«Вечный город» и его жители. Презентация на тему "«Вечный город» и его жители" Вечный город и его жители

Тысячи жителей Италии и провинций стремились попасть в Рим. Одни приезжали по торговым делам, другие - хотели получить выгодную должность. Но всех привлекали гладиаторские игры, гонки колесниц и триумфальные шествия.

Город украшали дворцы на Палатинском холме, статуи богов и императоров, храмы и портики, многочисленные фонтаны.

Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны.

На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров.

Размерами и красотой выделялся огромный амфитеатр Колизей, который вмещал 50 тыс. зрителей. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72 — 80 годах как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.

Другой достопримечательностью Рима был храм Пантеон (дословно - храм всех богов). Пантеон был увенчан куполом, похожим на половину шара. Внутри храма находился огромный зал. В центре купола находилось отверстие, через него проникал свет.

Богатые, зажиточные римляни жили на холмах, где было много свежего и чистого воздуха. В главном помещении дома не было окон, 4 колонны поддерживали перекрытие. В доме находился бассейн, куда попадала дождевая вода. Здесь хозяин дома принимал гостей, пришедших по делам. И только близких друзей он приглашал в дом, в благоухающий сад. Спален в доме было много. Так же в доме находились кабинет, спальни рабов, столовая, кладовая.

Большинство римлян не могли иметь собственный дом, поэтому снимали жильё в 5-6 этажных домах. Бедняки ютились в каморках под черепицей крыши. На улицах отсутствовали таблички с названиями улиц и номерами домов. Их окон на прохожих часто выливались помои. Печей не было, в сырые и холодные дни жильцы обогревались жаровнями, куда засыпали древесный уголь. Тут же готовили пищу. Бедняки часто ели всухомятку. В окнах домов не было стёкол и закрывались ставнями.

1 слайд

Во 2-м в. в Риме перевели земледельцев ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Траян осудил Троян завоевал Римляне изобрели На Аренду На свободные земли В провинции Преступников Доносчиков взяточников Цемент Бетон Побелку. Дакию Парфию Сирию

2 слайд

3 слайд

ПЛАН УРОКА. 1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ. 2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ. 3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ. 4. «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ».

4 слайд

ЗАДАНИЕ НА УРОК? В Рим пытались переселиться жители изо всех римских провинций. Как вы думаете,что их влекло в «Вечный город» ?

5 слайд

1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ. В Риме находилось ог-ромное количество зда-ний, призванных подчер-кнуть могущество импе-рии. На многих форумах города были установлены триумфальные арки в честь побед над врагами Триумфальная арка

6 слайд

1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ. Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров.

7 слайд

1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ. Символом города стало здание Колизея, предназна-ченное для организации зрелищ и проведения спе-ктаклей. Оно вмещало около 50 тыс. зрителей Колизей в Риме.

8 слайд

Пантеон-храм всех богов. Естественное Освещение. D-8,5 м. Нишы. Облегчали купол. Высота купола-43 м. Стены облицованы мрамором. Кирпичи купола скреплялись цементом из пемзы

9 слайд

Домус-жилище богатого римлянина Кабинет. Жилые комнаты. Покатая крыша- Атрия. Атрий-отапливаемая комната для гостей. Сдаваемые помещения Столовая-триклиния.

10 слайд

Инсула-городские здания. Общественные туалеты. Таверны. Комнаты для знати. Комнаты богачей. Комнаты бедноты. Мусор и помои выбрасывались на улицу

11 слайд

2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ. В холодное время дома отапливались.Римляне пер-выми придумали систему центрального отопления. Во время строительства на нижнем этаже устанавлись специальные камины. Теплый воздух нагревал пол и трубы специально сделанные в стенах здания. Нагретый камень очень долго сохранял тепло.

12 слайд

3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ. В 3 веке в Риме существовало 1000 частных и 11 общественных бань.Одним из самых красивых зданий города считались ТЕРМЫ(бани) императора Каракаллы. Термы Каракаллы.

