Археологический музей под открытым небом. Археологический парк Пафоса: описание. Археологический музей под открытым небом И это тоже Пафос

В 1962 году фермер, вспахивая на тракторе каменистую землю, случайно наткнулся на мозаичное панно. Это произошло в трёхстах метрах к северу от старой гавани Пафоса на невысоком плато, расположенным над портом. Начавшиеся здесь раскопки обнаружили остатки пяти римских вилл III - II века н.э. Сами виллы не сохранились, но зато уцелели уникальные напольные мозаики. В 1980 году археологические памятники Като Пафоса были включены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия, что и послужило поводом создания городского Археологического парка , который станет целью нашей сегодняшней экскурсии.

Прежде чем мы с вами отправимся на экскурсию прослушайте "важную информацию".

Парк расположен на открытом месте и занимает большую площадь, поэтому ходить по нему придётся довольно долго. Очень рекомендуем спланировать его посещение либо с самого утра, либо совсем уж во второй половине дня. Солнце жарит летом нещадно, поэтому мало того, что будет днём очень тяжело ходить, так ещё и сгореть можно. Возьмите с собой крем "от загара", воду, а также хорошее настроение и... фотоаппарат.

Живущие в районе Пафоса знают как сюда добраться, а для остальных приведём GPS координаты парковки, которая западной своей частью просто упирается во вход в парк.

34.756400 32.410000 − парковка рядом с гаванью в Пафосе

Ну что ж, пора начинать! От места парковки или автобусной остановки подойдём к входу в парк.

В рассказах о Кипре мы часто пользуемся услугами "аудиогида". Сегодня не будет исключением. Давайте послушаем вводную часть, рассказывающую историю о "происхождении" Пафоса. Как ни странно, город Пафос на Кипре находился в разное время в разных местах − бывает такое. Слушайте пока рассказ, а мы дадим небольшую ремарку по этому поводу.

Введение (послушать или скачать): MP3

Палио Пафос (старый Пафос - Palio Paphos - Παλιά Πάφος) − совсем древний Пафос, который располагался в семнадцати километрах от теперешнего. Сейчас на этом месте находится деревня Куклия.
Нео Пафос (новый Пафос - Neo Paphos - Νέα Πάφος) − древний Пафос, расположенный на месте, куда мы сегодня приехали.
Като Пафос (нижний Пафос - Kato Paphos - Κάτω Πάφος) − прибрежная часть современного Пафоса, "оккупированная" в основном туристами.
Пано Пафос (верхний Пафос - Pano Paphos - Πάνω Πάφος) − деловой центр города, а также место проживания собственно пафовчан.
Деление на "като" и "пано" в общем-то условное.

Давайте предварительно познакомимся с тем, что нам предстоит сегодня посмотреть и попутно сориентируемся на местности. Как и в Курионе названия виллам были даны по именам героев греческой мифологии, изображённых на мозаиках, а не по именам их хозяев. Сегодня четыре виллы − Диониса , Тесея , Орфея и Эона открыты для посещения. Кроме них интересны также древний амфитеатр (Одеон), Агора (форум) и руины замка "Сорока колонн" (Saranda Kolones Castle).

Глянем на их расположение на карте.

Мы видим, что ближе всего к входу расположены сразу три виллы − прямо по направлению от входа. Но почему-то "организованные" экскурсии начинают обычно с виллы Диониса, что находится чуть правее. Её легко отличить − она укрыта большим навесом. Вы лучше сами решите на месте куда идти сначала. Если приехали рано, то можно для начала открытые местности пообследовать, а потом перебраться "под крышу". Но мы уж начнём с Диониса.

Жилище Диониса (Вилла Диониса)

Можете включить как фон подробный рассказ о жилище Диониса , а мы дадим только краткую информацию.

Жилище Диониса (послушать или скачать): MP3

Начнём рассказ с самой древней мозаики, случайно обнаруженной здесь уже при возведении навеса над основными экспонатами. Она самая древняя и датируется IV веком до н.э., то есть ещё доримскими временами Кипра. Мозаика изображает Сциллу − женщину, собаку и рыбу в одном лице. Так её описал когда-то Гомер в своей "Одиссее". Пока аудиогид доказывает нам, что Сцилла (Скилла − по версии гида) не всегда была чудовищем, а сначала была вполне себе нормальной девушкой, мы рассмотрим мозаику.

