Подъем на плато ай-петри на машине ради чего туристы карабкаются наверх

Приветствую! Совершить подъем на плато Ай-Петри на машине решаются далеко не все водители, есть и такие, для кого поездка становится развлечением. Бесспорно, маршрут запоминающийся и живописный — чем выше поднимаешься, тем больше восхищает панорама южного берега Крыма.

Мне поступает много вопросов о ситуации на Ай-Петри в сезоне — 2020 г. Похоже, на Масленицу крымчане так хорошо проводили зиму, что она ушла с полуострова далеко и надолго и отметилась лишь на нескольких горных вершинах. Я решила собрать всю доступную информацию в социальных сетях и добавить ее в эту статью. Речь пойдет о развлечениях на плато, ценах и состоянии дороги.

Дорогие читатели! Статья была написана давно, но все еще пользуется спросом, поэтому я постоянно ее обновляю и вношу актуальную информацию. (Использованы личные снимки и фото из соцсетей за 2020 г). Обновлено 06.02.2020 г.

Дорога на Ай-Петри

Подняться на Ай-Петри можно четырьмя способами: пешком, на собственной машине, на канатной дороге или с перевозчиками. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, но хотя бы одним нужно воспользоваться обязательно. Для пешеходных маршрутов есть в Сети схемы.

В январе 2019 г. плато Ай-Петри было самым популярным местом для активного отдыха. Сотни туристов выложили свои снимки в соцсетях с заснеженной горы: кто на санках, кто на лыжах, а кто-то в километровой пробке. В новогодние праздники движение было парализовано, нашлись чудики, которые поднялись на летней резине (их пришлось вытаскивать).

фото из группы ВК «Погода на Ай-Петри».


Уважаемые, перед поездкой в зимнее время смотрите в Сети погодные условия! Если вам плевать на себя, подумайте о детях! К некоторым участкам спасательные службы не могут добраться.

Рассчитывайте возможности своего авто: 4х4, шипы или цепи, полный бак. Актуальная информация в группе в ВКонтакте «Погода на Ай-Петри».


Горный серпантин, ведущий на плато, самый затяжной и извилистый в Крыму. В зависимости от погодных условий некоторые участки или вся дорога могут закрываться, о чем предупреждает знак в начале пути или постовые. Бывают здесь оползни, обвалы и лавины.

С 2019 года дорогу на Ай-Петри обслуживает предприятие «Крымавтодор». Для обеспечения безопасности дорожного движения в зимнее время дорогу расчищают от снега и посыпают песко-соляной смесью.

Раньше для посещения Ай-Петри существовало негласное правило: подъем на плато по узкому серпантину до 12 ч. дня, спуск – после 12 ч. дня. Теперь это правило автотуристы игнорируют и создают проблемы себе, другим и спасательным службам.

Дорога Т 0117 ведет на плато Ай-Петри, а затем по северному склону, через Большой каньон Крыма, в Бахчисарайский р-он. Второе название — старая Ялтинская трасса. По пути следования есть родники, интересные скалы и самые известные водопады Крыма: (на южном склоне) и Серебряные струи (на северном склоне).

4 февраля 2020 года дорога на Ай-Петри со стороны Бахчисарая закрыта из-за угрозы чрезвычайной ситуации.

«С целью обеспечения безопасности дорожного движения с 4 февраля 2020 года до устранения причины, вызвавшей данную ситуацию, движение с 30-го по 46-й км автомобильной дороги Бахчисарай – Ялта – это въезд на Ай-Петри со стороны Бахчисарая – временно прекращено для всех видов транспортных средств», – сказали в минтрансе республики.

Со всей уверенностью можно сказать, что дорога на Ай-Петри является одной из самых опасных дорог Крыма, поэтому уставшим водителям и новичкам делать там нечего!

Подняться на Ай-Петри можно на канатке или на транспорте, который осуществляет перевозки. Список перевозчиков на плато Ай-Петри опубликован в группе ВКонтакте «Погода на Ай-Петри».

