Алан –Гоа на исторической родине. Воздвигнуть монумент прародительницы монголов Алан-Гоа в Тунке

Алан-гуа — историческая личность 10 века, считающаяся прародительницей монгольских правителей из родов борджигин и барулас, символ единения и мира между монголами.

Первые письменные упоминания об Алан-гуа содержатся в «Сокровенном сказании монголов» («Тайная история монголов»), где рассказывается, что она была дочерью одного из предводителей хори-туматов, племени, населявшего в то время северные районы вокруг озера Хубсугул, а также Тунку и Приангарье. В описываемое время среди хори-туматов произошли междоусобицы и часть из них откочевала на восток, в горный массив Бурхан-Халдун (современный Хан Хэнтий). В тексте летописи об этом рассказывается следующее (перевод на русский С.А. Козина):

«... Наблюдая с высоты Бурхан-халдуна, Дува-Сохор усмотрел, что вниз по течению речки Тенгелик подкочевывает какая-то группа людей.

§ 6. И говорит: "Хороша молодица в кибитке крытой повозки среди этих подкочевывающих людей!" И он послал своего младшего брата Добун-Мергана разузнать, намереваясь сосватать ее Добун-Мергану, если окажется, что она незамужняя.

§ 7. Добун-Мерган побывал у тех людей, и в самом деле там оказалась молодица, по имени Алан-гоа, красивая очень знатного рода и еще ни за кого не просватанная.

§ 8. А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа, дочь Бархудай-Мергана, владетеля Кол-баргучжин-догумского, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. Названная же Алан-гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-усун.

§ 9. По той причине, что на родине, в Хори-Туматской земле шли взаимные пререкания и ссоры из-за пользования звероловными угодьями, Хорилартай-Мерган решил выделиться в отдельный род-обок, под названием Хорилар. Прослышав о знаменитых Бурхан-халдунских звероловлях и прекрасных землях, он теперь и пододвигался, оказывается, кочевьями своими к Шинчи-баян-урянхаю, на котором были поставлены божества, владетели Бурхан-халдуна. Здесь-то Добун-Мерган и просил руки Алан-гоа, дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана, родившейся в Арих-усуне, и таким-то образом Добун-Мерган женился...».

При жизни мужа Алан-гуа родила двух сыновей, Бельгунотая и Бугунотая, после смерти Добуна — еще троих, Бугу-Хадаги, Бухату-Салджи и Бодончара. В «Сокровенном сказании» описывается роль ее сыновей в последующем этногенезе монголов: «§ 42. Бельгунотай стал родоначальником племени Бельгунот. Бугунотай стал родоначальником племени Бугунот. Бугу-Хатаги стал родоначальником племени Хатаги. Бухуту-Салчжи стал родоначальником племени Салчжиут. Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин».

В период взросления сыновей Алан-гуа во избежании ссор между ними дала им наставление о необходимости единства между родными на примере связки стрел. Вручив сыновьям по одному древку, она велела переломить каждое, что они и сделали. Далее мать собирает связку древок и дает сыновьям, но те не могут сломать связанные вместе древки. После этого примера Алан-гуа говорит им: «Вы все пятеро родились из единого чрева моего и подобны вы давешним пяти хворостинкам. Если будете поступать и действовать каждый сам лишь за себя, то легко можете быть сломлены всяким, подобно тем пяти хворостинкам. Если же будете согласны и единодушны, как те связанные в пучок хворостинки, то как можете стать чьей-либо легкой добычей?» Этот случай приобрел широкую известность среди ее потомков и активно использовался при жизни Чингисхана. Так, его мать, Оэлун, напоминала о раздорах среди сыновей Алан-гуа, призывая собственных детей к единению перед лицом многочисленных врагов.

В последующие века образ Алан-гуа в сознании монголов вырос до эпических масштабов. Уже в начале 14 века в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина к ней возводились родословные множества монгольских племен, объединенных названием нирун: «Те племена, которые принадлежат к роду Алан-Гоа и ее сыновей, делятся на три части в следующем подразделении:

Первая - те, которые происходят из рода Алан-Гоа до шестого ее поколения, в котором был Кабул-хан. Всех этих людей из [числа] сыновей, племянников и их рода [уруг], независимо называют нирун. Точно также нирунами называют братьев Кабул-хана и их род.

