Египетские гробницы. Местоположение Долины царей

Возникновению легенды способствовала череда загадочных смертей

В одном из старинных манускриптов, дошедших до нас из глубины тысячелетий, потомок фараонов поучает наследников, чтобы они не нарушали гробниц. Нарушителя страшного заклятия якобы ждет страшное наказание.

Много веков люди под влиянием мистического ужаса и обходили стороной места, в которых была велика вероятность навлечь на себя кару небесную. Но в просвещенном XX веке – веке технического прогресса и науки, старинные проклятья превратились в красивую древнюю сказку. Ученые ей не верят – но, как считают мистики, зря.

Pixabay.com

Первая месть фараонов

Найдя в 20-х годах ХХ века захоронение одного из великих правителей древнего Египта, Тутанхамона, британские исследователи лорд Джордж Эдвард Карнарвон и Говард Картер , не задумываясь, вскрыли его. При этом они обнаружили, что гробница уже была однажды вскрыта около трех тысячелетий назад. Но все сокровища при этом остались на месте.

Вопрос: «Что же не дало тем древним гробокопателям завладеть драгоценностями Тутанхамона?» так и остался без ответа. А радость ученых, совершивших открытие века, была недолгой. Спустя несколько месяцев после окончания экспедиции лорд Карнарвон неожиданно умер. Его кончина повергла в шок его близких и соратников по египетской экспедиции. А вслед за ним так же внезапно умер его родной брат, а затем несколько друзей, имевших отношение к экспедиции и даже любимый пёс лорда.

Всего жертвами «проклятия», о котором тут же заговорили в прессе, стали более 20 человек.

Кстати: В середине XX века была выдвинута гипотеза о том, что исследователи случайно расконсервировали вирус, занесенный в гробницу Тутанхамона древними гробокопателями. Но позднее эта теория была опровергнута.


pixabay.com

Вопросы без ответов

Много веков ученые пытаются найти рациональные объяснения зловещим тайнам, которыми опутаны места захоронения древних египетских правителей. Выдвигалась даже гипотеза о том, что внутри пирамид были использованы какие-то радиоактивные материалы, которые облучают расхитителей. Но авторы этой теории не сумели связать радиацию с автомобильными авариями, несчастными случаями и другими ситуациями, в которых погибли многие искатели сокровищ.

История помнит немало примеров трагической судьбы тех, кто посягал на богатство фараонов. Так в 1805 году британский медик Гендерсон похитил две мумии из пирамиды в Фивах. Вскоре он сошел с ума и закончил свою жизнь в психиатрической клинике. Та же участь постигла и шведского путешественника Феликса Лидмана. Коллекция награбленных им сокровищ погибла в страшном пожаре, причины которого так и не удалось установить. Русский археолог Василий Красовский, в 1912 году первым обнаруживший пирамиду Хирена , умер через несколько лет – как ученый писал незадолго до своей кончины, его очень мучила некая загадочная «душа пирамиды». Английский ученый, спускавшийся вместе с ним в захоронение, тоже вскоре погиб в автокатастрофе.

Кстати: Есть версия, что знаменитый «Титаник» также затонул из-за проклятия фараонов. В его трюме везли мумию великой египетской прорицательницы Аменофис IV – и, как считают сторонники этой версии, именно она и погубила гигантский корабль. В подтверждение своей теории они приводят тот факт, что под головой Аменофис лежала фигурка бога Осириса , на которой было написано: «Восстань из праха, и взор твой сокрушит всех, кто окажется на твоем пути».


pixabay.com

Последняя жертва

Точное количество рабочих, погибших при раскопках гробниц фараонов, не установлено. Счет идет на десятки, а то и сотни. Несчастных заваливало землей, придавливало камнями, причем некоторые суеверные археологи старались, чтобы рабочие шли впереди – и, в случае чего, приняли бы на себя основной «гнев» фараонов.

В 1953 году под руководством египетского археолога Мохаммеда Гонейма проводились исследования пирамиды Сехемхета – наследника великого Джосера , которому предписывается строительство первых пирамид. При расчистке подземного коридора с потолка внезапно рухнула огромная глыба, насмерть убив одного рабочего. Гонейм тогда чудом остался жив, но «проклятье фараонов» настигло его спустя три года. Его несправедливо обвинили в контрабанде наркотиков. В порыве отчаяния Мохаммед бросился в Нил и утонул. Ученый считается на сегодняшней момент последней столь известной жертвой «гнева» древних египетских правителей.

Скептики утверждают, что «проклятие фараонов» - не более чем легенда, ее подогрели многочисленные художественные произведения о расхитителях гробниц, в которых злые демоны, вырвавшиеся из склепов, преследуют нарушителей их покоя. Исследователи уверены, что зафиксированные трагические случаи, произошедшие с археологами, специализирующимися на изучении Египта – всего лишь совпадения. Им никто не предал бы никакого значения, если бы не навязчивые мифы о мести древних правителей Египта. Однако у сторонников теории «проклятия» на этот счет другое мнение.

Говард Картер работал над поисками гробницы Тутанхамона вместе со своим компаньоном лордом Джорджом Карнарвоном. В 1923 году лорд Карнарвон скоропостижно скончался в гостинице в Каире. Официальную причину смерти точно не установили, так как уровень развития медицины в Египте в то время был еще слабый. Это было либо воспаление легких, либо заражение крови от пореза бритвой.