С августа 2019 года МУП «Ялтагортранс» осуществляет перевозки (в теплое время года) из Мисхора и Ялтинского автовокзала на плато Ай-Петри на лицензированном такси. Цена поездки в одну сторону — 450 руб. с человека.

«Отправление такси по мере их загрузки будет осуществляться из мест продажи абонементов. В районе плато Ай-Петри будет проводиться диспетчеризация и посадка пассажиров. В дальнейшем направления и виды перевозок лицензированными такси будут расширяться».

Для тех, кто не знает, как выглядит серпантин на Ай-Петри карта маршрута.

Чем заняться на Ай-Петри в снежную погоду

В январе 2020 г. снега значительно меньше, но желающих попасть в зимнюю атмосферу достаточно.


С 20 января 2020 г. канатная дорога закрывается на ежегодные плановые профилактические работы. Последний день работы 19 января. Планируется, что канатная дорога возобновит работу весной.


Для любителей пеших маршрутов организованы восхождения. Например, маршрут в 5 км — начинается на Кореизской тропе (44.440463, 34.08323), мимо родника Баба-Али-Текне (44.455722, 34.070383) с переходом на Мисхорскую тропу и заканчивается у верхней станции канатной дороги. По живописной тропе вы попадете из осени в зиму и впечатлитесь картинными пейзажами.


Для любителей экстрима компания «Ai-Petri tour» организовывает индивидуальные джип-туры с посещением форелевого хозяйства «Форелёво» (ищите офиц. сайт в Сети), где работает русская баня на дровах, есть возможность половить рыбу и отведать вкусные блюда из свежевыловленной крымской форели.


Карта горнолыжных трасс на Ай-Петри.




Цены на подъемники на 26 км в январе 2020 г.:

  • на маленький — 500 руб.
  • на большой — 1000 руб.
  • комплект лыж — от 500 руб.
  • борд — от 500 руб.
  • ватрушка большая (сноутюб) — 600 руб.
  • ватрушка стандартная — 500 руб.

В залог просят документ. Подъемник начинает работать с 10 утра.

Важно! Сообщение от ГКУ РК «КРЫМ-СПАС»:

ВОПРЕКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯМ СПАСАТЕЛЕЙ ТУРИСТЫ ПРОДОЛЖАЮТ ПРЕНЕБРЕГАТЬ ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ КАТАНИИ НА СНОУТЮБЕ

Министр чрезвычайных ситуаций Республики Крым Сергей Шахов проинформировал, что туристы, вопреки предупреждениям спасателей, продолжают пренебрегать правилами безопасности при катании на сноутюбе, получая различные травмы. За выходные дни спасатели, находящиеся на патрулировании на плато Ай-Петри, оказали помощь 4 туристам, травмировавшимся при катании на сноутюбах.


В стороне от подъемника местные кулинары готовят на продажу плов, шашлыки и шурпу. Можно привезти еду с собой и устроить пикник, взяв в аренду беседку с мангалом. Стоимость аренды — 1500 руб. на день.


Дольше всего снег лежит на северных склонах плато, обычно он сохраняется до марта-апреля.

Вид со стороны метеорологической станции. Тишина и умиротворение …. Вдали хорошо видны зубцы Ай-Петри, именно там находятся верхняя станция канатной дороги, самая высокая точка 1234 м. и пещера Трехглазка.


С обзорной площадки открывался чистый простор — бирюзовое небо с проблесками лазури, утопающее в морской глади Черного моря. Вечнозеленые кустарники и деревья обрамляют своими зарослями Алупку и Кореиз.




Кругом запущенность и хаос. Частные дома, сараи, кафе, шалманы, стройки. Уже через 15 минут забываешь, за каким лешим ты сюда поднялся.

«Горцы» не хотят облагораживать территорию из-за нерешенных земельных вопросов. Экологи бьют тревогу и призывают прекратить хозяйственную деятельность на территории Ай-Петри, ограничить пропускную способность для развития эко-туризма. Вот только поздно спохватились: многие предприниматели работают здесь уже не один десяток лет. Круг замкнулся и теперь вся надежда на новую власть, которая примет рациональное решение, чтобы и «волки были сыты и овцы целы»…

Из-за особенности рельефа Ай-Петри называют яйла — летнее пастбище. С давних веков на плато строили поселения, но самый большой «вклад» внес нomo sapiens.

