Храмы древней греции. Святилища и храмы в греции древнейшей эпохи Самый знаменитый древнегреческий храм

Глава «Святилища и храмы» подраздела «Архитектура Греции древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона.

По представлению эллинов местопребыванием их богов служили не только определенные стихии (море, облака): боги избирали также места и на земле. Это были вершины гор (например, гора Олимп на границе Фессалии и Македонии) и возвышенностей, ущелья и гроты, долины, леса, рощи, а иногда отдельные деревья. В таких местах возникало постоянное почитание божеств. Появлялись святилища, ставились статуи, воздвигались алтари для жертвоприношений. В древнейшее время идолы иногда хранились в дуплах деревьев или под сенью их ветвей. Известно, например, что статуя Артемиды Эфесской стояла под буковым деревом, а в Орхомене изваяние Артемиды хранилось в дупле большого кедра еще во времена Павсания, т. е. во II веке н. э. Затем статуи стали защищать от непогоды навесом; появились и боковые ограждения - возникли своего рода часовни; еще позднее появились храмы.

Необходимо, однако, отметить, что ни статуя, ни храм не являлись, по-видимому, обязательной принадлежностью святилища как места поклонения богам. Примером может служить святилище на мысе Монодендри близ Милета, где не было никаких иных, связанных с культом сооружений, кроме алтаря (сохранившиеся остатки его относятся к архаической эпохе).

Примером простейшего святилища, наполовину природного, наполовину сооруженного человеком, является грот Аполлона у склона горы Кинф на острове Делосе. Это - расщелина между скал, перекрытая двумя рядами наклоненных каменных плит, образующих подобие свода. Однако самый тип храма, как уже указывалось, родился из жилища, и на первом этапе своего развития храмы повторяли характерные черты главного помещения богатого жилого дома предшествующей эпохи - мегарона. Иногда для храма использовалось и подлинное жилище, например прежнее жилище вождя, домашний очаг которого служил теперь для жертвоприношений. Поэтому в ранних храмах алтарь (над ним устраивалось отверстие в крыше) находился внутри помещения, что говорит о сохранении древней традиции домашнего культа. В помещении храма, которое стало называться целлой, помещалось и изваяние божества. Позднее алтарь стали ставить перед входом в храм, который, как правило, был обращен на восток. Собравшиеся для молитв и жертвоприношений с тех пор уже не входили внутрь храма, а собирались снаружи, вокруг алтаря.

Самый храм стал рассматриваться как жилище божества, статуя которого в нем находилась. Святилище стали обносить оградой. Так возник теменос - священный участок, вход на который в архаическую эпоху стали выделять пропилеями.

Начиная с VIII века до н. э. строительство храмов стало расширяться, особенно с приобретением религией государственного характера, с чем было связано распространение и ряда новых культов, особенно культа Аполлона, покровителя многих городских общин.

Храм стал важнейшим типом монументальной эллинской архитектуры, тогда как в крито-микенскую эпоху самым монументальным зданием являлся дворец. В храмовых постройках нашли выражение наиболее характерные особенности греческого зодчества с его более сложными идейными устремлениями. Монументальное строительство эллинов служило удовлетворению религиозных, общественных и художественных запросов городской общины. Сложившееся в мифах и в эпической поэзии представление о божестве как о человеке с прекрасным обликом требовало создания достойного жилища - прекрасного храма. При возведении его использовались самые прогрессивные, доступные эпохе методы строительства, для украшения использовались самые дорогие материалы. В древнейшую эпоху это была медь, о применении которой в царских жилищах уже ранее говорилось. Медные обшивки деревянных конструкций неоднократно упоминаются Гомером, и нам известно, что в Спарте находился древний храм Афины Меднодомной; в храме Геры в Олимпии обрамление проема двери, ведущей в наос, было обито медью; древнейший храм Аполлона в Дельфах был украшен бронзой.

Большое значение греки придавали расположению храмов. Их строили обычно на открытом и нередко возвышенном месте. Особое внимание при этом обращали на масштабность здания и его связь с окружающим пейзажем. В древнейшую эпоху еще не было искусственно приспособленных строительных площадок, лишь в самом конце VIII века до н. э. появляются первые подпорные стены, сложенные из камней неправильной формы.

Наиболее ранние из таких стен находятся в расположенных на склонах святилищах Геры в Аргосе и Аполлона в Дельфах; с их помощью были выровнены площадки для первых дерево-сырцовых храмов и тем самым была придана значительность этим скромным по своим размерам сооружениям. Расположение главных городских храмов на акрополе уже само по себе обеспечивало их выделение из жилой застройки и господство над окружающим свободным пространством.

