Фрирайд как увлечение, работа и спорт: интервью с Григорием Корнеевым. Что, прежде всего, для тебя «горные лыжи»? Что ты испытываешь, когда джибишь по перилам, участвуешь в соревнованиях или прокладываешь новую линию в больших горах

«Я должен выступить так, чтобы все пришли в ужас»

Фрирайдер Иван Малахов, единственный представитель России, сражающийся за звание чемпиона мира, вдохновенно рассказал о своём виде спорта.

Фрирайд – это безумие в его чистом виде. Занятие для сумасшедших. Спортсмены на огромных скоростях спускаются по девственным склонам гор, выполняя при этом всевозможные трюки. Может, они не хотят жить? А вот это вряд ли. По крайней мере, россиянин Иван Малахов, сражающийся за место на подиуме в Мировом туре Swatch Freeride World Tour 2016, оказался невероятно жизнерадостным и полностью вменяемым парнем. Прямо с Аляски он рассказал корреспонденту «Чемпионата», где в Смоленске найти горы, как ремонтировать пластиковые лыжи с помощью целлофановых пакетов, что нужно знать, чтобы спастись от лавины, и зачем нужно заставлять всех окружающих испытывать неподдельный ужас.

«Заливал лыжи жжёными пробками от шампанского»

– Иван, вы родом из Смоленска – вокруг нет высоких гор на сотни километров. И как же так получилось, что вы стали одним из лучших фрирайдеров мира?
– Начну с того, я на беговых лыжах катался со склонов местных холмов лет с шести. То есть горнолыжником, сам того не зная, стал ещё до того, как впервые увидел настоящие горные лыжи. Это было довольно странно. Что-то было внутри меня такое, из-за чего горнолыжные спуски меня всегда к себе влекли. Мне даже снилось, что в Смоленске есть какие-то необычные горы, крутые склоны. Гор я всё-таки не нашёл, но зато обнаружил в лесопарке довольно большую горку, на которой и катался.

Когда поворачивать становилось невозможно, брал целлофановые пакеты или пробки от шампанского и образовавшиеся в лыжах дыры заливал жжёным пластиком.

– И это всё ещё на беговых лыжах?
– Да. Когда я пришёл к тому, что стал прыгать дропы, лыжи стали ломаться. На горные я встал потому, что они не ломаются. Поначалу мне не понравилось: на беговых лыжах удобнее было, но потом осознал, что это даёт мне больше возможностей. В итоге начал работать над горнолыжной техникой. Выходит, катаюсь на горных лыжах с 16 лет – а это очень поздно. В этом возрасте горнолыжники, понимающие, что у них нет перспектив, уже заканчивают карьеру, поскольку понимают, что уже не будут чемпионами.

– Наверняка до сих пор помните свои первые лыжи?
– Конечно. У меня были очень старые болгарские лыжи, на которых катался года три, назывались «Младость». Я так много на них катался, что пластиковый «скользяк» в районе кантов просто стёрся. Когда поворачивать становилось невозможно, брал целлофановые пакеты или пробки от шампанского и образовавшиеся дыры заливал жжёным пластиком. Хватало его ненадолго, он крошился, выпадал, так что делать это приходилось почти каждый день. Так и катался – вечером заливал пластик, парафинил лыжи, а на следующий день шёл на склон.

– Горнолыжной технике вы обучались самостоятельно?
– Меня никогда не учил тренер. Просто дал пару советов – и на этом всё закончилось. Но, конечно, нельзя говорить, что я сам родил горнолыжную технику – смотрел по сторонам, пробовал повторить. У нас был горнолыжный клуб, была возможность кататься на горе с подъёмником, и это был главный стимул учиться. Я пользовался теми возможностями, которые у меня были, строил там сам себе трамплины, прыгал с них. В будние дни подъёмник не работал и я ходил по другим горам – пешком без разницы, где подниматься, так что выбирал склоны покруче. А потом понял, что в полёте можно какие-то трюки придумывать. Стал пробовать – и начало получаться.

– Родители не беспокоились, что вы себе шею могли сломать?
– Родители особо за меня не переживали: приглашал их на горку, они раз в год приходили посмотреть на полчаса – вот и всё. Поэтому разрешения у них не спрашивал. А вообще, к тому моменту, как начал делать трюки, прыгал по прямой много лет. Была выстроенная последовательность обучения. Сначала у меня было хорошее ОФП, потом годы горнолыжной техники, потом прямые прыжки, а в конце концов – трюки. Обычно люди получают травмы, когда перепрыгивают какие-то ступени. Современные горнолыжники иногда покупают лыжи для фристайла, идут и прыгают трюки, не умея толком кататься. Конечно, у них и риск травматизма выше.

«На велосипеде перетирал подшипники в колёсах»

– Летом местные склоны вас не отпускали? Отсюда и навыки велотриала, в котором вы тоже добились немалых успехов?
– Я всегда всё делал от души, для себя. И на велосипеде тоже очень любил кататься. Катался так много, что просто перетирал подшипники в колёсах. У меня ломался руль, рама – всё что угодно. И горным велосипедистом тоже стал, сам об этом не подозревая.

– Полагаю, навороченного горного велосипеда у вас тоже не было?
– Да, велосипед у меня был самый дешёвый – дорожный, советский, что-то типа «Минска». Мне с ним немного папа помогал, который работал на станции туристов. Мог отремонтировать что-то, заменить деталь, да и меня этому немного научил. А горные велосипеды, которые появлялись в 90-х годах, – это была для меня мечта.

– Трюки на велосипеде осваивали самостоятельно, как и горные лыжи?
– Об этом стоит рассказать подробнее. В 1997 году увидел, как один мальчик, когда подпрыгивает на велосипеде, как-то хитро давит на педали. Это называется банни-хоп, как я потом узнал. Стал осваивать этот элемент, на заднем колесе ездить – циркач такой! И только потом узнал из журнала, что преодоление препятствий на велосипеде называется велотриалом. Как-то мои упражнения увидела пара подростков. Объяснил им, что это, научил кое-чему. И эти мальчики взяли велосипед «Десна», заварили крепление, где он должен складываться и которое постоянно ломалось, приварили перекладину на раму, поставили прямой руль, как на горном велосипеде. И постепенно начали прыгать лучше меня. Один из этих мальчиков – Дмитрий Вавилкин – впоследствии стал участником Кубков России по триалу, способствовал проведению чемпионатов России в Смоленске. Любопытно, что я так повлиял на чужую жизнь.

