Где находится кельнский собор в какой стране. Кёльнский собор в Германии. Фото, описание, легенды. Кельнский собор сейчас

Кельнский собор в Германии считается одним из величайших и красивейших христианских храмов.

Его строительство началось почти 800 лет назад, аж в 1248 году архиепископ Кёльна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора. Жители Кёльна, в то время считавшегося одним из самых богатых и могущественных германских городов, мечтали о собственном кафедральном соборе, который затмил бы другие европейские храмы своей красотой и размерами. Но никто и предположить тогда не мог, что строительство растянется на сотни лет, практически до бесконечности. Первое строительство длилось 189 лет, до 1437 года. Потом было приостановилось и вновь возобновилось с 1842 по 1880 гг.

В период Второй мировой войны Кёльн был практически разрушен. Собору досталось тоже, однако он был, пожалуй, чуть ли не единственным зданием города, которое уцелело после страшных бомбардировок. Позднее выяснилось, почему случилось такое «чудо»: оказывается, существовал негласный сговор лётчиков, которые использовали высоченные шпили собора в качестве ориентиров. Реставрационные работы были начаты уже в 1945 году, но временная реставрационная конторка до сих пор стоит на площадке у здания...

Такое долгое строительство окутано легендами. По одной из них жена главного архитектора Герхарда, спасает мужа от дьявола. По этой версии, архитектор никак не мог придумать чертёж будущего храма, и в период его творческих терзаний к нему явился дьявол и предложил обменять душу на этот чертёж. Архитектор согласился. Неравноценный обмен должен был состояться после первых петухов. Но жена Герхарда, подслушав разговор, решила спасти душу мужа и заполучить чертёж. Она встала на рассвете и прокукарекала вместо петуха. Дьявол отдал чертёж, но позже выяснилось, что его обманули. Тогда он проклял и собор, и город: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе». Что же касается города, то Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться собор, а когда последний его камень ляжет на своё законное место, мир постигнет апокалипсис.

Кельнский собор производит поразительное впечатление! Невероятные размеры, темные камни, уходящие далеко в небо пики Башен. Но стоит немного привыкнуть к свету, размерам и, пересилив оцепенение, сделать шаг, как эта громадина оживает. Она уже не кажется монолитом. Витые башни, искусная вязь готических узоров, фигуры по фасадам – все приходит в движение. Эта 150-метровая махина как будто соткана из кружев.

Кёльнский собор, как показывают раскопки, строился не на пустом месте. Ещё в 50 годы н.э. здесь стоял... римский языческий храм, который затем в IV веке н.э. сменила епископальная церковь. Её значительно расширили к IX веку, а через триста лет первый камень лёг в основу уже готического собора по французскому образцу. В качестве этого образца послужил, главным образом, Амьенский собор во Франции.

В сентябре 1322 года были освящены хоры собора. На момент освящения его убранство считалось самым красивым и богатым во всём христианском мире. Храм был недостроенным, из нескольких предполагаемых башен лишь 59-метровая южная пронзала небеса. Но и она не была завершена окончательно. Строительство собора продолжалось до 1450 года, а затем потихоньку все работы прекратились. Было ли виной проклятие лукавого, или же помешали эпидемии, прокатившиеся по Европе, может, элементарно не хватило денег?

Некоторые из исследователей называют в качестве главной причины прекращения строительства собора изменение мировоззрения тогдашнего общества. Эпоха Возрождения с новыми ценностями и идеалами сменила мрачную готику Средневековья, и людям нового времени и новой Европы просто не требовался такой грандиозный готический храм.

Вызывая восхищение и трепет всех, кто его видел, Кёльнский собор в недостроенном виде простоял вплоть до XIX века, когда на волне нового повального увлечения готикой было решено довести его «до ума».

В 1842 году, после подготовительных работ, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV отдал распоряжение завершить строительство Кёльнского собора по первоначальным планам. На этот раз дело продвигалось куда быстрее, и 15 октября 1880 года состоялись торжества по поводу завершения строительства этого грандиозного Средневекового «долгостроя». Однако пышные торжества ещё не означали, что собор был достроен окончательно. Нужно было его стеклить, класть полы, отделывать.

В 1906 году одна из 24 декоративных башен неожиданно рухнула, затем обломились и другие башни. В некоторых местах были обнаружены повреждения каменной кладки. В общем, собор явно не хотел быть достроенным.

