Где находится тучков мост спб. Стратегический пункт и украшение города – Тучков мост Тоннель под Малой Невой

В истории имени моста существуют две, равноправные по мнению историков, версии:

  • Название моста произошло от фамилии купца Авраама Тучкова.

В 1758 г. компания купцов из четырех человек обратилась в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву с Васильевского острова на Петроградскую сторону. Среди них был купец Авраам Тучков, владелец складов леса на набережной Малой Невы. Так и был этот мост назван по фамилии одного из компаньонов, подрядчика Авраама Тучкова.

  • Название моста от фамилии инженера А. В. Тучкова строившего мост в XVIII в..

Первый мост на этом месте был построен в 1758 г. в створе Малого пр. В.О. Васильевского острова. Этот мост был деревянным и состоял из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной - на мелководье. Он был длиной 900 метров и был самым длинным петербургским мостом XVIII в. Тогда он носил название Никольский.

В 1833-1835 гг. он был перестроен и стал деревянным многопролётным мостом на свайных опорах, с двухкрылым разводным центральным пролётом. Мост был сооружён в створе Большого пр. П.С. с устройством земляной дамбы от Малой Невы до будущего Александровского проспекта. Разводной пролёт состоял из 4-х деревянных рам и разводился с помощью ручных лебедок. Проезжая часть была деревянная, составленная из поперечин и двойного дощатого настила. На открылках моста были установлены перила из чугунных решеток художественного литья с прямоугольными тумбами.

В 1839 г. у Тучкова моста впервые в России уложен искусственный асфальт.

В 1870 г. мост сгорел от непотушенной папиросы

В 1920 г. мост был перестроен в 20-пролётный.

В 1948 г. деревянные пролёты были заменены металлическими, деревянные рамы в разводном пролёте заменены на металлические, а ручные лебедки на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролёта на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой.

К 1960 г. мост имел 20 пролётов, из которых один был разводным и два - судоходными; его длина составляла 257 м, ширина - 19 м. Левобережный устой был каменным на свайном основании, опоры разводного пролёта - металлическими, а остальные опоры - деревянными, брусчатого типа, на свайном основании.

В связи с окончанием строительства Волго-Балтийского канала который заменил устаревшую Мариинскую систему в 1964 г. в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Габариты и грузоподъемность моста не могли удовлетворять требований наземного и водного транспорта. Поэтому встал вопрос о реконструкции моста.

В 1962-1965 гг. мост был коренным образом перестроен инженерами «Ленгипроинжпроекта» В. В. Демчненко и Б. Б. Левиным по проекту архитекторов П. А. Арешева и Л. А. Носкова. Именно тогда Тучков мост и приобрёл современный вид - трёхпролётный железобетонный мост с разводным пролётом посередине.

В 1997-1998 гг. был выполнен капитальный ремонт с заменой дорожного покрытия, ремонтом ортотропной плиты на разводном пролёте и трамвайных путей.

В 2006 г. проводились работы по ремонту стационарных пролётных строений.

В 2008-2009 гг. выполнены работы по ремонту опор разводного пролёта. (текст из Википедии с сокращением)

В XVIII веке Тучков мост был самым длинным в Северной столице, его длина составляла 890 метров. Для сравнения, сейчас его длина значительно уменьшилась и составляет 226 метров.

В настоящее время это один из самых красивых мостов в Санкт-Петербурге: его архитектура отличается стремлением к строгости и смелостью конструктивных решений.

Первоначально мост находился у выхода из станции метро Спортивная, название которой в проекте значилось как «Тучков мост». В 2015 году был открыт второй выход станции «Спортивная», находящийся на противоположном берегу - на Васильевском острове. Для этого под Невой (!!!) был прорыт горизонтальный тоннель с траволатором (эскалатор, который проложен горизонтально). По сути этот пешеходный тоннель дублирует Тучков мост, только под водой и под землей. Он особенно полезен в непогоду - там всегда примерно постоянная температура, нет дождя, снега и ветра. Кроме того, подводный траволатор сам по себе стал достопримечательностью Санкт-Петербурга .

