Дания, остров Эрё. Рай на краю земли. Удивительные острова дании Остров эре дания

Простите мне, друзья, такой банальный заголовок! Но Эрё - это действительно одно из самых красивых мест, где мне удалось побывать в последнее время. Я люблю северную природу и северное море (мы даже в свое свадебное путешествие с мужем ездили на Балтику), но мне часто не хватает времени и силы воли, чтобы отказаться от поездки в Италию или к теплому морю ради визита к холодным, поросшим травой берегам. Словом, Эрё случился со мной очень вовремя и стал настоящим подарком!

1. Эрё - один из немногих датских островов, который не соединен с другими островами мостом, поэтому добираться сюда нужно на пароме. Я плыла из Свеннборга, остров Фюн, гавань которого вы и видите на фото.

2. Вот и паром, настоящая громадина! Я на таких никогда не плавала.

3. Плывет он до Эрё 75 минут, в начале своего пути проходя вот под таким изящным современным мостом, соединяющим Фюн с Лангелланом, о котором я уже рассказывала.

4. На острове живет всего 6.5 тысяч человек, городов три, я побывала в двух - в Марстале и Эрёскобинге. Я с удивлением узнала, что Марсталь был на протяжении веков был одной из крупнейших гаваней Европы, центром кораблестроения. И сейчас в городке с населением - внимание! - 2395 человек работает верфь.

7. В Марстале существует каких-то совершенно невероятных для такого крохотного городка размеров морской музей. Когда я его увидела, этот один, как мне тогда казалось, игрушечный домик с треугольной крышей, я про себя ухмыльнулась, мол, ну и музей! Но когда через полчаса я крутила штурвал в кабине капитана все в том же музее, который занимает, как выяснилось, чуть ли не половину города, я уже не была так категорична.

8. Все то, что может вас заинтересовать в связи с кораблями и их сооружением, есть в музее. Хотите - макеты кораблей и корабли в бутылках, хотите - исторические документы, хотите - картины, а так же части кораблей, морские узлы, обитатели подводного мира, каюты матросов, капитанский мостик, кают-компания! Короче, морской музей в Марстале оказался крупнейшим подобным музеем в северой Европе!

9. Меня совершенно очаровали вот эти пляжные домики на берегу Балтийского моря недалеко от Марсталя. В одном из них мы застали, не поверите, свадебное торжество немецкой пары! Оказалось также, что на Эрё приезжают жениться на иностранках (или иностранцах) граждане Германии, т.к. на острове это сделать куда проще, чем в самой Германии.

11. Не устаю быть благодарной погоде, которая подарила мне такие облака и совершенно потрясающие условия для съемок!

13. Вода в море градусов 20, народ купается!

15. И снова море и пахнущий травами воздух!

16. Почти Тоскана!

18. Фантастическое небо было в тот день!

19. Одно из лучших мест для обеда на острове - ресторан при пивоварне Rise .

20. Вот таким был мой обед: все на одной тарелке, начиная с лосося и заканчивая местным сыром с джемом из ревеня и яблок. Ну и конечно пиво, которого тут варят несколько сортов, и вкусный датский хлеб. Какой потрясающий хлеб в Дании, вы себе не представляете! Я хлеб обожаю, а потому не могла на него не обратить внимание.

22. Обедала я на свежем воздухе, под яблоней, а рядом разгуливало 2 кота-воришки!

23. Гостей просят их не кормить, но этого и не требуется - коты сами себе найдут еду! Вот он, лежит довольный.

24. Благодаря небольшим размерам и практически плоскому рельефу, Эрё - отличное место для поездок на велосипеде. От пивоварни до Эрёскобинга, где и останавливается паром с Фюна, всего около получаса спокойной езды с остановками на съемку.

25. Я вам передать не могу, какое же это удовольствие - катить на велике к морю вдоль этой красоты!

28. А вот и снова море!

29. Еще одни пляжный домик.

30. Датчане просто помешаны на экологии, чем вызывают у меня огромное уважение. На Эрё, например, находится одна из крупнейших в мире солнечных электростанций. Рядом с солнечными батареями идиллически пасутся овцы.