Кёльнский собор - это не просто божий дом, но и сокровищница, где хранятся удивительные реликвии, привлекающие паломников со всего мира. К числу самых ценных художественных сокровищ собора относится чудотворное распятие Геро, сделанное из дуба ещё до 976 года. Оно считается древнейшим из сохранившихся в Западной Европе. Христос на этом распятии изображён не страдающим и не торжествующим, но только что принявшим смерть Существует такая легенда об этой реликвии: на деревянном распятии появилась трещина, которая вновь закрылась, когда архиепископ Геро приложил к ней просвирку. С тех пор распятие Геро признано чудотворным.

Другим бесценным сокровищем можно назвать раку Трёх Святых Королей, одну из самых драгоценных святынь христианства. Три святых короля (Каспар, Мельхиор и Бальтазар) - это и есть те три волхва, которых привела в Вифлеем вспыхнувшая в момент рождения младенца Иисуса звезда. В 1164 году архиепископ Кёльна Райнальд фон Дассель привёз эти святые мощи в Кёльн, и одна из версий создания Кёльнского собора гласит, что именно обретение городом святых мощей и подтолкнуло к строительству кафедрального собора, который бы соответствовал высочайшему рангу одной из главнейших святынь христианства, где она должна была бы храниться. Знаменитый мастер Николай Верденский в 1184-1220 годах создал чудесный золотой реликварий для святых мощей.

Но раку Трёх Святых Королей я, к сожалению, в соборе не увидела. Может, она была закрыта, так как в соборе ведутся реставрационные работы.

К числу других сокровищ Кёльнского собора относят великолепные витражи, часть из которых - «окна королей», «библейские окна» и «окна трёх Святых волхвов» - сохранились с 1280 года. Не менее древними считаются и другие окна собора - царские витражи в верхнем ярусе хоров, датируемые 1310 годом.

Помимо реликвий трех волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана в Кельн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской мадонны».

Сегодня Миланская мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Ее фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX в., ее оригинальная окраска также была разноцветной. Эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.

Жемчужина Кёльна и шедевр готической архитектуры, Кёльнский собор Святых Петра и Марии, бесспорно, поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе.

Смотреть еще:

  • 12/11/2011 --
  • 23/11/2011 --
  • 02/11/2018 --
  • 01/09/2014 --
  • 18/08/2014 --

Официально он называется Кафедральный собор во имя Св. Петра и Св. Девы Марии, но больше известен просто как Кельнский собор. Это самый выразительный образец стиля высокой готики в мире. Кельнский кафедральный собор высотой 157 м- второй по высоте в Германии и третий в мире. С 1880 по 1890 г. это вообще было самое высокое здание в мире. Вся его громада, включая две величавые башни, занимает площадь 7000 кв. м, что является мировым рекордом для культового сооружения.

Высота собора - 144 м, ширина - 86 м, а башни на западной стороне здания поднимаются на 157 м, так что собор является самым большим храмом Германии.

Площадь, на которой возведен Кельнский собор, была местом паломничества христиан с эпохи римского владычества. Именно здесь первые христиане поставили одну из своих первых церквей и нарекли ее «старейшим собором» еще в IV в. н.э. В начале IX в. началось строительство первого собора династии Каролингов. Этот храм был закончен в 873 г. и простоял вплоть до XIII в.

В 1164 г. недавно рукоположенный епископ Рейнальд фон Дассель доставил в Кельн чудотворные мощи трех волхвов. Захваченные в Миланском соборе императором Фридрихом Барбароссой, они нуждались в достойном помещении. С этой целью Рейнальд фон Дассель начал возведение самой роскошной дарохранительницы в Европе.

Именно рака со святыми мощами привлекла в Кельн толпы паломников со всей Европы. Старый храм не в состоянии был выдержать такой наплыв верующих. В 1225 г. было окончательно принято решение о возведении нового собора, и в 1248 г. заложили его первый камень. Однако в 1288 г. строительство сильно замедлилось. Хоры закончили в 1322 г., а в южной башне к 1410 г. построили только 2 этажа. В 1530 г. проблемы с деньгами и равнодушие власть предержащих вообще застопорили строительство. И следующие 300 лет собор оставался в недостроенном виде. Но худшее было еще впереди. В 1794 г. сюда ворвались силы французских революционеров, и епископ бежал вместе с казной. Солдаты, захватившие Кельн, не питали особого почтения к символам веры. Они превратили собор в конюшню и склад. Только в 1801 г. его освятили заново.

