Елецкий знаменский епархиальный женский монастырь. Знаменский епархиальный женский монастырь елец. Храмы и часовни

21.06.2013 4468

Знаменский женский монастырь. Фото 2006 г.

История женского монастыря на Каменной горе в городе Ельце уходит своими корнями в начало XVII столетия. Тогда, в 1628-1629 гг., по благословению игумена Елецкого Троицкого монастыря Моисея монахом Савватием в лесу на «старом городище», занимавшем обрывистый каменный мыс, образованный р. Ельчиком и оврагом Кременной Верх, был построен скит с деревянной церковью во имя «Рождества Пресвятыя Богородицы и Ея честныя иконы Знамения Курския» и несколько келий, где жили по два-три старца Троицкого монастыря, жаждавших уединения.

В 1657 г. в скиту Троицкого монастыря на Каменной горе насчитывалось 5 человек братии. В это время главными его благотворителями были купцы Григорий Шустов и Моисей Росихин, а также елецкий воевода Любим Шекловитый , оказавший помощь в постройке второго деревянного храма во имя св. Николая Чудотворца и пожертвовавший в него иконы и церковную утварь — чашу, дискос с прибором, Царские Врата и пр. Тогда же Каменногорский монастырь, занимавший «3 сажени длины и 16 с половиной саженей ширины», был обнесён деревянным острогом.

Тихая и уединённая жизнь монахов Троицкого монастыря в новоустроенном скиту закончилась в 1682 г., когда братия, жившая здесь, была переведена в Троицкий монастырь после посещения Ельца святителем Митрофаном, направлявшимся на вновь открытую Воронежскую кафедру.

Ельчане тогда с великой радостью встречали своего архипастыря и принимали его святительское благословение. Владыка Митрофан обратил внимание на подходивших к нему черниц-инокинь, так как знал, что в Ельце находился только мужской Троицкий монастырь, и потому спросил: «Где они имеют свое пребывание; куда ходят на божественную службу молиться? Чем занимаются и какими средствами добывают себе пропитание?» На что черницы ответили, что живут они по мирским домам, так как женской обители в городе нет, питаются мирским подаянием, а на божественную службу ходят в мужской монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы». После этого в 1683 г. последовал указ Воронежского Преосвященного о преобразовании Каменногорского скита в женский монастырь, начальницей которого была поставлена духовно опытная монахиня Иулита, возведённая в сан игумении.

Изображение Знаменского девичьего монастыря на плане города Ельца и окрестностей 1692 г.

Учредив своим указом новый монастырь, воспринятый игуменом Троицкого монастыря Иосифом с недовольством, святитель Митрофан поспешил подкрепить своё решение царским указом и ходатайствовал особым прошением пред высочайшею властью о создании в Ельце женской обители. И 3 августа 1685 г. указом «…Великих Государей Царей и Великих князей Иоанна и Петра Алексеевича и Великия Государыни Благоверныя Царевны и Великия княжны Софии Алексеевны…» вновь устроенному в Ельце «Рождественскому монастырю Курския Богородицы, что на Каменной горе, за игуменью Иулитою с сестрами…» было пожаловано «…Троицкого монастыря вотчиной земли, что в Елецком стану пустош Сазыкина поляна Попова тож, да пустоши Яблоновой поляне, пустоши Лепикиной поляне — 20 четвертей … а вместо той земли Троицкого монастыря игумену с братиею 20 же четвертей дать в Елецком же уезде из порозжих земель, где приищется и дать ей игуменье с сестрами на ту землю Нашу Великих Государей отказную грамоту… да в той вотчине велеть переписать дворы и во дворах людей поимянно, и места дворовыя, и пашни, и лес, и всякие угодья… написать в книги подлинныя…».

При игумении Иулите, управлявшей обителью на Каменной горе в течение пятнадцати лет, монастырь состоял из двух деревянных церквей — Рождества Пресвятой Богородицы и св. Николая Чудотворца, 12 малых келий с хлебней и был «загорожен взамет» строения купца Григория Шустова.

Писцовые книги в 1691 г. так описывали обитель: «Монастырь Пресвятые Богородицы Курские, что на речке на Елце на Каменной горе девичей. А в том монастыре две церкви. Церковь во имя Рождества Пресвятые Богородицы старого строения Троецкого монастыря чёрного старца Савватея. А в той церкви местные иконы и книги, и ризы, и колокола, и всякая церковная утварь мирское. Другая церковь построена вновь во имя великого Чудотворца Николая. А в церкви деисусы, образы и праздники, и Царские Двери, строения Любима Шакловитого. А достроена и монастырь огорожен взамет строением гостя Григорея Шустова и иных вкладчиков. А книги Святое Евангелие покрыто бархатом, оклад серебряной позлачен чеканкой. Строение посацких людей Моисея Расихина, Василея да Петра Чечюлиных… минея … вечеря духовноя мире коя ходатайством того монастыря игуменьи Улиты две книги… восемнатцать келий… казначей старица Васса. А монастырь в длину сорока трёх сажен, ширину шестнадцат сажен. За монастырём двор белого попа Викулы Андреева…».

В 1688 г. насельницам Елецкого монастыря были пожалованы право собирать плату за проезд через реку Сосну возле самого города и перевоз через реку Дон севернее Задонска. Полученные средства позволили игумении Иулите приобрести для обители ризницу и богослужебные книги на весь годовой круг.

В 1697 г. после смерти игумении Иулиты настоятельницей монастыря стала игумения Капитолина, которая около 1700 г. приобрела для монастыря 51 четв. земли. По данным за 1700 г., в обители проживало 27 монахинь.

После Капитолины монастырём управляли игумения Вера, а затем игумения Пелагея. Обе настоятельницы много сил отдали упрочению монастырского землевладения.

В 1764 г. с учреждением духовных штатов «Елецкий Богородицкий» монастырь был упразднён указом Екатерины II, а монастырские крестьяне — 12 бобылей — отобраны в коллегию экономии. Матушкам предписывалось покинуть обитель и переселиться в единственный оставшийся штатным монастырь епархии — Воронежский Покровский. По данным на 1764 г., в монастыре проживали игумения Иулита и 23 монахини. Одной из них была известная подвижница схимонахиня Елисавета (в девичестве Евдокия Холина), бывшая супруга ельчанина Михаила Голощапова — прославившегося впоследствии подвижника и друга Святителя Тихона схимонаха Митрофана. Она скончалась в 1765 г. и была погребена на монастырском кладбище.

Несмотря на указание покинуть монастырь, елецкие монахини остались на Каменной горе, где сохранялись два храма, и продолжали жить в своих кельях, получая помощь от жителей города и окрестных помещиков. Так, «экономический казначей премьер-майор Новосильцев дал приказ подмонастырской крестьянской слободки старосте Фёдору Рязанцеву с наикрепчайшим подтверждением, чтобы он, староста, и бобыли «обители Богородицкого девичья монастыря никаких обид не показывал и в рощу для плодов лесных фруктов им брать не запрещал и от посторонних людей оное оберегать, чтоб той рощи вреда никакого не чинить, а той же обители игуменье с сестрами для топления печей, ежели найдётся сушняк, им брать дозволяется».