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Цели урока:

  • Сформировать представление об облике Древнего Рима, вошедшего в историю мировой культуры, способствовать знакомству с бытом и образом жизни различных слоев римлян.
  • Закрепить умения усваивать новый материал в ходе игровой деятельности; классифицировать информацию; развивать умение решать творческие задачи – составлять рассказ по рисунку; развивать умение делать выводы по изученному материалу.
  • Способствовать формированию уважительного отношения к людям другой культуры и образа жизни, готовности вести с ними диалог и достигать взаимопонимания.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012.
  • Презентация “Вечный город и его жители”. (Приложение 1).

План урока

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель приветствует учеников и сообщает тему урока. (Слайд 1)

Учитель : тема нашего урока “Вечный город и его жители”, запишем ее.

  • Какой город и почему назван “вечным”?
  • Какое отношение римлян отражает это название?

Ученики догадываются, что речь пойдет о Риме. Объясняют, что римляне верили в вечное существование Рима, любили, восхищались и почитали свой город.

Учитель : сегодня мы, действительно, поговорим о самом городе Риме. Что нам важно и интересно узнать о нем? Каковы цели урока?

Ученики формулируют цели урока. Учитель их корректирует. (Слайд 2)

Учитель : нас ждет интересное путешествие в город Рим. Давайте подготовимся к нему, вспомнив некоторые важные вещи о Риме.

Учитель задает вопросы, ученики отвечают. (Слайд 3)

  1. На каком полуострове и на берегах какой реки расположен Рим?
  2. Кто и когда основал Рим?
  3. На скольких холмах расположен город? Назовите главные холмы.
  4. Кого в римском государстве называли колонами?
  5. Кого в римском государстве называли “рабы с хижинами”?Почему их труд стал применяться вместо труда рабов?
  6. Кого и почему римляне считали лучшим из императоров?

Учитель : итак, мы готовы познакомиться с Римом II века нашей эры!

II. Изучение нового материала

Достопримечательности Рима (Слайд 4)

Учитель : римляне не зря гордились своим городом: большой (свыше миллиона жителей), он был наполнен достопримечательностями. Римские постройки трудно спутать со знакомой вам архитектурой других стран Древнего мира. Поэтому с помощью знаний, полученных в течение этого года, я предлагаю вам самим определить, какие сооружения находятся в Риме. Поиграем в “угадай-ку”: я покажу вам ряд построек. Если вы знаете или предполагаете, что на слайде римская постройка, поднимайте руки.

Ученики смотрят слайды, определяют римские постройки. (Слайды 5- 16)

Учитель : итак, какие достопримечательности Рима мы с вами увидели? Называем и записываем их все вместе.

Ученики : триумфальная арка, колонна Траяна, Колизей, Пантеон, статуя императора Марка Аврелия, Большой цирк, акведук. (Слайд 17)

Учитель : давайте познакомимся с этими памятниками культура поближе.

Пантеон.

Учитель : название “Пантеон” означает “храм всех богов”. (Слайд 18)

На чьи храмы он похож?

Ученики : Пантеон похож на древнегреческие храмы.

Учитель : действительно, римляне заимствовали архитектурные традиции Греции.

Что нового в облике Пантеона?

Ученики : новая деталь - крыша в форме полушария.

Учитель объясняет, ученики записывают, что крыша в форме полушария – это купол.

Диаметр купола Пантеона более 43 метров!

Изобретение какого материала позволило римлянам построить такой большой купол?

Ученики :изобретение бетона.

Учитель : вошедшего в храм поражает роскошная отделка огромного зала и невероятное освещение. Свет льется из расположенного в центре купола девятиметрового отверстия – так называемое “око Пантеона”. (Слайд 19)

Колизей. (Слайд 20)

Учитель : как называется здание такой формы?

Ученики : амфитеатр.

