Месторождение сабетта. Сабетта - есть ли жизнь за Полярным кругом? Принимаемые типы воздушных судов

Билетов на рейс Москва - Сабетта не купить: везут туда только по спискам и паспорту. Других вариантов просто нет, соответственно, случайных людей - тоже. Туда вез Red Wings, обратно - «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку только взрослых людей - трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда и, главное, зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.

Единственный прикол был, когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта - это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.

Главная площадь Сабетты

Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Окей, ждем. И ждем, и ждем… Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на каждом перекрестке он стоял и всех пропускал!

Накормили в полете вкусно - даже не ожидал такого от фактически вахтового транспорта. А бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах. Думал, вздремну, но за иллюминатором было так красиво, что я от него и не отлипал. Да и есть тоже было удобно.

Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой - сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато нужно нефигово долго ожидать багажа и его досматривают на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что-то вызывает вопросы - надо открывать баул и показывать, и неважно, как плотно упакованы вещи. Отказался - готовь 50 тысяч штрафа.

Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, в поселках и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке (ЮТЛУ), включая завод СПГ, - под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда - попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же.

Храм посреди Сабетты.

Вообще, запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь - на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь - то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец - то неизвестно, что у него на уме, плюс вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.

Курить можно только в отведенных для этого местах - на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком - ОВД.

За нарушение правил - либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депортации. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу - как два пальца. Ущучат тебя бухим - и сам будешь должен денег, и твоя контора, причем в два раза больше, но домой тебя не отправят. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация означает, что депортированный больше никогда - ни в следующий раз, ни от другой конторы - не сможет сюда приехать. Единственный способ заехать сюда снова - поменять паспорт. Есть люди, по тем или иным причинам непьющие, которые в Сабетте как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту как на реабилитацию с трудотерапией - потому что неспособны перестать бухать самостоятельно.

Одна из улиц Сабетты. На самом деле улиц как таковых там нет - есть только номера общежитий, между которыми проходы. Все коммуникации проложены на поверхности: мерзлота ведь.

Еще про штрафы. Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило, - попасть на 30 тысяч. Оказаться на заводе без спецодежды - минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Отсутствие средств индивидуальной защиты (каски и очков) - по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них поймали. Отсутствие страховки при работе на высоте - опять же депортация.

Про погоду. Приезжаешь из Москвы в Заполярье - думаешь, пипец! На следующий день температура падает до –3, думаешь: вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничего не мешает), думаешь: вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь: ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь: во жара!

Восход на Сабетте.

Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), насквозь продувает застегнутые молнии на одежде, а если что-то из одежды не застегнуто - есть возможность потерять. Привычка застегиваться появляется мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или желтый жилет с тела. Поначалу удивляет, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, - но когда поднимается ветер, понимаешь, что это вещь необходимая.

В Сабетте есть, как я уже сказал, отделение полиции и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа вполне естественно подстраховаться. За две недели я видел полицию только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут - лечить порезы и ссадины и держать наготове вакцину от бешенства. Если кто серьезно приболел - давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется: в медпункте при обращении напрямую спрашивают: «Домой хочешь?» - и, если хочешь, - скатертью дорога.

Вообще, там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается - медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже «поехавшего».

Обычный пейзаж. Провода и буровые - больше глазу зацепиться не за что.

На ЮТЛУ все сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами: что и как есть, как спать, где стираться и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы закрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже - комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже - отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере - через день. Смена постельного белья и полотенец - раз в неделю.

Каждому человеку положен пропуск - пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже я с моим аппетитом, ни в чем себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.

Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо нужно записываться за два дня. Я не качался - просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры: волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району - только через спутник. И она нищеватая для пользователя: голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе - с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо: у всех рации), инет - только Edge. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть - только в офисах, для почты, выход в интернет очень ограничен. Вайфай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами, смотрят фильмы и сериалы и друг с другом меняются на флешках свежачком.

Достопримечательностей в Сабетте две: факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники, - сколоченные из досок домики. В них теперь уже никого нет, а они стоят, и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.

Одно из старых общежитий.

Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефону с родными и близкими. Тоже мощный контраст: всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки создают доброе ощущение.

Новое здание общежития. Таких в Сабетте много - там все и живут.

Вообще, случайных людей там нет. Люди разные: со всей России плюс французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют - с немецкой тщательностью. И все реально равны.

Еще про факел. Факел - вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво: на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернющий дым летит.

Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как рядом. Первые 220 метров от него - стерильная зона, куда вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки, как от костра. Вылезаешь из машины и думаешь, что весна пришла, тепло: вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был: как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени - самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом: каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии - так вот, постоянно есть ощущение, что над домом проносится авиалайнер, только источник шума никуда не улетает.

Про местные правила дорожного движения. Взял я с собой права и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный ТРЭКОЛ и дать на нем по тундре, ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему: штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости - 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом, не скрыться. Даже если думаешь, что твоего нарушения никто не заметит, - трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб, включая ГАИ, и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах», все наоборот. Там правило одно: преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.

Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается как экстремальный, но чертовски интересный отдых.

Материал был опубликован на Telegram-канале о путешествиях East Travel с согласия автора. Там публикуются рассказы о путешествиях обычных людей по красивейшим местам России и мира: по Японии, Иерусалиму, Чукотке, Камчатке, Байкалу, Приморью и другим.

На днях на Ямале первый в мире танкер-ледокол загрузили сжиженным природным газом. На это событие прилетел президент России Владимир Путин. Все интересные факты, которые нужно знать о Сабетте и заводе Ямал-СПГ - в этом материале.

Откуда на Ямале «итальянское название» Сабетта?

Сабетта - это вахтовый поселок у Обской губы Карского моря на восточном берегу полуострова Ямал. Свое имя поселок получил по названию местного рода самоедов Сабе, проживавших в этом районе и занимающихся оленеводством. Само название полуострова Ямал тоже самоедского происхождения и означает «конец земли» - Я-мал.

Так выглядит Сабетта с высоты птичьего полета. Действительно - конец земли

Интересно, что первоначально, в названии поселка была одна буква Т - Сабета. Но во время перезапуска богатого газом региона и придания, планируемого к постройке морскому порту, международного значения, название европеизировали добавив вторую Т. Теперь поселок звучит немного по-итальянски, с оттяжечкой - Сабетта. Правда, сейчас есть версия, распространяемая, в том числе и Википедией, что поселок получил название от реки Сабетта-яха, впадающей в этом месте в Обскую губу. На ненецком языке сабетта обозначает женский головной убор.

Из стойбища ненцев в поселок Сабета (еще с одним Т в названии) стала превращаться в 1980 году, когда сюда высадились геологи Тамбейской нефтегазоразведочной экспедиции, дислоцировавшейся ранее в Лабытнанги. Но к 2002 году в поселке осталось всего 19 жителей, и поселок Сабета был упразднен в 2006 году.

Как они там вообще живут и работают?

Северное сияние скрашивает вечера сабеттцев
Сергей Неверов

Полуостров Ямал - это болотистая равнина. Строить можно только зимой. А зима на Ямале - десять месяцев в году, несколько из них - полярная ночь. Морозы в минус 50 градусов - привычное дело для вахтовиков. Больше проблем доставляет шквалистый ветер. Работают там исключительно по вахтам. По три недели. Общежития укомплектованы по высшему разряду. Неизбалованные дорогими курортами рабочие сравнивают свои номера с трех- четырехзвездочными отелями. Алкоголь по всему поселку под строжайшим запретом. Не причащают кагором даже в местной церкви. Замеченные в нетрезвом состоянии платят приличные штрафы с пятью нулями, а их работодатели - с шестью.

Развлечений в поселке мало, но работает интернет, и в социальных сетях есть несколько активных групп. Одна из них «Сабетта Супер! (Ямал СПГ)» в сети «ВКонтакте» имеет почти 20 тысяч подписчиков.