Из истории

Первая деревянная переправа через Малую Неву, соединившая Васильевский остров и Петроградскую сторону, была возведена в 1758 году. В глубокой части русла она была плашкоутной, а на мелководье - свайной. Мост был назван Никольским и располагался в створе Малого проспекта Васильевского острова.

Название моста

Сохранилось две версии происхождения названия переправы:

  • В 1758 году четыре купца обратились в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких переправ в Санкт-Петербурге. При этом они обязались на собственные средства возвести новый мост через Малую Неву. Построенную переправу и назвали в честь одного из купцов, Авраама Тучкова, лесопромышленника и владельца складов древесины
  • По второй версии переправа получила свое имя по фамилии инженера А.В. Тучкова, построившего эту переправу.

Постоянный деревянный мост

В 1833-1835 году переправу перестроили, она располагалась в створе Большого проспекта Петроградской стороны, при этом была сооружена земляная дамба от Малой Невы до Александровского проспекта (сейчас это проспект Добролюбова).

Это был постоянный многопролетный деревянный мост на свайных основаниях, два его пролета были судоходные и один был разводным.

Двукрылый разводной пролет состоял из четырех деревянных рам и разводился в ручную с помощью лебедок. На открылках (крыльях устоев) установили перила в виде чугунных решеток художественного литья.

Управа Санкт-Петербурга постоянно следила за состоянием всех городских переправ и в 1899 году в газете «Петербургский листок» было отмечено, что очередь на капитальный ремонт дошла и до Тучкова моста. «Не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается».

Всего же Управа просила Думу выделить 112 500 рублей на ремонт и 25 500 рублей на расширение дамбы.

В Советское время Тучков мост, как и многие другие переправы, хотели переименовать. Но народом был пущен слух, что переправа носит имя героя войны 1812 года и правительство решило сохранить это привычное для всех название.

Для справки: В России, действительно, был старинный род Тучковых, пять братьев которых Николай и Павел, Сергей и Александр дослужились до генералов, причем четверо из них приняли участие в Отечественной войне 1812 года, а двое отдали свою жизнь за Отечество. От ран умер старший брат Александр Алексеевич и младший из братьев – Николай Алексеевич.

В послевоенное время деревянные пролеты строения были заменены на металлические. Деревянные рамы разводного пролета также сменили на металлические, а ручную лебедку – на электрическую.

Переправа имела 20 пролетов, ее длина составляла 257 метров, а ширина - 19 метров, левобережные опоры были каменными, а правобережные – деревянными.

Тучков мост 1965 года

С завершением строительства Волго-Балтийского канала по Неве стали ходить большие суда, увеличилась нагрузка и на саму переправу. Ее грузоподъемность и габариты перестали соответствовать требованиям наземного и водного транспорта, необходимо было ее реконструировать.

Проект сооружения был разработан инженерами и архитекторами института Ленгипроинжпроекта под руководством В. В, Демченко и Б. Б. Левина, П. А. Арешева, Л. А. Носкова, строительные работы велись с 1962 по 1965 год.

В настоящее время Тучков мост железобетонный, трехпролетный. Во время строительства была расширена дамба за счет засыпки части русла реки Ждановки. Со стороны Васильевского острова набережную Макарова увеличили до 42 метров и создали небольшую предмостную площадь.

В 2003 году была выполнена подсветка переправы и ночью теперь она похожа на взлетающую с воды чайку.

Характеристики

  • Длина переправы - 226,2 метров, в том числе между гранитными устоями – 216 метров
  • Разводной пролет центральный, двукрылый шириной 50 метров
  • Ширина между перилами – 36 метров, в том числе проезжей части – 28 метров, тротуары – 4 метра
  • Угол раскрытия крыльев – 69 градусов.

Тучков мост, имеющий простую и четкую форму, прекрасно вписывается в водные просторы и панораму невских набережных.

Тучков мост красив строгой чистотой линий и смелостью конструкторских решений. В огнях ночной подсветки напоминает взлетающую чайку. Ограждение с оригинальным переплетением простых металлических стержней создает иллюзию объема, бегущего вдоль моста.