Обычно строительство храма в городе предпринималось по заказу полиса и было делом всей рабовладельческой общины. Греческий храм не был в такой мере обособлен и не находился в полном распоряжении жрецов, как это было в Египте. Да и сами жрецы не образовали, как в Египте, замкнутой касты, обладавшей особой политической властью. Однако в качестве охранителей святынь и представителей населения в «общении» с божеством как «специалисты» по выполнению религиозных обрядов и истолкованию «воли богов» эллинские жрецы служили классу рабовладельцев на стороне аристократии или демократии или лавировали между ними.

Жрец обычно избирался из числа граждан. Однако жрецами некоторых храмов могли быть только члены определенного аристократического рода. В помощь жрецу для организации культовых действий и ведения хозяйства храма граждане выбирали на каждый год храмовое управление из нескольких человек. Позднее это стало тем более необходимо, что при храмах возникла сложная хозяйственная организация, и они иногда владели разнообразным имуществом. Храм, просуществовавший двести или триста лет, нередко накапливал значительные богатства от приношений граждан, пожертвований общин, посвящения десятой доли военной добычи и пр. В результате накоплений храму принадлежало подчас более тысячи сосудов из драгоценных металлов, множество роскошных тканей, одежд, статуй, картин. Кроме того, на хранение в храмы сдавалась казна полиса, а иногда и союза общин, объединявшихся для военных и других целей. Несли сюда свое имущество и отдельные граждане. Храм становился своего рода священной кладовой и одновременно городским музеем. Все ценности были разложены и хранились в строгом порядке. Составлялись подробные описи имущества, которые ежегодно проверялись.

Организация религиозных празднеств, торжественных процессий требовала обслуживающего персонала: богатые храмы содержали музыкантов, флейтисток и владели большим количеством прислужников-рабов.

Среди многочисленных святилищ, возникших в различных местностях за пределами городов, выделились некоторые, почитаемые не только населением ближайших территорий, но всеми греческими племенами и полисами; эти святилища, называемые всеэллинскими, приобрели совершенно особое положение. Не выполняя непосредственных политических функций, такие религиозные центры, как Дельфы, Олимпия или Делос, пользовались исключительно большим влиянием. Они во многом способствовали укреплению чувства общности всего населения эллинского мира. Они поддерживали сознание общего происхождения эллинских племен, единства обычаев и религиозных представлений. На поклонение в святилища, а часто для того, чтобы испросить совета почитаемого оракула, греки совершали далекие и трудные путешествия. Во многих центрах периодически проводились празднества, сопровождавшиеся легкоатлетическими и музыкальными соревнованиями, участвовать в которых, а тем более выйти победителем, считалось большой честью. Соревнования проводились в Дельфах, Коринфе, Немее, но наибольшую известность получили проводившиеся раз в четыре года олимпийские игры, по которым греки даже вели свое летосчисление. Во многих случаях всеэллинские святилища предотвращали военные столкновения между отдельными полисами. Так, дельфийская амфиктиония (объединенный совет святилища) добилась от своих членов клятвенного обязательства не нападать друг на друга. Наиболее влиятельные области Греции, получившие гегемонию над другими полисами, старались привлечь на свою сторону особо чтимые святилища, как Дельфы или Делос. Огромные преимущества давала общегреческим святилищам их экстерриториальность во время войн: она позволяла им брать под свой контроль торговлю между эллинскими племенами.

В общеэллинские святилища стекались поистине неисчислимые сокровища, их храмы украшались с особенным великолепием, а теменосы застраивались стоями, сокровищницами различных городов. Но все это относится к последующей, архаической эпохе, в которую сложились общие приемы планировки и типы отдельных зданий. Остатки древнейшей эпохи, естественно, крайне скудны. Прежде чем обратиться к обзору древнейших памятников, необходимо ознакомиться с названиями основных типов храмов и их элементов. Это облегчит обзор дальнейшего развития греческих храмов в последующие периоды.

В жизни античной Греции главным образом доминировала религия, поэтому не удивительно, что самым значительным сооружением стал храм.

Храм строился для поклонения тому из богов, которому он посвящался. Таков был общественный подход к почитанию богов. Граждане гордились храмами, которыми они выражали мощь своего города и благодарность богу-покровителю, дарующему им военные успехи. В руках храмовых жрецов, бывших практически исключительными представителями сообществ, находились обширные полномочия, однако греки не очень нуждались в них как в посредниках между гражданами и богами.

Основные черты греческого храма

Храм выделялся среди городских построек, располагаясь на самой возвышенной точке. Его основные особенности сформировались в VII в. до н.э., так что как следует судить, достаточно целостно обозначились уже в VIII в. до н.э.