А теперь начнём осмотр более "современных" мозаик, относящихся к началу нашей эры. Многим известна история красавца Нарцисса, который никому не отвечал взаимностью. Даже нимфа Эхо не смогла обратить на себя его внимания. В итоге совсем, бедняжка, зачахла, оставив от себя только свой голос − эхо. Ну а Нарциссу воздалось за это от богов. Увидев как-то своё отражение в воде Нарцисс так и не смог оторвать взгляд от себя любимого, за этим занятием и умер. Боги в результате всё-таки сжалились над ним и посмертно превратили парня в красивый цветок, растущий у воды − в нарцисс.

Рядом с Нарциссом расположена ещё одна мозаика. В момент, когда мы были там, пришла англоязычная экскурсия. А экскурсоводом у них был большой такой негр... ну или может афрокиприот. И вот он, склонившись над мозаикой, задал вопрос присутствующим − мол что на ней изображено? И все начали играть в отгадайку.

Я тоже пытался отгадать, пока кто-то не произнёс four seasons, на что гид сказал − правильно! Я ещё тогда подумал, а при чём здесь модный среди россиян лимасольский отель с одноимённым названием? Но врубившись в перевод осознал, что речь идёт про времена года.

Начиная с верхнего левого угла по часовой стрелке это лето, весна, осень и зима. Ну что ж квест пройден, пойдём дальше. В этом доме смотреть и смотреть. Но мы сейчас покажем ещё одну фотографию и будем перебираться далее. А на более полный фотоальбом дадим ссылку в конце рассказа.

Насмотревшись на мозаики в доме Диониса, будем двигаться чуть обратно, но не к входу, а немного правее него. Нас там ждёт большое пространство, на котором представлены сразу несколько вилл: Эона , Тесея и Орфея .

Первым по ходу будет вилла Эона.

Она, как и Диониса, располагается в укрытом помещении. Эта вилла находилась как раз напротив дома тогдашнего римского проконсула. Наверно достаточно знатным был и его сосед, на территорию которого мы сейчас пришли. Здесь раскопки ещё продолжаются, но и по имеющимся в наличии мозаикам можно судить об этом. Предоставим слово для пояснения нашему аудиогиду. Правда гид считает, что мы будем двигаться сначала к Орфею, потом Тесею и наконец к Эону... а мы поступим ровно наоборот.

Для нашего рассказа я просто поясню, что именно здесь находятся мозаики филигранной работы − они выполнены из очень мелких кусочков, содержащих большую гамму цветовых оттенков, благодаря чему мастерам удалось добиться объёма в изображении лиц. Постарайтесь рассмотреть это, когда будете там. На фото трудно передать такие нюансы, но мы попробуем.

Мозаики датируются началом IV века н.э. − периодом распространения христианства на Кипре. Посмотрим сейчас на ещё одну из мозаик и пойдём дальше.

Дальше, по мере продвижения, нам встретится жилище Тесея. Оно находится уже на открытом пространстве. Предполагается, что именно здесь жил римский проконсул. Самое время вспомнить, что проконсула Сергия апостол Павел в 45-ом году сумел обратить в христианскую веру. Но эта вилла датируется более поздним периодом. Добравшись до её "окраины" можно запечатлеть один из самых "открыточных" видов Кипра, который мы поместили на нашей главной странице. Покажем почти тот же вид, но с другого ракурса. Самолёт в кадре напоминает, что рядом с Пафосом есть аэропорт.

Да, чуть не забыли про нашего аудиогида!

А теперь подойдём к одной из главных мозаик виллы, на которой Тесей готовится вступить в битву с Минотавром. Вкратце напомним эту легенду, описанную в википедии.

Минотавр (Μῑνώταυρος, бык Миноса) - по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. (тьфу! - прим. моё ) Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему бросались на пожирание присылаемые из Афин каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей (либо каждый год 7 детей).
Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра - дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос (Дия), где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще, по другому - покинута Тесеем и найдена Дионисом, который на ней женился.

Но кипрским гидам по душе больше другая легенда, основанная на рассказе Пеона Амафунтского, по которой Тесей покинул Ариадну на Кипре, где она умерла во время родов, и её могила была в роще Ариадны-Афродиты, которая находится как раз в Амафунте. Грустная история в общем. Кстати, почему я подчеркнул слово, догадываетесь? Амафунта или Аматус − это название одного из древних городов-государств на Кипре, по руинам которого можно побродить, добравшись до восточной окраины Лимасола. А Пеон был оттуда, значит ему виднее!

