Туристической инфраструктурой включающей в себя. Инфраструктура туризма и ее составные части. Туристские ресурсы как основа пространственной организации туризма

В статье раскрыты особенности развития туристической инфраструктуры на промышленных территориях и ее потенциальных ресурсов. Определены и проанализированы составляющие туристической инфраструктуры, факторы ее развития и ее влияние на развитие промышленного туризма.

Ключевые слова: туристическая инфраструктура, промышленная территория, промышленный туризм.

Постановка проблемы. Туризм – важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий и т.д. Внутренняя экономическая природа туризма предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве в обмен на услуги, предоставленные непосредственно на его территории. Туризм основан на использовании местных туристических ресурсов, а взамен предприятия или государство должны получить доход.

В связи с этим перед всеми туристическими предприятиями возникают все новые проблемы. Среди них можно выделить необходимость повышения уровня комфорта, разработки новых уникальных направлений, завоевания новых туристических рынков и т.д.

Одним из главных направлений разрешения этих вопросов является развитие туристической инфраструктуры. Но ее создание требует повышенного внимания со стороны как предприятий инфраструктуры, так и государства.

Цель статьи – исследование особенностей развития туристической инфраструктуры на промышленных территориях.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам развития туристической инфраструктуры на различных территориях, в том числе на промышленных, уделяют внимание в своих работах различные зарубежные и отечественные авторы: В.Ф. Данильчук, В.С. Пацюк, А.Д. Чудновский, О.Е. Афанасьев, М.А. Жукова, В.Ф. Буйленко, И.В. Зорин, В.И. Курилова, А.Н. Чередниченко, Д.В. Визгалов, Ю.Г. Тютюнник .

Так, например, В.Ф. Данильчук отмечает, что инфраструктура туристической базы Украины еще не соответствует современному мировому уровню, хотя в последние годы наметились тенденции по созданию современных высококлассных отелей, корпусов и номеров на базах отдыха .

В.М. Иванова пишет, что под инфраструктурой туризма следует понимать не только социальные услуги непосредственно туризма, но и комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных с индустрией туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма и собственно туристов .

Изложение основного материала. Туристическая индустрия – взаимосвязанная система предприятий и предпринимателей, которые предоставляют туристам все необходимые для потребления и достаточные для осуществления самого процесса туризма туристические услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма в мире вызывало равноценное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования . Исходя из этих предпосылок, туристическая индустрия – совокупность гостиниц и других средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечений, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и другого назначения; организаций, которые осуществляют туроператорскую и турагентскую деятельность, а также оказывают туристическо-экскурсионные услуги .

На данном этапе развития, независимо от государственного строя страны или территории туристического центра, в сфере туризма действуют несколько различных типов предприятий, осуществляющих туристическую деятельность, а именно организаторы туризма (туристические операторы и туристические агентства), перевозчики, гостиницы и другие предприятия системы размещения, общественного питания, развлечения и т.д. К дополнительным предприятиям туристической сферы относят предприятия банковской сферы услуг, страхования, информации и др. В специальных видах туризма могут участвовать лечебные, образовательные, спортивные и другие учреждения, деятельность которых адекватна целям конкретного туристского продукта. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга и предоставляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям. Объединение перечисленных предприятий в комплексы формирует туристическую инфраструктуру.

На данный момент понятие «туристическая инфраструктура» имеет много дефиниций (таблице 1).

Таблица 1

Дефиниции термина «туристическая инфраструктура»

Сущность термина Автор
Совокупность объектов, обеспечивающих отдых и развлечение туриста, обусловленная развитием туризма М.А. Жукова
Необходимое условие освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Особенность туристской инфраструктуры в том, что она обслуживает туристов и местное население, поэтому её развитие способствует туристскому освоению территории, улучшает условия жизни населения данного района, а также создаёт большое количество рабочих мест В.Ф. Буйленко
Комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы И.В. Зорин
Совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, направленной деятельности, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей В.И. Курилова

Главным элементом любой туристической инфраструктуры являются ее ресурсы – совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, которые имеют комфортные особенности и пригодны для создания туристической инфраструктуры . Эти ресурсы можно разделить на 3 группы:

1) рекреационные;
2) познавательно-культурные – представляют историческое и культурное прошлое страны;
3) современные – демонстрируют современное достояние страны.

Развитие инфраструктуры и взаимосвязей ее элементов является ключевой составляющей любого места прибывания туриста (дестинации) (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязи и взаимодействие инфраструктуры и туристических ресурсов

Проанализировав рис. 1, можно сказать, что туристическая сфера в целом состоит из взаимосвязанных элементов, которые ее формируют. Так, наличие определенных туристических ресурсов предопределяет развитие туристической инфраструктуры и ее звеньев. Развитая инфраструктура в совокупности с туристическими ресурсами создает некую туристическую зону, которую называют туристической дестинацией. А уже туризм в целом формируют многочисленные дестинации.

В настоящее время имеется значительное количество видов и форм туристической деятельности. Среди них промышленный туризм является достаточно новым видом, но с каждым годом получает все большее признание. Это связано с тем, что он носит познавательный, обучающий и исследовательский характер. Промышленный туризм – это организация регулярных туристических туров на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия. В основном данные предприятия сконцентрированы на промышленных территориях и имеют определенную инфраструктуру для туристов . Промышленная территория рассматривается в общем виде как земельное пространство с определенными границами, на котором расположен производственный комплекс, включающий в свой состав предприятия крупного индустриального производства, доля которых в валовом внутреннем продукте территории и структуре занятых составляет более половины всех хозяйствующих субъектов .

Развитие туристической инфраструктуры на промышленных территориях имеет особый характер. При оценке ресурсных возможностей туристической инфраструктуры на любых территориях, в том числе на промышленных, необходимо учитывать несколько групп факторов (рис. 2).


