Самолет ан 24 техническое описание фюзеляжа. Описание ан24. Летные характеристики турбовинтового самолета

Основное развитие российской авиации началось в середине прошлого столетия, еще в бывшем Советском Союзе. Одним из ведущих специалистов в этой области был конструктор О.К.Антонов. Именно в его бюро и появился первый экспериментальный образец самолета АН-24, который затем серийно стали выпускать авиационные заводы Киева, Иркутска и Улан-Удэ. Выпускается данная модель самолета и в Китае под именем Xian Y-7.

Краткая история

Разрабатывать в КБ летательный аппарат начали в 1958 г. с целью использовать его для перелетов на маршрутах малой и средней дальности с возможностью осуществлять посадку на грунтах и в неподготовленных аэропортах. Уже в октябре 1959 г. экипаж под командованием летчика-испытателя Лысенко осуществил пробный полет из Киева в Херсон.

Затем самолет модели АН 24 проходил все необходимые испытания и тестирования, в серийное производство был запущен только в начале 1962 г. Октябрь этого года ознаменовался первым рейсом самолета с пассажирами. В советский период данный тип самолета был достаточно востребованным – на эти машины приходилась чуть ли не треть всего пассажирооборота страны.

Почти 20 лет продолжалось производство антоновского изобретения, что позволило оснастить советскую авиацию большим количеством пассажирских, технических и военных машин. Один только Киевский завод «Авиант» выпустил за эти годы 1028 самолетов различной модификации.

Модификации самолетов АН-24

Кодовые приставки в наименовании модели Краткое описание
Без кода Первые серийные машины, которые начали выпускать в 1962 г.
А Выпущено таких самолетов в начале 60-х годов 200 шт., рассчитанных на 44 пассажирских места
Б Изготовлено всего 400 лайнеров для перевозки пассажиров. Имеет увеличенную взлетную массу (до 21 т), рассчитан на 52 места
В Начал выпускаться с 1964 г. как экспортный вариант
ЛП Переоборудованная модель для использования в тушении лесных пожаров
ПС Эти самолеты созданы в качестве поисково-спасательной техники
Р Данная модель была изготовлена для проведения радиоконтроля и разведки
Т Исключительно военный транспорт, имеющий несколько дверей: одну – в хвостовой части левого борта, вторую – широкую грузовую в передней части фюзеляжа и люк в хвосте
УШ Предназначен для обучения летного состава, поэтому оснащен дополнительными штурманскими местами
ФК Изготовлено 115 самолетов совместно с конструкторским бюро Бериева для проведения фотокартографических съемок
ШТ Штабной вариант первой модификации
"Торос" Рассчитан на работу в суровых условиях Севера – использовался в ледовой разведке
«Троянда» Это своего рода летающая лаборатория, которую использовали для поиска подводных лодок
«Нить» Модель появилась в 1974 г. для применения в исследовательских работах по изучению природных ресурсов Мирового океана и земельных недр

В модификации имеются еще промежуточные варианты моделей самолета, которые переоборудовались для использования в различных сферах народного хозяйства и для нужд армии.

Китайская модель Xian Y-7 (вариант российской машины АН-24РВ) прошла глубокую модернизацию на Сианьском авиазаводе, в результате чего получился самолет Xian MA60. На базе Y-7 в Китае выпускается еще одна модель – летающий радар ДРЛО.

В Советском Союзе выпуск самолетов АН-24 прекратился в 1979 г. как морально устаревших моделей. По расчетным данным самого Антонова, технический ресурс разработанных им машин составляет 15 эксплуатационных лет. Несмотря на то, что «Настеньки» (так ласково в народе называют эти самолеты) уже сняты с производства, многие модели в России и зарубежье еще продолжают использоваться.

Технические характеристики

Самолеты АН-24 до сих пор эксплуатируются для перелетов по стране и в бывших республиках СССР благодаря своим возможностям осуществлять посадку в любых условиях, не требующих модернизации ВПП. Машина легко садится на неровный грунт и способна взлететь с ледяной площадки. Технические характеристики самолетов позволяют использовать их в регионах с достаточно низкими температурами (на Крайнем Севере).

Основные характеристики самолетов АН-24 приведены в таблице ниже.

Технические характеристики моделей 24 АН

Основные параметры Показатели
Вместимость, максимальная, чел. 48-52
Дальность полета, тыс. км 1,85-3,0
Крейсерская скорость, км/ч 498
Потолок высоты, тыс. м 8,4
Взлетная масса, максимальная, т 21
Длина самолета, м 23,5
Высота самолета, м 8,32
Размах крыла, м 29,2
Площадь крыла, кв. м 72,5

Обратите внимание! Оборудование, установленное на машинах данного типа, позволяет совершать взлет и посадку в любых метеоусловиях, в любое время суток и даже при плохой видимости.