Ну вот теперь, наконец, смотрим на мозаику, посвящённую этому знаменательному событию: приготовлению Тесея к схватке с Минотавром. Круг на мозаике символизирует Лабиринт. Заметим, что эта мозаика является самой древней и датируется третьим веком нашей эры.

Следующая легенда учит нас тому, что надо не забывать про обещания, даже если ты совершил много подвигов.

Уезжая на битву с Минотавром Тесей поднял на своём корабле чёрные паруса. Но он договорился с отцом, царём Эгеем, что в случае победы вернётся обратно на корабле с белыми парусами. И вот убив Минотавра и распрощавшись с Ариадной Тесей отправился в обратный путь, забыв поменять паруса. Царь Эгей, заметив корабль с чёрными парусами, уверился в гибели сына и покончил с собой, бросившись в море. По легенде, именно поэтому море получило название Эгейское.

Чуть поодаль находится ещё одна мозаика, посвящённая рождению знаменитого Ахилла. Пусть о ней пока расскажет аудиогид, а мы вкратце напомним ещё одну легенду, теперь уже об Ахилле.

Рождение Ахилла (послушать или скачать): MP3

Приведём небольшую википедическую справку об Ахилле и о версиях о том, что с ним мать вытворила в детстве.

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного - Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка - «Ахиллесова пята» - для обозначения чьей-либо слабой стороны.

Остальные мозаики дома Тесея вы посмотрите сами или в крайнем случае в нашем фотоальбоме , а пока двинемся дальше... но не далеко. Чуть ближе к морю расположилась вилла Орфея.

Здесь тоже можно найти несколько мозаик.

Замок Саранда Колонес (Saranda Colones castle)

Покидаем это место трёх вилл и выйдем снова на дорогу, приведшую нас от входа в парк к жилищу Диониса, которое мы посетили в первую очередь.

Доходим до развилки. Если пойти налево, то как раз к Дионису снова попадём, а если направо, то согласно указателю нас ждут руины замка Сорока колонн (Saranda colones). Сворачиваем и идём. Через двести с небольшим метров откроется территория, на которой находился этот замок, и остатки которого нам предстоит сегодня поисследовать.

Крепость была возведена в VII веке византийцами. Для строительства её стен использовались фрагменты более ранних античных сооружений, в том числе базальтовых колонн − отсюда и произошло её название.

В 1191 году этот замок, как и портовая крепость, капитулировала перед Ричардом Львиное Сердце. В начале XIII века крестоносцы укрепили крепость, но вскоре она была практически полностью разрушена землетрясением 1222 года. Уцелели лишь две изящные ажурные арки и мощные подвальные помещения, по которым можно судить об оригинальной планировке замка.

Замок имел в основании форму квадрата с длиной стороны 10 с небольшим метров с квадратными же башнями в каждом углу. Главный вход проходил через пятую башню на восточной стороне, имевшую форму подковы. По периметру замок был окружён стенами трёхметровой толщины с восемью башнями, а вокруг пролегал ров, через который был переброшен деревянный мост для прохода в крепость. Давайте глянем на план крепости и на фото, снятое с воздуха, чтобы лучше представлять, где мы будем сейчас ходить.

Ну а теперь можно неспеша побродить по замку и поразглядывать его потаённые уголки.

Остальные фотографии вы увидите в нашем фотоальбоме, а пока двинемся дальше.

Одеон и Агора

Возвращаемся снова на дорогу, где мы встретили указатель, и движемся по направлению, куда указывает надпись Odeon. Метров через двести пятьдесят приблизимся в краю Агоры. Собственно это просто участок земли, на котором ещё ведутся раскопки. Нам пришлось отойти в край площади, чтобы захватить их вместе.

Агорой в те времена называлась рыночная площадь. Да и сейчас в греческом языке слово агора (αγορά) означает место торговли, например "псарагора" (Ψαραγορά) не что иное, как "рыбный магазин". А теперь подойдём к Одеону или, иначе, к древнему амфитеатру.

Одеон был сооружён в эллинистическую эпоху из тёсаных глыб известняка и перестроен во времена правления римского императора Августа. Современный вид он приобрёл в III веке. В античные времена они имел крышу, которая защищала зрителей от солнца и дождя.

Сегодня амфитеатр частично восстановлен. Отреставрирована половина из 25 рядов амфитеатра и открыта сильно разрушенная сцена, около которой найдено много фрагментов украшавших её колонн. В летние месяцы, как и на Курионе , здесь под открытым небом регулярно устраиваются музыкальные и театральные представления. Так что у вас есть шанс посетить Одеон, выступающий в роли современного театра.