Рис. 2. Группы факторов развития туристической инфраструктуры

Из рисунка следует, что для формирования любой туристической инфраструктуры, в том числе на промышленной территории, необходимо наличие трех групп факторов. Первая объединяет естественно-природные и социально-экономические ресурсы. Это природные и антропогенные ресурсы, территории туристических дестинаций и их характеристики, сложившиеся социально-экономические и хозяйственные связи. Ко второй группе относится экономическая емкость промышленного рынка дестинации, которая включает объем общественных потребностей экономики дестинации и объем рыночного спроса местного населения и туристов. Третья группа факторов представляет собой финансовый потенциал туристической инфраструктуры. Здесь можно выделить две группы ресурсов – внешние и внутренние. К внешним относятся субсидии, субвенции, трансферты, средства, формируемые в связи со льготным налогообложением хозяйствующих субъектов, средства различных межрегиональных программ, средства международного финансирования туристских программ региона и его субъектов, средства внешних инвесторов. Внутренние финансовые ресурсы инфраструктуры включают амортизацию, местные налоги, имущество и прибыль саморегулирующихся организаций, учрежденных органами власти, запасы товарно-материальных ценностей, денежно-валютные средства, ресурсы страховых организаций .

Для того чтобы промышленная территория стала туристической дестинацией, необходимо наличие: туристических ресурсов и туристической инфраструктуры. В свою очередь, инфраструктура включает:

Места размещения, питания, развлечений и высокоразвитую транспортную систему;
- достопримечательности, интересующие туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных требований конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная «изюминка» для привлечения туриста на территорию дестинации);
- информационные (например, глобальные информационные системы «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационные системы, так как это необходимый инструмент информирования туристического рынка .

Ярким примером развития туристической инфраструктуры на промышленной территории в Украине является Донецкая область. Она занимает второе место в стране по количеству туристических объектов, поэтому обладает значительными возможностями для развития промышленного туризма.

Природно-заповедный фонд Донецкой области составляет около 3% ее территории. В области расположены четыре региональных ландшафтных парка, национальный природный парк, Украинский степной заповедник НАН Украины, ботанический сад НАН Украины. На ее территории произрастает более 200 охраняемых видов растений . В области находится 38 природных памятников, 13 заповедных урочищ, 1 парк-памятник садово-паркового искусства. Только в Святогорске сосредоточено 129 памятников археологии и 73 исторических памятника, повествующих о культурном наследии прошлых времен. В области развивается инфраструктура оздоровительных учреждений (463), туристических предприятий (142, из которых 40% являются туристическими операторами), гостиниц. На сегодняшний день функционирует 71 гостиница, что в целом дает возможность принять более 5 тыс. туристов . Вместе с тем наполняемость отелей на сегодня остается низкой – 20%.

В отношении сервиса и качества предоставляемых услуг можно отметить рост требований к персоналу и улучшение качества. Поэтому ныне Донбасс может принимать гостей на должном уровне.

Помимо ознакомления с историческими памятниками, посещения ботанического сада, отдыха в Святогорье и на Азовском море, Донецкая область может предложить туристам посещение промышленных объектов, расположенных на ее территории. Для многих туристов может стать интересным то, как работает тяжелая промышленность, поскольку не в каждой стране мира есть такие глубокие шахты по добыче угля, а также металлургические заводы, где работают ковш-печи, доменные печи. В последнее время жители других регионов Украины и иностранцы интересуются экскурсиями на предприятия Донбасса, в частности на Артемовский завод игристых вин, желают спуститься в настоящую шахту .

Из вышесказанного следует, что Донецкая область является ярким примером того, как промышленная территория может стать туристическим центром за счет наличия туристических ресурсов и развитой туристической инфраструктуры.

Выводы. Таким образом, туристические ресурсы и туристическая инфраструктура являются важными составляющими, благодаря которым происходит развитие туристической деятельности на промышленной территории. При научно обоснованном учете условий промышленного региона, а также факторов развития туристической структуры и особенностей отдельных регионов области создаются предпосылки превращения Донецкой области в ведущий центр промышленного туризма, что повлияет на развитие туризма в целом по Украине.

Результаты анализа свидетельствуют, что развитие туристической инфраструктуры на промышленных территориях представляет собой особый процесс, который требует развития как научно-методологических подходов к его организации, так и практических рекомендаций по их внедрению.

Список использованных источников

1. Данильчук В.Ф. Особенности формирования и развития туристических предприятий: монография / В.Ф. Данильчук.– НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. – Донецк, 2006. – 240 с.
2. Иванова В.М. Туризм: основы, направления, структура / В.М. Иванова. – М.: ИД «Феникс», 2008. – 265 с.
3. Данильчук В.Ф. Предпосылки формирования концепции и механизма развития туристической деятельности на промышленных территориях / В.Ф. Данильчук // Економіка промисловості. – 2009. – №1. – С. 208-210.
4. .
5.
6. Буйленко В.Ф. Развитие современного туризма / В.Ф. Буйленко. – М.: Феникс, 2008. – 416 с.
7.
8. Курилова В.И. Индустриальный туризм: основные проблемы развития / В.И. Курилова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Nzvdpu/geograf/2010_11/indystrialnuu%20tyruzm.pdf .
9. Чудновский А.Д. Туризм и компьютерные системы бронирования: учеб. пособ. / А.Д. Чудновский. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2007. – 400 с.
10. Афанасьєв О.Є. Промисловий туризм на Дніпропетровщині: напрями, перспективи та досвід використання / О.Є. Афанасьєв // Минуле, сучасне та майбутнє туризму Дніпропетровщини: матеріали обласної відкритої туристсько-краєзнавчої конференції. – Д.: ДДЮЦМС, 2006. – С.88–90.
11. .
12. Тютюнник Ю.Г. Охрана и заповедание индустриальных ландшафтов / Ю.Г. Тютюнник // География и природные ресурсы. – 2006. – №2. – С.148.
13. .

У статті розкрито особливості розвитку туристичної інфраструктури на промислових територіях та її потенційних ресурсів. Визначено та проаналізовано складові туристичної інфраструктури, фактори її розвитку та її вплив на розвиток промислового туризму.

Ключові слова: туристична інфраструктура, промислова територія, промисловий туризм.

The features of development of tourist infrastructure on industrial territories and its potential resources are exposed in the article. Certainly and the constituents of tourist infrastructure, factors of its development and its influence, are analysed on development of industrial tourism.

Keywords: tourist infrastructure, industrial territory, industrial tourism.

