, можно сказать что они спустились сюда по рекам из Бирмы. Морских цыган здесь разделяют на три группы Мокены, Моклены, и Урак Лавой (по названию групп населения в Бирме). В то время как Мокены живут как кочевники, в основном на северных островах в районе Пхукета. Моклены и Урак Лавой основали поселение на Пхукете. Произошло это недавно, около десяти лет назад. В основном после событий связанных с Цунами. Сейчас существует три поселения Морских Цыган на Пхукете и одно рядом с островом. Самое старое поселение находится в Южной части острова на пляже Раваи. Другое в восьми километрах от Пхукет Тауна рядом с бухтой Сапам. И третье поселение на Пхукете находится на острове Сирей, до которого можно добраться по не большому мосту. Сирей и Пхукет соединены мостом. Все эти поселения больше похожи на поселения обычных жителей суши, несмотря на их удивительный образ жизни. А вот еще одно поселение, которое легко можно увидеть, проезжая по мосту Сарасин, соединяющему Пхукет с материком, отличается от трех предыдущих. Свои дома Чао Ле здесь построили прямо в море на больших деревянных сваях. Если вы хоть раз проезжали по мосту Сарасин, то обязательно видели их.


Дети Чао Ле играют в воде. Фото 2006г. Пхукет.

Не смотря на то, что они осели на острове, как и раньше их жизнь неразрывно связана с морем. Большую часть времени они все равно проводят в море и лишь на короткий срок возвращаются на берег. Испокон веков морские цыгане высаживались на острова только лишь для то что бы пополнить запасы пресной воды и построить новые лодки, так происходит и сейчас, только цыгане проживающие на Пхукете больше не кочуют от острова к острову, и постоянно возвращаются в одно и то же место. Море их кормит и море их дом. Жители поселений, проживающие якобы на острове на самом деле большую часть времени проводят в море и занимаются выловом рыбы. Некоторые занимаются добычей жемчуга и морских ракушек. Кто-то из них собирает птичьи гнезда, которые являются деликатесом. Морские цыгане хорошие ныряльщики, они ныряют на большую глубину без специального современного оборудования. И тем самым подвергают свою жизнь опасности. Но так они могут поймать больше рыбы. На большой глубине они устанавливают свои самодельные ловушки для рыб, сделанные из прутьев и сетки. А потом ныряют за ними, что бы подцепить и затем вытащить на лодку. Из всего оборудования они используют только тонкий шланг с обычным воздухом, который зажимают между зубов. Этот шланг может порваться в любой момент. И тогда придется быстро всплывать, но при быстром всплытии существует большая вероятность получить травму легких. Они так же очень хорошо видят под водой. И это не удивительно. Основное развлечение для детей Чао Ле это море. С детства они вместо школы познают море его нравы и обитателей. Море для них и игровая площадка и школа в одно и то же время. Они учатся плавать, глубоко нырять и видеть под водой. Они знают море лучше, чем кто бы то ни был.

Конечно, с развитием туризма на острове у них появились и новые возможности прокормить себя. Сейчас можно увидеть, как они продают морские ракушки, жемчуг и различные поделки. Многие стали зарабатывать тем, что возят на своих лодках туристов. Хотя деньги для них не так важны как для нас. Они все еще умеют менять товар на товар, не вычисляя предварительно его денежный эквивалент. Но если у них есть деньги, то в первую очередь они купят сигареты, курят и мужчины и женщины. Следующе после сигарет по важности будет топливо для лодок. И потом уже овощи яйца и рис, это что бы повкуснее приготовить рыбу.

25 летний Супават Хантале рассказывает о визите Королевы на остров ко Лепе, который расположен в национальном парке Таиланда Туратао. Было это еще тогда, когда его мама была маленькой девочкой. Предпринимая усилия, помочь Чао ле ассимилироваться в Таиланде Королева предложила им использовать фамилии на островах где они осели. И кажется теперь, что каждый Чао ле, которого можно встретить носит фамилию Хантале, что обозначает “Тот, кто не боится моря”…. (Тале с Тайского переводится как море).

Они сохранили свой собственный язык и верования. Легенды рассказывают, что они отправляют своих умерших на так называемые ертвые острова, где их души живут вечно. Два раза в году они проводят самый важный для них ритуал - фестиваль “Лой Руея” (Loy Ruea) или фестиваль уплывающих лодок. Все действие происходит ночью. Деревянные лодочки с рукодельными фонариками наполняются дарами для духов и маленькими деревянными куклами. После чего навсегда отправляются в вечное плавание. Деревянные куклы символизируют души умерших, которые отправляются далеко, далеко в свое последнее плавание, что бы не тревожить живых. После того как становится невидно света последнего фонарика на уплывающей лодочке, начинаются их традиционные танцы вокруг их знаменитых лодок Рам Ронг Нгенг.

