Внутренние интерьеры большой пагоды дикого гуся. Большая и малая пагоды диких гусей – история, карты, фотографии. Для тех, кому будет лень самому шерстить интернет, представляем подборку материалов из “традиционных” источников

Малая пагода диких гусей (小雁塔 , Xiǎoyàn Tǎ, Сяояньта ) - буддистская пагода монастыря Цзяньфусы в Сиане . Полное официальное название - Цзяньфусы фота («Буддистская пагода монастыря Непрерывного Счастья»). Принадлежит к числу отлично сохранившихся памятников периода династии Тан (618 - 906 гг.), является важным культурным памятником под охраной государства, частью Исторического музея Сианя, национальной достопримечательностью уровня АААА (четвёртого из пяти). Построена в 707 году н. э., изначально состояла из 15 ярусов, до сегодняшнего дня сохранились 13, высота - 43,4 метра. Имеет своеобразную изящную форму, считается одним из выдающихся образцов Танского буддистского искусства. Колокол Яньта Чэньчжун с этой пагоды входит в число Восьми сокровищ провинции Шэньси.

Малая пагода диких гусей находится в 1 километре к югу от центра Сианя, и смотрит фасадом на Большую пагоду диких гусей, находящуюся западнее. Эти две пагоды сейчас отмечают, где раньше находилась столица империи Тан - город Чанъань. Монастырь Цзяньфусы ранее находился в черте города Чанъаня, в усадьбе принцессы Сяньчэн, дочери императора Тай-цзуна. В 684 году в ходе траура по умершему императору Гао-цзуну здесь был построен буддистский монастырь, в 690 году названный Цзяньфусы, ставший одним из известнейших в городе.

Малая пагода диких гусей

В 671 году, при императоре Гао-цзуне, буддистский монах Ицзин выступил из Лояна, и, сев в Гуанчжоу на корабль, направился в Индию за священными книгами. На родину он вернулся лишь через 25 лет, посетив 30 стран и привезя домой более 400 буддистских священных книг. В 706 году Ицзин, находясь в монастыре Цзяньфусы, перевёл 56 буддистских сутр и написал книгу «Датан Сиюй Цюйфа Гаосэн Чжуань» («История о усвоении учения Будды Танским монахом в Западных странах»), очень ценную для изучения развития Индийско-Китайских отношений. А в 707 году для хранения священных книг построили пагоду, единственное сохранившееся ныне здание монастыря.

Название

Во время династий Тан и Сун Малая пагода диких гусей всё время называлась Цзяньфусыта (пагода монастыря Цзяньфусы), название «Малая пагода диких гусей» появилось вместе с «Большой пагодой диких гусей». В 652 году на западном дворе столичного Чанъаньского монастыря Цыэньсы при материальной помощи императорского двора была построена буддистская пагода для размещения священных книг, привезённых монахом Сюань-Цзаном из Индии. Эту пагоду назвали Яньта - пагода Диких гусей (в Китае дикий гусь, гусь белолобый - символизирует гонца). В 707 году Танский императорский двор также субсидировал строительство несколько меньшей пагоды в другом монастыре - Цзяньфусы. Так как эта пагода походила на пагоду Диких гусей, но при этом была меньше её, и также была воздвигнута для хранения рукописей из Индии, пагоду монастыря Цзяньфусы прозвали «Малой пагодой диких гусей», а пагоду монастыря Цыэньсы назвали «Большой пагодой диких гусей».

История

Малая пагода диких гусей

Малая пагода диких гусей была построена в годы правления императора Чжун-цзуна под девизом Цзиньлун (707 - 710 гг. н. э.). Она находилась в столице империи Тан, городе Чанъане, внутри городской стены, на улице Чжуцюэмэньцзе, в квартале Дунъаньжэньфан, в монастыре Цзяньфусы, и называлась Цзяньфусыта. Пагода была построена для хранения священных книг, которые привёз из Индии Танский монах Ицзин. В конце эпохи династии Тан монастырь Цзяньфусы неоднократно разрушался в ходе смут и военных мятежей, монастырь пришёл в запустение, сохранилась лишь пагода.

Как свидетельствуют записи, императором Чжу-цзуном из династии Северная Сун монастырь Цзяньфусы был перенесён во двор пагоды. В 1116 году, при императоре Хуэй-цзуне, некто, назвавшийся честным старцем Шангу, дал обет отремонтировать пагоду. Он починил углы пагоды, разрушенные эрозией, и отштукатурил её белой глиной, следы которой остались на пагоде до сих пор.