Упразднением монастыря беды для оставшихся в нём насельниц не закончились. 12 апреля 1769 г. во время большого пожара в Ельце сгорели и все постройки Знаменского монастыря. В это время в обители продолжали оставаться три монахини, схимонахиня и игумения Пелагия. Матушкам удалось спасти некоторую церковную утварь и быть свидетельницами, как «в обгорелом их храме святом остались целы и невредимы среди пламени три святыя иконы: Спаса Вседержителя, Троеручицы Божией Матери и Знамения Пресвятыя Богородицы, которая и прежде называлась чудотворною».

Насельницы сгоревшего монастыря азом епископа Воронежского Тихона (Якубовского) были переведены в Воронежский Покровский монастырь, а на пепелище остались две старицы — 60-летняя Ксения и 80-летняя Агафья, наотрез отказавшиеся покинуть Каменную гору. Смиренные старицы, оставшиеся а территории монастыря, пользовались уважением за свою подвижническую жизнь не только среди именитых елецких граждан, но и святителя Тихона, жившего на покое в Задонском Богородицком монастыре. Зная о тяжкой беде и скорби, постигшей Елец в 1769 г., великий угодник Божий Тихон прислал схимонаха Митрофана ободрить скорбящих граждан, подать нуждающимся тайную милостыню и утешить монахинь в том, что святое место в скором времени обновится благодатью Божией.

Фрагмент плана Подмонастырской слободы города Ельца 1779 г. Крестиком обозначен Знаменский храм

Старицы жили в уцелевшем от пожара каменном погребе, покрытом дубовыми ветвями, смазанными глиной. Они «денно и нощно возносили свои пламенные молитвы Небу, моля Господа и Пречистую Богородицу о восстановлении истреблённой огнём их Святой обители». Однажды ночью старица Ксения молилась на месте сгоревшего храма и ощутила необыкновенную благодать в сердце своём и позвала к себе старицу Агафью. «Им обеим представилось чудное явление; озарённый божественною славою, какой-то всадник простёр руку на то место, где была сгоревшая обитель, осенил её благословением и сказал: «Буде имя Господне благословенно на месте сем отныне и до века», — прибавил к тому, что он мученик Христов Иоанн Воин, и стал невидим. Старицы поклонились Господу Богу и прославили святое и великолепное имя его, веруя, что ему угодное будет, по человеколюбию и всемогуществу Его исполнено».

Старица Агафия вскоре скончалась, а вместо неё к матушке Ксении в 1772 г. по благословению святителя Тихона присоединились елецкая уроженка девица Матрона Солнцева, проживавшая до этого в Покровском женском монастыре в Воронеже, и послушница Екатерина Филипповна Уварова. Елецкий купец Конон Никитич Кожухов по просьбе епископа Тихона выстроил для них на Каменной горе келию.

В 1770 г. силами прихожан на месте сгоревшей обители был выстроен новый небольшой деревянный храм во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы. При церкви тогда же был открыт приход в 29 дворов с 90 душами мужского пола жителей Ламской и Чёрной слобод города Ельца с назначением при ней штата священно- и церковнослужителей. Знаменская и Сергиевская церкви, по данным 1789 г., имели одно отведённое на выгоне, кладбище.

Постепенно росло число сестёр, поселившихся на месте прежнего монастыря. Видя это, Святитель Тихон наименовал Матрону Солнцеву «…начальницей Знаменской общины, преподал им правила благоустроения церковного по чину монашескому». Преосвященный покровитель елецких матушек, бывая в Ельце, непременно навещал смиренных отшельниц, заботился не только об их нравственном преуспеянии, но и материальном достатке; «располагал к ним боголюбивых жителей Ельца, которые содействовали благоустройству и воссозданию обители. В часы искушений святитель Тихон являлся к монахиням с помощью и благодатной силой своей молитвы ограждал от падения». .

По благословению и завету святителя Матрона Солнцева ввела в общине правила, неусыпно и строго соблюдаемые в обители на протяжении последующих 150 лет: 1) неусыпное чтение Псалтири на весь год, кроме Светлой седмицы, об упокоении душ всех православных христиан, и наипаче поживших и послуживших во святой обители сей, и о благотворителях её; 2) не посылать никуда для сбора средств ни по каким нуждам, а уповать лишь на милость Божию и от него лишь ждать помощи, а от граждан всё принимать с благодарностью, несмотря ни на что.

Между тем, ельчане в 1774 г. решили ходатайствовать перед высочайшей властью о восстановлении в Ельце женского монастыря: «…желаем построить по-прежнему в г. Ельце в удобном для того месте, где принадлежит девичий монастырь … своим иждивением … Пожелание всего г. Ельца гражданства и помещиков…» Подписали прошение елецкие помещики Екатерина Феоктистовна Данилова, Михаил Сергеевич Александров, отставной капитан Кондрат Иванович Лопухин, поручик Никандр Алексеев Бехтеев, заводчик Пётр Игнатьич Зыков, бургомистр Фёдор Ростовцев, купцы Андрей Володин, Иван Игнатов, Матвей Лавров, Василий Росихин, Матвей Сергеев, Никита Голощапов, Никита Родионов, Афанасий Ростовцев, Василий Володин, Максим Раков, Корней Чеботарёв, Никифор Хренников, Пётр Ростовцев, Емельян Дмитриев, Семён Маркин, Конон Филатов, Пётр Калачников, Григорий Хренников, Иван Ерёмин, Ермолай Страхов, Козьма Шапошников, Василий Ростовцев, Родион Деев, Григорий Желудков. Отношением от 25 июля 1774 г. в просьбе ельчанам было отказано с тем пояснением, что монастырей в России хватает и государыня Екатерина Алексеевна не разрешает основание нового монастыря.

Посетив любимый им Елец в последний раз в 1779 г., святитель Тихон побывал и на Каменной горе, увидел население её, «цветущее начатками иноческих подвигов, благословил всех и каждую и указал место строительства соборного храма. Пред городскими властями ходатайствовал, чтобы никто не обижал насельниц».

После этого число сестёр, искавших спасения души на месте упразднённой и сгоревшей обители, ещё более увеличилось. Среди них была и будущая великая подвижница Мелания, пришедшая на Каменную гору осенью 1778 г.

К 1795 г. в общине в 21 келье проживала 41 насельница Кельи были построены в две линии, меж которыми находилась церковь. Все постройки были окружены деревянною оградою на столбах, обшитых еловым тёсом, с одними входными воротами. Многие из насельниц занимались шитьём, вышиванием золотом и серебром, низанием жемчугом, изготовлением восковых свечей, вязанием, плетением. Настоятельницею «считалась елецкая купеческая дочь Матрёна». Но поскольку община на Каменной горе существовала неофициально, 10 октября 1795 г. губернские власти, несмотря на заступничество ельчан, приказали её ликвидировать, а все строения сломать или дозволить их продать. Указание, однако, осталось невыполненным.