Именно после этой смерти пресса начала активно “трубить” о “проклятье Тутанхамона”. Начались разговоры о каких-то мифических грибках и микроорганизмах, которые жрецы оставляли, чтобы погубить грабителей. А потом еще Голливуд подхватил идею.

Конечно, это не более чем небылицы. Лорд Карнарвон не был 20-летним мальчиком, в момент смерти ему уже было 57 лет. Воспаление легких и заражение крови в те времена были смертельно опасными болезнями, так как антибиотики еще не были изобретены.

Сам Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет. По логике, если проклятье и существует, то оно должно было коснуться его в первую очередь.

Другая версия гласит, что никакой мистики в смертях некоторых участников экспедиции нет. Их, якобы, убили египетские спецслужбы, чтобы скрыть фальсификацию. Эта версия более реалистична, о ней мы поговорим подробно.

Обвинения в фальсификации

Существует мнение, что эти раскопки и вся гробница фараона Тутанхамона – это подделка. Якобы, Картер и власти Египта построили фальшивую гробницу. В этом есть некоторый смысл, ведь Египет заработал огромные деньги на продаже сокровищ.

Поклонники этой теории приводят следующие доводы:

Во-первых , в момент находки Картера вся Долина Царей уже была перерыта, и найти там что-то новое было уже невозможно.

Этот довод сразу можно отбросить. Как это невозможно? Археолог Отто Шаден нашел тут еще одну гробницу в 2005 году. И еще, вероятно, найдут.

Второй довод . Картер очень долго проводил раскопки - около 5 лет. Якобы он тратил это время на строительство подделки.

Этот довод также ничего не значит. Могут копать и 5 лет, могут и 10, что тут удивительного?

В-третьих , некоторые предметы выглядят совсем новыми. Такое также возможно, какие-то предметы сохранились лучше, какие-то хуже.

В-четвертых , крышка гроба была расколота. Якобы это сделали специально, так как она не пролезала в дверь гробницы. Этот довод весьма сомнительный - крышка гроба раскололась, что тут удивительного?

И еще масса подобных доводов, которые наводят тень сомнения, но ничего не доказывают.

Давайте подумаем здраво. Эти люди утверждают, что Картер потратил 110 килограммов золота на изготовление из него саркофага, еще 11 килограммов золота на маску. Нашел или произвел около 3500 артефактов.

Он вырубил в скале гробницу, произвел два каменных саркофага. Нашел где-то бесхозную мумию человека возраста около 20 лет. Потом он упаковал все это в гробницу и заявил об открытии.

Прочитайте все это! Он должен был сделать все это незамеченным! Вы верите, что такое возможно? Откуда золото и деньги? Как это можно было сделать в тайне? Это просто нереально.

Музеи, купившие эти экспонаты, проводят экспертизы предметов своих коллекций. Если бы Картер и египетское правительство провели такую аферу, она бы давно уже была раскрыта научными методами.

Особенно будоражит воображение безупречное искусство мумифицирования, которым владели почитатели культа священного Амона Ра. Древние египтяне кардинально отличались от других народов поклонением смерти, возведением ее в культ. Археологи постоянно находят новые захоронения мумий, стараются изучать их с помощью компьютерного оборудования, ведь хрупкие останки превращаются в прах от соприкосновения с солнечными лучами. Хотя сколько не проводятся исследования, загадок древности становится все больше.

Подготовка к загробной жизни

По законам современности, люди стараются жить здесь и сейчас, взять для себя только самое лучшее. Для древних египтян вся жизнь считалась подготовкой к главному таинству - смерти. Даже свадьбы не отмечались так пышно, как похороны. Чем качественнее провести мумификацию, тем более целостным сможет предстать перед богами усопший. Если земное существование - только миг, то к вечной жизни следует подготовиться с максимальной тщательностью. Мумию надлежало сопроводить к месту погребения с качественной посудой, амулетами, драгоценностями и фигурками богов. А чтобы мертвец не забыл своих благих дел, совершенных при жизни, ему дополнительно клали в похоронную камеру папирусы, где все добрые поступки были доподлинно изложены. Стены камеры тоже украшались рельефами и росписями, хотя они исполнены по существовавшим в Египте строгим правилам живописи. На все это великолепие взирала маска с широко открытыми разрисованными глазами, расположенная на месте лица мумии.

Способы мумификации

Тысячелетия сменяли друг друга, но в оптимальных условиях в громадных усыпальницах покоились нетленные мумии фараонов Египта и знати. Хотя достойно сохранить останки могли себе позволить даже простые египтяне. Но только жрецы оставляли за собой почетное право проводить бальзамирование. Это связано с легендой о боге Анубисе, который сделал мумию из тела бога Осириса, чтобы подготовить его к вечной жизни в загробном царстве.

Знать оплачивала дорогую мумификацию

Родственники умершего египтянина обращались к бальзамировщикам, а те предлагали на выбор один из способов мумификации исходя из финансовых возможностей просителей. После соблюдения формальностей жрецы приступали к работе. Мумификация в Древнем Египте была недешевым удовольствием. Поэтому для разных слоев общества процесс проходил по-разному.

