Администрация города Шимановска

676306, Амурская область, г. Шимановск, ул. Красноармейская, д. 29

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Образование ФГОС Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе

Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе

E-mail Печать PDF
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к   процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

укрепления российской государственности;

развития в России гражданского общества;

повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования (воспитания).

Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашел подтверждение и в первом разделе основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его реализации. Системообразующие направления воспитания определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы образовательных учреждений.

Инновацией в структуре Базисного образовательного плана нового ФГОС выступает то, что в нем выделены три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Виды и направления внеурочной деятельности.

Для ре­ализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);

5) художественное творчество;

6) социальное   творчество   (социально   преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направле­ния внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятель­ность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений сов­падает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Например, разделы внеурочной деятельности в первом классе могут быть представлены следующим образом (из опыта работы МОБУ СОШ № 1 г. Шимановска):

 

Спортивно-оздоровительное

Секция «Крепыш»

Кружок Здоровье на 5»

1 ч

1 ч

Художественно-эстетическое

Вокальная студия «Домисолька»

Хореографическая студия «Карамельки»

ИЗО студия «Палитра»

Кружок «Затейники»

1 ч

1 ч

1 ч

Образовательное

Кружок «Что такое хорошо, что такое плохо»

Кружок «Друзья дорожного движения»

Кружок «Учись учиться»

1 ч

1 ч

1 ч

Патриотическое

Кружок «Окно в природу»

1 ч

 

Направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной де­ятельности школьников основывать на видах деятельности.

При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения педагогическими работниками разрабатываются соответствующие направлениям базисного учебного плана образовательную(ые) программ(у)ы внеурочной деятельности.

Типы образовательных программ вне­урочной деятельности:

комплексные образовательные программы, предполага­ющие последовательный переход от воспитательных результа­тов первого уровня к результатам третьего уровня в различ­ных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс. Акцентируя внимание на планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы (см. пункт «Результаты внеурочной деятельности).

При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности необходимо учитывать следующее:

- комплексные программы могут быть двух вариантов:

«А» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.). Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.

«Б» - когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов реализующих лишь направление.

При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля (см. пункт «Примерные требования к оформлению и содержанию образовательных программ внеурочной деятельности»).

•   тематические образовательные программы, направ­ленные на получение воспитательных результатов в опреде­лённом проблемном поле и использующие при этом возмож­ности   различных   видов   внеурочной   деятельности   (на­пример, образовательная программа патриотического вос­питания, образовательная программа воспитания толерант­ности и т. п.);

образовательные программы, ориентированные на дос­тижение результатов определённого уровня (образователь­ная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и вто­рой уровни результатов; образовательная программа, обеспе­чивающая второй и третий уровни результатов).

Такие про­граммы могут иметь возрастную привязку, например:

- для 1 класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

- для 2-3 классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;

- для 4 класса - образовательная программа, дающая   ученику   опыт   самостоятельного   общественного действия.

При реализации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения могут возникнуть сложности, если оно работает в 2 или в 3 смены. При ее организации необходимо учитывать следующее:

- наличие учреждений дополнительного образования детей и согласование взаимовыгодного сотрудничества (УДО могут спланировать свой образовательный процесс под заказ школы).

Однако при организации внеурочной деятельности нужно учесть, что:

- учреждения дополнительного образования детей находятся вне ФГОСа;

- у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников и «взять» больше они не могут;

- подразделяются на различные виды (станция – может работать только по одному направлению, Центр по четырем направлениям, Дом по пяти направлениям, Дворец по десяти направлениям. Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;

- УДО находятся в различных ведомствах Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-техническое и др. Педагог дополнительного образования разрабатывает дополнительную образовательную программу по соответствующему направлению деятельности.

Примерные требования к оформлению и содержанию образовательных программ внеурочной деятельности

Программы   организации   внеурочной   деятельности школьников могут быть разработаны образовательными уч­реждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ (см. далее).

Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в ос­новной школе могут реализовываться программы, ориен­тированные на младших школьников (1-4 классы), а в последствии на млад­ших   подростков   (5-6   классы)   и   старших   подростков (7-9 классы).

В определении содержания   программ школа руко­водствуется педагогической целесообразностью и ориен­тируется   на   запросы   и   потребности   учащихся   и   их родителей.

Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности

 

Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

 

Титульный лист

 

  • Вышестоящие органы образования (по под­чиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердив­шего программу с указанием даты утверж­дения.
  • Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
  • Название программы (по возможности крат­кое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана про­грамма.
  • Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
  • Автор программы (Ф.И.О, занимаемая долж­ность).
  • Название города.
  • Год создания программы.

 

Пояснительная записка

 

Раскрываются цели образовательной деятель­ности, обосновывается отбор содержания и по­следовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

•   актуальность;

•   практическая значимость;

•   связь с уже существующими по данному направлению программами;

•   вид (модифицированная, эксперименталь­ная, авторская программа);

•   новизна (для претендующих на авторство).

2. Цель и задачи программы. Цель — предполагаемый результат образова­тельного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «все­стороннее развитие личности», «создание воз­можностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребно­стей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.

Цель должна быть связана с названием про­граммы,     отражать ее основную   направлен­ность-Конкретизация   цели   осуществляется   через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают:

• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познава­тельную деятельность, приобретение опреде­ленных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятель­ности и т.д.;

• воспитательные - формирование общест­венной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственно­сти, активности, аккуратности и т.д.; фор­мирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Формулирование задач также не должно быть

абстрактным, они должны быть соотнесены с

прогнозируемыми результатами.

3. Отличительные особенности программы:

•   базовые теоретические идеи; ключевые понятия;

• этапы реализации, их обоснование и взаимо­связь.

В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

4. Особенности   возрастной   группы     детей,

которым адресована программа:

- возраст детей и их психологические особен­ности;

-особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

число   обучающихся   по     годам   обучения (обосновать);

- режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.

- прогнозируемые результаты и способы их проверки:

5. Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).

 

Учебно -

тематический

план (если программа на 2 и более, то желательно представить по годам

обучения)

Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, со­отношение времени теоретических и практиче­ских занятий. Педагог имеет право самостоя­тельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

 

Содержание программы

Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:

•     ее название;

•     основные узловые моменты;

• формы организации образовательного про­цесса (теоретические, практические).

Изложе­ние ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.

 

Методическое

обеспечение

программы

Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкрет­ных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.

• Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.

•   Перечень дидактических материалов.

Краткая характеристика средств, необходи­мых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалифи­кацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и мате­риалов (в расчете на число обучающихся).

 

Список литературы

 

Приводятся два списка литературы:     используемая   педагогом     для   разработки; программы   и     организации   образователь­ного процесса; рекомендуемая для детей и родителей.

 

 

В   программе   описывается   содержание внеурочной деятельности   школьников,   суть   и   направленность   пла­нируемых школой дел и мероприятий. Из описания долж­но быть видно, на достижение какого уровня результа­тов направлены эти дела и мероприятия. Если программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности.   При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности уча­щихся.

При организации внеурочной деятельности школьни­ков необходимо понимать различие между результатами и эф­фектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, пре­одолел сложности пути (фактический результат), но и приоб­рёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочув­ствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это послед­ствие результата. Например, приобретённое знание, пережи­тые чувства и отношения, совершенные действия развили че­ловека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятель­ности — непосредственное духовно-нравственное приобре­тение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социаль­ными субъектами за пределами школы, в открытой общест­венной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея­тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич­ность в её страновом, этническом, гендерном и других ас­пектах.

Например, неоправданно предполагать, что для становле­ния гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание об­щественной жизни, образцов гражданского поведения (конеч­но, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дру­жественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социаль­ном проекте, в гражданской акции), то вероятность станов­ления его гражданской компетентности и идентичности суще­ственно возрастает.

При организации внеурочной деятельности младших/ школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе­дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить исполь­зуемыми формами внеурочной деятельности достижение ре­бенком первого уровня результатов.

Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти­ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят­ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы­хода в пространство общественного действия (т. е. достиже­ние третьего уровня результатов). Такой выход для учени­ка начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной со­циальной ситуации конфликтность и неопределённость долж­ны быть в известной степени ограниченны.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятель­ности.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос­ти соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структур­но близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относи­тельно простыми формами, второй уровень — более сложны­ми, третий уровень — самыми сложными формами внеуроч­ной деятельности.

