Какой формы чартерных перевозок не существует. Виды рейсов и их характеристика. Уравнение времени рейса. Достоинства чартерных рейсов

Один из вопросов, касающихся перелетов, связан с типом рейса. И если бывалые путешественники, легко могут в этом разобраться, то новичку будет в начале не все так очевидно.

Итак, рейсы можно разделить на:

  • Прямые
  • Транзитные
  • Составные

Прямые рейсы

Самые короткие по длительности, но обычно самые дорогие. Прямой рейс означает рейс без пересадки, поэтому они всегда занимают меньше времени. Стоимость регулярного прямого рейса обычно дороже, чем у регулярного транзитного. Однако, если речь идет о чартерном рейсе, который тоже почти всегда прямой, то в этом случае, его цена может быть и ниже, нежели у регулярного транзитного.

Транзитные рейсы

Самый популярный тип рейсов в наше время при длительных перелетах. Как правило, совершается не более 1-2 пересадок. Эти рейсы дешевле из-за того, что авиакомпания из нескольких точек мира собирает различные рейсы в месте пересадки и пересаживает всех вместе в один большой самолет. Пересадка может длиться от 1 часа до нескольких суток. Чаще всего — 3-9 часов. В случае приобретения билета на транзитный рейс, всегда уточняйте количество пересадок и время, которое необходимо провести в пересадочном пункте.

В случае в транзитным рейсом, багаж всегда регистрируется до конечного пункта. Даже, если вы захотите выйти в месте пересадки, вам вряд ли зарегистрируют багаж до места пересадки.

Когда, вы окажется в аэропорту пересадки, вам не нужно будет проходить паспортный контроль, вы все время будете находится в транзитной зоне. Выйдя из самолета, вы без особого труда найдет таблички, указывающие, куда вам нужно идти на следующий рейс.

В случае, если первый рейс запаздывает, то следующий, либо вас дождется, либо авиакомпания перенесет всех на более поздний рейс. Таким образом, вам не нужно переживать по этому поводу и решать какие-либо вопросы, связанные с задержкой.

Составные рейсы

Составные рейсы — это рейсы с пересадками, которые осуществляют разные авиакомпании. Но нужно различать составной рейс, который вы комбинируете самостоятельно и тот, который вам предлагается через сервис поиска авиабилетов.

В первом случае, это отдельные самостоятельные рейсы с получением багажа, паспортным контролем и выходом из транзитной зоны (может потребоваться виза). И здесь вам самим будет необходимо рассчитать время, чтобы успеть пересесть с одного самолета на другой.

Во втором варианте, составной рейс фактически не отличается от транзитного, хотя и производится разными авиакомпаниями.

Чартер — это не что иное, как аналог договора фрахтования, который нашел широкое распространение в воздушном сообщении, а также в международном торговом мореплавании.Суть его закалючается в том, что фрахтовщик — владелец морского или воздушного судна — за оговореную сумму предоставляет его в распроряжение фрахтовальщика, дабы тот перевез пассажиров или груз.

Столь же просто все и в отношении чартерных рейсов. Фрахтовщики — авиакомпании, фрахтователи — турагентства или туроператоры. Туроператор/турагентство/несколько турагентств выкупает самолет авиакомпании по определенному направлению и на определеный сезон.

1. Шаттл-чартеры. Шатлл, потому что туда-обратно. То есть, самолет отвозит одну группу туристов и забирает уже отдохнувшую, чтобы не летать пустым. Цены в самый пик сезона на чартерные авиабилеты такого вида обычно высокие. Все дело в том, что первый и последний рейсы самолета шаттл-чартера всегда пустые, а это значительная статья расходов для туроператора, выкупившего его. Первый рейс — когда самолету еще некого забирать, и последний — когда уже некого привозить.

2. Чартер с отстоем. Это тот вариант, когда чартерный самолет привозит туристов и ждет их на протяжении всего периода отдыха в специальном отстойнике,в среднем от 7 до 10 дней. Конечно, консолидатору, выкупившему чартерный рейс, приходится в данном случае платить за аренду отстойника. Но это все же дешевле, чем перелет пустого самолета как в случае с шаттл-чартером. К тому же, туркомпании обычно прибегают к такому варианту, когда спрос на направление заведомо оправдывает потраченые на стоянку средства.

3. Сплит чартер. Сплит чартер представляет собой сочетание регулярного и чартерного рейса. Например, туристы летят регулярным рейсом до какого-то города, откуда добраться до конечного пункта путешествия можно только чартером, где и происходит пересадка на чартерный рейс. Такое бывает в случае, когда крупные авиакомпании не обслуживают какое-то направление, или по определеным причинам невозможно отправить регулярный рейс до пункта назначения.