Как делали египетские мумии? В первую очередь, удаляли мозг железными приспособлениями через ноздри, а его остатки растворяли специальными снадобьями, которые впрыскивали в черепную коробку. В Древнем Египте не знали о функции мозга, поэтому его просто выбрасывали, хотя старались тщательно законсервировать все другие органы. После осмотра левой стороны живота покойника главный писец указывал место для разреза. Острым камнем парасхист (или вспарыватель) делал на обозначенном участке разрез брюшной полости. Один из жрецов проникал рукой в разрез, чтобы достать все органы, оставляя при этом на месте легкие и сердце. Считалось, что через пищевые органы происходит загрязнение плоти, а впоследствии и человеческой души. Извлеченные внутренности промывали бальзамом и пальмовым вином. Органы ни в коем случае не выбрасывали, а бережно погружали в сосуды, наполненными специальными бальзамами. Такие сосуды назывались канопы, их было у каждой мумии по четыре. На крышках сосудов изображали головы сыновей Хора.

Секреты бальзамирования

Наступала очередь бальзамирования. После промывания вином внутренних полостей покойника его тщательно натирали изнутри корицей, кедровым маслом, миррой и подобными средствами для бальзамирования. В специальных бальзамах замачивали бинты из льняной ткани, которыми тампонировали тело внутри и обматывали снаружи. Немного позже бальзамировщики научились заполнять мумии ароматическими травами, настоянными на маслах. Спустя некоторое время сливали остатки масла и приступали к сушке тела, чтобы убрать жидкость и избежать гниения. Сушка продолжалась около 40 дней. Теперь жрецы наполняли чрево благовониями и зашивали отверстие, а мумию погружали в концентрированный раствор натрового щёлока на 70 дней. По истечении срока тело обмывали, чтобы приступить к завершающему процессу. Разрезали на длинные ленты виссонное полотно и обматывали покойника, а полоски скрепляли между собой при помощи камеди.

Стремление к загробной жизни у бедных египтян

Бедняки не могли себе позволить оплатить такой трудоемкий процесс, поэтому соглашались на более дешевую мумификацию. В Древнем Египте покойнику впрыскивали в брюшную полость кедровое масло, при этом не делали разрез для извлечения внутренностей. После такой процедуры мертвеца опускали в щелок на несколько дней. По истечении времени из кишечника сливали залитое масло, которое обладает свойством растворять внутренности. Натровый щелок известен свойством разлагать мясо, поэтому впоследствии родные покойника получали иссушенную мумию, состоящую только из костей и кожи. Хотя самые бедные египтяне могли воспользоваться еще более дешевым способом. Он заключался во введении в брюшную полость покойника сока из редьки и погружении тела в раствор натрового щёлока на 70 дней.

Правитель в загробной жизни обладает несметными богатствами

В Древнем Египте свято придерживались традиций. Считалось, что вельможи после смерти должны продолжать обитать среди нажитого богатства. Воин не сможет заниматься охотой после погребения, если лишится своего оружия. Фараон не займет полагающиеся его особе высокое место среди богов, если явится на суд Осириса без запаса драгоценностей, изысканной пищи и множества золотых статуэток. Поэтому в гробницах хранились несметные богатства, а «черные» археологи стремились к ним отыскать тайный ход.

Для строительства неприступных усыпальниц придумывали различные ловушки, надежные запоры, которые можно было открыть специальными амулетами. Но все старания древних правителей по сбережению драгоценностей гробниц не увенчались успехом. Под влиянием человеческой жадности множество усыпальниц было разворовано, а заклятия и магия совсем не останавливали желающих нажиться на предметах древнейшей цивилизации.

Артефакты из гробницы Тутанхамона

Почти в полной сохранности до наших дней дошла только гробница девятнадцатилетнего фараона Тутанхамона, правившего в 1332-1323 годах до н. э. Ее первооткрывателями являются два энтузиаста в области археологии Говард Картер и лорд Карнарвон, открывшие миру необыкновенную роскошь древней усыпальницы.

Несколько лет археологи пытались отыскать захоронение юного фараона, и, наконец, в 1923 году удача им улыбнулась. Толпы зевак и журналистов устремились в маленький городок Луксор, чтобы передавать очерки и репортажи всем любителям старины. По ступенькам археологи осторожно двинулись вглубь отверстия в скале, а впереди увидели замурованную стену, за которой находился вход в гробницу. После освобождения хода они двинулись по коридору, но пришлось уделить еще некоторое время для очистки прохода от завала. Прошло время, и, наконец, снова ученым надлежало разобрать еще один замурованный вход. Сердце Картера глухо забилось в груди, когда он просунул руку со свечой в дыру в кладке. Из погребальной камеры вырвался теплый поток воздуха, заставив затрепетать на сквозняке пламя свечи. В полумраке постепенно проявились очертания комнаты, и взгляду открылись мерцающие при тусклом свете очертания статуэток зверей и статуй из золота.

Золотое великолепие

Археологи испытали настоящий шок, когда смогли войти в первую комнату гробницы. Фараона снарядили в загробное путешествие с потрясающей пышностью, хотя и не успели для него построить более просторной усыпальницы. Здесь находились пышные кровати, украшенные золотыми пластинками, богато инкрустированные самоцветами и слоновой костью кресла, сосуды, перчатки для стрельбы, колчаны для стрел, одежда и украшения. Также сохранились сосуды с остатками еды и засохшего вина. В каменных сосудах исследователи обнаружили дорогие благовония, сохранившие сильный аромат. Царская персона и после смерти должна была вести полноценное существование, продолжая умащивать тело душистыми веществами.

