Гостевой дом на трассе м4. Трасса М4 в Воронежской области. Гостевой дом "Как дома"

.
Построим разговор так: сначала небольшой обзор о состоянии дороги, информация о заправках. Затем рассказ о гостиницах (отелях, мотелях) в Ростове-на-Дону и Ростовской области. Собственно, это и станет главной темой поста, потому что для едущих на юг и обратно автопутешественников Ростовская область является самым удобным для ночлега регионом. Во-первых, для многих это середина пути, во-вторых, выбор недорогих и хороших гостиниц здесь хорош, как нигде. Проверили на себе. В общем-то личный опыт я и положу в основу этой статьи - расскажу кратко о нескольких отелях, вам останется только выбирать.

Реклама — поддержка клуба

Состояние трассы М4 в Ростовской области

Состояние дорожного полотна в Ростовской области в целом удовлетворительное - есть очень хорошие участки, но есть и плохие, эдакие "нежданчики". Надо постоянно быть готовым к местам, где срезан асфальт, и, въезжая куда, машина получает приличный удар. Вот несколько самых характерных фотографий.
Въезжаем в Ростовскую область (разумеется со стороны Москвы).

есть и довольно хорошие.

Так и чередуются.



Имеются даже небольшие участки, оборудованные вот такими противоослепляющими экранами, очень удобными во время езды в ночное время.

Но много и мест, где срезан асфальт, и при езде с высокой скоростью это очень мешает.

Ремонтные работы создают пробки, что тоже не радует.

Чем ближе к Ростову, тем дорога все хуже,



а движении все насыщеннее. Фуры в этом месте вообще ведут себя непредсказуемо, просто бросаются легковушкам под колеса без каких-либо поворотников. Во всяком случае мы испытали несколько абсолютно неадекватных выходок водителей большегрузов, и все здесь - перед Ростовом.

В результате перед самим городом мы встаем в плотную пробку, где и провожаем закат. В гостиницу уже приезжаем в полной темноте.

За Ростовом в сторону Краснодарского края дороги хорошие.

Заправки на М4 в Ростовской области

С заправками в Ростовской области проблем нет в том смысле, что их много. Есть и хорошая новость - за Ростовом (в сторону Москвы) открыли заправку Shell (на базе бывшей "Башнефти"). Причем это первая ласточка. Все заправки "Башнефть" в области вскоре поменяют свое название на Shell. Владелец заключил лицензионное соглашение с самой успешной и известной топливной компанией. В общем-то ход конем понятен. Продавать бензин под таким брендом однозначно выгодно. Какой же будет бензин на этих "Шеллах"? И прежний, башнефтевский, и новый - V-Power и V-Power Racing (с высоким октановым числом).

Но основные заправки в регионе (в порядке убывания их количества) - "Лукойл" (лидер рынка), ТНК и "Газпром".

Как я уже писала, в основном все АЗС парные - т.е. располагаются друг напротив друга с обеих сторон трассы.

Гостиницы (отели) на трассе М4 в Ростовской области

Где можно остановиться на трассе М4 на ночь в Ростовской области? Гостиницы есть в Ка , Миллерово, Шахтах, Новошахтинске, пос. Красный Колос, Ростове-на-Дону и других городах и поселках, я уж не говорю про многочисленные придорожные мотели вдоль всего пути. Выбор зависит от вкуса и предпочтений.

В наши прошлые поездки мы останавливались в гостинице "Дом туриста" в Миллерово, в гостинице "Меридиан-Юг" в Красном колосе, отеле "Визит" в Ростове-на-Дону. В этом году в нашу "копилку" добавилось еще две ростовские гостиницы - "Don Major" и "Альфа". Кратко пробегусь по плюсам и минусам этих и других отелей. Итак, 4 населенных пункта и 11 гостиниц (отелей) на трассе М4:

Миллерово

Несколько слов о Миллерово вообще. Это небольшой (с населением чуть более 36 тыс. человек), уютный городок, расположенный достаточно близко к границе с Воронежской областью и, соответственно, далеко от своего областного центра Ростова-на-Дону - 219 км., 3 часа езды (в лучшем случае). Мы всегда сюда заезжаем на обратной дороге. Покупаем еду в "Пятерочке", делаем небольшую передышку в пути. Это удобно - Миллерово находится недалеко от трассы "Дон" и в то же время здесь уже другая, спокойная, жизнь, а не бешеные "скачки" на трассе. Когда впереди много сотен километров, это бывает нужно.








