Высота "Родины-матери" (скульптуры). История создания памятника. Самые интересные факты о скульптуре «Родина-мать зовет! Сравнение родины матери и статуи свободы

Искренне надеюсь, что тех, кому эта статья не нужна, особенно до 30 лет, большинство. Надеюсь, но не очень верю. Но если даже и так - публикую её всё равно для этого меньшества. Патриотизма много не бывает.

Итак, поехали:

Если задать среднему жителю любой страны вопрос про самые высокие в мире статуи, он, скорее всего, вспомнит статуи Будды, высеченные из скал, статую Свободы в Новом Йорке, статую Христа-Искупителя в Рио - ну, ту, что из сериалов; возможно кто-то вспомнит Колос Родосский - он же, наверное, был огромным, чего ж не вспомнить... Да и, пожалуй, всё. В России поколение постарше ещё вспомнит Мамаев Курган, но киевскую Родину-Мать уже, наверное, вспомнит далеко не каждый, как минимум в контексте самых больших в мире. Где там нашим до ихних, до Западных (с придыханием). Вон, Христа-Искупителя в 2007м признали одним из семи Новых Чудес Света, статуя Свободы в финалистах претендентов на это почётное звание, А наших там и близко нет. Кремль только попал в финалисты претендентов.

Статуя Свободы. Нью Йорк. Кто не мечтал побывать на острове Свободы или хотя бы сесть на тот знаменитый беcплатный паром и проплывать прямо возле островка Свободы беcконечное количество раз. Да, мечты...

Мы знаем о ней всё. Что её полное название "Свобода, озаряющая мир", знаем Когда и кто её создавал, когда и где выставляли отдельно руку с факелом, к какой дате вся статуя была подарена и кем. Даже знаем, что опоздали с ней на 10 лет. Статую Свободы без преувеличения можно назвать наиболее известной статуей в мире и наш человек тут исключением не является.Знает об этой заокеанской красавице больше чем о своих родных.


Какая огромная - посмотрите на людишек у основания статуи - их практически не видно, если специально не присматриваться. Она стоит на разорваных оковах, держит в руках факел и скрижаль с датой 4 июля 1776 года. Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов). Она не просто символ США, она символ Мирового масштаба. Но, на мой взгляд, сегодня она символ оканчивающегося мирового порядка, и памятник на могиле свободы, которой, по сути, никогда и не было.


Но вернёмся к фактам. Итак.

У большинства наших соотечественников даже мысли не возникает, что наши-то статуи помассивнее западных будут. Тем более, после таких пропагандистских картинок, что сотнями гуляют по нэту, у нас и мысли не возникает сомневаться в этом.




Какая огромная статуя Христа-Искупителя обнимающая. А на последней картинке - статуя Свободы выглядит даже больше статуи Киевской Родины-Матери, которая даже здесь выше на 9 метров.

А так ли это? На следующей фотографии мы увидим реальный размер Статуи Свободы в Нью Йорке по сравнению с фигурой в Волгограде и той самой обнимающей статуей в Рио и видим, что этот Христос если бы кого-нибудь и мог обнять, то точно не наших девочек. Со своим размером, он мог бы обнимать разве что бегущих из Украины памятников Ленину.

А на следующей фотографии мы увидим уже реальные размеры статуй без постаментов. Кроме Нового Чуда Света - статуи Христа-Искупителя, которой, видимо, пришлось оставить постамент чтобы она не была самой маленькой на фотографии. Ведь и с постаментом она всего 38 метров в высоту. Мимику Владимира Ильича на этой фотографии, конечно, плохо видно, но, мне кажется, он ухмыляется.


Сейчас кто-то, конечно, скажет, что наши статуи всё равно не дотягивают до огромных буддистских. Тут спорить сложно, ведь цифры говорят сами за себя. Но я, с вашего позволения, позволю себе поспорить с уровнем сложности возведения данных изваяний. Итак, скульптура Родина-Мать Зовёт - ЕДИНСТВЕННАЯ ДИНАМИЧНАЯ статуя такой величины в МИРЕ! ! ! Подчёркиваю - Единственная!!!