– А вы не пробовали заниматься организационной деятельностью, собирать людей вместе, может, тренировать кого-нибудь?
– Пробовал. Основал смоленский экстрим-клуб, пытался развивать это движение, находить на это деньги. Мы сами варили перила, железные трамплины. Я думал, что это всё даст какой-то толчок, но в итоге всё шло очень туго. У меня даже была мечта горнолыжный склон в Смоленске построить. Но я по сути был ребёнком, и возможностей не было. А потом сосредоточился на своих собственных делах.

«Спуск – это выжимка всех ожиданий, переживаний и подготовки»

– Фрирайд как вид спорта ассоциируется с абсолютной свободой на горе. Так ли это на самом деле или ощущение обманчиво?
– Начну с того, что современный фристайл и фрирайд судить очень трудно. В спорте высших достижений очень трудно выделиться: уровень лыжников очень близкий. И победитель определяется по мелким, формальным признакам. Спортсмены, которые участвуют во фрирайде, стараются понять, что может понравиться судьям, и пытаются это сделать в рамках своего стиля катания и возможностей. Фрирайд – это, конечно, полная свобода. Но если ты просто съедешь по прямой с горы, то займёшь 15-е место. Ты должен набирать сложность, делать что-то такое, что, возможно, тебе не нравится.

– В чём состоят ваши сильные и слабые стороны?
– Я могу прыгать очень большие дропы и очень быстро ездить – и использую это преимущество. Другие лыжники ездят медленнее, но они прыгают трюки – так можно занять призовые места. От этапа к этапу критерии победы могут меняться. Например, на последних двух стартах первые места занимали лыжники, делающие трюки. А те, кто их не делал, вроде меня, остались в проигрыше. Но это моя проблема. Значит, я не сделал ничего такого страшного, чтобы быть лучше парней с трюками.

– Приходится ли на склоне бороться самому с собой, со своими страхами?
– Конечно, постоянно приходится себя переламывать. На Аляске просто съехал по прямой – и это был один из быстрейших спусков в моей жизни! Это всех поразило, а я преодолел себя. Раз от раза пытаюсь сделать что-то более сложное, более страшное и впечатляющее. Это усложнение элементов и есть преодоление себя.

– О чём думаете во время спуска - только о том, как и куда ехать?
– Вообще, участие в чемпионате мира – это огромный стресс. Я много раз участвовал в соревнованиях квалификационного тура – но это другое. А заставлять себя не нервничать – это очень трудно. Здесь просто нужно спокойно делать свою работу, но получается не всегда. На Аляске сделал отличный прыжок, проехал по прямой. Думал, что сделал самую важную часть, и осталось просто доехать до финиша. Такие мысли мне повредили: дальше ехал медленнее, чем нужно было, тем самым теряя баллы, а в конце ещё и упал. Это какая-то нелепица! Нужно было быть более агрессивным, собранным до конца. И так каждый раз, поскольку спуск, который длится несколько секунд – это выжимка всех твоих многодневных ожиданий, переживаний, подготовки. Нужно, чтобы всё сложилось.

Обычно я смотрю на склон и думаю, что бы сделать такого страшного, чтобы все пришли в ужас. Но всё надо делать разумно, я и сам жить хочу.

«Посмотрел где прыгал, и ужаснулся»

– Как фрирайдеры выбирают маршрут, по которому они поедут?
– Обычно мои соперники смотрят, где можно прыгнуть с кочки, чтобы набрать хорошие баллы. А я смотрю и думаю, что бы сделать такого страшного, чтобы все пришли в ужас. Но всё надо делать разумно, я и сам жить хочу. То есть у меня должна быть возможность упасть, если что-то пойдёт не так. В целом же пытаюсь выиграть соревнования, изображая на склоне что-то очень страшное.

– И сколько времени занимает разведка склона перед боем?
– Обычно всё очень просто: день просмотра – и ты стартуешь! На квалификационном туре дают час, иногда меньше. Но если ты стартуешь сотым, то у тебя есть часа три и возможность посмотреть на соперников. На Аляске было по-другому. Нам прислали фотографии в HD-качестве, и, когда нас привезли на гору, все примерно знали, куда поедут. Уже выбрали какие-то основные варианты, и стресса на старте было меньше.

– Цена ошибки при предварительном выборе маршрута высока?
– Когда спускаешься, гора выглядит совершенно иначе, чем со стороны. Почти всегда ты уже спускаешься и думаешь: «Твою мать! Всё совсем по-другому!» Бывают места, где просто нельзя проехать. Поэтому нельзя выбирать какие-то такие места, где есть вопросы, где можно остановиться. Сноубордист туда приезжает и всё, отстёгивает доску – это ноль баллов. С лыжниками похожее бывает, но им проще, они могут посмотреть и уйти пешком или траверсом, однако это сразу убивает оценку. Во фрирайде вообще нельзя останавливаться – за это очень сильно снижают баллы. Нужно ехать очень быстро и всё делать круто – зрителям это нравится больше всего. Правда, судьи не всегда с этим согласны: иногда для них лучше тот, кто притормозил, но проехал интереснее. Здесь нужен тонкий баланс между скоростью и сложностью.

– Вы на склоне делали что-то такое, что бы потом никогда в жизни не рискнули повторить? Что-то особенно дикое или страшное?
– Не припоминаю. Бывает, что ты ошибаешься при выборе маршрута и хочешь что-то переделать – но это другое. А так, чтобы я сильно испугался, – нет. Но здесь есть один нюанс: когда ты спускаешься, то едешь очень быстро, и пугаться просто не успеваешь. На соревнованиях порой действительно прыгал какие-то страшные вещи, которые в обычной жизни делать не стал бы. Зачем мне лишний риск? А на скорости нет времени думать – ты видишь, что высоко, но не успеваешь испугаться. Как-то в Австрии приехал на склон уже после старта, посмотрел, где прыгал и ужаснулся. Но в стрессе соревнований как раз и раздвигаются границы человеческих возможностей.