Близ Одеона находятся руины асклепиона, возведённого в своё время в честь бога врачевания Асклепия.

Ну вот на этом познавательная часть нашей экскурсии практически закончена. Если остались силы, то можно дойти до стены, окружавшей когда-то город. Подошли и мы.

Вы наверно заметили, что на последних снимках что-то маячило у вас в глазах. Да, это пафосский маяк. Давайте уж подойдём, тем более, что по нему можно немного полазать, чтобы сделать несколько снимков с "верхотуры".

Маяк Пафоса − самое молодое строение на этой территории. Он был построен англичанами "всего лишь" в 1888 году. Маяк помогал ориентироваться кораблям при заходе в порт Пафоса. Это один из пяти маяков Кипра, но самый известный из них. Башня маяка имеет высоту 20 метров, да плюс к тому стоит на возвышении. Поэтому получается, что сам фонарь светит в высоты 36 метров над уровнем моря, что делает его очень заметным с воды. Маяк продолжает выполнять свои функции и в наши дни, вспыхивая в вечернее время с интервалом в 20 секунд.

Наша прогулка по парку закнчивается. Ну а если она затянется до вечера, то вы сможете наблюдать здесь очень красивые закаты! :)

Зачем ехать. Если вы были в Помпеях или поднимались на Акрополь, археологический парк Пафоса может вам показаться простеньким. Но в масштабах Кипра это важнейшая достопримечательность, демонстрирующая тесные, уходящие в глубину веков культурные связи острова с материковой Грецией. Постройки и мозаики античной эпохи неизменно вызывают у туристов большой интерес.

Как добраться. Рядом с парком находится автовокзал Пафоса, но это, к сожалению, не тот автовокзал, куда приходят междугородные рейсы. Тот, Пафос-Каравелла, находится в 3 километрах к северо-востоку. Поэтому приехав из Никосии, Ларнаки или Лимассола, необходимо пересесть на автобус маршрутов 610 или 618. Тем, кто едет из района Корал Бэй, где любят отдыхать русские туристы, проще: автобус пригородного сообщения 615 привезёт их на автостанцию Пафос-Като, от которой до входа в Археологический парк совсем недалеко.

Если кто не знал, на Кипре левостороннее движение. Т.е. если брать машину напрокат, нужно все время быть начеку и стараться не выезжать по привычке на правую полосу, которая на острове встречная. Если все же вы рискнули взять машину напрокат, то для экскурсии в археологический парк Пафоса подойдет парковка, занимающая обширное пространство возле автостанции Като.

Как попасть. Доступ открыт круглогодично, за исключением нескольких религиозных праздников. В высокий сезон, с середины апреля по середину сентября, музей открыт с 8:30 до 19:30, в остальное время сотрудники запирают ворота в 17 часов. Вход платный, билет стоит 4.50 евро. Есть возможность сэкономить, если купить комплексный билет, позволяющий в течение одного, трёх или семи дней посетить все ценные достопримечательности острова без дополнительных расходов. Как мы убедились, недельный билет оптимален. Он стоит 25 евро и если осмотреть всего 6 музеев, то все следующие пойдут уже приятным бонусом.

Что делать. Взять с собой воду, друзей, хорошее настроение и зонтик (зонтик обязательно, днём кипрское солнце жарит нещадно, а спрятаться от него в археологическом парке негде), приготовиться к нескольким часам ходьбы и начинать экскурсию. Археологический парк Пафоса уже с первых шагов настраивают людей на встречу с прекрасным: стены касс украшают мозаики с типичными для античной эпохи сюжетами.


Мозаика, украшающая стену кассового павильона Площадь парка около 80 гектаров, это примерно 100 футбольных стадионов. К счастью, не обязательно перепахивать ногами все огромное пространство, достаточно посетить несколько самых ценных объектов, включая виллы Диониса, Тесея и Эона, где сохранились мозаичные изображения, созданные две тысячи лет назад. Также интерес представляют форум римских времён, небольшой театр и бывший храм Асклепия.