Термин"туристическая инфраструктура"- латинское словосочетание, состоящее из понятий fr а" (под) и"sturtura"(строение, расположение), прошел длительный путь развития в начале XX в под инфраструктурой понимали комплекс сооружений, которые обеспечивали действия вооруженных сил, - склады, военные базы, полигоны и др.. В 40-х годах понятие"инфраструктура"начали использовать для группы отраслей, обеспечивающих функционирование промышленного и сельскохозяйственного производства. С. Юрченко указывается есть, что этот срок с 50-х годов широко применяют в экономической литературе. Под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей и видов деятельности, которые обслуживают и производственную, и непроизводственную сферы е кономикы. По мнению же. С. Синько и. М. Скрынько, инфраструктура как составляющая экономики, представляет собой совокупность субъектов и специфических аккумулированных на определенной территории объектов загальноеконо мического назначения, удовлетворяют материальные, духовные и социальные потребности человека через предоставление комплекса услуг с целью создания общих условий для эффективного функционирования процесса общественного воспроизведения и нормальной жизнедеятельности человекальної життєдіяльності людини 45 .

В дальнейшем развитии понятия"инфраструктура"все больше внимания ученые уделяют его разделения по сферам деятельности человека: на производственную инфраструктуру, необходимую самому процессу производства, и на соц ных инфраструктуру (здравоохранение, образование, культура, бытовое обслуживание и т.п.), обеспечивающих полноценную жизнь населения на локальном или региональном уровнях. Причем инфраструктуру розг крышка как комплекс отраслей и сфер деятельности, создающих общие условия для функционирования других отраслейнших галузей.

Туристическая инфраструктура в нашем понимании - это совокупность предприятий, учреждений и заведений, деятельность которых направлена??на удовлетворение потребностей людей, участвующих в оздоровлении или отдыха, а также путей сообщения и транспорта и объектов размещения туристов, обеспечивающих условия стабильного функционирования. Мы рассматриваем ее целостной системой, состоит из двух подсистем: социальной ной и производственной, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены относительно обслуживающего субъекта. В свою очередь инфраструктура определенной мере формирует туристические регионы, способствует туристической специализации и проф иллюстраций хозяйствования, ведь благодаря наличию инфраструктурных связей между отдельными объектами определяют качество обслуживания на той или иной территоії.

инфраструктуру отдельного территориально-туристического сочетание исследователи. М. Рутинський и. О. Стецюк рассматривают в таком сочетании услуг 46:

По перемещению туристов (и в пределах региона посещения, и транзитным проездом его территории) различными видами транспорта;

Гастрономические (обеспечение туристов питанием);

Экскурсионные (услуги экскурсоводов, переводчиков, сопровождающих групп);

Со удовлетворения познавательных, развлекательных и бытовых интересов;

Торговых предприятий;

Юридических, банковских и страховых учреждений;

Контрольно-административных органов (пограничных, таможенных, милицейских служб,. ОВИР и др.)

Развитие социальной инфраструктуры должно отвечать высоким стандартам обслуживания, ведь турист, удаленный от постоянного места жительства и максимально освобожден от повседневных забот, требу агае эффективного обслуживания в свободном времяпровождение. Здесь важное место принадлежит заведениям размещения туристов, общественному питанию, бытовому обслуживанию. Именно они могут создавать качественные параметры личного потребления человека, отдыхаютає.

Система общественного питания образуется за счет ресторанов разного класса, баров, кафе и столовых, пунктов быстрого приготовления пищи и самообслуживание. В структуру питания входят; завтрак, полупансион, полный пансион н. Если пансион охватывает трехразовое питание, то полупансион - это двухразовое питание в течение туро-дння.

пищу туристы рассматривают не только как физиологическую потребность, а как удовольствие, способ познания культуры, традиций народа в стране пребывания. Ведь национальная кухня - своеобразная визитная карточка народа. Например, венгерская кухня, характерна очень острыми блюдами, чем-то напоминает воспалительный характер этого народду.

При покупке тура необходимо знать, что у многих народов существуют ограничения или даже запрет на определенные блюда. Так, христиане, соблюдают посты, ограничивающие использование мясных блюд, а м мусульмане не употребляют свинейи.

Общественное питание по признакам подчиненности распределяют на объединенные в цепи и предприятия, которые работают автономно 47 . Среди существующих ресторанных цепей

(безусловно, здесь лидирует. США) особенно возрастают цепи ресторанов, главной продукцией которых является гамбургеры и пицца. Из всех ресторанных цепей более 2 / 5 составляют сэндвичи. Согласно существующей классификации, к категории сандвичи относятся: гамбургеры в ресторанах"Макдональдс", французские сандвичи"Сабвей"и"Текс /. Мекс"-"Тако-Бен" 48 .

За последние годы особенно быстро развиваются рестораны, кафетерии в крупных торговых центрах, которые также могут функционировать и в популярных туристических центрах. Желательно, чтобы заведения общественного питани ния работали с постоянным контингентом, размещенным в туристических гостиницах, пансионатах, санаториях, с переменным контингентом (городские рестораны, кафетерии и др.).

По виду обслуживания учреждения питания делятся на такие, где организовано самообслуживания, и на такие, где обслуживают официанты. По форме собственности они могут быть частными или арендованным мы (рис 46.6) 40 .

. Рис 46. Классификация общепита

Важное место в предоставлении услуг занимают объекты размещения туристов . К основным таким заведений относятся гостиницы и аналогичные заведения, коммерческие и социальные учреждения размещения и специализированные учреждения размещения (рис 47) 50 .

Заведения размещения туристов - это любые объекты, где туристам предлагают место для ночлега. По сути размещения туристов считают важнейшим сегментом туризма. Ведь комфортность таких объектов влияние воздействует на качество обслуживания. Основными заведениями размещения туристов гостиницы, мотели, турбазы, а все остальные - дополнительные. Отели - самый распространенный тип размещения туристов потоки напрямую зависят от уровня их развития и качества услуг, которые они предоставляют. Качество мест проживания и обслуживания зависит прежде всего от обслуживающего персонала, а также материально-технической базы и предложенных ного сервисервісу.