В знак особого уважения к усопшим их тела украшались венками из сезонных цветов. Именно в гробнице Тутанхамона ученые обнаружили веночек из цветов, которые превратились в пыль от прикосновения. Осталось несколько листиков, их опустили в тепловатую воду, чтобы избежать разрушения. После анализа удалось узнать о месяце погребения фараона - от середины марта до конца апреля. В Египте в это время расцветают васильки и созревают паслен и мандрагора, которые послужили для составления венка.

Для передвижения фараона по загробному миру в камеру было водружено несколько золотых колесниц. За первой комнатой следовала вторая, обладающая не меньшим запасом драгоценных предметов.

Мумия Тутанхамона

В погребальных покоях обнаружено несколько ковчегов, уложенных один в другой по типу матрешки. Необходимо было открыть саркофаги, чтобы добраться до царской мумии. Останки находились в гробу, но они были настолько залиты ароматическими маслами, что к нему прочно приклеились. Золотая маска прикрывала собой лицо и плечи, она полностью повторяла прижизненные черты молодого фараона. Маску тоже попытались снять, хотя она под воздействием смолы прикрепилась к гробу. Для изготовления гроба фараона использовали золотой лист толщиной до 3,5 мм. Мумию египетского фараона при захоронении обернули в несколько пелен, а на самую верхнюю пелену нашили кисти рук с плетью и жезлом. После развертывания мумии нашли еще много драгоценностей, описание которых составило 101 группу.

Проклятие или череда совпадений?

После грандиозного открытия гробницы Тутанхамона череда неожиданных смертей членов экспедиции всколыхнула общественность. Спустя год в каирской гостинице умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон. Его смерть моментально обросла немыслимыми подробностями и фантастическими догадками. Некоторые утверждают, что летальный исход спровоцировал укус москита, хотя другие рассказывают о ранении бритвой, ставшей причиной заражения крови. Так или иначе, но несколько следующих лет в прессе муссировалось понятие «проклятия фараонов». Один за другим скоропостижно скончались 22 члена экспедиции, которые первыми оказались на пороге знаменитой гробницы. Английские газетчики раздули сенсацию, а общественность не интересовали никакие разумные объяснения.

Незавидная участь

До наших дней в достаточно хорошем состоянии дошли только мумии фараонов Древнего Египта. Ведь участь останков бедных египтян осталась незавидной. Во времена Средневековья существовало немало рецептов целебных микстур, изготовленных из растертых мумий. Не обошлось и без варварства: в 19 веке бинты древних мертвецов стали использовать в качестве бумаги, и сами мумии стали топливом. Но останки царственных особ остались почти нетронутыми, чтобы стать бессловесными свидетелями былого величия Древнего Египта.

Сохранившиеся мумии фараонов

Одним из величайших завоевателей был фараон Сети I. Его правление относится к эпохе 19-й династии. Великий фараон вел жесткую политику, укрепил границы царства до территории, где сейчас располагается Сирия. Он мудро правил в течение 11 лет, оставив сильный Египет своему преемнику - Рамзесу II.

Европейскую печать потряс факт вскрытия могилы Сети I в 1817 году. Сейчас мумия Сети 1 выставлена на обозрение в зале Каирского египетского музея.

Диагностирование болезней древнего правителя

Легендарным фараоном древности был Рамзес II. Он дожил до преклонного возраста и правил Египтом предположительно 67 лет. Его мумия обнаружена в тайнике среди скал учеными Г. Масперо и Э. Бругшем в 1881 году. В Каирском музее можно увидеть мумию Рамзеса II. В 1974 году сотрудники музея забили тревогу ввиду разрушения мумии. Решено было срочно отправить ее на медицинскую экспертизу в Париж. Пришлось позаботиться о египетском паспорте для мертвого царя, чтобы пересечь границы между государствами. В ходе проведения исследований у Рамзеса обнаружили ранения и переломы, а также заболевание артрит. После обработки мумию вернули в музей, чтобы сохранить ее величие для будущих поколений.

January 6th, 2015

Вот представьте себе, сколько там настроили и накопали египтяне, что мы до сих пор откопать не можем.

Более полувека понадобилось археологам, чтобы осушить загадочную шахту под дорогой фараона Хафра в Гизе. Они знали, что шахта соединяет несколько комнат, но оказалось, что это только начало. Из некоторых помещений открывается вход в новые шахты.

В 1945 году египетский археолог Абдель Монейм Абу Бакр (Abdel Moneim Abu Bakr) случайно обнаружил заполненную водой шахту, расположенную в маленьком туннеле, который пролегал по оси север-юг под дорогой фараона Хафра в Гизе. Ученый исследовал его и выяснил, что вертикальный туннель соединяет множество комнат. Однако археолог никогда не занимался раскопками загадочного подземного хода и не публиковал никакие данные о нем. В течение многих лет в заполненной водой шахте купались или пили воду местные рабочие. А уровень грунтовых вод поднялся так высоко, что археологи не могли ее изучать.