– Бывает ли так, что вы смотрите на выступления соперников и удивляетесь тому, что они делают?
– Конечно. В этом сезоне уже были такие суперпроезды. А в прошлом году Джереми Хайнц съехал по прямой. Со скоростью около 140 километров в час. Это нормально для горнолыжного скоростного спуска, когда едешь на специальных лыжах по гладкой, как стол, трассе. Но фрирайд – это совсем другое дело. А недавно Рене Баркеред прыгнул какой-то дикий 20-метровый дроп, причём через горизонтальную скалу, где нужно было очень далеко лететь в длину. Всё это выглядело просто ужасающе.

«Однажды я падал в лавине километр…»

– Какими качествами должен обладать фрирайдер мирового уровня?
– В первую очередь, конечно, нужно очень хорошо кататься на лыжах. И в это понятие входит очень много всего. Человек должен очень хорошо прыгать, владеть фристайлом, разными стилями катания. Иначе говоря, он должен обладать всеми навыками, а из них в конкретный момент выбирать нужные. У фрирайдеров нет рамок и ограничений, как у обычных лыжников. Во-вторых, важно хорошо ориентироваться на местности. Фрирайдер должен хорошо чувствовать рельеф горы, интуитивно понимать, куда ему ехать. И, конечно, должен уметь ориентироваться на горе, посмотрев на неё со стороны и понимая, что сверху она выглядит совсем иначе. Хороших фрирайдеров отличает то, что они, даже не видев гору со стороны, примерно могут угадать, где что можно делать, а что нельзя. И третий фактор – быть стрессоустойчивым, не нервничать и не бояться. Например, в случае схода лавины, если ты испугаешься, то просто попадёшь в неё и разобьёшься.

– Вам часто приходилось сталкиваться с лавинами?
– Много раз. Каждую зиму бывает хотя бы один случай. Это зимой было две небольших лавины. Один раз треснул склон – уехал в сторону. Другой – на меня сверху спустили струю снега, которая меня подхватила. Начал падать, но всё-таки сумел отъехать в сторону. Особого риска не было. Единственное, что помогает – ты всегда должен быть настороже, бояться лавин круглосуточно, ежеминутно, ежесекундно – это и позволяет уберечься. Когда выхожу на склон, то всегда думаю, что сейчас может пойти лавина, смотрю, откуда она может пойти, куда отъезжать. Так что в этих случаях был готов и особо не рисковал.

Когда спускаешься, гора выглядит совершенно иначе, чем со стороны. Почти всегда ты уже спускаешься и думаешь: «Твою мать! Всё совсем по-другому!»

– А бывали опасные для здоровья лавины?
– Бывали и опасные для жизни! Однажды падал в лавине километр и сломал левую ногу. При этом лавину тоже спустил кто-то сверху. Вроде оказался невинно пострадавшим, но всё-таки был виноват: не подумал за других людей – не предположил лавину.

– Фрирайд не входит в программу Олимпийских игр и вряд ли войдёт в ближайшие годы. Нет желания перейти во фристайл или горные лыжи?
– Да я уже старый. Если бы у меня в детстве была такая возможность, то занимался бы олимпийскими горными лыжами – это престижный вид спорта. А если говорить честно, то многие фрирайдеры – это фристайлеры-неудачники, у которых не сложилось, или они уже старые. Есть, конечно, и чистые фрирайдеры вроде того же Баркереда. А универсалов, способных успешно соревноваться в разных лыжных видах, немного. Кстати, были случаи, когда Мировой тур приглашал лыжников из Кубка мира, чтобы они приняли участие в одном из этапов. Их спуски, конечно, выглядят нелепо. Но лыжник уровня Кубка мира всё равно съедет с любой, даже самой сложной горы. Вот Дэрон Ральфс, например, был победителем этапов Кубка мира по горным лыжам, а в 36 лет перешёл во фрирайд. Катается сейчас, в фильмах снимается, у него всё отлично.

– Как оцените свои перспективы в Swatch Freeride World Tour 2016 перед финалом сезона?
– Сейчас борьба за высокие места не имеет значения. Заняв десятое место на этапе в Шамони, я выпал из этой борьбы. Тактика проста: есть пять этапов, худший из которых в зачёт не идёт. И ценой риска падения нужно стараться на каждом этапе быть в призах. Когда четыре раза попадаешь в призы при одном падении, то становишься чемпионом. А когда уже один раз стал десятым, то сам себя лишил возможности рисковать. Так что когда почти невозможно попасть в тройку, неважно, какое место займёшь. Важно было квалифицироваться на следующий сезон, и это уже сделал.

«Все одинаково рискуют, поэтому уважают друг друга»

– Какая гора в Мировом туре оказалась самой впечатляющей?
– Мнения разные: кого-то одна гора впечатляет, кого-то – другая. А меня все не впечатляют одинаково. Даже гора на Аляске… Она вроде бы лучшая, но ничего особенного в ней нет: короткая и препятствий немного. А в Австрии вообще 20 человек проехали одинаково. Представляете себе? 20! Это говорит о том, что гора не предлагала разнообразия вариантов. Самое смешное в этом, что я-то поехал по-другому, но мне дали только 14-е место за оригинальность – это глупо просто.

– Неужели в мире нет ни одной горы, которая вас впечатлила?
– Надеюсь, что меня впечатлит гора Бек-де-Рос в Швейцарии, где пройдёт финал. Это самая сложная гора в соревнованиях по фрирайду. Высота – 3300 метров, большая, очень крутая, вся в скалах, в камнях – выглядит страшно. Я ещё с этой горы никогда не катался, поэтому непонятно, что меня ждёт. То, что я с неё не катался, очень плохо для меня: чтобы бороться за призы, нужно обладать неким опытом. Я ведь только на старте пойму, как эта гора выглядит сверху. И, думаю, она должна меня поразить.