Здание театра прекрасно сохранилось Экскурсия была бы более увлекательной, выбери мы для неё подходящее время. По-моему, летом лучше посещать археологический парк Пафоса или с утра, или ближе к вечеру. Днём жара просто убийственная. Я особенно негодовал по этому поводу, раз уж меня оторвали от наслаждения пляжем, и старался испортить настроение другим, сравнивая увиденное с Помпеями. Мол, вот в Помпеях-то амфитеатр куда вместительнее, в Помпеях территория побольше, в Помпеях мозаики красивее. Друзья потом начали меня просто шпынять, и правильно делали: мозаики в Пафосе очень даже ничего, если говорить, положа руку на сердце. Да и в целом парк мне понравился, вот только страшная жара давила на психику. Не повторяйте нашей ошибки, не ходите на экскурсию в то время, когда, кажется, плавится земля.

Питание. Как я уже говорил, перед походом в парк нужно запастись водой. Едой не обязательно, на жаре есть особо не хочется. Поесть можно возле входа в парк, на набережной, где находится сразу несколько ресторанов, специализирующихся на кипрской кухне.

Пафос состоит из двух частей: верхнего и нижнего города. Нижний город или как его называют Като Пафос расположен вдоль берега и здесь сосредоточены все основные достопримечательности. Эта часть города является туристической зоной. День и ночь здесь бродят туристы, работают кафе, бары и рестораны. Повсюду сувенирные лавки, ларьки с сигаретами, мороженым и всякой другой туристической всячиной. Нижний Пафос шумный многоликий и пестрый.

Новый Пафос – это современный городской центр и другое его название Пано Пафос. Он не такой шумный и суетливый как нижний. В этой части города расположено большинство магазинов, банков и административных зданий Пафоса. Но и здесь много интересных достопримечательностей, которые можно осмотреть самостоятельно, без экскурсий - улиц и зданий, как древних так и современных. Давайте погуляем по обеим частям города Пафоса и насладимся его духом, историей, архитектурой. Путеводитель будет состоять из двух частей, карта поможет самостоятельно сориентироваться. Итак, начнем прогулку.

Като Пафос. Прогулка по достопримечательностям

Като Пафос. Храм Агия Кириаки

Самостоятельный осмотр достопримечательностей Като Пафоса начнём с храма Агия Кириаки. Он находится на пересечении улиц Святого Кириаки (od. Agias Kyriakis) с улицей Афродиты (od. Pafias Afroditis). Это, древнейшая христианская базилика на Кипре. В первые века нашей эры, на этом месте был кафедральный собор Пафоса. При раскопках базилики, археологи нашли фрагменты колонн и плиты, покрытые цветной каменной мозаикой. В XVIII веке, эпоху Лизиньянов, в северо-восточной части базилики была возведена католическая церковь Святого Павла. Через два века рядом с ней был построен францисканский монастырь.

Ни церковь, ни монастырь не сохранились до нашего времени. Сейчас в Пафосе от них остались только несколько средневековых надгробий. Здесь покоится, например датский король Эрик (1905-1103). Он как-то ехал в Палестину, но по пути скончался в Пафосе. Православная церковь Святой Кириаки, которую вы видите сейчас, появилась на месте монастыря в средние века. В церкви много красивых икон, особо почитаема икона Пресвятой Богородицы. Рядом есть невысокая колонна из серого мрамора. Это Колонна Святого Павла. По преданию проконсул Павел Сергий приковал к этой колонне апостола Павла и приказал его выпороть, а после этого убедил принять христианство.

Церковь Панагии Теоскепасти и базилика Панагия Лимениотисса

Пройдите немного на юго-восток, и вы сможете увидеть ещё одну достопримечательность Кипра и Като Пафоса - церковь Теоскепасти. Другое ее название Покрова Святой Богородицы. Она стоит на небольшом холме. Это церковь новая, 1923 года. Она построена на месте средневековой церкви, сгоревшей при пожаре.

Затем вернитесь снова на проспект Апостола Павла (Lf.Apostolou Pavlou) и перейдите на другую сторону дороги, на улицу Николау Николау (od. Nicolaou Nikolaou). Идите вниз к гавани по этой улице. Совсем рядом с гаванью позади ресторанчиков можно увидеть руины древней базилики Панагия Лимениотисса, что означает «Покровительница гавани». Эта базилика была построена в V веке нашей эры и считалась самой красивой в Пафосе. Когда-то, полы ее прекрасных залов были полностью покрыты мозаиками, рядами стояли мраморные колонны. К сожалению, землетрясение в 1159 года разрушило базилику, и мы сможем увидеть лишь руины.