Первоначальный вид пагоды

В эпоху династий Мин и Цин и монастырь Цзянфусы, и Малая пагода диких гусей неоднократно ремонтировались. В эпоху Мин началось возрождение монастыря Цзянфусы, пережившего в это время пять масштабных реконструкций, главным образом восстанавливающих его прежний облик. В 1426 году монастырь Цзянфусы посетили два монаха из монастыря Вэйхунцзяосы города Синина, и обнаружив храмы запустевшими, дали обет отреставрировать монастырь. В 1449 году, после завершения ремонта, монахи попросили дать монастырю имя, и до сих пор над воротами висит табличка с названием монастыря, выполненным каллиграфическим почерком Минского императора Ин-цзуна. В 1487 году в районе Сианя произошло мощное землетрясение, и Малая пагода диких гусей треснула. Впоследствии, во время ремонта, нижний ярус укрепили кирпичами, но трещины не заделали, их исправили лишь во время ремонта 1965 года. Новые повреждения пагода получила во время землетрясения 1521 года. Изначально пагода имела 15 ярусов, верние два яруса обрушились в ходе Великого землетрясения 1555 года, и с тех пор пагода имеет только 13 ярусов. Во время династии Цин монастырь Цзянфусы также неоднократно ремонтировался, самая масштабная реконструкция была проведена при императоре Канси. В конце правления династии Цин было построено ещё несколько зданий для хранения священных книг.

Монастырь и пагода

После Синьхайской революции, в 1926-1949 годах в монастыре Цзяньфусы квартировались военные части местных милитаристов и Гоминьдана, а в Малой пагоде диких гусей располагались их штабы. После отхода гоминьдановских войск из Сианя подвал пагоды был заполнен мусором. В 1949-1957 годах в помещениях монастыря находились различные государственные учреждения, а в 1958 году он перешёл в ведение управления памятников материальной культуры, в монастыре Цзяньфусы и Малой пагоде диких гусей начались ремонтные работы. В 1961 году Госсовет КНР опубликовал первый список важнейших памятников культуры, находящихся под охраной государства, в который вошла и Малая пагода диких гусей. В 1964-1965 годах и в монастыре, и на пагоде были проведены масштабные ремонтные работы. Ремонт проводился в соответствии с принципом «чинить старое по-старому», с использованием древних технологий и сохранением древнего внешнего вида. Во время Культурной революции и до 1989 года помещения монастыря были заняты начальной школой и военной частью.

В 1980 году охраняемая зона Малой пагоды диких гусей была открыта для посещения, а в 2007 году рядом с пагодой открылся музей Сианя, состоящий из парка, зала памятников материальной культуры, и исторической выставки. Малая пагода диких гусей стала частью музея.

Конструкция

Первоначальный вид пагоды

Малая пагода диких гусей - типичная буддистская ступенчатая кирпичная пагода. Пагода выложена из зеленовато-синего кирпича и в плане имеет квадратную форму. Первоначально пагода состояла из 15 ярусов, до сегодняшнего дня сохранилось 13. В 1989 году было проведено точное измерение пагоды: её высота составила 43,395 метра, длина стороны основания 11,38 метров, Отношение высоты к ширине 100 к 26. Основание пагоды сделано в виде куба из кирпича, под основанием есть обширное подземелье. Над основанием расположен сравнительно высокий первый ярус, высота каждого следующего яруса постепенно уменьшается, также как и ширина, что придаёт пагоде своеобразный конусообразный облик. Хорошо подобранные пропорции делают пагоду очень красивой и гармоничной.

Изнутри ярусы полые, верхние ярусы держатся лишь на стенах нижних, колонн нет. Снаружи стен напротив межъярусных перекрытий расположены карнизы с зубцами. На первом ярусе, с севера и с юга находятся входы, называемые Игуаньмэнь и Циншимэнь (ворота одного билета и ворота сине-зелёного камня). Над каждым входом находятся тонко выгравированные рисунки, особый интерес представляют изображения святых. На каждом ярусе, начиная с первого с юга и с севера имеется по одному полукруглому проёму. Внутри пагоды находится деревянная лестница для подъёма наверх.

Малая пагода диких гусей

С севера к пагоде примыкает кирпичная надвратная башня, пристроенная в конце правления династии Цин. с южной стороны от пагоды стоит мемориальная арка, также построенная во время династии Цин. Четыре иероглифа с южной стороны арки гласят: «все существа будут облаготетельствованы», а четыре иероглифа с северной означают «единственным способом». Над дверным проёмом южного входа в пагоду в камне выгравированы растительные орнаменты и дары святым. Гравировки, однако, за столетия повредились и местами нечёткие. Первоначально основание пагоды было окружено павильоном из дерева и кирпича, который назывался «поясом». «Пояс» был разрушен в ходе войн при династиях Цзинь и Юань.

Колокол «Яньта Чэньчжун»

Колокол и павильон для него

В 1192 году, в правление Цзиньского императора Чжан-цзуна, в монастыре Цзяньфусы было отлит большой железный колокол, высотой 3,55 метра и весом 8 тонн. Впоследствии колокол был утерян в водах реки Вэйхэ, а в правление Цинского имератора Канси найден, и помещён в специальную колокольню рядом с Малой пагодой диких гусей. Колоколом в монастыре каждое утро обозначали рассвет, и его было слышно на десятки километров. За большой размер и громкий, чистый звон колокол вошёл в число «Восьми сокровищ за заставами» (провинции Шэньси). Яньта Чэньчжун (Утренний колокол пагоды диких гусей) и сейчас является одной из главных достопримечательностей монастыря.

