Общественный транспорт порту. Трамвайный порту Типы билетов и стоимость проезда

Музей трамваев в Порту (Порту, Португалия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Португалию
  • Горящие туры в Португалию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В Музее трамваев можно узнать, как видоизменился этот вид транспорта за все время его существования. Здесь находятся десятки самых разных трамваев, причем каждый из них можно хоть сейчас ставить на рельсы и отправлять по маршруту.

Абсолютно все экспонаты в Музее трамваев находятся в отличном состоянии. Более того, во многие из них можно зайти, а на некоторых даже прокатиться по городу. Признайтесь, что вам всегда хотелось зайти в кабину машиниста и хотя бы на 5 минут стать водителем трамвая.

Музей трамваев появился в Порту в 1992 г. Расположен он на месте бывшей станции «Массарелош». У музея есть собственное депо, в котором находятся экскурсионные экспонаты. Большинство трамваев, представленных в музее, относятся к первой половине 20 века. Однако есть и конки - небольшие старинные вагоны, которые по рельсам перемещались с помощью лошадей. В таком вагоне помещается всего лишь 12 человек. Впервые конки появились в городе в 1872 г. Вагоновожатый сидел прямо на крыше и погонял лошадь. Позже такие конки стали дополнительными вагонами к электрическим трамваям.

Большинство трамваев, представленных в музее, относятся к первой половине 20 века. Однако есть и конки - небольшие старинные вагоны, которые по рельсам перемещались с помощью лошадей. В таком вагоне помещается всего лишь 12 человек.

Обратите внимание на так называемый британский трамвай. Он достался Порту в подарок от одной из английских компаний. Интересно, что здесь находится не только португальский транспорт. Большое количество экспонатов много лет назад возило людей по городам Чехии, Италии, Америки и Великобритании.

К слову, большинство трамваев в музее выглядит очень красиво - они изящные и очень симпатичные. Интересно, что в некоторых для защиты от солнца были сделаны специальные матерчатые жалюзи. Кстати, практически во всех трамваях машинист во время работы должен был стоять. Лишь после 1950 г. стали производить трамваи с сиденьем для водителя.

Интересно, что в Порту всего лишь три трамвайных маршрута - 1, 18, 22. Имейте в виду, что самый классный маршрут (№ 1) проходит вдоль океана. Прокатитесь - оно того стоит!

В Музее трамваев есть детская комната, а также сувенирный магазин.

Время работы: по понедельникам - с 14:00 до 18:00, со вторника по воскресенье - с 10:00 - 18:00. Музей закрыт 1 января, во второй половине 24 декабря и 25 декабря.

Вход: 8 EUR, дети до 6 лет - бесплатно, посетители от 6 до 25 и старше 65 лет - 4 EUR. Скидки для семей. Билет дает право на четырехчасовую прогулку на трамваях города.

Как добраться

Найти Музей трамваев несложно. Он расположен недалеко от крайнего моста через реку Дору.

Адрес Музея трамваев: Alameda Basilio Teles, 51. Веб-сайт .

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Немного о транспорте в городе Порту. В городе есть три трамвайных маршрута (1, 18, 22), метро, сеть автобусных маршрутов, один фуникулер и два вокзала в черте города. Теперь обо всем по порядку.


2. Первая трамвайная линия открылась в Порту в 1872 году и первые вагоны тянули мулы. Выглядело это так.

3. Сейчас старинные трамваи можно посмотреть и потрогать в музее трамваев. Правый вагон с номером 8 - один из тех, которые тянули мулы.

4. Маршрут 22 ходит по кругу. Кстати два синих значка внизу - это две станции фуникулера.

5. Конечная 22-го маршрута, а за ним спуск на станцию фуникулера, который доставит вас прям к подножию моста Дона Луиша.

6. 22-й маршрут отлично подходит для самостоятельной обзорной экскурсии по центру города. Проезжает через все центральные площади.