31. А вот и Эрёскобинг, крохотный городок с населением меньше 1000 человек, считающийся самым хорошо сохранившимся маленьким городом Дании. Все в нем ладно, все приятно.

36. Это не декорации, это все на самом деле так!

37. Один у Эрёскобинга недостаток - жителей в городе мало, а потому на улицах непривычно пустынно. Думаю, если попасть сюда в пасмурную погоду, настроение будет совсем другим.

К датским территориям относятся более 400 островов и 7564 километра береговой линии. Находясь в Дании, вы всегда будете в не более чем 48 км от моря. Несмотря на выбранный вами сезон для путешествия в эту страну, зиму или лето, море всегда будет частью картины вашего отдыха, тем более, если вы отправитесь на один из множества датских островов. Каждый из них - своего рода датская жемчужина с уникальной историей, людьми и легендами.

Лесё (Læsø) - остров домов с водорослевыми крышами

Идеальный способ перемещения по песчаным равнинам острова Лесё - лошади. Велосипед также вполне подойдет для того, чтобы нагулять здоровый аппетит перед трапезой, которая будет состоять из морепродуктов острова.

Также можно понаблюдать за процессом добычи соли и насладиться омолаживающими солевыми ваннами в специально переоборудованной для этой цели старинной церкви. Кроме того, можно отправиться наблюдать за тюленями на рыбацкой лодке.

Кровли домов на острове изготавливаются из морской руппии (тип водорослей), которую просушивают и скручивают.

На сегодняшний день лишь немногие дома имеют крышу из водорослей, однако активисты острова возродили ремесло, чтобы дать новую жизнь этой старинной традиции.


Самсё (Samsø) - эко-остров Дании

Остров Самсё официально признан местом с нулевым выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Вся энергия на острове вырабатывается лишь ветром и солнцем. На острове есть своя академия энергетики, где местные жители делятся с посетителями своим опытом относительно того, как так называемые «зеленые» инициативы превратили их остров, славящийся своими яблоками и овощами, в эко-лабораторию энергетики будущего.


Эрё (Ærø) - сельский быт и фермерство

Известный своим органическим фермерством, песчаными пляжами и коттеджами B&B остров Эрё - одно из самых популярных направлений островного отдыха и велосипедных туров на архипелаге.

Его главный город Эрёскёбинг получил в 2002 году награду Europa Nostra Award за сохранение своего уникального наследия.

Эрё - это независимая территориальная единица с весьма дружелюбной для приезжих политикой. Посетители могут арендовать электромобиль в туристическом агентстве в Эрёскёбинге. Остров также предлагает бесплатный wifi в портовых городах.


Борнхольм и Эртхольмен

Датский скалистый архипелаг в Балтийском море предоставляет возможность посетить островное сообщество с историческими городами, уникальными кулинарными особенностями и вдохновляющей традицией приверженности к искусству и ремеслу.

С его скалистыми берегами, песчаными пляжами, лесами и сельскими угодьями остров Борнхольм - отличное место для каякинга, велоотдыха и пеших прогулок.

До сих пор официально принадлежащие датскому морскому флоту острова Кристиансё и Фредериксё (также называемые Эртхольмен) растянулись вдоль 400-летней военно-морской гавани.

Острова можно посетить в ходе однодневной поездки или же остаться в местной гостинице Christiansø Gæstgiveri и провести уникальный вечер на историческом архипелаге, обитаемом всего 94 жителями.


Лиллеё, Файё, Вейрё и Фемё - небольшой архипелаг

Для большинства датчан это далеко не секрет - маленькие острова Лиллеё, Файё, Вейрё и Фемё находятся далеко от «большой дороги» и поэтому малоизвестны туристам.

Острова славятся своим органическим яблочным соком и сидром, а на острове Лиллеё ресторан Noma, неоднократно признававшийся лучшим в мире, имеет свой собственный виноградник.

На острове Файё можно остановиться на органической ферме или же просто отведать ее сидра в специальном бутике. Фемё - наиболее крупный из островов. Ежегодно он принимает международный фестиваль джаза (31 июля - 5 августа).