Отношение к лодкам у Чао Ле особое, да же сакральное. Лодка для них это больше чем средство передвижения. Это больше чем дом. Это больше чем инструмент, с помощью которого они могут прокормить себя и свою семью. Это больше чем показатель достатка и состоятельности. Лодка это вс е…

Говорят, что первая женщина давшая начало роду морских цыган превратилась в черепаху, но с человеческим лицом. С тех пор Чао ле молятся морской черепахе и относятся к ней как к сестре своего рода. И только во время этого фестиваля Чао ле, могут охотится и есть морских черепах.


Девушки морских Цыган, фото 2006г. Пхукет.

Мы живем в прогрессивном мире, где люди используют высокие технологии, живут в больших городах. Мировые цивилизации предпринимают шаги к покорению космоса. Наши ученые пытаются раскрыть секреты природы. Но мы очень сильно отдалились от самой природы. Мы забыли как жить на едине с природой и радоваться жизни не используя при этом благ, которые дают нам наши современные технологии. Сможет ли наше прогрессивное и высоко обученное сообщество хотя бы просто выжить, оставшись без всех наших технологий, машин, компьютеров, телефонов и одежды? Умеем ли мы это? Все современные цивилизации до сих пор упрямо пытаются изменить природу и подстроить ее под себя, но природа всегда настойчиво берет свое, преподнося людям один урок за одним. А ведь среди всех нас есть такие народы, поселения, племена. Которые научившись еще давным-давно жить в гармонии с природой и морем, сохранили свои традиции, свой образ жизни и самих себя. Они не изменяют природу, не используют высокие технологии и не создают экологических проблем. И при этом они могут радоваться той жизни, которая у них есть. Возможно сейчас их меньше чем всех так называемых прогрессивных людей, но возможно у этого человеческого рода на самом деле больше шансов на существование в будущем чем у нас.

Национальный парк залива Ао-Пханг-Нга - это 400 квадратных километров удивительной природы. 120 островов различных причудливых форм. Скалы и пещеры, в которые можно въехать тольлко на маленьком каноэ. Мангровые заросли. И целое море впечатлений.

Начинается путешествие по заливу - с пристани с длинными лодочками, каждая мест на 26-30.

Правда последние мечста в этих лодках занимать не рекомендуется - очень уж сильно шумит мотор, установленный на корме.

Лодки начинают путь по заливу, который в этом месте больше походит на реку, пролегающую между мангровых зарослей.

Мангровая растительность - это растительность, существующая в солёной воде и способная расти прямо посреди соленого залива.

Такие деревья обладают очень длинными высокими корнями. Они притягивают все вредные вещества, содержащиеся в море и формируют из них почву. Служат неким санитаром моря. При этом около этих зарослей вода весьма мутная.

Необязательно заказывать групповую экскурсию, лодки могут повезти и неболльшую команду.

Немного времени спустя начинают появляться силуэты больших скал-островов.

Лодка проплывает мимо островов... Рельефы уникальны...

Через некоторое время доезжаем до причала, стоящего на воде, где нас поджидает целая команда с надувными каноэ

В каждое помещается гребец и 2 пассажира

Пересаживаемся с большой лодки на каноэ и отправляемся осматривать остров Тхам-лот, созданный чудесным архитектором - природой.

Пещеры, сталагтиты, мангровые деревья в острове-колодце... Где такое ещё увидишь. Фото, конечно не передают всех ощущений, но хоть какое-то представление создают.

Прокатившись на каноэ, возвращаемся в свою лодку и продолжаем путь

И вот впереди уже остров Хао-Пхинг-Кан, остров лежащих друг на друге утёсов.

В основании одного из утёсов - таблички. Написано на них на языке, который я даже со словарём не понимаю, к тому же буквы уже постирались, так что о чём они говорят - не знаю.

В вышине два утёса смыкаются, а сквозь узкую щель, образованную ими пробиваются лучи солнца и зелень тайских растений.

Масштабность картины можно понять по сравнению с моей фигурой)))

От острова двух утёсов виден самы известный остров этих мест, остров Тапу, более известный как Остров Джеймса Бонда

Этот утёс известен с 1974 года, когда он послужил декорацией к очередному фильму бондианы - "Человек с золотым пистолетом"...

Фотографии этого острова в форме первёрнутой бутылки можно встретить во многих местакх Тайланда. Например, в аэропорту Пхукета.

Тропинка с камеными лестницами ведёт на противоположную часть острова

Там небольшой пляжик с парковкой для лодок

Места осматриваю довольно бегло - на всё про всё нам дают только полчаса.

А потом - снова в путь - к острову Панйи.

У подножия этого острова расположилась деревня, стоящая на сваях

Здесь живут так называемые "Морские цыгане", мусульманский народ, лишь несколько лет назад получивший гражданство по личному распоряжению короля Тайланда

Деревня живёт дарами моря и туризмом.

На окраинах деревни встречаются полуразрушенные постройки

А ближе к причалу - вполне респектабельные строения

У причалов - ресторан, куда привозят туристов на обед

Вокруг деревни расположены садки, в которых содержат живую рыбу.