Сплит чартер очень распространен для перелетов из России на экзотические острова Индийского океана, когда туристы летят ‘регуляркой’ в Дубаи и уже там пересаживаются на чартер. В тех случаях, когда приходится пересаживаться несколько раз (в путешествии до совсем уж экзотических или труднодоступных мест) речь идет о поличартерных рейсах.

А теперь продолжим речь о чартерных рейсах как явлении. Из всего вышесказанного понятно, что чартерные рейсы не входят в регулярное расписание. Выполняются они обычно в течение короткого промежутка времени, в пик туристического сезона. Редко — до одного года. Конституция РФ включает в себя нормативные акты, касающиеся чартерных рейсов. Задача по их утверждению лежит на плечах Государственной Службы Гражданской Авиации.

Недостатки чартерных рейсов

— авиабилеты на чартерные рейсы выписываются не ранее, чем за день-два до вылета. А бывает, что билеты на самолет доставляются непосредственно в аэропорт. Согласитесь, что такая особенность может заставить поволноваться;

— обычно время перелета чартерным рейсом трудно назвать удобным. А все потому, что для чартерного перелета приходится выискивать ‘окошко’ между регулярными рейсами;

— для чартерных перелетов характерны задержки, и нужно быть готовыми к этому. Дело в том, что при перегрузках аэропорта приоритет отдается самолетам регулярных рейсов и только после них отправляются чартеры. В любом случае, при длительных задержках пассажиры всегда могут рассчитывать на предоставление бесплатного номера в отеле и это не единственная обязанность авиакомпании, задержавшей рейс;

— авиабилет на чартерный рейс нельзя вернуть или изменить дату перелета, что, впрочем, относится и билетам на самолеты регулярных маршрутов по самым низким или специальным тарифам;

— рейс могут и вовсе отменить, что, впрочем бывает редко. В отличие от регулярного перелета, который состоится, даже если в салоне самолета всего один пассажир, чартер могут отметить из-за незаполненности рейса. Что, впрочем, случается крайн редко, поскольку чартеры запускают только в пик туристического сезона или праздники, когда незаполняемость практически невозможна;

— в чартерном перелете вы вполне можете не встретить привычных услуг, таких как напитки, питание, пледы, подушки и т.д. Хотя это и не является правилом и чартерный рейс также может оказаться вполне комфортным;

— в то время как на регулярных направлениях салон самолета разделен на классы, а также есть возможность забронировать определенное место, перед чартерным перелетом вас посадят, что называется, в порядке очереди. Главная цель туроператоров — полностью заполнить салон самолета, так что не особенно рассчитывайте на удобство.

Несмотря на такое количество недостатков чартерных рейсов их популярность ничуть не уменьшается. А все потому, что главный плюс чартерного перелета перекрывает все минусы . И все это из-за дешевизны авиабилетов на чартерные рейсы.

Для того, чтобы понять, откуда берутся такие дешевые цены, можно рассмотреть подробнее механизм действия консолидаторов. Представьте, что туроператор выкупил все билеты на самолет, естественно на особых условиях. Теперь, чтобы заинтересовать туристов, он предлагает эти авиабилеты по цене примерно на треть ниже рыночной. И чем ближе дата перелета, тем более велико желание консолидатора продать оставшиеся авиабилеты, которые за несколько дней до вылета можно купить до 70% дешевле их средней стоимости.

Кроме своей дешевизны, чартерные рейсы имеют еще одно достоинство. Зачастую, чартер может представлять собой единственно возможный вариант добраться до места отдыха . Сеть регулярных перелетов охватывает далеко не все города. До некоторых курортов можно добраться только на чартерном самолете, например Москва Кабо-Верде . Иногда чартер оказывается попросту удобнее. В тех случаях, когда регулярным рейсом до места отдыха приходится добираться долго и с пересадками, или когда регулярные рейсы переполнены, чартер становится лучшей альтернативой.

Авиабилет на чартерный рейс можно передать другому человеку , чего не скажешь о билетах на самолет регулярного маршрута. И, кроме того, самолеты чартерных рейсов вовсе не старые и не развалившиеся, как считает большинство туристов. Это качество не то чтобы относится к преимуществам чартеров, но сказать о нем стоит хотя бы для того, чтобы развеять миф о выдуманном недостатке. На самом деле, для чартерных рейсов авиакомпании выделяют те же самолеты, которые обслуживают регулярные маршруты. Бывает даже так, что самолет только прилетел с регулярного направления и его тут же определяют на обслуживание чартера.