Пожалуй, единственный объект, который находится на своем месте — памятник крымским партизанам Великой Отечественной войны, которые погибли в бою в декабре 1941 года.


Дорога на Ай-Петри имела важное значение во времена Второй мировой. Именно по ней фашисты перебрасывали войска и технику в сторону Севастополя. Партизанам удалось взорвать участок дороги и помешать осуществиться вражеским планам, но все они погибли в неравном бою.
Ценой невероятных усилий солдаты смогли защитить свою землю, память о них должна передаваться из поколения в поколение, а не исчезать под строительными лесами…

Примерно, в 35 км от вершины Ай-Петри, находится стоянка и туристическая тропа в Большой каньон Крыма. Об этом маршруте я уже рассказывала в своем отчете .

Что происходит на Ай-Петри в январе 2020 года.


Между «горцами» и владельцами канатной дороги идет соперничество за своего клиента. Как будут развиваться события, покажет время. Статья будет обновляться.
Благодарю за внимание!

Лучше гор могут быть только горы.
И пусть горы в Крыму невысокие, все равно это горы.
Демерджи, Карадаг, Чатырдаг, Караби, Бабуган, Эчкидаг и, конечно же, Ай-Петри. Я люблю там бывать.
Каждое место интересно по-своему в разное время года. Где-то невероятна осень, где-то летнее разнотравье, а где-то весеннее пробуждение.
На Ай-Петри почти гарантировано весной вы столкнетесь с частыми туманами. Вернее, это не совсем туманы.
Это облака, которые наползают на плато со стороны моря.
И тогда в течение дня вы можете побывать под облаками, над облаками, внутри облаков или наблюдать, как облака разбиваются о скальные стенки гор..
Рюкзак, вода, чай, камера... Остальное лишнее.
Чтобы осталось больше места для эмоций.


2. Ранее апрельское утро на Ай-Петринской яйле, как правильно называется плато. Приятная солнечная погода. Вдалеке виднеются шарики локаторов на Бедене-Кыр.

3. Южные склоны. Сама по себе Ай-Петринская яйла представляет плато, протянувшееся на более чем 20 километров с запада на восток, постепенно сужаясь к востоку.
И в месте, где она переходит в Ялтинскую яйлу, расстояние между южным и северным склонами составляет немногим больше километра, что позволяет в течение короткого времени наблюдать два совершенно разных пейзажа. С одной стороны - море, обрывистые скальные стенки и хвойные леса, а с другой, на которую можно быстро перейти за 15 минут - горные вершины до горизонта, покрытые буковым лесом, озера, поселки и Севастополь в 40 километрах на самой линии горизонта

4. На самом плато лесистые участки встречаются в западной части, переходя к востоку в основном в степь.
Правда и здесь встречаются небольшие островки с хвойными, а также самого причудливого вида корявыми березками.

5. Есть даже березовые рощи. Их в 60-е года сажали вручную

7. Дорога на Ай-Петринской яйле.

8. Скалы Таракташ на южном склоне плато. Вдоль них вьется вниз Таракташская тропа, по которой можно добраться с Ай-Петри к водопаду Учан-Су и далее в Ялту

9. Знаменитая "форточка" в виде креста в скале

10. Одно из бесчисленных осыпных ущелий, спускающихся в сторону Ялты.

11. Восточная сторона Ай-Петринской яйлы тянется, переходя в Ялтинскую, затем Гурзуфскую и в Бабуган-яйлу.

12. Сходим на северные склоны плато. Отсюда совершенно иной вид. Вдалеке - массив Бойка

13. Так выглядит Севастополь с плато Ай-Петри. Из-за расстояния в 40 км и дымки, пришлось применить довольно жесткую обработку фото.
Иначе, мы бы смогли видеть только мутные очертания города вдалеке.