Сестры же, укреплённые благословением Святителя, подумывали о построении каменного храма, что вначале оставалось делом невыполнимым ввиду отсутствия достаточных средств. Лишь в самом конце XVIII столетия на строительство нового каменного храма помещицей Елецкого уезда Анной Ивановной Хлусовой было пожертвовано 18 тыс. руб. ассигнациями, что позволило начать подготовительные работы.

План Знаменского собора 1840 г.

Так как монастырь продолжал оставаться на нелегальном положении, соборный храм его начал строиться как приходской. В то время была заложена храмовая часть в классическом стиле, с большою квадратною в плане световою главою со срезанными углами, с шестиколонными портиками по сторонам, больше похожая на светское сооружение.

Храм был построен «стараниями Олимпиады Ивановой, Ивана Васильевича Шапошникова и священника Ивана Яковлевича Соломина». В сооружении храма принимали участие все сестры обители: они носили из-под горы камни на строительство фундамента, рыли землю, обжигали кирпич и месили раствор.

В 1805 г. был освящён первый престол новой соборной церкви. Полное освящение нового Знаменского храма состоялось 4 октября 1813 г. по благословению епископа Орловского и Севского Досифея (Ильина). Придельный престол с правой стороны был освящён во имя святителя Димитрия Ростовского, с левой — во имя преподобного Варлама Хутынского (с 1861 г. и святителя Тихона Задонского).

После окончания строительства нового собора ельчане вновь решили начать хлопоты о восстановлении на Каменной горе женской монашеской обители. По инициативе городского головы Ельца купца Ивана Васильевича Шапошникова, внесшего на содержание монастыря 12 тыс. руб. в Московскую сохранную казну и обещавшего довести сумму до 20 тыс., дворяне и граждане Ельца стали собирать для этого необходимые средства. У Знаменской церкви к этому времени в 40 кельях проживало около 60 монашествующих. В 1815 г. Матрона Солнцева по настоянию Преосвященного Досифея была пострижена в рясофор с именем Маргарита.

В 1816 г. 64 жителя Ельца подали прошение о восстановлении монастыря в Орловскую духовную консисторию, а в 1818 г. их прошение рассмотрел Святейший Синод. К этому времени ельчанами было собрано 38 тыс. руб. ассигнациями, на проценты с которых (1900 руб. в год) и предполагалось содержать обитель. На содержание двух священников и двух причетников планировалось тратить 600 руб., а остальные — на содержание монастыря. Елецкие купцы согласны были внести ещё 1745 руб.

Ельчан поддержал великий князь Николай Павлович. 30 мая 1818 г. он писал обер-прокурору Синода князю А.Н. Голицыну: «Александр Николаевич! В бытность мою в г. Ельце для осмотра вверенного мне Северского конно-егерского полка поднёс мне градской глава онаго города Иван Шапошников письмо с просьбою о покровительстве в исходатайствовании им и прочими жителям города у вашего сиятельства о переименовании находящейся в вышеписанном городе приходской церкви Знамения в классный девичий монастырь. Объявив им, что другаго пособия я им делать не могу по тому делу, как препроводить их прошение к вашему сиятельству. Препровождаю оное к Вам, прося, буде есть возможность удовлетворить оную. Пользуясь сим случаем для изъявления вашему сиятельству особливого моего уважения, пребываю вам доброжелательным. Николай».

К письму было приложено прошение ельчан: «Его Сиятельству Господину действительному статскому советнику, Святейшего Правительствующего Синода обер-прокурору и кавалеру Александру Николаевичу Голицыну. Орловской губернии Елецкаго градскаго головы Ивана Васильева сына Шапошникова и сего города граждан нижеподписавшихся Всепокорнейшее прошение … в сем городе Ельце ещё до составления штатов был Знаменский женский монастырь, а как оной згорел, то посему уничтожен, и бывшия в нём монахини переведены уже в штатный воронежский монастырь, и церковь обращена в приходскую, около которой в продолжении времени из разных званий сего города и других мест стекались вдовы, девицы и сироты для безмолвной жизни, кои посредством помощи здешних граждан устроя келий продолжали жизнь уединённую и богоугодную. Ныне в окружности ограды состоит не менее 40 келий, а живущих в них в подвиге монастырском до семидесяти человек … и имеем мы желание на утверждение того монастыря в числе классных с наименованием Знаменского Богородицкого…»

Обер-прокурор князь Голицын передал все документы на рассмотрение в Синод и доложил об этом великому князю Николаю Павловичу 9 июня 1818 г. Своим решением Синод постановил учредить в Ельце Знаменский женский монастырь и определил: «1. Штату монахинь в нём быть против третьеклассных женских монастырей, то есть: игуменье, казначее и 15 монахиням, но существовать оному на праве общежития. 2. Имеющимся … при церкви сего монастыря 2 священникам и 2 причетникам определить жалованье 900 руб., из коих по 300 получать священникам… Остальные процентные деньги 1000 руб. обратить на содержание монастыря».

15 мая 1822 г. Синод обратился с ходатайством об утверждении монастыря в Комитет министров. Доклад Синода царю был утверждён 28 октября 1822 г., а 29 августа т. г. Комитет постановил поднести доклад «к Высочайшей конфирмации». Указ о возрождении Знаменского женского монастыря был подписан императором Александром I в Вероне 28 октября 1822 г., а открытие его состоялось 15 апреля 1823 г.

К этому времени на Каменной горе было построено 46 келий, в которых проживало 117 монашествующих. Под церковью и кельями земли состояло 1 дес. 219 кв. саж. Настоятельницей монастыря 26 марта 1823 г. стала игумения Орловского Введенского девичьего монастыря Глафира (Таранова). За 14-летнее управление монастырём игуменья Глафира много сделала для установления церковного чиноположения и упрочения самой иноческой жизни в обители. Но не менее потрудилась она над благоукрашением самого Знаменского монастыря. По указу Орловской духовной консистории от 4 апреля 1829 г. была начата постройкой большая трёхнефная каменная трапезная Знаменского храма, в нижнем этаже которой устроена двухпрестольная тёплая церковь. Вокруг монастыря вместо обветшавшей деревянной стены по проекту архитектора Шарлеманя было начато строительство новой кирпичной ограды высотой в 9 аршин с 4 башнями по углам и 3 воротами, на которую елецким купцом Ходовым было пожертвовано 10 тыс. штук кирпича. Тогда же возник вопрос о строительстве каменной колокольни со святыми воротами на западной стороне обители. Однако оконченную постройкой колокольню по требованию епископа Орловского Гавриила (Розанова) пришлось разобрать как «несоответствующую месту». Прекратила в это время своё существование и старая деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

Главной помощницей матушки Глафиры во всех её начинаниях была бывшая начальница Знаменской общины Матрона Солнцева (род. 25 марта 1748 г.), постриженная в рясофор в 1813 г. с именем Маргарита, а в 1823 г. постриженная в мантию с именем Олимпиада. Только ввиду преклонного возраста ей при открытии монастыря не был вручен игуменский жезл, и матушка Олимпиада доживала в Знаменской обители на покое последние годы своей жизни, помогая игуменье Глафире в обустройстве монастыря. Скончалась монахиня Олимпиада в 1831 г. и 3 сентября была погребена против главного алтаря Знаменского храма под окном алтаря близ будущего придела святителя Тихона, коему предана была при жизни.