Фасад храма не был выразительным и значительным, как это стало позже, в римском храме. Его великолепие выражалось за счёт рельефов (статуй), которые в основном прорабатывались уже на этапе строительного плана! Они изготовлялись для украшения здания, заодно повествуя о легенде бога, которому посвящался храм, и чья статуя располагалась внутри строения.

Внешнее впечатление сакральности созданного храма достигалось тем, что поклонение проводилось снаружи, под открытым небом. Животные приносились в жертву на алтаре, обычно размещённом перед восточным фасадом храма, где также проводились молитвенные церемонии в честь бога или богини.

Сам храм был своего рода дополнительным подарком богу и воспринимался как его дом, хотя фактически местом обычного пребывания небожителей считалась гора Олимп. Как правило отдельный храм посвящался какому-то одному богу, и лишь изредка возводился сразу для нескольких.

Как закрытое место поклонения, с прихожанами, собирающимися снаружи, храм оставался зданием без окон. В большинстве храмов свет проникал в наос (священная комната, где находилась статуя определённого бога) только через дверь, но иногда существовало и отверстие в крыше, которая служила источником дополнительного освещения. Наос чаще всего освещался свечами или факелами.

О наиболее древних храмах мы можем судить по их сохранившимся глиняным моделям. Первоначально греки строили храмы из грубого кирпича и древесины. Во фризе антаблемента находились чередовавшиеся триглифы (наборы трех вертикальных каналов) и метопы (пространство между любыми двумя триглифами).

На метопах изображались мифологические сцены, вырезанные по дереву. Триглифы могли располагаться в 3-х различных местах: чуть выше центра каждой колонны, чуть выше центра пространства между колоннами или в углах фриза, заполняя пустое пространство.

Структура греческого храма - прямой пассаж, конструктивно переходящий из дерева в камень. В камне выразительно воспроизводились структуры точных форм, построенных из древесины. Поэтому иногда древнегреческую архитектуру называли «плотницкими работами в мраморе».

Фактически немногие храмы периода архаики были целиком построены из мрамора. Некоторые выложены из известняка, покрытого штукатуркой. С V в. до н.э. здание в терракоте и древесине уже наверняка сменилось каменным. Иногда храм строился без кровли и оставался «открытым для неба». Перекрытия рассматривались в основном как декоративные элементы. В них использовались кассетоны - квадратные панели, обычно вложенные в потолок с повторяющимся интервалом, по аналогу с деревянной конструкцией. Потолок сооружался из древесины, покрытой терракотой или мрамором. Великолепные храмовые статуи покрывались краской.

Греческий храм возник некогда как простая постройка, разработанная для защиты статуи бога от разрушительного влияния погоды и вреда, причиняемого оскверняющими рельефы птицами. С этой целью не было никакой потребности в грандиозном здании, а была лишь в одной комнате - наосе, (буквально, с греческого языка: «комната бога»), где находилась бы сама статуя бога, и пронаосе («pro» - «прежде»), а также в портике (структура с крышей, поддерживаемой колоннами). Этот тип храма назвали простильным храмом. Это был самый простой тип храма.

В течение долгого времени внимание уделялось прежде всего декорированию и обработке храма. Так как греки боролись за баланс, они добавили портик позади простой конструкции храма для создания симметрии. Портик позади наоса - опистодом (буквально с греческого языка: «задняя комната») служил казначейством, где размещались пожертвования и подарки, представленные богу, а иногда он служил местом нахождения городской .

Окружённый стенами тип храма нарекли амфипростилем (буквально c греческого языка: amphi - с обеих сторон, pro - прежде, stylos - колонна).

Греки полагали, что храм выглядел более привлекательно, когда украшался симметрично со всех сторон. Экономический бум VIII века до н.э. (если так можно выразиться) позволил строителям обогатить базовую и внедрить множество колонн, которые окружали наос и оба портика.

Периптеральный храм

Колонны, окружающие четыре стороны храма, называют периптер, а сам такой храм называют периптеральным. Число колонн вдоль фасада храма находилось в диапазоне от 11 до 18, но на главном фасаде их обычно выставлялось только шесть. Отношение между количеством передних и сторонних колонн чаще всего могло выражаться следующей пропорцией X:2X+1, т.е., 6:13, 8:17 и так далее.

Размер храма зависел от финансового бюджета, имевшегося на его строительство. Особенно богатые города возводили храмы с двойным перистилем. Этот тип храма называли диптеральным храмом. Храм как декоративная структура, окруженная колоннами, в общем-то по значимости подчинялся статуе бога внутри него.