– Какие цели ставите перед собой на финал соревнований с учётом отсутствия опыта на конкретной горе?
– Всегда нужно ставить для себя самые высокие задачи. А это значит – бороться за самые высокие места, какие только позволяет ситуация. Иногда бывает так, что один лыжник весь сезон доминирует, и с этим ничего не сделаешь. А как самому стать таким лидером, пока не знаю. Многое в нашем спорте зависит от удачи. Хотя не верю ни в приметы, ни в суеверия, но иногда мне кажется, что против меня кто-то болеет.

– Неужели есть недруги среди соперников?
– Возможно. Но в целом здесь дружный коллектив, никто ни с кем не ругается, все занимаются одним делом, одинаково рискуют, поэтому относятся друг к другу с уважением. Так что призывы «показать америкосам на Аляске, что русские могут», которые иногда слышу, меня забавляют. Они все мои друзья, все хорошие ребята, так что ничего никому специально показывать не собираюсь. На Аляску пробился благодаря собственным усилиям. Когда я что-нибудь выиграю, все скажут, мол, Россия вперёд и так далее, но это ведь всё благодаря моим личным усилиям.

– То есть вы себя не ассоциируете со страной?
– Нет, я как раз большой патриот. Для меня это не пустые слова. Но дело в том, что никакой помощи от государства у меня никогда не было и нет. Я выступаю на соревнованиях за счёт своих спонсоров, а это просто продавцы одежды, горных лыж да другой экипировки, которые продвигают свои продукты. Знаете, в России вот принято с придыханием относиться к иностранцам, к тем же спортсменам, но ведь они-то же сделаны из мяса и ничем не лучше.

– Как думаете, ваш пример способен вдохновить ребят пойти на гору и заняться таким же экстримом или просто горнолыжным спортом или фристайлом?
– Напрямую, так чтобы кто-то подходил и говорил, что из-за меня начал заниматься спортом – такого не припоминаю. Но вообще, думаю, это возможно. Ко мне часто подходят сфотографироваться, каждый день пишут в социальные сети сообщения с вопросами, пожеланиями, в том числе и о том, что мой пример вдохновляет. Ведь мы действительно занимаемся популяризацией фрирайда, как вида спорта.

Определены райдеры и обладатели wild cards Мирового фрирайд-тура, шесть этапов которого пройдут в этом году в России и мире. В сноуборде в числе первых шести участников рейтинга, который возглавляет Ксавье де ле Рю (Франция) - россиянин Геннадий Хрячков, в сезоне 2010/2011 занимающий пятую строчку в общем зачете.

Что характерно, лыжников - участников тура, квалифицированных для участия заранее, в два раза больше, чем сноубордистов. Это тем более интересно, что изначально Verbier Xtreme - соревнования, ставшие прародителем тура, начинались как исключительно сноубордические.

Еще одно грустное открытие года - в рейтинг не вошел любимец публики и спонсоров Кай Закриссон из Швеции, герой всевозможных фрирайд-фильмов 2010 года и друг детства Сверра Лилеквиста. В октябре Кай объявил о том, что решил расстаться с туром. "Я соревнуюсь уже 32 года, откатал на всех предыдущих этапах FWT, - говорит Закриссон. - В будущем сезоне решил более плотно заняться фрирайдом и съемками видео. Пора освободить место молодым: думаю, неплохие шансы у моего земляка Хенрика Виндстедта, а из новичков может блеснуть норвежец Торгрим Воле. А еще мы с другом Сверром Лилеквистом собираемся организовать Кубок райдеров (Rider"s Cup) в сентябре 2011 года в Чили - в нем команда Европы будет противостоять команде Америки. Также на очереди (осень 2011) - выпуск нашего со Сверром фильма "Très Bonne Equipe".

Еще из новинок тура: участие в соревнованиях примет один из ведущих сноуборд-фристайлеров Мартин Черник из Чехии, райдер Lib Tech и участник Олимпиады 2006. Ему уже 34 года - действительно пора заявить себя на соревнованиях "больших мальчишек", а не подростков.

Из прочего: в борьбу в сезоне 2010/2011 вступят многие прежние звезды FWT: Себ Мишо, Хенрик Винстедт и, конечно же, лидеры рейтинга - Кандид Тове (лыжи, неоднократный участник и победитель X Games) и Ксавье де ле Рю, также участник Олимпийских игр и призер чемпионата мира по сноубордингу. Будем надеяться, что зарубежный и наш снег будет благоволить всем райдерам - и особенно Гене Хрячкову!

Перед началом тура Геннадий ответил на пару вопросов "СЭ ЭКСТРИМ".

- В этом сезоне ты занимаешь пятое место в международном рейтинге FWT . Примешь участие во всех его этапах?

Да, собираюсь побывать на всех этапах тура - для сноубордистов их будет пять, исключен сноуборд-этап в США (Кирквуд). Это Шамони (Франция), Сент-Мориц (Швейцария), Красная Поляна (Россия), Фибербрунн (Австрия), финал в Вербье (Швейцария).

- На каком из европейских этапов, как ты считаешь, тебе будет более комфортно выступать?

Горы все любимые! Мне нравится Швейцария, Франция - европейские Альпы.

В свое время ты очень хотел покататься в Америке, и это желание сбылось. Как ты вспоминаешь Штаты в плане катания?

В общей сложности, впечатления об Америке приятные. Большая страна - небольшие горы, как выяснилось… После того, как стало известно, что этап для сноубордистов в США отменили, я был доволен: Америка - это долгая дорога, сложно добираться, небольшие горы. Кататься сложно в том плане, что как только выпадает свежий снег, его тут же укатывают (люди там занимаются фрирайдом всю свою жизнь).

В этом году соревнования в Красной Поляне пройдут в новом месте - на будущем олимпийском курорте "Роза хутор". Ты катался там?

Я только слышал о "Розе хутор", но ни разу там еще не был. Это место для всех станет новым - это клево, мне это нравится!