Описание конструкции

По сути, самолет модели АН 24 – это стандартный высокоплан, где фюзеляж имеет конструкцию полумонокока, подкрепленную балками и стрингерами. Вкратце описание самолета можно представить таким образом:

  • В сечении корпус аппарата – это 2 взаимосвязанные дуги разного сечения. Вся силовая конструкция собрана с помощью клеесварных соединений;
  • За создание подъемной аэродинамичной силы в машине «отвечают» крылья. В моделях АН-24 они имеют трапециевидную форму с небольшим удлинением. По всей конструкции крыла применено 2 силовых элемента – лонжеры. В центральной части крыла имеются отклоняющиеся однощелевые закрылки, а на консолях – двущелевые выдвижные, а также разрезные элероны;
  • Обеспечивает балансировку, устойчивость и управляемость машины в полете хвостовая часть корпуса. Оперение состоит из горизонтального и вертикального стабилизатора, триммера и рулей высоты;
  • Хвост совмещен в единую систему с килем, расположенным под фюзеляжем самолета. Назначение киля – обеспечить устойчивость аппарата по углу скольжения;
  • Взлет и посадку самолет модели АН 24 осуществляет с помощью выдвижных шасси, состоящих из одной передней и 2-х главных опор. На каждой из стоек закреплены двойные колеса, позволяющие АН 24 самолету мягко приземляться даже на неровный грунт;
  • На самолетах применяются турбовинтовые 2-х моторные двигатели «Прогресс АИ-24А», мощность которых 2х2550 л.с.;
  • Турбинно-винтовые двигатели оснащены воздушными 4-хлопастными винтами диаметром 3,9 м и агрегатом для автономного запуска. Топливо для двигателей хранится в мягких баках, размещенных в центроплане, и кессонах, закрепленных в средних частях крыльев.

Обратите внимание! Вся конструкция самолета была четко продумана, каждая деталь корпуса и оперения позволяет придать аппарату нормальные аэродинамические свойства, что является залогом безопасного перемещения в воздухе.

Схема посадочных мест в салоне самолета

Герметичный полумонокок фюзеляжа включает в себя пассажирский салон, отделенный от других отсеков (кабины экипажа, багажного отделения, гардероба, туалета и буфета) перегородками. В салоне самолета АН 24 имеется 1 проход по центру, разделяющий левые и правые ряды кресел (по 2 ряда у каждого из бортов).

Важно! Пассажиры, путешествующие с детьми, должны учитывать конструктивные особенности самолета, чтобы выбрать наиболее комфортные места в салоне.

Описание мест по блокам рядов

  • Все технические отделения в самолете размещены в хвостовой части (кроме дополнительного багажного отсека, который находится за кабиной пилота), поэтому задние пассажирские кресла являются не лучшим вариантом для полетов с детьми. Здесь более всего ощущаются запахи, идущие с кухни и туалета. Хвостовая часть самолета, к тому же, наиболее чувствительна к воздействию турбулентности – сильнее ощущается вибрация;
  • Самый последний ряд кресел не удобен и тем, что их спинки имеют жесткую фиксацию и не откидываются;
  • Кресла, расположенные в той части салона, что соседствуют с крыльями (на схеме это места с 4 по 8), тоже можно назвать неудобным вариантом – будет мешать шум двигателей. Да и плохой обзор из иллюминаторов может ребенку быстро наскучить;
  • Не стоит выбирать места в салоне непосредственно у аварийных выходов, если путешествуете с маленьким ребенком, возникнут неудобства в случае экстренной ситуации;
  • Наиболее комфортными считаются места в первом ряду – перед кабинкой экипажа имеется свободное пространство, где можно разместить детскую переносную коляску или повесить люльку, если позволяет конструкция салона.

Все остальные кресла на борту лайнера относятся к стандартным местам, где можно разместиться с дошкольниками или подростками, но для малышей они окажутся некомфортными. Совершая путешествие с детьми до 2-х лет, самые лучшие места в салоне самолетов АН-24 лучше бронировать заранее, так как их выбор ограничен.

Удобства

Что касается удобств в самолетах, разработанных конструкторским бюро Антонова, то они далеки от тех, что имеются в современных авиалайнерах. Следует учитывать, что «Антошки» проектировались во времена отсутствия в стране гаджетов (мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов). Поэтому розеток для их подзарядки на АН-24 не предусмотрено. Не оборудованы салоны и устройствами для Интернета.

Основными удобствами на таких машинах являются стандартные наборы – багажные отделения, вместительные полки для ручной клади, наличие кухни, обеспечивающей питание в полете, и туалет.