Цель, с которой создавалась эта шахта, долгое время оставалось загадкой. Многие любители египетской истории узнали о ее существовании, и среди них начали распространяться слухи, что под шахтой располагается сеть туннелей, которые ведут к пирамиде Хеопса или даже, возможно, к Великому Сфинксу. Летом 1999 года доктор Захи Хавасс (Zahi Hawass) решил, что необходимо попытаться провести раскопки таинственного подземелья, точно определить, какую роль он играл, и пресечь распространение ничем не подкрепленных слухов.

Осушение затопленной шахты

Сложнее всего оказалось понизить уровень воды до такой степени, чтобы археологи смогли начать работу в шахте. Исследователи обратились с просьбой о помощи к инженеру Исмаилу Осману (Esmail Osman), который привез необходимое оборудование для откачки воды. Ученым пришлось работать при постоянно работающем оборудовании. По словам Хавасса, «постоянный шум мешал думать, а оборудование работало так громко, что я почти оглох!»

Исследователи больше всего боялись, что откачав воду, они могут повредить шахту или вообще ее обрушить. Все, даже самые мелкие трещины замазали штукатуркой, и на них археологи поставили дату. Если бы трещина начала расширяться, а штукатурка трескаться, рабочие сразу бы заметили это и приняли необходимые меры предосторожности.

Три комнаты

После того как вода из шахты ушла, археологи начали свои исследования. Первый отрезок шахты глубиной почти в 10 м заканчивался комнатой размером 8,6 на 3,6 м. Когда ученые попали в это помещение, оно оказалось пустым. Но в северной части комнаты обнаружилась еще одна вертикальная шахта глубиной в 13,25 м. Она также привела к комнате, размеры которой составляли 6,8 на 3,5 м. На этот раз основное помещение окружали еще шесть маленьких комнат и ниша, из которой начиналась очередная шахта. В трех маленьких комнатах стояли каменные саркофаги, выполненные в стиле XXVI династии (около 685-525 годов до н. э.), в двух из них сохранились человеческие кости.

«На этом уровне мы также нашли ушебти и фрагменты керамики Позднего царства. Кроме того, в юго-восточном углу главной комнаты находилась ниша, в которой начиналась третья вертикальная шахта. Она заканчивалась примерно через 8 метров в новой комнате площадью в 9 кв. м», — рассказал Хавасс.

Нижний уровень шахты

Последняя комната оказалась самой интересной. В центре находилось прямоугольное углубление, выдолбленное в скальной породе. По углам этого углубления сохранились остатки квадратных колонн. Место между углублением и стенами помещения имело форму желоба. Этот желоб прерывался при входе в помещение, где уровень пола значительно повышался, и соединялся с центральным углублением. Таким образом, форма желоба напоминала египетский иероглифический знак pr , который означает «дом».

В центре углубления находился большой саркофаг, сделанный из черного базальта. В самом саркофаге сохранились человеческие останки и несколько амулетов времен Позднего царства (664-332 года до н. э.). «Но больше всего нас удивила найденная там красная гладкая керамика со следами белой краски, которая, возможно, датируется периодом правления VI династии», — отметил Хавасс.

Захоронение фараона или могила Осириса?

Археологи не смогли обнаружить никаких доказательств тому, что шахта использовалась как место захоронения фараонов. «Я считаю, что древние египтяне собирались построить символическую гробницу Осириса, бога загробного мира. Создается ощущение, что желоб вокруг углубления был сооружен специально таким образом, чтобы грунтовые воды заполнили его. Тогда углубление оказалось бы окружено водой наподобие острова. Такая конфигурация могла изображать первозданный океан Нун, который покрывал весь мир до времен творения. А в его центре как бы возвышался остров, представлявший собой первый появившийся клочок земли», — рассказал Хавасс.

Вода также могла символизировать связь Осириса с плодородием и возрождением. Угловые колонны, возможно, ассоциировались с четырьмя священными ногами бога, описанными в поздних текстах. Само центральное углубление с возвышающимся в нем саркофагом и колоннами по углам по своей конфигурации похоже на Осирион храма Сети I в Абидосе, другое символическое захоронение Осириса. Погребения, которые датируются Поздним царством, возможно, отражают желание египтян после смерти быть поближе к богу загробного мира.

Шахта Осириса у Геродота

«Я считаю, что шахта Осириса была описана греческим писателем Геродотом, «отцом истории». По его словам Хеопс был захоронен на острове в подземной комнате, расположенной в тени Великой Пирамиды и подпитываемой каналом, отходящим от Нила», — подчеркнул Хавасс.

Геродот, возможно, описывает именно шахту Осириса, хотя и ошибается в ее датировке и назначении подземного сооружения. Шахта Осириса, судя по всему, была построена позже правления Хеопса, так как древнейшие предметы, которые нашли там археологи, относятся только к VI династии (Хеопс принадлежал к IV династии). А большинство других находок еще более поздние.

«Как я подчеркнул выше, во время своих исследований я смог установить, что шахта – это символическое захоронение Осириса, а не царская гробница, как это утверждает Геродот», — отметил Хавасс.

Таинственный туннель

На самом нижнем уровне археологи сделали еще одну интересную находку. В северо-западном углу комнаты начинается узкий туннель. Этот проход настолько узок, что в него смог пролезть только ребенок. Но дальше он оказался забит глиной. «В 1999 году я послал мальчика изучить этот туннель. Он смог проползти только 5 метров, а дальше ход стал слишком узким даже для него», — рассказал Хавасс.