Примером храма с десятью колоннами по фронту с наосом без перекрытия является храм Аполлона в Дидиме (ныне Турция), построенный в 300 г. до н.э.

После периода архитектурных поисков периптеральный храм сделался самым распространенным и остался более или менее регулярным образцом классической постройки, дарованной искусству греками, с последующими вариациями в деталях и пропорциях. Цель архитектора состояла в том, чтобы усовершенствовать пропорции и позаботиться о деталях более, чем о топографии и планировке. Проектированию и разработке эстетического эффекта уделялось больше внимания, чем функциональной стороне.

Некоторые находят в периптеральном храмовом стиле символический подтекст. Колонны, окружавшие храм, напоминали тактическую расстановку войск, которая была присуща греческой армии и называлась «фалангой». Согласно этой тактике солдаты подготовляли организованную линию, где они становились плечом к плечу, с длинными мечами и большими щитами. Плотные массы войск медленно перемещались, формируя плотную защищённую «подвижную стену».

В то время как фаланга символизировала границу между двумя городами-государствами, колонны храма символизировали его границы. Также как фаланга защищала город, колонны символически защищали храм. Сравнение между колоннами и фалангой особенно наглядно, если вспомнить и уразуметь, что колонны в архитектуре Древней Греции связаны с человеком с точки зрения разработки их .

Внедрение коррекций в архитектурные элементы

Греки уделяли много внимания коррекции самой колонны («оптическая иллюзия») для того, чтобы глаз наблюдателя оптимальным образом воспринимал колонны с определенной дистанции.

Начиная с архаичного периода в центре колонны могла наблюдаться выпуклость. Этот строительный приём, названный энтазисом, прежде уже нашёл обычай в архитектуре Древнего Египта. Энтазис обеспечивает видимость гибкости, создавая внешне как бы сглаженную линию. Допустимо предположить, что применением энтазиса намеревались придать колонне органический вид, чтобы она напоминала мышцу, напряжённую удерживаемым ею тяжелым весом. Не исключено также, что энтазис намеренно использовался для подчеркивания округлости и трёхмерности колонны.

По прошествии времени кажется, что применение энтазиса развилось и достигло пика в как феноменальном сооружении , где его специальное внедрение внешне трудно уловить.

Помимо использования энтазиса, имелась тенденция вводить ещё некоторые коррекции, такие как изгиб стилобата и антаблемента. Без этой оптической иллюзии стилобат и архитрав с определенного расстояния воспринимались бы зрителем вогнутыми.

Использование коррекций связано с линейной перспективой, которая стала учитываться в Афинах к V веку до н.э. Хотя ещё в конце VI столетия до н.э. греческие художники начали исследовать перспективное сокращение статуй. Этот подход к перспективе появляется в надписях на стенах зданий, верхние линии которых больше нижних настолько, что с определённого расстояния те и другие воспринимаются равными.

Из-за высокой стоимости коррекций их популярность оставалась недолгой. Создатели более поздних храмов перестали считать обращение к ним оправданным. Хотя они встречаются в греческих храмах, построенных после V века до н.э., всё же в полной мере они так никогда и не адаптировались. Энтазис стал единственной коррекцией, применяемой в более поздней архитектуре.

Что знали древние. Греция (часть 1)

Что знали древние. Греция (часть 2)

Что знали древние. Греция (часть 3)

Греция – прекрасная Эллада, одна из древнейших в мире цивилизаций, достигших высочайшего уровня развития культуры, архитектуры, технического прогресса древних времён. Литература, философия, скульптура, архитектура Эллады стали основой для всего культурного развития стран Европы и даже Азии и остаются образцами великого творчества и сегодня, спустя тысячелетия.

Даже современные археологи и историки не могут сказать, кто были те люди, которые построили первые здания Греции несколько тысячелетий назад. Да и люди ли? Миф рассказывает, что их строили страшные, огромные циклопы с единственным глазом на переносице. Поневоле поверишь в циклопов, потому что, видя тысячелетние строения из огромных каменных плит, подогнанных одна к другой так, что зазора между ними нет вообще, никаких объяснений не находишь (и историки с археологами тоже не находят!) тому, как могли такое соорудить древнейшие люди, не имея соответствующей техники? А ведь даже следов такой техники так и не найдено! Так что – конечно, циклопы. Тот архитектурный стиль так и назвали – «циклопический».

Потом была другая эпоха – микенская, другие архитектурные стили в культовых строениях, усыпальницах. А потом, примерно в IV веке до Р.Х., зародился и расцвёл классический стиль, который стал золотым периодом эллинского зодчества, когда были построены многочисленные, ныне всемирно признанные сокровищами архитектуры, храмы, к которым относятся и здания Акрополя в Афинах (не путать храм и святилище: храм – это культовое религиозное сооружение, а святилище – это центральная, главная часть храма, то есть, непосредственно само священное место или алтарь для расположения священных предметов – знаков поклонения Божеству, а также место, где находился оракул – жрец или жрица).