В 1837 г. вместо уволенной на покой ввиду слабого здоровья игумений Глафиры, скончавшейся в обители 26 декабря 1839 г. на 76 году от рождения, новой начальницей Знаменской общины стала монахиня Севского Троицкого монастыря Павлина, происходившая из семьи причетника И.Д. Толстого Севского уезда Орловской губернии. Новая настоятельница получила от Орловского Преосвященного Никодима наказ окончить строительство монастырской стены и тёплой церкви трапезной, а также озаботиться введением более строгих правил монашеского общежития.

В первый же год при игумений Павлине была заново оштукатурена внутри нижняя тёплая церковь. В правом приделе её на средства купеческой жены Евдокии Васильевны Ходовой был поставлен новый резной с позолотой иконостас. А 23 апреля 1838 г. придел был торжественно освящён во имя святителя Христова Митрофана Воронежского настоятелем Елецкого Троицкого мужского монастыря архимандритом Флавианом. Левый престол нижнего храма был посвящен святителю Николаю Чудотворцу.

Затем была перекрыта железом крыша храма, установлен центральный золочёный крест, кресты на трёх фронтонах и началось «возобновление» летней трёхпрестольной церкви и её трапезной. В ней поштукатурены стены, заменены полы. В главном нефе установлен новый резной с позолотой иконостас, а в боковых иконостасы подновлены. После этого состоялось малое освящение престолов.

В 1839 г. епископ Никодим ходатайствовал перед Синодом о разрешении строительства в Знаменском монастыре каменной надвратной колокольни со святыми вратами. Проект был отправлен в Петербург на рассмотрение комиссии Главного управления путей сообщения и публичных зданий, которая потребовала дополнительно представить чертежи монастыря и Знаменской церкви. Согласно заключению комиссии 5 декабря 1839 г. последовал указ Синода Преосвященному Никодиму о предоставлении дополнительных чертежей. Игуменья Павлина предоставила общий план монастыря и фасады соборной церкви с пояснением, что на постройку колокольни планируется израсходовать от 10 до 12 тыс. руб.

Портрет игумении Клеопатры. Художник В. Мешков. 1890 г.

Вместе с рапортом Орловской духовной консистории от 19 июня 1840 г. чертежи вновь поступили в Синод, где 19 августа проект был рассмотрен и препровождён в комиссию ГУПCиПЗ. К 9 сентября 1840 г. комиссия, переделав проект, передала его на утверждение обер-прокурору Синода , который, видимо, его одобрил и «Высочайшим образом» утвердил, так как уже в следующем 1841 г. на западной стороне обители была заложена новая каменная колокольня, завершенная постройкой в 1861 г.

Трёхъярусную колокольню венчал шпиль, покрытый белой английской жестью, с золочёным крестом, в первом ярусе — святые ворота, через которые совершались крестные ходы. На звоннице было 10 колоколов, самый крупный из которых — весом в 179 пудов — был отлит в 1862 г. На нём была надпись: «Колокол этот отлит на чугунолитейном заводе братьев Криворотовых в г. Ельце, при Благочестивом Государе Императоре Александре II, 1862 г. ноября 20 дня, старанием игуменьи Павлины, по благословению Преосвященного Поликарпа, епископа Орловского и Севского». На нём изображения: Знамения Божией Матери, святителей Христовых — Николая Мирликийского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобного Варлаама Хутынского. Во втором колоколе весу 60 пудов. Перелит, как и первый, на средства «доброхотных даятелей» 31 августа 1838 г.

В 1841 г. с южной стороны монастыря был устроен спуск в виде широкой лестницы с перилами к святому колодезю, а также построена просфорная. К 1844 г. было завершено строительство стены высотой 9 арш. с 4 башнями и 3 въездными воротами, выполненными в стиле позднего классицизма. Внутри монастыря была выложена дорожка из плит от Знаменской церкви до игуменского корпуса.

В середине XIX в. в Знаменском монастыре насчитывалось 200 монахинь, проживавших в 67 кельях. В 1854 г. с высочайшего соизволения монастырём была приобретена от казны земля в количестве 100 десятин в Вотковской даче, а 12 февраля 1866 г. с разрешения министра государственных имуществ из казённых земель стараниями игумений Павлины было получено 50 дес. земли в Злобин-Воргольской даче Елецкого уезда близ сёл Крутого и Нижнего Воргла.

В 1867 г. потрудившаяся 30 лет на благо обители игумения Павлина уволилась на покой, а через три года — 13 июля 1870 г. — она скончалась на 73 году жизни и была погребена на левой стороне за алтарём преподобного Варлаама Хутынского, навсегда оставив о себе память как о мудрой и досточтимой начальнице. По словам современника, «…она примером своей благочестивой жизни сумела воспитать духовно-нравственно вверившихся её мудрому водительству к вечной жизни сестёр, а с тем вместе сумела возвысить дух и положение самой Каменногорской обители, в среде которой благим светочем горела она…». На могиле её была положена чугунная доска с надписью: «Здесь покоится прах старицы, бывшей Игуменьи Павлины, родившейся 1798 г. 10 октября; сконч. 1870 г. 13 июля на 73 г. от рождения. Управляла обителью с 1837 по 1867 г.»

Знаменский монастырь. Литография 1870-х гг.

Новой настоятельницей Знаменской обители в феврале 1867 г. стала бывшая игуменья Севского девичьего монастыря Клеопатра, происходившая из дворянской семьи Головачевых Курской губернии и пребывавшая до этого в Брянском девичьем монастыре на покое. Благочинным над обителью был определён настоятель Елецкого монастыря архимандрит Флорентий.

При игумений Клеопатре на северо-восточной стороне монастыря елецким купцом В.М. Лавровым был построен двухэтажный деревянный на каменном фундаменте корпус, а в 1872 г. на могиле затворницы Мелании сооружён каменный фундамент, на котором поставлен решетчатый или сквозной чугунный памятник с дверью, в виде малой часовни, увенчанной наверху крестом. Внутри часовни находилось живописное распятие, пред которым во всякое время года совершались панихиды по особо почитаемой ельчанами подвижнице.


Знаменский монастырь в Ельце основан в 18 веке на Аргамаковой горе на месте расположения древней крепости (после возобновления города Борисом Годуновым крепость была перенесена в район нынешнего центра города). Монастырь стал популярен при монахине Меланьи, духовной дочери Тихона Задонского, в честь неё назван источник у стен монастыря. В XIX веке выполнены большие строительные работы. Построен Знаменский собор по проекту Шарлеманя (впоследствии уничтожен, ныне воссоздаётся), колокольня (уничтожена, ныне восстановлена в прежних формах). Уникален план территории, повторяющей особенности рельефа.