Современный вид Тучкова моста может кому-то показаться слишком сдержанным и лаконичным на фоне его великолепных собратьев в парадной части Петербурга, но происхождение названия, которое звучит по-старинному, – обязательно заинтересует. Действительно, история моста началась почти три века назад.

Первая деревянная переправа на берегах Малой Невы была заложена в 1758 году и первоначально называлась Никольской. Давняя переправа в то время побила все рекорды по протяженности, составлявшей 890 метров. Существующий мост намного короче. Эта разница объясняется тем, что в XVIII веке переправа частично проходила по берегу. Она состояла из двух частей. Плашкоутная часть пересекала русло на глубоководье. Участки, проходившие по мелководью и дальше по заболоченным берегам, были свайными.

Вскоре мост переименовали. Происхождение названия Тучкова моста теряется в легендах: то ли в честь инженера А. В. Тучкова, построившего мост, то ли по фамилии купца-лесопромышленника Авраама Тучкова, чьи склады находились рядом. Об этом купце известно, что он был в числе прочих, подавших челобитную в Сенат с просьбой отдать им в пользование некоторые мосты в городе. Взамен они обещали построить мост на Малой Неве, что и было исполнено.

Историки обе эти версии признают правомерными. Позднее был пущен ложный слух, что мост назван в честь героя войны 1812 года генерала А. А. Тучкова. Считается, что это делалось умышленно, чтобы уберечь мост от переименования в советское время.

Мост неоднократно перестраивали в дереве. Даже после того, как он сгорел от непотушенной папиросы в 1870 году, восстановленный мост продолжал оставаться деревянным. После капремонта в 1948 году деревянные пролеты сооружения заменили металлическими, но сохранили деревянные опоры на свайном основании.

Необходимость в полной реконструкции переправы возникла в 1960-х годах, когда габариты и грузоподъемность моста перестали соответствовать растущим требованиям. С созданием Волго-Балтийского канала по Большой и Малой Неве стали ходить крупнотоннажные лайнеры, одновременно возросли транспортные перевозки и нагрузка на мост.

Новый трехпролетный железобетонный разводной мост построили в 1965 году по проекту архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева.

Тучков мост.

По данным СПб ГБУ «Мостотрест» протяженность Тучкова моста насчитывает 226,2 метров при ширине 36,8 метра. Предусмотрена широкая пешеходная часть (4 метра), позволяющая проехать на велосипеде.

Сегодня Тучков мост представляет собой настолько оживленную транспортную магистраль, что и разводят его не каждый день, и даже в ходе капитального ремонта моста движение по нему полностью перекрывали всего на несколько дней. В его честь был назван танкер «Тучков мост», спущенный на воду в 2003 году, что подчеркнуло значение и важность переправы, обеспечивающей взаимодействие крупнейших районов Петербурга.

Справедливости ради, следует заметить, что Малую Неву можно перейти не только по мосту. В 2015 году вдоль оси Тучкова моста построен подземно-подводный пешеходный тоннель, оборудованный горизонтальным эскалатором.

Где находится Тучков мост

Тучков мост через Малую Неву соединяет Васильевский остров (выходит на набережную Макарова возле Первой линии) с Петроградской стороной (Большой проспект). С моста открывается прекрасный вид на Петровский стадион, набережную Макарова, Стрелку Васильевского острова, Петропавловский собор.

Обозревать окрестности и угадывать достопримечательности очень удобно со смотровых площадок, расположенных на устоях моста, это занятие способно захватить до такой степени, что только гул транспортного потока за спиной возвращает к реальности.

Стрелка Васильевского острова – стратегически важное место Петербурга ещё со времён Петра I. В то время переправы рядом с ней не возводились, они попросту мешали торговле и проходу судов. Однако позже, к середине 18 века, появилась необходимость в постройке мостов через Малую Неву. И в 1758 году на деньги неравнодушных предпринимателей появился мост, соединивший два берега реки.

Мост сразу же стал рекордсменом. Его длина равнялась 890 метрам, что по тем временам было невообразимым.

Он был выполнен из дерева, на мелководье закреплялся на сваях, а в центре был плашкоутным (специальное устройство для поддержки моста). Недалеко от моста расположился Тучков Буян и Ватный остров, которые использовались как склады лесного промышленника – Авраама Тучкова.