7. По пути 22-го маршрута.

9. Здесь, на площади рядом с университетом, пересекаются 18 и 22 маршруты.

10. 18 маршрут идет до музея трамваев, где пересекается с 1.

На 1 трамвае можно доехать до океана. Он идет вдоль реки Дору и на протяжении всего маршрута из окна открываются интересные виды.

11. Трамвайчик стоит на конечной и ждет времени своего отправления.

12. Вид на мост Аррабида.

13.

14.

15. Потребовать остановку можно потянув вот этот шнур. В кабине звякнет колокольчик.

16. Конечная. До океана рукой подать.

17. Немного про музей трамваев. Находится он на пересечении 1-го и 18-го маршрутов. Где-то тут. Дети ждут начала экскурсии.

18. Вход в музей вместе с поездкой в один конец стоит 4€.

19. Обычная цена поездки для туристов - 2,5€. Но местные пользуются транспортной картой, которую нужно заранее "заправлять" (действует на метро, трамваях и фуникулере). Тогда поездка обходится в 1,75€, если не ошибаюсь. На фото валидатор для этих самых карт.

20. В музее представлено много всевозможных трамваем как ранее ходивших в Порту, так и некоторых экспериментальных. Помимо трамваем есть еще редкая городская спецтехника. В Порту, когда-то, даже были тролейбусы.

21. Музей занимает часть действующего трамвайного депо, где можно посмотреть как ухаживают за трамваями.

22. Фуникулер спускается с горы, от конечной 22-го трамвая, прям к подножию моста.

23. Замечательный вид из кабины.

24. А вот и тот самый фуникулер. Вид с моста.

В Порту очень удобное и современное метро. Первая ветка была запущена в 2002 году, стоимость строительства на 2007 год на 140% превысила первоначальную смету и составила 3,5 млрд Евро, что более 1% от ВВП всей Португалии. На данный момент функционирует 81 станция на 6 линиях протяженностью около 71 км, некоторые из которых уходят далеко за Порту, в аэропорт и другие города. Большинство линий проложены на земле, но в центре метро убрано под землю. Не смотря на уже большие затраты и ежегодные убытки (метро работает в минус) планируется ввод новой линии и расширение существующих.

25. По тому самому знаменитому мосту тоже ходят поезда. Интересно что пешеходная зона никак не отделена от рельс. Только столбики-фонарики (которые красиво подсвечивают мост ночью). Представляю сколько бы у нас уже было несчастных случаев на рельсах по пьяни и дури людей.

26.

27. Это одна из подземных станций. Так называемый пересадочный узел. Станция, на которой пересекаются все линии. К сожалению нашлась только одна фотография и та на сотовый.

28. Проблемы с покупкой воды или закусок нет, потому что на каждой станции стоят автоматы по их продаже. Лично мне, в Москве, очень не хватает таких автоматов в метро. :) Естественно все подземные станции оборудованы эскалаторами и работающими лифтами.

29. Интерьер центрального вокзала, конечно же, украшен азулежу.

30. Все это не просто какие-то картинки, а со смыслом. :) Тут изображены некие исторические события Португалии и какие-то битвы. Честно говоря уже не помню.

31. Перрон выглядит так. Поезда проезжают через гору в тоннеле. В предыдущем посте у меня была фотография перрона вокзала снаружи и этой горы, на которой жилые дома. Кстати отсюда отправляются только пригородные поезда, например в Брагу или Гимараинш. Если вы хотите отправиться в Куимбру, Лиссабон или еще дальше, то надо ехать на другой вокзал.

32. Ничто не предвещало беды от этой маленько электрички, но когда двери открылись... :)

33. Кстати внутри электрички очень комфортабельные.