14. Здесь уже нет таких ущелий, как на южных склонах. Это гораздо более пологие балки, спускающиеся в буковый лес

15. Вид на предгорья. Внизу раскинулась Бельбекская долина.

16. Пока мы наблюдали Качинскую долину, на плато стали опускаться плотные облака. Возвращаемся к южным склонам, ведь именно там можно полноценно наблюдать как за движением туч над и под ногами, так и их образование, когда воздушные массы разбиваются об эти крутые скальные стенки

17. Тучи закрывают солнце и опускаются все ниже

18. От них в буквальном смысле слова ветер отрывает куски и "роняет" на скальные склоны

19. Облако просто проносится вдоль стены прямо под ногами

20. Поворачиваю голову обратно, а там уже все совершенно по-другому. Небо буквально упало вниз

21. Облака разбиваются о скалы, не имея возможности подняться выше, завихряются книзу, уползая все ниже в сторону Ялты.
Именно так внезапно затягивает небо в Ялте, когда ты гуляешь там, например, по набережной

22. Но... Ничто не постоянно, и небо начинается подниматься вверх, заполоняя густым туманом облаков все пространство на склоне яйлы

23. Еще один момент столкновения облаков со скалами

24. А под ногами... Будто кипящий кисель

25. Деревья утопают в облаках

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:

К Верхней станции канатной дороги Мисхор – Ай-Петри, откуда начинается тропа к Зубцам Ай-Петри можно попасть из поселка Мисхор к западу от Ялты, а также на маршрутном такси, которое отправляется от Ялтинского автовокзала . Однако эта экскурсия будет неполной, если не посмотреть Большой хаос Алупкинского парка, также к западу от Ялты.

Схема Ай-Петринской яйлы и массива Бойко, автор нам не известен пока.

Гора Ай-Петри господствует над Ялтой на высоте 1234 метра. Особую красоту ее силуэту придают несколько округлых, напоминающих колонны, зубцов. Они возвышаются примерно над станцией канатной дороги примерно на 70 метров.

Ай-Петри горный массив, центр туризма

Главная гряда Крымских гор разделена на яйлы — отдельные массивы с холмистой поверхностью.

На Ай-Петринскую яйлу можно попасть по шоссе от Ялты или от Мисхора по канатной дороге. Она проложена в 1987 г., ее длина — 3 км, время подъема — 20 минут.
Зубцы Ай-Петри образуют четыре крупных (высотой 12-15 м) и ряд мелких отвесных пиков, сложенных рифовыми известняками.
Огромный базар предлагает всевозможные восточные яства. Замечательные условия для активного туризма, катания на лошадях и верблюдах, горном велосипеде, джипах, полетах на параплане, съемке военных приключений и фантастики.
Близ Зубцов растет заповедная Буковая роща, самая большая на Главной гряде. У бровки яйлы приютилась сосна-«Самолет», ей около 300 лет.
Туристы обычно посещают Ай-Петринский меридиан – каменный глобус с точными геодезическими данными, видовую площадку на скале Шишко, метеостанцию, гору Бедене-Кыр (здесь зимой работает несколько горнолыжных подъемников), пещеру Трехглазка, оборудованную для экскурсий. На склоне у шоссе из Ялты на Ай-Петри можно увидеть «пьяную» сосновую рощу — вековой лес из сосны крымской, нарушенный оползнем.

Известняковые породы всех трех гряд Крымских гор (также как и многие речные долины, прорезающие их) буквально нашпигованы окаменелыми остатками морских организмов: улиток, двухстворчатых моллюсков, червей и кораллов.
Как правило, известняковые породы отличаются слоистой структурой и даже рисуются на схемах как уложенные один на один ряды прямоугольничков.
Ничего подобного южный обрыв Ай-Петри нам не демонстрируют: вся эта мощная махина от основания над Алупкой и Мисхором и до Зубцов это гладкий каменный гейзер.