Статуя работы скульптора Вучетича и инженера Никитина сделана из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Высота памятника - 86 метров, высота самой скульптуры - 53 метра. При этом толщина стенок скульптуры - не более 30 сантиметров. Меч в руке Родины-матери весит 14 тонн и имеет длину 33 метра. Говорят, что в ладони статуи свободно помещается автомобиль. В 2008 году статуя Родины-матери на Мамаевом кургане признана одним из Семи чудес России.


В 1972 году реставраторы заменили меч в руке статуи на более легкий из нержавейки. Еще и отверстия в нем сделали, чтобы уменьшить напор ветра. Старый меч был сделан из титана и гремел на ветру. В середине шестидесятых, когда открыли монумент, это был самый высокий памятник на планете. Статуя Свободы никогда не была ничем "самым", кроме, пожалуй, самого узнаваемого в мире.

На данный момент статуя входит в десятку самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины.

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна - человек скромный, работала в то время официанткой в ресторане "Волгоград". Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России - Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни

Я долго раздумывала, - вспоминает Изотова, - времена-то тогда были строгие, да и муж запрещал. Но потом супруг смилостивился, и я дала ребятам свое согласие. Кто в молодости не пускался в различные авантюры?

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Ребята настаивали: "Валя, ты должна звать за собой людей. Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля в час. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на "Родину" развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги - все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.


Итак, высота женской фигуры скульптуры Родина-Мать Зовёт! 52 м, высота статуи Свободы 46 м. и это до факела. То есть, самой фигуры там не более 40 метров.

И последнее. Предназначение.

Статуя Свободы известна на весь мир и многие, как я уже писал, мечтают увидеть её в яви. Увидя, минимум, люди чувствуют некую пустоту - вот и всё ? это и есть "великое изваяние" ? а, максимум, чувствуют разочарование. Нет там души. Возможно, американцы и чувствуют наплыв патриотизма под или в этой статуе, но наш человек, совершенно точно, ничего подобного не чувствует.

И диаметрально противоположное можно сказать о нашей Родной статуе. У неё обратный эффект. Зовущая Родина-Мать обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Чувств настолько много, что не замечать их ни у кого не получается. Люди после первого свидания с обличием своей Родины ещё долго ходят под впечатлением. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться.

Думаю, это у нас в крови. Проверим?

Сколько не включай песню Хасбулат Удалой (гимн США), не усиливается воздействие памятника Свободе на человека.

Зато, я тихонечко так включу вам нашу, патриотичную маленькими буковками, а у вас в головах как Бабахнет сейчас у всех кто духом своим настоящий патриот!!!

вставай страна огромная

вставай на смертный бой. . .


Статуя монумент «Родина-мать», находящаяся в Волгограде, признаётся самой высокой на территории Европы и России. Элемент композиционного центра, является второй частью триптиха к которому относятся такие элементы как: магнитогорский «Тыл фронту» и берлинского «Воина освободителя».

Общая картина подразумевает собой меч, изготовленный в Уральских горах, поднятый для защиты отечества под Сталинградом и опущенный после капитуляции фашистского командования в столице Германии.

Монумент расположен на Мамаевом Кургане практически в центре города Волгоград. Он находится неподалёку от берега Волги и речного вокзала. Расположение лицом на северо-восток подразумевает обращение к отечеству с призывом встать на борьбу с ненавистным врагом, пытающимся уничтожить всё на своём пути.

Возвышенность, ставшая местом расположения монумента, согласно легендам, является местом захоронения темника Золотой Орды Мамая. Это подтверждается многочисленными археологическими находками, сделанными ещё до войны.

Ежедневные бои здесь продолжались с сентября 1942 г. по январь 1943 г. Всего здесь погибло около 34 000 солдат. Именно поэтому данное место и было выбрано для возведения скульптуры.