Голубая эмалированная табличка, приколоченная у главного входа в храм, напоминает об этих варварских годах. На ней значится: «Домклостер, 4», почтовый адрес этого здания. Ни одна церковь в мире не может похвастаться чем-то подобным. До тех пор пока Франция не оккупировала Кельн, здесь вообще не было нужды в табличках на домах, однако завоевателям было слишком хлопотно разбираться в незнакомых улицах. Был издан приказ присвоить название каждой улице и номер каждому дому. Этой участи не избежал и кафедральный собор.

Где-то между 1814 и 1816 гг. давно утерянные планы собора были найдены в двух разных местах, Дармштадте и Париже. Это было время, когда готическая архитектура переживала второй период популярности, и собор решили достроить по начальной готической схеме. Король Пруссии Фридрих Вильгельм IV выступил покровителем строительства. Из Ватикана прибыл архиепископ Иоганн фон Гейссель, и 4 сентября 1842 г. в присутствии короля Пруссии состоялось открытие строительства нового парадного входа. От избытка чувств король произнес: «Здесь камень положен, здесь встанут врата меж двух божественных башен».

Прусское королевство взяло на себя треть расходов на стройку. Остальные деньги добывала общественная организация, собиравшая добровольные пожертвования. Энтузиазмом были охвачены не только жители Кельна, но и Германия в целом, мечтавшая увидеть во всей красе свой драгоценный кафедральный собор.

И наконец 15 октября 1880 г. собор, строившийся на протяжении 600 лет, был завершен. Обретя изначальные планы строительства, архитекторы XIX в. решили выполнить проект, составленный в 1280 г. их средневековым собратом по цеху, так и оставшимся безымянным. В итоге собор сохранил свой классический облик готического храма, несмотря на использование современных технологий - например, потолочные балки уже были выполнены не из дерева, а из железа. Эти балки сыграли свою роль во время Второй мировой войны, когда собор подвергся жестокой бомбардировке. Несмотря на 14 прямых попаданий, разрушивших всю внутреннюю отделку, своды собора стояли несокрушимо.

Кельнский кафедральный собор, где находится кафедра архиепископа Кельнского, является одним из самых прекрасных христианских храмов в мире. Однако его не следует рассматривать исключительно как образец готической архитектуры. Внутреннее убранство, также выдержанное в готическом стиле, заслуживает не меньшего восхищения. Хоры, на которых помещается 104 певчих, самые большие в Германии. Кроме того, там имеется два кресла, которые никто не занимает во время службы. Одно предназначено для Папы, второе - для императора.

Золотой саркофаг, рака Трех королей, хранит мощи трех волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу Христу в Вифлеем. Это самый популярный объект паломничества у христиан. Каждый год сотни тысяч верующих посещают Кельнский собор, чтобы помолиться святым мощам.

Размеры собора поистине потрясают, однако он имеет огромное значение и как старейшее место паломничества и монумент бессмертной вере его создателей.

Кельнский собор был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 г. В последнее время главную угрозу этому уникальному зданию представляет высокая степень загрязнения в городской черте. Кислотные дожди размывают кладку и оставляют уродливые следы на светлом и легком песчанике. С тех пор как в 1880 г. было закончено строительство, собор постоянно обновляется и ремонтируется, и так без конца. У горожан уже сложилась поговорка об этой вечной стройке: «Когда мы закончим строить собор, наступит конец света!».

Факты про Кельнский собор

  • Размеры: Длина собора 144,5 м, ширина 86 м. Восточное крыло имеет 61,5 м в поперечнике, западное (фасад) - 40 м.
  • Неф: 45 м шириной, высота в центре 43,35 м и 19,8му боковых притворов.
  • Башни: Южная башня 157,3 м высотой, северная на несколько сантиметров ниже. Лестница имеет 509 ступеней.
  • Свод: Высота от 61 до 1 09 м, у восточного фасада 70 м.
  • Окна: Общая площадь окон около 10 000 кв. м.
  • Объем: Общий объем здания, без притворов, 407 000 куб. м. Общий вес достигает 300 000 тонн.
  • Колокола: На колокольне 1 2 колоколов, один из них, «Петер», самый большой в мире свободно висящий колокол.