Официальный буклет с информацией по трамвайным маршрутам города Порту в формате


Порту - потрясающей красивый город. Его знаменитая набережная, с нагроможденными старинными постройками, крутые склоны застроенные с обоих сторон архитектурой XVI-XVII веков, узкие улочки проложенные тысячелетие назад, и много-многое другое, что завораживает с первого взгляда. А близость Атлантического океана, с его великолепными закатами, свежими ветрами, и мощными приливами и отливами довершает чудесную картину города Порту. Я влюбился в город Порту. В ближайшие несколько дней расскажу каким он мне открылся.


01. При заселении в гостиницу, мне дали карту, и активно убеждали посетить пляж. Видя мое некоторое замешательство (февраль все-таки), метрдотель, сочувственно стал объяснять, как мог, что значит beach, seaside, seashore, offing и прочие синонимы, должные подтолкнуть меня к правильному пониманию. Все это сопровождалось активными жестами, из которых я должен был понять что метрдотель любит плавать в воде, загорать на солнце и прочее прочее прочее...) Наконец, прейдя в себя, и объяснив ошалевшему метрдотелю причину свое замешательства, я понял что выбраться к океану надо обязательно, поскольку там должно быть интересно даже в феврале! Так я и сделал, нагулявшись по историческому центру города, ближе к вечеру, по сценарию, - который вложил мне в голову метрдотель, я поехал встречать закат. К слову, на этом дивном трамвае, который здесь называется Metro do Porto (расскажу отдельно).

03. Это оказалось совсем несложно. Есть ли кто равнодушный к побережью открытого океана?

04. Монумент, по всей видимости, символизирующий ожидающих с моря жен и детей рыбаков, и сегодняшние рыбаки видимо...

05. Океан временно покинул береговую линию на сотни метров, отлив...

06. А вдали, волна бушует, вечно споря с береговыми валунами,

09. И на берегу... Что тут такого удивительного? Февраль всего лишь...

10. Береговая застройка жилыми квартирами, и апартаментами,

11. Иногда удивляет какими-то неведомыми конструкциями,

12. Если б не Португалия, а скажем Сахалин, - я был бы уверен, что устройство военного характера, и уже начал бы оглядываться, в поисках вышек, собак и прочих любимых атрибутов. Но тут, что-то явно развлекательное. Есть идеи?

13. Корабли бороздят просторы океана...)

14. А на берегу весело бегают местные Жуки и Шарики.

15. Впереди показался замок Кейжу, более известный как "замок из сыра". Так прозвали эту крепость XVIII века, за внешнее сходство с куском сыра.

16. Надо ли упоминать ощущения от свежего бриза?

19. Пройдя весь пляж, я очутился

20. в какой-то удивительной парковой зеленой зоне. Очень хотелось, снять обувь, и несмотря на февраль, походить по зеленой траве босиком...

22. Откуда-то приближалась гроза,

23. Обойдя "крепость из сыра" (которая, кстати, открыта для свободного посещения) я устремился к океану, чтобы насладиться Небесами,

24. и морем, слушая шум прибоя, и наслаждаясь картиной открывшейся мне в целом.

25.Где-то там за горизонтом Нью-Йорк и Бостон...

26. Жуан (Иоанн) VI - король объединенного королевства Португалии и Бразилии (1816-1826гг), почему тоже смотрит куда-то туда, за океан, в сторону Бразилии, видимо...

27. А гроза тем временем, окончательно достигла здешних мест. Красота неописуемая! И ливень как из ведра.

28. Немного поодаль, там, где река Дора встречается с Атлантическим океан, великолепная пальмовая роща, украшает Порту.

29. Здесь горожане любят неспешно гулять, встречая закаты и рассветы.

31. А береговая флотилия, местного рыболовного профсоюза, отдыхает,

33. в ожидании, завтрашнего утреннего похода.

36. И лишь, стахановцы расчехляют свои снасти с вечера.

