Дворец х. Дворец Ухайдир – крепость изгнанника. Главное здание дворцового комплекса

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году, американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в 1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта. Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».

Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того времени.

Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.

Главное здание дворцового комплекса - Большой Зал, - бани, зал для приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства. Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это, разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как дворцы Самарры или Каира.

Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.

«Древо жизни» - так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в Иерусалиме, однако нет ничего интереснее и важнее увидеть своими глазами то место, где среди сегодняшних музейных экспонатов ходили обитатели дворца Хишама.

Отделение изучения древностей Майнцского университета Иоганна Гутенберга получит 30 000 евро через программу сохранения культурного наследия Министерства иностранных дел Германии, чтобы отреставрировать дворец халифа Хурбат аль-Минья на берегу Галилейского моря (озера Кинерет). Дворцовый комплекс занимает территорию в пять тысяч квадратных метров и был раскопан в 1932-1939 гг. немецкими археологами из Гёрресовского общества и Музея исламского искусства в Берлине. Земля, на которой расположен дворец, по сей день принадлежит Германской ассоциации Святой земли и находится в ведении израильского Управления природы и парков.

Дворец из белого известняка на основании из чёрного базальта был построен халифом Валидом I (705-715) из омейядской династии, основавшей первый халифат на Святой земле (661-750 гг.). Во дворце находится одна из древнейших мечетей Израиля. Через несколько лет после начала строительства произошло сильное землетрясение, в результате которого образовалась трещина, рассёкшая мечеть и всё восточное крыло дворца. Видимо, из-за этого строительство так и не было окончено. В Средние века на этом месте крестоносцы устроили печь для обработки сахарного тростника. Производство, вероятно, обогатило владельцев, но нанесло огромный урон зданию, поскольку требовало большого количества воды и топлива. Со времён археологических раскопок обнажившиеся руины подвергаются воздействию осадков и растительности.

Реставрационный проект, спонсируемый Министерством иностранных дел Германии, призван подчеркнуть важность отмечаемого в этом году юбилея - 50 лет дипломатическим отношениям Израиля и Германии. Проектом руководит археолог д-р Ханс-Петер Кунен (Hans-Peter Kuhnen) - глава отделения изучения древностей Майнцского университета, занимающийся исследованием памятника Хурбат аль-Минья вместе со студентами университета с 2009 года. "Год за годом мы становились свидетелями постепенного разрушения дворца. Предоставляя финансовую поддержку данному проекту, Германия берёт на себя ответственность за важный археологический памятник, который был раскопан благодаря немецкой инициативе в тридцатых годах. В то же время мы сотрудничаем с израильским Управлением парков, наши студенты получают опыт реставрации археологического памятника, а кроме этого, мы создаём пример диалога археологов с исламом," - подчеркнул Кунен. Он также является одним из авторов путеводителя по комплексу Хурбат аль-Минья 2014 г., вместе с Франциской Блох (Franziska Bloch) из Немецкого археологического института.

Германия оказывает поддержку в сохранении культурного наследия по всему миру в рамках программы, организованной Министерством иностранных дел Германии, начиная с 1981 года.

Фото: Давид Эран, Тель-Авив.

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году,
американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к
северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или
Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в
1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими
мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта.
Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее
полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat
al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».
Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как
дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых
исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его
описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены
лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца,
известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов
упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести
строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название
дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию,
утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн
Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период
его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая
роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того
времени.


Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину
строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных
работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве
примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.

Главное здание дворцового комплекса - Большой Зал, - бани, зал для
приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства.
Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности
стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это,
разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как
дворцы Самарры или Каира.


Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства
халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда
достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии
землетрясений, а также, видимо, был разграблен.


«Древо жизни» - так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего
Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты
банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика
относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от
землетрясений.