В Западную Европу обычно летают ТУ-154М. В большинстве случаев чартеры обслуживаются ТУ-154 или ИЛ-86. В последний момент тип самолета может быть изменен. Если, например, авиабилетов будет продано больше, чем предполагалось, на рейс скорее всего выйдет ИЛ-86. Если авиабилетов продадут меньше запланированного количества, полетит ТУ-154.

Где купить авиабилет на чартерный перелет

Поскольку чартерные рейсы организуются турагентствами или туроператорами, то и купить авиабилеты на такой перелет можно в первую очередь у них. И чаще всего — в билет на самолет входит в состав турпутевки. Перелет оплачен консолидатором, а значит, авиабилеты может продавать только он, авиакомпания не имеет на это права.

Но все же возможность купить авиабилет на чартер отдельно существует. Когда самолет заполнен не полностью и остаются непроданные места, турагентства продают авиабилеты отдельно. Найти их можно непосредственно в агентстве, или на профессиональных туристических форумах. На ‘турдоме’, например, есть специальный раздел, где туроператоры распродают оставшиеся авиабилеты, часто по невероятно низким ценам. Авиасейлс также позволяет своим пользователям находить авиабилеты на чартерные рейсы и тут же покупать их, пока предложение актуально.

На нашем сайте искали

Откуда Куда Дата вылета Дата возвращения Найти билет Стоимость

Стамбул

Бодрум

964

Воронеж

Курск

1 010

Тамбов

Воронеж

1 010

Курск

Воронеж

1 020

Гданьск

Осло

1 089

Варшава

Стокгольм

1 091

Пхукет Найти от 1 13310.11.2019

1 138

Стоит учитывать, что если тур вдруг отменят и самолет, на который был куплен чартерный авиабилет, никуда не полетит, вам не вернут стоимость ‘пропавшего, билета. Следует также сказать, что самостоятельная покупка авиабилета на чартер обойдется немного дороже, чем в составеп турпакета. Но, тем не менее, это будет серьезная экономия по сравнению со стоимостью перелета регулярным рейсом. Если верить мнениям экспертов, на чартерных авиабилетах в Европу можно сэкономить до 300%, на дальних перелетах от 50 до 100%.

Вот в целом и все, что необходимо знать о чартерных перелетах, чтобы понимать, к чему готовиться и на что рассчитывать. Читайте также о том, что делать в аэропорту , если вы летите впервые.

Закрытый чартер. Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.

Целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т. п. Заказчиком чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.

Инклюзив-тур чартер. Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30 -50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.

Блок-чартер. Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20 - 30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирме и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться с нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет финансовые убытки. Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого турагент может отказаться от квоты заявленных мест или ее част; При таком варианте перевозчик оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам.

Нецелевой чартер. Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой. Например, Московская туристская транспортная компания (МТТК), созданная в мае 1999 г., представляет собой крупную фирму - консолидатор, которая занимается организацией такого вида перевозок. Она предлагает услуги пользователям чартеров, сотрудничая с двумя авиакомпаниями - «Авиаэнерго» и «Пулково». При этом компания обеспечивает билетами на чартерные рейсы не только московские и региональные турфирмы, но также корпоративных и частных клиентов, путешествующих с самыми различными целями.

Сплит-чартер. Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.

Осуществление чартерного маршрута требует очень большой подготовительной работы: планирование маршрута, заполнение холостых пролетов, получение всех разрешений на воздушный коридор, обеспечение минимально допустимой стоянки в аэропорту прибытия и отправления и др.

Чартерные рейсы имеют определенную географию и ярко выраженную сезонность, т.е. авиаперевозки организуются в туристские центры. Все это должно быть хорошо спланировано: должен быть разработан специальный маршрут чартерного рейса, по возможности следует избегать холостого пролета, иметь разрешения на воздушный коридор и др.

Технологический процесс шиномонтажных работ
Пост смены колес. Автомобиль подается в зону поста смены колес, где он вывешивается на подъемнике. Гайки крепления колес отвертываются гайковертом модели И-318, колеса транспортируются в шиномонтажное отделение на тележке П-217 предназначенной для снятия и транспортировки колес. Шиномонтажное отдел...

Древняя Греция
Мечта о полёте встречается в мифах разных народов мира (например, о Дедале и Икаре в греческой мифологии, или о Пушпака Вимана в Рамаяне). Первые попытки полёта также часто связаны с идеей подражать птицам, как в мифе о Дедале его крылья из перьев и воска. Попытки строить крылья и спрыгивать из выс...

Особенности бесперегрузочных сообщений
Существуют следующие виды бесперегрузочных (интермодальных) технологий: а) паромные переправы, б) трейлерные, контрейлерные, в) контейнерные и пакетные перевозки, г) системы «река-море», ролкерные системы («Ро-Ро»), д) лихтеровозные системы, е) перевозка по железной дороге с разной шириной колеи и...

