Кафедральный собор святого джона мальта. Собор св. Иоанна Предтечи. История Латеранской базилики

Так уж устроена европейская цивилизация, что практически у каждого крупного или просто значимого города есть свой собор, который претендует на звание «самого»… высокого, красивого, мрачного и т.д. и т.п., у кого насколько фантазии хватит. Есть чем в этом плане похвастаться, далеко не самому крупному и, возможно, не очень экономически и политически значимому, но, безусловно, одному из интереснейших городов Европы - мальтийской столице Валлетте.

Речь идет о Соборе Святого Иоанна Крестителя - главном Сокафедральном соборе мальтийских рыцарей. На искушенного, повидавшего многие европейские храмы туриста внешний вид Собора Святого Иоанна вряд ли произведет впечатление: массивное сооружение, больше напоминающее крепость, нежели чем культовое место. Впрочем, так оно и есть.


Собор был заложен в 1572 году спустя семь лет после Великой осады Мальты османами. Наверняка рыцари хорошо помнили, что от верной гибели их спасли крепкие стены, стойкость защитников и немного удачи. Поэтому можно предположить, что свою главную церковь они хотели видеть не только местом, где они будут молиться, но и местом, где они будут принимать последний бой и умирать, поэтому ее строительство было поручено военному архитектору Глорму Кассару. Однако ход истории внес свои коррективы: звон скрещиваемых мечей, крики поверженных и стоны раненых стены Собора так и не услышали.


Расцвет Мальтийского ордена, приток пожертвований позволили рыцарям щедро компенсировать внешнюю скромность своего собора внутренними барочными «изысками» и великолепием. Лучшие художники того времени занимались росписью внутренних стен храма. Основную часть работы выполнил живописец Маттиа Прети, его кисти принадлежит весь свод Собора, который украшен сценами из жизни Святого Иоанна Крестителя, алтарь Арагонской часовни, на котором изображен Святой Георгий Победоносец, алтарь Итальянской часовни, посвященный Святой Екатерине и многие другие места в храме.



Отдельное место во внутреннем убранстве Собора Святого Иоанна занимают две работы Карваджио: «Усекновение головы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним», которые можно увидеть в Молельне, построенной в 1602-1605 гг. для того, чтобы в ней могли обращаться к Богу новообращенные братья. По задумке руководителей ордена, картины Карваджио должны были настраивать молящихся на нужный душевный лад.


Что касается «самого-самого»... Только в Соборе Святого Иоанна можно увидеть самый большой полный комплект гобеленов в мире. Коллекция состоит из 29 полотнищ: 14 из них представляют собой сцены из жизни Христа и аллегорические сюжеты, еще 14 изображают Деву Марию, Христа Спасителя и 12 Апостолов. Площадь каждого из этих гобеленов составляет внушительные 40 кв. м. На последнем из гобеленов, площадь которого вдвое меньше других, изображен Великий магистр Рамон Перелльос и Роккафуль. Именно он, когда в 1697 году был возведен в ранг Великого магистра, заказал изготовление этих гобеленов фламандскому мастеру Джудокусу де Вос. В качестве эскизов были использованы работы Питера Поля Рубенса.


Множество других подарков от Великих Магистров и рядовых членов Мальтийского ордена выставлено в самом Соборе и в его музее, расположенном на втором этаже. В частности, это великолепная коллекция из 13 литургических одеяний великих магистров, расшитых золотыми и серебряными нитями, позолоченная дарохранительница, в которой содержались мощи Иоанна Крестителя, коллекция хоральных книг ордена и многие другие произведения искусства.


Каждый, кто переступает порог Собора Святого Иоанна, в буквальном смысле слова начинает ходить по истории Мальтийского ордена, поскольку вся его центральная часть выложена мраморными надгробиями, тех, кто, собственно ее и творил - рыцарей ордена. Каждое из них представляет собой самостоятельное произведение искусства, изображающее жизнь и деяния покоящихся героев, поэтому посетительницам на высоких каблуках необходимо быть готовыми переобуться в тапочки, услужливо продаваемые по 1 евро за пару.


В целом, Собор Святого Иоанна Крестителя в Валлетте без преувеличения можно назвать одной из сокровищниц исторического и культурного наследия общемирового значения, без посещения которой визит на Мальту не может считаться состоявшимся.