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году,
американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к
северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или
Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в
1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими
мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта.
Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее
полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat
al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».
Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как
дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых
исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его
описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены
лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца,
известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов
упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести
строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).
Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название
дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию,
утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн
Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период
его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая
роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того
времени.
Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину
строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных
работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве
примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.Главное здание дворцового комплекса - Большой Зал, - бани, зал для
приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства.
Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности
стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это,
разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как
дворцы Самарры или Каира.
Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства
халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда
достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии
землетрясений, а также, видимо, был разграблен.
«Древо жизни» - так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего
Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты
банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика
относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от
землетрясений.

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ

В эпоху первых арабских завоева­ний и во времена правления дина­стии Омейядов (661-750 гг.), воца­рившихся в древнем городе Дамаске (Сирия), новые поселения возника­ли вдали от столицы, на путях про­движения военных отрядов. Города Куфа и Ба"сра на юге и Мосу"л на се­вере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе скорее напоминали укреплённые военные лагеря. Для защиты и расширения границ му­сульманского мира на его окраинах сооружались крепости - рибаты, обители благочестивых воинов, борцов за веру.

В сельских районах Палестины и Сирии Омейяды строили свои по­местья. С запустением этих мест они превратились в «замки пустыни». Са­мые знаменитые из них - Кусейр-Амра (10-е гг. VIII в.), Мшатта (пер­вая половина VIII в.) в Иордании и Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. VIII в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (около 728 г.) в Сирии - были укра­шены орнаментальными и сюжетны­ми росписями, мозаиками, рельефа­ми из камня и стука (искусственного мрамора). Эти замки и сохранив­шиеся в тунисских городах Сус и Монастир рибаты сложены были из тёсаного камня. Внешние стены с башнями-бастионами и единствен­ным входом в центре главного фаса­да образовывали в плане квадрат. Все помещения выходили на мощёный внутренний двор.

Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иеруса­лиме воздвигли знаменитую Куббат ас-Сахру (Купол Скалы) - третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман. Традиция связывает сооружение Куббат ас-Сахры с важ­нейшим событием Священной ис­тории ислама - чудесным вневре­менным ночным путешествием Мухаммада из Мекки в Иерусалим и восхождением к престолу Аллаха. Тогда Пророку было дано наставле­ние относительно обязательной ежедневной пятикратной молитвы и показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад.

Куббат ас-Сахра была воздвигну­та в 687-691 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, - здесь, по преданию, Авраам в подтверждение своей веры готов был принести в жертву Богу сына, а Соломон построил Иеруса­лимский храм. По словам историка X в. аль-Мукаддаси, это здание долж­но было затмить находящуюся ря-

Кусейр-Амра. 10-е гг. VIII в. Иордания .

****Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. Мусульмане зовут его Ибрахимом и чтят как первого проповедника единобожия, родоначаль­ника евреев и арабов, а также восстановителя разрушенной Потопом Каабы. Соломон (965-928 гг. до н. э.)-древнееврейский царь, почитаемый мусульманами как пророк Сулейман.

*Сталактиты - вид архитектурного украшения, внешне напоминающею природные сталактиты (известковые отложения в пещерах), за что они и получили такое название.

**Фонарь - выделенная часть архитектурного сооружения с проёмами для освещения и вентиляции.

***Шатёр - коническое или пирамидальное четырёх - или многогранное перекрытие здания.

дом христианскую церковь Святого Гроба, «дабы не ослеплялись умы му­сульман» её великолепием и огром­ностью. В 874 г. арабский историк аль-Йакуби писал по поводу места возведения и архитектуры иеруса­лимской святыни: «Это Скала, о ко­торой сообщают, что на неё Послан­ник Божий поставил свою стопу... затем Абд аль-Малик (халиф в 685- 705 гг. -Прим. ред.) построил над Скалой купол... и люди взяли в обы­чай обходить Скалу точно так, как они это делали вокруг Каабы». Му­сульмане воспринимали Куббат ас-Сахру как символ победы и торже­ства ислама.

Зодчим удалось создать сооруже­ние, действительно царящее над городом: в панораме Старого Иеру­салима сразу бросается в глаза ог­ромный, излучающий золотое сия­ние купол, вознесённый над скалой. На половине высоты центральная, купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутрен­нее помещение которой разделено столбами и колоннами надвое, соз­давая двойной обход вокруг священ­ной скалы. Под скалой находится пещера, превращённая в небольшое святилище.