Фанё - традиции и наследие в Национальном парке Ваттового моря

Окруженная песчаными дюнами и открытой природой Сендерхо на острове Фанё (в Национальном парке Ваттового моря) - одна из самых очаровательных деревень Дании с богатой мореходной историей.

Ее 300-летняя гостиница Sønderho Krо подает местную морскую еду. Кроме того, рекомендуем попробовать местное пиво, в частности Fanø Rav - светлое пиво «сухое и ароматное как местный юмор», по словам производителя.

Эре (Ærø) – небольшой остров в 200 км от Копенгагена. Он известен тем, что здесь находится самый фотографируемый в Дании дом и одна из самых крупных в мире солнечных электростанций.

А осенью здесь можно наблюдать феномен «черного солнца», когда тысячи мелких птиц почему-то сбиваются в огромные шаровидные стаи. С большой землей остров мостами не соединен, и добраться сюда можно лишь на пароме, который ходит несколько раз в день.

Остров знаменит прежде всего как музей под открытым небом, что и привлекает сюда тысячи туристов ежегодно. Здесь, в городке Ærøskøbing, хорошо сохранились дома и улицы XVIII века – строгие законы не разрешают владельцам изменять облик старых домов.

Самый старый дом , сохранившийся в Ærøskøbing, - 1645 года постройки. Этот городок очень старый – в 1250 году он уже был известен, как центр морской торговли. Сейчас в нем живет около 1 тысячи человек. По датским меркам - глубинка, депрессивный район: молодежь уезжает учиться и работать в Копенгаген, так что здесь не редко можно увидеть объявления «Дом на продажу». А жилье на острове покупает творческая элита – художники, писатели, артисты и др.

Наш гид, 60-летний Кристофер , преподаватель cкандинавcкой культуры, то и дело останавливается, показывая то окна, открывающиеся из центра, то дверной замок с огромной замочной скважиной, и напоминает, что планировка города сохранилась с феодальных времен – люди жили кучно в городе, а земельные наделы были вокруг поселения.

Из почти 7 тысяч жителей острова большинство работает в сфере туризма, а также на небольшой судостроительной верфи в Marstal, столице острова с населением 2500 человек. Marstal более молодой городок, он был основан в 16 веке.

В старых домах на острове не занавешивают окна даже вечером. И гуляя по узким улочкам Ærøskøbing или Marstal, даже не знаешь, как себя вести – ты словно в гостях. Вот хозяин развалился на диване и смотрит футбол на большом экране. Вот стол накрыт и слышно щебетание гостей. Вот в пустой гостиной стоит Apple, а рядом чашечка кофе… Во всех домах – не роскошь, но достаток.

На Ærø умудрились сохранить и традиции. Например, на многих окнах в Ærøskøbing до сих пор можно увидеть скульптуры собачек. Если они мордочками на улицу, то хозяин в море и хозяйка ждет гостей. И наоборот – если мордочки смотрят внутрь дома, то хозяин вернулся из плаванья и хозяйке не до гостей. За 5 дней пребывания на острове я насчитала около 30 таких скульптурок.

Еще один символ Ærø – крошечные, 2x3 м, разноцветные домики на берегу. В них отдыхают, любуясь на море, и прячутся от пронизывающего ветра. Стоит такой домик 50 тыс. евро. Это очень дорого для такой постройки, но покупают – ради престижа. В других регионах Дании тоже есть подобные домики, но выглядят они иначе, нигде не видела таких разноцветных.

Я была на Ærø в начале октября, как раз в это время здесь можно наблюдать феномен black sun. Тысячи скворцов летят из Скандинавии на юг на зимовку и по дороге они останавливаются на ночлег на Ærø и соседних островах, а также в Южной Ютландии (Дания) и в Северной Германии. И когда они выбирают место для ночлега, то плотно сбиваются в стаи, образуя порой живые шары. Один такой шар удалось увидеть и мне, правда, вдалеке. В Южной Ютландии турфирмы в это время предлагают экскурсии, где птиц можно увидеть поближе и пофотографировать.