О развлечениях пассажиров в полете заботятся непосредственно те авиакомпании, которые эксплуатируют данные типы самолетов. Но так как самолет модели АН 24 используется исключительно для внутренних сообщений на небольшие расстояния, то пассажиры не успевают ощутить однообразность времяпрепровождения в полете. И это никак не влияет на комфортность воздушного путешествия. Поэтому АНы 24 до сих пор остаются популярными.

Видео

Ан-24 — ближнемагистральный и среднемагистрыльный авиалайнер, предназначенный для пассажирских перевозок. Самолёт снабжён двумя мощными турбовинтовыми двигателями. Также этот самолёт применяется в военных целях. Первый экземпляр этого самолёта был построен более 50 лет назад.

В те времена отечественная авиация активно развивалась, были построены первые газотурбинные моторы, и в этих условиях конструкторам бюро Антонова заказали разработку нового воздушного судна, отвечающего современным требованиям. Новая модель Ан-24 должна была использоваться во внутренних рейсах государства.

В этой статье мы расскажем о технических характеристиках этого самолёта, особенностях его конструкции, схеме салона и других нюансах.

К разработке нового воздушного судна, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, приступили в 1958 году. В постановлении правительства, которое и дало толчок этой разработке, было указано, что новый самолёт должен перелёты протяжённостью до 400 километров, обладать грузоподъёмностью в 4000 килограмм, а также поддерживать скорость крейсерского хода в 450 километров в час. Уже в 1959 году, всего через год после начала разработок, первый экземпляр этого самолёта совершил свой первый полёт.

В 1960 году конструкторы разработали обновление этого авиалайнера, в котором на правой гондоле разместили новый реактивный двигатель, который обладал тягой в 900 кгс. Использование дополнительного двигателя значительно улучшало технические характеристики самолёта и давало ему большие преимущества при взлёте.

Государственные испытания, которые проходила машина в 1963 году, прошли более чем успешно, однако представители начальства транспортной авиации выдвинули множество претензий к обновлённой версии Ан-24. В первую очередь они отмечали отсутствие в хвосте самолёта грузового люка. Кроме этого имелась масса иных нареканий. Такие обстоятельства спровоцировали разработку и создание нового самолёта, который отвечал бы всем необходимым требованиям.

Ан-24 нового образца начали проектировать в 1965 году, начиная с которого, вплоть до 1966 года, проводились и государственные испытания нового самолёта. Больше внимание уделялось возможности десантирования с борта. В конце 1966 года в Иркутстке началось серийное производство этого улучшенного воздушного судна.

Особенности конструкции

По тем временам, воздушное судно Ан-24 имело великолепные лётно-технические характеристики. Два турбовинтовых двигателя вырабатывали мощность в 2500 лошадиных сил. Они были снабжены винтами, на каждом из которых располагалось 4 лопасти, диаметров в 4 метра.

В крыльях самолёта располагались топливные баки, обеспечивающие подачу топлива к двигателям. Интересно, что на каждый двигатель приходилось два бака, обслуживающих его, но в то же время можно было переключиться в режим. в котором все 4 бака объединялись в единую систему. Даже при отказе какого-либо двигателя самолёт мог добраться до пункта назначения, а дальность его полёта составила 1000 километров, что более чем вдвое превысило изначальный план.

За самолётом отмечалось полное соответствие всем требованиям и стандартам, которые касаются управляемости, устойчивости, и другим подобным характеристикам. Таким образом, новое воздушное судно по всем параметрам соответсвовало самолётам такого класса.

Корпус по своему строению представляет собой цельнометаллический моноплан с высоким расположением крыльев. Весь ф.зеляж представляет собой герметичную конструкцию, разделённую на кабину пилотов, пассажирскую зону и грузовой отсек. Сюда же входили туалет, гардероб, вестибюль и буфет.

Оперение воздушного судна — однокилевое, оборудованное форкилем. Крылья были удлиннены и имели форму трапеции кессонного типа. Шасси представляло собой систему из трёх опор, убираемых в фюзеляж. На каждой опоре располагалось два колеса с установленными на них системами торможения.

Достоинства конструкции

В фюзеляже был увеличен полезный объём — это было достигнуто высоким расположением центроплана, также самолёт был оснащён специальной системой, которая не допускала обледенения корпуса. Аэродинамические свойства крыла были повышены за счёт отсутствия разрывов крыла в верхней части. Благодаря закритическому углу атаки и отсутствию срыва потока была достигнута как продольная, так и поперечная устойчивость воздушного судна.

Ан-24 можно было эксплуатировать даже на грунтовых аэродромах, так как его двигатели располагались достаточно высоко, чтобы в них не затягивало посторонние предметы. Высокое расположение крыла обеспечивало облегчение погрузочных работ и благоприятно сказывалось на обзоре, который открывается пассажирам.