Хронология

  • 1164: В Кельн доставлены чудотворные мощи.
  • 1180-1230: Изготовлена рака Трех королей.
  • 15 августа 1248: Заложен краеугольный камень собора.
  • Ок. 1311: Выстроены самые большие хоры в Германии на 1 04 певчих, с двумя свободными местами для Папы и императора.
  • 1322: Освящение хоров.
  • Ок. 1355: Началось возведение башен.
  • 1814: Найден первый комплект чертежей западной части собора. % 1816: Найден второй комплект чертежей.
  • 1842: Строительство возобновилось после 300-летнего перерыва.
  • 15 октября 1880: Собор закончен. В итоге стройка длилась 632 года.
  • 1939-1945: Собор пострадал во время Второй мировой войны.
  • 1996: Собор включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Еще задолго до подъезда к Кёльну вы увидите два могущественных шпиля, высотой в 157 метров каждый, доминирующие над городом. Это колонны Кельнского собора, который был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО еще 1996. Это один из самых захватывающих соборов Европы и Германии, с самым большим фасадом в мире

Построенный в честь святого Петра и Марии, Кельнский собор является резиденцией католического архиепископа Кельна. Кёльнский собор - самый большой Готический собор в Германии (подробнее в статье о немецкой готике), самая известная достопримечательность Кёльна. Когда-то собор был самым высоким зданием в мире, но и сейчас он остается рекордсменом, с самым большим в мире церковным фасадом

Главное богатство собора - золотая гробница с останками волхвов (Ларь трех волхвов), украшенная тысячами драгоценных камней и жемчужин. Эта самая ценная реликвия расположена в самом центре собора и ежегодно привлекает огромное количество паломников и просто туристов

Обратимся к истории этого грандиозного сооружения. Кельнский собор возведен на месте, где издавна находилось множество христианских храмов и просто церквей. В течение многих столетий эти церкви подвергались, разрушению, сгорали, и тд. На их месте появлялись новые, которые в свою очередь тоже исчезали. Все это длилось вплоть до 1248 года, когда началась главная, и самая длинная глава в истории собора. Кёльн в те времена был самым могущественным городом Германии, потому было принято решение строить здесь кафедральный собор по примеру Франции с ее Нотр-Дам-де-Пари и Страсбургским собором , но по своим масштабам немецкий собор должен был затмить все аналогичные сооружения в мире

Первый камень Кёльнского собора был положен 15 августа 1248 архиепископом Конрадом фон Гохштаденом. Фундамент сооружения был заложен довольно быстро, но потом работы зашли в тупик, и лишь к 1560 году была закончена основа собора

Лишь спустя несколько столетий, в 1824 году, были достроены башни и другие важные части собора, строившиеся строго по средневековым чертежам и плану. Завершение строительства самого большого собора Германии отмечалось как национальный праздник в 1880, спустя 632 года после закладки первого камня. На праздновании присутствовал Император Вильгельм I

Собор перенес 14 авиа ударов в период Второй Мировой войны, при этом не получив серьезных повреждений - его реконструкция была закончена в 1956. Была также построена винтовая лестница, по которой можно подняться на смотровую площадку, расположенную на высоте 98 метров над землей


В 1996 собор был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2004 попал и в список "Мировое наследие в опасности", так как здание нуждалось в серьезной реконструкции. В 2006 году ЮНЕСКО все-же исключил сооружение из списка "достопримечательностей в опасности". Временная реставрационная контора до сих пор стоит на площадке у здания, так что глава истории со строительством Кельнского собора еще не закрыта

Помимо гробницы волхвов, одной из ценнейших реликвий собора является знаменитая Миланская Мадонна - одно из красивейших скульптурных творений времён зрелой готики. Это изображение богоматери, дошедшее до наших дней, было создано в 1290 году и считается одной из прекраснейших скульптур в мире

Стоит также обратить внимание на Крест Геро - двухметровый дубовый крест, подаренный собору архиепископом Геро. Крест выделяется не только своими гигантскими размерами, но и невероятной реалистичностью изображения, причем большая часть креста сохранена в оригинальном виде

Неудивительно, что вокруг Кельнского собора ходит множество легенд и слухов. Так например, говорят что к проектированию собора причастен сам дьявол, который предоставил чертежи для архитектора Герхарда в обмен на его душу. В связи с этим говорят, что город Кельн будет стоять до тех пор, пока будет строиться его собор. Во время войны город Кельн был разрушен до основания, а собор уцелел из-за негласного сговора летчиков, которые использовали его шпили в качестве ориентира