Одна из немногих достопримечательностей деревни - местная школа

Кабинетов в ней не много. Один из них видимо кабинет биологии. Посвящён в основном морским видам животных.

В дни нашего посещения Тайланда у школьников были каникулы. Дети развлекали себя как могли.

Между прочим лет 10 назад по приказу короля Тайланда рядом со школой построили стадион на сваях. Между прочим в Москве стадион Спартака до сих пор строится.

Стены школы украшают стенгазеты, рассказывающие, по-видимому, о пользе спорта.

Вообще деревня производит достаточно двойственное впечатление. Говорят,ю когда местным жителям правительство предложило перебраться на материк, они отказались...

Всё в этой деревне находится близко друг к другу, так как территории мало. Кошки, домаш9няя птица, все ходят по деревянным улочкам, проложенным на сваях

И лишь кладбище находится не на воде...

После прогулки по деревне гид пересчитывает всех, чтобы случайно не оставить кого. Пересчёт реально помог не забыть девушек, покупающих жемчуга на местном рынке.

Потихоньку отплываем от деревни и направляемся к тому же причалу, откуда отплывали.

Нгуй, коренной мокен, охотится за рыбой с гарпуном неподалеку от временной деревни. Фото: Taylor Weidman

Большая часть жизни народности мокен проходит в плавании, погружениях под воду и ловле рыбы. По этой причине их часто называют «морскими цыганами» или «чао ле» - «людьми моря». Талантливый фотограф-документалист Тейлор Уэйдман представил фотоисторию этого народа на Пхукете

Мокены - настоящие амфибии. Шведская исследовательница Анна Гислен выяснила, что зрение «морских цыган» под водой в несколько раз острее, чем у европейцев. За столетия погружений их зрачки приобрели умение особым образом сужаться и менять фокус зрения. Ни у каких других народностей в мире такой способности нет. Это качество и тренированные легкие позволяют мокенам выслеживать и ловить рыбу на глубине до 23 метров.


Женщины мокен возвращаются к лодке после поиска крабов на скалах в парке Ко Сурин. Фото: Taylor Weidman

Название «мокен» образовано от «окен» («соленая вода») и «мо» («нырять»). В Тайланде чао ле около 1,5 тысяч, но их число стремительно снижается. Прозвище «морские цыгане» закрепилось за мокенами из-за бродячего образа жизни. У них есть свой древний язык, но нет письменности. Они сторонятся материальных благ и берут в свои лодки только самое необходимое. А их временные дома рассчитаны всего на один сезон.


Большую часть жизни мокены проводят либо на воде, либо под водой. За сотни лет зрачки их глаз адаптировались: во время погружений чао ле видят намного лучше обычных людей. Фото: Taylor Weidman

Полгода - с октября по май - морские кочевники проводят на воде. Они ищут рыбные места группами по 6–7 лодок. На каждой лодке живет одна семья, обычно из трех поколений.

Мокенов записывают в буддисты, но на самом деле они исповедуют спиритуализм. По их мнению, все предметы в мире обладают душой. Мокены верят, что раз в год между миром живых и миром духов открываются врата. В этот день они отправляют в море лодки с дарами для духов и просят у них защиты от напастей. У каждого рода есть свой остров для захоронения умерших. От этих мест стараются держаться подальше: мокены верят, что там собираются злые духи.

В национальном парке Ко Сурин есть постоянная деревня оседлых мокенов. Эти чао ле проводят большую часть своей жизни на суше. Основной доход они получают от продажи сувениров.

Промышленный вылов рыбы сделал мокенов зависимыми от подачек туристов. Это грозит «морским цыганам» потерей самобытности: вскоре они будут вынуждены интегрироваться в общество. Никакого злого умысла со стороны других тайцев здесь нет - глобализация и простое желание людей заработать делают свое дело.


Хук поджидает рыбу на мелководье. Для ловли мокены используют острый трезубец на длинном шесте. Фото: Taylor Weidman
Старик-мокен выводит лодки в море в национальном парке Ко Сурин. Фото: Taylor Weidman
Мужчина делает лодку сапран. Считается, что в своей жизни «морской цыган» должен построить хотя бы одну такую лодку, иначе он и не мокен вовсе. Фото: Taylor Weidman
Нгуй отправляется в море для рыбной ловли и поиска жемчуга. Фото: Taylor Weidman
Жизнь мокенов подчинена природным циклам. Во время отлива - починка суден и сбор моллюсков на отмели, во время прилива - погружения. Фото: Taylor Weidman
Мокены строят временные жилища на сваях вдоль берега. Всю жизнь они кочуют от лагуны к лагуне. Фото: Taylor Weidman
Мокен возле лодок-домов своих соплеменников. Именно суда служат для чао ле домом: наземные жилища для них - временное пристанище. Фото: Taylor Weidman
Во время отлива женщины выходят на берег собирать моллюсков. Фото: Taylor Weidman
Дети помогают женщинам собирать дары моря и устраивают соревнования на проворность: выигрывает тот, кто поймает больше всего крабов. Фото: