Минарет исы. Мечеть омейядов - большая мечеть дамаска. Правила нахождения в мечети

И я уехали из еще спокойной тогда Сирии. Сейчас предлагаю почитать рассказ и посмотреть фотографии одной из старейших и крупнейших мечетей мира, расположенной в Дамаске.

Большая мечеть Дамаска, более известная как Большая мечеть Омейядов расположена в старой части столицы Сирии, одном из старейших городов мира. Мечеть является священным местом Сирии, так как содержит сокровищницу с головой Ионна Крестителя (Яхья), почитаемого пророком как христианами, так и мусульманами. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

1. Мечеть не просто так называется большой. Это самое большое строение старого Дамаска. Хорошо виден просторный внутренний двор мечети и 3 ее минарета.

2. Огромный внутренний двор мечети выложен полированными плитами.

4. В мечети во время молитвы. Ходить по коврам можно только без обуви. Узор ковров размечает молельные места.

5. Меня удивила некоторая раскованность прихожан: довольно много людей во время молитвы читают газеты и журналы, играют в мобильный телефон, обсуждают между собой насущные проблемы, фотографируются, а некоторые даже спят.

6. Я забыл сказать, что в мечеть и на территорию внутреннего двора пускают бесплатно только мусульман (правда при входе спрашивают, из какой страны посетитель; так пускают только приезжих из арабских стран и Турции). Остальным приходится платить 50 фунтов (на момент пребывания в Сирии надо было делить на 1.5, чтобы получить цену в рублях).

7. Погода в тот день была переменчивая: дождь сменялся солнцем, потом снова приходили облака. За 20 минут до режимного времени пошел дождь, который закончился в нужный момент. Благодаря ему на полу было отражение, а небо было не однородно синим.

8. Сирийцы очень спокойно относятся к съемке на территории мечети, в том числе и со штатива. Иногда подходили спрашивали, из какой мы страны и для какого журнала снимаем.

9. Приятно удивило отсутствие людей, хотя за пределами мечети жизнь кипела до поздна.

10. Мечеть была построена при Омейядском халифе Аль-Валиде I между 706 и 715 годами на месте христианской церкви, посвященной Иоанну Крестителю (утверждается, что голова Ионна, хранящаяся в сокровищнице мечети, была найдена во время строительства мечети).

11. Омейяды - династия халифов, основанная Муавией в 661. В 750 году их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кордовский халифат).

12. Один из трех минаретов мечети (тот, что виднеется в левой части панорамы, справа от зеленой крыши), носит имя Иса бен Мариам, то есть "Иисус, Сын Марии". Согласно пророчеству, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос.

13. ... и снова приходят облака...

14. Часть стен и галерей мечети украшены мозаиками, что хорошо видно на этой панораме.

На сегодня все. К Дамаску я еще вернусь, когда буду рассказывать про Сирийские города в целом. А завтра будет пост про стамбульские базары.

Мечеть Омейядов, также известная как Большая мечеть Дамаска, - одна из самых крупных и старейших мечетей во всём мире. Она расположена в историческом центре сирийского города Дамаск и представляет собой огромную историко-архитектурную ценность.

Мечеть Омейядов была построена в начале восьмого века на месте бывшего христианского храма Иоанна Крестителя. Мечеть названа в честь халифа Валида I из династии Омейядов, который и дал приказ о строительстве. Для постройки здания были приглашены лучшие архитекторы из Рима, Константинополя, Персии, Индии. В архитектурном плане мечеть напоминает византийский дворец. Строили ее более десяти лет, в отделке широко использовались золото, жемчуг, перламутр и мрамор. Двор мечети со всех сторон окружает арочная галерея, а пол вымощен полированными плитами.

Для мусульман мечеть Омейядов имеет статус культовой святыни, к ней совершаются религиозные паломничества. В мечети хранится голова и мощи Иоанна Крестителя, который почитаем великим пророком как в исламе, так и в христианстве. Также на территории мечети расположена усыпальница Салах-ад-Дина, знаменитого мусульманского султана и религиозного лидера.

Мечеть Омейядов - удивительное и возвышенное место, куда пускают представителей любого вероисповедания. Красота и масштабы здания захватывают дух, и мечеть пользуется огромным успехом у туристов.

Координаты : 33.51165200,36.30655800

Мечеть Омейядов в Дамаске считается третьей по значимости в исламском мире после Каабы в Мекке и «Мечети Скалы» в Иерусалиме.