Эллинские храмы

Храмам у эллинов отводилось в архитектуре и в жизни главное место, там люди обращались к богам или к оракулам с просьбами, вопросами и жалобами. Архитектурно первые храмы были похожи на жилища древних греков, но со временем им стали придавать всё больше отличительных особенностей, и сам стиль храмов становился «законодателем» архитектурной моды. Экстерьер и интерьер первых храмов были очень просты: здания в форме параллелепипеда, внутренние залы просторные, без окон, в определённом месте ставили большую статую самого божества.

В классический период экстерьеры украшали скульптурными фризами, мощными и в то же время изящными колоннами, которые не только выполняли функции опор, но и придавали всему зданию солидность, значимость, к тому же зрительно увеличивали его объем, т.е. уже подходя к такому зданию, человек должен был испытывать трепет. В каждом из архитектурных стилей Эллады именно колонны видоизменялись в первую очередь: дорические колонны – строгие, аскетичные, капители без всяких «излишеств» (например, храм Гефеста в Афинах), ионические – с капителями, на которых в виде украшения делали как бы 2 «завитка в виде рулонов» (храм Геры на о.Самос, храм Ники Аптерос в Афинах и др.), коринфские – с самыми «изукрашенными» орнаментально капителями (храм Зевса Олимпейон в Афринах). Именно эти три вида колонн и сегодня остаются базовыми в архитектуре.

Главной особенностью интерьеров храмов было отсутствие роскоши. Весь декор выполняли в пастельных тонах, потолок – матовый, пол из мелкой керамической плитки с мозаикой из гальки и ракушек, стены или просто однотонные или с орнаментами из геометрических фигур. Статую бога или богини делали из мрамора, раскрашивали в разные цвета, глаза делали из драгоценных камней – ни одна статуя в таком виде не дошла до наших дней. Золото также использовали в украшении интерьеров.

Храм всегда строили «всем миром», т.е. все горожане принимали посильное участие в строительстве, на которое уходило несколько десятков лет.

Самые известные храмы

Самое большое число древнегреческих храмов сохранилось, конечно, в Афинах.

Парфенон – огромное, величественное сооружение на Акрополе в честь богини Афины, которая была покровительницей города. Главное архитектурное новшество Парфенона заключалось в том, что он был сделан по принципу «золотого сечения».

Храм Эрехтейнон с колоннами в виде скульптур Кариатид – там Афина сразилась с Посейдоном.

Храм Ники – богини победы, именно внутри этого храма стояла статуя крылатой Ники, которой сами граждане Афин отрубили крылья, чтобы победа никогда никуда не улетала от них. В этом храме мифический царь Афин Эгей дожидался возвращения своего сына Тезея, убившего на о. Крит страшного Минотавра и возвращавшегося домой. Но Тезей забыл поднять на своём корабле белый флаг вместо чёрного, и Эгей, увидев этот чёрный флаг, решил, что сын погиб и с горя бросился с море, названное позже Эгейским.

На вершине горы Агоры, недалеко от Акрополя, возвышается храм Гефеста (бог огня), очень хорошо сохранившийся. На берегу моря у подножия горы Агоры находятся руины храма Посейдона (бога морей), даже с руинами это место настолько красиво, что Байрон упоминал его во многих своих творениях.

Олимпийон или храм Зевса – самый высокий и величественный в Афинах, правда от него остались лишь колонны и руины, тоже очень величественные.

Почти в каждом греческом городе стоит свой Акрополь, ведь Акрополь – это центральная крепость города, окружавшая некогда храмы. В большинстве случаев от всех этих храмов остались лишь руины, но даже они оставляют очень сильное впечатление.

Вот уже не одну тысячу лет архитектура Древней Греции является высоким образцом безукоризненных форм и стиля. Великие греческие архитекторы достигли в искусстве зодчества небывалых вершин. И, прежде всего, в возведении храмовых комплексов, которые занимали центральное место в древнегреческой архитектуре. Это были величественные сооружения, отличавшиеся особой чёткостью, безукоризненностью и простотой формы. Просторные прямоугольные залы, белоснежные колонны и монументальные статуи божеств внушительных размеров – вот основные черты храмовых сооружений Древней Греции, овеянных мифами и легендами.