В наше время собор привлекает огромное количество туристов и как вы уже поняли, тут есть чем полюбоваться. Настоятельно рекомендую Вам включить это место в свой список достопримечательностей для посещения, если вы собираетесь в Германию

Кёльнский собор в Германии – популярнейшая достопримечательность, которую туристы включают в список обязательных мест для посещения. Одно из самых узнаваемых религиозных сооружений занимает третье место в мире по высоте. Оно является одним из популярных долгостроев, ведь первый камень заложен в 1248 г., а финальные работы все еще не завершены. Некоторые немцы рассказывают давнюю историю, что окончание строительства Кёльнского собора приведет к концу света. Это объясняет, почему строители не торопятся.

Святое место

Рядом со строительными бригадами у Кёльнского собора можно увидеть несколько групп археологов. Уже давно известно, что строительство ведется на месте более ранних религиозных построек, следы которых скрыты в толще земли. Ученые выяснили, что еще в VI в. до н.э. место, где возвышается собор, считали святым, на нем стояли языческие храмы и святилища. После прихода христианской эпохи здесь же несколько раз сооружали церкви, которые довольно часто сгорали.

При раскопках археологи обнаружили небольшую усыпальницу, которую датируют V в. н.э. В ней находились тела женщины и ребенка. Даже по прошествии веков усыпальница удивляла богатством и не была разграблена. По большому количеству золотых и серебряных украшений, инкрустированных драгоценными камнями, можно предположить, что останки принадлежали членам знатной династии города.















Величие Кёльнского собора

Для истовых католиков Кёльнский собор является не только архитектурным чудом, но и местом захоронения ныне святых архиепископов. Также в священных стенах укрыты важные религиозные реликвии.

Кёльнский собор окутывает множество вековых поверий и легенд, но каждый сам решает, что он ждет от посещения этого великого сооружения. Даже абсолютно неверующий человек, впервые увидев собор, испытывает шок от его превосходства. Постройка высотой 157 метров благодаря множеству арок и острых шпилей кажется совсем легкой, ажурной. Не зря толпы туристов постоянно оккупируют площадь перед собором и делают тысячи фотографий Кёльнского собора. Нередкими гостями у его стен являются съемочные группы. Собор чаще других встречается в мистических кинолентах. Виной тому строгие черты и легенды о дьяволе, которые уже несколько столетий пересказывают немцы.

Легенда о сделке с Дьяволом

Существует поверье, что Герхард (архитектор, придумавший план Кёльнского собора) не смог самостоятельно создать чертежи. Он часто ошибался и хотел уже отказаться от непосильной задачи. В минуту отчаяния он решился на сделку с дьяволом, который обещал принести уже готовую работу в обмен на его бессмертную душу. Сделку назначили на час рассвета, когда прокричит петух. Жена Герхарда попыталась уберечь любимого и прокукарекала раньше времени, явился дьявол и передал готовые чертежи. Когда закричала настоящая птица, условия сделки были нарушены и душа архитектора оказалась вне опасности. За столь вероломные действия дьявол проклял собор и объявил, что день завершения строительства станет последним днем для человечества.

Кажется, сам дьявол и охранял собор во время Второй мировой войны. Сброшенные с самолетов и выпущенные из артиллерийских орудий снаряды даже не приблизились к собору. Некоторые считают, что военные специально берегли высокие башни, чтобы использовать их как ориентир. Однако в это трудно поверить, ведь Кёльнский собор остался невредимым, когда все окрестности устилали руины.

История строительства

Идея строительства пришла в голову служителям Бога задолго на начала работ. Еще в 1164 г. после покорения Милана солдаты доставили в Кёльн останки Святых волхвов. Для столь важных реликвий понадобилось достойное сооружение. Мощи поместили в надежный саркофаг, который и сегодня могут увидеть все посетители. Древние мастера изготовили золотую раку для мощей и отделали её серебряными деталями. Иногда в туристических проспектах можно увидеть упоминание о мощах трех королей, а не волхвов. В данном случае это синонимичные понятия.

Весь период строительства Кёльнского собора можно разделить на несколько этапов. Первый из них начался в 1248 г. Епископ Конрад фон Гохштаден захотел превзойти французские соборы и приступил к великому строительству. Архитектором и разработчиком проекта стал Герхард, хотя основная идея была позаимствована им у французских мастеров.