Где жить и что есть

Ærøskøbing

Ærøskøbing – обязателен для посещения . Здесь есть 6-7 отелей и гастхаусов, цены за 2х местный номер в среднем 80 евро в сутки. Есть несколько кафе и ресторанов, закрываются не в сезон рано. В гавани, куда прибывает паром, есть супермаркет с достаточно разнообразным ассортиментом, здесь же на площади ларек с фаст-фудом и мороженым. В городе круглый год работают несколько сувенирных лавок.

Стоит посетить Ærø Museum на Brogade 3 -5, а также частный музей Flaske Peter (корабликов в бутылке) на Smedegade 22, в этом же задании небольшой медицинский музеи (воссоздает интерьер местной больницы прошлого века).

Разноцветные береговые домики можно увидеть, пройдя из центра города на северо-запад – по направлению к Vestre Strandvej . Здесь их несколько десятков, это символ острова.

Туристическое информационное бюро находится в гавани, работает ежедневно с 9-16, в выходные закрыто. На острове нет больницы, в экстренных случаях больного доставляют в необходимую больницу на вертолете, который дежурит круглосуточно.

Сколько времени провести в Ærøskøbing – зависит от ваших интересов и возможностей. На беглый осмотр города хватит двух-трех часов. Я провела здесь пять дней, встречала рассветы и закаты, гуляла по берегу и много фотографировала. Это самое интересное и необычное место Дании, которое не удалось посмотреть (говорят, нечто подобное можно ощутить и в Рибе, но мне туда пока попасть не удалось).

Marstal

В Marstal стоит поехать, если вы приехали не на один день. Добраться из Ærøskøbing (8 км) можно на автобусе, но ходят они не часто. Здесь есть несколько кафе, ресторан, супермаркет. Стоит посетить музей истории города, а также , она находится на окраине города. В центре сохранилось много старых домов.

Как добраться до Эре (Ærø)

Из Копенгагена до Оденсе на поезде, затем на поезде или автобусе до Svendborg (Свендборг). Из Svendborg идут паромы до Ærøskøbing (Эроскобинг), время в пути – 75 мин. Стоимость в один конец 118 датских кроны (около 650 руб), в оба конца – 184 (около 1 тыс. руб).

Билеты на паром можно купить он-лайн, в кассе или прямо на борту. Ходят паромы 5 раз в день – в 10-15, 13-15, 16-15, 19-15 и 22-30 (расписание нужно уточнять). На пароме можно поесть и выпить кофе, билеты продаются без мест.

Также можно добраться до Ærøskøbing на пароме из Rudkøbing (время в пути - 60 мин), а в Søby из Faaborg (60 мин) и из немецкого города Fynshav (70 мин). Из Søby нужно добраться до Ærøskøbing, транспортное сообщение на острове не очень хорошее.

На этой улице города Ærøskøbing находится самый фотографируемый в Дании дом (на фото - слева).

Велосипеды здесь встречаются, но не так часто, как в Копенгагене.

Это окно - одно из самых старых, оно открывается из центра.

Впрочем, все окна в Ærøskøbing - своего рода достопримечательность.

Впрочем, как и двери...

Даже водосточные трубы здесь очень красочные.

Домики - словно из сказок Андерсена..

Собачки-статуэтки смотрят на улицу, значит хозяйка ждет гостей.

Хозяин дома, так что хозяйке не до гостей.

Перестройка домов запрещена, но разрешено проделывать окна определенного размера на крыше.

В начале октября на острове очень красиво.

Ветра здесь постоянно, поэтому считается престижным иметь на берегу свой крошечный домик.

Вот такой миниатюрный домик стоит около 50 тысяч евро. Плата не за комфорт, а за престиж.

И в береговых домиках окна - как витрины в музее.

У каждого домика своя геометрия, своя расцветка.

Почти у каждой входной двери на острове - цветы в вазоне.

В Ærøskøbing есть очень интересный музей корабликов в бутылке, здесь их несколько тысяч.

Наш гид Кристофер объясняет, как делаются парусники в бутылке.

Больничный музей - не для слабонервных. Он воссоздает интерьер местной больницы прошлого века.

В Ærøskøbing много художествнных и сувенирных лавок.

Вечером в окнах горит свет, но шторы не задернуты.