Участники Мирового фрирайд-тура (Freeride World Tour)

СНОУБОРД

Мужчины:
1. Ксавье де ле Рю (Франция)
2. Митч Толдерер (Австрия)
3. Мэтт Аннетс (США)
4. Дудс Шарле (Франция)
5. Геннадий Хрячков (Россия)
6. Орельен Рутен (Франция)


7. Макс Зипстер (Австрия)
8. Рафаэль Булле (Швейцария)


Мартин Черник (Чехия)
Энди Финч (США)
Джеймс Стентифорд (Великобритания)
Фло Орли (Австрия)

Женщины:
1. Алин Бок (Германия)
2. Сюзан Мол (США)
3. Натали Зенклюзен (Швейцария)

Райдеры, квалифицированные из FWQ Ranking 2010:
4. Вивиан Аарсен (Норвегия)

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ

Мужчины:
1. Кандид Тове (Франция)
2. Хенрик Винстедт (Швеция)
3. Орельен Дюкро (Франция)
4. Жюльен Лопез (Франция)
5. Тим Даттон (США)
6. Рене Баркеред (Швеция)
7. Сверр лилеквист (Швеция)
8. Адриен Куйре (Франция)
9. Себастьян Ханнеман (Германия)
10. Штефан Хаусл (Австрия)
11. Себ Мишо (Франция)
12. Матиас Ханхолдер (Австрия)

Райдеры, квалифицированные из FWQ Ranking 2010:
13. Джереми Прево (Франция)
14. Матье Имбер (Франция)
15. Сэм Смути (Новая Зеландия)

Женщины:
1. Ане Эндеруд (Норвегия)
2. Джесс Макмиллан (США)
3. Жаклин Паасо (США)
4. Эва Волкнер (Австрия)
5. Янина Кузма (Новая Зеландия)

Райдеры, квалифицированные из FWQ Ranking 2010:
6. Пиа Вайлдмессер (Германия)
7. Жанетт Харгин (Швеция)

Постоянно действующие wild cards:
Марья Перссон (Швеция)

Подготовила Наташа Полетаева

Если скоро к вам приходит снежная зима, то знайте, что уже через считанные дни открывается общий большой сезон катания для сноубордистов и горнолыжников. Фрирайд и обычный фристайл — это самые интересные популярные дисциплины ставшие сейчас особенно модными в мире. Чтобы правильно выбрать доску для катания даже не требуется иметь большие знания, главное уметь и хотеть кататься, а также учитывать конструкции изделия, свой вес, рост.

Фрирайд это катание в больших опасных горах, где нет легких трасс, стандартных проторенных маршрутов. Современный фрирайд больше соответствует тем, кто старается держаться дальше от малых трасс, здесь большинство граждан будут чувствовать себя отлично в целине, трудном заснеженном склоне.

Следует правильно выбирать сноуборд, это дело трудное, даже если вы продвинутый спортсмен и вам требуется профессиональная специальная доска. Маршруты для сноуборда — это рыхлый глубокий снег типа пухляк и опасные лавины, так что будьте острожными, так как этот маршрут опасный, а горы могут не быть милыми в отношении к спортсмену.

Отличие досок для фирайда

  • Более длинная, чем для фристайла;
  • Центр тяжести идет в задней части;
  • Максимально жесткая или средней мягкости;
  • Зона под ногами идет жесткая, относительно участка спереди и сзади;
  • Изделие обозначается FR, чтобы легче смогли выбрать доску.

Фрирайд — это уникальная свобода, буквально свободное катание, которое интересно зимой, когда снежный спуск на доске будет просто уникальным и сложным. Снежный фрирайд отличатся от других видов катания, так как здесь движение осуществляется даже не по поверхности снега, а в его общем объеме. Основная фишка тут — это Powder, то есть снежный общий поток, который будет святым для всех спортсменов, это буквально больше скоростное плавание в мире снега.

Современный фрирайд — это уникальная ступень в развитии многих горнолыжников и сноубордистов, которые не устоят окунуться в эту сказку. Для того чтобы купить хорошие современные модели следует знать, у какой фирмы они лучше, в нашем рейтинге — все требуемые детали.

Лучшие сноуборды для фрирайда 2019

BURTON Custom. Мужской

BURTON Custom — это замечательный мужской сноуборд для фрирайда, бренд BURTON имеет больше чем 20 лет своей истории, изделия этой фирмы могут прослужить вам очень долго. Доска — качественная, достаточно жесткая, геометрия здесь идет направленная и четкая, а само изделие вобрало в себя лучшее от рокера, кэмбера, многих других моделей.

Рабочий общий функциональный прогиб Flying V точно может считаться эталоном в современном производстве досок для сноубординга, у конструкции идет максимальный общий контроль на больших скоростях. Общий прогиб — уникальный и один из лучших, вес изделия достаточно малый, для этого используется замечательное стекловолокно, установленное от носа до хвоста.

BURTON идеально сможет подойти для жесткой сложной трассы, этот мужской сноуборд здорово покажет себя как на пухляке, так и сложных трамплинах. Радует качеством изготовления, конструкция будет очень маневренной, сможет удивлять такими способностями, как идеальная плывучесть в условиях большого снега. Мужская модель точно сможет порадовать опытных продвинутых райдеров, которые ставят высокие сложные цели перед собой и будут стараться достичь их. Форма модели идет стандартная с удлиненным специальным носом относительно общего хвоста.

BURTON Custom. Мужской

Характеристики

  • Универсальная конструкция;
  • Форма Twin Tip;
  • Закладные EST, уровень до прогрессивного спортсмена;
  • Модель широкая;
  • Ростовка 148-169 см;
  • Компания проверена много раз;
  • Изделие переиздается достаточно часто;
  • Хорошо держит склон;
  • Стабильность;
  • Скользящая поверхность печенная, специальная.

Достоинства:

  • Форма идеальная;
  • Универсальность;
  • Очень прочная, пластичная и стойкая;
  • Общая поверхность скольжения отличная;
  • Идеально подходит для взрослых;
  • Уникальность;
  • Форма направленная специальная;
  • Управляемый и легкий;
  • Изготовляется в Австралии и отличается качеством изготовления;
  • Общий пресс стабильный.