Ay-Petri mountain is located near Yalta resort. The highest point of Ay-Petri mountain is about 1234 metres. How you can get to Ay-Petri mountain? Go to the busstation in Yalta town. It will take 30 or 40 minutes to get to Ay Petri mountain from Yalta town by bus or by your own car. Ay-Petri is the name of the mountain peak, as well as it’s a plateau. A view from Ay-Petri is spectacular.

The weather on Ay Petri is very cold in winter and very hot in summer. Ay Petri is the biggest area for tourists visiting this mountain every year.
Ay-Petri mountain is one of the biggest plateau of Crimea and every visiting this area has an opportunity to see all power of this mountain. Ay-Petri is very ancient coral reef that rises from the sea bottom many years ago. Ay-Petri’s ancient history is a rich one and many archeological groups work here every year.

Ay-Petri is a famous tourist attraction all the year round. It is a place for skiing in winter and hiking in summer.

Затмив даже самую «рослую» вершину Крыма – Роман-Кош высотой 1545 метров. В иерархии гор это малышка – «всего» 1234 метра высотой и пару миллионов лет от роду. Имя свое получила, как принято считать, по названию средневековой церквушки Святого Петра. Храма давно нет, но имя прижилось, и сегодня редкий любитель гор, побывав в Крыму, не заглянул на Ай-Петри . Посмотреть есть на что. Большой крымский каньон глубиной более 320 метров расположился именно на этой горе, на ее северном склоне. До середины лета многочисленные ручьи стекаются на выходе в реку Коккозку. Температура воды в этой реке редко поднимается выше 11 градусов. Более 60 процентов крымских орхидей растут на склонах этого ущелья, включая редчайший вид – Венерин башмачок.

Любителям покричать в горах каньон откликнется шестикратным эхом. Добирается народ на вершину кто на чем горазд. «Безлошадные» – или на своих двоих по тропинке со странноватым названием Таракташская , или по канатной дороге от Мисхора (стоимость билета в районе 8 долларов в один конец). Владельцы железных скакунов – по горному серпантину. Рекомендуются первые два варианта – они дают возможность получше разглядеть красоту этих мест. Но в случае с фуникулером придется отстоять очередь. По пути наверх повстречается водопад Учан-Су , самый большой в Главной гряде. Вода здесь падает с высоты около 100 метров. Правда, летом там бегут лишь несколько струек, так как подпитывается Учан-Су карстовыми водами. Но чистейший горный воздух и умиротворенная тишина леса с лихвой компенсируют эту небольшую «накладку».

Наверху вас накормят разными национальными блюдами и подадут местного вина. Даже верблюды там есть к вашим услугам, хотя не совсем понятна уместность здесь «кораблей пустыни», хватило бы и лошадей. Так что платите и катайтесь, созерцая окрестности. С южного плато можно полюбоваться Ялтой и Алупкой . Если вы покупали экскурсию на плато Ай-Петри и добрались сюда в составе группы, вас наверняка сводят в ледовую пещеру, одну из трех пещер в центре плато. Снег там лежит круглый год. Экскурсоводы не забудут рассказать почти шекспировскую легенду о двух молодых людях и их несчастной любви.

Одной из самых известных – плато Ай-Петри – принадлежит звание самого снежного и самого ветреного места в Крыму. Ветер здесь достигает иногда 50 м/c. Несмотря на кажущуюся обжитость гора может показать свой дикий норов, стоит вам удалиться от исхоженных троп. Если нет опыта в подобных походах, следует воздержаться от попыток самостоятельного исследования Ай-Петри. Ошибки горы, даже такие «маленькие», не прощают. Зубцы Ай-Петри отпечатаются в вашей памяти навсегда, постоянно напоминая: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».

Больше информации на сайте о горе Ай-Петри .

Фото

Плато Ай-Петри в Крыму Вход в оборудованную пещеру Верхняя станция канатной дороги
Тур Скалы плато Ай-Петри Пешая тропа на Ай-Петри

Фотографии обновленного участка плато возле верхне станции канатной дороги, где в мае этого года снесли уродливый городок татарских кафе и лавок, выложила в Facebook жительница Крыма Ирина Павленко.