Питание очень приличное, но чтобы попасть в столовые, иногда приходится жестко отстаивать свое право. Контингент в подавляющем большинстве мужской, и вахтовики иногда по-мужски снимают напряжение. Среди развлечений также просмотр северного сияния и моржевание. Дружить с местной фауной настоятельно не рекомендуют. Белый медведь может попробовать на вкус просто из любопытства, а песцы, которые прогуливаются по поселку в поисках подачек, могут заразить бешенством.

Такое световое явление обычно для полярной зимы и искусственного света
Айрат Басареев

Храм Сабетты, где не причащают вином
Андрей Старостин

Моржевать в Сабетте можно прямо с моржами Алексей Иванов

Правда ли, что в Сабетту нельзя долететь посторонним?

В Сабетте отстроен и введен в эксплуатацию международный аэропорт. Из Москвы летает Red Wings, в Москву - АК «Ямал». Также есть рейсы из Нового Уренгоя и Салехарда. Официально на все эти рейсы билеты не продаются. Но подсесть к вахтам можно почти всегда, заранее договорившись с приглашающей стороной или с авиаперевозчиком.

Досмотр багажа в аэропорту Сабетта ведется на предмет ввозимого алкоголя. Любое количество и качество алкогольных напитков изымут службы безопасности. Отказаться от досмотра багажа можно, заплатив штраф в 50 тысяч рублей.

Международный аэропорт Сабетта
Андрей Старостин

Для чего Сабетте морской порт, да еще и международный?

Международный морской грузовой порт в Сабетте начали строить в 2012 году, уже в 2013-м он стал принимать грузовые суда. Окончательно морпорт был готов в этом году - к приходу первого и пока единственного в мире газовозного танкера ледокольного типа. Сам завод по сжижению природного газа достраивается на территории морского порта, чтобы жидкий газ можно было сразу закачивать в танкеры и отправлять по Северному Морскому пути. Первый танкер-ледокол отправится с СПГ прямиком в Китай.

«Кристоф Де Маржери» проходит сквозь 2,1-метровую толщу льда сам
Дмитрий Лобусов

Пробный коммерческий рейс танкер-ледокол Christophe de Margerie из Норвегии в Южную Корею по всему Северному Морскому пути прошел за 19 дней. Это на 30% быстрее, чем через Суэцкий канал. В этом главное преимущество Северного Морского пути (СМП). А еще СМП - самый короткий между Европейской частью России и Дальним Востоком - расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет чуть больше 14 тысяч км.

Емкости закачаны природным газом Ямал СПГ

Морской порт Сабетта на карте - совершенно новое географическое название, появившееся около нескольких лет назад, когда возникла необходимость освоения огромных месторождений нефти и газа на полуострове Ямал и доставки груза в порт Сабетта, а также для транспортировки углеводородов Северным морским путем. Порт назван так по имени рабочего поселка, в пяти километрах севернее которого он находится. Порт Сабетта на карте располагается в восточной части Ямала, на берегу 800-километровой Обской губы, выходящей в арктическое Карское море.

Официальная церемония начала строительства морского порта Сабетта состоялась 20 июля 2012 года, в рамках проекта «Ямал СПГ».

В качестве первоочередной задачи строители порта Сабетта должны были отстроить морские причалы, способные принимать любые грузы - от строительных материалов до оборудования. Для этого были проведены дноуглубительных работы и прорыты подходный и морской каналы, акватория порта глубиной свыше 15 метров. Эта задача была полностью решена, и уже в октябре 2013 году порт Сабетта открыл зимнюю навигацию и принял первые грузовые корабли.

Сейчас мощности порта Сабетта позволяют принимать грузы круглый год. В настоящее время заканчивается строительство второй очереди - терминалов для отгрузки сжиженного природного газа, который доставляется из Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.

В дальнейшем из порта Сабетта планируются поставки нефти, природного газа и газового конденсата не только в страны Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, но также в страны Северной и Южной Америки. Следующим этапом работ будет строительство производства по переработке сжиженного природного газа (СПГ).

Активная разработка месторождений буквально преображает полуостров. Ранее в рабочем поселке находилось только несколько старых полуразвалившихся бараков, а сейчас поселок-порт Сабетта на фото представляет собой населенный пункт европейского типа.