В Миллерово есть несколько недорогих приличных гостиниц - Дом туриста , 858 км. (первый правый поворот между 857 и 858 километром трассы М4, Миллерово)и Надежда (ул. 3-го Интернационала, 119). "858 км." - бюджетный вариант (от 900 руб.), "Надежда" - средняя по ценам (от 2200 руб.). Отзывы о гостиницах хорошие. Это, конечно, не фешенебельные отели, но и не клоповники какие-нибудь, места проверенные.


Гостиница "Надежда, Миллерово




Гостиница "Вояж", Миллерово

Фотографии гостиницы "Дом туриста" сделаны читательницей моего блога Еленой Г. в 2014 году.







Шахты

Город Шахты достаточно крупный город в Ростовской области (население более 237 тыс. человек), слегка удаленный от трассы М4. От Шахт до Ростова 84 км., что занимает около 1,5 часов езды). Здесь располагается несколько гостиниц разного уровня, в которых можно остановиться по дороге на юг и обратно, например, "Триумф", Dio Lakrua, "Шале" и др.




Номер "Фламинго" (полулюкс "Комфорт"). Цена проживания - 2 700 руб.

Альфа (адрес: улица Правовая, 78) - очень простые номера, зато по соотношению цены и качества - класс! Номера 1300 руб. Завтрак (весьма приличный) включен в эту стоимость. Для того, чтобы отдохнуть, поспать и позавтракать, отличная гостиница. Если, конечно, вы не человек с претензией, эстет. Впрочем, если посмотреть, сколько здесь останавливается небедных машин с московскими и питерскими номерами, то некоторую переоценку ценностей все-таки испытаешь.
Гостиница имеет свою небольшую закрытую территорию, так что все машинки стоят под замком. В 3-х минутах ходьбы есть очень приличное кафе "Парк", так что голодными не останетесь. Заселяют в любое время дня и ночи. Мы заезжали в 5 часов утра. Рекомендую!



"Евразийский бизнес-центр" (адрес: ул. Плужная, д.16). Отель находится всего в 5 километрах от трассы (удобно заезжать как при движении на юг, так и обратно). Здесь можно отдохнуть в тишине после тяжелой поездки и набраться сил для дальнейшего путешествия. В отеле к услугам гостей предлагаются одно-, двух-, трех- и четырехместные номера разной ценовой категории. Детская кроватка в номер предоставляется по требованию (в номере "Семейный" имеется + раскладывающийся диван). Парковка под видео наблюдением. Бесплатный интернет на всей территории. Питание в стоимость проживания не входит. За дополнительную плату можно позавтракать (от 100 руб.), пообедать или поужинать в кафе на 2-м этаже. Рядом с отелем расположен автосервис, банкомат, продуктовые магазины.
При бронировании через Свой отзыв о ней я еще напишу. Рекомендовать не берусь, решайте сами. Цены от 2 000 руб.





На Зеленой (адрес: улица Можайская, 45/114) - к плюсам можно отнести удобное расположение гостиницы относительно трассы М4, чистые номера, новую мебель и сантехнику, наличие скромного, но неплохого завтрака. Минусы - при вроде бы всех общих плюсах, хорошей оборудованности и прочем, отсутствие какого-то уюта, что ли. Но это специфика многих транзитных гостиниц. Цены от 2 000 руб. Есть семейные номера на троих человек. На ночлега гостиницу вполне можно рекомендовать.
Фотографии гостиницы "На Зеленой" сделаны Анной Садовской.