При чартерной перевозке в роли заказчика может выступать любая организация: крупное деловое объединение, туристская фирма, промышленное предприятие, учебное заведение, общественно-политическая партия и т.д. Эти организации могут фрахтовать воздушные суда для:
- осуществления перевозок своих сотрудников с деловыми или иными целями, для доставки туристов к местам отдыха;
- болельщиков в места проведения спортивных мероприятий;
- молодежи и школьников с целью реализации экскурсион-но-развлекательных программ;
- верующих в центры паломничества;
-конгрессменов на проведение съездов и конференций и т.д. В связи с этим в мировой практике различают ряд коммерческих разновидностей чартеров.

Закрытый чартер. Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.

Целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т.п. Заказчиком.чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.

Инклюзив-тур чартер. Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30 50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.

Блок-чартер. Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20 30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирмой и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер. При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться от нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет финансовые убытки. Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого тур-агент может отказаться от квоты заявленных мест или ее части. При таком варианте перевозчик оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам.
Блок-чартер не всегда выгоден авиакомпаниям, поскольку продажа авиабилетов в этом случае идет по более низкой цене, чем обычно. Однако в разгар сезона, когда спрос на билеты высок, перевозчики стараются не отказывать турфирмам в такой услуге.


Нецелевой чартер. Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой. Например, Московская туристская транспортная компания (МТТК), созданная в мае 1999 г., представляет собой крупную фирму-кон-солидатор, которая занимается организацией такого вида перевозок. Она предлагает услуги пользователям чартеров, сотрудничая с двумя авиакомпаниями «Авиаэнерго» и «Пулково». При этом компания обеспечивает билетами на чартерные рейсы не только московские и региональные турфирмы, но также корпоративных и частных клиентов, путешествующих с самыми различными целями.

Сплит-чартер. Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.
В зависимости от условий использования самолета чартеры можно разделить на несколько видов: разовый чартер, тайм-чартер и чартерная цепь.
При разовом чартере самолет доставляет туристов в пункт назначения и тут же улетает обратно. Если рейс запланирован «туда-обратно», то через какое-то время самолет должен прилететь за туристами, чтобы забрать их в первоначальный пункт отправления. При такой перевозке фрахтователь воздушного судна заказывает полеты на определенные даты и в эти даты авиакомпания обязана предоставить воздушное судно для выполнения чартерного рейса. В остальное время перевозчик использует этот самолет в соответствии со своими планами.
Разовые чартеры используются довольно редко, поскольку они требуют слишком больших затрат на топливо. Количество авиатоплива, необходимое для перелета, зависит от его маршрута и типа воздушного судна. Цена керосина колеблется в разных странах от 250 до 500 $ США за тонну. Естественно, закупать топливо на холостые прогоны самолета (после высадки туристов самолет летит обратно, как правило, пустым и пустым же возвращается за ними) крайне невыгодно.

Тайм-чартер предполагает фрахтование воздушного судна на определенный период времени. При этом после доставки пассажиров из одного пункта в другой самолет не улетает обратно, а остается в аэропорту прилета на все время пребывания туристов в пункте назначения. Иногда тайм-чартер называют «разовый с отстоем». Тайм-чартер выгоден заказчику в том случае, если время пребывания туристов в дестинации не слишком велико (от 1 2 дней до недели). При этом заказчик оплачивает время использования самолета, исходя из стоимости летного часа и стоимости простоя самолета, несет дополнительные расходы на стоянку воздушного судна в аэропорту, оплачивает содержание и размещение экипажа, а в некоторых случаях и издержки перевозчика за снятие лайнера с регулярного рейса. Какой вид чартерного рейса выбрать с отстоем или без, решает турфирма, исходя, главным образом, из финансовых интересов. Перевозчику же в большинстве случаев (при наличии достаточного парка машин) выгодны все разовые чартеры, так как он сразу получает гарантированную плату за всю перевозку независимо от степени загруженности рейса.