Туристическая информация

Вход на территорию

Малая пагода диких гусей, расположенная на территории музея Сианя, находится по адресу: Провинция Шэньси, город Сиань, район, Бэйлинь, улица Юиси Лу, 72. Музей состоит из нескольких частей: центральной частью архитектурного ансамбля музея являются древний монастырь Цзяньфусы и Малая пагода диких гусей, вокруг них разбит парк, на территории которого находится здание выставочного центра с экспозицией памятников материальной культуры. Строительство музея обошлось в 220 миллионов юаней (200 миллионов инвестировало центральное правительство, остальные 20 - правительство Сианя). Музей открыт для посещения с 18 мая 2007 года. Среди китайских музеев музей Сианя занимает особенное место - расположение в древней столице и наличие настоящих древних сооружений определают его уникальность и неповторимость.

Как доехать: остановка «Сяояньта» (小雁塔 ), до которой можно доехать на автобусах №№ 7, 8, 18, 21, 29, 32, 40, 46, 203, 204, 218, 224, 407, 410, 508, 521, 700, 707, 713, 720.

Время работы: 9:00 - 16:00, вторник - выходной.

Билет: бесплатный, каждый день раздаётся 3000 билетов на посещение архитектурного ансамбля монастыря Цзяньфусы и Малой пагоды диких гусей, а также музея Сианя. Для подъёма на пагоду нужен отдельный билет за 30 юаней.

Достопримечательности Сианя
Уровня ААААА Терракотовая армия
Уровня АААА Большая пагода диких гусей, Малая пагода диких гусей , Сианьский океанариум Цюйцзян.
Уровня ААА Усадьба Фэнюй, Площадь Даяньта, Мечеть Хуацзяосы, Ворота Шуюань, Парк дворца Синцин, Парк пруда Цюйцзян, Руины Хунмэньянь, Кипящая долина, Дворец Чунъян, Монастырь Гуанжэньсы, Мемориальный музей Сианьского инцидента, Монастырь Цинлунсы, Сианьский ботанический сад, Монастырь Шуйлуянь.
Уровня АА Гробница Цинь Шихуана, Руины дворца Эфан, Музей Сианя, Музей природы провинции Шэньси, Руины дворца Дамин, Водный мир Цюйцзян, Святыня Лоугуаньтай, Монастырь Дасиншаньсы, Музей Линьтун, Водопад Гаогуань, Раскопки Ланьтяньского человека, Усадьба Гаоцзя Даюань, Цюйцзянь Ханьяо, Монастырь Басяньянь, Музей Танского искусства, Монастырь Цаотансы, Гробницы Цинь Эршихуана и Хухая, Долина Цзяутай, Канал Цзинюй, Музей Чанъани, Пейзажный район Наньутай, Пагода Хуата в монастыре Баоцин, Парк Ляньху, Парк революции, Павильон Куйсингэ, Картинные лавки уезда Ху, Бяньцюэму, Храм Дугунцы, Мемориальный музей канцелярии Восьмой армии, Пейзажный район Тайсиншань.
Охраняемые памятники Большая пагода диких гусей, Малая пагода диких гусей , пагода монастыря Синцзяосы, Городская стена Сианя, лес стел в Сиане, руины Баньпо, руины Фэнхао, руины дворца Эфан, руины Ханьского города Чанъань, руины дворца Дамин, гробница Цинь Шихуана, место Сианьского инцидента, раскопки Ланьтяньского человека, место нахождения канцелярии Восьмой армии, Сианьская мечеть, гробница Дулин, руины Цзянчжай, руины Суйского города Дасин и Танского города Чанъань, руины моста Бацяо, руины дворца Хуацин, пагода Будды в монастыре Сяньюсы, колокольная башня и барабанная башня, монастырь Шуйлуянь, руины Канцзя, руины Лаонюпо, руины города Лиян, руины моста Дунвэйцяо, Субурган Кумардживы, Гуншутан, пагода Шаньдаота в монастыре Сянцзисы, храм божества города Сианя, пагода Баюньта, Лес стел дворца Чунян и монастыря Цзуянь, гробницы Циньдунлин, Могила минского Цинь-вана, пагода Чанъаньского монастыря Шэншоу, пагода Чанъаньского монастыря Хуаянь, пагода Чжаохуэйта, пагода монастыря Дациньсы, театр Исушэ .

Прогулка у Большой пагоды Диких Гусей и у храме Циэнь. Пагода старинная, особенно по нашим меркам - 652 год нашей эры (у нас таких старых зданий попросту не сохранилось), о ней подробно напишу ниже. Она находится в 4 километрах от центра Сиани, и является одним из главных ориентиров города. Вокруг раскинулся парк с бесконечными торговыми и ресторанными павильонами.