Недостатки:

  • Стоимость точно не малая;
  • Только для среднего уровня;
  • Трудности есть, но они будут заметны только после 2-3 лет использования;
  • Крепление здесь идет слабое;
  • Грэб слишком высокий и большой;
  • Достать модель затруднительно, есть не в каждом магазине.

Итог: Сноуборд этой компании очень легкий, стильный, универсальный и долговечный, изготавливается на собственном заводе фирмы, которая считается одной из первых и самых крупнейших. За годы использования минусов практически не было обнаружено, эта модель одна из самых лучших и популярных, а сама конструкция легкая в управлении, удобная. Стоимость изделия достаточно большая, цена идет до 30000 рублей и более, в зависимости от Интернет-магазина.

Видео-информация о других сноубордах фирмы BURTON, подходящих для фрирайда:

CAPiTA Paradise. Женский

CAPITA PARADISE (16/17) — это разработанная жесткая современная версия, почти идеальная и сбалансированная, а также очень стабильная, легкая в управлении. У доски имеется прогиб со специальными подкреплениями, служащий для полного контроля всех поворотов, чтобы легко плыть далее по паудеру, то есть глубокому мягкому снегу. Тут имеется твин-типовая уникальная форма с прогибом, так что этот сноуборд сможет использовать буквально каждая женщина. Форма здесь идеально симметричная, универсальная, революционная, это лучшие модели, которые могут быть в мире фрирайда.

У такой конструкции есть поднятая специальная платформа и контактные уникальные точки, чтобы вы быстрее смогли плыть по дорожным пухлякам максимально удобно и легко. Общая форма Твин практически идеальная, так что сможете ехать в стойке смело и безопасно, а профиль имеет универсальный прогиб для быстрой езды.

Конструкция сделана типа Sandwich, то есть ламинат по уникальным технологиям, сердечник используется RFC Sustainable Select Core — очень легкий, упругий. Древесина была избрана однородная, то есть здесь нет даже сучков и общих деформаций, что требуется для максимальной рабочей гибкости.

CAPiTA Paradise. Женский

Характеристики

  • Для сезона 16-17;
  • Модель женская;
  • Форма Твин
  • Уровень для новичков и прогрессивных спортсменов;
  • Жесткость средняя;
  • Уровень общей жесткости 5-10;
  • Используется прогиб типа кэмбер;
  • Закладные 2х4;
  • Ростовки 143-149 см;
  • Контактная длина 106-11 см;
  • Хвост шириной 174-282 см.

Достоинства:

  • Отлично подходит для фрирайда;
  • Изготовлен специально для женщины;
  • Форма общая уникальная;
  • Прогиб идеальный;
  • Изделие очень жесткое;
  • Идеально подходит для экспертов и спортсменов со средним опытом;
  • Характеристики хорошие;
  • Бренд CAPITA очень известный;
  • Форма универсальная, качественная.

Недостатки:

  • Стоимость относительно большая;
  • Жесткость не такая высокая, как требуется;
  • Купить можно далеко не в каждом магазине.

Итог: Это замечательная современная версия, где имеется четкий специальный прогиб, так что контроль над поворотами будет идеальным. Форма здесь используется твин-типовая, прогиб идет стандартный фрирайдовый, а скольжение по пухляку будет качественным и быстрым. Стоимость такой замечательной популярной модели сегодня составляет до 26000 рублей в зависимости от компании реализатора.

Кроме выбора качественной доски следует знать, как ухаживать за ней, чтобы она служила четко на сложной трассе. Сегодня существует огромный выбор сноубордов, есть недорогие модели и более дорогие, здесь учитывайте уровень трассы и ваш опыт в спорте.

Модель Salomon Lotus W 2016-17 была создана для того чтобы дарить спортсмену удивительные ощущения, будет казаться что с этой доской знакомы уже многие годы. Модель изготовлена специально для женщин, то есть имеет особые линии чисто женской геометрии, обладает равномерным дораспределением гибкости.

Доска очень легкая и является стабильной, удобной, она достаточно управляемая и станет для женщины лучшей подругой на сложном снежном склоне. Идеально подойдет как новичку, так и более продвинутому опытному райдеру, форма изделия имеет отличные показатели управляемости, что очень важно для большой скорости спуска.

Закладные здесь были сдвинуты чуть к задней части, а вся конструкция совмещена с уникальной современной системой, требуемой для большей отзывчивости, стабильности. У конструкции есть боковой вырез Radial, благодаря чему она будет более предсказуемой в свече и стойке.

С используемыми здесь специальными волокнами компания стала выпускать легкие уникальные модели, которые сохранили игривость, легкость. Была сделана еще доводка хвоста и передней части, что обеспечивает мягкость катания и снижение скольжения канта, а также идеальный контроль на трассе. Сделана была стандартная обработка скользящей части сноуборда, а это стало индустриальным важным эталоном компании.

Salomon Lotus W 2016-17. Женский

Характеристики

  • Сезон 2016-17;
  • Модель женская;
  • Форма Twin Tip – Directional;
  • Уровень до прогрессивного спортсмена;
  • Жесткость отличная;
  • Общий прогиб комбинированный;
  • Экструдированная внешняя отделка;
  • Закладные 2х4;
  • Вес спортсмена до 75 кг;
  • Хвост шириной 276 мм.

Достоинства:

  • Жесткость равна 3-м;
  • Может подойти для опытного спортсмена со стажем;
  • Вес минимальный;
  • Стильный современный дизайн;
  • Характеристики идеальные;
  • Комфорт;
  • Изгиб основы идеальный;
  • Скользяк отличного качества;
  • Изготовитель использовал самые современные технологии;
  • Качественная, эффективная модель.

Недостатки:

  • Стоимость не малая;
  • Жесткость слабоватая;
  • Требуется дополнительное парафинирование доски, а также знать, чем смазывать ее;
  • Достать товар не просто сегодня.