Чартерная цепь представляет собой вид чартера, при котором самолет с регулярной периодичностью совершает чартерные перевозки в один (или несколько) пунктов назначения по челночной схеме «тудаобратно». При этом одну группу туристов он отвозит, а другую забирает. Такие чартерные рейсы называют еще чартерными на регулярной основе, поскольку по своей сути они близки к регулярным перевозкам.
Организовывать чартерные цепи выгодно в сезон массовых перевозок, связанных с отдыхом туристов. При этом непроизводительными затратами являются только первый и последний рейсы воздушного судна (когда самолет возвращается пустым после доставки первой группы туристов и летит пустым за последней группой).
Расходы на холостые прогоны воздушного судна турфирма распределяет между всеми звеньями цепочки. Поэтому чем длиннее сама чартерная цепь и чаще перелеты, тем меньше будут затраты турфирмы на перевозку пустых мест и тем дешевле будет обходиться туристам перевозка. Чартерная цепь, как правило, организуется на период времени 4 5 мес. с частотой рейсов 1 2 раза в неделю, реже один раз в 1014 дней.
После окончания каждого челночного рейса чартерной цепи воздушное судно используется авиакомпанией по своему усмотрению, но к моменту совершения нового перелета оно должно быть предоставлено заказчику в аэропорт отправления. Ответственность за своевременную доставку самолета в пункт начала чартерного рейса перевозчик берет на себя, при этом перегоны лайнера могут быть холостыми или загруженными этот вопрос решает для себя сама авиакомпания. Турфирма не оплачивает перегоны воздушного судна в пункт начала перевозки и из него, но и перевозчик не обязан производить какие-либо компенсационные выплаты заказчику в случае коммерческой загрузки рейса при перегонах.


9.2. Договор на чартерную перевозку

Реализация чартерной программы начинается с заключения договора между фрахтователем воздушного судна и перевозчиком. Контракт-договор чартера является основным правовым документом, регулирующим данный вид перевозки.

По договору чартера одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты или иных целей. В соответствии с Гражданским кодексом РФ договор на авиачартер относится к договорам аренды транспортного средства с экипажем. По договору аренды (фрахтование на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение или пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).
Договор на аренду транспортного средства с экипажем предполагает наложение ряда обязанностей на обе стороны. В частности, арендодатель обязан поддерживать в надлежащем состоянии сданное в аренду транспортное средство, осуществлять его текущий и капитальный ремонт, предоставлять необходимые принадлежности (ст. 634 ГК РФ). Услуги, предоставляемые арендодателем по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре (ст. 635 ГК РФ).
Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора.
Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. Если договором аренды не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель (ст. 635 ГК РФ).
Обязанности арендатора предусматривают возложение на него расходов, возникающих в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходов на оплату топлива и других расходуемых при эксплуатации материалов и оплату сборов, если иное не предусмотрено договором (ст. 636 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ).
В соответствии со ст. 638 ГК РФ арендатор имеет право без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в аренду. В рамках осуществления коммерческой эксплуатации он также вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать договоры перевозки с третьими лицами, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены назначению транспортного средства. При этом заказчик несет полную ответственность за все действия или упущения третьих лиц, с которыми он заключил договоренность по использованию воздушного судна, предоставленного ему арендодателем.
В случае гибели или повреждения транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК РФ).
Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (ст. 640 ГК РФ).
Согласно ст. 633 ГК РФ договор на авиачартерную перевозку должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока, в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых находится у заказчика, а другой у исполнителя.
При этом содержание договора не должно противоречить положениям международных конвенций при осуществлении международных перевозок и положениям Воздушного кодекса РФ при реализации внутренних перевозок.


Основные сведения, которые должны быть отражены в контракт-договоре чартера.
1. Конкретные условия перевозки.
Они предполагают указание цели перевозки; типа воздушного судна, выделяемого для перевозки; места отправления и назначения; даты вылета рейса; максимальной коммерческой загрузки чартера количества пассажиров и багажа.
Если выполняется разовый чартер, то в договоре указываются конкретные даты вылета воздушного судна при осуществлении доставки туристов в пункт назначения и обратно. В случае «тайм-чартера» указывается период времени, на который фрахтуется самолет, а также маршрут, по которому будут выполняться полеты. Если выполняется чартерная цепочка, то в договоре указывается общее количество рейсов и даты выполнения каждого из них. График полетов должен быть представлен в договоре в виде приложения к нему.
2. Стоимость перевозки. В договоре указывается полная стоимость чартерной перевозки, в том числе определяется стоимость-нетто (чистая стоимость, получаемая перевозчиком) и стоимость-брутто (в нее включены комиссионные, аэропортовые и другие сборы, оплата которых должна производиться заказчиком).