Спустя почти 100 лет, в 1833 году, переправу закрыли на ремонт, длившийся два года. Внешний вид и система опор сооружения изменилась. Теперь мост делился на пролеты и имел разводную часть. На Малой Неве, с Петербургской стороны была создана дамба, служившая опорой для края моста.


С другого берега переправа упиралась в проспект Добролюбова, или Александровский, как он назывался в то время. Естественно проезжая часть была сложена из досок, и разводка осуществлялась ручными лебедками. Но уже в 1839 году дорожное покрытие сменили на асфальт. Такого рода перемены в строительстве мостов Россия увидела впервые.

Тучков мост постигла трагедия, произошедшая в 1870 году. Брошенная неизвестным непогашенная папироса переросла в большой пожар, от которого пострадали многие части строения. После этого его ещё несколько раз ремонтировали. И в результате, к 1920 году мост стал 20-ти пролетным.


Следующая глобальная реконструкция ожидала мост в 1948 году. Были проведены следующие работы:

  • некоторые части основания и пролетов выполнили из металла;
  • ручные лебедки заменили на электрический механизм;
  • с левой стороны устой моста стал каменным, в основе его были сваи; остальные опоры оставались деревянными;
  • длина моста осталась прежней – 258 метров, ширина стала чуть больше – 19 метров.

Спустя десять лет начались проблемы. Конструкция моста оказалась устаревшей для нового типа судов, ходивших по Малой Неве. Был поднят вопрос о полной перестройке Тучкова моста.

В качестве инженеров выступили В. Демченко и Б.Левин. Архитекторами являлись известные на тот момент Л.Носков и П.Арешев. С 1962 по 1965 фактически был заново возведен мост, находившийся на 3 метра выше по течению реки, чем предыдущее сооружение.

Уже в самом конце 20 века, в 1997-98 годах покрытие разводной части моста было реконструировано, а также переложены трамвайные рельсы. В 2003 году конструкции обрабатывали специальным составом для предупреждения коррозии металла. В 2006 году прошел ремонт недвижных пролетов. А в 2008-2009 обновили разводной пролет магистрали.


Поскольку число автомобилей постепенно возрастает, возникает вопрос о том, выдержат ли опоры нагрузку. Поэтому в июле 2016 года, проводились работы по обновлению Тучкова моста. В процессе были усилены опоры, обновлены устои и механизм разводной части моста, проведена обработка деталей моста от коррозии. В ноябре 2017 магистраль вновь приняла поток автомобилей.

Тучков мост: описание

На сегодняшний день Тучков мост в Спб состоит из трёх пролетов, центральный из которых разводной. Пролет, который разводят состоит из двух крыльев, поднимающихся вверх. При этом единственный фиксатор, который удерживает крылья во время разводки — запертые золотники (специальный элемент гидропривода).

Разводка моста осуществляется с помощью гидравлического привода, который находится на берегу. Решётка, украшающая перила моста, является уникальной. Она сделана из железных прутьев, переплетённых между собой специальным образом. Прямо с моста можно спуститься на набережную – для этого установлены гранитные парапеты.


Основные конструкционные характеристики моста:

  • длина – 226.2 м;
  • ширина – 36 м, включая проезжую часть – 28 м и два тротуара по 4 м;
  • длина пролетов: 74.1 м – 49.8 м – 74.1 м соответственно.

Откуда название?

В 18 веке, когда купцы и промышленники выстроили первую деревянную переправу, решено было назвать сооружение Никольским мостом. Спустя некоторое время наименование изменили.


История названия Тучкова моста имеет две версии:

  • Среди инженеров, которые возводили переправу в 18 веке присутствовал А.В. Тучков. Официальное название закрепили за его именем.
  • В далёком 1758 году Авраам Тучков и ещё трое промышленников подавали прошение в городские власти. Они просили передать им в пожизненное пользование и обустройство некоторые мосты Петербурга. Взамен они должны были перекинуть мост через Малую Неву. И построенный Никольский мост затем переименовали, дав имя одного из основателей.