До пагоды не так просто добраться))) все перерыто - стройка. Пришлось идти вдоль забора пока не показался мост через дорогу.

Дорога к Пагоде лежит через павильоны... и все как и везде в Китае с размахом. Павильоны большие, дороги длинные...

Стройка не заканчивается. Наверное подземная парковка будет. Или магазин с поздемными этажами.

Все магазины и павильоны тут в китайском стиле.

Разных ворот немереной величины тут много,

Показалась Пагода.

Тут достаточно просторное место и куча фонтанов. Вечером дают представление "поющие фонтаны".

Вот и пагода Диких гусей.

Существует несколько альтернативных версий почему пагоду назвали так оригинально. По первой - мимо этого места пролетала стая больших диких гусей и один из них упал с неба и умер. Монахи хотели было его съесть, но потом решили что вдруг мертвый гусь - это сам Будда. И он их проверяет. Они с почестями похоронили птицу, а на месте возвели пагоду, как памятник человеческой глупости, которую назвали Большая пагода Диких гусей.

И вторая версия, связывает его с Буддой, который, будучи в этих местах, испытал желание полакомиться мясом диких гусей, но сумел побороть его. И в честь такого редкого для него события, тут поставили Пагоду. Силен был... я бы не смог справиться с искушением...

Согласно третей версии, Суань Цзан заблудился в пустыне и умирал от жажды, но путь к оазису ему указала стая диких гусей, которые 3 раза облетели его по кругу и полетели к источнику. Вернувшись в Китай он построил пагоду имени своих спасителей.

Парк украшен памятниками выдающихся китайских поэтов, мыслителей, художников, учёных.

Тут приятно отдохнуть и полюбоваться окружающей древней архитектурой. Много и новодельных скульптур с которых с удовольствием вандалят туристы.

К этому монаху целая очередь стояла фотографироваться. И что они с его мечом и пальцами не делали... даже стыдно рассказывать. И сосали и лизали и сверху залезали...)))

Это на счастье, которое мимолетно, как высыхающая вода...

Видео крутят на потолке. Тут реликвии с Пагоды Большого Гуся и разное другое...

Пагода находится на улице Янта Лю. Вход на территорию платный. Стоит достаточно дорого - около 300 руб. А подняться на пагоду еще 20 юаней, т.е. 200 руб.

Пагода была построена в 652 году нашей эры, под руководством первого аббата храма Сюань Чжана. Император, построивший Большую пагоду сам китайцем не был. Он происходил из степного народа Тоба, который был ассимилирован китайцами. Именно происхождение императоров Тан дало для Китая мощнейший импульс к развитию, ведь теперь у них были прекрасные взаимоотношения со степными народами.

Эпоха Тан - это век пика могущества императоров Китая, когда их указы исполнялись на пространстве от Желтого моря до Каспийского моря. В зону их культурного, экономического и политического влияния входила территория современного Казахстана на западе, Таиланд и Вьетнам на юге, и Приморский край и Корея на севере.

Рядом есть еще и Малая пагода Диких гусей (Сяояньта), которая ниже и находится в двух километрах к югу от Южных ворот, в стороне от широкой улицы Юисилу.

Большая пагода была построена из кирпичей, каждый из которых перед укладкой индивидуально подбирали по форме, чтобы гарантировать идеальную подгонку. Каждый следующий ярус пагоды меньшего предыдущего, а каждый этаж отмечен несколькими рядами кирпичей в форме призмы.

Пагода Диких гусей была построена как вместилище текстов и артефактов, привезенных путешественником Сюань Чжаном. Сюань Чжан кроме Индии посетил 100 стран и учился у лучших мастеров Буддизма. 17 лет он провел в Индии. Его переводы буддийских текстов на китайский язык составили 1335 томов. Кроме переведенных текстов он умудрился собрать и перевезти множество буддийских трактатов (кучу статуй Будды, более 600 священных текстов (сутр) и несколько спертых реликвий). Почему спертых реликвий? Потому что по моему пониманию, если реликвию отдают сами, это была не реликвия)) Некоторые историки считают, что именно он и открыл Китаюбуддийское вероучение.


Древний манускрипт на санскрите

В храме расположены две редкие стелы, подписанные императорами династии Тан (618-907 гг.). Стелы были размещены здесь более 1200 лет назад.

Комплекс храма, в котором расположена большая пагода Дикого Гуся, включает красивые сады и дивные архитектурные здания. Хотя многие из них были неоднократно разрушены, позже их восстановили, придав им первоначальный вид. Здания выполнены из серого кирпича, с застекленными крышами.

Комплекс храма заполнен древними экспонатами. Скрытый от посторонних глаз, лес ступ (могильные камни) - это место, где похоронены видные монахи.

Еще там есть Будда «Ди цзан ван пуса» с прутом перед обнаженным ребенком, которая пользуется особым поклонением у женщин))) но я ее не нашел, прочитал о ней уже позже)))

На пагоду можно подняться, но мы туда не попали, все уже закрывалось.