) и, тем более, проехав по ней аж шесть раз, будет упущением не сделать подборку из отелей, в которых можно остановиться на ночь. Ниже я расскажу о некоторых отелях, которые удовлетворят требование тех, кто едет по этой трассе. Все они удовлетворяют требованиям:

  • парковка;
  • бесплатная возможность отмены бронирования;
  • близость к трассе;
  • комфорт, соответствующий заявленной цене.

Итак, бюджетные отели на Трассе М4 Дон – только голые факты:

Отели на трассе М4 – Московская область

1. Отель Ямской (село Ям, ул. Почтовая, д. 17, Домодедово) – самое то для транзитной остановки.

Плюсы – просторные номера, бесплатная охраняемая парковка и удобное месторасположение – прямо у трассы. Отель недалеко от аэропорта Домодедово на трассе м4, так что подойдет не только авто- но и авиапутешественникам.

Минусы – при открытых окнах шумно (отель рядом с трассой М4), отсутствие лифта и плохо работающий вай-фай. Но так ли нужен вай-фай, если отель нужен на «переночечвать»?… Вопрос спорный. Рейтинг отеля, несмотря на его «придорожность» — 8,9

2. Еще один отель на трассе М4 недалеко от аэропорта: Мастер Отель Домодедово (Белые Столбы, ул. Шебанцево, д. 2а). Отель на четвертом этаже в здании с большим количеством магазинов.

Важно – отель на 3 этаже без лифта.

Плюс – номера тихие и просторные, низкая для Подмосковья цена

Минус – парковка общественная, отсутствие завтраков (в здании есть пиццерия).

Отели на трассе М4 – Тульская область

3. Мотель Славянский (143 км трассы М4 «Дон», д. Мордвес)

Плюсы – дети до 7 лет (не занимающие отдельной кровати) заселяются и выселяются бесплатно. Весьма сговорчивый персонал, иногда снижающий цену из-за имеющихся внезапных «форсмажоров» в виде отключенной горячей воды. Удобство кроватей отмечают все останавливающиеся.

Минусы – парковка общественная, нет интернета, плохая звукоизоляция, туалет на этаже, а не в номере (если бронировать отдельный домик, а не номер, то в нем, естественно, туалет будет в личном пользовании).

Вывод – с маленьким ребенком я бы в этом отеле не остановилась из-за «коридорного» туалета. Все остальное для меня терпимо и непринципиально.


Отели на трассе М4 – Воронежская область

4. Максимум Отель (518 км трассы М4 «Дон», Воронеж)

Плюсы – отель стоит в двадцати метрах от трассы М4, звукоизоляция отличная.

Минусы – отсутствие нормального вай-фая.

Отзывы об этом отеле спорные; так что, если поедете по М4 и понадобится ночлег в Воронежской области- почитайте сами и решите, подходит вам этот мотель или нет.

5. Grand Hotel (Павловск, м-он Северный, д.18 б)

Плюсы – отель небольшой, на 10 номеров. Номера самые различные, от простеньких до шикарных. Собственная парковка и бесплатный Wi-Fi на всей территории отеля. Мебель и сантехника – хорошие.

Минусы – отель на третьем этаже многоэтажного дома, отсутствие завтрака. Один из постояльцев пожаловался на отсутствие одноразовых тапочек. В придорожном отеле?…

Вывод – мы бы с удовольствием остановились. Для придорожного отеля на М4 – великолепный выбор по не самой высокой цене.

Отели на трассе М4 — Ростовская область

6. Отель Евразийский Бизнес Центр (Ростов-на-Дону, ул.Плужная, д.16)

Плюсы: отель расположен рядом с трассой М4 и удобен для остановки как в сторону юга, так и в сторону севера. Один из немногих отелей, в котором можно более чем комфортно переночевать с детьми. Парковка под видеонаблюдением (необходимость парковки оговаривается в момент бронирования).