Итог: Это удивительная современная, достаточно жесткая конструкция, долговечная, длина ее идет до 113 см, а ширина талии 246 мм. Отличается великолепной геометрией, изделие легкое и может равномерно распределять гибкость, так что сноуборд получается стабильным и эффективным. Средняя цена у этого изделия составляет более 14000 рублей и может зависеть от самого магазина.

Фрирайд Arbor. Мужской

Этот сноуборд Arbor является превосходным для фрирайда, снаряд уверенно-плавучий, а жесткость — выше среднего, к тому же здесь есть прекрасный щелчок, плавный четкий ход. С таким изделием вы сможете даже не менять место дислокации, а также не задумываться, сможет ли конструкция подойти к сложному рельефу.

Изделие было оборудовано Double Barrel, то есть неубиваемым сердечником, требуемым для сложного агрессивного катания, а сам сноуборд состоит из легкого тополя и вставок из бамбука. С такой доской вы обеспечите себя отличным толчком и идеальным щелчком при приземлении, скользяк здесь идет синтезированный отделанный, а используемая здесь система Sintered Base максимально прочная и очень легкая.

Боковины установлены типа Rhythm Walls, где есть параболический общий прогиб обратного типа, а также модель обладает такими качествами, как идеальная амортизация, хорошая ударопрочность. Для изготовления была использована технология типа System Rocker, что обеспечивает контролируемый ход, который прибавит уверенности в сложных поворотах трассы.

Фрирайд Arbor. Мужской

Характеристики

  • Сезон 16-17 года;
  • Уровень от обычного до опытного среднего эксперта;
  • Жесткость у изделия средняя;
  • Рекомендуемый вес до 97 кг;
  • Ростовка 154-162 см;
  • Есть и более широкие модели;
  • Закладные 2х4;
  • Длина контактная 115-122 см;
  • Хвост шириной 291-305 см;
  • Талия до 262 мм.

Достоинства:

  • Идеально подойдет для опытного спортсмена;
  • Модель очень жесткая;
  • Прогиб идеальный типа рокер;
  • Общая поверхность для скольжения специальная;
  • Вес более 90-97 кг держит точно;
  • Контроль поверхности изделия;
  • Рокерная выраженная форма;
  • Благодаря слоям из древесины обеспечивается экологичность, идеальное качество изготовления;
  • Есть специальный слой стекловолокна.

Недостатки:

  • Стоимость чуть завышена;
  • Жесткость должна быть больше;
  • Обязательно делать регулярное парафинирование изделия.

Итог: Сноуборд отлично будет подходить для сложной трассы, общие характеристики изделия отличные и его можно использовать для многих мест катания. Дизайн здесь идет двухцветный современный, к тому же на выбор сможете купить одну двух из версий, то есть рокер или камбер. Создано изделие специально для мужского сложного катания, может использоваться как для плавной серфинговой дороги, так и для сложных трасс гор. Стоимость его составляет сегодня от 35000 рублей, где цена может зависеть от конкретного магазина.

Jones Flagship. Мужской

Jones Flagship — это отличная современная модель, достаточно качественная, удобная, с малым изгибом спереди. С такой доской вы сможете прокатиться легко с ветерком по сухому рыхлому снегу и точно не упадете. Идеально подходит как для обычных сноубордистов, так и для современных экспертов, точно понравится фрирайдерам, фристайлерам. Jones — это отличный сноуборд, только здесь следует ухаживать дополнительно за скользяком, качество и прочность тут отличные, но требуется ухаживать за изделием все время использования.

Уход за скользяком достаточно простой, здесь следует периодически натирать его парафином, то есть требуется 3-4 раза обработать парафином доску перед ее использованием. Идеальный хороший скользяк — это дополнительные метры езды и минуты уникального удовольствия. Для этой операции можно отнести доску к скиммастеру чтобы он отделал доску специальным составом и тут требуется заботливый хороший специалист. Есть тут и маленький минус, то есть на джонсы слабо клеятся различные наклейки, так как фактура не дает возможность им там держаться.

Jones Flagship. Мужской

Характеристики

  • Изготовлен для фрирайда;
  • Форма Directional создана идеальная;
  • Изготовлена для сезона 16-17 г.;
  • Может подойти и для опытных;
  • Ростовка идет до 172 см;
  • Жесткость равна 8 из 10;
  • Комбинированный прогиб доски;
  • Скользящая поверхность спеченного типа;
  • Закладные 2х4;
  • Талия шириной до 266 см.

Достоинства:

  • Универсальность;
  • Малый вес;
  • Канты идеальные;
  • Толщина скользяка увеличена;
  • Качество изготовления;
  • Стильная и красивая;
  • Удобная и классная в катании, подходит для сложного фрирайда;
  • Реальный флагман;
  • Закладные смещены;
  • Хвост короткий и жесткий.

Недостатки:

  • Дизайн ограниченный и не всем нравится, это факт;
  • Здесь наклейки не держатся;
  • Скользяк слабый;
  • Хлипкая;
  • Могут быть отслоения;
  • Иногда встречается брак.

Итог: Jones Flagship это универсальная отличная доска, если спортсмен только знакомится с фрирайдом, то она подойдет ему идеально, а также она подходит и для среднего опытного мастера. Она достаточно легкая и была изготовлена для долговечного использования в горах, канты тут стоят отличные волнистого типа, а также есть много качественных моментов.

Средняя стоимость изделия составляет сегодня от 28000 до 30000 рублей и даже более, что может зависеть от конкретного магазина в сети. Если спортсмен не знает, как подобрать для себя сноуборд, то ему лучше обратиться к опытным специалистам.

Борд идеально сможет подойти как опытному сноубордисту с хорошей техникой, так и обычному спортсмену, так как доска очень живая, имеет удачный шейп. Selecta — это достаточно устойчивая и отрывчатая конструкция, с которой даже жесткие склоны не станут помехой для спортсмена.

Сноуборд будет буквально подарком для каждого, теперь вы без труда сможете обработать сложные склоны, как вне трассы, так и на сложной трассе, так как доска везде себя чувствует отлично. Изготовлен этот борд с характером и с сумасшедшей отдачей, так что он идеально ведет себя даже в свиче, он идеально подходит для человека с массой до 75-90 кг, а также не ограничивает вас в катании.