Первый каменный храм на этом месте построили арамейцы три тысячи лет назад. С тех пор храм только немного перестраивался из тех же камней и, соответственно, переименовывался. При арамейцах это был храм Хадада, при римлянах — храм Юпитера Дамасского, при византийском императоре Феодосии — базилика Св. Захарии, а затем — базилика Иоанна Крестителя. Ну а после прихода арабов в 635 г. храм был перестроен в одну из самых великолепных в мире мечетей.

На площади перед мечетью — римская колоннада и фрагмент портика Храма Юпитера.

Анекдот из жизни — в Сирии довольно широко развит внутренний туризм, плюс еще много религиозных туристов едут в Дамаск из Ирана и прочих окрестных государств. Ну и вот — стоим на площади, щелкаем клювом — подходит дяденька приличного такого вида и просит его сфотографировать на фоне мечети. Слово за слово, дядя спрашивает, откуда мы. Мы гордо отвечаем, что из Руссии.
— О, Руссия — вери колд! А я из Ирака — ну знаете, Ирак — ПЫЩ-ПЫЩ! — размахивает руками дядя.
Тут кагбэ стоит заметить, что в Сирии больше 2 млн. иракских беженцев, пыщ-пыщ.

Мы больше привыкли к однообъемным турецким мечетям, построенным по образу Святой Софии. Арабские же мечети выглядят совсем иначе и представляют собой скорее просторный открытый двор, обнесенный стенами, у одной из которых размещается молельный зал.

В мечеть приходят не только помолиться, но и отдохнуть от городской суеты. Двор внутри мечети, по сути, является своеобразным «парком», единственным свободным местом внутри тесно застроенного города — в тени галерей можно отдохнуть и поваляться с книжечкой под визги носящихся по мраморному полу детей. В мечети, как видно на фото, нельзя находиться в обуви, а теткам — еще и без мусульманской униформы.

Часть стен мечети покрыта позолоченной мозаикой VIII-XIII вв., расчищенной из-под слоя штукатурки в начале двадцатого века. Ранний ислам не запрещал изображение пейзажей:

Один из углов двора занимает поднятая над землей сокровищница. Такие сооружения стали строить в мечетях после участившихся случаев краж общинных денег, хранившихся «под защитой Аллаха» =)).

Есть мнение, что именно Омейяды придумали строить в мечетях минареты для призыва на молитву. В дамасской мечети Омейядов наиболее знаменит минарет Исы — согласно преданию, именно по нему спустится на землю Иисус Христос накануне Страшного суда. Оказывается, в Коране точно определена дата конца света — он случится примерно через 50 тысяч лет.

В молельном зале особенно хорошо заметно, что мечеть «недавно» была римским храмом:

Дамаск — один из древнейших городов мира. Существует легенда, что где-то в этих местах Каин убил Авеля. А сам город возник приблизительно в XI веке до нашей эры и до 732 года до н. э. являлся столицей Дамасского царства. Проходили тысячелетия, менялись народы, населявшие Дамаск, и храмы одних богов сменялись храмами богов других…

Джамия аль Умейи, иначе — Большая мечеть, или мечеть Омейядов, расположена в центре старого города, на месте, где некогда стоял древнеримский храм Юпитера Дамасского (еще раньше на этом месте находился арамейский храм). О красоте и величии этого античного храма сегодня можно судить по немногим, пощаженным временем и людьми фрагментам — например, шестиколонной Триумфальной арки высотой в шестнадцать метров. Предполагают, что весь архитектурный ансамбль храма Юпитера окончательно сложился к III веку, а уже в следующем столетии, в правление императора Феодосия (379- 395), он был частично разрушен. Из обломков его южной стены византийцы построили православный собор во имя Иоанна Крестителя. В этом соборе свято хранилась христианская святыня — голова Иоанна Крестителя, Предтечи Христа, убитого по приказу царя Ирода. Византийцев сменили арабы. В 705 году халиф Валид бен Абд-эль-Малик из династии Омейядов пожелал украсить свою столицу Дамаск великолепным памятником, достойным блеска правящей династии. Он должен был затмить собой все другие монументальные постройки арабского мира. Мечеть Омейядов стала оплотом и святыней ислама, первым культовым сооружением, отразившим в архитектурной форме религиозные представления мусульман.

Новую мечеть было решено построить на месте византийского храма Иоанна Крестителя. Его разобрали, и его материалы были употреблены на строительство мечети. Из всех тогдашних центров мировой культуры — Афин, Рима, Константинополя, стран арабского Востока — были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел.

На строительстве мечети в течение десяти лет трудились более двенадцати тысяч рабочих. Для отделки интерьеров мечети широко применялись перламутр, жемчуг, золото.

Мечеть Омейядов в Дамаске: описание, реликвии и святыни

Украшенная мозаиками на золотом фоне, инкрустированной резьбой по мрамору, даже сегодня, спустя тринадцать столетий, пройдя через десятки войн, пожаров, разграблений и многие годы запустения, мечеть поражает своим величием и великолепием форм. Можно представить себе, какой она была в первые годы своей истории! В то время мозаики покрывали даже стены внутреннего двора мечети.

Мощные глухие стены отделяют мечеть от шумного города. Во двор мечети ведут четверо ворот. Их порталы облицованы керамическими плитками и мозаикой эпохи Омейядов. Внутренний двор мечети вымощен квадратными каменными плитами и имеет форму прямоугольника длиной 125, а шириной 50 метров. С трех сторон двор окружает сводчатая галерея, с четвертой стороны находится молельный зал. В одном из углов двора находится каменный восьмиугольный павильон с куполом, поднятый на восьми высоких колоннах с пышными капителями. Это "Куббат эль-Хазне", сокровищница халифов. Когда-то здесь хранилась казна династии Омейядов. Все восемь граней сокровищницы покрыты растительным орнаментом.

В противоположном конце двора располагается каменная беседка с солнечными часами. Ее купол тоже опирается на восемь колонн, причем ни одна из колонн не похожа на другую — вероятно, в свое время они были взяты из разных построек. Посредине двора, как это принято, находятся традиционный фонтан и бассейн для омовений.

С южной стороны двора находится здание молитвенного зала. Когда-то его дворовый фасад представлял собой открытую аркаду, теперь окна и арочные пролеты закрывают деревянные стены и цветные витражи.

Зал для молитв огромен. Его длина составляет 136 метров, а ширина — 37 метров. Своды уходят ввысь. Изящные крутые арки опираются на сорок мощных коринфских колонн. На арках тоже установлены колонны, которые и несут на себе тяжесть свинцовой кровли. В центре зала четыре массивные колонны поддерживают гигантский купол. На южной стороне расположены четыре михраба — ниши в стене мечети, указывающие направление на Мекку. Из четырех михрабов Большой михраб, ближайший к амвону, выделяется своей тончайшей отделкой перламутром и цветным мрамором. Михраб — непременная деталь любой мечети, за исключением одной — мечети Харам Бейт-Уллах над камнем Каабы в Мекке. Именно к ней обращены михрабы всех мечетей мира.

Крутая лестница за резными высокими дверями ведет на высокий амвон (минбар) из белого мрамора. Отсюда духовные проповеди транслируются по радио по всей стране.

В восточной части зала расположен увенчанный куполом мраморный павильон, украшенный двумя зелеными знаменами ислама. Сквозь его стекла можно разглядеть большую надгробную плиту. Здесь захоронена христианская реликвия, которую чтут и мусульмане — голова Иоанна Крестителя (мусульмане называют его пророком Яхья), обнаруженная во время реставрационных работ в одном из склепов стоявшего на этом месте православного византийского храма. Так тесно на Ближнем Востоке переплетены христианство и ислам!

Весь пол молельного зала застелен роскошными коврами — это пожертвования верующих храму. Лучшим украшением мечети Омейядов по праву считаются ее мозаики. По преданию, для работы над ними халиф пригласил мастеров из Константинополя. Долгое время мозаики мечети Омейядов были скрыты под слоем штукатурки и только в 1927 году стараниями реставраторов снова увидели свет. На многочисленных мозаичных панно можно видеть Дамаск эпохи Омейядов — дворцы, фруктовые деревья, цветы, прозрачная полноводная река.

Зал мечети освещают тяжелые хрустальные люстры европейского типа. В XIX веке интерьер молитвенного зала несколько изменил свой вид. В частности, окна и проемы арок северной стены были украшены яркими красочными витражами.