За последние пару месяцев там мало что изменилось: все те же геометрические дорожки с землей под газоны между ними, кованая ограда вдоль обрыва, залитые бетоном останки фундаментов кафешек и довольно унылая темно-серая троутарная плитка. На презентацию проекта реконструкции плато со стекляными барьерами и нависающими над обрывам балконами это пока мало похоже, да и будет ли похоже вообще - неизвестно.

Из относительно нового: на плато, недалеко от верхней станции канатки, появилась вертолетная площадка со знаком Н - Helicopter.

Что делать здесь избалованным пассажирам вертолетов, не совсем понятно. Возможно, они смогут сделать здесь остановку на пути из аэропорта "Симферополь" к дорогим вилледжам и отелям Южного берега, чтобы покататься по яйле на джипах или поохотиться, сэкономив время на подъеме по серпантину со стороны Ялты или Бахчисарая. Потому что просто гулять здесь пока не тянет, и дело не только в ненастной погоде, в которую были сделаны эти снимки: вокруг пустота.

Впрочем, рядом со станцией канатки установлены рамы для проката велосипедов. Судя по логотипам, заниматься этим бизнесом будет созданная при экс-мэре Ялты Андрее Ростенко организация "Фрирайт", ставшая бизнес-монополистом на ялтинской набережной.

Эта же организация мнонополизировала, по словам местных предпринимателей, и платный доступ к зубцам Ай-Петри. Чтобы пройти туда пешком через лесок, нужно заплатить обитателю этой будки. По крайней мере, в теплое время года.

Случайность это или закономерность, но на подходах к объекту традиционного для этих мест "шнкуркового бизнеса" наблюдается характерная неряшливость.

Сохранился после реконструкции и оазис рыночного хаоса, царившего здесь на нескольих гектарах больше 15 лет. Сосредотчен он теперь возле здания верхней станции канатки, перешедшей когда-то в собственность Надежды Олефир - бывшей жены ялтинского депутата и бизнесмена Лери Сванидзе. Здесь же расположено единственное площадке кафе с незатейливым названием "Верхнее". Кормить и отоваривать туристов на плато Андрей Ростенко публично разрешил теперь только ей.

Велосипеды в прокат появятся здесь теперь только следующим летом. Но если асфальтированную дорогу, ведущую к канатке со стороны спуска к Ялте, не излечат от гигантских ям, кататься на них будет проблематично: грутновки на Ай-Петри сплошь каменистые. А вкладываться в качественный ремонт дорожного полотна никто не спешит - остатки асфальта пока просто разровняли грейдером и засыпали щебенкой.

Впрочем, ростки стихийной торговли прорастают и сквозь уложенную застройщиком евгением Кабановым плитку. Вот этот человек даже в холодный и промозглый день, на свистящем ветру торгует вином в розлив. Скорее всего, оно фальшивое - какой-нибудь подкрашенный компот со спиртом, дай бог чтобы этиловым. Еще полгода назад такого добра здесь было навалом почти в каждой татарской кафешке.

Эти заграждения на дороге остались тоже от "татарских" времен. Чернявые парни из фирм, опекавшихся экс-главой бахчисарайского Меджлиса Ахтемом Чйгозом (осужден за причастность к организации столкновений под стенами Верховного совета Крыма 26 февраля 2014 года), сшибали с желающих припарковаться по 100 рублей. Теперь эти ограждения сторожат пешеходную зону. Будут ли летом брать деньги за проезд внутрь, пока не ясно.

Справа, где видны мощеные троутарной плиткой дорожки, находился массив снесенных кафе. Слева - угадывается в тумане абрис станции канатной дороги. Будем надеяться, что пустые земляные клумбы между дорожками засеют травой и декоративными кустарниками, как и было предусмотрено проектом.

Вид на это же место с другой стороны. Снимок сделан в начале лета этого года, сразу после добровольно-принудительного сноса шалманов. Здесь видно, как выглядело пространство, ныне вымощеное плиткой.

А этот снимок был сделан нексколько лет назад. Просто для сравнения. Чтобы судить объективнее, делайте скидку на солнечную погоду.