К сожалению, до сих пор не существует единого критерия классификации гостиниц распространенной системой такой классификации является количество звезд от одной звезды до пяти применяют во. Франции,. Австрии,. Венгрии, егип пти,. Китае, Украине,. России и других странах. Систему букв (AA, B 9 C, D) используется в. Греции, систему"корон"или"ключей"- в. Великобритании. Система баллов (от 100 баллов - категория одной звезды и до 290 баллов, что соответствует пяти звездам и другие системы классификации й). Так, ассоциация гостиниц. Северных стран (Дании,. Швеции,. Норвегии) ??тоже построена по принципам звезд, но класс отеля определяют не звездами, а солнцами и под. США, в отличие от других стран, не использует официально утвержденную классификацию гостиниц. Американцы считают, что расширение цепей гостиниц с соответствующими системами является гарантией качеемами є гарантією якості 51 .

По размерам гостиницы делят на четыре категории: до 150 номеров, от 150 до 299, от 300 до 600, от 600 и более номеров. По стоимости номеров есть бюджетные (25-30 долларов) экономические (35-55), среди дня (55-95) первоклассные (95-195), а также апартаментного (65-125) и фешенебельные (125-145 долларов).

Кроме коллективных средств размещения, к которым относятся гостиницы и аналогичные заведения, а также специализированные учреждения, на туристических маршрутах могут предлагаться и индивидуальные средства размещения - кв вартиры, коттеджи, особняки, где турист может поселиться на правах аренды или даже бесплатно (у родственников.

Гостиничный бизнес является самостоятельным экономическим явлением. В развитии туризма он занимает надлежащее место, начиная с 90-х годов XIX в, когда начали строить гостиницы для размещения отдыхающих. Сначала, как и с сам отдых, они были сезонными. Но когда начал развиваться транспорт, уровень жизни стал выше, а курортно-туристические места - круглогодичный, отели тоже перешли на постоянное функционирование. Это. Зумой вило определенные трудности для наполнения таких объектов, поэтому администрации начали использовать свои помещения для проведения конференций, съездов, различных совещаний и т.п.. Для удобства гостиничного бизнеса ств. Орен гостиничные цепи - интегрированные цепи из однородных отелей и гостиничные консорциумы, объединяющие независимые гостиницы. Интегрированные гостиничные цепи продают однородные услуги. Все гостиничные цепи м ають соответствующие названия и знаки всего интегрированных цепей является в. США, а в. Европе - во. Францииу. Франції.

В современных условиях, благодаря использованию телекоммуникационных технологий и электроники, созданы компьютерные системы бронирования мест. Качественные изменения произошли в системе приобретения турпродукта: потребитель мож же сам составить тур-пакет, забронировать билеты и место в гостинице и путешествовать лично составленному маршрутум.

Если объект общественного питания и размещения туристов являются непосредственными участниками в обслуживании туристов и находятся на территории туристических центров бытовое обслуживание больше тяготеет к постоянному населению. Это может создавать определенные трудности в быту для тех, кто отдыхает. Поэтому в местах их сосредоточения необходимо практиковать открытие приемных пунктов бытового ого обслуживания с полным комплексом послеуг.

В производственной инфраструктуре весомым сегментом считают транспортную систему, сформированную из дорожной сети, транспортных средств, устройств. Дорожно-транспортная сеть в туристических регионах преимущественно комплексная, ведь здесь существуют многоцелевые связи - производственные, трудовые, туристические, созданные на основе железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных дориг.

Важная составляющая туристической инфраструктуры - железнодорожный транспорт удобен в перевозке любых категорий туристов, начиная от одиноких туристов и заканчивая специально организованными туристско-экскурсионными поездами местного и дальнего сообщения. Железная я уже более полутора веков участвует в развитии туризма, формировании туристических пассажиропотокав.

История формирования железнодорожной сети в странах мира тесно связана с хозяйственными, военно-стратегическими потребностями. Так, прокладка железной дороги в. США имело целью не только хозяйственную, но и войском ьково-стратегическую цель - осваивать земли так называемого. Дикого. Запада. К середине XIX в строительство железных дорог развернулось почти во всех странах. Европы и в. США. В. Азии,. Африке,. Австралии оно началось со второй половины XIX в. Если первая железная дорога в. Англии была проложена 1825 г, то в Украине - в 1861 г (Перемышль -. Львов). Протяженность железных дорог мира в 1913 г достигла 1 млн км. Во время всемирной кри зи 30-х годов прирост железнодорожной сети замедлился, а во многих развитых странах были даже закрыты и демонтированы преимущественно старые линии. В наше время прослеживается тенденция к сокращению протяжнос те железных дорог. Если в 50-х годах XX века в мире она составляла 1320 тыс. км, то в середине 90-х - 1180 тыс. к- 1180 тис. км.

На современном этапе железной функционируют в более чем 140 странах мира. Крупнейшие из них -. Транссибирская (Москва -. Владивосток) - 9332 км,. Трансазийська (Стамбул -. Тегеран -. Дели -. Дакка -. Ситтачонг) - по онад 7 тыс км;. Трансканадська (Принс -. Эдмонтон -. Квебек) - 4,9 тыс. км; трансамериканское (Сан-Паулу -. Ла-Пас -. Антофага-ста) - более 3 тыс. км и иа ін.

Плотность железнодорожной сети, которая измеряется количеством километров железнодорожного пути на 100 км 2 территории, самая высокая в развитых странах. В. Германии, например, она составляет почти 11 км/100 км 2 ,. Японии - более 7 км/100 км 2 ,. США - 1,7 км/100 км 2 , а в. Африке 1 км железнодорожного пути приходится на 300 км 2 ,. Азии - на 200 км поверхности суши. В Украине плотность железнодорожной сети достигает 3,8 км/100 км 2 . Б2 . Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта с целью усиления его значение в формировании туристических пассаж-ропотокив должен развиваться по следующим направлениям 53:

Прокладка высокоскоростных магистралей;

Повышение комфортности вагономисць к гостиничному уровня;