Над мечетью в горячее голубое небо устремляются три минарета. Самый древний из них расположен в центре северной стены, окружающей мечеть. Он называется Аль-Арук — минарет Невесты и построен в эпоху Омейядов. Время не сохранило полностью его первоначальный облик. Минарет неоднократно реставрировался, и его верхняя часть выполнена в современном стиле. Западный минарет, Ал-Гарбия, построен в XV веке. Его прямоугольная башня, увенчанная острым шпилем, возвышается над западным входом во двор мечети.

Минарет, стоящий в юго-восточном углу, носит имя… Иисуса Христа! Нонсенс? Отнюдь. Ислам, как известно не отвергает Христа, но отвергает его Божественное происхождение и считает его пророком. Арабы называют его "Исса бен-Мариам" — "Иисус, сын Марии". Нижняя часть минарета Иисуса Христа имеет вид четырехугольной башни, а верхняя напоминает граненый карандаш. Существует легенда, что именно на этот минарет спустится с небес Иисус Христос в час Второго пришествия, для последней схватки с антихристом накануне Страшного суда, а потом отсюда, с вершины минарета, будет вершить свой суд над миром…

Мечеть Омейядов за небольшую плату доступна для осмотра туристам любого вероисповедания. Только женщинам выдают черные накидки, чтобы закрыть ими лицо, а при входе в мечеть, по традиции, необходимо снять обувь. Но разве можно, побывав в Дамаске, не побывать в овеянной легендами Джамие аль Умейи — мечети Омейядов, жемчужине Ближнего Востока?

Дамаск. Старый город: цитадель, мечеть Омейядов.

Цитадель. Дамаск. Сирия.

Строительство цитадели началось в 1076 году. В то время цитадель была резиденцией правителя, где находились его покои, казармы, гвардия, склады, монетный двор, тюрьма, мечеть и семейные могилы. Лишь дважды в год по великим религиозным праздникам правитель покидал крепостные степы, чтобы посетить главную святыню города — мечеть Омейядов.
Нынешний облик цитадель обрела в XIII в., когда ее укрепил султан Малик Адиль – брат Салах ад-Дина. Укрепляли и перестраивали цитадель 12 лет. Но все было разрушено во время монгольского нашествия в 1260 г.

При султане Бейбарсе крепость возродили, но в 1400 г. при нашествие Тамерлана, она опять сильно пострадала.
С тех пор ее не восстанавливали. До 1985 г. здесь располагалась тюрьма. В последние годы здесь ведутся восстановительные работы и раскопки.
Рядом с цитаделью и входом на крытый рынок расположен памятник Саладину – легендарному султану, который начал победоносную войну с крестоносцами.
Рядом с цитаделью и памятником находится вход в Старый город и знаменитый рынок Хамидия (Сук аль-Хамидия) .


Рынок Хамидия. Утро.


Рынок Хамидия.

Большая мечеть Омейядов (Дамаск, Сирия)

Когда-то здесь были городские ворота Баб ан-Наср (Ворота Победы), но в 1864 г. из разобрали. Рынок назван в честь османского султана Абдул-Хамида II, при котором в 1885 году рынок накрыли железной крышей. Место это издревле было торговым.


Bakdash Ice Cream.Дамаск. Сирия.
Не пройдите мимо Bakdash Ice Cream – это одно из самых известных мороженых в Сирии, магазин-кафе был открыт на Хамидии в 1885 году. Густое и эластичное мороженое делают из порошка высушенных клубней орхидей и смол мастикового дерева, сверху посыпают фисташками. Мороженое настолько густое, что мороженщики непрестанно вымешивают мороженое, отбивая ритм.

В конце улицы-рынка возвышаются 12-метровые колонны, поддерживающие фрагмент фронтона – это то, что осталось от древнеримского храма Юпитера , возведенного в III в.

Храм Юпитера. Дамаск. Сирия.

Мечеть Омейядов считается одной из самых знаменитых мечетей мира.


Наружные стены мечении были застроены домами, которые начали сносить еще османские власти. Однако когда турки ушли, хозяева домов вернулись и отстроились заново. В 80-е гг. мечеть опять расчислили от домов и устроили небольшую площадь.


На площади перед Мечетью Омейядов. Дамаск.

Стена, окружающая мечеть очень старая. С давних времен здесь строили храмы.


Стена вокруг мечети Омейядов.