Минусы: не очень хороший Вай-Фай.

Комментарий : эту гостиницу выгоднее бронировать напрямую через сайт отеля, так как хозяева регулярно размещают спецпредложения.


7. Venetsia Resort (Каменск-Шахтинский, ул.Береговая, д.11)

Плюсы – хороший Wi-Fi, есть ресторан, бассейн

Минусы – с открытым окном спать будет проблематично – рядом ж/д мост.

Вывод – эта гостиница приравнивается к курортному отелю. Не ясно – насколько это нужно тем, кто едет по трассе М4 Дон и просто ищет ночлег. Но, если бы мы искали не только «переночевать», а еще и «отдохнуть», остановились бы. Цена для такого отеля невысокая. Отель новый, на Букинге с января 2016 года.


8. Отель Родина (1076 км трассы М-4 Дон-2, пос.Дорожный, в 10 км от Ростова-на-Дону)

Плюсы – возможно размещение с домашними животными, бесплатная частная парковка без предварительного заказа. Дети до 12-ти лет размещаются в этом отеле бесплатно, если не занимают отдельного спального места. Круглосуточная столовая

Минусы – не самый лучший Wi-Fi.

Вывод – отель очень удобно расположен на трассе и вполне подходит для одной ночевки. Мы бы однозначно остановились.


9. Hotel Terem (826 км трассы М4 «Дон», Грай-Воронец,)

Плюсы – частная парковка без предварительного заказа. Дети до 6 лет, спящие с вами, бесплатно. На территории – мини-зоопарк и пляж, завтрак вкусный, но сильно сытный.

Минусы – заявленный вай-фай работает не всегда.

Вывод – качество полностью соответствует заявленной цене. Один из лучших отлей на трассе М4 но не прямо на ней, так что шума машин слышно при открытых окнах не будет. Заезжать к нему удобно с обеих сторон.


10. Гостиница 858 километр (Первый Правый поворот между 857 и 858 км трассы М4 «Дон» , Миллерово)

Недорогой и достаточно комфортный отель.

Важно – завтраки за доп.плату (от 150 рублей)

Плюсы – в номерах есть холодильник. На ресепшене можно круглосуточно налить кипятка, перед отелем – детская площадка.

Минусы – парковка частная, но стоит 100 рублей в сутки. Пожалуй, это единственный минус данного отеля.


11. Отель Триумф (993 км+800м трассы М4 «Дон»)

Плюсы – бесплатная частная парковка без предварительного заказа, дети бесплатно в том случае, если им не исполнилось 12 лет и спать они будут на вашей кровати. Отель стоит рядом с трассой М4. Но за забором, и ощущения «трассы» нет. Бесплатная баня и бассейн.

Минусы – завтра поздний, с 8 утра, что не всем подходит. И почти все останавливающиеся отмечают не самую лучшую работу уборщиц. Вай-фай есть, но тоже оставляет желать лучшего. Оплата только наличными. Не во всех номерах есть окна и мало места в столовой (если все придут завтракать одновременно, мест не хватит).

Вывод – отель не для отдыха, а именно для того, чтобы «переночевать и уехать».

12. Hotel Dio Lakrua (ул. Дачная 329, Шахты, Россия)

Дороже предыдущей гостиницы.

Плюсы – завтрак с 6 утра (несколько вариантов) включен в стоимость, можно размещаться с животными. Рядом с отелем – заправка. Не совсем понятно, частная или общественная парковка, но охраняемая и бесплатная. Через дорогу есть неплохой ресторан.

Минусы – вытекают из плюсов. То есть в ресторане может играть музыка и с открытым окном в номере будет шумно.


13. Отель Меридиан-Юг (Акскайский Район, Красный Колос, Улица Мира 37, Красный Колос)

Плюсы – дети до шести лет размещаются бесплатно на вашей кровати. Дети до четырех лет – бесплатно в любом случае. Если ребенку нужна отдельная кровать и ему от 4 до 6 лет, придется заплатить 300 рублей. Отель находится прямо на трассе М4. Завтрак с 6:30.