Свет лампы падал на старую морскую карту. Сетка широт и меридианов покрывала тысячи островов. Тоненькие линии глубин огибали извилистые берега Финского и Рижского заливов. Моонзунд, Аренсбург, Гапсаль, Пернов — эти старые названия когда-то не сходили с телеграфных лент Главных морских штабов. Красные и синие стрелы маршрутов линкоров и крейсеров, миноносцев и тральщиков пролегали по балтийским волнам рядом с островами. И всегда эти маршруты старательно обходили, очерченные аккуратным штабистом сектора — зоны обстрела береговых батарей.

Остров Эзель. Мыс Церель. Здесь в Первую мировую войну на батарее №43 были установлены четыре 305/52 открытые артустановки. Батарея стала последним опорным пунктом, защищавшим вход в Ирбенский пролив. Сегодня на батарее остались только бетонные основания орудий. Пушки были демонтированы в 20-х годах.

Остров Даго. Мыс Тахкуна. Четыре, таких же как на Цереле пушки стояли на Тахкуна на батарее №39 в Первую мировую. Сегодня пушек нет. Пушки Тахконской батареи сняли в начале 20-х годов.

305/52 открытые береговые артустановки были установлены также на фортах Алексеевский (Красная Горка) и Николаевский (Ино) для защиты Санкт-Петербурга от нападения с моря. Сегодня на обоих фортах орудий нет, все порезано на металлолом. Где же сегодня можно увидеть эти грозные пушки, которые составляли основу береговой обороны Империи.

Снова обращаемся к старой морской карте. Остров Даго и полуостров Ханко. Передовая позиция Балтфлота. Самый большой круг сектора обстрела имеет своим центром маленькую точку на карте — остров Эре. Здесь в 1916 году вступила в строй батарея №60, состоящая из 4-ех 305/52 открытых артустановок. Как сложилась судьба пушек Эрской батареи?

В 7 утра мы снова встретились с Ове Энквистом на набережной в Хельсинки. На это раз наш путь лежал на полуостров Ханко. Два часа дорога бежала между гранитных скал, окутанных утренним туманом. К девяти часам приехали на Ханко. Точно в девять пришел военный катер и мы отправились в морское путешествие.

Катер быстро мчался по балтийским волнам. Мимо проскакивали многочисленные острова и островки. Совсем юный капитан катера внимательно всматривался в море, отыскивая вешки на извилистом фарватере. Гранитные острова или покрыты лесом, или только чайки сидят на голых камнях. Иногда катер проходит совсем близко от подводных рифов, гребешки волн перекатываются через еле заметные камни. Через час среди множества маленьких островов появляется большой зеленый остров. Что ж, думаю, пушки были очень большие, следовательно и остров должен быть побольше. Это остров Эре.

Катер сбавляет скорость и медленно входит в небольшую тихую бухту. Первое впечатление такое, как будто начинаешь снова читать роман Жюля Верна «Таинственный остров». Швартуемся к островному причалу. Лейтенант на пирсе встречает столь нечастых здесь гостей и приглашает в машину. Едем несколько минут и въезжаем в небольшой военный городок. Энквист рассказывает, что эти дома построили русские солдаты в 1916 году. Однако, неплохо здесь 90 лет содержат казарменный жилой фонд. Несколько домиков, чистенькие газоны, стойка для велосипедов, чувствуеся налаженный военный быт гарнизона острова. Нас проводят в столовую, предлагают завтрак, кофе и чай. Группа солдат прибывает на завтрак, каждый сам себе накладывает еду, рассаживаются тихо и дисциплинировано, все как в обычной солдатской столовой, только в углу помещения стоит старинная шведская пушка.

После завтрака едем на батарею. Оказывается, она находится буквально рядом с военным городком. Дорога идет в гору, появляется бетонный артблок и, вот они — пушки острова Эре!

Первый заказ на открытые береговые 305/52 артустановки Петербургский Металлическом завод получил в 1910 году. Проектированием установок руководил А.Г. Дукельский — талантливый инженер, «русский Крупп», как называли его газеты того времени. Первоначально было изготовлено восемь таких установок для Кронштадтской крепости: четыре для форта Алексеевский (Красная Горка) и четыре для форта Николаевский (Ино). За большую высоту и характерные очертания русские артиллеристы называли 305/52 открытые артустановки «журавлями».