Храм Парфенон

Так, известнейшим древнегреческим памятником архитектуры является храм Парфенон, ставший признанным международным символом Греции. Этот древнейший храмовый комплекс был возведён в Афинах, в 437 году до н. э., в честь Афины Парфенос – покровительницы этого города. Строительными работами руководили древнегреческие известные архитекторы Калликрат и Иктин.

Они построили Парфенон из мраморных блоков, в дорическом стиле, в виде периптера. Его фриз украшен барельефной лентой, а фронтоны – великолепными скульптурными композициями. В его центральном помещении, окружённом величественной колоннадой, ранее возвышалась статуя самой богини Афины, выполненная из слоновой кости и чистого золота знаменитым художником и архитектором Древней Греции Фидием. К сожалению, сама статуя не сохранилась.

Храм Ники Аптерос

А самой первой постройкой в знаменитом Акрополе, возвышающемся над греческой столицей, на самом видном его месте, был храмовый комплекс Ники Аптерос (бескрылой победы). Он был возведён ещё в 427 г. до н.э. из мраморных блоков, на небольшом выступе скалы, который специально укрепили подпорной стенкой. Здание Ники Аптерос небольшое – меньше 10 м в длину и менее 7 м в ширину, но очень изящное и красивое. И хотя за свою историю оно неоднократно подвергалось разрушениям, это один из немногих памятников ионийского ордера, сохранившихся до нашего времени.

Храм Зевса Олимпийского

А вот от некогда гигантского храмового комплекса Зевса в Олимпии, к сожалению, сегодня осталось всего лишь несколько колонн, но и они дают понять всё величие и мощь этого строения.

Его возведение началось ещё в VI веке до н.э.

Когда-то в центре этого величественного сооружения стояла статуя Зевса огромных размеров. Она была покрыта чистейшим золотом и дорогой слоновой костью. Это была точная копия Зевса Олимпийского мастера Фидия. Рядом с этим греческим богом была возведена статуя императора Адриана, а недалеко от здания – арка Адриана, игравшая роль ворот в новые кварталы города, выстроенные этим императором.

Храм Гефеста

А лучше всего до наших дней сохранился храм Гефеста, построенный в V веке до н. э. Сохранились не только его колонны и фронтоны, но даже большая часть крыши.

Этот национальный памятник Греции расположен буквально в 500 метрах от знаменитого Акрополя, в промышленном районе. Его месторасположение выбрано неслучайно, ведь Гефест является древнегреческим богом огня и металлообработки, а именно здесь были сосредоточены предприятия по обработке металла.

Храм Аполлона в Дельфах

Дельфы были особым местом для древних греков. Они были уверены, что этот город – центр Вселенной. Ведь, согласно древнегреческой легенде, именно сюда прилетели два орла, выпущенные Зевсом из разных концов света. И именно здесь расположен древнейший Дельфийский храмовый комплекс, созданный для предсказания судьбы.

С этими местами греки связывают много красивых легенд. Одна из них – о завоевании Дельф Аполлоном и превращении нимфы-прорицательницы по имени Дафна в лавровое дерево.

На протяжении столетий Дельфийский храмовый комплекс Аполлона играл очень важную роль в жизни древних греков. Фактически ни одно серьезное дело не начиналось без совета с местным оракулом.

К сожалению, сегодня мы лишь можем представить себе величие этого сооружения. От него осталось лишь каменное основание, ступени и несколько колонн.

Храм Посейдона на мысе Сунион

Отдельные колонны сохранились до наших дней и от храмового сооружения, построенного в 440 г. до н.э. в честь бога Посейдона. Он расположен в южной части греческого полуострова Аттика и с трёх сторон окружен морем. Такое месторасположение здания – у самого края Эгейского моря, выбрано не случайно, ведь в древнегреческой мифологии Посейдон считается повелителем морей.

С этим местом связана одна из самых печальных легенд Древней Греции: о царе Эгее, спрыгнувшем со скалы в тот самый момент, когда его сын возвращался с победой домой. Несчастный отец увидел на корабле своего сына Тесея чёрные паруса и бросился вниз, в то время как его сын, победив Минотавра, просто забыл поменять свой парус.

Храм Геры в Олимпии

Это один из древнейших дорийских храмов Греции. Считается, что начало его строительства относится к 600 г. до н. э. и он является подарком олимпийцам от жителей Элиды.

И хотя до наших дней сохранилось лишь его основание с массивным ортостатом и нижняя часть колонн, это место имеет особое значение для спортсменов всего мира. Ведь именно здесь берёт начало священный олимпийский огонь.

На территории Греции сохранились храмовые комплексы, посвященные античным богам. Большинство из них было построено еще до нашей эры. Время не пощадило святилища, в нашу эпоху они представляют собой руины. Несмотря на это каждый год в Грецию приезжают сотни тысяч туристов, желающих приобщиться к мировой архитектуре.