Раньше в монастыре «Да син шань сы», проживало 5 тыс. монахов, которые исповедовали пять школ буддизма. Большая пагода Диких Гусей удобна для посещения туристами. лучше к ней идти вечером, т.к. когда стемнеет тут проходит шоу фонтанов.

Первоначально башня состояла из пяти ярусов. В 704 г. императрица У распорядилась надстроить пагоду ещё пятью ярусами.

Пагода Большой дикий гусь находится в храме Da Ci En (Великая доброта и любезность), который расположен в 4 км от городской части Сианя. Пагода Большой дикий гусь – это одна из самых знаменитых буддистских пагод Китая. Эта пагода была построена в эпоху правления династии Тан (618 - 907) специально для изучения буддистских писаний. На протяжении веков эта пагода страдала от неблагоприятных погодных условий, землетрясений и даже войн. Большая часть оригинального здания пагоды была разрушена, тем не менее сегодня мы можем видеть ту же пагоду, на том же месте и под тем же названием.

В 589 году во времена правления династии Суй была построена пагода. Она называлась храм У Лоу (У Лоу переводится как "пять этажей"). В 648 году принц Ли Чжи финансировал проект реставрации этого храма в память о своей матери, которая была очень добра. Мать принца погибла очень рано. Тогда храм назвали так, как его называют и сейчас - Храм доброты и любезности. Говорят, что, когда Ли Чжи стал императором династии Тан (618 - 907), он дважды в день вспоминал свою мать, направляя свой взор в сторону храма из своего дворца Ханьюань, который был построен в 663 году.

Когда-то храм имел 13 отдельных внутренних дворов и 1879 великолепно декорированных комнат. Это было очень важное место в эпоху правления династии Тан (618 - 907). После падения династии храм и пагода также стали приходить в упадок. Залы и комнаты, которые мы видим сегодня, были построены в эпоху правления династии Мин (1368-1644). Правительство династии Тан приказало построить специальную комнату для перевода буддистских писаний. Оно хотело, чтобы широко известный в то время мастер Сюань Цзан согласился стать главой этого храма. Сюань Цзан был буддистским монахом, который путешествовал в Индию. Там он занимался переводами буддистских писаний с санскрита и изучал теории, касающиеся сознания, кармы и перерождения. Эти теории были позднее использованы некоторыми популярными школами буддизма.

Пагода Большой дикий гусь была построена в 652 году. Пятиэтажное здание было 60 метров в высоту. Поскольку прежняя пагода находилась уже в плохом состоянии, было решено построить новую пагоду в 10 этажей. Это было сделано в период с 701 по 704 годы. Однако многочисленные войны в последующие годы, а также разрушительное землетрясение 1556 года, почти полностью разрушили пагоду. На ее месте построили здание в 7 этажей высотой 64 метра. Это именно то здание, которое мы видим сегодня. Оно было построено в эпоху правления династии Мин (1368-1644).

Эта пагода является архитектурным чудом. Оно было построено из кирпича, но при этом совсем не использовался цемент. При строительстве этой пагоды также использовался «скобочный» стиль, характерный для традиционной китайской архитектуры. Швы между слоями кирпичей и «призмы» на каждой стороне пагоды очень хорошо видны. Высокое величественное здание пагоды с ее торжественным видом и простым стилем, в самом деле, является хорошим примером традиционной китайской архитектуры.

И вот мы в Сиане. Нас встречает новый гид – Настя, смешливая, веселая девушка в короткой юбочке-плиссе.

Сиань – очередной город-гигант, и мы, кажется, уже начинаем привыкать к китайскому размаху и спокойно смотрим на кварталы небоскребов, многоэтажные развязки, широченные, уходящие вдаль проспекты.

В городе – 36 университетов на 9 млн жителей. Здесь много научных институтов и наукоемких производств, в частности, космического профиля. «Наукоориентированность» города ощущается сразу - на улицах большое количество молодых людей с интеллигентными, смышлеными лицами.

Авиабилеты, отели, прокат авто, страховка
Возможно, здесь вы найдете то, что вам нужно!

Сиань (прежнее название – Чаньань) имеет долгую и славную историю длиной в 3100 лет. Из них более тысячи лет, на протяжении 13-ти императорских династий, он был столицей страны. Сердцевина древнего города обнесена отлично сохранившейся крепостной стеной шестивековой давности, считающейся самой большой городской стеной в мире. Действительно, это впечатляющее сооружение из серого кирпича, с массивными башнями и въездными воротами.

За стенами сохранилась изначальная ортогональная планировка. В центре – тяжеловесная громоздкая Колокольная башня. К ней, как водится, прилагается башня Барабанная – она стоит на краю площади, а за ней расположился мусульманский квартал с мечетью 8-го века. Поскольку Великий Шелковый Путь начинался как раз от Сианя, город был наводнен купцами из разных стран, и торговцев из арабских стран было так много, что в центре города выделился обособленный мусульманский квартал с мечетью.