Сначала арамейцы воздвигли святилище своему богу Хададу, потом римляне – храм Юпитеру Дамасскому, в IV в. византийский император Феодосий возвел базилику Св. Захария, в 635 году храм разделили на две части – христианскую и мусульманскую.
В 708 г халиф Валид, желая построить в Дамаске мечеть, достойную его династии, конфисковал собор Св. Иоанна, в котором мусульмане и христиане молились бок о бок в течение 70 лет — одни в западной половине, другие — в восточной.
Для возведения мечети были привлечены талантливые архитекторы и ремесленники со всех концов страны, использованы лучшие материалы. Мечеть Омейядов должна была олицетворять славу и могущество арабского государства, поражать роскошью и красотой убранства.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.

Северный минарет или минарет Невесты относится к 705 г., но его верхняя часть достроена позже. Юго-восточный минарет Исы, т.е. Иисуса возведен в 1347 году на руинах башни храма Юпитера. Согласно легенде, по этому минарету спустится на землю Иисус Христос накануне Страшного суда. Юго-западный минарет Мухаммеда построен тоже на месте древней башни до XII в.
11 раз мечеть страдала от крупных пожаров, последний из которых был в 1893 г. Каждый раз мечеть восстанавливали.

Вход для туристов находится с левой стороны. Здесь же можно купить билет (50 SP), женщинам получить темные накидки (обнаженные плечи, руки и голова не допускаются). При входе в мечеть и женщинам и мужчинам надо снять обувь.

Изящное сооружение на восьми колоннах — Куббат аль-Хазна — сокровищница, в которую нет хода непосредственно с земли (787 г.) Как-то раз в одной из сокровищниц была совершена кража хранившихся там «под защитой Аллаха» казенных денег, с тех пор стали строить сокровищницы без входа с земли.


Куббат аль-Хазна. Дамаск. Сирия.

В центре двора — Куббат ан-Нофара — фонтан для омовений с бассейном (1200 г.; купол — XVIII в.).


Куббат ан-Нофара. Дамаск. Сирия.

Стены мечети украшены фаянсовыми изразцами и мозаиками (VIII-XIII вв.) В молельном зале 22 двери, два ряда коринфских колонн делят зал на три нефа.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.

В стене зала имеются богато украшенные ниши, называемые «михраб» . Первоначально михраб был почетным местом для халифа, позднее стал просто обозначать киблу — направление к Мекке, куда должны быть обращены лица молящихся.


Мечеть Омейядов.Михраб. Дамаск. Сирия.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.

Омейяды ввели в мечетях минбары — кафедры для чтения Корана и произнесения проповедей. Высокий минбар, имеющий лестницу, обычно находится слева от михраба.
В молельном зале находится рака Св. Иоанна Крестителя.


Мечеть Омейядов. Рака Св. Иоанна Крестителя.

Здесь покоится голова святого, которая, согласно легенде, была найдена в 705 г. в одном из подземных склепов при перестройке базилики в мечеть. Если верить преданию, то халиф Валид хотел убрать эту раку и даже сам стал выкапывать голову, но, коснувшись черепа, оцепенел, поверив в чудо халиф решил оставить христианскую реликвию на месте. Это место одинаково почитается как христианами, так и мусульманами. Святой Иоанн Креститель в мусульманской традиции – пророк Яхья.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.

Рядом находятся византийские колодец и купель.
В портике восточной стены находится святилище, где покоится голова Хусейна — сына четвёртого "праведного халифа" Али. Это место паломничества шиитов. Внутри помещения — две урны; в одной — голова Хусейна, убитого омейядскнми солдатами в 680 г. в битве при Кербеле (Ирак), во второй — прядь волос Пророка.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.


Мечеть Омейядов. Дамаск. Сирия.

В том же дворе, где вход для туристов находится Мавзолей Салах ад-Дина — легендарного арабского султана, полководца, начавшего победоносную войну с рыцарями-крестоносцами, которого европейцы называли Саладином.

Открыт 9.00-16.00 без выходных


Мавзолей Салах ад-Дина. Дамаск. Сирия.

Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите в 1138 году (современный Ирак). По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб ибн Шади и дядя Асад ад-Дин Ширкух, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги.
В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, поддержал второго сына Зенги, будущего объединителя Сирии Нур ад-Дина и помог ему завоевать Алеппо. Таким образом, Саладин воспитывался при алеппском дворе, он получил образование в лучших традициях мусульманской культуры.
Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 — 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 — 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 — 1192).
Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга и являлся оплотом халифов-еретиков.
В 1164 году Нур ад-Дин решает послать в Египет корпус, чтобы помочь Фатимидскому государству отразить вторжение крестоносцев. Корпус возглавил Ширкух, вместе с которым отправились его брат Айюб и его сын Салах ад-Дин. После нескольких лет, проведенных в битвах, Ширкух стал визирем при халифе Фатимидов, но в 1169 году он скоропостижно умер. Ему наследовал Саладин.
После того, как умер фатимидский халиф Адид в 1171 году и Нур ад-Дин в 1174 году, власть над Египтом и Сирией сосредоточилась в руках Салах ад-Дина.
Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. А в 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Алеппо.
Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), состоящей из конных лучников и конных копейщиков.
Следующим шагом стало достижение политической независимости.

Салах ад-Дин непрестанно воевал с крестоносцами. В 1187 г. состоялась решающая битва под Хиттином между христианами и мусульман. Саладин долго избегал боя, обстреливая крестоносцев из луков. Под палящими лучами солнца рыцари жарились в своих тяжелых доспехах. Когда они дошли до предела, Салах ад-Дин сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Мало кому из крестоносцев удалось уцелеть или избежать плена. Даже король Иерусалимского королевства Гвидо Лузиньян попал в плен, но был с почестями отпущен под клятву никогда больше не поднимать меч против мусульман (которую тот впоследствии нарушил). Также в плен был взят великий магистр ордена тамплиеров – Рейнальд Шатильонский, которого Саладин собственноручно казнил.
После сражения под Хиттином победы Салах ад-Дина следовали одна за другой, в том числе Саладин захватил Иерусалим и провел ритуал его очищения, при этом проявив великодушие к христианам. Горожане были отпущены за выкуп, кто не смог заплатить выкуп были обращены в рабство.
Такой поворот событий озадачил христианскую Европу.
Состоялся очередной крестовый поход, одним из предводителей которого был король Англии Ричард I Львиное Сердце. В походе участвовали также король Франции Филипп II Август и германский император Фридрих I. Ричард Львиное Сердце отвоевал часть городов и крепостей у Саладина. Среди них была Акра, когда мусульманский гарнизон капитулировал без разрешения Саладина. Ричард I предал смерти 2000 заложников. Салах ад-Дин был огорчен суровостью противника, он сам в таких случаях отдавал пленников в рабство.
Но это не помешало ему устроить брак своего младшего брата и сестры Ричарда I, после чего в ноябре 1192 г. был заключен мир, по условиям которого внутренняя территория Сирии признавалась мусульманской с правом беспрепятственного прохода христиан-паломников, а Палестина делилась приблизительно поровну.
История подтвердила, что со стороны Салах ад-Дина это был мудрый шаг, позволивший арабам закрепиться на отвоеванных территориях и подготовиться к дальнейшему наступлению на владения крестоносцев.
Салах ад-Дин умер в марте 1193 г. от лихорадки в возрасте 55 лет. Он был похоронен в Дамаске и оплакан на всем Востоке.
Его могила — одно из почитаемых мусульманами мест. Он прославился как выдающийся полководец и защитник ислама, как покровитель просвещения, основавший в Египте и Сирии школы и семинарии.


Улицы Старого Дамаска.


Улицы Старого Дамаска.

Продолжение: Старый город: медресе Захирия, мечеть Сейида Рукыя, медресе Нурия, дворец Азем, рынок пряностей.

1. Дамаск — самая древняя столица мира. История города.
2. Старый город: цитадель, рынок Хамидия, мечеть Омейядов.
3. Старый город: медресе Захирия, мечеть Сейида Рукыя, медресе Нурия, дворец Азем, рынок пряностей.
4. Старый город: улица Прямая, римская арка, собор Святой Девы Марии, Баб Шарки, часовня Святого Павла, дом Святого Анании, христианский квартал.
5. Площадь Марджи, склоны Касьюна.