Асклепион (Пергам)

Это один из самых известных храмов Пергана. Посвящен Богу врачевания Асклепию. Храм построили в 4 веке до нашей эры. Его несколько раз перестраивали, во время правления римлян к Асклепиону вымостили широкую дорогу, по сторонам которой стояли колонны. Считается, что храм был своеобразной лечебницей и санаторием для больных. Первые раскопки были проведены в 1878 году.

Гекатомпедон

Храм основали в середине 4 века до нашей эры. Он считается старейшим храмом Афинского акрополя, это предшественник Парфенона. Гекатомпедон посвящен богине Афине. Руины храма были обнаружены во время проведения раскопок, в конце 19 века. Сохранились основания двух колонны, много скульптур фронтонных композиций. Сюжеты заимствованы из мифологии.

Герейон (Перахора)

Это святилище, построенное в честь богини Геры. Дата основания – 800 год до нашей эры. Долгое время, до 146 года до н. э. служило религиозным центром. Герейон состоит из 2 частей, которые были одним святилищем богини. Сохранились остатки дороги, фундаменты зданий, построенных в классический и архаический периоды. У гавани стоит полуразрушенная стоя, недалеко от нее – вытянутый алтарь, руины храма. Ученые, основываясь на данные раскопок, составили карту Герейона.

Драконовы дома

На юге греческого острова Эвбей найдены остатки 20 крупных зданий. Дома построены методом сухой кладки: массивные каменные блоки ставили друг на друга без использования цементного раствора. Крышами служили крупные плиты из камня. До сих пор не известна дата основания домов. Считается, что дома были посвящены драконам – существам со сверхчеловеческими способностями. Ученые предполагают, что они могли неоднократно перестраиваться. Предположительный период – 5 век до нашей эры.

Парфенон

Это главный храм Древних Афин, посвященный богине Афине. Строительство проводилось по проекту архитекторов Каллистрата и Иктина. Работы проходили с 447 по 438 годы до н. э. План Парфенона был продуманным до мелочей, здание построили в форме дорического периптера – классического античного храма. Во времена Византии его переделали в православный собор Пресвятой Богородицы, а при Османской империи храм Афины сделали мечетью. В 17 веке во время войны Парфенон был обстрелян и сильно пострадал. Сегодня он до сих пор находится в полуразрушенном состоянии, в нем ведутся восстановительные работы.

Святилище Аполлона Гилата

Руины расположены недалеко от Куриона – античного города на Кипре. Святилище считалось одним из самых важных на острове. Строения храмового комплекса были возведены в разные периоды времени. Например: Птолемеев храм был построен в 3 веке до н. э, а Римское святилище строилось и в эпоху эллинов, и в 1 веке нашей эры. Храм Аполлона был разрушен землетрясением в 365 году до н. э. Затем сооружения были частично восстановлены и вновь серьезно пострадали от землетрясения в 4 веке нашей эры.

Храм Аполлона в Бассах

Поселение в Бассах существовало уже в восьмом веке до н. э. Предположительно, в эти же годы был основан храм Аполлона. Святилище неоднократно перестраивалось. Храм, сохранившийся до наших времен, построен в 420 году до н. э. Здание возведено в форме удлиненного периптера. У его основания стоят дорические колонны. Размер святилища небольшой, всего 38,3 м на 14,5 м. Храм хорошо сохранился, серьезные раскопки были проведены в 1836 году, в них участвовал художник Карл Брюллов.

Храм Аполлона в Дидиме

Это крупная постройка, сохранившаяся со времен античности. Согласно легенде на месте храма был рожден Аполлон – сын Зевса. Геродот упоминает, что храм был известен в 7 веке до н. э. Нынешнее святилище, которое частично сохранилось, было построено в 330 году до н. э. по проекту архитектора Пеония Эфесского. Храм состоит из внешней и внутренней колоннады, внутри него расположен дворик, укрывавший пресноводный источник.

Храм Артемиды Гемеры

Святилище посвящено богине Артемиде. Его построили на полуострове Пелопенес. Территориально оно находится в 200 километрах от Афин. Храмовый комплекс представляет собой развалины. Предположительно руины относятся к святилищу, построенному в 3 веке до нашей эры. Хотя первый храм возвели на сто лет раньше. Раскопки святилища Артемиды Гемеры были начаты в 1898 – 1899 году австрийскими археологами.