Основные достопримечательности вне городских стен – это два буддистских комплекса, Большая и Малая пагоды Диких Гусей (в некоторых источниках - Дикого Гуся и, соответственно, разные версии возникновения названия) и исторический музей провинции Шэньси. На окраине города есть музей Баньпо – неолитическая стоянка древних людей. Самая известная местная достопримечательность – терракотовая армия императора Цинь Шихуана – находится в 40 км от города.

Большая пагода Диких Гусей

Сначала мы направились к Большой пагоде Диких Гусей, главному буддистскому комплексу Сианя. На просторной территории, обнесенной оградой, помимо собственно пагоды, расположен храм Доброты и Любезности (или Сыновней Почтительности) и парк.

Храм был основан в 7-м веке принцем Ли Чжи в память о своей умершей матери. Примерно в то же время (в 645 году) из Индии вернулся монах Сюань Цзан, который там изучал санскрит и постигал основы буддизма. И вообще был человеком с широким кругом интересов. Этот ученый монах привез с собой огромное количество свитков с буддистскими канонами. И в этой пагоде было решено организовать хранение этих свитков, их перевод и изучение. В течение 19 лет Сюань Цзан со своими учениками переводил священные сутры, здесь писал книги по географии и литературные труды. И дал название пагоде - она ему напоминала пагоду Дикого Гуся в Индии.

В 16-м веке храм и башня сильно пострадали от землетрясения и были отстроены заново. И в таком виде дошли до наших дней.

Высокая семиярусная пагода видна издалека и фактически является вторым центром города. С одной стороны к ней подходит т.н. «Неспящая улица» - широкий променад с фонтанами и скульптурными группами, с другой – примыкает огромная площадь, на которой ежевечерне в 20-30 устраивается свето-музыкальное шоу фонтанов.

Вокруг пагоды – типичный китайский монастырский комплекс, т.е. череда невысоких, с выгнутыми крышами павильонов и внутренних двориков.

На стенах павильонов подробно изображен весь жизненный путь и деяния Сюань Цзана: где в виде рисунков на стенах, где в виде барельефов.

А на стенах главного храма, вырезанная в камне, представлена история принца Сидхартхи, ставшего Буддой.

Монастырские строения окружает парк, симпатичный, по-китайски выверенный: среди зелени - камни, дорожки, стелы, каменные столики, обелиски и нечто типа самоваров на высокой ножке. На деревьях повешены клетки с певчими птицами, чтобы птицы никуда не улетали, а пели там, где надо.

В холле ресторана, куда нас привезли на ужин, стояла императорская колесница с терракотовыми воинами. Атрибутика главного сианьского хита встречается здесь на каждом шагу.

Традиционная еда провинции Шэньси – лапша. Настя сказала, что на ужин съедает обычно миску лапши, и этого достаточно. «Только очень перченую, иначе мне не вкусно», - добавила она. Действительно, на ужине лапша присутствовала в самых разных видах: от привычной до весьма широкополосной.

Надо сказать, что в китайских городах полных людей встречается крайне мало. До старости китайцам удается сохранять юношескую стройность и не расплываться с годами. У них в основном очень спокойное отношение к пище и здоровые вкусовые настройки. Есть, правда, перекос в сторону острой пищи, но это характерно для кухни всех стран с жарким климатом. Зато у китайцев нет привычки заедать чай сладостями - чай им вкусен сам по себе. Гид Лиля нам говорила, что из всех врачебных специальностей стоматология наименее популярна, поскольку работы у стоматологов мало и зарабатывают они хуже, чем другие специалисты. На наши комплименты («какие вы все стройные») она отвечала, что, напротив, китайцы любят поесть, особенно, в деревнях, и там как раз встречаются полные люди. Недаром свинья считается в Китае символом счастливой жизни – все время ест и ничего не делает. Принято дарить фигурки свиньи как пожелание благополучной жизни.

Приготовление пищи – прерогатива мужчин. "И вообще, - сказали наши девчонки, Настя и Лиля, - у нас матриархат". Из-за политики «одна семья – один ребенок» и из-за того, что УЗИ позволяло определять пол ребенка до рождения, среди китайской молодежи образовался большой перекос в сторону мужчин (70% мужчин и 30% женщин). «Поэтому девушки могут выбирать из огромного количества мужчин, - сообщила Настя, - с машиной, квартирой и прочими достоинствами». А Лиля добавила: «Когда муж уезжает в командировку, он переживает: ты же без меня умрешь с голоду! В его отсутствие приходиться питаться Дошираком».

Обе наши сопровождающие – родом из деревень. Настя сказала, что до сих пор в их деревенском доме – глиняные полы и практически натуральное хозяйство. Вот такой стремительный переход в течение буквально двух-трех десятков лет – от глиняных полов до небоскребов, начиненных техническими новшествами - прыжок из прошлого в будущее.