По задумке архитектора в храме должно было преобладать естественное освещение, поэтому здание состоит из множества арок и пилястр, которые создают минимальное препятствие солнечным лучам. Чтобы увеличить различия с французской архитектурой, арочные проемы сделаны заостренными.

Спустя 70 лет было завершено строительство восточного фасада Кёльнского собора. В это же время появился главный алтарь и хоры в окружении галерей. Затем началось создание северного фасада. Чтобы освободить место, пришлось снести старую церковь, в которой все это время совершались богослужения.

В течение XIV и XV веков были отстроены южный фасад, три этажа звонницы и установлены колокола. Несколько позднее северную часть накрыли кровлей. Так завершился первый этап работ, и вся деятельность была приостановлена до середины XVIII в.

Долгий простой негативно сказался на сооружении. Под воздействием сил природы уже готовые части стали нуждаться в ремонте. Особенно пострадали хоры. Следующая активная стадия возведения собора началась в 1842 г. под руководством Фридриха Вильгельма IV. Строительство продолжилось по первоначальным планам, которые были еще раз пересмотрены и полностью одобрены.

Спустя 40 лет башни были достроены, и собор достиг своей нынешней высоты в 157 метров. Теперь начался этап постоянных реконструкций и усовершенствований. Заменялись пострадавшие от времени элементы отделки и стекла, добавлялся декор. В 1906 г. произошло обрушение одной из башенок, которую пришлось срочно восстанавливать и проверять устойчивость остальных.

Как выглядит собор

Строгий готический силуэт здания украшают две остроконечные башни. В широком фасаде из темного камня просматриваются красочные витражи с библейскими сюжетами. В башню можно подняться по длинной лестнице, которая состоит из более пятисот ступеней. С огромной высоты открывается превосходный вид на центр города.

Общая площадь Кёльнского собора равна 8,5 тыс. м². Внутреннее помещение состоит из главного зала, галерей, капеллы и нескольких часовен. Стены богато украшены лепниной, а на поверхности колонн вырезаны изящные узоры. Вдоль стен и у алтаря собрана целая коллекция прекрасных скульптур.

Пол отделан тем же серым камнем, что и фасады. На стенах присутствует яркая мозаика и позолоченные элементы. Кёльнский собор является величайшим сооружением, но особую славу ему снискали реликвии и сокровища:

  • ларь с тремя волхвами;
  • статуя Миланской Мадонны;
  • усыпальницы епископов;
  • крест Геро.

Специально для хранения реликвий в основании собора оборудована сокровищница. Древние мечи и жезлы дохристианской и более поздних эпох украшены драгоценными камнями. Продуманная подсветка оттеняет драгоценности и покрывает их магическим свечением. Здесь же хранятся летописи и древние свитки, которые повествуют о жизни святых.

Экскурсия

Чтобы добраться до Кёльнского собора, следует воспользоваться метро и выйти на станции Dom или Hauptbahnhof. На автомобиле или такси следует доехать до Domkloster 4.

Режим работы Кёльнского собора следующий:

  • 6:00-21:00 (май-октябрь);
  • 6:00-19:30 (ноябрь-апрель).

За посещение основных помещений собора плата не взимается, за вход в сокровищницу придется заплатить 6 евро, а подъем на смотровую площадку обойдется в 4 евро. В соборе периодически проводят службы, поэтому следует придерживаться строгого стиля в одежде. Более подробную информацию можно найти на официальном сайте: www.koelner-dom.de .

Кельнский собор можно считать одной из самых ярких жемчужин немецкой архитектуры, описанный в ЮНЕСКО как "исключительная работа творчества человеческого гения". Собор Святых Петра и Марии, напоминающий в плане латинский крест, на сегодняшний день является одним из крупнейших католических соборов на территории Европы и самым значительным храмом Германии. Устремленный ввысь собор, возвышающийся над историческим центром Кельна, сочетает в себе несколько противоречивых свой – он является одновременно монументальным и ажурным, величественным и изящным. Грандиозные размеры храма поражают и сегодня – собор простирает на 144 метра в длину, его ширина составляет 83 метра, а купола собора, возвышающегося над площадью на высоту в 60 метров, видно со всего центра старинного немецкого города. А остроконечные шпили двух расположенных по бокам собора по своей высоте сопоставимы лишь с современными небоскребами – они устремляются в небо на высоту 157 метров.