Минусы – полы с подогревом. С учетом того, что все люди разные и всем нужна разная температура, в номере может казаться жарковато. Других минусов вроде бы и нет.

В целом по отелю более чем хорошие отзывы, почему-то преимущественно зимние. Мол, «ездили в Приэльбрусье кататься на лыжах, остановились и отдохнули».


14. Guest House Dom (ДНТ «Труд» ул. 16 линия уч. 1368, Красный Сад, Россия)

18 километров от Ростова-на-Дону. Один из самых дешевых отелей с высокой оценкой. Точнее, это не отель, а один из немногих, возможных к бронированию, гостевой дом на трассе М4. Совсем новый, летом 2015 года только достраивался. Но, судя по отзывам, стройка совершенно не мешает, все отмечают удобство и радушие хозяев.

Плюсы – частная парковка ЭПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ ЗАКАЗУ. Дети до 12 лет, не занимающие отдельной кровати – бесплатно.

Минусы – нет интернета но, возможно, это временное явление.

Отели на трассе М4 – Краснодарский край

15. Гостиный дом (1196 кмтрассы М4 «Дон» , стан. Павловская)

Плюсы – дети до 7 лет бесплатно (на имеющихся кроватях), можно попытаться договориться о размещении с домашними животными, парковка с предварительным заказом.

Минусы – скудный завтрак и слишком дорогой ресторан рядом с отелем.

В целом отель оправдывает себя в качестве придорожного.


16. Мини-отель Чижик (Советская улица 71, Красный Партизан)

Плюсы: Судя по отзывам, отель замечательный. Многие останавливаются в нем по несколько раз.

Минусы – оплата только наличными. Цена несколько выше средней, но в пределах разумного.


И бонусом последний отель:

17. Гостевой Дом Казачка (Ростовское шоссе 21, Краснодар)

Плюсы: тихие номера, можно хорошо отдохнуть, хороший вай-фай, утром предлагают вкусный завтрак

Минусы: бывают проблемы с горячей водой, номера не всегда хорошо убраны, неудобный подъезд. Однако для «переночевать» и ехать дальше по отнюдь не простой трассе М4 отель вполне подходит.

Ничего не подобрали? Попробуйте поискать и другие варианты и вопрос, где переночевать на трассе М4 отпадет: Где искать необычные экскурсии?

На всякий случай расскажу, как мы ехали по трассе М4, может кому-то пригодится, эдакий отчет. Итак, весь путь в 1500 км занял у нас 3 дня и по пути мы еще заезжали в Дивногорье на день, оно почти по дороге. В принципе данный путь от Москвы до Геленджика/Сочи/Анапы можно преодолеть за сутки (18-25 часов), но я не любитель таких долгих перемещений за один присест, особенно по ночам и когда тебя некому сменить, риск неоправдан. Перегоны по 500 км самое оно, водитель не теряет концентрацию. К тому же, мы поездку воспринимали, как путешествие, поэтому некуда было торопиться.

Если же хочется побыстрее и без остановок, то уж лучше самолетом (через /), действительно, быстрее и при этом намного безопаснее. Тем более, когда речь идет об отпуске в пару недель, не так уж много надо вещей с собой, для семьи из трех человек должно хватить 3-х чемоданов по 20 кг. Но тут уж хозяин барин, кому как нравится. Мы-то на месяц поехали, а то и больше, поэтому нам нужно много барахла с собой и машина на месте для перемещений.

Краткие впечателения

Наш маршрут немного изменился под конец. Решили заехать в Анапу, чтобы побыть на песчаных пляжах несколько дней, а в итоге застряли тут на реабилитацию, на которую удалось вписаться в последний день. Поэтому в Анапе будем еще 3 недели, а дальше двинем в сторону Геленджика в (если не похолодает) и в Сочи. Ну, это если опять не изменится ничего.