Например, в такой форме проблемно-ценностного обще­ния, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненно­го сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе ос­новной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьни­ков к рассматриваемой проблеме (именно в общении со свер­стником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и про­веряет свои ценности).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже дру­гие формы — дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрица­тельные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с от­ношением других участников. Однако дебаты, будучи во мно­гом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьни­ка в самостоятельное общественное действие, хотя это и мо­жет случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой — проб­лемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспер­тов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Практически невозможно достигнуть результата вто­рого и тем более третьего уровня формами, соответствующи­ми первому уровню результатов. В то же время в формах, на­целенных на результат высшего уровня, достижим ы и результаты предшествующего уровня. Однако важно пони­мать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Пе­дагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Методический конструктор «Преимущественные фор­мы достижения воспитательных результатов во внеуроч­ной деятельности»

(см. табл. 1) основан на взаимосвязи ре­зультатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Таблица 1

Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных

результатов во внеурочной деятельности»

Уровень результатов

Приобретение социальных знаний

(первые уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(второй уровень)

Получение опыта самостоятельного

Общественного действия

(третий уровень)

Виды (направления)

внеурочной деятельности

 

 

 

 

1. Спортивно-оздоровительная деятельность

Занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

 

 

 

 

 

Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции

 

Спортивные оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

 

2. Познавательная

(предметные кружки)

Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады

 

 

Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

 

 

 

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции, интеллектуальные марафоны и др.), школьный музей

3. Художественное

творчество (музыкальные кружки, театральная студия)

 

Занятия объединений художественного творчества

 

 

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

 

Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

 

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Целью диагностики является выяснение, того - являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыво­ды в отношении тех или иных педагогов той или иной шко­лы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наи­более острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности вос­питания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратим­ся ещё раз к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и ди­агностика должна быть направлена на изучение личности уче­ника и создаваемые во внеурочной деятельности условия раз­вития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.

В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Ка­кие отношения к окружающему миру, к другим людям, к са­мому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школь­ника, можно различными способами. Это может быть наблю­дение за поведением и эмоционально-нравственным состоя­нием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневни­ков, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.

Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности уче­ника.

Традиционно в российских школах внеурочная деятель­ность организуется главным образом в коллективе: классе кружке, спортивной секции, детском общественном объеди­нении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру де­ятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порож­дать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творче­ский потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллек­тива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомен­довавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотно­шений школьников в детском коллективе (для диагнос­тики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).

Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и де­ятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков).

В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязан­ность, т. е. попросту отбывает повинность); какие професси­ональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою ра­боту формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у вос­питателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:

•   разрабатывать образовательные   программы   внеуроч­ной   деятельности   с   чётким   и   внятным   представлением о результате;

•   подбирать такие формы внеурочной деятельности, кото­рые гарантируют достижение результата определённого уровня;

• выстраивать логику перехода от результатов одного уров­ня к результатам другого;

• диагностировать результативность и эффективность вне­урочной деятельности;

•   оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).

 

 

 

Главное меню


Инвестиционная привлекательность города

Баннер
Баннер
Баннер

Анкета для изучения общественного мнения в целях повышения уровня открытости бюджетных данных

Баннер
Баннер

Киноафиша К\т Спутник

Опрос по мерам поддержки получателей «гектара»

Баннер

LETO2017

Баннер

Наш город

Баннер
Баннер

Переселение граждан из аварийного жилья

Баннер
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня459
mod_vvisit_counterВчера4353
mod_vvisit_counterЗа неделю16496
mod_vvisit_counterПрошлая неделя26197
mod_vvisit_counterЗа месяц64014
mod_vvisit_counterПрошлый месяц0
mod_vvisit_counterВсего64014

Случайная новость

В администрации города, под председательствованием исполняющего обязанности мэра города В.А. Боробовой, прошло очередное планерное совещание с руководителями предприятий и организаций жилищно-коммунального и дорожного хозяйства города.
На контроле у администрации по прежнему остается вопрос о температурном режиме в жилых домах города. Котельная города работает в штатном режиме. Запас твердого топлива составляет 16130 т. Тепло в дома и учреждения города поступают согласно температурного графика.
Дорожные службы и управляющие компании ведут работы по очистки закрепленных территорий от снега и наледи. Установившаяся минусовая температура позволила залить несколько катков в городе. Горки и катки во дворах будут залиты позже.
На контроль поставлен вопрос об очистки автобусных остановок и пешеходных переходов от льда.