Учитель : для чего он построен? Чем впечатляет?

Впечатляют его огромные размеры, вмещает около 50 тыс. зрителей; рассматриваем макет здания.

Большой цирк. (Слайд 21)

Учитель : Большой цирк - это ипподром. Вспомните, для чего нужен ипподром?

Ученики : для конских бегов.

Учитель : конские бега- одно из любимых развлечений римлян.

Триумфальная арка. Колонна Траяна. (Слайд 22)

Учитель : в честь чего римляне строили такие сооружения?

Ученики : триумфальные арки и колонны римляне строили в честь своих побед, для триумфальных шествий полководцев.

Учитель : в честь чего возведена колонна Траяна?

Ученики : колонна Траяна построена в честь победы императора Траяна над даками и украшена рельефом о войне с ними.

Статуя Марка Аврелия. (Слайд 23)

Учитель : помните ли вы у греков конные статуи?

Ученики дают отрицательный ответ.

Учитель : конные статуи - это новшество римской скульптуры.

Акведук. (Слайд 24)

Учитель : вспомните, что это за сооружение?

Ученики : сооружение для подачи воды.

Учитель : итак, почему же Древний Рим у его гражданвызывалгордость и восхищение?

Ученики : Рим восхищал своей красотой, величественными сооружениями.

Учитель : мы с вами теперь неплохо знаем Древний Рим. Давайте поможем приезжему с далекой Сицилии. Он совсем растерялся в большом городе и не знает,что интересного можно увидеть в Риме. Дайте ему советы, куда в Риме стоит сходить и что там можно увидеть.

Ученики советуют:

  • Сходи в Колизей, чтобы увидеть гладиаторские бои.
  • Сходи в Большой цирк, чтобы увидеть конские бега.
  • Сходи в Пантеон, чтобы помолиться всем богам и полюбоваться огромным куполом.
  • Сходи на Форум к колонне Траяна, чтобы полюбоваться на рельеф, изображающий покорение даков.
  • Сходи к Триумфальной арке, чтобы увидеть торжественное шествие полководца-победителя.

Учитель : как вы думаете, зачем приезжему стоит сходить к императорскому дворцу?

Ученики высказывают предположения: полюбоваться красотой дворца, подать жалобу, попросить выгодную должность.

Учитель : чем же привлекал Рим тысячи жителей Италии?

Ученики : город привлекал множество людей своими достопримечательностями, возможностям по службе, разнообразными развлечениями.

1. Как жили богатые и бедные римляне (Слайд 26).

Учитель : в Риме жили люди разного достатка: богатые и бедные. Ученые изучили и сделали описания их жилищ, но вот беда: характеристики жилищ перепутались. Давайте восстановим, как выглядели дома богатых и бедных римлян. Разложите карточки в два столбика: слева те, что описывают дома богатых людей, справа - бедных. Для выполнения задания можно заглядывать в учебник (с. 279-282, п.2-3).

Ученики работают с раздаточными материалом (карточками на каждой парте), выделяют две группы характеристик.

Жилище богатого римлянина: расположено на холме, атрий–парадное помещение с отверстием в центре крыши и бассейном под ним; дворик-сад, много цветов; портики; фонтаны; отдельные помещения для рабов; несколько спален; несколько столовых; кабинет хозяина; печное отопление.

2. Жилище небогатого римлянина:

Пяти-шестиэтажный дом (инсула); расположено в низине; каморка под черепичной крышей; нет кухни; обогрев с помощью жаровен с древесным углем; помои выливаются из окон; нет водопровода; окна без стекол закрываются ставнями; нет деревьев и цветников; еда готовится на жаровне.

Учитель проводит проверку задания.

Ученики читают ответы. (Слайд 27)

Учитель просит поднять руки тех, у кого нет ошибок.