В ноябре 2008 года телевизионный продюсер Ричард Рейсс (Richard Reisz) достал эндоскопическую камеру для изучения этого узкого прохода. Команда, которая занялась этим проектом, смогла продвинуть камеру всего на 10 метров, прежде чем глина помешала им. В декабре исследователи вернулись туда с двумя самодвижущимися исследовательскими мобильными аппаратами, оснащенными камерами, которые могли продолжить свое путешествие по загадочному проходу. Через 6,5 метра исследователи обнаружили, что туннель разветвляется. Они послали аппарат в ответвление, он прошел 10,5 метра, но затем проход опять стал слишком узким и заполненным глиной, чтобы робот смог продвигаться дальше. Зато команда исследователей обнаружила, что основной проход продолжается еще на протяжении 21 метра, а дальше, судя по всему, заканчивается, хотя определить это точно пока не удалось.

«Я связался с японской командой, которая собирается привезти более современный и технически совершенный аппарат, который, возможно, сможет продвинуться дальше тех точек, где застревало другое оборудование», — рассказал Хавасс.

Археологи должны были начать новую попытку изучить таинственный ход 9 июня 2009 года. Они собирались отправить робота в проход и, наконец, выяснить, куда он ведет. Ученые надеются понять, зачем египтяне выдолбили этот узкий ход в скале, да еще так глубоко под землей.

И вот совсем недавно итальянские археологи, которые работают в Фивах (Египет), нашли мифическое захоронения египетского бога возрождения, а также царя загробного мира Осириса. Могила была найдена в некрополе Шейх Абд эль-Курна на Западном берегу в Фивах.
Там найдена огромная древняя копия мифической гробницы Осириса. Все воспроизведено так, как описано в египетской легенде, в комплексе с несколькими шахтами и камерами. По данным испанского информационного агентства EFЕ, гроб воплощает в себе все особенности гробницы Осириса, как и сказано в древних египетских легендах, и является уменьшенной копией комплекса Osireion.

Усыпальница представляет собой сложный комплекс из нескольких помещений и шахт, которые уходят далеко вглубь. Гробница Осириса появилась на картах в 1887 году, но активные раскопки здесь начали вести только в 2014 году. На стенах погребальной комнаты обнаружили изображения демонов, которые держат в руках ножи. Остальные комнаты пусты или заполнены мусором, ученые полагают, что их разграбили много лет назад. Продолжатся раскопки осенью этого года.

Внутри комплекса гробницы исследователи обнаружили резьбу Осириса и комнату с настенным рельефом, изображающим демонов, держащих ножи. Начальник испано–итальянской команды, д–р Мария Милагрос Альвареса Соса, сказала EFE, что демоны находятся там, чтобы защитить тело умершего.

Исследователи полагают, что комплекс гробницы датируется 25–м династией (760 – 656 г.г. до н.э.) или 26 династией (672 – 525 г.г. до н.э.). Вывод сделан на основе сравнения с аналогичными гробницами, которые содержат элементы культа Осириса.

Оказалось, что гробница соответствует мифическим описаниям и в ее состав входит несколько комнат. Ученые предполагают, что возраст этой могилы составляет 760-656 годом до нашей эры.

Именно изображение Осириса располагалось внутри свода храма, который входит в погребальный комплекс. Его поддерживают 5 столбов, а лестницы, которые расположены внутри ведут в погребальный зал. А в комнате, которая расположена на запад от центрального входа ученые обнаружили картину, на которой изображены демоны. Руководитель раскопок Мария Милагрос Альварес Соса рассказала, что изображения были нанесены с целью сохранения тела погибшего.

А возле изображения Осириса нашли еще одну лестницу, ведущую в другую комнату. Она расположена ниже и забита мусором. Никакой информации о найденную гробницу больше нет.

Напомним, что согласно древнеегипетской мифологии Осириса убил его брат Сет, бог беспорядка и Хаоса. Сет поместил тело в саркофаг и бросил его в Нил, где его и нашла Исида.

источники http://infoglaz.ru/?p=57570

Религия Древнего Египта обязывала людей к обустройству гробниц, которые, следуя традиции их религиозных представлений, всегда имели форму и устройство жилища. Устройство гробницы, как и храма, было очень схожим и сложным по своей организации, гробницы делились на надземные и подземные. Строительство разного вида гробниц было одинаковым, и они имели одни и те же части: помещение для обряда погребения (склепа и святилища) и погребальная камера. Археологи выделяют два вида гробниц Древнего Египта: надземные гробницы и древнейшие гробницы, расположенные в скалах.

Надземные гробницы были очень приближены по своему устройству к хижине. Примером такой гробницы могут служить "Мастабы", что в переводе с арабского означает - каменная скамья, они неоспоримо являются подобием дома (рис. 1). Снаружи данного вида гробниц различается обработка и выделение двери, внутреннее устройство и элементы оформления схожи с жилым помещением. Потолок выполнен из пальмовых стволов, имеет отверстия для освещения, и даже циновки. Роспись стен воспроизводит сцены из повседневной жизни умершего.