Внутри Куббат ас-Сахры четыре мощных столба с расставленными между ними изящными мраморны­ми колоннами обрамляют скалу, вы­ступающую над уровнем пола на полтора метра. Высота подкупольного пространства (около двадцати метров) равна диаметру купола, что придаёт конструкции здания устой­чивость и удивительную пропор­циональность. Соразмерность Куббат ас-Сахры связана также с тем, что в пей число архитектурных эле­ментов каждого вида кратно четы­рём. Возможно, это не случайно, поскольку число «четыре» ассоции­руется с четырьмя буквами в араб­ском написании слова «Аллах» и с квадратом как символом Каабы.

Внутреннее убранство здания поражает великолепием. Его стены облицованы узорчатыми мрамор­ными панелями; колонны увенчаны золочёными капителями; над ними

Куббат ас-Сахра (Купол Скалы). 687-691 гг. Иерусалим. Израиль.

Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы). Интерьер. 687-691 гг. Иерусалим. Израиль.

Мечеть Омейядов. 705-715 гг. Дамаск. Сирия.

протянулись массивные балки, ко­торые, как и притолоки четырёх входных дверей, обшиты снизу бронзовыми пластинами с чекан­кой и позолотой. Верхние части окон и обрамления арок украшают мозаики зелёных, синих, перламу­тровых, пурпурных и золотых то­нов. Купол, заново поставленный в 1022 г., изнутри покрыт узорным рельефом и росписью. Не менее пышно и наружное оформление здания, обновлённое в XVI и XIX вв.

В городах Сирии и Палестины первые соборные мечети строи­лись на участках, купленных у хри­стиан. В новых сооружениях ис­пользовались материалы и части прежних зданий. Так был возведён один из самых значительных па­мятников эпохи - Большая мечеть Омейядов в Дамаске (705-715 гг.), в которую вошли остатки римско­го святилища Юпитера Дамасского и христианской церкви Иоанна Крестителя. Дамасская мечеть внут­ри была украшена цветным узорча­тым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантасти­ческого города-сада.

Памятники изобразительного искусства периода правления Омейядов - мозаики Купола Скалы и Большой мечети в Дамаске, произ­ведения живописи и скульптуры из «замков пустыни» - показывают, как приобретало характерные черты искусство мусульманского Средне­вековья. Сюжетные линии, связыва­ющие изображения с реальностью, постепенно утрачивались. Всё боль­шее значение приобретала декора­тивность. Трёхмерное восприятие пространства сменилось двухмер­ным, объёмная трактовка фигур - их силуэтной или контурной про­рисовкой. В композицию вводились мотивы, выработанные официаль­ным искусством империй Древнего Востока. Позднее, в средневековом искусстве Ирана, Ирака, Сирии, Египта и мусульманской Испании, эти традиции утвердились в узорах, изображённых на тканях, коврах, вышивках, керамике, изделиях из стекла и металла.

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ

Халифы династии Аббасидов (750- 1258 гг.) переместили центр Хали­фата в Ирак. Стремление этих пра­вителей утвердить могущество династии выразилось в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплоти­лась в архитектуре повой столи­цы - Багдада (Ирак), основанного на берегу реки Тигр в 762 г. Перво­начально город назывался Мадинат ас-Салам (Город Мира); предполага­лось, что в нём будут жить предста­вители всех социальных и этничес­ких групп государства. Халиф лично осмотрел намеченный золой на зем­ле план будущего города и поручил астрологам выбрать время его за­кладки. Мадинат ас-Салам - круг­лый в плане, укреплённый стенами и рвом, с четырьмя золотыми купо­лами над городскими воротами, об­ращенными на четыре стороны све­та, с дворцом халифа в центре жилой застройки - в сущности был моделью Вселенной, посереди­не которой стоял трон «повелителя правоверных (мусульман. - Прим. ред. )». Видимый отовсюду зелёный купол дворца халифов украшала бронзовая фигура всадника с копь­ём, которой молва приписывала способность указывать, откуда к столице приближается враг. Зелё­ный купол как бы венчал и дворец, и столицу, и всю империю, симво­лизируя всевластие халифа, которо­го в эпоху Аббасидов стали считать заместителем самого Аллаха.