Организация специальных туристических поездов на железнодорожном транспорте

Введение. Супербыстрая поездов с повышенной комфортностью является крайне необходимым мероприятием, чтобы можно было выстоять в конкуренции за современного требовательного ту-риста-путешественника. Первый такой поезд - ветчина ксансен (шар-поезд) построено в. Японии (1964 г.). Средняя скорость его движения достигла 210 км / ч.. В. Европе поезда, которые успешно стали использовать для туристических перевозок, введенные несколько позднее е. Во. Франции поезда со скоростью 200-300 км / ч и повышенной комфортностью функционируют между. Парижем и. Марселем,. Парижем и. Леоном,. Парижем и. Каннами и др.а ін. "Еигивиат" 50-километровый тоннель под. Ла-Маншем - это высокоскоростная магистраль, соединяющая. Париж с. Лондоном за 3 часа. Железнодорожные путешествия традиционно самые популярные и среди немцев, англичан, швейцарцев

За последние годы несколько больше заинтересовались железнодорожным туризмом и американцы. Здесь самые популярные такие маршруты:"Транс-Канада"(десятидобовий переезд из. Ванкувера в. Монреаль через. Виннипег и. Оттаву),"Т. Транс-Америка"(12 суток из. Вашингтона в. Лос-Анджелес через. Чарльстон,. Новый. Орлеан,. Эль-Пасо и др.),"Транс-Атлантика"(с. Манагуа до южной окраины. Южной. Америкиенної окраїни. Південної. Америки).

Для туристических перевозок используют специальные экспрессы в. Австралии, которые соединяют. Сидней с. Перте. Железнодорожные маршруты есть в. Индии,. Индонезии, даже в. Африке, проложенные от. Претории в. Кейптаун на. Этот экзотический маршрут позволяет ознакомиться со всеми африканскими природными зонамми.

В Украине тоже организуют железнодорожные туры: однодневные"снежные поезда","грибные поезда"в. Карпаты, непродолжительные (2-3 суток) - преимущественно для экскурсионно-туристических поездок школьников"Восток -. Запад","Запад -. Восток"Значительно реже устраивают многодневные туры (от 5 днейвують багатоденні турпоїздки (від 5 днів).

На коротких дистанциях, а также на экскурсионных маршрутах, серьезно конкурируют с железнодорожным транспортом автомобильные перевозки. Роль автотранспорта, перевозящего туристов безрейсовимы, но добро отнимы дорогами, очень весомая. Особенно он удобен для перевозки туристов на незначительные расстояния. Правда, в результате прокладки современных дорог - автобанов - радиус выгодности перевозки туристов пост ийно возрастает и может достигать более 1 тыс к. км.

Автомобильный транспорт особую популярность среди туристов мира приобрел в период между двумя мировыми войнами. Этому способствовали не только увеличение количества автомобилей, но и открытие сети заправок, ма айстерень с их ремонта, организованных стоянок. Осуществляли реконструкцию старых и строительство новых дорог. В 1937 г в мире насчитывалось 40 млн автомобилей. За последние 70 лет их количество возр илася почти в 20 раз. Протяженность автодорог достигла около. ЗО млн км, а протяженность автострад, специально строят для скоростного сообщения, также постоянно растет. Например, в. США при общей протяженности автомобильных дорог 6370 тыс. км автострады составляют 73,1 тыс. км,. Японии согласно - 1153 и автострад 53,3 тыс. км,. Франции - 974,0, в том числе автострад - 7,9 тыс. км,. Германии-656, 0 , в том числе автострад 11,1 тыс. км,. Польши - 377 тыс. км, автострад 0,24 тыс. км,. Чехии - 128, в том числе автострад 0,39 тыс. км. В Украине улучшенные дороги составляют свыше 160 тыс кпонад 160 тис. км 54 .

Развивающиеся (Африка,. Центральная и. Южная. Америка, большинство стран. Азии), значительно отстают по протяженности дорог с твердым покрытием от развитых стран, но здесь доминирует автомобильный т транспорт, который успешно используют для перевозки туристов на небольшие расстояния. Наибольшим препятствием для дальнейшего такого применения автомобильного транспорта, в том числе на дальние расстояния, является н едостатня количество современных дорог и высокая стоимость их строительства. Правда, последние годы развивающиеся страны, особое внимание уделяется строительству международных трасс (автобанов). Так, в. Америке сооружается. Панамериканская дорога, которая соединит. Канаду, страны. Центральной. Америки с. Аргентиной и. Чили. Интенсивно строят. Трансамазонську путь сообщения. Бразилии,. Перу,. Колумбии,. Венес уели и других краераїн.

В. Азы развита система дорог, соединяющая. Индию с. Турцией и европейскими странами. В. Африке проложена асфальтная дорога через пустыню. Сахара, которая соединяет. Алжир со странами. Гвинейского залива 55 .

Перспективный проект строительства планового автобана. Лиссабон -. Киев с разветвлением в. Харьков и. Москву, а далее - через. Казахстан,. Монголию до. Китая. Важное значение для перевозки туристов на пол днем??будут меридианные дороги, которые соединят северные страны с побережьем. Средиземного и. Черного морев.

. Автобусный туризм частности международный, является относительно молодым. Он основан в 70-х годах XX ст. После обострения конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - -. Совет"Евролиний"ліній" ("Еиrolines "), которое объединило 33 европейские страны. После подписания. Шенгенского соглашения среднегодовой рост автобусных перевозок составило 1,5% бв. Особенно популярными стали международные туры выходного дня городами. Европы. Автобусотуры продолжаются в течение года, поскольку на его развитие меньше влияют климатические условия

Автобусные перевозки осуществляют и на собственных автобусах туристических фирм, а также на арендованных автобусах в независимых автотранспортных предприятий

Популярными в наше время стали путешествия с использованием личного транспорта, прежде всего в выходные или праздничные дни. Это обычно поездки познавательного характера в историко-культурных памятников или оздор овчо-развлекательные (выезд на природу, в организованных мест отдыха).

Прокат автомобилей очень популярен, в частности в культурно-оздоровительных центрах, где работают автопрокатные конторы. Аренда автомобиля может даже входить в пакет услуг

Одним из самых дешевых способов перевозки пассажиров-туристов специалисты считают водный транспорт, осуществляют с помощью пароходов, паромов, катеров. Очень популярен среди туристов круизный отв починок, спрос на который постоянно растет. В мире круизные компании эксплуатируют сотни пассажирских судов. Основная техническая тенденция последних лет - увеличение размеров кораблей до 2 тыс. и более пас ажирив-круизникииків.