Авторская идея памятника «Родина-мать зовёт» в Волгограде

Идея увековечить место, ставшее переломным в ходе Второй Мировой Войны у Верховного главнокомандующего, появилась еще до её окончания. Уже в конце 1944 г. был объявлен конкурс с целью определения внешнего вида памятника.

В нём приняли участие не только советские архитекторы и простые люди, вариации приходили из зарубежных стран: Марокко и Китая. Были отвергнуты варианты, изображающие Сталина и пирамиду из переплавленных танков, выступающих в роли основы. В результате была выбрана версия скульптора Евгения Викторовича Вучетича, имеющая название «Родина-мать».

История строительства памятника «Родина-мать зовёт»

Статуя «Родина-мать» в Волгограде, высота которой позволила ей попасть в книгу рекордов Гиннеса, строилась практически всем Советским Союзом. В качестве примера можно привести воспоминания рабочего одного из уральских металлургических заводов» «Узнав, что наш металл пойдет на изготовление каркаса памятника, хотя для этого и потребуется работать в 2 смены, мы единодушно согласились».

Представленный пример не единичен. На этапе заливки фигуры, любой простой мог стать причиной схватывания бетона и образования между слоями микрозазора. Чтобы не допустить этого, автомобили, доставляющие материал помечались специальными лентами, позволяющими проезжать «на красный» свет светофора.

Возведение монумента было начато летом 1959 г. Длилось оно 8 лет и закончилось осенью 1967 г. За это было использовано большое количество строительного материала, в результате чего стены постамента толщиной 0,3 м. Фундамент, полностью врытый в землю у основания, углублён на 15 м. для чего был вырыт котлован более 8 м.

Всего было израсходовано:

  1. Бетона – 5500 т.
  2. Металлоконструкций и арматуры — 2 500 т.

Главными лицами, руководящими возведением были скульптор Е. В. Вучетич и инженер Н. В. Никитин, под руководством которых трудилось много других специалистов, задействованных в различных направлениях.

Например:

  1. Музыкальное сопровождение и озвучивание каждой скульптурной композиции ансамбля на Мамаевом Кургане – диктор А. И. Левитан, звукорежиссёр А. И. Гераськин, режиссёр В. К. Магатоев.
  2. Консультант по военной тематике маршал СССР, принимавший прямое участие в обороне Сталинграда – В. И. Чуйков.

Прообраз статуи

Статуя Родина-мать в Волгограде, высота которой была абсолютным рекордом того времени частично напоминает лицо супруги скульптора.

Существует мнение, что вдохновителями автора были другие люди и античные фигуры:

  1. Девушки, позировавшие ему, но не подозревающие для каких целей: А. А. Пешкова; В. Изотова; Е. Гребнева.
  2. Спортсменка дискоболка Нина Думбадзе, с которой он лепил фигуру.
  3. Фигура «Марсельезы», нанесённой на Триумфальную арку в Париже.
  4. Античная статуя Ники Самофракийской.

Чей образ на самом деле Евгений Викторович брал в качестве прообраза, не узнает никто. Автор скончался в возрасте 65 лет, спустя 7 лет после открытия его скульптуры.

Устранение недочётов конструкции

Опасение за устойчивость конструкции появились ещё на этапе строительства. За 2 года до окончания, проверяющая комиссия из Госстроя порекомендовала руководству усилить грунт из опасения «сползания» к берегу реки. В результате было выполнено капитальное дополнительное армирование и бетонирование на самом основании статуи.

Спустя год после открытия, появилась ещё одна проблема. Меч статуи, сделанный из нержавеющей стали и обшитый титановыми листами был выполнен с ошибками в расчётах. Широкое полотно стало причиной появления излишнего напряжения, в результате чего происходило раскачивание. За зиму металл деформировался и начал издавать резкий скрипящий звук.