После нашей последней такой поездки в Геленджик 2 года назад, я написал целый страдальческий пост про . Впору его переписывать. Насколько было сложно ехать тогда, настолько легче было сейчас. Все познается в сравнении. Да, Егор по-прежнему не спит в автокресле, но он может сидеть в нем целый день! Если, конечно, ему постоянно подкидывать развлечения:) Все-таки, он стал по-спокойнее и его можно уже хоть чем-то занять, например, конструктором Лего, который мы купили прям перед поездкой. И останавливаться теперь нужно было на один дневной сон, а не на два. В общем, я очень боялся повторения предыдущего раза, но его не случилось. С ребенком ехать сложнее, чем без него, но уже вполне реально и по силам даже нам. Особенно, если ехать с ночевками.

Самыми топовыми впечатлениям по-прежнему остаются туалеты с их паркингами и дымящиеся фуры, в этом плане за 5 лет ничего, к сожалению, не поменялось. Из приятного — лучше стала дорога, и никуда не делись открывающиеся взору просторы вокруг. Но об этом ниже.

Маршрут Москва-Воронеж-Ростов-Анапа-Геленджик-Сочи

Если ехать с двумя ночевками, то самыми оптимальными будут остановки в районе Воронежа и в Ростова-на-Дону. Таким образом, путь поделится на 3 участка по 500 км. С одной стороны, в этих городах полно жилья на том же (по ссылке мой подробный пост о сервисе и бонус 20$ ), c другой стороны, въезд в город и выезд из него занимает время, поэтому для его экономии лучше будет останавливаться не в внутри города, а в придорожных отелях.

Учтите, в городе есть возможность сэкономить, так как нормальная квартира стоит 1500-2000 руб (рекомендую квартиру , ), а сопоставимый отель будет стоить раза в два дороже.

Как вариант, распланировать маршрут только с одной ночевкой, например, выехать днем из Москвы, добраться к вечеру до Воронежа, заночевать перед ним в отеле, и с раннего утра двинуть дальше сразу до моря. Или планировать единственную ночевку перед Ростовом, там как раз трасса проходит сквозь несколько населенных пунктов, где есть мотели и жилье у частников.

Непривередливые путешественники могут вообще ночевать в палатке, где угодно по пути (в лесополосах), а «дальнобойщики» ехать часов 18-25 без отдыха и ночевки. Мне лично не хочется рисковать семьей, поэтому я стараюсь не делать больших перегонов, так как устаю и теряю концентрацию, особенно ночью. Да, я мог бы проехать эти 1500 км за один присест, но не вижу смысла.

Если конечная цель Сочи, то без предварительного перерыва ехать по участку Туапсе-Сочи мало приятного, там серпантины, пробки, и этот отрезок может занять прилично времени, в 2-3 раза больше привычного (если сравнивать с пологими участками). В идеале по нему проезжать рано-рано утром, пока еще машин мало, или ночью. Когда я ехал в Сочи, то средняя скорость вышла 45 км/ч, встречались участки с односторонним движением (ремонты), плюс фуры хоть и пропускают иногда на подъемах, но в целом все равно быстро ехать не получалось. Только ближе к Сочи и после него нормальная скорость. В населенных пунктах (а они там сплошняком) часто ограничение в 40 км/ч, на трассе 70 км/ч.

В Геленджик же я обычно езжу через Джубгу, мне там больше нравится, спокойная дорога, но есть вариант поехать через Новороссийск. В Анапу лучше ехать, уйдя с трассы М4 через километров 100 после Ростова на станицу Каневская, и далее проехать через Тимашевск, Славянск-на-Кубани, придерживаясь Темрюкского направления, но дорога там так себе. После Славянска надо будет уйти на Анапу.

Время в пути

Как я уже написал выше, все зависит от того, сколько вы захотите делать ночевок по дороге и захотите ли вообще. Туда мы ехали все вместе с семьей, поэтому делали 2 ночевки, в итоге дорога заняла в очень расслабленном темпе 3 дня.