Учитель просит записать определения новых слов, которые встретились при выполнении задания. (Слайд 28)

  • Атрий – парадное помещение с отверстием в крыше и бассейном под ним.
  • Инсула – многоэтажный жилой дом в Древнем Риме.

Учитель : сравните и сделайте вывод, как жили богатые и бедные римляне. (Слайд 29)

Ученики : богатые римляне жили в благоустроенном роскошном доме, а бедняки – в многоэтажных, тесных домах, лишенных элементарных удобств.

Физкультминутка. (Слайд 30)

Руки перед собой, вращение кистями.
Руки в замке перед собой.
Руки перед собой и вверх, потянулись.
Наклоны с поднятой и согнутой рукой над головой влево, вправо.
Руки на поясе, повороты.

3. Как отдыхали римляне (Слайд 31)

Учитель : как римляне проводили свободное время? О каких развлечениях римлян вы знаете?

Ученики вспоминают гладиаторские бои, конские бега. (Слайд 31)

Учитель показывает рисунок и фотографии терм и просит подумать, зачем римляне приходили сюда. (Слайд 32)

Учитель : термы – это римские бани. В Риме было около тысячи общественных бань. После изнуряющей дневной жары сходить в термы было и необходимостью и удовольствием. Самыми роскошными были императорские бани. Таким образом, свободное время римляне проводили и в термах.

Учитель : наш учебник может показать нам только картины прошлого, но в наших силах “оживить” эти картины. Предлагаю одной часть класса “оживить” рисунок в учебнике “В императорских термах” (с.282), другой части класса – рисунок “Большой цирк в Риме” (с.283). Представьте, что вы пошли в термы или Большой цирк, расскажите, что вы там увидите, что будете делать, кого встретите, опишите внешний вид здания. Для уточнения, можно заглянуть в учебник (п.4 или п.5,второй абзац). (Слайд 33)

Ученики составляют рассказы по рисункам и выступают с ними. Другие их дополняют. (Слайды 34-35)

Учитель : если бы вы оказались в термах или на скачках, о чем бы вы поговорили с римлянами? Могли бы вы подружиться с кем-нибудь из них?

Ученики предполагают, о чем бы они поговорили с римлянами и осознают, что готовы с ними подружиться.

Учитель : итак, где же римляне проводили свободное время?

Ученики : римляне проводили свободное время в термах, на скачки колесниц, на гладиаторских боях.

Учитель : о каких человеческих качествах может свидетельствовать увлечение римлян гладиаторскими боями и состязаниями колесниц?

Ученики : римляне проявляли жесткость, презрение к человеческой жизни, грубые вкусы, азартность.

Учитель : римские императоры считали необходимым устраивать бесплатные зрелища и раздавать бесплатный хлеб римской бедноте (“хлеба и зрелищ”). Как вы думаете, почему императоры это делали? (Слайд 36)

Ученики : чтобы задобрить народ, чтобы он поддерживал императора, чтобы не было восстаний.

Учитель : как вы думаете, почему беднота ждала бесплатного хлеба от императора, а не зарабатывал его сама?

Ученики высказывают предположения, учитель по необходимости их поправляет: во-первых, в Риме было трудно найти работу. Во-вторых, беднота не стремилась работать, потому что труд считался уделом рабов и римляне относились к труду с презрением. Так рабство облегчало жизнь римлян, но портило их нравы.

III. Заключительный этап

Учитель : итак, мы сегодня немало узнали о Древнем Риме и его жителях. Сделайте вывод о том, каким был Древний Рим, подберите эпитеты. (Слайд 37)

Ученики : Древний Рим - красивый, величественный, потрясающий, шумный, полный развлечений, разноликий город.