Катакомбы Святой Соломонии в Пафосе

В Като Пафосе много катакомб, которые появились в результате каменоломных работ. Из скальных пород строились дома и храмы, а в образовавшихся в скалах углублениях делали погребальни. Катакомбы Святой Соломонии находятся на пересечении проспекта Апостола Павла и улицы Плутарха (od. Ploutarhou). В катакомбах сохранилась уникальная церковь Святой Соломонии (Agia Solomoni).

Вход в катакомбы легко отыскать самостоятельно по небольшому дереву. Ему более 500 лет. Киприоты считают, что если оставить на его ветвях подношение и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Вот дерево и увешано лоскутками, тряпочками, веревочками и колокольчиками. Сами катакомбы – это несколько залов вокруг открытой площадки. В подземные залы ведут крутые ступени. Катакомбы вовсе не мрачные, так как в отверстия в скале проникает солнечный свет. В катакомбах бьет ключ с чистейшей водой. Жители Пафоса считают, что эта вода помогает при заболевании глаз.

Катакомбы Святого Ламбрианоса

От катакомб Святой Соломонии нужно свернуть направо на проспект Апостола Павла и идти вверх от моря, примерно минут 10. И там вы сможете самостоятельно осмотреть следующую достопримечательность Пафоса - катакомбы Святого Ламбрианоса. Они представляют собой несколько огромных залов, на стенах которых кое-где можно увидеть полустертые фрески. В катакомбах находятся подземные гробницы эпохи Птолемеев. Вход в катакомбы Святой Соломонии и Святого Ламбрианоса свободный. Еще есть небольшие и очень мрачные катакомбы недалеко от северо-западных ворот Пафоса.

Достопримечательности Археологического парка Пафоса

В западной части Като Пафоса находится Нео Пафос. Некогда это была древняя столица Пафоса, основанная в IV веке до нашей эры. В те времена Кипром правили Птолемеи, греко-римские правители. Город процветал 7 веков. В 58 году до. нашей эры город был сдан римлянам. При римском правлении город продолжал оставаться культурной столицей. В III нашей эры были построены роскошные виллы, полы которых украшали мозаики. Но землетрясение IV века нашей эры разрушило большую часть зданий, и город пришел в упадок.

Сегодняшние достопримечательности Археологического парка были построены до землетрясения и основная часть зданий, которые мы видим сегодня, относятся к римскому периоду. Вход в Археологический парк находится с запада портовой автомобильной стоянки. Чтобы самостоятельно пройти к раскопкам, нужно подняться по широким каменным ступеням. Прогуляемся по этим историческим достопримечательностям.
И здесь есть на что посмотреть.

Тоже интересно

В Пафосе при раскопках были обнаружены пять вилл II-III веков нашей эры. Открытие произошло случайно. В 1962 году Фермер распахивал землю рядом с портом, и плуг трактора вдруг уперся в каменное панно. Это и был уникальный мозаичный пол здания. Сами здания, к сожалению не сохранились. На мозаиках изображены античные герои. По их именам ученые и обозначили виллы: «Диониса», «Тесея», «Дом Орфея», «Дом Эона». Самые красивые мозаики на «Вилле Диониса». Они рассказывают разные истории, а большинство конечно о любви. В 1977 году археологи обнаружили под верхним слоем мозаики «Виллы Диониса» еще одно изображение – «Сцилла». На сегодняшний день это самая древняя мозаика на Кипре и красивейшая достопримечательность Като Пафоса.

Мозаики в Археологическом парке Пафоса

Первая мозаика, которую вы увидите, войдя на территорию «Виллы Диониса» в археологическом парке Пафоса – это «Сцилла». В Зале №2 можно увидеть мозаику, рассказывающую историю Нарцисса. Нарцисс был так красив, что целыми днями любовался на свое отражение в озере. За это боги обратили его в желтый цветок, растущий у воды. В зале №3 мозаика называется «Времена года». На мозаике весна, лето и осень изображены, как прекрасные женщины, а зима – седым стариком, напоминающим нашего Деда Мороза. Самая оригинальная мозаика в зале №6 - «Федра и Ипполит». Мозаика повествует о трагической истории любви мачехи к приемному сыну.

Очень красивая достопримечательность находится в зале №8 – это мозаика «Похищение Ганимеда». Это мифическая история о молодом пастухе Ганимеде. Он был так прекрасен и чист душой, что даже боги не смогли устоять перед его очарованием. Зевс превратился в орла, похитил юношу и унес его на Олимп, где тот стал виночерпием богов. В восточной части виллы есть мозаика, с изображением трагической истории любви Пирама и Фисбы. Она послужила основой для трагедии о Ромео и Джульетте.