Технические характеристики

Экипаж этого самолёта включал в себя от 5 до 7 человек. Вес составлял 13,3 тонн, длина — 23,52 метра, размах крыльев — 29,2 метра, высота — 8,32 метра. Площадь крыла достигала 72,46 метров квадратных. Коммерческая нагрузка составляла 4,6 тонн. За один перелёт самолёт мог перевезти 48 пассажиров.

Другие характеристики воздушного судна:

  • Скорость крейсерского хода — 490 км/ч;
  • Практический потолок — 9,1 км;
  • Разбег — 500 м;
  • Перегоночная дальность — 2820 км;
  • Практическая дальность — 990 км;
  • Максимальная скорость — 540 км/ч.

Схема салона самолёта Ан-24 выглядела следующим образом.

Двухмоторный, турбовинтовой, Антонов Ан-24, был разработан для пассажирских авиаперевозок и предназначен для эксплуатации на внутренних авиалиниях.

В 50-е года 20-го столетия отмечалось активное развитие авиационной техники, именно в это время и появились более прогрессивные газотурбинные двигателя. По этой причине руководством бывшего Советского Союза была поставлена задача перед конструктором О.К. Антоновым о создании качественно новой военно-транспортной модели самолета под названием АН-24. Несмотря на это, приоритет также отдавался пассажирскому варианту самолета.

История создания Ан-24

Прототип самолета Ан-24 произвел свой первый полет осенью 1959 года. В начале 60-го года один из новых «Анов» был переделан в транспортную версию под названием Ан-24Т. Но по всем характеристикам это был скорее грузовой, нежели транспортный самолет. В нем не предусматривалась специальная погрузочная рампа или хотя бы грузовой люк. Загрузка в этот самолет могла производиться только через люки, которые были расположены в борту корпуса. Но все же транспортная модель отличалась от стандартной усиленным полом в грузовом отсеке, а также был установлен дополнительный люк с правой стороны, через которую и должна производиться загрузка.

Летом 1960-го года конструкторами был спроектирован и разработан вариант АН-24, который имел дополнительный двигатель в правой гондоле, и самое главное то, что это был реактивный двигатель, который имел тягу в 900 кгс. При использовании дополнительного двигателя стало возможным качественное улучшение характеристики самолета при взлете.

Транспортная модель успешно прошла государственные испытания в 1963 году, но к данной модели было слишком много претензий со стороны начальников транспортной авиации.

Главной проблемой считалось отсутствие грузового люка в хвосте самолета. По этой и массе других причин было принято решение постройки новой машины, которая смогла бы удовлетворить всем требованиям. К постройке нового транспортного Ан-24 конструкторское бюро Антонова приступило зимой 65 года. За основу создания новой машины был взят прототип Ан-24. Испытания нового агрегата проводились на протяжении двух лет с 1965 по 1966 года. При испытаниях большое внимание уделялось качеству десантирования людей с борта самолета. Серийное производство нового транспортного авиалайнера началось в конце 66 года на Иркутском авиастроительном заводе.

Выпуск самолета Ан-24 продолжался до 1979 года, было изготовлено более 1200 машин, причем более чем 1000 единиц было выпущено на Киевском заводе «Авиант». Этот самолет выпускал и Китай, но уже под своим названием Xian Y-7. Вскоре данная модель самолета стала очень популярна во всех авиакомпаниях на территории нашей страны, он обслуживал более 450 разных воздушных линий. Его популярность распространилась и за территории нашего отечества, поскольку эту машину экспортировали в 25 стран земного шара.

Особенности и характеристика самолета Ан-24

Ан-24 имел великолепные летные характеристики. Все обслуживание самолета в полете могут осуществлять 7 человек, а именно: командир самолета, штурман, второй пилот, бортмеханик, радист и два бортоператора. На данную машину было установлено два турбовинтовых двигателя, которые имели больше чем 2,5 тысячи лошадиных сил каждый. Они были оснащены винтами с четырьмя лопастями, которые имели диаметр почти 4 метра.

Топливо к двигателям поступает с 4 баков, которые расположены в крыльях самолета, причем каждое крыло имеет по два бака, которые обеспечивают соответствующий двигатель, также существует возможность объединения всех баков в одну систему. При работе двух двигателей в оптимальном режиме при нагрузке в 5,5 тонн самолет может проделать путь в тысячу километров. Даже при отказе одного из двигателей самолет может продолжить полет и добраться до пункта назначения. Данный самолет полностью соответствует требованиям на устойчивость и управляемость, которые выдвигаются пассажирским авиалайнерам этого класса.

Строение корпуса Ан-24 является цельнометаллическим монопланом, на котором были высоко расположены крылья. Весь корпус самолета исполнен как гермокабина, которая делится на переднее и заднее грузовое отделение, пассажирскую кабину и кабину пилотов. Сюда также входит гардероб, туалет, буфет и вестибюль. Весь корпус данного самолета имеет двадцать окон. В борту самолета продуманы аварийные выходы.