Мощь и гроза! Высокие, с длинными стволами, с тонкой задней опорой направляющих механизмов подачи снарядов — действительно эти артустановки чем-то напоминали журавлей. Сегодня установки скорее можно назвать закрытыми. Сверху они накрыты бронелистами, вокруг позиции сооружена бетонная стена с крышей. Через бронедверь заходим внутрь. Огромная клепаная станина, болты основания, рельсы для тележек подвоза снарядов — все как на старинных фотографиях. В отличии от башенных артустановок здесь все операции заряжания и наведения производились вручную. На всех приводах большие ручки с захватами для двух человек, цепные передачи и шестерни. Особенно выделяется громадная шестерня привода вертикальной наводки. На верхней площадке, у самого орудия, тоже все делалось вручную. Пробую крутить большой штурвал привода закрытия замка. Замок орудия медленно, но легко поворачивается, хотя весит около двух тонн. Вылезаем наверх, на крышу артблока. Сергей делает много фотографий, я обхожу артблок. На втором фундаменте орудие отсутствует, только толстые болты торчат из бетона. Тоже и на втором артблоке. На острове Эре сегодня остались две 305-мм пушки, последние из двадцати открытых артустановок установленных на Балтике в годы Первой мировой войны.

В январе 1915 года комендант морской крепости Петра Великого Герасимов получил приказ командующего флотом Н.О. фон Эссена начать строительство бетонных оснований для американских 234/50 пушек на острове Эре.

На остров прибыли русские инженеры, сотни солдат и финские рабочие. Спешными темпами приступили к сооружению четырехорудийной 9,5 дюймовой батареи. В сентябре 1915 года скальные работы на батарее № 60 были закончены. Однако вскоре выяснилось, что вместо американских 234/50 орудий сюда поступят 305/52 одноорудийные установки на центральном штыре. Потребовалось внести изменения в проект, к счастью, объем переделок был незначителен.

В первую очередь сооружались фундаменты 305-мм орудий, чтобы быстрее дать фронт работ специалистам Петроградского Металлического завода для монтажа артустановок. Когда фундаменты были готовы, перешли к строительству бетонных артблоков, где размещались погреба боезапаса, укрытия для личного состава и помещения служб батареи. Всего строилось два артблока, в каждом из которых располагалось две позиции 305-мм открытых артустановок. Артблоки отстояли друг от друга на расстоянии около 100 метров. Уже к началу навигации 1916 года батарея № 60 из четырех 305/52 орудий вступила в строй. При дальности стрельбы 140 кб. (против 98 кб. у 234/50) ее значение возросло и стало возможным создание передовой позиции).

Одновременно на острове Эре возводились еще две береговые батареи орудий меньших калибров. На южном, скалистом берегу острова — батарея №61, состоящая их четырех 152-мм орудий Кане, на северо-западном побережье Эре, в лесу — батарея №59, четыре орудия калибром 120-мм. 305-мм батарея №60 острова Эре (Эрская батарея) и 305-мм батарея №39 острова Даго (Тахконская батарея) стали главными пунктами Передовой минно-артиллерийской позиции Балтийского флота (Амирханов).

После осмотра позиций 60-й батареи, едем на машине на юг острова Эре. Лес заканчивается, вокруг только серые скалы. У самого моря позиции 61-й батареи. Сразу даже не заметишь орудийные дворики, сложенные из гранитных камней, настолько они естественно встроены в окружающую местность. Также из камней сложены стеллажи для снарядов, укрытия для личного состава. Кое-где, внутри каменных блиндажей, видны старые бревенчатые срубы. Одинаковый серый гранитный пейзаж вокруг, ни деревца, маленькие острова слева по горизонту, и чистое, бескрайнее Балтийское море впереди. Таким же его видели артиллеристы, которые несли здесь службу почти 90 лет назад. Дни, месяцы, годы, постоянного наблюдения за морем, тренировки прислуги орудий, без радио и газет, единственная связь с гарнизоном, наверное, полевой телефон. Служба в береговой артиллерии всегда была трудная и ответственная!