Решение было принято лишь в 1972 г.

Меч был заменён новым, отлитым на местном металлургическом заводе «Красный Октябрь». Теперь он был изготовлен из стали. Парусность была снижена добавлением отверстий в верхней части. Очередное обследование 1986 г. выявило ещё ряд отклонений от заданных параметров. По полученным рекомендациям были выполнены работы по укреплению остова и фасада.

Ключевая ошибка в ходе строительства была сделана не по вине архитектора и рабочих. «Родина-мать» возводилась в тяжёлое для страны время. Многие города ещё не были восстановлены из руин, поэтому все средства были направлены на строительство, а не на разработку новых инновационных технологий, позволяющих улучшить качество бетона.

Результатом стало периодическое выветривание и мелкое растрескивание конструкции под ультрафиолетом и сильными степными ветрами. Поэтому каждый год она подвергается мелкому декоративному ремонту.

Технические характеристики монумента

Основанием для статуи служит 2-метровый постамент, опирающийся на прочный фундамент. Холм, на котором она расположена, формировался искусственным путём. Изначально, возвышенность находилась на месте, где стоит церков.

Грунт для насыпи перевозился на грузовиках в течение 1 месяца. По ориентировочным данным всего было доставлено более 150 т. земли. Вес полученной конструкции статуи составляет 8 000 т. железобетона.

Внутренняя полость полая, здесь расположены 119 металлических тросов, каждый из которых рассчитан удерживать нагрузку, равную 60 т. Цель натяжения — удержание и жесткость всей конструкции. Контроль за преднатяжкой осуществляется с использованием датчиков, размещённых на концах растяжек. Некоторые из них не целые, а стыкуются на промежуточных этажах, усиливая бетонную конструкцию.

Самая сложная конструкция располагается на уровне груди памятника. Упомянутые стальные тросы распределяют нагрузки конструкции, стягивая на себя напряжение веса рук монумента. Следует заметить, сцепления с фундаментом «Родина-мать» не имеет, таким образом, держится она словно шахматная фигура, под собственным весом.

Вопреки многочисленным домыслам о существовавшем когда-то лифте и ресторане для VIP персон и смотровой площадке, расположенных в голове и мече – ничего такого здесь нет. В верхнюю часть можно забраться только по лестнице, высотой в 52 м, имеющей 203 ступеньки. Большая часть помещений это небольшие комнаты, площадью 3*3 м.

Однако, в районе головы и груди есть больших 2 зала, в которых находится оборудование, учитывающее колебание конструкции. Попасть в голову можно только по металлической лестнице, установленной вертикально. Для этого придется преодолеть шахту диаметром не более 1,5м. В помещении есть выход, предназначенный для промышленных альпинистов. Ещё 2 имеются в эфесе меча.

Интересные факты про памятник «Родина-мать зовёт»

В момент проектирования, Вучетич изменил концепцию проекта после того как она была утверждена. Первоначально он предлагал вариант из двух композиций: перед женщиной на коленях стоит воин, протягивая ей меч.

Идеологические соображения Евгения Викторовича основывались на том, что солдат не может отдавать своё оружие, так как война ещё не закончена. Это не единственное отклонение от запланированного проекта.

Постепенно вносился ещё ряд изменений, о которых мало кто знает:

Экскурсии на Мамаев Курган. Цены

Мамаев Курган является местом, где до сих пор ощущается горечь потерь и радость победы в Великой Отечественной Войне. Ознакомиться с основными достопримечательностями, экспозициями мемориального комплекса можно самостоятельно или воспользовавшись услугами экскурсоводов.

Обзор начинается и заканчивается в одном месте: у подножья перед лестницей, состоящей из 200 ступеней, аналогично количеству дней, которые продолжалась Сталинградская битва. В качестве примерного ознакомления ниже, в таблице, приведены сведения о стоимости экскурсионных услуг музея-заповедника «Сталинградская битва» (Мамаев Курган).