Закрепление

Учитель : давайте проверим свои знания. Скажите, верны ли следующие суждения:

  1. Рим был одним из красивейших городов древности (да).
  2. Римляне любили смотреть гладиаторские бои в Пантеоне (нет).
  3. Колизей – самый большой амфитеатр Древнего мира (да).
  4. Римляне ходили в Большой цирк смотреть на конские бега (да).
  5. Богатые римляне жили в многоэтажных домах-инсулах (нет).
  6. В каморках бедняков не было кухни, печи и водопровода (да).
  7. Термы – это римский театр (нет).
  8. Римская беднота требовала от императора “хлеба и зрелищ” (да).

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель задает вопросы, ученики отвечают:

  • Что интересного вы для себя узнали?
  • Что важного вы узнали на уроке?
  • Кто из вас доволен своей работой на уроке?

Учитель благодарит учеников за работу и сообщает домашнее задание:

  • пересказывать п. 58;
  • подготовить письменное сообщение об одной из достопримечательностей Рима. (Слайд 38)

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
Во 2-м в. в Риме перевели
земледельцев
На Аренду
На свободные земли
В провинции
Траян осудил
Преступников
Доносчиков
взяточников
Троян завоевал
Дакию
Парфию
Сирию
Римляне изобрели
Цемент
Бетон
Побелку.

«ВЕЧНЫЙ ГОРОД» И ЕГО ЖИТЕЛИ

ПЛАН УРОКА.

1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ.
2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ.
3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.
4. «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ».

ЗАДАНИЕ НА УРОК

? В Рим пытались переселиться
жители изо всех римских провинций.
Как вы думаете,что их влекло в
«Вечный город» ?

1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ.

В Риме находилось огромное количество зданий, призванных подчеркнуть могущество империи.
На многих форумах города
были установлены
триумфальные арки в
честь побед над врагами
Триумфальная арка

1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ.

Для прославления
императоров на многих
Форумах строились
колонны.
На самой колонне
помещались
барельефы со сценами
жизни императоров, а
венчали колонны
многометровые статуи
императоров.

1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ.

Колизей
в Риме.
Символом города стало здание Колизея, предназначенное для организации зрелищ и проведения спектаклей.
Оно вмещало около 50 тыс. зрителей

Пантеон-храм всех богов.

Кирпичи купола
скреплялись цементом
из пемзы
D-8,5 м.
Нишы.
Облегчали купол.
Естественное
Освещение.
Высота
купола-43 м.
Стены
облицованы
мрамором.

Домус-жилище богатого римлянина

Атрий-отапливаемая
комната для гостей.
Сдаваемые
помещения
Покатая
крышаАтрия.
Жилые
комнаты.
Кабинет.
Столоваятриклиния.

Инсула-городские здания.

Комнаты
бедноты.
Комнаты богачей.
Общественные
туалеты.
Таверны.
Мусор и помои
выбрасывались
на улицу
Комнаты для
знати.

2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ.

В холодное время дома отапливались.Римляне перТеплый воздух нагревал пол и трубы специально
выми придумали систему центрального отопления.
сделанные в стенах здания.
Во время строительства на нижнем этаже
Нагретый
камень очень
долго сохранял
тепло.
устанавлись
специальные
камины.

3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.

В 3 веке в Риме существовало 1000 частных и 11
общественных бань.Одним из самых красивых
зданий города считались ТЕРМЫ(бани) императора
Каракаллы.
Термы
Каракаллы.

3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.

У входа располагались раздевалки с
камерами для хранения одежды.

3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.

В одной из комнат с
высокой температурой,
был устроен бассейн. В
этой влажной атмосфере
посетители парились и
потели.
Кальдарий-теплый бассейн.

3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.

В одном из залов
находился большой
бассейн с прохладной
водой,чтобы
посетители могли
остыть после
посещения парной.
Фригидарий-бассейн
с прохладной водой.

4. «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ».

Гонки колесниц.
Рост могущества империи
привел к тому, что
бедные жители Рима не
хотели работать.
Они требовали от государства бесплатной раздачи хлеба и устройства
массовых зрелищ.
Самым любимым зрелищем стали гонки колесниц, собиравшие десятки
тысяч зрителей.