Тем не менее, в деревнях искусственно сдерживается огромная масса людей – сдерживается, чтобы она не затопила города. Однако, чтобы иметь возможность переехать из деревни в город, достаточно окончить институт, или отслужить в армии, или выйти замуж. В деревнях остается большое количество родственников у каждого городского жителя, и перед крупными праздниками большая часть городского населения уезжает на малую родину, поскольку праздники принято встречать среди родных. Говорят, раньше перед праздниками по трое суток приходилось выстаивать за билетом. Сейчас билеты берут по интернету.

В деревнях позволяют себе преступать закон «одна семья – один ребенок». За «неразрешенного», сверхлимитного ребенка полагается платить штраф, иначе он остается фактически без документов, неучтенным и бесправным. Лиля сказала, что оказалась вот таким сверхлимитным ребенком, поэтому на семью наложили штраф: забрали откормленную свинью, спилили во дворе большое дерево и – самое печальное – реквизировали телевизор. Все детство старшая сестра попрекала Лилю: зачем надо было тебя рожать, из-за тебя у нас отняли телевизор и свинью. «А сейчас вы общаетесь?» - спросила я. – «Сейчас мы очень дружим», - ответила Лиля.

Я спросила, как они проводят свой отпуск. Настя сказала, что обычно жители Сианя ездят на хребет. Что за хребет, я так и не смогла добиться. Я так думаю, они ездят на Хуаншань – одну из пяти священных гор, расположенную как раз недалеко от Сианя.

Лиля прибавила, что китайцы не любят плавать и отдыхать у воды. У них даже есть поговорка: чем лучше человек плавает, тем больше у него шансов утонуть.

Вечерний Сиань

После ужина мы отправились на экскурсию по ночному Сианю, которая началась с парка «Стена любви». Еще пять лет назад на этом месте была деревня, сейчас – современный парк: с озером, водопадами, подсвеченными арками, камнями, павильонами и длинной красной стеной, украшенной барельефами на всевозможные любовные сюжеты. Есть там даже Онегин с Татьяной. Современная скульптура в парке – той же любовной тематики. Очень красиво смотрелся мост над водной гладью с подсвеченными арками: арки и их отражения на водной глади сливались в полный круг.

Потом мы переехали на площадь с высокими колоннами и колоссальным памятником на героическую тему. Каждая колонна – со своим светящимся рисунком, который постоянно менялся: то один узор, то другой, то цельная картина – в общем, глаза разбегаются.

От площади начиналась «Неспящая» улица. «Неспящая» улица - это около трех километров китчевого пространства со светящимися деревьями, фонтанами, скульптурными группами, иллюстрирующими важные исторические эпизоды. Большой кусок улицы занимает скульптурная композиция, посвященная китайским писателям, начиная с древности. Писателей очень много, и ни о ком из них мы даже не слышали.

Пошли писатели

Наконец мы дошли до Большой пагоды Диких Гусей, с другой стороны от которой как раз уже шло – и даже близилось к завершению - свето-музыкальное шоу фонтанов. Мы попали на последнюю композицию: «Прощание славянки».

Потом мы переехали под крепостную стену (от поющего фонтана до стены – около 4-х км). И там народ веселился: кто-то танцевал, кто-то, сомкнувшись в кружок, пел, кто-то выполнял сложные телодвижения под руководством инструктора. Многочисленные группки рассредоточились по всей площади перед стеной.

Последним пунктом вечерней экскурсии был Мусульманский квартал, который располагался уже внутри крепостных стен. По центру квартала проходит пешеходная улица (хотела написать «узкая», но она узкая только по китайским меркам, на деле она вполне широкая), с многочисленными лавками со специями, орехами и сушеными фруктами. Здесь тоже прогуливался праздный народ. Уж такого сильно мусульманского духа я здесь не почувствовала, скорее, душок, привкус. Упирается пешеходная улица прямо в Барабанную башню. Это, считай, самый центр города.


Очень удобный сервис для путешественников - все в одном месте: поиск билетов (самолет, поезд, автобус), оформление страховки, подбор и бронирование отелей, аренда машины, оформление визы.

П рогулка у Большой пагоды Диких Гусей и у храме Циэнь.
Пагода старинная, особенно по нашим меркам - 652 год нашей эры (у нас таких старых зданий попросту не сохранилось), о ней подробно напишу ниже. Она находится в 4 километрах от центра Сиани, и является одним из главных ориентиров города. Вокруг раскинулся парк с бесконечными торговыми и ресторанными павильонами.

До пагоды не так просто добраться))) все перерыто - стройка. Пришлось идти вдоль забора пока не показался мост через дорогу.

Дорога к Пагоде лежит через павильоны... и все как и везде в Китае с размахом. Павильоны большие, дороги длинные...

Стройка не заканчивается. Наверное подземная парковка будет. Или магазин с поздемными этажами.

Все магазины и павильоны тут в китайском стиле.

Разных ворот немереной величины тут много,

Показалась Пагода.

Тут достаточно просторное место и куча фонтанов. Вечером дают представление "поющие фонтаны".

Вот и пагода Диких гусей.