В нем располагается несколько десятков новых общежитий, рассчитанных на проживание 17 тыс. человек. Есть своя столовая, отделение полиции и медицинский пункт. Построены гостиница, административно-бытовой комплекс со спортивными залами, оборудованными тренажерами. На фото порта Сабетта можно увидеть, что в нем есть собственная котельная и энергоцентр, станция пожарной охраны, теплый паркинг для автомобилей, складские помещения для ГСМ, продуктов питания и других необходимых товаров. Экологию поселка обеспечивают сооружения для канализации стоков и водоочистки.

Доставка груза в порт сабетта

В настоящее время наиболее востребованным и экономичным способом доставки груза в порт Сабетта является доставка автотранспортом по зимним дорогам - зимникам. Кроме того, в поселке-порту Сабетта находится действующий аэропорт, которому придан статус международного. При строительстве порта Сабетта предусмотрено строгое соблюдение международных экологических стандартов, при этом воздействие на природу стараются свести к минимуму.

Много фото

К 2030 году, по мнению экспертов, доля России на мировом рынке СПГ может вырасти до 15 процентов. Еще не произведенный сжиженный газ продан уже на 20 лет вперед. И сегодня, несмотря на санкции, проект «Ямал-СПГ» темпов не снижает.

В апреле экскурсию по стройке провели для руководства ямальских муниципалитетов. Главам городов и районов предлагалось лично убедиться в масштабах и перспективах стратегической идеи.

Лучше всего масштабы этой стройки видны с воздуха. Еще пару лет назад здесь не было ничего, кроме старых бараков. А теперь у поселка есть даже собственный аэропорт. Он открылся только в феврале, а принял уже 18 тысяч пассажиров.



С февраля этого года «Ямал СПГ» организует постоянное пассажирское авиасообщение с городами Новый Уренгой и Москва с последующим расширением сети маршрутов. Аэропорт в первую очередь предназначен для обслуживания вахтового персонала, в этом году планируемая численность пассажиропотока составит около 150 тыс. человек, а в пиковые годы реализации проекта превысит 300 тыс. человек.



Ввод в строй современного международного аэропорта, построенного в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ», является важным событием не только для Ямало-Ненецкого автономного округа, но и для всей России. Учитывая активное освоение Арктики, аэропорт Сабетта может быть широко использован и в обслуживании перевозок пассажиров и грузов в этом труднодоступном регионе, в том числе и международных.



Международный аэропорт Сабетта — один из первых российских арктических аэропортов, построенных с нуля. Аэропорт соответствует первой категории ИКАО и может принимать практически все типы самолетов. ООО «Международный аэропорт Сабетта» имеет сертификат соответствия аэродрома, свидетельство о государственной регистрации аэродрома, сертифицирован по всем видам аэропортовой деятельности.



В Сабетте впервые собрались все главы ямальских муниципалитетов. Экскурсия начинается с территории будущего завода, тут пока свайное поле.




Рядом уже выросли гигантские резервуары, из которых жидкий газ будут перекачивать в газовые танкеры. Гарантированные запасы Южно-Тамбейского месторождения, газ которого и будет перерабатываться — 1,2 триллиона кубометров голубого топлива. С завода Ямал-СПГ в год будет выходить 16,5 миллионов тонн сжиженного газа. Вместе с тем подготовлена ресурсная база, позволяющая уже сегодня создать в районе строящегося порта Сабетта мощности до 70 миллионов тонн СПГ.



В Сабетте работают уже около 9 тысяч человек. На пике строительства их будет 15 тысяч, и на месте старого поселка быстро возводится новый. Стройка уже дала работу многим ямальцам. Но главное, конечно, впереди.


«На сегодняшний день активно идет обустройство. На площадке работают 9 тысяч человек. Только за февраль приняли 65 судов. Проект уже в высокой степени реализации, процентов, наверное, 30 основных работ выполнено, произведены все горизонтальные работы, забиты сваи, монтируются крупные РВС под сжиженный природный газ», — рассказал Дмитрий Кобылкин на рабочей встрече у Президента РФ Владимира Путина в марте этого года.