Машина едет на другую оконечность острова, на север. Останавливается в глухом лесу, идем по скользкой, покрытой мхом, тропинке. Впереди груды камней. Что это? Позиции! Полностью сохранившиеся позиции 59-й батареи! Четыре 120-мм орудия были установлены на временные деревянные основания. За 90 лет верхние два ряда бревен истлели и обнажили ряжевую клеть основания позиции. Бревна исчезли, но болты, которыми они скреплялись, остались на месте. Я искал эти болты по всем эстонским островам, по всем позициям времен Первой мировой войны на Эзеле и Даго, но там каждая железка с батарей уже давно исчезла на местных хуторах. Теперь понятно, как русские инженеры строили временные позиции береговых батарей. Это дает возможность осуществить давно задуманный проект — построить на острове Хийумаа у пристани Лехтма деревянное основание 152-мм пушки Кане. Как много можно узнать, попав на остров, расположенный в 80 км от острова Хийумаа!

Весной 1918 года русские покинули остров Эре. Считается, что орудия были приведены в негодность. Остров какое-то время был бесхозным, оборудование и материалы расстаскивались. Однако вскоре Эре был взят под опеку финским Государственным управлением военными трофеями. Государство выплатило компенсации жителям острова за отчуждаемые земли и с тех пор и до наших дней на Эре располагаются финские военные.

В 20-е годы 305-мм орудия восстановили (очевидно повреждения были невелики) и ввели с состав береговой обороны Финляндии. Открытые установки финны сразу доработали: верхние плошадки закрыли легкой броней, чтобы защитить личный состав от осколков и от сильно переменчивой островной погоды. В 30-е годы два орудия Эрской батареи были демонтированы (по одному с каждого артблока), перевезены и установлены на вновь построенные позиции на мысе Ристиниеми (мыс Крестовый). В 1940 году финны с тех позиций ушли, предварительно все основательно взорвав.

Эрские пушки продолжали нести свою службу на острове вплоть до конца 50-х годов. В 1958 году батарея провела последние учебные стрельбы. Балтийское море было объявлено морем мира. В это время разоружалась вся Балтика. Польша сняла свои батареи из районов Гдыни и Гданьска. СССР демонтировал все (!) батареи на Моонзундских островах, часть батарей Таллинна, Крондтштата, Лиепаи и зоны обороны Ибренского пролива. Советские пушки порезали на металллом и отправили в переплавку на лиепайский завод «Красный металург» (Sarkanais metalurgs). Финны, однако, не торопились резать свои пушки. Орудия были сохранены, законсервированы и до сегодняшнего дня находятся в исправном состоянии.

Машина возвращается в военный городок. Гостей снова угощают кофе и чаем со вкусным пирогом, испеченным в солдатской столовой. Финский лейтенант приносит альбом старых и новых фотографий, рассказывающих о жизни островного гарнизона. Как во всяком маленьком городке здесь бережно хранять все, что связано с историей своего края. На прощанье передаю для библиотеки гарнизона острова Эре книгу «Батареи Моонзунда» с вкладышем, где переведены на английский язык все подписи под иллюстрациями. Прощаемся с гостеприимным гарнизоном острова. Жизнь Военного Человека подчинена долгу и службе. Искренне желаю им успешной службы на маленьком отдаленном острове, таком же острове, где прошло мое детство, среди матросов-артиллеристов, пушек и каменистых морских берегов.

А на мысе Церель и на мысе Тахкуна для привлечения туристов, когда-нибудь, придется построить реплики, примерные копии 305-мм орудий. Хорошо, что пока есть откуда копировать — с «журавлей» острова Эре.

Юрий Мелконов
Рига — Таллинн — Хельсинки
Август 2004 года
Фото Сергей Мелконов


Простите мне, друзья, такой банальный заголовок! Но Эрё - это действительно одно из самых красивых мест, где мне удалось побывать в последнее время. Я люблю северную природу и северное море (мы даже в свое свадебное путешествие с мужем ездили на Балтику), но мне часто не хватает времени и силы воли, чтобы отказаться от поездки в Италию или к теплому морю ради визита к холодным, поросшим травой берегам. Словом, Эрё случился со мной очень вовремя и стал настоящим подарком!