При расположении наземной и подземной части могильника строители ориентировались на религиозные убеждения, диктовавшие условия их расположения соответственно сторонам света - человек, лежащий головой на восток или запад (стороны восхода и заката), имеет возможность воскреснуть. Самой древней мастабой на сегодняшний день находится недалеко от Саккары, В ней захоронен Мен, именно ему принадлежит заслуга в объединении Египта, второй фараон I династии.

Наземная часть комплекса была похожа на могилы кочевников. Аккуратная кирпичная кладка закрывала высокий земляной холм, внутри находилось 27 камер, их заполняли вещами, которые могли понадобиться фараону в загробном мире: продуктами, кувшинами с вином, оружием и рыболовными снастями. Основным материалом для сооружения гробницы служил необожженный кирпич, но отдельные элементы, например двери изготавливались из камня. Стены мастаба были около 3 метров в высоту, с внешней стороны имели множество выступов и углублений, заканчивались плоской, слегка покатой крышей. Все сооружение замыкалось двумя каменными валами с широким проходом между ними.

Подземная часть мастабы являлась вырубленным из скалы помещением, оно было поделено на пять различных по своей величине комнат перегородками. Ни одну из этих комнат не разделяли двери. Характерной особенностью мастаб является отсутствие отверстий в стенах и потолке, так как древние люди считали, что души мертвых обладают способностью проникать через стены. В середине располагалась самая большая камера, в которой находился саркофаг с мумией фараона. Как и пирамиды мастабы имели ложный вход, располагавшийся в восточной части надстройки, где для него устраивалась неглубокая ниша. Там же устанавливался и плоский жертвенник, для принесенных родственниками даров и чтения молитв. Размеры мастаба напрямую зависели от положения в обществе покойного.

Ярким примером гробниц, расположенных в скалах можно считать гробницы фиванских династий, большая часть фиванских гробниц бала построена во времена правления царей XVIII и XIX династий, но первые захоронения Долины относят к Древнему царству, в Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Вместе с тем еще цари IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп I начал в Дейр эль-Бахри строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период цари XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам. Фиванские некрополи расположены на холмах, предгорьях и ущельях гористого плато на западном берегу Нила, протянувшихся с северо-востока на юго-запад на несколько километров вдоль края плодородной земли. Всего в городе мертвых насчитывается 13 некрополей:

I. Некрополь Интефа.

II. Некрополь Ментухотепов II и III.

III. Некрополь Ментухотепа V.

IV. Некрополь XII-XIII династий.

V. Некрополь XVII династии.

VI. Некрополь Дра абу-ль-Негга.

VII. Некрополь Асасиф.

VIII. Некрополь Эль-Хоха.

XI. Некрополь Шейх Абд эль-Гурна.

Х. Некрополь Гурнет Мураи.

XI. Некрополь Дейр-аль-Медине.

XII. Царский некрополь в "Долине царей".

XIII. Царский некрополь в "Долине цариц".

Рассмотрим более подробно пять наиболее древних некрополей, относятся к числу наиболее древних фиванских кладбищ.

I. Некрополь Интефа. Именно в этом некрополе археологи обнаружили огромное количество посвятительных стел у стен гробницы, в большинстве случаев на них упоминалось имя "Интеф", которое и определило современное название некрополя. Захоронения этого некрополя похожи или на удлиненные ямы - могилы, или на слегка врытые в грунт гробницы скального типа. Спокойный ландшафт местности, не имеющий горных выступов, обязал людей к выкапыванию в твердой почве углубленного на 3-4 метра открытого переднего двора, задняя стена которого образовывала переднюю сторону гробницы, а внутренние помещения устраивались в толще холма. Прямоугольные отверстия в этой стене вели из переднего двора во внутренние помещения гробницы, которая казалась как бы обрамленной с передней стороны столбообразными колоннами, образующими открытую галерею. Обычно на боковых сторонах переднего открытого двора также вырубались проходы в боковые помещения, что создавало впечатление, будто бы передний двор был с трех сторон окружен колоннадой. Почти из 100 гробниц подобного типа можно выделить три наиболее крупные гробницы, их открытые передние дворы достигают в ширину 60-70 метров, а углублены они в грунт на 5-7 метров. Ученые предполагают, они принадлежали трем первым фараонам XI династии: Интефу I, Интефу II и Ментухотепу I.

II. Некрополь Ментухотепов II и III. занимает южную сторону ущелья в Дейр-эль-Бахри, присоединяясь с юга к рядом расположенному великолепному храму царицы Хатшепсут. Свое название ущелье получило от коптского монастыря, находившегося здесь в раннехристианский период, которое по-арабски означает "Северный монастырь. Новый некрополь был создан для того чтобы соответствовать изменившемуся положению правителей Фив, ставших фараонами всего Египта. Начало строительства этого некрополя положил Ментухотеп II, но завершил Ментухотеп III. Ему удалось создать архитектурный ансамбль исключительной по своей красоте и грандиозности. Он объединил в себе заупокойный храм и гробницу, сочетал в себе опыт предков и мастерство современных мастеров того времени, что нашло свое отражение в архитектуре храма царицы Хатшепсут.