Оперение однокилевое, на котором был установлен форкиль. Крыло имеет вид трапеции кессонного типа и большое удлинение. Составляющими единицами крыла являются два лонжерона, однощелевые закрылки, которые способны отклоняться. Система шасси была представлена тремя опорами, которые убирались в корпус самолета. Каждая опора шасси имеет двойные колеса, на которых установлены тормозные системы.

Обслуживание самолета электроэнергией производили два генератора, которые были установлены на двигателях. Они предоставляли постоянное напряжение в 27 вольт, а также трехфазное напряжение в 36 вольт. В случае аварии или поломки генераторов самолет мог питаться от двух аккумуляторов.

Как и на многих других моделях самолетов, Ан-24 оснащен системой, которая не дает возможности обледенения фюзеляжа. Больше всего склонны к обледенению воздухозаборники двигателей и крылья. Чтобы избежать данной проблемы, конструкторами была продумана воздушно-тепловая система, которая питается от электричества. В случае разгерметизации корпуса самолета была продумана система, которая может обеспечить кислородом всех людей на борту.

При проектировании особое внимание конструкторов было обращено на надежность и легкость управления. Оба пилота имели возможность управлять судном, поскольку управление было дублировано у каждого из них. Это было сделано на случай отказа одного из пультов управления. Эта модель самолета имеет электрический автопилот, который значительно облегчает работу пилотам. Авиалайнер Ан-24 имел достаточно современное и надежное радиолокационное оборудование на то время.

Пассажирская модель Ан-24 была рассчитана на перевозку 50 пассажиров и их багажа на небольшое расстояние. Как правило, их использовали для местных пассажирских перевозок. Ресурс использования нового самолета Ан-24 был увеличен до 50 тысяч часов полета, этот показатель был наибольшим на территории всего СССР.

При необходимости Ан-24 можно изготовить в более комфортабельной версии, в этом случае количество пассажиров может быть значительно меньшим в зависимости от заказа. Модели этого самолета можно с легкостью переоборудовать в грузовой вариант или грузо-пассажирский. Такие метаморфозы с салоном самолета можно проделывать очень быстро, поскольку пассажирские кресла являются съемными.

Преимуществом данной модели является также то, что его можно эксплуатировать во все сезоны года, на нем можно производить посадку на заснеженных, песчаных и размокших аэродромах. Взлет и посадку Ан-24 может осуществлять на достаточно коротких взлетных полосах, потому что ему нужно всего-навсего 650 метров для отрыва от земли.

Данная модель отличается от остальных высокой экономичностью полета, что позволяет эффективно его использовать даже на коротких маршрутах в 250 километров. Тем более что в таком случае желающих воспользоваться услугами авиакомпаний очень много.

Самолет Ан-24 по праву стал родоначальником целого семейства самолетов разного назначения. На сегодняшний день существует более 40 модификаций данной машины.

Катастрофы и аварии Ан-24

По статистическим данным на начало 2014 года было утеряно 162 машины АН-24. Все потери были связаны с такими факторами, как авиакатастрофы, некоторые машины были уничтожены на земле в ходе военных действий. В результате катастроф за все время использования этого самолета погибло 2120 человек, 29 из них были на земле во время крушений. Пассажирский самолет Ан-24 пытались угнать 33 раза, при этих попытках погибло 4 человека.

Разработка проекта ближнемагистрального самолета, для местных авиалиний с турбовинтовыми двигателями, началась в связи с потребностью замены устаревшего , на котором использовались поршневые двигатели. Данный проект, под номером 32-40, был предложен конструкторским бюро имени Антонова в 1956 году.

После утверждения проекта, в 1958 году, началась разработка самолета. Согласно техническому заданию, проектируемый самолет, должен был использоваться в широком диапазоне температур, совершать посадку на небольшие и неподготовленные аэродромы, совершать полет с полезной нагрузкой не меньше четырех тонн и иметь дальностью полета не менее 500 километров.

Ан-24 фото

Самолет был готов к середине 1959 года. На него были установлены два турбовинтовых двигателя Ивченко AИ-24 с пропеллером AB-72.

20 октября 1959 года первый Ан-24, под командованием лётчика-испытателя Лысенко Г. И., поднялся в воздух. В начале 1961 года началась программа государственных испытаний самолета Ан-24.

Произведенная машина получилась надежной и требующая минимального наземного оборудования. Тяга самолета на единицу массы, получилась больше, чем у многих сопоставимых самолетов того времени. Двигатели самолета также имеют удачную компоновку, находясь на высокорасположенном крыле, что позволяет больше защитить их, и лопасти пропеллера от постороннего мусора.