Знаменский Красногорский монастырь, 3 класса, общежительный, на горе, в городе Ельце. Существует с 1683 года. В 1764 году был упразднен; в 1822 году восстановлен. При монастыре школа иконописания.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

История женского монастыря на Каменной горе в Ельце уходит своими корнями в начало 17 столетия. Тогда, в 1628-1629 годах монахом Савватием в лесу на «старом городище», занимавшим обрывистый каменный мыс, образованный рекой Ельчик и оврагом Каменный верх, был построен скит с деревянной церковью во имя «Рождества Пресвятыя Богородицы и Ея честныя иконы Знамения Курския». В нескольких кельях жили по два-три старца из Троицкого монастыря. В 1657 году в скиту проживало 5 монахов. В это время, при поддержке Елецких купцов благотворителей и воеводы была построена вторая церковь во имя Николая Чудотворца, тогда же монастырь был обнесён деревянным забором. Тихая и уединённая жизнь монахов Троицкой обители закончилась в 1683 году, когда поступил указ епископа Митрофана о преобразовании Каменогорского скита в женский монастырь. В это время в обители действовали храмы, построенные ещё монахами скита. Так же Троицкий монастырь передал насельницам часть своих земель.

В 1764 году с учреждением штатов «Елецкий Богородицкий» женский монастырь был упразднён указом Екатерины Второй. Монахиням предписывалось покинуть обитель и переселится в единственный оставшийся штатным монастырь епархии – Воронежский Покровский. Но, несмотря на указание покинуть монастырь, елецкие монахини продолжали жить в своих кельях на Каменной горе. Не получая жалования, насельницы существовали на помощь от жителей города. Упразднением монастыря беды для оставшихся в нём матушек не закончились. В 1769 году во время большого пожара в Ельце сгорели и все постройки Знаменского монастыря. В это время в обители оставалось три монахини, которым удалось спасти лишь некоторую церковную утварь, а на пепелище обрести нетронутыми пламенем три иконы. Две старица, оставшиеся на пепелище, наотрез отказались покинуть Каменную гору. Монахини жили в уцелевшем каменном погребе, покрытом дубовыми ветвями. Позже силами благотворителей для стариц выстроили новую келью по просьбе епископа Тихона Задонского. А в 1770 году силами прихожан на месте сгоревшей обители был выстроен новый небольшой деревянный храм во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы, а при нём открыт приход. Постепенно росло число сестёр, поселившихся на месте прежнего монастыря. В связи с чем, ельчане в 1774 году решили ходатайствовать о восстановлении в городе женского монастыря, однако получили отказ. Посетив любимый им Елец в последний раз в 1779 году, святитель Тихон Задонский побывал и на Каменной горе, увидел население её, и благословил всех монашествующих и указал место строительства соборного храма.

К 1795 году в общине в 21 келье проживала 41 насельница. Кельи были построены в две линии, меж которыми находилась церковь. Все постройки обнесены деревянной оградою на столбах. Многие из насельниц занимались шитьём, вышиванием золотом, изготовление свечей. Но поскольку монастырь существовал неофициально, в том же 1795 году, поступил губернский приказ его ликвидировать, а постройки сломать или продать, но указание выполнено не было.

В конце 18 века, сестры, укреплённые благословением Святителя Тихона, приступили к строительству каменного храма. Но из-за нелегального положения обители, соборный храм строился как приходской. В это время была заложена храмовая часть в классическом стиле, с большою квадратной световой главою со срезанными углами, с шестью колонными портиками по сторонам. Собор строился на средства елецких купцов и людские подаяния. В 1805 году был освящён первый престол новой соборной церкви, а в 1813 году состоялось его полное освящение. После окончания строительства нового собора ельчане вновь решили начать хлопоты о восстановлении на Каменной горе женской монашеской обители. После долгих лет прошений и согласований в октябре 1822 году император Александр Первый подписал указ о возрождении Знаменского женского монастыря, а открытие его состоялось 15 апреля 1823 года. К этому времени в обители было построено 46 келий и проживало 117 монашествующих.

В 1829 году по указу Орловской духовной консистории начата постройка большой трёхнефной каменной трапезной Знаменского собора, а в нижнем этаже, которой устроена двухпрестольная тёплая церковь. Вокруг монастыря, вместо обветшалой деревянной стены по проекту архитектора Шарлеманя было начато строительство новой кирпичной ограды с четырьмя башнями по углам и тремя воротами. Окончательно ограда выполнена к 1844 году. В это же время была разобрана старая деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

В 1839 году орловский епископ Никодим ходатайствовал перед Синодом о строительстве в Знаменском монастыре каменной колокольни. Комиссия утвердила проект в 1840 году, а через год начато строительство на западной стороне обители. Строительство её завершилось в 1861 году. Трёхъярусную каменную колокольню венчал шпиль с золочёным крестом, а в первом ярусе – святые ворота. В 1841 году с южной стороны монастыря был устроен спуск в виде широкой лестницы с перилами к святому колодезю, а также построена просфорня. В 1872 году на средства благотворителей был построен деревянный на каменном фундаменте корпус, а на могиле затворницы благочиния Мелании сооружён каменный фундамент, на котором поставлен решетчатый чугунный памятник с дверью, в виде малой часовни, увенчанной наверху крестом.

В 1885 году с южной стороны Знаменского монастыря устроены святые ворота, украшенные живописными изображениями святых. В 1890 годах на южном склоне горы, близ южных ворот в двухэтажном доме открылась церковно-приходская школа на 100 девочек. В этом же году состоялся ремонт Знаменского собора. А через два года в приобретенном деревянном доме, устроена больница для сестёр.

В начале 20 века обитель приобрела тот вид и то значение, которыми славилась далеко за пределами Ельца и Орловской губернии. В эти годы в Каменогорском монастыре насчитывалось до 217 насельниц. Обитель обладала большим количеством древних и чудотворных икон, но подлинным её достоянием является жизнь блаженной затворницы Мелании, впоследствии канонизированной РПЦ.