Крупнейший пассажирский лайнер мира - американский Oasis of the Seas («Оазис морей") - может разместить на 16 палубах 2160 членов экипажа и 6630 пассажиров 57 .

Географию морских перевозок пассажиров определяет не сеть путей, как это характерно для автомобильного и железнодорожного транспорта, а расположение портов, морских каналов, задействованных в круизные маршруты. Важнейшими каналами мира является. Суэцкий (длиной 161 км),. Панамский (82 км) и. Кильский (99 км). Всего в мире насчитывается 2 тыс. морских портов. На бассейн. Атлантического океана приходится болеенад 3 / 5 общего количества портов, отличаются также порты бассейна. Тихого океана

Продолжительность круизных путешествий различна: от 7 до 14 дней и более. Специалисты считают, что наиболее популярны однотижневи (около 40% всех круизов). Общепризнанными круизными маршрутами по летней нав вигации в. Европе считают. Средиземноморские и круизы фьордами. Норвежского моря, а зимой -. Карибским морем с посещением океан. Из зимних программ, которые предлагают тур-операторы, пр изняються маршруты:. Япония -. Юго-Восточная. Азия;. Австралия -. Новая. Зеландия. Круизный бизнес на суперсовременных лайнерах имеет все возможности для дальнейшего развитияитку.

Растет массовость воздушного, авиационного транспорта. Благодаря ему сокращаются сроки поездки, растут краткосрочные туры на большие расстояния

Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем ежегодно на авиарейсах перевозят 1500000000 человек. В обслуживании международных воздушных сообщений участвует более 1 тыс. аэропортов 58 популярными авиакомпаниями среди международных пассажиров-туристов считают американские" Delta Airlines","Pan American","United" французский"Air France", немецкий"Lufthansa", британскую"British Airways"и др.

Сеть международных перевозок покрывает все туристические макрорегиона и субрегионы мира и более 150 стран мира

Регулируют авиаперевозки. Международные авиационные организации авторитетная из числа мировых структур авиатранспорта. Международная организация гражданской авиации (/ CAO), которая объединяет 183 государства. Известная и акож. Международная ассоциация воздушного транспортау (ИАТА) . Туристические агентства участвуют в международных авиационных организациях через специальное отделение. Международной организации агентов авиакомпаний, а также через международную организацию гражданских аеропо ортите.

Формы взаимодействия туристических фирм с авиакомпаниями происходят посредством 59:

Бронирование мест и выкупа авиабилетов через агентства авиакомпаний;

Бронирование мест и выкупа авиабилетов через системы бронирования;

Договоров с авиакомпаниями на квоту мест на регулярных авиалиниях;

Заключение агентских соглашений и работы агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

Организации чартерных рейсов для туристических перевозок

Совершив все стадии контракта с авиакомпаниями, тур-агент должен выбрать самый выгодный контракт на туристические перевозки

Спрос на авиатранспорт особенно возрос после внедрения реактивных двигателей в 50-х годах XX ст. Благодаря этому европейцы, американцы могут отдыхать в самых регионах мира, в частности в т туристических центрах. Карибского бассейна,. Средиземноморья, на островах. Тихого,. Индийского океанов, в. Юго-Восточной. Азии,. Австралии и других регионах.

В авиационном транспорте высокими темпами растет использование широкофюзеляжных самолетов, которые специализируются на международных чартерных рейсах и считаются технологической основой современного туризма. В оста. Анне годы в связи с необходимостью экономии топлива и охраны окружающей среды растет популярность самолетов сокращенного и вертикального взлетел, благодаря чему можно будет успешно перевозить турис тов на короткие (даже на однодневных маршрутах и??внутригородских рейсах) и средние дистанции, усилит конкуренцию между авиацией и автотранспортомм.

Среди других инфраструктурных отраслей туризма главное место занимает сувенирное производство, основанное на создании и популяризации художественных образцов и учитывает национальные особенности территории, д где проложены прежде всего международные туристические маршрут.

Туризм - это сфера, которая у большинства людей ассоциируется с новыми впечатлениями, отдыхом и удовольствием. Он прочно вошел в жизнь современного человека, стремящегося изучить неизведанные края, памятники культуры, истории, природы, а также традиции и обычаи разных народов.

На сегодняшний день туризм представляет собой мощную индустрию. Она включает в себя самые разные компоненты. Одним из них является туристская инфраструктура и ее составляющие.

Основное понятие

Туристская инфраструктура - это совокупность гостиниц, транспортных средств, организаций общественного питания и проведения досуга, делового, познавательного, спортивного, оздоровительного и другого назначения. Но обслуживают путешественников не только эти предприятия. К данной категории относятся организации, осуществляющие турагентскую и туроператорскую деятельность. Одним из элементов этой сферы являются фирмы, предлагающие экскурсионные услуги, а также услуги гидов и переводчиков.

В инфраструктуру туристских объектов входят и те организации, деятельность которых напрямую не касается рассматриваемой сферы. Однако в тех местах, куда стремится попасть большое количество путешественников, они предлагают свои услуги и им. В этом перечне находятся автохозяйства, предоставляющие транспорт для экскурсионного обслуживания, предприятия, предлагающие услуги по прокату легковых автомобилей, а также кафе и рестораны, музеи и театры, спортклубы и кинотеатры, зоопарки и казино.

Состав инфраструктуры туризма

Из всех объектов, работа которых связана со сферой обслуживания путешественников, можно выделить два элемента. Первым элементом туристской инфраструктуры является индустрия гостеприимства. Сюда входят предприятия, которые предоставляют услуги по размещению отдыхающих и их питанию.

Второй элемент туристской инфраструктуры представлен трехуровневой системой. Рассмотрим ее подробнее.

На первом уровне этой системы находится производственная инфраструктура. В нее входят действующие здания и сооружения, транспортные сети и системы, которые непосредственно не относятся к продукту данной сферы, но в то же время их наличие необходимо для предоставления услуг путешественникам. Это связь и транспорт, коммунальное хозяйство и энергетика, безопасность, страхование и финансы.