Существует несколько альтернативных версий почему пагоду назвали так оригинально. По первой - мимо этого места пролетала стая больших диких гусей и один из них упал с неба и умер. Монахи хотели было его съесть, но потом решили что вдруг мертвый гусь - это сам Будда. И он их проверяет. Они с почестями похоронили птицу, а на месте возвели пагоду, как памятник человеческой глупости, которую назвали Большая пагода Диких гусей.

И вторая версия, связывает его с Буддой, который, будучи в этих местах, испытал желание полакомиться мясом диких гусей, но сумел побороть его. И в честь такого редкого для него события, тут поставили Пагоду. Силен был... я бы не смог справиться с искушением...

Согласно третей версии, Суань Цзан заблудился в пустыне и умирал от жажды, но путь к оазису ему указала стая диких гусей, которые 3 раза облетели его по кругу и полетели к источнику. Вернувшись в Китай он построил пагоду имени своих спасителей.

Парк украшен памятниками выдающихся китайских поэтов, мыслителей, художников, учёных.

Тут приятно отдохнуть и полюбоваться окружающей древней архитектурой. Много и новодельных скульптур с которых с удовольствием вандалят туристы.

К этому монаху целая очередь стояла фотографироваться. И что они с его мечом и пальцами не делали... даже стыдно рассказывать. И сосали и лизали и сверху залезали...)))

Это на счастье, которое мимолетно, как высыхающая вода...

Видео крутят на потолке. Тут реликвии с Пагоды Большого Гуся и разное другое...

Пагода находится на улице Янта Лю. Вход на территорию платный. Стоит достаточно дорого - около 300 руб. А подняться на пагоду еще 20 юаней, т.е. 200 руб.

Пагода была построена в 652 году нашей эры, под руководством первого аббата храма Сюань Чжана. Император, построивший Большую пагоду сам китайцем не был. Он происходил из степного народа Тоба, который был ассимилирован китайцами. Именно происхождение императоров Тан дало для Китая мощнейший импульс к развитию, ведь теперь у них были прекрасные взаимоотношения со степными народами.

Эпоха Тан - это век пика могущества императоров Китая, когда их указы исполнялись на пространстве от Желтого моря до Каспийского моря. В зону их культурного, экономического и политического влияния входила территория современного Казахстана на западе, Таиланд и Вьетнам на юге, и Приморский край и Корея на севере.

Рядом есть еще и Малая пагода Диких гусей (Сяояньта), которая ниже и находится в двух километрах к югу от Южных ворот, в стороне от широкой улицы Юисилу.

Большая пагода была построена из кирпичей, каждый из которых перед укладкой индивидуально подбирали по форме, чтобы гарантировать идеальную подгонку. Каждый следующий ярус пагоды меньшего предыдущего, а каждый этаж отмечен несколькими рядами кирпичей в форме призмы.

Пагода Диких гусей была построена как вместилище текстов и артефактов, привезенных путешественником Сюань Чжаном. Сюань Чжан кроме Индии посетил 100 стран и учился у лучших мастеров Буддизма. 17 лет он провел в Индии. Его переводы буддийских текстов на китайский язык составили 1335 томов. Кроме переведенных текстов он умудрился собрать и перевезти множество буддийских трактатов (кучу статуй Будды, более 600 священных текстов (сутр) и несколько спертых реликвий). Почему спертых реликвий? Потому что по моему пониманию, если реликвию отдают сами, это была не реликвия)) Некоторые историки считают, что именно он и открыл Китаюбуддийское вероучение.


Древний манускрипт на санскрите

В храме расположены две редкие стелы, подписанные императорами династии Тан (618-907 гг.). Стелы были размещены здесь более 1200 лет назад.

Комплекс храма, в котором расположена большая пагода Дикого Гуся, включает красивые сады и дивные архитектурные здания. Хотя многие из них были неоднократно разрушены, позже их восстановили, придав им первоначальный вид. Здания выполнены из серого кирпича, с застекленными крышами.

Комплекс храма заполнен древними экспонатами. Скрытый от посторонних глаз, лес ступ (могильные камни) - это место, где похоронены видные монахи.

Еще там есть Будда «Ди цзан ван пуса» с прутом перед обнаженным ребенком, которая пользуется особым поклонением у женщин))) но я ее не нашел, прочитал о ней уже позже)))

На пагоду можно подняться, но мы туда не попали, все уже закрывалось.

Раньше в монастыре «Да син шань сы», проживало 5 тыс. монахов, которые исповедовали пять школ буддизма. Большая пагода Диких Гусей удобна для посещения туристами. лучше к ней идти вечером, т.к. когда стемнеет тут проходит шоу фонтанов.

Первоначально башня состояла из пяти ярусов. В 704 г. императрица У распорядилась надстроить пагоду ещё пятью ярусами.

Но три верхних яруса изрядно пострадали во время средневековых войн и землятрясения XVI века и их пришлось снести. В настоящее время пагода семиярусная, хоть и не самая высокая в своей истории, но все равно возвышается на высоту 64 метра.