Собор Святого Иоанна Латеранского, или Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, является самым важным храмом в мировой католической Епархии, поскольку является местом нахождения кафедры римского епископа и Папского трона.

Кафедральный собор был заложен императором Константином в 324 году, когда он принял христианскую веру. ”Базилика Спасителя” - так называли вначале этот храм.


Современный вид Собора восходит к XVII веку, над его фасадом трудился архитектор Алессандро Галилеи в 1735 году. На балюстраде помещены 15 статуй, изображающих Христа, святого Иоанна Крестителя и Святых. В портике можно видеть древнюю статую императора Константина, она была найдена на Императорских термах в Квиринале. Из портика пять дверей ведут в храм, последняя дверь справа – Святая дверь. Ее открывают только в Юбилейные годы.

Собор длинной в 130 метров состоит из пяти нефов и разделен древними гранитными и мраморными колоннами IV века. Их мастерски поместил в виде пилястров архитектор Боромини, между ними в нишах расположены статуи святых из белого мрамора. Сочетание зеленого цвета мраморных колонн, белого цвета скульптур и серого - постаментов создают мягкий цветовой контраст с мозаичным полом школы Космати.

В глубине центрального нефа находится внушительная скиния (хранилище реликвий), украшенная двенадцатью прекрасными фресками. На верху, за витыми решетками, находится главная реликвия Собора – две позолоченные серебряные вазы в виде бюстов, в которых, как утверждается, хранятся головы Апостолов Петра и Павла. Считается, что они были перенесены сюда во время французской оккупации в XVIII веке и спрятаны в крипте.

Под скинией находится Место исповедания – Конфессия, а сверху находится папский алтарь, в котором может совершать мессу только Папа Римский. Предполагается также, что здесь хранятся и другие важные реликвии. В Соборе можно видеть прекрасные фрески Джиотто и древнюю мозаику, изображающую Искупителя (IV век).

Собор Св. Иоанна в Латерано находится на площади, где стоит здание Святой Лестницы. Эту лестницу привезла в Рим императрица Елена, мать императора Константина. По преданию, это та самая лестница, по которой Иисус поднялся в дом Пилата. По ее 28 ступеням можно подниматься только на коленях. На вершине лестницы находится папская капелла старого Патриархата. Она называется Святая Святых.

Собор очень красив, но осмотрев его, не забудьте свернуть в дверь слева, она ведет в чудесный и очень гармоничный дворик. Это шедевр XIII века, проектировал его архитектор Вассаллетто, а украшен он мозаикой работы известных римских мраморщиков семьи Космати.

P.S. Напомним вам, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в . Будьте готовы к волнующей встрече с прошлым и обсудите с гидом варианты вашего маршрута.

Кафедральный собор Св. Иоанна в Валлетте (Мальта) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Кафедральный собор Св. Иоанна в Валлетте - это одна из тех достопримечательностей, которые жалко пропустить, причем сразу по нескольким причинам: собор очень хорошо сохранился, тут много всего причудливого, его не перестраивали с 16 столетия - да и просто потому, что это очень красивое здание.

Владевшие Мальтой рыцари составляли рыцарский орден св. Иоанна, поэтому собор, посвященный своему покровителю, они начали строить почти сразу же после утверждения на острове - он был возведен между 1573 и 1578 гг. Позже интерьеры собора переделали в барочном стиле и мало после этого меняли - только подновляли убранство, да и то очень ограниченно, поэтому это пышное барочное великолепие 17 столетия дошло до нас практически без изменений и потерь. А так как орден это был церковный, могущественный и богатый, то собор получился внушительный, с огромным количеством всего - и все это сейчас можно посмотреть.

Все здание собора Св. Иоанна - как один огромный музей.

Спланировал стройку военный инженер Джироламо Кассар. По его идее, здание должно было снаружи быть похожим на форт, а внутри - на итальянские соборы. Так и сделали: основной фасад действительно похож на форт. Центральная его часть состоит из входа, оформленного колоннами и надстройкой, по бокам расположены две квадратные башни-колокольни, а позади него видны два крыла здания. Украшено это все очень скромными бордюрами, и по этой части здания совсем незаметно, какие богатства таятся внутри.