Вторая - те, которых, хотя они нируны, но называют кият. Они суть колено [тайфэ], которое ведет свой род от шестого поколения Алан-Гоа, от рода Кабул-хана.

Третья - те, которых, хотя они происходят из племени нирун-кият и чистого рода Алан-Гоа и появились на свет от прямого ее потомка в шестом [колене], Кабул-хана, называют кият-бурджигин. Их происхождение таково: они народились от внука Кабул-хана, Есугэй-бахадура, отца Чингиз-хана».

Среди потомков Алан «Сокровенное сказание монголов» упоминает основателей рода барулас, известного в истории тем, что к нему возводят происхождение ветви барлас, к которой принадлежал среднеазиатский правитель Тимур (Тамерлан).

В период расцвета Монгольской империи в правление Хубилая в Ордосе был установлен центр культа Чингисхана, получивший название Восемь Белых юрт. Там же чествовали и предков основателя Монгольской империи, включая Алан-гуа. В период 15-17 веков Алан-гуа в обрядовых текстах монголов величалась Эши-хатун «Корень-царица» или Суту-хатун «Обладающая величием царица».

Духу Алан-гуа были посвящены специальные обряды. Так, ставшая в 1470-х годах правительницей Монголии ханша Мандухай отдавала приказ служителям Восьми Белых юрт исполнить Мэнгэн Ирагу (мэнгэн яруу, особое культовое песнопение) и поднести жертву вином духу Алан-гуа. Сама правительница обратилась к духу Алан-гуа с призыванием, молитвой, и просила благословления на брак с потомком Чингисхана.

У монгольских народов образ Алан-гуа является одним из основополагающих в этническом самосознании, но он формировался на протяжении многих веков. В 10 веке знатная дама из хори-туматов послужила символом мирного и союзнического сосуществования двух ветвей монгольского мира — крупнейшего из так называемых «лесных народов» племени хори-туматов и онон-керуленских степных кочевников. Тот факт, что политическая власть над этой новой общностью перешла к потомкам Бодончара, не являвшегося сыном Добуна, послужил причиной для сакрализации образа Алан-гуа. В свою очередь возвышение ее образа давало потомкам возможность претендовать на знатное происхождение.

В эпоху Монгольской империи разрастание рода Чингисхана и родов его братьев и дяди (отчигина), между которыми порой возникали соперничество и недопонимание, увеличение и расселение потомков сыновей и внуков Чингисхана, приводили к необходимости пропаганды среди них всех объединяющего начала. Таким символом единства знатных родов монгольского мира постепенно стала Алан-гуа.

Самоназвание долины, как утверждают исследователи имеет происхождение от Баргуджин-Тукума- как родина замужней женщины. В мифологии встречается имя -Баргуджин-Гоа, она являлась первой женой Хоридой -мэргэна от брака, которых родилась Алан-Гоа- родоначальница золотого рода Чингизидов. О происхождении Алан-Гоа указывает монгольская летопись «Сокровенное сказание монголов» -«Параграф 8.А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа дочь Бархудай-Мергена, владетеля Кол-баргучжин-догумского была выдана замуж за Хорилартай-Мергена, нойна Хори-Туматского. Названная же Алан-Гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергена от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-Усун».Монгольские источники под термином Ариг Ус, как известно подразумевали озеро Байкал.

По шаманским представлениям хозяйкой- духом Болоон-Тумэрских озер является Баргуджин-Гоа. Это нашло отражение в шаманских призываниях, в устном народном творчестве.

В исторических источниках и в монгольской мифологии указывается, что Алан-Гоа является праматерью рода Чингисхана. Ее сын стал главой завоеванного им племени и был предком Чингисхана.