Храм Артемиды Эфесской

Его относят к одному из семи чудес, построенных в античном мире. Храм возвели в греческом городе Эфесе. Сегодня эта территория относится к Турции, святилище находится около города Сельчук. Первый храм был сожжен Геростратом, потом его восстановили, но святилище разграбили готы. Затем на его месте была построена христианская церковь, которую тоже разрушили. Следы чуда света были найдены английскими археологами в 1869 году. Сегодня на его месте стоит одна восстановленная колонна.

Храм Афайи

Святилище посвящено древнегреческой богине Афайе. Находится на острове Эгина. Здание было построено примерно в 500 году до н. э, на месте старого храма Афайи, сгоревшего при пожаре. Сегодня сохранилось 24 колонны (из 34). Западный фронтон украшают скульптуры. Во внутренней части храма стояла статуя богини Афайи, недалеко от нее бассейн, наполненный оливковым маслом. И скульптура, и бассейн к сегодняшнему дню утрачены.

Храм Афины Алеи

Это один из последних храмов, который построили в стиле дорического ордера (прямоугольника, окруженного колоннами). Святилище считается одним из самых известных храмов богини Афины. Его возвели в 365 году, на месте старого храма, сгоревшего при пожаре. Сегодня на месте храма стоят руины, но археологи смогли найти многие фрагменты святилища.

Храм Гефеста

Святилище было построено в Древних Афинах, с западной стороны Афинской Агоры. Храм был основан в 460 – 420 годах до н. э. Святилище представляет собой прямоугольное здание, со всех сторон его окружают колонны, высотой 5,88 м. Длина храма – 31,77 м, ширина – 13,6 м. В 1970-х годах американцы провели реставрационные работы, сегодня в святилище восстановлена крыша. Храм Гефеста – самое сохранившееся сооружение, расположенное на Агоре.

Храм Деметры в Элевсине

Святилище было построено в 530 году до н. э. Его посвятили богине Деметре. Во время правления римлян храм переделали. В комплексе сохранилась часть построек: фрагменты самого храма, стены, окружавшие его, колодец, мостовая. Рядом со святилищем работает музей, но значительная часть экспонатов хранится в музее в Афинах.

Храм Зевса в Олимпии

Святилище относится к подлинным образцам дорического ордера. Храм Зевса был одним из самых почитаемых в Древней Греции. Первое здание было построено еще в 10 веке до н.э. Классический вариант святилища был достроен в 472 – 456 годах до н. э. По приказу Феодосия Второго храм Зевса разрушили. В 1875 году были проведены раскопки. Было найдено место святилища, восстановлен его фундамент, колонны и роспись. Сохранившиеся элементы храма можно посмотреть в Лувре и археологическом музее Олимпии.

Храм Зевса Олимпийского

Самое больше святилище в Греции. Оно строилось на протяжении 6 – 2 веков до н. э. Храм был основан в Афинах, в полукилометре от Акрополя. В 267 году в Грецию вторглось древнегерманское племя герулов, храм был сильно поврежден. Сегодня сохранилось 14 колонн, образующих один из углов храма, две колонны, стоящие отдельно и одна поваленная колонна.

Храм Ники Аптерос

Святилище расположено на Акрополе. Оно было построено недалеко от парадного прохода (пропилеи), стоит на выступе скалы. Храм посвящен Афине-Победительнице, она же Афина-Ника. Святилище было построено Калликратом в 427 – 424 годах до н. э. Храм выполнен из мрамора, внутри него стояла статуя Афины. Сегодня святилище частично восстановлено.

Храм Посейдона

Руины святилища находятся на мысе Сунион. Строительство началось в 490 году до н. э., но храм был разрушен в 480 году до н. э. во время битвы при Марафоне. Развалины классического святилища, сохранившегося до наших времен, относятся к храму, построенному в 440 году до н. э. На его месте стоят несколько колонн, археологами были найдены статуэтки, игравшие роль во внутреннем убранстве святилища.

Храм Эпископи (Сикинос)

Это культовое здание было построено на острове Сикинос Эгейского моря. Храм уникален тем, что это одно из немногих сохранившихся сооружений, которое было перестроено в христианский храм Святой Анны. Святилище Эпископи основали в 3 веке, а 17 веке его переделали в христианский храм. Оно входит в монастырский комплекс. Сегодня здание реставрируется, по задумке оно должно передать особенности всех периодов истории храма.

Эрехтейон

Памятник архитектуры древних Афин. Расположен в Акрополе. Храм был построен по проект Филокла в 421 – 406 году до н. э. У здания необычная и ассиметричная планировка, поскольку оно построено на месте, где сильный перепад высоты почвы. Восточная часть храма посвящена Афине, а западная – Посейдону и Эрехтею – царю Афин. Сегодня храм представляет собой развалины. Лучше всего сохранился северный портик Пандросы.