Первый камень в основание собора был заложен 15 августа 1248 года. Но лишь спустя 632 года и 2 месяца, 15 октября 1880 года, состоялось его торжественное открытие. Однако ещё и сегодня собор не покидают строительные леса. Его возведение всё продолжается и продолжается. И если верить легенде, так будет вечно.

По преданию, архитектор Герхард очень переживал, что не сможет выполнить столь грандиозную задачу - построить самый большой готический собор в мире. И все чертежи, которые он делал, ему не нравились. И тогда явился дьявол и предложил обмен: архитектор получает чертежи, но взамен отдаёт душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Герхард был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала его жена и решила уберечь мужа и заполучить чертежи. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился и передал заветные чертежи. Но обман сразу же вскрылся, потому что была глубокая ночь и все петухи ещё спали. И тогда дьявол заявил: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». И с тех пор собор не перестают строить и достраивать, ведь если закончится строительство, то может наступить обещанный дьяволом конец света.

Интересным фактом является также то, что во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь город, не пострадал только Кельнский собор. По негласному сговору летчиков, собор берегли как географический ориентир.

И сегодня самый известный памятник архитектуры Германии возвышается в центре Кельна на вершине Соборного холма. Это третий храм, построенный на этом месте. Первый был основан в 313 г. н.э., когда римский император Константин ввел христианство в Европе. Второй - "Старый собор" - был возведен в 818 году и сгорел дотла в 1248 году. В этот же год началось строительство нынешнего готического шедевра, которое длилось вплоть до 1880 года. Примечательно, что каждый последующий строитель этого многовекового проекта подтвердил правильность первоначальных чертежей.

Кельнский собор основан как саркофаг трех святых волхвов, останки которых кельнский архиепископ привез из миланского монастыря в 1164 году. Высокий статус, которого Кельн достиг в христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться в кафедральном соборе, которой бы затмил собою все остальные храмы.

Первый камень Собора Святых Петра и Марии был заложен в 1248 году кельнским архиепископом Конрадом фон Хохштаден, и с этого момента начинаются длинная история строительства храма – во время его постройки поколения сменялись следующими поколениями, а собор строился в течение долгих столетий. Хотя хор Кельнского собора, который сам по себе является произведением искусства, был освещен еще в 1322 году, строительные работы еще не были завершены. К этому моменту была возведена часть портала, и часть здания была покрыта крышей, после чего в нем начали проводиться религиозные службы, но с 1450 дальнейшее строительство собора было остановлено, на тот момент высота Южной башни составляла 59 метров. Причин остановки строительства храма было много – к ним относятся многочисленные войны, эпидемии чумы и других смертоносных заболеваний, нехватка денежных средств на строительство. Но самой главной причиной стало изменение мировоззрение – средневековые взгляды уже давно стали прошлым, и цель строительства грандиозного храма стала выглядеть как-то неубедительно.

Собор медленно разрушался, и выглядел настолько запущенным, что наполеоновские войска в 1794 году разместили здесь склады сена для конницы. Но после разгрома Наполеона на Рейне начинает возрождаться из пепла национальная идея. Сразу вспоминают о первоначальном замысле: отстроить самый крупный католический собор. Молодые романтики, окрылённые идеями о свободе и независимости страны, подхваченные волной подъёма национального самосознания, решают создать общество поддержки возведения собора. Заручаются они и поддержкой короля Фридриха Вильгельма IV.

Кстати, общество существует и сегодня, насчитывая более 1000 членов и собирая ежегодно большую часть суммы из 6 млн. евро, необходимой для поддержания собора и содержания 100 рабочих, осуществляющих его реконструкцию. В 1842 году общество приступило к своей работе, и начался сбор средств. Они собирались не только внутри страны. Известно например, что немецкий поэт Генрих Гейне был одним из организаторов сбора средств в Париже. Начинаются работы по завершению строительства собора. Один из камней храма заложил Вильгельм IV 4 сентября 1842 года.

Работы возглавляют известный архитектор Цвирнер (Zwirner), а затем Фойхтель (Voigtel). Согласно преданию, где-то в Дармштадте, на постоялом дворе, была найдена часть средневековых чертежей Кёльнского собора и архитекторы, строго соблюдая их, возвели это удивительное готическое сооружение. Однако, нынешняя Dombaumeisterin собора, профессор, доктор Barbara Schock-Werner, утверждает, что когда наполеоновские войска в спешке покидали Кёльн, они захватили с собой все чертежи и архивы Кёльнского «Дома». Где они находятся сейчас никому неизвестно.