У здания очень необычная форма: прямоугольник, к которому пристроено 13 почти симметричных часовен, а помещение для основного алтаря соединено с остальным зданием довольно узким коридором. Основных часовен тут восемь - по одной на каждый ланг ордена св. Иоанна (в него принимали рыцарей из разных стран, поэтому их объединяли в отряды-ланги по стране, откуда они происходили), отдельная большая часовня построена была для редкостной иконы - Virgin of Philermos (она сейчас в музее), и еще несколько - для других нужд. Все части оформлены сложнейшим образом - тут можно увидеть все, чем может похвастаться стиль барокко. Делали все это лучшие мастера, поэтому получилось на самом деле ни на что не похоже.

Основной неф 53 м в длину. По сторонам от него отходят арочные входы в часовни. Потолки и частично стены расписаны сценами из жизни св. Иоанна, причем так искусно, что предметы и фигуры кажутся объемными. Это подчеркивается и резными элементами, которые помогают создать такой эффект. Росписи очень сложные. Пол и стены заняты могильными плитами рыцарей ордена. В центре алтаря помещена скульптурная группа «Крещение Христа» 17 века, также в алтаре помещены некоторые подарки собору от Великих магистров ордена, это тонкой работы церковные предметы 15-18 столетий.

Обязательно сходите внутрь!

Первая справа часовня - часовня Германского ланга. В ней помещен алтарь в честь Богоявления с редкостной картиной в центре. Следующая часовня - ланга Италии, она декорирована причудливыми золотыми орнаментами по стенам, редкими картинами и алтарем, посвященным св. Катерине. Третья часовня - ланга Франции, она была богато оформлена сложной резьбой по дереву, но довольно большую ее часть (как и алтарь, исходно посвященный апостолу Павлу) убрали в начале 19 столетия. Сохранившаяся часть все еще очень хороша. Рядом с ней расположена часовня ланга Прованса - самая старая из всех, она украшена необычной резьбой по камню и росписями. Последняя часовня по этой стороне - часовня Англо-Баварского ланга, она когда-то использовалась для хранения ценных религиозных предметов, принадлежавших ордену. Предметы переместили, а вот оформление осталось: и резьба, и росписи, и очень красивые маленькие скульптуры.

Если возвращаться к входу по другой стороне, то первой у алтаря расположена часовня Virgin of Philermos, оформленная, пожалуй, пышнее всех: тут и скульптуры, и золотые узоры, и тонкая мозаика и много что еще. Икона теперь в музее, а та, что помещена в часовне сейчас, - другой образ Мадонны, итальянской работы, авторства знаменитого мастера.

Вторая часовня - ланга Оверна, тут алтарь, посвященный св. Себастьяну, золотые цветочные гирлянды и красивые барельефы. Соседняя часовня ланга Арагона посвящена св. Георгию и оформлена куда пышней - тут очень много всего, в лучших традициях барокко. Последняя часовня ланга Кастилии, Леона и Португалии, она посвящена св. Иоанну, покровителю Испании, и оформлена резьбой, позолотой и полотном работы одного из итальянских мастеров.

С двух сторон от входа пристроены ризница (декорированная росписями в барочном стиле) и оратория. Оратория оформлена сложными росписями и барельефами, тут находятся ценные картины и скульптуры. К оратории пристроены картинная галерея и выставочный зал для постоянной экспозиции (тут хранятся дары ордена собору), здесь можно посмотреть собрания древних книг, гобеленов, церковных предметов и т. д.

В соборе хранится множество редких и драгоценных предметов: картин (в том числе работы Караваджо), скульптур, религиозных реликвий и т. д. Отдельная достопримечательность - захоронения рыцарей.

Все это здание - как один огромный музей. Оформление собора делалось лучшими мастерами, в основном итальянскими. Декор очень причудливый и сложный, с изобилием мелких деталей. Разглядывать можно очень долго, уровень сохранности просто редкостный.

Внутреннее оформление

Практическая информация

Адрес: St John’s Co-Cathedral, St John Street, Valletta. Смотреть эту часть города удобнее всего пешком.

Время работы: «туристическое» время - с понедельника по пятницу с 9:30 до 16:30 и в субботу с 9:30 до 12:30. В воскресенье собор для туристов закрыт.