По завершению всех тестовых полетов, в 1962 году, на киевском авиастроительном заводе, ныне завод «Антонов», началось серийное производство самолета для нужд аэропорта. Первый рейс на серийном Ан-2, с пассажирами на борту, был выполнен в сентябре 1962 года. Через месяц, в октябре 1962 года, Ан-2 начал обслуживать регулярное направление по маршруту «Киев-Херсон». Позже было добавлено направление «Москва-Воронеж-Саратов».

Благодаря прочной планера и хорошей эксплуатационной производительности и не требовательности к большим аэродромам, самолет Ан-24, был приспособлен не только для пассажирский рейсов, но и для выполнения многих второстепенных задач. Например, таких как ледовая разведка, транспортировка грузов, проведения поисково-спасательных и противопожарных работ.

Ан-24 салон

На базе оригинального самолета Ан-24 были произведены следующие модификации:

    Ан-2A - модификация, рассчитанная на перевозку 44 пассажиров.

    Ан-24Б - пассажирский вариант способный перевозить до 52 пассажиров.

    Ан-24Р - вариант самолета для нужд радиоразведки.

    Ан-24РT - военно-транспортная модификация самолета

    Ан-24ШT - штабной вариант самолета

    Ан-24ФК - вариант самолета предназначенный для аэрофотосъемки

    Ан-24PP - версия оборудованная приборами дли проведения анализа радиационного загрязнения

    Ан-24ПC - поисково-спасательный вариант Ан-2.

    Ан-24ЛП - модификация самолета Ан-2 предназначенная для тушения лесных пожаров.

Схема салона Ан-24

Также были произведены, и находились в проектах и другие модификации Ан-24, предназначенные для выполнения широкого круга других задач.

За весь период серийного выпуска, c 1962 по 1979 год, было произведено около 1300 самолетов Ан-24. На сегодняшнее время, по разным подсчетам, в эксплуатации находится около ста этих машин.

Самолет Ан-24 также выпускался и в Китае, c 1984 года, под обозначением Xian Y-7. Начиная с 2000 года, Китай продолжает выпускать модифицированную версию этого самолета, получившее наименование Xian MA60. Сегодня преемником самолета Ан-24 стал грузопассажирский турбовинтовой самолет Ан-140, спроектированный украинским государственным предприятием АНТК «Антонов».

Технические характеристики самолета Ан-24

    Годы серийного производства: c 1962 г. по 1979 г.

    Длина: 23,53 м.

    Высота: 8,32 м.

    Вес пустого: 13350 кг.

    Площадь крыла: 74,98 кв.м.

    Размах крыла: 29,20 м.

    Крейсерская скорость: 460 км./ч.

    Максимальная скорость: 540 км./ч.

    Скорость сваливания: 270-280 км/ч

    Потолок: 7800 м.

    Дальность полета: 1800-2800 км.

    Длина разбега: 850-1000 м.

    Длина пробега: 580-590 м.

    Максимальная грузоподъемность: 6500 кг.

    Двигатели: 2 турбовинтовых двигателя АИ-24

    Экипаж: 3-5 человека

    Количество пассажирских мест: до 52 мест

Ан-24 видео

Ан-24 - самолет для транспортировки пассажиров. Назначение: эксплуатация на линиях малой и средней протяженности. За годы его серийного производства было сконструировано 1200 летательных аппаратов. С 1960 г. их эффективно используют для перелетов в России и СНГ. Модель названа в честь авиаконструктора О. Антонова. По классификации НАТО она имеет название «Coke» или «Кокс».

Интересно! В народе самолет Ан-24 называют «Настенька».

История создания авиасудна

В 1957 году в ОКБ им. О. Антонова началась разработка нового воздушного судна. Его планировали эксплуатировать на авиалиниях малой протяженности. Согласно установленному плану самолет Ан-24 должен был обеспечить транспортировку пассажиров с общей нагрузкой до 4000 кг. При этом расстояние, которое он мог бы пролететь, не должно было превышать 400 км.

Интересно. Изначально воздушное судно оснастили двигателями АИ-24. Они не слишком мощные, но смогли обеспечить достаточные показатели летных характеристик.

Ан-24 совершил первый полет в 1959 году. В 1960-х г.г. проводили государственные заводские испытания авиалайнера. По результатам проведенных проверок правительством СССР было принято решение о начале серийного производства самолетов.

В 1962 г. первый экземпляр Ан-24 совершил коммерческий полет с пассажирами по маршруту «Киев - Херсон». Он прошел удачно. С тех пор самолет является самым востребованным в коммерческих авиалиниях.

Производство лайнера продолжалось до 1979 года. Сертификат на сборку аппарата получили такие страны: СССР/Россия, Украина и Китай. Китайская модель Ан-24 - Xian Y-7.