Широкая и величественная дорога обрамленная статуями правителей заканчивалась просторным двором, который на западе выходил в галерею, образованную двумя рядами перекрытых сверху четырехугольных каменных колонн. Широкий пандус в центре этой галереи вел на первую террасу, на которой стояло святилище. Основная часть святилища с трех сторон была окружена галереей из двух рядов перекрытых сверху четырехугольных колонн, а в самом центре святилища находилась массивная база для возвышавшейся над нею пирамиды, окруженная 140 колоннами такого же типа. Все колонны были перекрыты сверху, К западу от колоннад первой террасы располагался открытый двор, также окруженный колоннами. В центре этого двора начинался вход в подземную погребальную камеру Ментухотепа III, а позади открытого двора простирался огромный гипостильный зал с 80 колоннами в виде восьмиугольных каменных столбов, а еще далее святая святых… всего сооружения, упиравшегося на крайнем западе в обрывистый склон крутой скалы. В то время как Ментухотеп III поместил свою погребальную камеру под открытый двор за пирамидой, первый строитель комплекса Ментухотеп II создал ее непосредственно под основанием пирамиды. Помимо величественных гробниц для правителей здесь находились и гробницы массовых захоронений для павших воинов (около 60). египет архитектурный храм пирамида

III. Некрополь Ментухотепа V. В этом некрополе были произведены гигантские строительные работы. Здесь были произведены гигантские строительные работы. Были перемещены около 80 000 кубометров скального известняка, скорее всего, для создания гробнично-храмового комплекса, какой существовал в некрополе Ментухотепов II и III в Дейр-эль-Бахри. Однако в связи со сменой династии все работы были приостановлены. После того как визирь Ментухотепа V Аменемхет стал фараоном Аменемхетом I и основателем новой, XII династии, столица Египта была переведена на север страны в город Иттауи. Царский двор покинул Фивы, и потому некрополь Ментухотепа V был заброшен, таким образом оказались недостроенными огромная гробница фараона и гробницы его вельмож.

IV. Некрополь XII-XIII династий. В связи с тем, что царский двор отныне пребывал в новой северной резиденции, некрополь в Фивах не был так велик. Фараоны сооружали себе пирамиды по древнему обычаю недалеко от своей столицы Иттауи. Все небольшие захоронения того времени проводились в основном в старых некрополях XII династии в районе Дейр-эль-Бахри. Несколько более крупных погребений с широкими передними дворами и колоннадой появилось в эти годы на некоторых возвышенностях в районе Шейх Абд эль-Гурна, по устройству они были похожи на гробницы в некрополе Интефа. Так же, небольшой комплекс захоронений времени XII династии возник на холмах к юго-востоку от Дейр-эль-Бахри. Наиболее значительным захоронением того времени можно считать гробницу Интефокера - визиря Сонусерта I, в величину она превосходила захоронения других вельмож, созданные в фиванском городе мертвых. Начало этой гробницы было длинным коридором в толще скалы, а завершение широкой квадратной капеллой, у заднего края которой открывалась вертикальная шахта, которая вела в погребальную камеру, стены были украшены сценами из жизни обычного трудового человека.

V. Некрополь XVII династии. В эпоху Нового царства погребения этого некрополя были разграблены. Они напоминали небольшие, но достаточно высокие пирамиды без внутренних помещений, находящихся обычно под пирамидой в скале, или у ее восточного края, именно из таких помещений вертикальная шахта или спуск со ступеньками вели в погребальную камеру с саркофагом, вырубленным в скале. Из-за того что некрополь был разграблен удалось обнаружить только два саркофага. Здесь же, у южного края, находились и массовые захоронения воинов.

Остальные восемь некрополей возникли позднее, в эпоху Нового царства, и именно они определили характерный облик фиванского города мертвых. Из них два некрополя являются царскими - "Долина царей" (Вiban еl-moluk) и "Долина цариц" (Вiban el-harim). Другие шесть некрополей наполнены гробницами частных лиц, в основном вельмож--приближенных фараонов XVIII-XX династий, в этих гробницах хоронили придворных, жрецов и высокопоставленных сановников. Считалось, что таким образом они получают возможность и в загробной жизни пребывать рядом со своими правителями. Для гробниц был выделен некрополь - Долина знати, он располагался вдоль восточного склона фмванских гор. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф. Вельможи не могли позволить себе гробницы подобные "домам вечности" их правителей. Обычно они составлены из таких частей как открытый двор, пространство которого было ограничено стенами святилища ведущего под землю в погребальную камеру. Начиная с XIX династии, изменяется вход во двор, теперь его выполняли в виде гигантских ворот (пилон), являвшихся в то время обязательным элементом архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи захороненного человека. Основным помещением для чтения священных текстов и жертвоприношения считалось святилище. Сверху фасад гробницы обносился гробничными конусами или цилиндрами - "гвоздиками", которые по "шляпки" уходили в толщу стен. Еще одной особенностью обозначения принадлежности гробницы конкретному хозяину можно считать обозначение его имени на конусах с внешней стороны, там же располагались и его земные и посмертные звания. Особым украшением гробниц царских вельмож были рельефы и росписи, в них были отражены самые значительные сцены из жизни служащего Египетских правителей. Так росписи гробницы визиря Тутмоса III и Аменхотепа II Рехмира являются уникальным источником, рассказывающим нам о жизни и обязанностях этого чиновника, все изображения сопровождает сопутствующий росписи текст.