Подчёркнуто монументальный стиль искусства Аббасидов оконча­тельно сложился в архитектуре и оформлении построенного в сере­дине IX в. города-резиденции Самарры (от арабского названия, которое в переводе означает «при­ятная для глаз»), протянувшейся бо­лее чем на тридцать километров вдоль берега Тигра. Первый из самаррских дворцов, Джаусак аль-

*Астрология (от греч. «астрон» - «звезда» и «логос» - «слово», «знание») - учение о связи расположения небесных светил и исторических событий, судеб людей и пародов.

Хакани, построенный в 836 г., за­нимал территорию, только ширина которой достигала около полутора километров. В Джаусак аль-Хакани были комплексы правительст­венных, парадных и жилых назем­ных и подземных (летних) помеще­ний, анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бас­сейнами, казармы, конюшни. Не превзойдённым по размерам куль­товым сооружением считалась кир­пичная колонная Большая мечеть Самарры площадью 156х240 мет­ров. От неё сохранились стены, укреплённые полукруглыми басти­онами и угловыми башнями, и ги­гантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидеся­ти метров. В отличие от Багдада, возводившегося как дворец, каждый из дворцов Самарры строился как город, напоминая своей компо­зицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии.

Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных импе­рий. Напротив, рельефы, украшав­шие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском искусстве начал формироваться но­вый тип орнамента - арабеска, как назвали его европейцы.

Прекрасно сохранившаяся ме­четь Ибн Тулуна (876-879 г.) в Ка­ире (Египет) блестяще завершила ряд грандиозных аббасидских мече-

Минарет Мальвия. Середина IX в. Самарра. Сирия.

АРАБЕСКА

Арабеска (от франц. arabesque - «арабский») - так назвали европейцы характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на ос­нове точного математического расчёта. Арабеска по­строена на повторении и умножении одного или не­скольких элементов узора - геометрических фигур, растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных, птиц, лю­дей и фантастических существ. Такой орнамент фак­тически исключает фон: один узор вписан в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты». Рисунок арабески по ритму созвучен арабской классической поэзии и му­зыке и согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределённо продолжающейся тка­ни Вселенной». Бесконечное, протекающее в за­данном ритме «движение» арабески может быть остановлено или продолжено в любой её точке без на­рушения целостности узора. Арабеску можно разме­щать на поверхности любой конфигурации и разме­ра: не существует никакой принципиальной разницы между орнаментальными композициями на стене здания или ковре, на переплёте рукописи и керами­ческом или ювелирном изделии.

Изразцы из Альгамбры. XIV в. Национальный археологический музей, Мадрид.

Изразцы из дворца Алькасар. XIV в. Севилья. Испания.

тей колонного типа. От иракских предшественниц её отличали более компактная планировка и появление удивительно пропорциональных

высоких стрельчатых арок, кото­рые с этого времени стали характер­ной чертой произведений архитек­туры в мусульманских странах.

История средневекового мусульманского мира насыщена бурными по­литическими событиями. В XI-XII вв. турки-сельджуки покорили Среднюю Азию, Иран, Северное Междуречье и Малую Азию. В XIII в. им на смену при­шли монголы, захватившие Багдад в 1258 г. Они положили конец халифа­ту Аббасидов.

В Северной Африке и Южной Испании распространилась власть дина­стий Альморавидов (1056-1146 гг.) и Альмохадов (1121/1122-1269 гг.). Око­ло трёх столетий в сердце мусульманского мира правили (вплоть до 1171 г.) основатели Каира (969 г.) халифы Фатимиды, а затем султаны Айюбиды (конец XII - первая половина XIII в.) и Мамлюки (1250-1517 гг.). На Среднем Востоке в результате захватнических войн среднеазиатского правителя Тимура (1370-1405 гг.) была создана держава, положившая на­чало эпохе великих мусульманских империй позднего Средневековья.