Основными факторами, определяющими стоимость чартера в целом, являются: цена топлива, стоимость летного часа данного типа самолета, расходы на техническое и аэропортовое обслуживание, стоимость бортового питания, а также форма организации чартерного рейса (разовый «туда», разовый «туда и обратно», рейс с отстоем, чартерная цепь, блок-чартер). Если планируется «тайм-чартер», то в перечисленный список будут включаться расходы на стоянку самолета в аэропорту назначения и на содержание и размещение экипажа. Если организуется чартерная цепь, то цена ее будет в значительной степени зависеть от общего количества рейсов. Если для перевозки продается только часть мест в самолете, стоимость будет рассчитываться исходя из конкретного количества мест в блоке так называемого «блок-чартерного тарифа». Блок-чартерные тарифы одни из самых низких, устанавливаются в каждом конкретном случае конфиденциально для каждой конкретной фирмы и часто зависят от количества пассажиров, входящих в перевозимую группу.
Помимо этого, существует целый ряд других факторов, влияющих на цену чартерного рейса: маршрут перевозки, который выбрал заказчик; срочность перевозки; сезон; время суток; насыщенность регулярных авиалиний; пассажирский рынок страны; наличие и количество конкурентов на направлении; величина нормальных и льготных тарифов и др. Немалую роль играет и планируемая авиакомпанией прибыль, которая в среднем составляет 15 20 % (а вообще может колебаться от 5 до 50 %). Цена чартера является коммерческой тайной, известной лишь арендодателю и заказчику, заключившим соглашение на осуществление данного вида перевозки.
Сначала цену чартерного рейса определяет авиакомпания, затем она согласовывает ее с заказчиком, и после достижения консенсуса цена вносится в договор. Устанавливаются валюта платежа и порядок внесения денег. Обычно при подписании контракта заказчик должен внести депозит в размере определенного процента от суммы платежа-брутто.
Оплату разовых рейсов заказчик осуществляет полностью, как правило, за несколько дней до вылета (5 7 дней). При чартерных цепочках сначала обычно оплачивается последний рейс как условие, гарантирующее возврат туристов, а затем по мере выполнения чартерного соглашения консолидатор регулярно перечисляет деньги за каждый предстоящий рейс. На практике могут встречаться и несколько иные схемы взаиморасчетов.
3. Права и обязанности перевозчика и заказчика. Согласно дого
вору перевозчик берет на себя выполнение всех формальностей, свя
занных с производством полетов.
К ним относятся:
- иммиграционные, таможенные, пограничные, карантинные формальности;
- получение разрешений на пролет над теми или иными территориями;
- получение разрешений авиационных властей на выполнение чартерной перевозки;
- оформление чартерных билетов и других перевозочных документов;
- оперативное информирование заказчика об отклонении от графика полетов и текущем состоянии воздушного судна.
В интересах обеспечения безопасности полетов перевозчик имеет право переносить или отменять вылет; уменьшать допустимую коммерческую загрузку судна; совершать в течение полета посадки, делать остановки, изменять маршрут или прекращать полет. В последнем случае перевозчик обязан возвратить заказчику часть стоимости перевозки, соответствующую ее невыполненной части.
В обязанности заказчика входит:
- своевременное (не позднее 2 рабочих дней до вылета) предоставление исполнителю списков пассажиров;
- обеспечение своевременной доставки пассажиров и багажа в аэропорт отправления с учетом времени, необходимого для прохождения административных формальностей;
- обеспечение пассажиров необходимыми документами на выезд в страну назначения или транзита (а в случае перевозки особых групп багажа наличие соответствующих разрешений на его ввоз/вывоз). На заказчика возлагается ответственность и все расходы в случае депортации пассажиров. Заказчик также должен своевременно внести плату за чартерную перевозку, предусмотренную договором.
4. В договоре определяется минимальная коммерческая загрузка воздушного судна, при которой будет выполняться рейс. При предлагаемой низкой коммерческой загрузке воздушного судна авиакомпания планирует чартерные рейсы в интересах нескольких заказчиков, а также предусматривает загрузку воздушного судна по своему усмотрению. Таким образом, в случае наличия свободных мест или емкостей в самолете, выполняющем перевозку, перевозчик имеет право перевозить любых других пассажиров, багаж, почту и грузы с соблюдением правил страны отправления и страны назначения, установленных для перевозки, без какой-либо выплаты компенсации заказчику.

5. Расходы, не связанные с выполнением чартерной перевозки. В договоре отмечается, что все расходы, не связанные с выполнением чартерной перевозки, должны быть отнесены на счет заказчика. Сюда входят наземная перевозка из города в аэропорт и обратно, содержание в гостинице и пунктах сбора групп.

6. Расходы, связанные с задержкой вылета. По согласованию сторон определяются условия компенсации расходов, обусловленных задержкой рейса. Обычно при задержке вылета по вине заказчика более чем на 3 ч последний должен уплатить перевозчику за каждый час простоя 20 % стоимости летного часа принятой в расчет стоимости рейса. Если же произойдет задержка вылета рейса по вине перевозчика более чем на 24 ч, то последний обязан выплатить заказчику стоимость всех понесенных разумных затрат, связанных с обслуживанием и размещением пассажиров.