«Духом-хозяином» истока реки Баргузин одни считают Баргужин-Гоа, другие Саган-баатар хаан. По местным поверьям, от них зависят своевременность и обилие дождей» — в своей исследовательской работе «Культовые места Баргузинской долины» утверждает кандидат исторических наук Б.Ц.Гомбоев. Об этом упоминает и К.М. Герасимова (Герасимова, 1969 г.). К.М. Герасимова также отмечала, что называя хозяев местности, информанты вначале упоминают либо одну Баргужин-гоа, либо добавляют после нее батора Сагаан-хан. От хозяев Боолэн-Тумэр зависят своевременные и достаточно обильные дожди». (Герасимова,1969 г.).

Как пишет исследователь шаманизма Б.Д.Базаров, «дух-хозяин» горы Бата-сааган ноен является кузнецом на Восточной стороне с местом пребывания на горе Боолэн-Тумэр, непосредственно примыкающей к одноименному озеру, где берет начало р.Баргузин. Озеро Бооолон-Тумэр шаманы издревле называли Хатаалгын -нуур, в переводе -« корыто, в котором закаляют железо».Жена Бата-сагаан ноена, Баян-бурал хатан- покровительница и заяша долины Баргузин. Бата-сагаан ноен, будучи учеником Бахар-хара ноена, был вхож в его кузницу Бай-гал(Б.В. Базаров,2000,).Возможно к этому ряду относится сообщение Рашид-Ад-Дина, где говорится о взаимосвязи между предками рода и железной горой, праздником Белого месяца и Чингисханом: « вследствие этого, люди не забывают о той горе, плавке железа и кузнечном деле, у рода Чингисхана существует обычай и правило в ту ночь, которая является началом Нового года (Цагансар.Б.Ц.Гомбоев.) приготовлять кузнечные мехи, горн и уголь; они раскадяют немного железа и, положив его на наковальню, бьют молотом и вытягивается в полосу в благодарность за свое освобождение (Рашид-Ад-Дин, 2002,».

Проведение III Международного баргутского фестиваля (2015 г.) в Республике Бурятии, в Баргузинском и Курумканском района является знаковым событием в истории бурятского народа. Оно еще раз доказывает о том, что страна Баргуджин-Токум и ее обитатели-племена баргутов и множество других племен играли важную роль в создании Монгольского государства, в образовании бурятского этноса. III Международный фестиваль баргутов является историческим аргументом того, что страна Баргуджин-Тукум, Бортэ-чино, Барга -Батор, Баргуджин-Гоа известны в монгольском мире, и имеют значение в монгольском мире.

Имя Алан-гоа - родоначальницы Золотого рода чингисидов, праматери Чингисхана является священным для монгольского этноса. Как, установлено происхождение предков Алан-Гоа связано со страной Баргуджин-Тукум, центром,которой как утверждают ученые являлась Баргузинская долина. Учитывая все это, одним из главных решений III Международного баргутского фестиваля (2015 г.) было установка памятника Алан-Гоа в Баргузинской долине, в Курумканском районе.

В целях реализации этого решении в Курумканском районе проводилось обсуждение данного вопроса в администрации МО «Курумканскии район»(2015 г.). Важной проблемой стал выбор места установки памятника Алан-Гоа, которая бы соответствовала статусу и историческому значению Праматери Чингисхана. Первоначально рассматривался местность Шаманка, у горы Дээдэй -бабаай, который покровительствует верховьям реки Баргузин. Но, в силу того,что эта вершина находится в глубине Курумканского района, труднодоступна для туристов и жителей района, этот вариант стал неприемлемым. Рассматривался также вопрос и об установлении памятника Алан-Гоа у подножия вершины Бархан-Уула, которая наиболее связана с ее предками, в том, числе и Бортэ-Чино. Но, и здесь имеются свои специфические для местности условия -место окруженное лесом, небольшой обзор памятника и рельеф местности не соответствует установке памятника. Наиболее подходящим для установки памятника является местность Хадагшан, подножие горы Марян(Лысая горы), откуда открывается величественная Баргузинская долина. Но и эти предложения требуют тщательного публичного обсуждения.

Решение этого вопроса требует достаточно много времени, так как это связано с межеванием земельного участка отводимого под памятник, эти местности относятся к Лесному фонду. Дальнейшие этапы возведения памятника Алан-Гоа: планировка земельного участка, проект и заказ самого памятника, установка памятника с соблюдением всех предусмотренных в этих случаях традиции и обычаев. Важнейшим вопросом является поиск источников финансирования — спонсирование, меценатство, в рамках бюджета, благотворительные акции.