На втором и третьем уровнях туристской инфраструктуры находятся организации и предприятия, деятельность которых непосредственно влияет на формирование конечного турпродукта. Что они представляют собой?

Во второй уровень включены предприятия, которые производят типичные для путешественников продукты. Результатом их деятельности являются товары для отдыха и средства передвижения, сувениры и экскурсионные услуги, организация досуга, выдача виз и т.д.

На третьем уровне находятся предприятия, которые производят нетипичные продукты, а также услуги для данной сферы. Это одежда для туризма и отдыха, косметические средства, фототовары, лекарства. Из услуг выделяют медицинские, парикмахерские, культурно-просветительские.

Таким образом, на первом уровне инфраструктуры туристской отрасли находится группа предприятий первичного турпродукта. На втором и третьем - вторичного.

Основные составляющие

К элементам инфраструктуры туристского рынка относят:

  1. Материальную базу, принадлежащую специализированным субъектам хозяйствования. В их число входят туристические агенты и операторы, экскурсионные бюро и производители, выпускающие товары для данной сферы.
  2. Систему государственных органов, создающих правовую базу туризма, а также контролирующих и регулирующих данную сферу в том или ином регионе. Сюда относятся государственные организации, предприятия и учреждения.
  3. Систему коммерческих и некоммерческих субъектов хозяйствования, функционирование которых осуществляется для развития и поддержки туризма в регионе. В этот перечень входят разнообразные выставки, ярмарки, биржи и т.д.

Основные функции

При рассмотрении понятия туристской инфраструктуры становится очевидным, что она представляет собой одну из частей инфраструктуры всего региона. Находясь в составе этого обширного комплекса, она призвана выполнять ряд определенных функций.

Среди них - обеспечивающая, интеграционная и регулирующая. Что характерно для каждой из них?

  1. Обеспечивающая функция инфраструктуры туристских объектов заключена в создании необходимых условий, способствующих организации обслуживания отдыхающих.
  2. Интеграционная служит для создания и дальнейшего поддержания связей между предприятиями данной сферы, а также для формирования в регионе туристских комплексов.
  3. Регулирующая функция для туристской инфраструктуры является самой важной. С ее помощью создаются новые рабочие места, оказывается влияние на спрос потребителей, развиваются отрасли, которые производят предметы потребления, а также происходит содействие росту финансовых поступлений в бюджет в форме налогов.

В рамках этих функций туристская инфраструктура способствует следующему:

  • упорядочивает и ускоряет товарооборот, остро реагируя на малейшие колебания рынка;
  • обеспечивает взаимные связи между продавцами и покупателями товаров, а также и тех и других с финансовыми компаниями - собственниками денежного капитала;
  • с помощью системы договоров позволяет сформировать деловые отношения на организационно-правовой основе;
  • обеспечивает государственное регулирование с одновременной поддержкой организованного движения турпродукта;
  • осуществляет юридический и финансовый контроль над перемещением финансовых и товарных потоков;
  • оказывает аудиторские, консалтинговые, инновационные, маркетинговые и информационные услуги, используя при этом различные институты инфраструктуры туристического рынка.

Влияние на экономику

Создание и развитие туристской инфраструктуры выгодно для любого государства, ведь данная сфера оказывает непосредственное влияние на экономику страны, в том числе прямое и косвенное. Первое из них представляет собой привлечение средств турпредприятиями за оказанные ими услуги, а также материальное обеспечение людей, занятых в данной сфере, расширение рынка труда, рост налоговых поступлений в бюджет.

Косвенное влияние на экономику страны и региона туристской инфраструктуры заключено в ее мультипликативном эффекте в области межотраслевого взаимодействия. Уровень этого показателя зависит от той доли дохода, которая будет потрачена в границах определенного региона.

Гостиничная индустрия

При создании туристской инфраструктуры невозможно обойти вопрос о размещении путешественников. Без этого оказание услуг в данной сфере становится просто невозможным.

Это основа системы гостеприимства. В нее входят самые разные варианты как индивидуального, так и коллективного размещения отдыхающих. Рассмотрим их разновидности подробнее.

Гостиницы

Эти предприятия являются классическими представителями инфраструктуры туристической сферы. Их отличие от других объектов для временного размещения людей состоит в предоставляемых посетителям номерах. Помимо этого, гостиницы - это предприятия, оказывающие такие обязательные услуги, как ежедневная заправка постелей, уборка жилых помещений и санитарного узла и т.д.

При формировании туристской инфраструктуры принимается во внимание необходимость в таких учреждениях, исходя из которой могут быть созданы как обособленные предприятия, так и целые гостиничные цепи, контролируемые одним руководством и осуществляющие коллективный бизнес.

Специализированные заведения

Помимо гостиниц в туристскую инфраструктуру входят и другие средства размещения путешественников. К ним относят меблированные комнаты и пансионы, а также иные объекты, обладающие номерным фондом и предоставляющие определенные обязательные услуги.

Существуют также специализированные заведения для обслуживания отдыхающих, в которых номеров нет. Исходной единицей для них служит коллективная спальня или жилище. В таких заведениях предоставляется место для ночлега, но при этом функция, касающаяся размещения туристов, не является для них основной. Это оздоровительные учреждения (реабилитационные центры и санатории), общественный транспорт с оборудованными в нем спальными местами (суда, поезда), а также конгресс-центры, проводящие на своей базе конференции, симпозиумы и прочие мероприятия с размещением участников.

В перечень иных коллективных средств туристской инфраструктуры входят комплексы домов, гостиницы квартирного типа, а также бунгало. В них помимо ночевки клиенту предоставляется минимальный перечень услуг.

Индустрия питания

Данная сфера является одной из важнейших составляющих инфраструктуры туризма. Ведь питание - это неотъемлемая часть любого тура.

В зависимости от обслуживания клиентов такие предприятия делятся на:

  • работающие с постоянным контингентом (при гостиницах, санаториях и т.д.);
  • обслуживающие переменный контингент (рестораны населенного пункта).

В систему общественного питания туристской инфраструктуры входят рестораны различной классности, бары, кафе, столовые, пункты самообслуживания и быстрого питания. Все они призваны обеспечить потребности путешественников, прибывших в данный регион.