В Порту я специально на трамваи не охотился, в отличие от Лиссабона, но кое-что в кадр всё же попало.
Тут существует две не связанных между собой трамвайных системы — исторический трамвай, который ходит по «старому городу» с достаточно большими интервалами — это больше туристический транспорт. И скоростной трамвай Metro do Porto, который охватывает не только сам Порту, но и близлежащие города (хотя всё вместе это зовётся городская агломерация Большой Порту).


Электрический трамвай в Порту появился в 1895 году, на пике развития в 1958 году длина линий составляла 81 километр, но к 1996 году от всех линий осталось только 14 километров, а последний оставшийся маршрут превратился в исторический. В двухтысячных было запущено еще два исторических маршрута.

Скоростной трамвай был запущен в 2002 году, на текущий момент длина путей — 67 километров, из них 8 — под землёй (под историческим центром). Оплата проезда зональная, зависит от длины поездки.

  1. Трамвайные рельсы на Санта Катарина, местной торгово-туристической улице.
  2. Улица Клеригуш, слева — выделенная линия для общественного транспорта, включая исторический трамвай.
  3. Трамвайный путь уходит в узенький проулок между домами и церковью.
  4. А здесь выделенная линия исключительно трамвайная.
  5. Хотя дальше трамвайные пути занимают всю ширину улицы.
  6. Маршрут номер один.
  7. Здание бывшей электростанции. Трамвайное депо и музей трамвая. К сожалению, музей был закрыт на реставрацию или что-то подобное.
  8. Трамвайное депо.
  9. Музейное стойло.
  10. А рядом — действующий подвижный состав.
  11. Хотя тут тоже стоят интересные экземпляры.
  12. Конечная. Кольца нет, потому трамваю просто разворачивают штангу, а вагоновожатый переходит в другую кабину.
  13. Два трамвая. Кстати, их тут зовут электрикосами.
  14. Один из маршрутов проходит по набережной.
  15. Старая набережная оставлена для трамвая и стоянки, а современная магистраль проходит на сваях над водой.
  16. Этот как-то неожиданно заскочил в кадр.
  17. Во многих местах города рельсы старого трамвай оставлены, хоть и не используются.
  18. Даже на набережной океана остатки рельсов виднеются. Хоть старый трамвай сюда уже давно не ходит, а линия скоростного проходит примерно в километре.
  19. Хотя какие-то странные трамваи до океана доезжают. :)
  20. Исторический трамвай на конечной у верхней станции фуникулёра.
  21. Тупик.
  22. Кабинка фуникулёра на верхней станции.
  23. Линия фуникулёра. Цена билета — 4 евро, по-моему, но действуют и общие билеты на общественный транспорт.
  24. Тоннель фуникулёра. Верхняя станция подземная.
  25. Встреча двух кабинок.
  26. Остаться должна только одна.
  27. А на противоположном берегу аналогом фуникулёра является канатная дорога.
  28. Состав скоростного трамвая на мосту Дона Луиша.
  29. Мост двухярусный, нижний ярус автомобильный, верхний — трамвайно-пешеходный.
  30. Первая остановка после выхода на поверхность. Формально это уже не Порту, а другой город.
  31. Путешествия маленького трамвайчика.
  32. Скоростной трамвай на мосту.
  33. Верхний ярус моста.
  34. Портал трамвайного тоннеля. Под историческим центром несколько подземных станций.
  35. Подземная станция скоростного трамвая.
  36. Трамвай на мосту.
  37. Пути скоростного трамвая.
  38. Матосиньюшь (один из городов Большого Порту), остановка трамвая около рынка и порта (ну и океан тут недалеко).
  39. Трамвай на мосту ночью.