Согласно, решения фестиваля баргутов Памятник Алан-Гоа должна быть установлена в Баргузинской долине, на древней земле Баргуджин-Тукума к началу IV Международного фестиваля баргутов в г. Чойбалсане (Монголия) в 2019 г. Презентация Памятника Алан-Гоа представляется участникам фестиваля, как отчет о проделанной работе, что будет иметь международное значение.

Памятник Алан-Гоа олицетворяет собой память обо всех матерях. Установленный памятник Алан-Гоа в Баргузинской долине, в Курумканском районе будет символом памяти обо всех матерях Баргузинской долины, всей Бурятии.

Медитативная реконструкция истории

"Ты, девочка, тихая сердцем и взором, ты ль знала ль в тот вечер садясь
на песок, что сонный ребёнок, державший твой тёмный сосок тот самый Могол,
о котором во веки веков не забудет земля?"
*В Орде*. Бунин.

"В татарскую ветошь последний зарезанный скиф
Уткнётся - засим привыкать уж ко смертным скитаньям".

"Вернут ли нас в Крым, к виноградникам в тёмном огне"

"Выбранные места из переписки с Бродским"
Яков Есепкин.

Год прошёл,вновь в зелёные травы я плеть опускала.
Племя наше мен-гу кочевало южнее Байкала.
Ночью дымом сребряным проник через дымник к нам в юрту,
будто призрак... но юношей выскользнул к Утру.

На высоком коне, гость на нас был совсем не похожий.
Жёлтым псом прозывали, пять лет с нами в стане он прожил.
Мне- три брата, три сына - от Синих Небес Алан-Гоа. (маме)
Новый род Борджигинов грядёт - синеоких монголов!

Их рожала на корточках мать, чтя степные законы.
К чёрной кости прибавилась белая кость у монголов.
Дешт-кипчакские половцы - данники их, те команы,
убежав от хозяев, у Киева ставили станы.

Дев славянских князья отдавали им в жёны.
лепят мазанки, все как один покрещёны.
И горелкой от баб мужиков отвращают по братски.
А славяне на север бегут, бросив Киев славянский.

Тут монголы явились, прервав половецкие пляски...

Повествование ведется от лица девочки, дочери Алан-Гоа, от мужа.

*Алан-Гоа - прародительница Борждигинов - синеоких монголов- моголов(откуда Чингисхан)вдова, родила от неизвестного "жёлтого пса" - белого юноши троих сыновей. Дети мужа выгнали старшего Бодончара из племени.Таких называли "Люди длинной воли". Основал род давший Чингисхана.
В этногенезе предполагают кровь иранцев - чеши(скифы)и племени менгу с реки Онон, смеси тюрок

**Русско-половецкий мир у Сакова в 1101 году. Половцы-кипчаки тюркоговорящие.
*** 1240 год - монголы взяли Киев.

Русский князь Андрей Боголюбский, внук Мономаха и сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, отец её Аепа Осекович, дома прозывался Китай или Китан, совместно с половцами вернули Киев в 1169 г, разграбив его, отомстив киевлянам за отравление отца Юрия Долгорукова, законного наследника престола.
Андрей Боголюбский перенёс столицу Руси вместе с патриаршим престолом на север,во Владимир.

Гумилёв: "Чжао Хун сообщает, что в 12 веке монголы(тюрки) ещё не имели 60-летнего цикла,
а отсчитывали "один год, когда зеленеет трава". С 11 века начинается их этногенез, с сына Алан Гоа - Бодончара. В "Тайной истории" первая точная дата - год Курицы -1201, тогда как тюрки Китая применяли циклический календарь уже в 8 веке. Это говорит о полном разрыве традиции, то есть о начале нового этногенеза, намекая на то, что это были тюркиты (откуда Алан-Гоа) помесь белого племени с жёлтым, а не истинные монголоиды, истинными монголами были татары. Казанские татары приняли в знак уважение такое имя, на самом деле это булгары(тюрки)
******На монетах Золотой Орды изображён двухглавый орёл