Категория, гражданский статус туриста Стоимость услуг, руб.
Группы граждан РФ и республики Беларусь количеством от 1 до 5 1 200 для группы
Группы иностранных граждан количеством от 1 до 5 2 500 для группы
Гражданин РФ и РБ 250
Ученики РФ, РБ, абитуриенты высших учебных заведений очной формы обучения 150
Ученики средних образовательных учреждений РФ, РБ 100
Граждане иностранных государств 400

Стоимость оказания услуг приведена в соответствии с приказом музея-заповедника «Сталинградская битва» от 22.02.2018г.

Вероятность разрушения статуи

Статуя «Родина-мать» в Волгограде, высота которой достигает 85 м, способна простоять ещё длительное время. Несмотря на многочисленные конструктивные ошибки, о которых говорилось ранее, вероятности разрушения не наблюдается. При соответствующем обслуживании и контроле, один из уникальных памятников, признанных чудом России останется целым на долгие годы.

Начиная с 1966 г. статуя начала отклоняться от своего изначального положения. Однако, расчётные сведения показывают, что в этом нет ничего критичного, превышающего допустимые нормативы. Например, в период с 2000 до 2008 гг. она сместилась на 16 мм. Конструктивные особенности проекта предполагают и допускают отклонение от вертикальной оси на 272 мм.

Одно из самых уникальных строений России на протяжении всей истории существования преследуют различные легенды и рассказы. Если одни из них являются реальными, то ряд других – просто вымысел.

Если говорить о фактах из настоящего прошлого, можно выделить следующие:


Среди сказок наиболее распространёнными являются 2:

  1. История о лифте, ресторане и смотровой площадке, функционирующих много лет назад о, которых говорилось ранее.
  2. Миф о том, что после того как монумент был открыт внутри него потерялся один из членов приёмной комиссии. Несмотря на огромное количество небольших помещений, заблудиться в них проблематично.

Сравнение статуи с другими большими памятниками в мире

Статуя «Родина-Мать» в Волгограде, высота которой позволяет ей входить в 10 самых высоких монументов, изображающих фигуру человека в полный рост. Если говорить о российских скульптурах, превышает её только монумент Петру I, расположенный на Москве-реке.

Однако, если учитывать, что волгоградскому экспонату более 50 лет, а московскому всего 21 и представить разницу технологического прогресса этих времён, предпочтение отдаётся первому. Высота человека всего 18 м, а 98 достигается с учётом ансамбля из мачт корабля.

Статуя свободы в Нью-Йорке

«Statue of Liberty» в переводе с английского означает «Озаряющая мир свобода». Находится она неподалёку от Нью-Йоркского Манхеттена, на острове, посередине бухты. Монумент был сооружен в конце XIX века как напоминание о столетии независимости Соединённых Штатов. Что примечательно, стройкой статуи занимались не американцы, а французы, а сам элемент был преподнесён в качестве подарка.

Монумент представляет женщины, одетую в хитон, покрывающий все её тело, за исключением головы, рук и ступней. Босыми ногами она стоит на разорванных цепях, олицетворяющих независимость. На голове расположена 7-конечная корона, в правой поднятой руке – зажжённый факел, в левой – скрижаль, напоминающий о дате принятия Декларации Независимости.

В отличие от волгоградского памятника, для возведения здесь использовались тонкие медные листы, которые чеканились в деревянных формах и устанавливались на стальную основу.

Ознакомиться с техническими характеристиками Статуи свободы можно в таблице, представленной далее:

Статуя Христа в Рио де Жанейро

Бразильская статуя отнесена к Новым 7 чудесам света. Её высота 38 м, но из-за того что расположена она на самой высокой точке, периодически она становится так называемым громоотводом. Примерно 4 – 5 раз в год в неё попадает молния.

Дата основания монумента приравнивается к столетнему юбилею независимости Бразилии.