Обратно я ехал один (семейство улетело самолетом) из Адлера и до Москвы. Добрался за 26 часов, из которых около 5 проспал в машине. То есть сама дорога заняла 21 час. Вполне нормально я считаю. Где-то на 20-25 часов и стоит рассчитывать, без учета длительных остановок на сон.

Трасса М4

Полосы и покрытие

По дороге до Черного моря я уже ездил несколько раз, автостопом туда-обратно, и раза 3 на машине. Трасса медленно, но меняется к лучшему. Прежде всего, почти сделали две полосы в каждую сторону от Москвы до Горячего Ключа. Но, к сожалению, есть еще участки с одной полосой. Например, в Воронежской области в районе поселков Лосево-Павловск-Верхний Мамон, участок длиной порядка 70 км. Причем, там нет ремонта, просто по полосе в каждую сторону и нет намека на расширение. И еще кусок ближе в Ростовской обалсти. Также идет ремонт в Ростовской области уже после Ростова-на-Дону между поселками Самарское и Кущевская (кусок порядка 40 км). Еще в Ростовской области исчезает периодически металический разделитель со встречкой, пропадает разметка, появляются неровности, трещины и прочее (ехал уже в темноте, совсем неудобно), впрочем как и в Воронежской области. На самом деле лучший кусок М4 между Москвой и Воронежем, по идее такая она должна быть на всем протяжении. Будем ждать:)

После Горячего Ключа однополосное движение с периодической полосой для обгона. Она там довольно часто появляется. С Джубги до Туапсе примерно такая же схема, только небольшой серпантин и третья полоса встречается довольно редко. От Туапсе до Сочи конкретный серпантин и почти нет возможности обогнать. С Джубги до Геледжика тоже одна полоса, но там почти нет серпантина, поэтому участок проходится быстро.

С Ростова до Анапы однополоска с кучей фур и старых камазов, и только после поворота с темрюкской трассы на Анапу, они исчезают. Мы пытались по навигатору проехать объездными дорогами (ехали с Ростова на Азов и далее в объезд городов), но там местами плохая дорога, в целом длиннее расстояние, но плюс, что машин мало. Выиграли или нет, не знаю.

Штрафы и камеры

Камер по дороге очень много, поэтому нарваться на штраф при несоблюдении скоростного режима, не проблема. Но оно и к лучшему, мы все живее будем. Я везде двигался со скоростью максимум +15 к разрешенной, то есть если разрешено 90 км/ч, то я ехал 115 км/ч. Везде, кроме платных участков, как раз именно такое ограничение. На платных же — 110 км/ч и на одном из них целых 130 км/ч (то есть можно 145 к/ч ехать, если есть такое желание).

За всю дорогу туда и обратно мне пришел всего один штраф на 500 руб. Где-то в Воронежской области ехал вместо 83 км/ч в населенном пункте. Странно, обычно там я уж точно притормаживаю.

Платные участки

Всего сейчас на М4 восемь платных участков. Все они между Моской и Воронежем, но планируют делать еще. Визуально они почти ничем не отличаются от других участков трассы, каких-то серьезных отличий я не заметил. Только на одном куске сделали разрешенную скорость 130 км/ч, на остальных 110 км/ч, как и на всем остальном отрезке М4, который позиционируется, как автомагистраль.

По цене: 35-120 руб за участок, ночью тарифы дешевле. Причем, на одном из участков надо при выезде чек опять показать, так что чеки не выбрасывайте.

Отдых в пути и заправки

Мы в основном останавливались на Лукойле, потому что там есть цивильный туалет, минимаркет, детская площадка и столики на улице для перекусов. По крайней мере на первой половине М4 заправки Лукойл именно так оснащены, далее они идут уже помельче и без такого набора. На карте на всякий случай отметил очень крупный Луйкойл после Воронежа, где можно нормально поесть и постоять в тени. В предыдущих Лукойлах в кафе были только кофе/чай и плюшки, а тут прям блюда.