Популярные модификации Ан-24

На основе базовой модели спроектированы и созданы следующие модификации авиасуден:

  • Ан-24 «Нить» - самолет используют для проведения исследовательских работ в области природных ресурсов и Мирового океана. Он сконструирован в 1978 году.
  • Ан-24 «Троянда» - это мобильная воздушная лаборатория. Ее используют для поиска подводных лодок. В 1968 году это судно модернизировали. Оно получило название Ан-24Т.
  • Ан-24А - авиалайнер для транспортировки пассажиров на расстояния средней протяженности. В его салоне предусмотрено 44 кресла. Было произведено 200 самолетов такой модификации.
  • Ан-24АТ - военное транспортное авиасудно. Его спроектировали и создали на базе предыдущей модели.
  • Ан-24АТ-У - модернизированная копия Ан-24АТ.
  • Ан-24АТ-РД - военное судно с двумя силовыми установками Р27Ф-300.
  • Ан-24Б - самолет с увеличенной взлетной массой (21 т). В его салоне расположено 48-52 пассажирских кресла. Сконструировано 400 авиасуден этой модификации.
  • Ан-24В - производство этого самолета началось в 1964 году. Модель изначально планировали экспортировать в другие государства. Было заключено более 5 контрактов.
  • Ан-24ЛП - авиалайнер предназначен для тушения лесных пожаров. В 1971 году выпущенные модели были переоборудованы.
  • Ан-24ЛР «Торос» - самолет предназначен для проведения ледовой разведки. Изготовлено 5 таких авиасуден.
  • Ан-24ПС - поисково-спасательный самолет.
  • Ан-24Р - воздушное судно предназначено для проведения радиоразведки и контроля.

Существуют и другие модификации летательных аппаратов, созданных на базе Ан-24. Некоторые из них так и остались на стадии разработки. Воздушные судна, которые остаются в эксплуатации постоянно модернизируют. В них заменяют авионику и прочие авиационные системы.

Особенности и преимущества самолета

Ан-24 - многофункциональное воздушное судно. Конструкторами предусмотрен вариант его переоборудования в случае необходимости. В салоне можно демонтировать кресла для создания более комфортной обстановки. Или снять их для транспортировки крупногабаритных грузов.

Преимущества:

  • безопасность полетов;
  • экономичность;
  • большой срок эксплуатации основной конструкции;
  • практичность в ремонте;
  • универсальность.

Основной особенностью лайнера является возможность его эксплуатации на неподготовленных трассах. Длина разбега при взлете составляет 650 м.

Конструкция самолета

В создании покрытия каркаса фюзеляжа конструкторы применили новый метод стыковки стальных листов. Их скрепили посредством точечной сварки и специального клея. Последнее средство обеспечивает герметичность верхнего покрытия.

Ан-24 - высокоплан с цельной металлической оболочкой. Фюзеляж представляет собой полумонокок. Он герметичный. В нем все отсеки и помещения отделены от пассажирского салона специальными перегородками.

Фюзеляж полностью герметичный. Поступление воздушных масс, а также вентиляцию обеспечивают встроенные автоматические системы. Обогрев салона осуществляется посредством специальных приборов. Они находятся по бокам салона и на потолке.

Крыло самолета имеет значительное удлинение. Его форма - трапецевидная. Характеристики - двухлонжеронное, кессонное. Оно оснащено двумя однощелевыми закрылками, которые находятся на центроплане. На консолях монтированы два выдвижных двухщелевых закрылка.

Особенность конструкции. Киль оборудован форкилем.

У самолета трехопорное шасси с носовой стойкой. Оно убирается под пол. Благодаря увеличению диаметра колес, самолет может работать практически во всех условиях.

Оснащение воздушного судна

Ан-24 оборудован мощной силовой установкой. Она включает в себя два турбовинтовых двигателя. Они оснащены четырехлопастными винтами. Также в самолете имеется система автономного запуска. Она представлена агрегатом ТГ-16.

Воздушное судно оснащено модернизированными спутниковыми системами связи, радиотехническим оборудованием и пилотажно-навигационным комплексом. Это позволяет самолету заходить на посадку, лететь и взлетать при плохих метеоусловиях.

Технические характеристики

Длина конструкции фюзеляжа составляет 23,53 м. Высота - 8,32 м. В салоне размещено 48-52 пассажирских кресла. Вместимость зависит от комплектации самолета.

Размах крыла - 29,20 м, площадь - 74,98 кв.м. Вес пустого воздушного судна составляет 13 350 кг. Взлетная масса достигает 21 000 кг. Максимальная скорость, которую развивает самолет, по приборам доходит до 540 км/ч. Крейсерская - 460 км/ч.