Но все красоты духовного подвига сестёр и внешнего вида самой обители не помешали советской власти уничтожить монашеский городок на Каменной горе. После революции 1917 года службы в Знаменском соборе ещё продолжались, а монахини ещё некоторое время жили по монастырскому обычаю. Гонения на обитель начались сразу же после революции, и с каждым годом всё хуже. Власть стремилась разрушить монашескую жизнь, максимально усложнить существование монашествующим и, в конечном итоге, закрыть монастырь. В 1918 году обитель лишилась хозяйственного имущества, земель. В 1919 году от коммуны, расположившейся в Троицком монастыре, поступило предложение о создании её второго отделения в Знаменском монастыре. Но это предложение, как и предложение о закрытии, поступившее в 1920 году, не было утверждено. В 1922-1923 годах из монастыря изъяли церковную утварь, некоторые книги и иконы. Дабы обезопасить себя от нападок безбожной власти и сохранить за собой жильё, монахини в 1922 году образовали трудовую артель. А в 1926 году была создана ещё одна артель, входившая в Елецкий союз кружевниц. Благодаря этому насельниц на некоторое время оставили в покое, и в целом жизнь в обители не изменилась. В 1924 году были арестованы настоятельница игуменья Антония и настоятель Знаменского собора протоиерей Владимир Кавказский, но суд вскоре отпустил их. Во второй половине 1920-х годов ещё более углубился раскол среди насельниц монастыря, вызванный распространением в регионе оппозиционного движения из-за декларации митрополита Сергия. Часть матушек открыто поддержали оппозицию, в связи с чем они удалились из обители во Владимирскую церковь Чёрной слободы, где служил противник митрополита Сергия – епископ Воронежский Алексей (в 1928-1929 году находился в ссылке в Ельце). Тем временем нарастала антимонастырская компания, развёрнутая местными властями в 1928 году. В январе 1929 года елецкая газета «Красное знамя» призвала к разгону монастыря и развернула клеветническую компанию против его насельниц. Благодаря лжи и абсурду, постоянно очерняющим монахинь, в марте 1929 года Елецкий горсовет принял решение о закрытии монастыря и передачи его зданий под «культурно-просветительские цели». И в конце мая 1929 года все монашествующие покинули свои кельи и в освободившиеся 120 квартир въехали семьи рабочих. Тяжело сложились судьбы бывших насельниц обители – многих приговорили к длительным срокам заключения, расстрелу, а последняя настоятельница игуменья Антония, отбывшая трёхлетний срок заключения, вернувшись в Елец, приняла мученическую смерть. Так же печально сложилась судьба всего монастырского комплекса. Первое время после закрытия его постройки использовались под жильё и постепенно приходили в упадок. В 1937 году начался разбор Знаменского собора, окончательно разрушенного во время войны. В эти же годы были сломаны часовня на святом источнике под Каменной горой, некоторые кельи, трапезный корпус. Выстояли лишь колокольня, часть монастырской стены и несколько келий. Именно эти «остатки» в 1974 году поставлены под охрану как памятник истории и архитектуры республиканского уровня, однако ни каких мер по их спасению принято не было. В 1980-х годах предпринимались попытки реставрации, но они ни к чему существенному не привели.

В 1997 году комплекс монастырских строений был передан РПЦ в лице общины Вознесенского собора. Силами общины за несколько лет был расчищен фундамент Знаменского собора, у алтаря которого установлен крест с лампадой и уложены сохранившиеся могильные плиты с древнего монастырского кладбища. В 1998 году власти города передали верующим участок земли под Каменной горой у южной лестницы для восстановления надколодезной часовни и устройства купальни, проект которых выполнил А.В. Новосельцев. В 2001 году общине Вознесенского собора пыли переданы три домика из числа бывших монастырских келий, в одной из которых была устроена домовая церковь.

Но истинное возрождение обители и полномасштабные восстановительные работы начались после 2003 года. В 2004 году была заложена часовня во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», а в стенах монастыря поселились монахини. В этом же году Священный синод, во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым благословил открытие Знаменского женского монастыря в городе Ельце. В январе 2005 года обители для совершения богослужений был передан Спасовский-Христорождественский храм, находящийся на другой стороне Ельчика. Он в скорое время был приведён в надлежащий вид внутри, и сегодня в храме постоянно совершаются богослужения. В этом же году завершены работы по восстановлению часовни над святым источником у подножия монастыря. Так же в 2005 году началось восстановление Знаменского собора по найденным архивным чертежам. И уже в 2008 году работы полностью завершились, и собор предстал в своём первоначальном виде. В 2006 году по проекту архитектора А.В. Новосельцева в древней части монастыря, там, где до пожара 1769 года стояла Никольская церковь, построен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца. В настоящее время ведётся расчистка и благоустройство огромной территории монастыря, окончена реставрации колокольни, восстановлена монастырская ограда, построены новый трапезный и келейный корпуса.

Использован переработанный материал из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» - Липецк, 2006.

"- В монастырь к нам желаете? - обернулся ко мне кучер, похлестывая пару сытеньких коней, неохотно взбиравшихся в гору.
- Да, обитель посмотреть!
- Обитель у нас, господин, необыкновенная. Истинное умиление!.. От самой затворницы, от Мелании строгость такая заведена. Настоящие ангелы, только что в человеческом виде! - разом расчувствовался он.

Этих-то ангелов повидать и с ними познакомиться ехал я на так называемую Каменную гору, где на краю Ельца стоит Знаменский девичий монастырь. Вид монастыря издали замечательно красив. По горе по песку идёт террасами громадная каменная лестница. Вверху, за стенами, видны купола храмов…".
Немирович-Данченко В.И. Женская обитель. Святые горы. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами. СПб., 1904.



"2"
Знаменский монастырь, возрождаемый ныне по благословению преосвященнейшего епископа Никона в городе Ельце - втором по значению духовном центре Липецко-Елецкой епархии, расположен на вершине так называемой Каменной горы.
По преданию, именно здесь какое-то время располагался древний Елец домонгольского периода. Место это, до построения Знаменского монастыря, именовалось "Старое городище".



"4"
Монастырь был основан, трудами святителя Митрофана, епископа Воронежского на месте скита Троицкого мужского монастыря, устроенного в 1629 году на Каменной горе.
В переписных книгах 1690-х годов в Знаменском монастыре числятся две церкви: Рождества Богородицы древнего строения и Никольская нового. В 1764 году, в связи с учреждением духовных штатов женский монастырь указом Екатерины II был упразднён, но инокини его не покинули, а в храме Николая Чудотворца продолжились службы. Во время большого пожара в Ельце 1769 года все монастырские постройки, в том числе Никольская церковь, сгорели.


"5"
На пепелище остались только две старицы, они жили в уцелевшем погребе и неустанно молились. В 1770 году силами монахинь был построен новый деревянный храм, освящённый во имя Иконы Божией Матери "Знамение".


Возрождение Никольского храма состоялось лишь в начале XXI века. В 2006 году по проекту елецкого архитектора А.В.Новосельцева, в древней части монастыря, там, где до пожара 1769 года стояла церковь святителя Николая, был заложен новый деревянный храм. Строительство церкви заняло менее года, и 31 декабря она была освящена епископом Липецким и Елецким Никоном.



"9"
Монастырь долго оставался на нелегальном положении, но хлопоты ельчан о восстановлении обители не прекращались.
Второе официальное открытие монастыря состоялось в 1822 году по указу императора Александра I.


"10"
В 1779 году святитель Тихон Задонский, посетивший монастырь, указал место строительства каменного собора. Сёстры, укреплённые благословением Святителя, приступили к постройке каменного храма. В период 1804-1813 гг. на территории монастыря велось сооружение большого каменного храма с главным престолом в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение".


"11"
После революции 1917 года Знаменский монастырь и его собор продолжали действовать. В 1922 и 1923 годах из храма была изъята церковная утварь.
В марте 1929 года монастырь был "ликвидирован", а его здания (в их числе и собор) переданы под жильё семьям рабочих елецких заводов. В июле 1929 года из соборного храма изъяли всё имущество. В 1937 году начался разбор Знаменского собора: снята железная крыша, сломан пол и междуэтажные перекрытия. Во время войны храм был окончательно разобран, нетронутым оказался лишь его фундамент.