Омейядская мечеть, сердце Старого города Дамаска.
Мечеть Омейядов (по-арабски Джами аль-Омауи) – одно из самых святых мест ислама, уступающая святостью только мечетям Мекки и Медины, и иерусалимской Аль-Аксе. Но превосходящая всех их грандиозностью. Священным это место было задолго до проповеди Пророка. В 9 веке до нашей эры на этом месте был построен храм арамейского бога Хаада, размерами сравнимый с храмом Бела в Пальмире. Римляне перестроили его в грандиозный храм Юпитера, сравнимый уже с баальбекским. В конце IV века император Феодосий превратил языческое капище в базилику Св.Захария, позднее переименованную в честь Иоанна Крестителя. В 636 году Дамаск заняли арабы и восточную часть базилики сделали мечетью. При этом её западная часть ещё 70 лет оставалась христианской. Потом христиан выгнали и халифы занялись грандиозной перестройкой мечети, угрохав на неё 7-летний сбор налогов со всего государства. Вызванное этим опустошение казны и стало одной из причин падения Омейядов. С тех пор мечеть дошла практически в неизменном виде, последний раз её обновляли и реставрировали Османы в 1893 году.
Дорого к мечети много, но обычно используют две. С ас-Сауры прямой путь ведёт к мечети через крытый рынок Хамидия.

Заканчивается он кораническими лавками


у коринфских колонн античных западных врат теменоса (священной территории) храма Юпитера.


После них выходим на площадь перед западной стеной мечети, где всегда многолюдно и многоголубно.


На эту же площадь выводит другая дорога – с Прямой по Шария Сук аль-Бзурия, мимо дворца Азема, к южной стене мечети, свернуть налево.
Почему на площади многолюдно? А потому что на неё выходит западные врата мечети (Баб аль-Барид), через которые внутрь ходят правоверные.


Ходят, разумеется, бесплатно. Прочие же должны ходить платно и через другой вход. За чем и следит стоящий у ворот полицейский.


Прежде чем войти внутрь, стоит обойти саму мечеть, пройти вдоль мощнейшей стены, больше напоминающую крепостную, посмотреть на высоченные минареты.
Мечеть в плане имеет вид прямоугольника – соответственно минаретов три:) Причём возведены они в разные эпохи и в разных стилях. С площади у западных врат видны два – на севере минарет Невесты, самый старый, построенный в 705 году, на юге – минарет Аль-Гхарбия, самый красивый, в мамлюкском стиле.


Пройдя вдоль южной стены, по Шария Сук аль-Аббасия (торгуют сувенирами), мимо закрытых южных врат (Баб Зияда), увидим минарет Исы (Иисуса), построенный в 1347 году, из остатков башни храма Юпитера – местные верят, что именно на него снизойдёт Иисус в Судный день. Разумеется, этот минарет самый высокий.
Завернув за угол, выходим на ту самую улочку Калмания с кафешками. Начинается она от эффектно-закрытых восточных врат мечети (Баб аль-Нафура). Рядом имеется и что-то античное – остатки восточных ворот теменоса храма Юпитера.


Вообще, восточнее храма в античную эпоху была агора – торговые ряды древнего Дамаска, и там кое-где попадаются встроенные в дома античные колонны.
Ладно, пора внутрь – для этого вернёмся к западным вратам. Мечеть Омейядов открыта для посещения неверными все дни с утра до вечера (точнее с утренней до вечерней молитвы, так что, если есть желание, можно прийти и в 4-ре утра:)), кроме времени главного пятничного намаза (с 12:30 до 14:00).
Заход в мечеть немного мудреный, ибо билёт продают не там, где надо заходить. Итак, идём на север вдоль западной стены и сворачиваем в воротца – там и находится небольшое здание тикит-офиса, над которым возвышается купол мадрасы Захарии. Билет стоит 50 фунтов.


По его получению не стоит сразу бежать в мечеть – стоит пройтись по небольшой территории за тикит-офисом. За ним расположен небольшой парк, в котором есть мавзолей Саладдина, а так же могилы трёх турецких лётчиков, погибших в 1914-м при перелёте из Стамбула в Каир. Правда, в парк не пускала железная решётка, кажется, и тут что-то реставрируют. Или просто я поздно пришёл?


Ещё восточнее находится симпатичная мамлюкская мадраса Джакмакия (XV век), в которой размещается Музей арабской эпиграфики (75 фунтов вход) – коллекция образцов арабской письменности и предметов для письма.
Ладно, пора уже и в мечеть. Идём по Шария ас-Садрия, мимо железной решётки сада и мадрасы, где уже побывали. У решётки валяются несколько римских колонн, собранных по окрестным кварталам.


Кстати, насчёт дрыхнущего на колонне рыжего кота. Типичных домашних кошек видел только в христианских районах Восточного Бейрута. В остальных же местах постоянно попадались на глаза тощие бродячие коты, кормящиеся с многочисленных местных свалок и прячущиеся от жары под припаркованными машинами. Естественные их враги – собаки – в арабских городах не водятся, посему местные кошки особой пугливостью не отличаются.
Иноверцы входят в мечеть через северные врата (Баб аль-Амара). При приближении к ним справа видны остатки колоннады храма Юпитера.