Салон Ан-24

В нем расположены следующие отсеки:

  1. Кабина для экипажа. Находится в носовой части фюзеляжа.
  2. Салон для пассажиров. Его разместили следом за предыдущим отсеком.
  3. Гардероб. Может находиться в носовой или хвостовой части самолета.
  4. Санитарные помещения. Они размещены после пассажирского салона.
  5. Кухня. Она находится рядом с гардеробом в передней части фюзеляжа.
  6. Багажное отделение. Для него в самолете выделен нижний отсек.

Пассажирские кресла расположены по схеме 2+2. В салоне может быть монтировано от 48 до 52 кресел. Над ними монтированы полки для транспортировки и хранения ручной клади.

Лучшими местами считаются кресла, которые находятся в первом ряду. Расстояние между сиденьями 75-80 см. Спинку не удастся полностью откинуть назад. Зато есть место для того, чтобы вытянуть ноги, и расслабиться.

Неудобно сидеть в хвостовой части. В этом отсеке находится санитарная комната. Также в нем расположены аварийные выходы. Регулирование спинки ограничено. В этой части салона не рекомендуется выбирать места пассажирам с детьми.

Новости

По состоянию на конец 2011 года 101 самолет модели Ан-24 эффективно эксплуатировали российские и украинские авиалинии. В настоящее время более 10 стран используют воздушные судна для выполнения коммерческих рейсов и военных задач.

Заключение

Видео о самолете Ан-24

ЧП произошло при взлете пассажирского самолета Ан-24 утром 4 февраля в аэропорту Якутска. Сообщалось, что при попытке взлета было зафиксировано возгорание левого двигателя самолета. Позже пресс-секретарь Северо-Восточного Управления внутренних дел на транспорте МВД России Наталья Шахурдина уточнила, что при разбеге у Ан-24 преждевременно убралось шасси, и самолет коснулся фюзеляжем взлетно-посадочной полосы. Благодаря действиям пилотов самолет остался на полосе, но экстренное выключение двигателей привело к незначительному задымлению кабины экипажа.

Ан-24 - пассажирский турбовинтовой самолет для линий малой и средней дальности, созданный в ОКБ им. О.К.Антонова в 1959 году. Летные данные и силовая установка Ан-24 позволяют использовать самолет в условиях высокогорья и широкого диапазона температур и сажать на небольших неподготовленных аэродромах.

Ан-24 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями ТВД АИ-24 и одним дополнительным турбореактивным двигателем ТРД РУ19А-300. Мощность одного двигателя - 2550 э.л.с.

Ан-24 имеет конфигурацию свободнонесущего моноплана с высоким расположением крыла, оборудованного закрылками Фаулера большого размаха - двухщелевыми с внешней стороны гондолы двигателя и однощелевыми в корневой части крыла. Хвостовое оперение традиционное, дополненное на серийном самолете подфюзеляжным килем; фюзеляж типа полумонокок. Гидравлически убирающееся трехопорное шасси имеет двойные колеса на каждой стойке, управляемые и поворотные колеса носовой опоры, регулируемое в полете и на земле давление внутри пневматиков.

В апреле 1960 года поднялся в воздух первый из опытных образцов самолета.

Серийные самолеты Ан-24 начали использоваться Аэрофлотом в 1962 году , а в сентябре 1963 годапервые 50-местные Ан-24В стали выполнять рейсы между Москвой, Воронежем и Саратовом.

Последующие версии самолета включали в себя:

Ан-24В Srs II - 50-местный пассажирский самолет, переоборудуемый в грузопассажирский, грузовой или административный; Ан-24РВ - аналогичен предыдущей версии, но оборудован дополнительным разгонным турбореактивным двигателем с тягой 900 кг (1985 л.с.), служащим для автономного запуска двигателей и повышения энерговооруженности самолета на взлете; АН-24Т - грузовой самолет с люком в нижней задней части фюзеляжа, с двумя подфюзеляжными килями с внешних сторон грузового люка, с грузовой лебедкой и транспортером; Ан-24РТ - аналогичен Ан-24Т, но с разгонным турбореактивным двигателем, как у Ан-24РВ; Ан-24ЛП - лесопожарный вариант.

Летно-технические характеристики Ан-24:

Экипаж - 4 чел.
Максимальное количество пассажиров - 52 чел.
Скорость крейсерская - 450 км/ч
Максимальная высота полета - 6000 м.
Длина разбега - 650 м.
Длина пробега (при посадочной массе 20,5 т.) - 590 м.
Время набора высоты в 6000/8000 м. - 15/26 сек.
Расход авиатоплива в крейсерском режиме - 0,92 т/час
Максимальный взлетный вес - 21800 кг.
Максимальный посадочный вес - 21800 кг.
Полетная масса - 14400 кг.
Масса пустого самолета - 13920 кг.
Максимальная масса груза - 5500 кг.
Максимальный запас топлива - 4790 кг.