Скорее всего, великие архитекторы Цвирнер и Фойхтель, являясь поклонниками модного тогда стиля «Неоготика», бесспорно имея какую-то подоснову, (что-то было найдено ещё и в Париже) тем не менее, возвели собор, используя собственные представления о готике и совершенно новую, современную технику строительства.

Невольным подтверждением этого является отсутствие над главным входом в собор знаменитой «готической розы». Ведь все предшественники Кёльна - соборы в Шартре, Реймсе, Амьене и Париже её имели. Но, как считали приверженцы неоготики: «роза», зрелищно расширяя композицию, затрудняет создание эффекта общей устремлённости всех элементов фасада вверх, к небу, к создателю. И они упускают её. И вот 15 октября 1880 года император Вильгельм I прибывает в город, и при огромном скоплении народа объявляет о завершении строительства. Две башни собора, высотой 157 метров 31 и 38 см., высоко вознесись над городом, сразу становятся его главным символом и опознавательным знаком.

Но работа над Кельнским собором не прекращается и сегодня. На поддержание и дополнения собора расходуется 10 млн. евро ежегодно. Так в 2007 году собор обрел новые витражи на южных окнах, которые были уничтожены во время Второй мировой войны. Витражи состоят из 11500 одинакового размера кусочков цветного стекла, расположенных случайным образом на компьютере, образуя красочный "ковер".

На сегодняшний день Собор Святых Петра и Марии в Кельне является не только храмом, в котором проводятся религиозные службы, но и одним из самых значимых музеем страны, в котором собрана богатейшая коллекция скульптур, редких картин и всевозможных драгоценностей, а оценить бесценные сокровища храма просто невозможно. Даже предметы интерьера – алтарь, фрески, средневековые скамьи храма и украшающие экстерьер храма скульптурные композиции являются памятниками историко-культурного наследия. Среди скульптур наиболее ценными считаются фигуры Иисуса Христа и Девы Марии, а также двенадцати апостолов. Вызывают интерес и витражи Кельнского собора, самыми старыми из которых являются Библейские окна, окна Королей, а также окна Святых волхвов, сохранившиеся в первозданном виде с 1280 года.

Древние капеллы украшают работа «Поклонение волхвов» Стефана Лохнера и редкое средневековое распятие Иисуса Христа, в одной из капелл покоится прах основателя храма Конрада фон Хохштадена.

Среди многочисленных произведений искусства, содержащихся в соборе, ларь с мощами трех волхвов: Гаспера, Мельхиора и Валтасара. Ларец расположен за алтарем в восточной части собора, размерами 1,53 м в высоту, 1,10 м в ширину и 2,20 м в длину, его деревянный корпус обит позолоченными пластинами, инкрустированными 1000 драгоценных камней. Дальше, через проход, находятся ряд небольших богато украшенных часовен. В соборе хранится крест Геро - двухметровое распятие Христа, подаренное архиепископом Геро (969-976 гг.), Миланская мадонна - резное изображение Марии с младенцем Иисусом XIII века и статуя Святого Христофора.

Интерес представляет также старая ризница - часовня Святого причастия, сокровищница собора. Вы можете подняться по лестнице на вершину собора, но имейте в виду - это крутой подъем в 509 ступенек!

А самые ценные реликвии собора хранятся в сокровищнице, поэтому б туристы не смогут их увидеть, - это рака Святого Энгельберта, епископские жезлы и кресты различных исторических эпох, богатые дары, реликварии и другие ценности.

В 1996 году Собор Святых Петра и Марии в Кельне был включен в список памятников историко-культурного наследия ЮНЕСКО, однако уже в 2004 году его признали объектом, находящимся под угрозой исчезновения.

Кельнский собор открыт ежедневно с 06.00 до 21.00 с мая по октябрь и до 19.30 с ноября по апрель, за исключением религиозных служб. Вход бесплатный. Осмотр башни: 2.50 евро. За несколько евро вы можете воспользоваться услугами экскурсовода на английском языке. Часовая экскурсия на английском языке: в будни в 10.30 и в 14.30, в воскресенье в 14.00, стоимость: 4 евро, с осмотром башни: 5 евро.

Как добраться: собор расположен рядом с центральным железнодорожным вокзалом Кельна. Метро, автобус до станции Dom/Hbf.