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Смотря на эту жемчужину архитектуры - Собор Иоанна Крестителя, исполненный в стиле барокко, можно бесконечно удивляться таланту создателя этого шедевра - Глорму Кассару. Восхищающий взгляды строгостью фасада, собор словно передает прилегающему району свою драматичность.

В отличие от лаконичного фасада внутренний интерьер отличается особой пышностью. Его оформлением занимался итальянский художник Маттиа Прети.

Именно в этом храме, построенном между 1573 и 1578 годами, оставил свой след другой гений – Микеланджело Меризи да Караваджо. Его картина, признанная шедевром, - "Обезглавливание Иоанна Крестителя" - соединяет в своём реализме жестокость смерти и нить спасения.

Собор св. Иоанна был сооружён как монастырский храм для рыцарей ордена св. Иоанна. В нем вы сможете посетить восемь прекрасных часовен, каждая из которых посвящена одному из святых покровителей ордена мальтийских рыцарей.

Собор Святого Павла

Собор Святого Павла является прокафедральным храмом англиканской церкви, находящимся на площади Независимости в столице Мальты, Валлетте. Он был возведен на месте монастырского дома рыцарей-госпитальеров в период с 1839 по 1844 годы в неоклассическом стиле по инициативе королевы Англии Аделаиды, которая посетив Мальту в XIX столетии, не нашла здесь англиканскую церковь.

Высота собора благодаря устремленному вверх шпилю достигает шестидесяти метров, его фасад имеет великолепное убранство коринфскими колоннами. В храме установлен орган ручной работы, привезенный из Англии.

Собор Богоматери Победоносной на Мальте

Первый камень собора Богоматери Победоносной на Мальте заложил Великий Магистр ордена иоанитов Жан Паризо Де Ла Валетт в честь победы Мальтийских рыцарей в Великой осаде 1565 года.Под этим камнем тогда поместили специально отчеканенные в честь этого события серебряные и бронзовые медали,а так же лист пергамента с текстом,предназначенным для потомков,в котором указана дата-8 марта 1566 года.В 18 веке церковь была перестроена в барочном стиле,а в 1753 году к ней пристроена колокольня.В таком виде собор Богоматери Победоносной и дошел да наших дней.

В этот праздник в нашу обитель вновь устремились православные люди со всей Москвы.

Несмотря на череду долгих служб накануне, на лицах не видно было усталости, а лишь радость, что каждый смог приехать и почтить память Святого Пророка и Крестителя, поистине ощущался праздник — Собор св. Иоанна Предтечи!

Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня

На другой день праздника св. Богоявления Церковь с самых первых времен совершает празднование собора честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И вполне прилично было почтить особым празднованием того, кто послужил таинству Божественного крещения, возложивши руку свою на главу Владыки. Итак тотчас после праздника Крещения Господня соборно почитается и прославляется песнопениями Креститель. Само же слово - «собор» означает, что народ собирается в церковь для совершения богослужения в честь и похвалу прославляемого ныне великого Предтечи и Крестителя Иоанна. Таковой собор, хотя совершался и совершается во всех храмах вселенной, но с особенною торжественностью совершается в храмах посвященных имени Крестителя, как это было прежде в храме его при Иордане, где он крестил Христа, и в Севастии , и в Антиохии, куда было первоначально принесена правая его рука святым евангелистом Лукой и в Царьграде, куда впоследствии та же святая рука была перенесена из Антиохии, и где в особенности торжественно справляем был собор Крестителя, так как рука его была перенесена в самое навечерие святого Богоявления, когда бывает освящение воды: казалось что тогда сам Креститель прибыл невидимо на освящение воды, и великая радость была царям и всему народу. Потому-то тогда с великим торжеством совершен был собор Крестителя на другой день Богоявления Господня и продолжал праздноваться также и в последующее время. И мы с радостью духовною совершаем собор сего великого Предтечи и Крестителя Иоанна, моля его о том, чтобы он просил за нас Владыку Христа собрать нас в церкви торжествующих в вечном нерукотворенном храме на небе, и где бы мы могли слышать голос празднующих и совершить празднество в честь вечного явления Бога. Там мы можем насыщаться со Христом видением лица Бога, явственно показывающего Себя святым Своим, и славить со всеми небесными ликами Отца и Сына и Святого Духа во веки, аминь!