Инвестиционные проекты, реализуемые на Ямале, такие как «Ямал СПГ», порт «Сабетта», Бованенковское месторождение, «Северный широтный ход» и другие, являются драйвером роста российской экономики, поэтому темпы их реализации не должны снижаться. Об этом заявил губернатор Тюменской области Владимир Якушев на IV Международной конференции «Ямал Нефтегаз-2015», прошедшей в 20-х числах мая в Салехарде.








«Тюменская область активно участвует в реализации инвестпроектов на территории округа, однако правительство региона направляет усилия на расширение сотрудничества, в этом вопросе мы находим понимание и со стороны руководства округа, и со стороны представителей нефтегазовой отрасли», — заметил Владимир Якушев.


«Ямал — это не только российская, но и мировая кладовая. В ближайшие 50-60 лет как минимум этот регион будет основной точкой роста для нашей страны. Здесь уже достаточно развита инфраструктура, регион богат природными ресурсами. Полярный Урал, арктический шельф, множество нефтяных и газовых месторождений, подтвержденные в них запасы — это говорит о том, что Ямал в ближайшее время останется основным драйвером роста российской экономики», — сказал глава региона.



По его словам, для Тюменской области развитие Ямала также даст благоприятный эффект. В регионе традиционно развиваются и работают на большую Тюменскую область НИИ, проектные институты, нефтесервисные компании, машиностроительные предприятия, ориентированные на нефтегазодобычу в ХМАО и ЯНАО.



«На долгосрочную перспективу, примерно 50-60 лет, у России нет другого такого мощного проекта, как Ямал. Сегодня его освоение дает работу специалистам и заказы предприятиям по всей стране», — отметил он, сравнив по важности для государства освоение полуострова с великой эпохой формирования ТЭК Западной Сибири.




Глава области подчеркнул большую роль нефтегазовых компаний в развитии социальной сферы, здравоохранения, образования. «Эти вложения окупаются сторицей, ведь мы вкладываем в людей, вкладываем в будущее, это наше общее дело», — резюмировал Владимир Якушев.


Через порт Сабетта по Северному морскому пути должна идти транспортировка не только сжиженного природного газа, но и других грузов. Об этом 27 мая заявил полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских на пресс-конференции в Екатеринбурге.





«На строительстве завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта „Ямал СПГ“ на 90 процентов подготовлены основные и вспомогательные площадки. Идет монтаж фундаментов под газотурбинные установки. В различной степени готовности находятся емкости для хранения сжиженного природного газа. В реализации проекта „Ямал СПГ“ принимают участие только отечественные подрядчики, все работы выполняют российские рабочие и специалисты», — подчеркнул полномочный представитель президента РФ.



На строительстве завода работу получат около 14 тыс. человек, а после его завершения в 2018 году на предприятии будет сознано 1 тысяча 400 рабочих мест, сообщил Игорь Холманских.

Северный путь




Сабетта за 2014 год приняла более 1,1 миллиона тонн грузов, продемонстрировав почти трёхкратный рост. Таким образом, строящийся ямальский порт обеспечивает сейчас почти треть всех перевозок по Северному морскому пути. В текущем году Сабетта должна сгрузить на берег три миллиона тонн грузов, из которых два миллиона доставят по Севморпути. Это модульные конструкции будущего завода по сжижению природного газа, элементы резервуаров для хранения СПГ, буровое и прочее оборудование. А уже в 2017-м начнётся отгрузка первых партий продукции. С 2020 года из Сабетты ежегодно планируют отравлять по 16,5 миллиона тонн сжиженного газа и 1,2 миллиона тонн конденсата.



Точно в срок



Леонид Михельсон, глава «НОВАТЭКа», заверяет, что проект «Ямал СПГ» будет реализован точно в срок. Первую очередь завода, рассчитанную на сжижение 5,5 миллиона тонн природного газа Южно-Тамбейского месторождения, обещают запустить в 2017 году. Всего планируют построить три очереди. Стоимость проекта превышает 27 миллиардов долларов. В настоящее время, правда, возникли технические сложности по валюте, в которой привлекаются средства от китайских банков. Однако все проблемы должны быть разрешены до конца первого полугодия.

Китай поможет?