Виды питания

При составлении договора на оказание туристских услуг в нем обязательно есть указания на наличие завтрака или полупансиона а также полного пансиона (трехразовое питание). Некоторые варианты дорогого обслуживания предусматривают возможность предоставления блюд в любом количестве и в любое время.

Организация досуга

Предприятия питания, входящие в туристскую инфраструктуру, призваны выполнять не только свою непосредственную функцию, касающуюся приготовления блюд. Они также должны предоставлять возможность посетителям развлечься, получив при этом незабываемые впечатления.

Благодаря этому многие туристы предпочитают отправляться в гастрономические и питейные туры, во время которых они знакомятся с национальными кухнями разных стран.

Туроператоры

В туристическом бизнесе существуют фирмы-организаторы перемещений путешественников. Это предприятия-туроператоры и турагенты.

Первые из них являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с формированием, продвижением и реализацией конечного продукта данной сферы. Они формируют туры, составляя упорядоченную и взаимоувязанную по срокам, согласованную по качеству и стоимости последовательность услуг и работ. При этом производится заключение договоров на бронирование мест, их резервирование и предоставление. Туроператоры играют немаловажную роль в туризме, ведь в их задачу входит пакетирование различных услуг.

Турагенты

Данные объекты инфраструктуры туризма - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с продвижением и реализацией конечного продукта рассматриваемой сферы. Такая фирма приобретает разработанные и реализует их потребителю.

При этом к предлагаемому продукту добавляется стоимость проезда от того места, где будет сформирована группа, до первой гостиницы или иного пункта размещения, а также от последней точки маршрута обратно.

Транспортная инфраструктура

Входящие в нее объекты являются одним из составных элементов индустрии туризма. Транспортная туристская инфраструктура представляет собой совокупность транспортных организаций, которые занимаются перевозками путешественников.

Существующая в каждой стране система формируется с использованием следующего:

  • животных - собак, ослов, лошадей, верблюдов, слонов;
  • механических наземных средств - велосипедов, автомобилей, автобусов, поездов;
  • воздушных средств перемещения;
  • водного транспорта - лодок, плотов, морских и речных надводных судов.

Исходя из этапов выполняемой работы выделяют:

  • трансфер, представляющий собой доставку туристов к отелю от вокзала или терминала аэропорта и аналогично назад по окончании тура;
  • перевозки к месту назначения на дальние расстояния;
  • перевозки во время выполнения железнодорожных и автобусных туров;
  • перевозки грузового типа для шопинг-туров.

Стоит отметить, что развитие туризма напрямую зависит от развития транспорта. Оно имеет место, как правило, с появлением более скоростных, комфортабельных и безопасных средств передвижения.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной системы экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы . В экономике туризма И. рассм-ся как совокупность отраслей и видов деят-сти, обслуживающих индустрию туризма , создающих для нее общий фундамент.

Туристская инфраструктура представляет собой комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма. Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма, в составе которой выделено два элемента .

Первый элемент - индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию.

Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему .

Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой - комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика , коммунальное хозяйство , финансы, страхование, безопасность.

Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта. Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т.д.

Являясь частью инфраструктурного комплекса региона, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций.

К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов; интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов. Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Туристская инфраструктура оказывает прямое и косвенное влияние на экономику региона. Прямое влияние - привлечение средств от услуг в турпредприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений. Косвенное влияние заключается в мультипликативном эффекте межотраслевого взаимодействия. Эффект мультипликатора будет тем больше, чем больше будет доля дохода, потраченная в пределах региона.


С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).

Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм.

Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.

Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма и собственно туристов.

Это - и автомобильные и железные дороги, вокзалы и терминалы, системы регулирования дорожного, воздушного, речного и морского движения, системы теплоснабжения, электрические и телефонные сети и другое .

Туристская инфраструктура - это комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, обеспечивающий нормальный доступ туристов к турресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма .

Туристические ресурсы - совокупность природных и антропогенных (экономические, финансовые, культурно-исторические, трудовые, социальные производственные) объектов и явлений, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы ля организации туристической деятельности .

Индустрия туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков .

Помимо этих предприятий обслуживанием туристов занимаются и те организации, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это ренткар-предприятия по прокату легковых автомобилей; автохозяйства, предоставляющие автобусы для экскурсионного обслуживания туристов; таксопарки; рестораны; кафе; индустрия развлечений - спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, зоопарки, казино, выставочные и конгресс-залы и т.д.

Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма, в составе которой выделено два элемента .

Первый элемент - индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию.

Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему.

Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой - комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность .

Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта.

Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т.д. .

Являясь частью инфраструктурного комплекса региона, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций. К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции .

Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов.

Интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов.

Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Туристская индустрия - взаимоувязанная система предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе туризма и достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристские услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма в мире вызвало адекватное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования.

Посреднические услуги туроператоров и туристских агентств,

Услуги перевозок, как трансферта, обслуживания экскурсий, так и дальнемагистральные перевозки всеми видами транспортных средств,

Услуги индустрии гостеприимства (коллективных и индивидуальных средств размещения и питания),

Услуги аттракции, включая туристско-экскурсионные и иные услуги организации досуга и развлечения,

Услуги туристских информационных и гостевых центров,

Прочие особые услуги.

Исходя из этих предпосылок, туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, организаций предоставляющих туристско-экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Таковое определение приведено в ст. 1 федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» (в редакции 1996 г.) .

На настоящем этапе развития, независимо от государственного устройства страны или территории туристского центра, в сфере туризма действуют несколько различных типов предприятий, осуществляющих туристскую деятельность, а именно организаторы туризма (туроператоры и туристские агентства), перевозчики, гостиницы и иные предприятия системы размещения, предприятия общественного питания, аттракции к развлечениям, а также исполнители иных типичных и нетипичных туристских и смежных с ними услуг . К таковым следует отнести предприятия банковской сферы, услуг страхования, охраны, информации и другие. Для специальных видов туризма привлекаются лечебно-оздоровительные учреждения, учреждения системы обучения, спортивные и т. п. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга, осуществляли и предоставляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям.

туристский инфраструктура кузбасс