Работы над ней были начаты в 1922, спустя 9 лет постройка была завершена. Уникальность выполненных работ заключается в том, что по ряду причин выполнить их на месте не представлялось возможным. В результате производство каркаса происходило во Франции. Для этого использовался железобетон и талькохлорит.

Ознакомиться с общими техническими характеристиками статуи Христа Искупителя в Рио де Жанейро можно в таблице:

Статуя Будды в Японии

На японском она называется Усику Дайбуцу, что в переводе означает Большой Будда, находится она в городе Усику. Это третья по величине статуя в мире и самая крупная из изготовленных из бронзы. Поднимается над землёй на высоту в 120 м, из которых размер платформы всего 20 м.

Своим внешним видом она показывает, что передаёт учение последователям, направляющимся по верному пути просветления. Правая рука находится в поднятом состоянии, левая опущена вдоль тела. Ладони при этом развёрнуты в сторону наблюдателей. Указательный и большой палец каждой из них соединён в кончиках, остальные - прямые.

Технические характеристики монумента приведены в таблице:

Родина-мать в Украине

Монумент был открыт в 1981 г. Это был первый стальной памятник таких размеров, построенный на территории Советского Союза. Работу над внешним видом статуи выполнял Е. В. Вучетич, создававший «Родину-мать» на Мамаевом Кургане. Внезапная смерть скульптора не остановила работ. Его дело продолжил Василий Бородай и ряд других специалистов, трудившихся при Евгении Викторовиче.

Статуя на берегу Днепра изображена в виде женщины, держащей в одной руке меч, а в другой щит, символизирующий защиту Отечества. Конструкция полая, внутри неё имеется 2 лифта, предназначенных для передвижения обслуживающего и ремонтного персонала. В начале 2000-х экскурсантам было разрешено подниматься в верхнюю часть статуи, где была оборудована смотровая площадка.

Однако, в 2003 г. произошёл случай падения посетителя, в результате чего, вход внутрь был ограничен. Регулярные осмотры технического состояния позволяют предполагать, что запас прочности монумента «Родина-мать» имеется более чем на 150 лет.

Ознакомиться с техническими характеристиками статуи можно в таблице:

Статуя «Родина-мать» подчёркивает высокий моральный дух русского народа, творца великого исторического события, преломившего ход Великой Отечественной войны. Бои за Волгоград (Сталинград) раскрыли безответную любовь солдата к отчизне вне зависимости от национальности и гражданского статуса.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о статуе Родина мать

История создания статуи Родина мать в Волгограде:

Ее высота составляет 182 метра.

В Индии, на острове Садху Бет в штате Гуджарат, воздвигли самую высокую статую в мире - Статую Единства.

Ее высота составляет 182 м и она выше, чем статуя Христа в Бразилии (38 м), статуя Свободы в США (93 м) и "Родина-Мать" в Киеве (102 м).

Читайте также:

Скульптуру установили в честь одного из творцов современного индийского государства Валлабхаи Пателя. После обретения Индией независимости в 1947 году он занимал пост заместителя премьер-министра страны и министра внутренних дел. Патель также является автором индийской конституции и приложил огромные усилия, чтобы сохранить Индию в ее границах и не допустить развала страны на меньшие государства.

За заслуги перед Индией Валлабхаи Пателю присвоили почетное прозвище Сардар, что означает вождь или лидер на многих языках Индии.

Читайте также:

Скульптура Валлабхаи Пателя состоит из 40-метрового постамента и 142-метровой статуи. На уровне 153 метров установлена смотровая площадка, которая может одновременно вместить до 200 человек. Стоимость строительства статуи - 430 млн долларов.

Видео Из Рио с любовью. Статую Христа-Спасителя окрасили в украинские цвета

Статуя Христа-Спасителя - в украинских цветах. В Рио-де-Жанейро известная скульптура засияла желто-голубым. В цвета украинского флага бразильцы подсветили ее специально ко Дню Независимости нашего государства. Делают это уже 5 год подряд. Тем более, говорят, в украинской диаспоры праздник на днях двойной. Ведь они еще и отмечают День украинской общины.