После передачи монастырского комплекса РПЦ в 1997 году, уцелевший фундамент собора был расчищен, но его восстановление состоялось лишь после возрождения Знаменского монастыря в 2004 году. В 2005 году начались работы по строительству Знаменского собора по сохранившимся архивным чертежам.
Ныне храм полностью выстроен, освящён и действует.





"17"
В 1778 году в отшельническую обитель была принята будущая местночтимая блаженная затворница Мелания, великая подвижница, прожившая в монастыре 58 лет и скончавшаяся с затворе в 1836 году. Святитель Тихон, бывая в Ельце, навещал отшельницу. Тогда то он и указал место для будущего каменного храма.


"18"
История Меланьи Затворницы, её жертвенность, аскетизм, духовные подвиги, борьба с искушениями, высокая нравственность заслуживают особого внимания и могут служить поучительным примером.


"19"
Ельчане считали, что она имела дар предвидения и исцеления больных, часто обращались к ней за советами в решении своих житейских дел.

Елецкий Знаменский монастырь

Монастырь

Елецкий Знаменский епархиальный женский монастырь

Страна Россия
Город Елец
Конфессия Православие
Епархия Липецкая и Елецкая
Тип Женский
Первое упоминание 1629 год
Дата основания 1683 год
Основные даты:
Дата упразднения 1764, 1929
Здания:
Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая Колокольня Спасовский-Христорождественский храм Надвратная часовня Часовня-купальня на источнике
Известные насельники Подвижница благочестия Мелания Затворница
Состояние Действующий

Еле́цкий Зна́менский епархиа́льный же́нский монасты́рь - православный монастырь Русской православной церкви , Липецкой и Елецкой епархии находится в городе Ельце Липецкой области .

История

Основание

Монастырь был основан на месте скита Троицкого мужского монастыря , устроенного в 1629 году на Каменной горе.

Монастырь оставался на нелегальном положении, но хлопоты ельчан о восстановлении обители не прекращались. Второе официальное открытие монастыря состоялось в 1822 году по указу императора Александра I . Были восстановлены строгие правила монашеского общежития, начато строительство колокольни, тёплой трапезной, новой кирпичной ограды вокруг монастыря с четырьмя башнями и тремя воротами. В 1841 году с южной стороны устроили спуск к святому источнику в виде широкой лестницы. К 1861 году была завершена постройка трёхъярусной колокольни. К середине XIX века территория монастыря и принадлежавшие ей земли продолжали расширяться, обитель благоукрашалась.

К началу XX века в стенах монастыря проживало 400 человек, на его территории насчитывалось 150 построек.

Главными святынями обители стали чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и образ Христа Спасителя, благополучно сохранившиеся после пожара 1769 года . В монастыре находились почитаемые иконы: «Троеручница», написанная на Афоне, и подаренная святителем Феофаном Затворником Казанская икона Божьей Матери.

В Знаменском монастыре хранился прижизненный портрет святителя Тихона Задонского .

Возрождение

К 2004 году сохранились в сильно разрушенном виде лишь несколько келий, монастырские стены и спуск к святому колодцу. Ни одного храмового здания не уцелело. По решению Священного Синода Русской Православной Церкви Знаменский женский монастырь вновь открыт в 2004 году.

Восстановление поруганной святыни становится делом реальным и осуществимым.

В 2005 году построена часовня над святым источником, в этом же году началось восстановление Знаменского собора. В январе 2005 года Знаменской обители был передан для совершения службы Спасовский-Христорождественский храм, находящийся на другой стороне Ельчика и хорошо видимый с территории монастыря. Он в короткое время был приведён в надлежащий вид внутри, и сегодня в храме постоянно совершаются богослужения для насельниц монастыря и прихожан.

В 2006 году был выстроен деревянный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая и освящён Владыкой Никоном 31 декабря того же года.

Окончена реставрация колокольни, частично восстановлена монастырская ограда, построены новые трапезная и келейный корпуса, выкуплены и приведены в порядок несколько бывших келий. Идёт возрождение славной своей историей и духовными подвигами обители.

Храмы и часовни

  • Знаменский собор . Первая каменная церковь монастыря выстроена в 1813 году. В середине 1930-х был закрыт, и начались работы по его разбору для кирпича. С 2005 года начались восстановительные работы, и к 2009 году главный храм обители был полностью восстановлен в своем первозданном виде.
  • Христа-рождественский (Спасовский) храм (Находится не на территории монастыря)
  • Церковь Николая Чудотворца . Первый деревянный Никольский храм на Каменной горе был построен в 1657 году. Во время большого пожара 1769 года все монастырские постройки, в том числе Никольский храм, сгорели. Возрождение церкви произошло лишь в 2006 году, когда по проекту елецкого архитектора А.В. Новосельцева заложен деревянный храм. В этом же 2006 году Никольский храм был выстроен и освящён.
  • Часовня Иконы Божией Матери Живоносный Источник. Часовня у святого колодца была построена в конце 18 века. До 1930 года была разрушена. Воссоздание её в прежних формах и размерах началось в 2004 году. В 2005 году окончательно выстроена и освящена.

Настоятельницы обители

  • 1685 - 1697 - игуменья Иулита
  • 1705 - игуменья Капитолина
  • 1720 - игуменья Вера
  • 1765 - игуменья Пелагия
  • 1764 - игуменья Иулита - Упразднение
  • 1772 - 1823 - монахиня Матрона (Солнцева) - Начальница Знаменской общины
  • 1823 - 1837 - игуменья Глафира (Таранова) - Восстановление
  • 1837 - 1867 - игуменья Павлина (Толстая)
  • 1867 - 1889 - игуменья Клеопатра (Головачева)
  • 1889 - 1900 - игуменья Валерия (Тарновская)
  • 1900 - 1914 - игуменья Рафаила (Бредихина)
  • 1914 - 1929 - игуменья Антония 1(Криворотова) - Упразднение
  • 2004 - 2009 - монахиня Херувима (Гончарова) - Восстановление
  • 2009 - н.в. - игуменья Антония 2(Поликарова)

Галерея

См. также

Литература

  • Иеромонах Геронтий. Историческое описание Елецкого Знаменского девичьего монастыря, что на каменной горе. - Елец: Типография А.А. Сланской, 1895. - 120 с.
  • Клоков А. Ю., Найдёнов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Храмы Ельца. - Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. - С. 421-455. - 464 с. - 5000 экз. - ISBN 978-5-8125-0941-5
  • Морев Л. А. Елецкий Знаменский женский монастырь и судьбы его насельниц в годы советской власти //Вестник церковной истории . 2008. № 4(12). С. 154-162.

September 6th, 2013 , 01:48 pm

Елецкий Знаменский женский монастырь - в городе Ельце, на вершине Каменной горы. Место монастырю очень соответствует своей уединенностью: с южной стороны монастыря - небольшая речушка Ельчик, а с северо-восточной - глубокий овраг под названием "Сухой Лучок". Каменную гору также называют Аргамаковой, и по преданию, именно здесь располагалась древняя крепость Елец.