7. Расторжение договора. Обе стороны имеют право расторгнуть договор. Авиакомпания может воспользоваться этим правом в следующих случаях:
- непоступления платежей за перевозку со стороны заказчика;
- невыполнения заказчиком обязательств по минимальной коммерческой загрузке воздушного судна;
- отсутствия авиатоплива или сокращения его лимита;
- отвлечения самолета на выполнение правительственных заданий.

Заказчик имеет право отказаться от рейса в случаях:
- задержки рейса более чем на оговариваемый промежуток времени;
- замены типа воздушного судна, если вследствие этого не будут обеспечиваться объем и качество перевозки, предусмотренные по договору.
В остальных случаях заказчик может отказаться от договора с уплатой неустойки, размер которой оговаривается в контракте и зависит от срока отказа до намеченной даты вылета. Так, при отказе от перевозки или при переносе рейса заказчиком более чем на 24 ч он должен выплатить авиакомпании компенсацию в размере 25 % стоимости рейса, если он отменен или перенесен за 5 дней до предполагаемой даты вылета; 50 % если отказ или перенос произошел в срок от 3 до 5 дней до даты вылета; 75 % в случае отказа или переноса рейса за 3 дня и менее до даты вылета. Расторжение договора фиксируется соответствующим актом.

8. Освобождение от ответственности. Перевозчик освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение договора в случае форс-мажорных обстоятельств (неблагоприятных метеоусловий, стихийных бедствий, начала военных действий и т. п.). Однако в ситуациях, связанных с прекращением полета или изменением маршрута по указанным причинам, перевозчик обязан сделать все зависящее от него, чтобы отправить пассажиров и их багаж в пункт назначения за счет и с согласия заказчика.
В договор могут включаться и другие пункты, например положение о компенсации дополнительных расходов, которые может понести перевозчик в случае нарушения заказчиком первоначальных условий. Если в силу ряда причин (нереализация турпутевок, непредвиденный отказ принимающей стороны и др.) заказчик отказывается от одного из рейсов в чартерной цепи, это может привести к простою самолета или выполнению им холостых полетов. В такой ситуации турфирма обязана будет компенсировать перевозчику понесенные расходы. Образец договора на чартерную перевозку приведен в приложении 2.
Договоры на чартерные перевозки могут заключаться на год, квартал, месяц, сезон исходя из интересов заказчика и возможностей авиакомпании. Для рассмотрения вопроса о заключении договора заказчик должен подать заявку авиапредприятию не менее чем за 15 дней до намечаемой даты рейса. В заявке указываются наименование заказчика, дата и маршрут предполагаемой перевозки, обязательства по выполнению «Правил перевозки пассажиров и багажа» и другая требуемая информация.


9.3. Консолидаторы

Как уже отмечалось, в общем случае при заключении чартерных договоров на перевозку в качестве заказчика может выступать любое физическое или юридическое лицо, способное оплатить аренду транспортного средства с экипажем. При воздушных чартерных перевозках заказчика часто называют консолидатором лицом, отвечающим за заполнение рейса. При этом консолидатором может быть:
- корпоративный клиент, заказывающий перевозку для личных целей (членов семьи, клуба, сотрудников, друзей);
- транспортное агентство, выступающее как посредник предоставления услуг по перевозкам;
- крупный туроператор, имеющий большой и стабильный рынок.
Так как далеко не каждая турфирма может обеспечить нужную загрузку чартерного рейса, а перевозчик предпочитает иметь дело с одним заказчиком, то зачастую более мелкие туристские компании объединяют свои усилия для осуществления чартерных перевозок, заранее оговаривая между собой условия сотрудничества (на условиях субаренды). В этом случае в качестве консолидатора выступает один из туроператоров, на которого возлагаются полномочия заключения договора и ведения всех взаиморасчетов с перевозчиком.
Иногда консолидатором рейса может стать сама авиакомпания, создающая специальный отдел, занимающийся формированием туристских групп. Этот отдел работает с небольшими корпоративными фирмами, продает блоки мест мелким турагентствам. Впоследствии, как правило, этот отдел выделяется в самостоятельную туристскую компанию, которая продолжает сотрудничать с породившим ее перевозчиком.
Турфирма, работающая с чартерами в качестве консолидатора, имеет ряд преимуществ в организации путешествий. Она уже не зависит от случайного стечения обстоятельств, от наличия или отсутствия билетов на регулярные рейсы, а получает возможность долгосрочного планирования своей деятельности.
Если к тому же в течение достаточно длительного промежутка времени турфирма является консолидатором у одного и того же перевозчика, то в некоторых случаях она может рассчитывать на снисхождение со стороны последнего. Так, перевозчик может пойти на замену заявленного борта самолетом меньшей емкости, если фирма не добирает туристов; взять плату за бортовое питание исходя из фактического количества туристов на рейсе; снизить тариф на перевозку в критических ситуациях. Как правило, авиакомпании стараются идти на компромисс со своими постоянными партнерами, поддерживать и выручать их в сложных ситуациях, что дает возможность в итоге добиваться неплохих результатов в коммерческой деятельности обеим сторонам.
Не стоит забывать, однако, о тяжелом бремени ответственности, ложащемся на плечи консолидатора: если он завез группу туристов в страну чартером, то обязан доставить ее обратно. В связи с этим встает вопрос о надежности альянса между авиакомпанией и консолидатором. Туроператору следует выбирать партнером для перевозки лишь те авиакомпании, которые в течение последних лет хорошо зарекомендовали себя на рынке чартерных услуг.