Может пригодиться

Рядом с «Виллой Диониса» находятся руины «Виллы Тесея». Она была построена во II веке нашей эры. Когда-то это был огромный дворец площадью 9600 м², а площадь мозаик 1400 м². Сама интересная мозаика в зале №36 с изображением Тесея побеждающего Минотавра. Далее ещё одна достопримечательность - это мозаика, посвященная мифическому герою Ахиллу.

В зале №76 великолепная мозаика, изображающая великого бога морей Посейдона. Рядом с «Виллой Тесея» стоит «Вилла Эона». Она названа в честь, найденного на этом месте, изображения языческого бога. На этой вилле мозаики IV века нашей эры. Все мозаики цветные и мастерски выполнены. Создается ощущение, что они не каменные, а акварельные. Вы сможете различить сияние глаз персонажей мозаик, искусно созданную игру света и тени.

В билетном киоске Археологического музея продается путеводитель по мозаикам Пафоса на английском языке. Цена 5 €. На внимательный самостоятельный осмотр мозаик уйдет примерно 2 часа.

Театр Одеон и замок «Сорока Колонн»

Следующая достопримечательность находится недалеко от «Виллы Диониса». Это полукруглый римский театр Одеон, построенный в эллинскую эпоху. Это самое романтичное место Археологического парка, которое точно стоит осмотреть. Если вы поднимитесь по его белым ступеням, то увидите безбрежные просторы Средиземного моря. Летом здесь проходят музыкальные концерты и спектакли. Рядом с Одеоном расположены руины Асклепиона. Это небольшой храм, построенный в честь бога врачевания Асклепия.

На восток от «Виллы Диониса» находится очень колоритная достопримечательность Като Пафоса - развалины замка «Сорока Колонн» (Saranta Kolones).
Крепость построили византийцы в VII веке. В ее основании когда-то было 40 колонн. Теперь множество гранитных колонн, живописно раскиданы на поле возле руин. В 1192 году Ричард Львиное Сердце захватил крепость. Полвека крестоносцы достраивали ее и укрепляли. Но их усилия оказались напрасны. Землетрясение в 1222 года полностью уничтожило замок, оставив лишь две изящные каменные арки и подземные конструкции.

  • Археологический парк работает: 8.00-19.30.
  • Стоимость билета: 3,5 €.

Като Пафос. Царские гробницы

В 2 километрах к северу от Като Пафоса расположен большой погребальный комплекс, вырубленный в скале. Эта мрачная экскурсия в «Царские гробницы» запомнится надолго. С поверхности скалы к гробницам ведут полустершиеся каменные ступени. Вы попадаете в открытый двор, с четырех сторон которого зияют пустые погребальные камеры. Своды поддерживают полуразрушенные колонны. Это единственный пример погребальной архитектуры на Кипре. Такие гробницы больше характерны для Египта. В эпоху Птолемеев в этом некрополе было место погребения знатных горожан, царей здесь не хоронили. А свое название некрополь получил из-за схожести с царскими захоронениями в Долине Царей в Египте. Все гробницы были разграблены еще в глубокой древности. Большинство захоронений датируются I-III веками нашей эры.

  • Время работы: май-сентябрь: 8.30-19.30; октябрь-апрель: 8.30-17.00.
  • Стоимость билета около 2 €.

Форт (Крепость) Пафоса

Пройдите от входа в Археологический парк Пафоса вниз по проспекту Апостола Павла к гавани. В этом месте проспект переходит в пешеходный тротуар. Вы увидите небольшой старинный Форт. Чтобы попасть в крепость самостоятельно нужно перейти ров по каменному мосту. Еще в VII веке на этом месте византийцами была сооружена крепость, для защиты с моря. В 1192 году ее захватил Ричард Львиное Сердце. В 1222 году землетрясение превратило крепость в руины.

В 1391 году Лузиньяны снова возвели на этом месте форт, который тоже был разрушен во время войны с турками. А та часть крепости, которую мы видим сейчас, была построена в конце XVI века на руинах былых сооружений. Руины самой первой крепости можно увидеть в самом конце западного мыса гавани Като Пафоса. Поднимитесь по винтовой лестнице на верхнюю площадку крепостной стены, и пред вами откроется великолепная панорама Пафоса и гавани. Есть на что посмотреть и сделать эффектные снимки.

  • Время работы: май-сентябрь: 9.00-18.00; октябрь-апрель: 9.00-17.00.
  • Стоимость билета: около 2 €.