2. От центра города сюда лучше всего пройтись по улице Ленина, с которой открывается панорамный вид на монастырь. Улица выводит к мостику через Ельчик. Знаменский монастырь - на противоположном берегу.

3. "— В монастырь к нам желаете? - обернулся ко мне кучер, похлестывая пару сытеньких коней, неохотно взбиравшихся в гору.
— Да, обитель посмотреть!
— Обитель у нас, господин, необыкновенная. Истинное умиление!.. От самой затворницы, от Мелании строгость такая заведена. Настоящие ангелы, только что в человеческом виде! - разом расчувствовался он.
Этих-то ангелов повидать и с ними познакомиться ехал я на так называемую Каменную гору, где на краю Ельца стоит Знаменский девичий монастырь.
Вид монастыря издали замечательно красив. По горе по песку идет террасами громадная каменная лестница. Вверху, за стенами, видны купола храмов...
"

В. И. Немирович-Данченко "Женская обитель"

4. "...он так и сиял против солнца меловой белизной своих стен, а из калитки его ворот выходила молоденькая монашка в грубых башмаках, в грубых черных одеждах, но такой тонкой, чистой, древне-русской иконописной красоты, что я, пораженный, даже остановился, - потом пошел к Аргамаче, опять опустился к притоку и поднялся к собору…
На обрыве за собором я стоял, глядя на гнилые тесовые крыши мещанских лачуг, лепившихся внизу по буграм вдоль реки, на внутренности их грязных и убогих дворишек, и все что-то думал о человеческой жизни, о том, что все проходит и повторяется, что, верно, и триста лет тому назад были тут все такие же черные тесовые крыши и всякая сорная дрянь, что растет на пустырях, на глинистых буграх
."

Иван Бунин "Жизнь Арсеньева"

5. Две дореволюционные открытки с видом на монастырь и "мещанские лачуги", разбросанные по буграм.

Бунин был прав - все проходит и повторяется. Прошедшие здесь 100 лет богаты кардинальными переменами и событиями: революция, закрытие монастыря, рабочий поселок вместо бывших келий.... Но сейчас монастырь по-прежнему сияет меловой белизной колокольни и вновь построенной копии разрушенного Знаменского храма. При взгляде на панораму обители кажется, что здесь совсем ничего не изменилось. Но главное - при виде стен монастыря снизу, от реки - ощущение какой-то особой благодати места.

7. Речка Ельчик.

10. От южных ворот - спуск в виде широкой лестницы, который был устроен в 1881 году к святому источнику у подножия монастыря.

11. На источнике - купель и часовня.

12. Часовня здесь была построена еще в конце 19 века, разрушена после революции (до 1930 года).
Архивные фотографии:

14. Часовня воссоздана в прежних формах и размерах в 2004 году, но не прежнем месте, а ближе к источнику, в 20 метрах севернее первоначального.

15. На месте старой часовни устроена купальня (с двумя купелями).

16. Сень над источником.

19. Здесь же - иконная лавка.

22. На крутом склоне у стен монастыря - живописные выходы скал известняка.

27. Те ступени, что с южной стороны ведут вниз от ворот, "на протяжении всей горы были выложены из нового отесанного цоколя, с обводом цокольных же перил или стенок и чугунной решеткой, с двумя фонарными столбами наверху террасы."

29. С лестницы и тогда, и сейчас, открывается замечательный вид на город.

30. Лестница, видимо, была не простая, а с подземным тоннелем, ведущим на территорию монастыря.

38. Здесь, на склоне, слева от южных ворот, стояло двухэтажное здание церковно-приходской школы (не сохранилось). Его видно на дореволюционных открытках (фото 5 и 6).

40. В начале 20 века обитель приобрела тот вид и то значение, которыми славилась далеко за пределами Ельца и Орловской губернии.

43. С западной стороны была построена каменная колокольня, в первом ярусе - святые ворота, через которые совершались крестные ходы.

45. Архивная фотография, 1970-е гг.

46. Западные ворота близ колокольни.

47. Те же ворота в 2004 году.

48. После революции 1917 года службы в Знаменском соборе ещё продолжались, а монахини ещё некоторое время жили по монастырскому обычаю. В 1922-1923 годах из монастыря изъяли церковную утварь, некоторые книги и иконы. Дабы обезопасить себя от нападок безбожной власти и сохранить за собой жильё, монахини в 1922 году образовали трудовую артель. А в 1926 году была создана ещё одна артель, входившая в Елецкий союз кружевниц. Благодаря этому насельниц на некоторое время оставили в покое, и в целом жизнь в обители не изменилась. В 1924 году были арестованы настоятельница игуменья Антония и настоятель Знаменского собора протоиерей Владимир Кавказский, но суд вскоре отпустил их. Во второй половине 1920-х годов ещё более углубился раскол среди насельниц монастыря, вызванный распространением в регионе оппозиционного движения из-за декларации митрополита Сергия. Часть матушек открыто поддержали оппозицию, в связи с чем они удалились из обители во Владимирскую церковь Чёрной слободы, где служил противник митрополита Сергия - епископ Воронежский Алексей (в 1928-1929 году находился в ссылке в Ельце). Тем временем нарастала антимонастырская компания, развёрнутая местными властями в 1928 году.

В марте 1929 года Елецкий горсовет принял решение о закрытии монастыря и передачи его зданий под «культурно-просветительские цели». И в конце мая 1929 года все монашествующие покинули свои кельи и в освободившиеся 120 квартир въехали семьи рабочих. Территорию монастыря стали именовать Рабочим городком.
Тяжело сложились судьбы бывших насельниц обители - многих приговорили к длительным срокам заключения и расстрелу. Первое время после закрытия его постройки использовались под жильё и постепенно приходили в упадок. В 1937 году начался разбор Знаменского собора, окончательно разрушенного во время войны. В эти же годы были сломаны часовня на святом источнике под Каменной горой, некоторые кельи, трапезный корпус. Выстояли лишь колокольня, часть монастырской стены и несколько келий.
Архивная фотография, на которой нет Знаменского собора:

49. Только в 1997 году комплекс монастырских строений был передан РПЦ, и с 2003 года здесь ведутся восстановительные работы.

50. В настоящее время ведётся благоустройство огромной территории монастыря, окончена реставрации колокольни, восстановлена монастырская ограда, построены новые корпуса.
Часть территории занимают обычные жилые дома, однако некоторые бывшие кельи выкуплены и приведены в порядок.

51. А так описывал в начале 20 века кельи Знаменской обители В.И. Немирович-Данченко:
«Каждый дом строили не по общему плану… а как хотелось его хозяйке. То узенький, в два этажа, по два, по три окна в каждом, то низенький и длинный, то с высокими, острыми, то пологими крышами. И всякая клетушка чувствует свою соседку локтем… Каждый домик в свою краску расписан: голубые, зеленые, красные, серые, бревенчатые, тесом обшитые — но все с крылечками в наружу, то под пестрым навесом, то совсем простенький. Между ними несколько побольше и пощеголеватее, железом крытые с рядами окон... Перед некоторыми — палисадники».
Фото начала 20 века.