Как можно экономить, покупая авиабилеты

Общеизвестно, что стоимость авиабилетов может ощутимо отличаться вне зависимости от рейса. Некоторые из путешествующих одним самолетом человек приобрели билеты по разной стоимости. Каждый перевозчик желает увеличить свой доход, находя баланс между загруженностью своих рейсов и ценой конкурента. Приобретать дешевые авиабилеты люди учатся с опытом, но все же есть общие рекомендации, с помощью которых Вы сможете сэкономить.

Виды билетов на самолет

Все слышали о трех классах билетов: первый, бизнес и эконом. Ко всему прочему, билеты на самолет могут принадлежать к определенной категории, которая накладывает свои минусы. Чем меньше будет ограничений, тем, соответственно, дороже авиабилет. К наиболее дешевым относятся авиабилеты класса эконом. Основной недостаток эконома - невозможность вернуть деньги либо поменять билет. Но если Вы не сомневаетесь в дате вылета, это не станет для Вас проблемой.

Виды авиарейсов

Все авиарейсы делят на чартерные, бюджетные и регулярные.
Зачастую маршруты чартерных рейсов ограничены направлениями, которые востребованы туристами. Причем приобретение билета никто гарантировать не может. В основном места чартеров распределяет туроператор и лишь в редких случаях в свободную продажу выбрасывают несколько мест.

Что касается бюджетных авиарейсов, то их компании предлагают максимально дешево. У нас такая маркетинговая политика пока попадается редко, но по миру это является обычным делом. Каким образом бюджетные авиалинии продают билеты на самолет так дешево? Дело в том, что подобные перевозчики экономят на всем. Безусловно, экономия не касается норм безопасности самолетов - они одинаковы для любой компании. Экономия заключается в датах и времени вылетов, отдельной плате за перевозку багажа, длительности процедуры регистрации, постоянных отменах либо задержках рейса, в платной еде и напитках.
Естественно, регулярные рейсы являются самыми комфортными. Учтите, что порой билет на регулярный рейс можно приобрести по стоимости, близкой к бюджетнику и чартеру.

Акционные мероприятия от перевозчиков

В отдельных случаях Вы сможете купить авиабилет по акциям, которые проводятся определенными авиаперевозчиками. Однако даты проведения таких акций, в большинстве случаев, заранее предугадать нелегко, что и является главной трудностью. Любое специальное предложение от авиакомпаний имеет лимитированное количество мест на один самолет, поэтому они быстро заканчиваются.

Недорогие авиабилеты без скидок

Далеко не у каждого получается отыскать авиабилеты по акции. Как в этом случае поступать? Как уже было сказано ранее, есть дешевая категория билетов на самолет, и их Вы можете попробовать поймать. Поскольку такие авиабилеты сразу раскупают, можно попробовать немножко откорректировать время вылета в надежде, что еще есть в наличии дешевые авиабилеты.

Когда же стоит приобретать билеты на самолет

Подготовку к перелету нужно проводить заблаговременно, не лишним будет изучить стоимость авиабилетов за полгода до запланированного вылета, особенно когда Вы собираетесь в далекие межконтинентальные либо трансатлантические авиарейсы. Однако учтите, что эта тактика неуниверсальна, и порой низкая цена появляется за несколько недель до вылета.

Какие еще факторы отражаются на цене

    Во время уик-энда билеты на самолет будут дороже. Выгоднее покупать авиабилеты на средину недели.

    Рост цены в праздники.

    Покупать билет в обе стороны дешевле, чем в одну сторону.

    Выгоднее и комфорт нее приобретать билеты онлайн.

Это главные советы, которые помогают Вам экономить на приобретении билетов на самолет.