Тучков мост: график разводки

В Петербурге насчитывается 21 разводной мост, открывающий проход для судов каждую ночь. Разводят ли Тучков мост? Конечно, более того, его разводка осуществляется дважды за ночь.


График разводки Тучкова моста такой:

  • первый раз мост закрывают для движения с 2-х часов ночи и открывают лишь в 2-55;
  • в 4 утра мост закрывают снова. Правда в этот раз всего на полчаса, и в 4-30 уже можно проехать по мосту.

Санкт-Петербург вот уже на протяжении десятков столетий тесно связан с мостами. Город, невозможно представить без бетонных «монстров» перекинутых через водную часть города. Многие туристы, приехав в Петербург, первым делом отправляются на прогулку вдоль набережной, и заказываю тур по Неве. Они даже жертвуют сном, чтобы увидеть великолепный развод мостов.

Тучков мост одна из самых красивых переправявляется расположенных в Петербурге. Мост соединяет Кадетскую линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. Ближайшее метро от переправы называется «Спортивная». Такое название объясняется расположенному недалеко спортивному комплексу «Юбилейный», а также стадиону «Петровский». Но, во времена строительства моста было решено назвать расположенную недалеко станцию петербуржской подземки «Тучков мост». Но, к сожалению, эта идея была благополучно забыта.

Страница в истории

Первоначально в этой части города мост был возведен в 1758 году. Длина деревянной переправы на тот момент составляла 890 метров. Официально мост именовался «Никольским» однако, местные жители именовали как «Тучков мост». Бытует несколько мнений о происхождении двоякого имени переправы. По первой версии, мост стали именовать «Тучковым» из-за островка, через который пролегает переправа. Однако это не совсем так. Дело в том, что при возведении моста большой вклад внес инженер Алексей Тучков, соответственно, переправу назвали его именем.

Другая версия гласит, в 1758 году четыре купца написали письмо в Сенат с просьбой отдать им в вечное пользование и содержание несколько переправ. Взамен, они обязуются на собственные средства построить мост через Малую Неву. Одним из четырех купцов был Авраам Тучков. Именно в его честь и была названа переправа.

Какой версии бы не придерживались местные жители – все равно мост играет одну из важных ролей в жизни города.

Перестройка и опять перестройка…

Перестройка моста состоялась в 1835 году, после которой переправа пополнила список разводных мостов Петербурга. Многопролетная деревянная переправа держалась на свайных основаниях. Разводился мост вручную при помощи лебедок. Перила на мосту были изготовлены из художественных чугунных решеток.

В 1920 году мост был полностью перестроен и теперь состоял из двадцати пролетов. После окончания войны в 1948 году, деревянные части переправы были заменены на металлические. Ручной механизм развода моста был заменен на электрический.

Следующая реконструкция моста была начата в 1962 и завершилась в 1965 году. Длина обновленного моста составила 226 метров, ширина 36 метров. Сама конструкция моста состояла из железобетонных пролетов, в середине переправы была установлена двойная разводная часть, с протяженностью 50 метров. Ширина проезжей части составила 28 метров, тротуарной 4 метра. Реконструкция моста не обошла стороной и многочисленные пролеты - былые 20 пролетов были сокращены до 3-х.

В качестве декора были установлены перила квадратного сечения со своеобразным переплетом. Благодаря этому вся протяженность переправы выглядела красиво и объемно.

В 1998 году после очередного ремонта, было заменено дорожное покрытие, а также отремонтированы разводной механизм и трамвайные линии. В 2006 году вновь переправа пережила ремонт, на этот раз были полностью заменены стационарные пролетные сооружения. Ремонт опор разводного пролета был осуществлен с 2008 по 2009 года.

Мост будущего

Во время Белых ночей, ночные разводы мостов выглядят еще прекрасней. К сожалению развод Тучкова моста можно будет увидеть лишь в 2016 году, так как он частично закрыт на реконструкцию. По переправе открыто лишь одностороннее движение в сторону Васильевского острова. Обратно ехать придется по Биржевому мосту. После реконструкции, переправа будет еще более величественная и станет вновь украшать всеми любимый Санкт-Петербург.