Трамваи в Порту, втором по величине и значению городе Португалии, появились раньше, чем где-либо ещё на Иберийском полуострове - в 1895 году. Трамвайная система достигла своего расцвета в конце 1940-х гг., когда в городе было около 80 км трамвайных линий, более 20 маршрутов и более 200 вагонов. В дальнейшем началось сокращение сети, но более медленное и не такое радикальное, как в большинстве других западноевропейских городов. Вероятно, сыграла свою роль отдалённость и неразвитость (на фоне других западноевропейских стран) Португалии. Трамвайная сеть в 1960-х - 1990-х гг. уменьшилась в 10 раз, остался только 1 маршрут. Но трамвай в Порту так и не был ликвидирован в годы европейского "трамвайного погрома". А в 1990-е гг. уже началось возрождение трамвайного транспорта на Западе, в конце этого десятилетия началось строительство современной легкорельсовой трамвайной системы в городе. Единственная оставшаяся линия исторического трамвая не была закрыта, но перестала быть полноценным городским транспортом, а была конвертирована в исторический трамвай. В 2000-х гг. были восстановлены ещё две трамвайные линии в центре города, их также включили в состав системы исторического трамвая.
Тем временем, в 2002 г. в Порту была открыта современная трамвайная система. Вновь Порту оказался в числе первых - на Иберийском полуострове раньше современный трамвай был запущен только в испанской Валенсии. За последующие 12 лет в Порту была построена крупнейшая в Иберии сеть легкорельсового транспорта. Сейчас общая длина сети 67 км, действует 6 маршрутов. Скоростной трамвай охватывает весь город и большую часть пригородов, где живёт бОльшая часть населения Большого Порту. Северо-восточная линия (маршрут B) продолжается за аэропорт ещё на 20 км, проходя местами по совсем сельской местности.

Линии исторического трамвая сосредоточены в центре города и по правому берегу реки Дору до её устья, на этой схеме они показаны в виде тонких линий без обозначения остановок.

В отличие от большинства подобных систем, портуский исторический трамвай работает семь дней в неделю и имеет довольно длинные маршруты, им можно пользоваться как обычным транспортом для передвижения по центру и в западные приморские районы (Фош-ду-Дору).
Впрочем, интервалы движения вагонов большие, основная масса пассажиров перевозится автобусами, исторический трамвай используется преимущественно туристами.

Тем более, что исторический трамвай - лучший способ добраться от центральной площади Свободы и башни Клеригуш до городского трамвайного музея на берегу реки.

Большая часть линий исторического трамвая однопутная с разъездами:

Часть - двухпутная:

Почти все двухпутные участки находятся в пределах западного радиуса сети, проходящего вдоль реки.

Что до скоростного трамвая, то я мало встречал трамвайных систем, до такой степени похожих на метрополитен:

Многие западноевропейские метрополитены имеют меньше общего с метро, чем портуский скоростной трамвай. По крайней мере, станции метро в большинстве европейских городов по большей части уродливее.

В центре трамвай не просто подземный - он глубокого заложения.
Приехав на трамвае из аэропорта, на станции Bolhao мы самонадеянно решили подняться по лестнице, вместо того, чтобы ехать на лифте. Пошли бесконечные лестничные пролёты, было такое ощущение, что поднимаешься на десятый этаж.

В целом, более 40% линий скоростного трамвая в пределах Порту и более 20% линий скоростного трамвая в целом являются подземными.
Две основные трамвайные линии (с юга на север - маршрут D, с северо-запада на юго-восток - маршруты A, B, C, E, F) пересекаются тоже вполне по-метрополитеновски - две станции на разных уровнях, одна подземная, другая полуподземная:

Есть и кроссплатформенная пересадка на вокзале Кампанья:

Сравните с нашим Выхино - технически эта пересадка устроена точно так же.
Но, тем не менее, это трамвай - подальше от центра он местами идёт просто по середине улицы:

Протяжённая загородная линия на северо-восток похожа на железную дорогу - собственно, это и есть переделанная старая железная дорога.
Трамвай в аэропорту:

Подлинная жемчужина трамвайной сети, да и всего города Порту - линия через реку Дору, проходящая по мосту короля Луиса I.