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент - Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см - по числу дней Сталинградской битвы.

Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.

Конечная точка пути - монумент «Родина-мать зовет!» , композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны - высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери - 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире - это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери - 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

Сталинград, Мамаев курган. На переднем плане Renault UE Chenillette — легкий французский бронетранспортер, стоявший на вооружении вермахта.

Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.

Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча - меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия - волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.

Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера - её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня - дом-музей архитектора - можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка - всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером - светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

абота скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.

Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала «Родина-мать». Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.

Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесенных Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнаженной.

Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.

Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города «Волгоград» — он и сейчас там — и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?

Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет «Родина-мать». Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.

Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.

Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо.

Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома — экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.

После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.


В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК „Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»“ Александр Величкин.

Интересные факты

  • Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.
  • Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись».
  • Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел. Но это лишь легенда
  • Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области

По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.

Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.

- «Родину-мать» Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше — 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно «пригружать» фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.

Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.

С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:

Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить «наверх». На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.

Теперь представьте: на дворе июнь, до открытия мемориала остается четыре месяца. А надо снова восстановить леса, подготовить и уложить более тысячи квадратных метров разноцветных стеклянных кусочков. Тут очень помог легендарный командующий 62-й армией Василий Чуйков. Он, между прочим, был у Вучетича главным консультантом проекта. В распоряжение штаба стройки откомандировали 500 солдат. Работали бойцы по-стахановски. Уже через три недели интерьер зала обрел задуманный вид.

Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.

…Как обычно, главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих… отчего так сильно раскачивается меч в руке «Родины-матери»? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.

На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября — и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор «Электромаша» на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора «Сайра» ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.


Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка. Еще сорок лет стоит мемориал. Он всегда выглядел достойно. Даже тогда, когда все в стране рушилось и приходило в негодность, на кургане была аккуратно подстрижена трава. Но только люди, работающие здесь, знают, чего стоит этот порядок. И как приходится выбивать деньги у начальства всех рангов, чтобы латать и ремонтировать огромное уникальное хозяйство.

Кто-то неосторожно высказался, что, мол, «Родина-мать» так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. «Любое сооружение такого типа, — говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, — может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, — продолжает Берлов, — постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня».

Вы можете совершить прогулку с Сергеем Долей внутрь памятника

А вот тут прогулка с Артемием Лебедевым

В конце июня 1941 года увидело свет, пожалуй, главное графическое произведение Великой Отечественной войны, вошедшее в дальнейшем во все учебники истории — плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. В дальнейшем само понятие «Родина-Мать» стало едва ли не краеугольным камнем всей советской пропаганды, воплотившись в бесчисленных подражаниях и перекочевав в смежные области изобразительного искусства, в том числе монументального.

] источники
http://www.volgastars.ru
http://www.glavagosudarstva.ru
http://waralbum.ru

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

«15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане , на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине», - сказал на открытии мемориала великий советский скульптор Евгений Вучетич .

До построения мемориала, вершиной кургана была местность, находящаяся в 200 метрах от нынешней вершины. Сейчас на ней расположен Храм Всех Святых. Нынешнюю вершину сформировали искусственно для построения памятника.

На этапе проектирования Вучетич постоянно вносил изменения. Изначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), а в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя. Но от него отказались, как и от пышно украшенного постамента. Монументальные лестницы, которые уже были построены, заменили дорожкой-серпантином, которая словно лента опоясывает статую. Изменились и размеры - Родина-мать выросла с 36 метров до 52. Хотя замысел скульптора здесь не причем, просто Никита Хрущев в ультимативной форме заявил, что она непременно должна быть выше Статуи Свободы.

Мамаев Курган, на котором расположен памятник, всегда был стратегическим объектом, с него открывалась панорама города. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток. Он и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял от разрыва бомб. На каждый квадратный метр приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел, на сгоревшей земле не выросла даже трава.