Проект «Ямал СПГ» может получить финансирование от китайских банков. До 13,5 миллиардов долларов могут перевести до конца 2015 года. Как сообщает Bloomberg, ссылаясь на финансового директора французской нефтегазовой компании Total Патрика де ля Шевардье, китайские банки подписали предварительное соглашение о кредитовании «Ямала СПГ». Шевардье также сообщил о продолжении переговоров с экспортно-кредитными агентствами для получения дополнительного финансирования.

Одновременно руководство «Ямал СПГ» вынуждено было начать переговоры с зарубежными пароходствами. «Совкомфлот», победивший ранее в тендере, так и не смог заключить соглашение с «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering» о строительстве пяти газовозов ледокольного типа. Хотя по условиям контракта обязан был сделать это ещё в прошлом году. Поэтому «Ямал СПГ» сам заключил соответствующее соглашение с корейской верфью и теперь ищет покупателей на суда.

Вокруг света

«Ямал СПГ» рассчитывает получить от китайских банков до 13,5 миллиарда долларов. Ранее Минфин РФ выкупил облигации компании на 74,9 миллиарда рублей. Это лишь половина суммы, одобренной правительством Дмитрия Медведева. Кроме того, подписано соглашение с бельгийской «Fluxys LNG», которая берётся построить в Зеебрюгге резервуар для хранения сжиженного газа с комплексом сопутствующего оборудования. В свою очередь, «Ямал СПГ» получит право эксклюзивного использования данных объектов. Стоимость данного договора превышает миллиард евро, заплатить которые партнёру россияне берутся в течение 20 лет с даты начала перевалки газа. Принятая схема поставок по Северному морскому пути предусматривает, что в летний период углеводороды будут вывозиться танкерами усиленного ледового класса напрямую на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а зимой будут переваливаться в Зеебрюгге на танкеры конвенционного типа для последующей транспортировки через Суэцкий канал.

На мировой арене

Евгений Кот, генеральный директор «Ямал СПГ», отметил всё возрастающую роль в мировом энергетическом балансе сжиженного природного газа. В силу смещения спроса на новые рынки, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона, традиционные трубопроводные поставки зачастую просто технически невозможны.

Развитие СПГ-проектов — это будущее российского газа на мировой арене, — убеждён докладчик. - Наша компания реализует пилотный проект на Ямале, рассчитанный на производство 16,5 миллиона тонн сжиженного газа в год. Вместе с тем подготовлена ресурсная база, позволяющая уже сегодня создать в районе строящегося порта Сабетта мощности до 70 миллионов тонн СПГ. Наши усилия должны быть направлены на реализацию именно таких глобальных целей. И здесь крайне важна координация между правительством и недропользователями. В следующих проектах будут использованы уже наработанный нами опыт, обкатанные технологии и оборудование, с максимально возможной локализацией производства в России.

Дидье Барбандьер, вице-президент «Technip», заверяет, что международные санкции ни в коем случае не повлияют на успех российско-французско-китайского проекта. Завод на Ямале отгрузит первую партию газа из Сабетты по Северному морскому пути уже в 2017 году. У французов в этом деле большой опыт. Именно «Technip» по собственной технологии ещё в 1960-х построила самый первый на планете завод СПГ — в Африке.

Сабетта — это класс!


Арктический проект «Ямал СПГ», который российский НОВАТЭК реализует совместно с французскими и китайскими партнёрами, продолжает активно развиваться. Если в уходящем году в ещё только обустраиваемый порт Сабетта из-за границы прибыло 27 судов с грузами, то в следующем через таможню планируется пропустить 100-150 судов, которые доставят на стройку более трёх миллионов тонн импортных грузов. Создание полноценного морского порта планируют завершить к 2016 году.



А уже в 2017-м, несмотря на все международные санкции, из Сабетты обещают отправить на экспорт первый газовоз со сжиженным природным газом Южно-Тамбейского месторождения. Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямала, убеждён, что после завершения строительства на Ямале многофункционального морского порта и железной дороги до Сабетты многие российские регионы через Северный морской путь получат доступ в мировой океан. Этот проект откроет новые возможности и для дальнейшего освоения арктических территорий.