1. Эрё - один из немногих датских островов, который не соединен с другими островами мостом, поэтому добираться сюда нужно на пароме. Я плыла из Свеннборга, остров Фюн, гавань которого вы и видите на фото.

2. Вот и паром, настоящая громадина! Я на таких никогда не плавала.

3. Плывет он до Эрё 75 минут, в начале своего пути проходя вот под таким изящным современным мостом, соединяющим Фюн с Лангелланом, о котором я уже рассказывала.

4. На острове живет всего 6.5 тысяч человек, городов три, я побывала в двух - в Марстале и Эрёскобинге. Я с удивлением узнала, что Марсталь был на протяжении веков был одной из крупнейших гаваней Европы, центром кораблестроения. И сейчас в городке с населением - внимание! - 2395 человек работает верфь.

7. В Марстале существует каких-то совершенно невероятных для такого крохотного городка размеров морской музей. Когда я его увидела, этот один, как мне тогда казалось, игрушечный домик с треугольной крышей, я про себя ухмыльнулась, мол, ну и музей! Но когда через полчаса я крутила штурвал в кабине капитана все в том же музее, который занимает, как выяснилось, чуть ли не половину города, я уже не была так категорична.

8. Все то, что может вас заинтересовать в связи с кораблями и их сооружением, есть в музее. Хотите - макеты кораблей и корабли в бутылках, хотите - исторические документы, хотите - картины, а так же части кораблей, морские узлы, обитатели подводного мира, каюты матросов, капитанский мостик, кают-компания! Короче, морской музей в Марстале оказался крупнейшим подобным музеем в северой Европе!

9. Меня совершенно очаровали вот эти пляжные домики на берегу Балтийского моря недалеко от Марсталя. В одном из них мы застали, не поверите, свадебное торжество немецкой пары! Оказалось также, что на Эрё приезжают жениться на иностранках (или иностранцах) граждане Германии, т.к. на острове это сделать куда проще, чем в самой Германии.

11. Не устаю быть благодарной погоде, которая подарила мне такие облака и совершенно потрясающие условия для съемок!

13. Вода в море градусов 20, народ купается!

15. И снова море и пахнущий травами воздух!

16. Почти Тоскана!

18. Фантастическое небо было в тот день!

19. Одно из лучших мест для обеда на острове - ресторан при пивоварне Rise .

20. Вот таким был мой обед: все на одной тарелке, начиная с лосося и заканчивая местным сыром с джемом из ревеня и яблок. Ну и конечно пиво, которого тут варят несколько сортов, и вкусный датский хлеб. Какой потрясающий хлеб в Дании, вы себе не представляете! Я хлеб обожаю, а потому не могла на него не обратить внимание.

22. Обедала я на свежем воздухе, под яблоней, а рядом разгуливало 2 кота-воришки!

23. Гостей просят их не кормить, но этого и не требуется - коты сами себе найдут еду! Вот он, лежит довольный.

24. Благодаря небольшим размерам и практически плоскому рельефу, Эрё - отличное место для поездок на велосипеде. От пивоварни до Эрёскобинга, где и останавливается паром с Фюна, всего около получаса спокойной езды с остановками на съемку.

25. Я вам передать не могу, какое же это удовольствие - катить на велике к морю вдоль этой красоты!

28. А вот и снова море!

29. Еще одни пляжный домик.

30. Датчане просто помешаны на экологии, чем вызывают у меня огромное уважение. На Эрё, например, находится одна из крупнейших в мире солнечных электростанций. Рядом с солнечными батареями идиллически пасутся овцы.

31. А вот и Эрёскобинг, крохотный городок с населением меньше 1000 человек, считающийся самым хорошо сохранившимся маленьким городом Дании. Все в нем ладно, все приятно.

36. Это не декорации, это все на самом деле так!

37. Один у Эрёскобинга недостаток - жителей в городе мало, а потому на улицах непривычно пустынно. Думаю, если попасть сюда в пасмурную погоду, настроение будет совсем другим.