Лукойл молодцы — на многих заправках есть детские площадки и столики для перекусов

Вокруг русские просторы… На заднем плане М4

Территория данной заправки была очень большая и многие стояли в дальнем её конце, где есть тень и лавочки со столиками. Так вот, чтобы не ходить никуда, народ тут же справлял нужду за перегородку, от чего стояла дикая вонь, жара же. Удивила даже не лень пройти 100 метров до туалета, а то, что вонь никого не смущала, люди там спокойно сидели и кушали. Мда.

Если кто не в курсе, то по пути есть еще и паркинги. Но они, мягко говоря, не очень приятные: много мусора и вусмерть загаженные туалеты. Причем, если на паркинге есть какая-то инфраструктура, например, нелегальные кафешки, то срача гораздо больше. Поэтому лучше таки останавливаться передохнуть, либо на заправках, либо просто по пути в лесополосе, либо на паркингах, где нет кафе. И еще такой минилайфхак, если все-таки задумаете сходить в туалет из красного кирпича, то лучше не ходите в него на паркинге, ходите на автобусной остановке, там они тоже есть, но чище.

Прочие нюансы

Заметил такую особенность, поток по левой полосе едет где-то 140-160 км/ч, по правой 80 км/ч. Поэтому, если хочется ехать 100-120 км/ч, то не подходит ни одна из полос, приходится вечно перестраиваться из одной в другую. Неудобно, однако.

После Ростова-на-Дону меня задолбала однополосная дорога, но это больше актуально для тех, кто едет в Анапу, Темрюк, (Порт Кавказ), то есть уходит с М-4 вправо. Мы очень долго этот последний отрезок ехали, сплошные фуры (видимо идут как раз в Порт Кавказ). Фуры убитые, мало того, что тащишься за ней 50-60 км/ч, так еще и в клубах дыма, никакие салонные фильтры не спасут. А если у меня астма была бы? И обогнать тяжело, поток сплошной. Сначала перевышают разрешенную нагрузку, загружая товара в 2-3 раза больше по весу, так что машина в горку заползти не может и убивается, а потом покупают талон государственного ТО, хотя это уже не машина, а паровоз, и ездят себе дальше.

Еще почему-то Мегафон по всей дороге ловит довольно плохо. Останавливаешься на заправке, чтобы Егор поспал и поел, хочешь заодно почту проверить, фоточку запостить, а интернет в лучшем случае EDGE, то есть почти мертвый. В Ростове-на-Дону в самом центре, именно в том месте, где снимали квартиру, такая же ситуация (на след день отъехали квартал и он заработал). По дороге Тимашевск-Славянск-на-Кубани-Анапа H+ почти не появлялся. В Джемете (поселок рядом с Анапой) точно также 3G и H+ ловится местами. Помню в 2011 году был у нас , я еще заметки по пути делал, обчертыхался, так как невозможно было ничего запостить, жаль, мало что изменилось с тех пор.

Радио везде, мягко говоря, на любителя, либо русское ретро, либо шансон. Надо брать с собой диски или флешку. И кстати, не каждая магнитола будет устойчиво ловить сигнал при таких расстояниях от крупных городов.

Яндекс Навигатор ведет кратчайшим путем, даже если это грунтовка, нет там выбора «быстро» или «коротко». И, если для поездки по М4 навигатор не особо нужен (негде там потеряться), то для осмотров каких-либо окрестностей в стороне от трассы, лучше пользоваться нормальными навигаторами. У меня они все удалились со сменой телефона, надо заново поставить.

Видео

Короткая зарисовка, как выглядит туалет на самой современной трассе в России, на М4.

P.S. Когда доберемся до Сочи, а потом поедем назад, возможно еще что-то дополню.

P.P.S Каким приложением для автонавигации по России пользуетесь?