Увлекательной Вам прогулки! А в следующей части путеводителя прогуляемся по .

В один из жарких августовских дней нашего пребывания на Кипре было решено осмотреть Пафос.
Город делиться на верхнюю (Пано Пафос) и нижнюю (Като Пафос) части. В верхней части расположены административные здания, школы, рынки, а в нижней, которая протянулась вдоль моря, сосредоточены все главные достопримечательности - развалины древних замков, катакомбы, маяк и центральная набережная города с магазинами, барами и прочими излишествами для туристов.

Если верить древним грекам, то Пафос являлся родиной богини любви Афродиты (Петра ту Ромиу), в городе много развалин, оставшихся со времен Римской эпохи, апостол Павел проповедовал на острове... Пафос был культурной столицей древнего Кипра.
С утра провалявшись на пляжу, двинулись к культурному наследию Кипра в самое пекло! От нашего отеля ходьбы было минуты три до входа в Археологический парк Пафоса.


Конечно, первое, что мне особенно хотелось посмотреть и сфотографировать - маяк, который манил меня все предыдущие два дня.
В направлении оного мы и двинулись)

По пути осмотрели Одеон - амфитеатр, который был сооружен при римлянах во 2 в. н. э. и в те времена представлял более внушительное строение, нежели чем сейчас: в нем было 25 зрительских рядов, а не 12, как ныне, после реконструкции. В настоящее время в летние месяцы в Одеоне проводятся фестивали и театрализованные представления.






Если смотреть лицом в зрительный зал амфитеатра, то левее расположены развалины Асклепиона, где лечили жителей античного Пафоса и поклонялись богу медицины Асклепию.


Бродящих по развалинам было не много..





Пекло нещадно, стрекотали кузнечики и цикады, отовсюду врассыпную разбегались ящерки-шустрики.

Осмотрев развалины Асклепиона, посидев в тенечке одного спасительного дерева, мы двинулись непосредственно к маяку..
Вдоль тропинок попадались и такие яркости)






Осмотрели постройки, видимо, необходимые смотрителю маяка.. все было закрыто и в дверях врезан замок - на сам маяк попасть не удалось.


Вот такой кактус там рос - вроде из его плодов делают алкогольный напиток.


Вид на пафосский пляж.


Затем мелкими перебежками двинулись в сторону главных красот - дома Диониса и Дома Тесея.
Это две обширные виллы 3 века нашей эры, примечательные своими прекрасными мозаиками с сюжетами из античной мифологии, геометрическими узорами, сценами охоты и сбора винограда. Все мозаики и развалины вилл включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.




"К мозаике высочайшего класса относятся и напольные картины Дома Тесея, получившего свое название от великолепно сохранившейся до наших дней мозаики, изображающей Тесея, Ариадну и Минотавра. На мозаике в центре круглого лабиринта - Тесей, у его ног - Минотавр, над которым занесен острый меч, справа - остров Крит, слева - Ариадна, ниже - лабиринт, который, как и Крит, персонифицирован. Имена всех действующих лиц написаны заглавными греческими буквами. На сегодня эта мозаика по манере исполнения и богатству красок считается лучшей из всех обнаруженных пока на Кипре."
Вот она.


Мои любимые колонны!




В VII веке, когда участились набеги арабов на Кипр, для защиты Пафоса была построена мощная византийская крепость, получившая название Саранта Колонес - «Сорока колонн». Она расположена на возвышенном участке береговой линии, в нескольких сотнях метров к востоку от виллы Диониса, и когда-то соединялась с портом узкой дорогой. Был разрушен во время землетрясения и после этого не восстанавливался.






Вот такой "комодский варан" встретился нам там))


В последствии роль форта стал играть так наказываемый Пафосский замок, расположенный в пафосской гавани.
Во время британской оккупации острова он служил складом соли. В 1935 году замок был объявлен одной из основных достопримечательностей Пафоса.
В последние годы замок служит объектом для проведения ежегодного фестиваля, устраиваемого в сентябре. Этот средневековый форт используется как сцена в древнегреческом театре – там переодеваются актеры перед представлением. На берегу сооружены театральные подмостки и ряды кресел для зрителей. Настоящий древний форт и закатное небо над морскими волнами - неплохая декорация для театральных постановок. Когда мы были там, как раз в течении трех дней давали "Богему" Пуччини.
По центру за рядами он почти не виден (со стороны набережной).