В мечети положено разуваться. Так что желательно для похода в мечеть подобрать носки чистые и не дырявые:) Туристы могут носить обувь в руках, а могут сдать в стеклянную будочку контроллёру.


При возвращении обуви за это просят бакшиш, но можно и послать:) Местные же обычно просто оставляют обувь у порога, или кладут в чёрные полиэтиленовые пакеты и носят с собой. Туристкам же приходится одевать накидки-абайи с капюшоном и длинными рукавами какого-то грязно-зелёного цвета.


Входы ведут в обширный внутренний двор мечети. Ярко блестит начищенный пол, играют дети – тут им позволяют бегать, в отличие от молельного зала.
По центральной оси внутреннего двора возвышается парочка восьмиугольных сооружений на колоннах, парочка античных колонн со светильниками века XIX наверху, ну и бассейн для омовения в ротондочке.


С восточной стороны внутреннего двора мечети находится вход в святилище Хусейна, где хранится голова внука Пророка и главного мученика шиизма. Именно её присутствие тут и является причиной обилия иранских паломников в мечети Омейядов, убивших Али и Хусейна. Но при мне святилище был закрыто и огорожено киперной лентой светло-зелёного цвета.


С западной стороны внутреннего двора мечети идёт 37-метровая арочная крытая галерея, в которой и находится главный вход для правоверных.
Галерея и главный вход украшены замечательными мозаиками VIII-XIII веков.


Изображают они то ли рай, то ли долину Бароды в окрестностях Дамаска.


Короче, одно и тоже, если верить реплике пророка Мухаммеда, который по преданию не стал входить в Дамаск, сказав, что в рай можно войти только однажды.
Фасад молельного зала тоже украшен мозаикой (с позолотой) и имеет 22 двери и вечно закрытые главные врата.


Входят в молельный зал через некоторые из этих дверей, которые открыты. Большинство – через крайние западные, которые прямо около главного входа в мечеть для правоверных.
Внутри, у входа висит вот такое электронное табло, на котором обозначены время восхода-заката солнце, а также намазов.


Обширный и высоченный молельный зал разделён двумя рядами коринфских колонн на три громадных нефа.


Пол выложен мягкими красными кровами, с потолка свисают огромные люстры. В центре зала на высоте 36 метров возвышается гигантский купол, построенный после пожара XI века.


В южной стене имеются михрабы – ниши, указывающие молящимся направление на Мекку, а посредине южной стены находится минбар – кафедра имама.
В восточной части молельного зала расположено святилище Иоанна Крестителя (пророка Яхьи в исламе),


за зелёным стеклом которого можно разглядеть саркофаг с головой Иоанна Крестителя.


Правда, великие пророки не похожи на обычных людей. Например, судя по количеству голов Иоанна Крестителя, почитаемых в разных местах Ближнего Востока, их у него было не меньше десятка:) Но дамасская голова – одна из самых почитаемых мусульманами.
Место, как и всё в Старом городе, удивительно атмосферное. Приятно неспеша побродить по залу, посидеть на мягком ковре у одной из колонн, наблюдая за собравшимися. Рядом с минбаром сидит имам, вокруг него (тоже сидят) – небольшая толпа. Голос имама разносит по всей мечети громкоговоритель – но не слишком громко, так идёт звуковым фоном, вплетающимся негромкой нотой в общую атмосферу.


Ещё одна группа людей сидит в центральном нефе, ближе к святилищу Иоанна Крестителя, слушают кого-то другого, в шапочке хаджи. В различных местах о чём-то молятся по одиночке. Бродят туристы – особенно бросилась в глаза толпа то ли японок, то ли кореянок в абайях.


Наибольшая концентрация народа – у святилища Иоанна Крестителя. Кто-то, приложившись лбом к железной решётке и закрыв глаза, неслышно шепчет молитву. А рядом компания молодых и современно одетых парней и девушек, явно местных. Фоткаются на мобильники на фоне святилища, громко болтая.
В общем, квинтэссенция жизни. Действительно, стоит побывать и посмотреть – не обежать все достопримечательности, а именно посидеть и отдохнуть, остановится и оглянутся.
В следующий раз - прогулка по .