По самым скромным подсчетам, на Мамаевом кургане похоронено около 35 тысяч человек. На месте этой огромной братской могилы и возвели главный монумент России .

Родина-мать занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Ее общая высота - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции сделал доктор технических наук Николай Никитин (он же участвовал в проектировании МГУ и Останкинской башни). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Самую высокую скульптуру построили в 2008 году. Это статуя Будды в китайской провинции Хэнань, ее высота вместе с пьедесталом – 153 метра.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Но ветру листы титановой обшивки гремели, и дополнительно нагружали руку. В результате лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали.

Во время строительства памятника была необходима стабильная поставка бетона, иначе швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными. Грузовики, осуществлявшие доставку бетона для строительства памятника, были помечены лентами определённого цвета. Водителям разрешалось проезжать «на красный», сотрудникам ГАИ запрещалось их останавливать.

От подножия к верхней площадке ведет 200 степеней, по количеству дней Сталинградской битвы. Внутри самой статуи тоже должно было быть 200 степеней. Но за счет пролетов их количество увеличилось до 203.

Вход внутрь для посторонних строго запрещен, именно поэтому она обросла слухами и загадками. Многие думают, что во рту находится смотровая площадка, а ближе к уху ресторанчик для VIP-персон. Однако это не так. Согласно еще одной легенде, вскоре после создания в скульптуре потерялся человек, после этого его никто не видел.

У памятника на Мамаевом кургане - бойца с автоматом и гранатой и надписью на постаменте «Стоять насмерть!» лицо маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова . Он был главным военным консультантом мемориала. Согласно завещанию командующего 62-й армией похоронили на Мамаевом кургане.

По воспоминаниям советского физика, академика Андрея Сахарова , Евгений Вучетич, автор мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде , поделился с ним в приватном разговоре: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать!»

Монумент является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл - фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала , потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине .

Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области.

9 мая 2045 года к 100-летию победы в Великой Отечественной войне на Мамаевом кургане в Волгограде должна быть вскрыта капсула с обращением участников войны к потомкам.

Есть еще одна Родина-мать – в Киеве , это также творение Вучетича. Стоит на правом берегу Днепра . Она на 23 метра меньше своей соратницы, однако стоит на огромном постаменте, внутри которого расположен музей. За счет этого общая высота у нее выше.

В Москве есть копия головы волгоградской Родины-матери. Она прячется за забором мастерской Вучетича на улице Вучетича, и смотреть на нее никого не пускают, но, поскольку голова - здоровенная, а забор - маленький, то и голову, и ее коллег из-за забора видно довольно неплохо.

Пожалуй, самая большая загадка – с кого лепили Родину-мать, претенденток хватает. 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова накануне празднования 70-летия Победы под Сталинградом объявила, что она стала прообразом знаменитой скульптуры Вучетича. В 2003 году такое же заявление сделала Валентина Изотова . Она работала официанткой в ресторане «Волгоград» и утверждала, что ее пригласил поработать натурщицей сам Вучетич. «Мне платили по 3 рубля в час. В ней много от меня - шея, изломы рук, ноги, бедра - все мое!» – говорила Изотова. Еще одна претендентка - Екатерина Гребнева , спортивная гимнастка, а ныне заслуженный педагог на пенсии. Она также позировала Вучетичу, но на уникальность не претендует: «Это собирательный образ. Думаю, что я не одна позировала для скульпторов».

Однако бывший замдиректора памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина всех претенденток называет самозванками : «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе , знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».


Сделана из предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника - 87 метров. Он установлен на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой 16 метров, большая часть которого скрыта под землёй.

Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8 тысяч тонн). Статуя стоит Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер. Жёсткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

x HTML-код

Скульптуре «Родина-мать зовет!», исполнилось 45 лет. Андрей МИРЕЙКО