Форму здесь используют Directional, а вся конструкция была изготовлена по типу сэндвич и может использоваться как женщиной, так и мужчиной. С такой доской сможете катать серф в каждом пухляке, изделие достаточно жесткое, маневренное в горах. У конструкции общее всплывание очень хорошее, она легкая и качественная, может легко карвить и катать на трассе, только если она не слишком сложная. Устройство качественное и относительно сложное, хотя спереди не такое эффективное, как у многих других. Модель сможет легко подойти для современных экспертов, она кантуется на сложных участках и может маневрировать со сложными рельефами.

Volkl Selecta. Для мужчин и женщин

Характеристики

  • Для фрирайда;
  • Жесткость равна 6-ти;
  • Уровень до профессионала точно;
  • Скольжение спеченного типа;
  • Рекомендуемый вес до 75-90 кг;
  • Ростовка до 175 см;
  • Талия шириной до 266 мм;
  • Хвост шириной 282-306 мм;
  • Длина канта 128,5.

Достоинства:

  • Сможет подойти для веса до 90 кг;
  • Борд имеет удачный шейп;
  • Очень живая конструкция;
  • Устойчивый и отзывчивый;
  • Отлично ведет себя на трассах;
  • Идеально ведет в свиче;
  • Стиль катания универсальный;
  • Стабильность и прочность;
  • Легкость изделия;
  • Высокопрочные технологические материалы.

Недостатки:

  • Стоимость не малая;
  • Это идеальный крейсер только для пуха, а не для трудной ужасной дороги;
  • Могут быть трудности из-за больших бугров;
  • Трудно ворочает в лесу;
  • Трудно найти в магазинах.

Итог: Сноуборд достаточно жесткий, качественный, так что он отлично подойдет для эксперта, а используемый тут общий прогиб дает возможность кататься даже по очень жестким участкам трассы. Благодаря уникальной форме конструкции модель будет удивительно маневренной на сложных опасных рельефах.

Изделие состоит из деревянного специального сердечника и карбоновой оплетки, что делает его очень качественным и удобным. Стоимость сноуборда составляет сегодня от 30000 рублей, где цена зависит от магазина. Для качественной и хорошей покупки учитывайте все критерии выбора модели, Volkl это идеальное качество изготовления.

Тоска фрирайдера по снегу подобна тоске влюблённой девы, заточенной в монастыре. И как она вышивает гладью рубашку для возлюбленного, в надежде на скорое освобождение и встречу, так и бэккантрийщик покупает ещё одни лыжи или борд, раскрашивает шлем в яркие цвета, разглядывает фотографии снежных вершин, в надежде, что снег всё-таки придёт!

Как мы выбираем место для внетрассового катания? Конечно, красивые горы - это обязательно, это даже не обсуждается, ради их фантастической энергетики фрирайдеры терпеливо преодолевают все трудности и опасности. Смотрим, во-первых, на наличие достаточного количества натурального снега. Искусственный снег для фрирайда неприемлем, снег должен быть настоящим.

Во-вторых, на температуру воздуха. И дело даже не в том, что наши суровые носы боятся замёрзнуть. Нет, просто при температуре ниже -30°C никакой парафин не спасает, по перемороженному снегу лыжи и сноуборды едут очень медленно, а без скорости, сами знаете, желанный спуск по глубокому снегу превращается в мучение.

В-третьих, на возможность забросок подъёмниками, снегоходами, ратраками, автомобилями, лошадками, вертолётами и прочим транспортом. Конечно, скитурщикам это не столь важно, но и им приятно подброситься к подножию по зимней дороге, а не делать многокилометровые забеги по плоской долине, съедающие силы и драгоценный световой день.

В-четвертых, на немногочисленность конкурентов. Ибо именно первый след по девственному снегу снится нам в сладких снах. А не грустные нырки по разбитому в фарш склону.

А между тем снег идёт себе и идёт, удивляясь на наши горести. Только каждый месяц в другом месте. Как известно, гора не ходит к Магомету. Приходится ему собирать снарягу в чехол и лететь в горы самому!

Октябрь - чудесное время. Ещё лежит снег в южных странах, весеннее солнце и длинный день гарантирует нам возможность любых путешествий. И - на севере и востоке нашей родины уже вовсю открывают сезон, первый, мягчайший снег, первые радости и восторги ждут нас на бескрайних просторах. Фрирайд осенью - самый сладкий, потому что первый.

Россия

С начала октября и даже раньше начинаются снегопады в Сибири и долинах Прибайкалья. Как правило, к середине месяца уже готова для катания скитурная долина - Ульзыха. В Саянах - Ергаки, оснащённые подъёмником, и к концу месяца - Лужба. В начале октября начинает работать Приисковый, в Хакасии. Подъёмы на ратраках, очень снежное место. В середине-конце октября открывается для катания всеми любимый Шерегеш, где много фанового катания с подъёмников, а на дальние горки - Комсомолку, Утую, Тельбес, Мустаг - можно подброситься на снегоходах или ратраке.

Европа

Вот в Европе в октябре фрирайда, прямо скажем, не густо. Ледники ещё не засыпаны и жёстки, а снежники истоптаны за лето альпинистами. Но, кто ищет, тот найдёт! В хороший год вполне реально покататься в Шамони, Курмайоре, Или в Тине, на Гранд Мотт, где много длинных прогулочных скитурных маршрутов.

Южная Америка

Даже когда официально курорты закрываются, а это случается к середине октября, снег на вершинах остаётся. Поэтому выбирайте те горнолыжные базы, где горы повыше - и будет вам счастье и море сладостного весеннего катания, прогулки к озёрам и заброски на лошадях. В это время много заманчивых хели-программ, погода хорошая и вертолёты летают бесперебойно.

Это скорее Чили, чем Аргентина. Портильо, Валье Невадо, Эль Колорадо и другие - покрыты большим слоем снега. В Аргентине - Лас Леньяс, Серро Кастор - кроме подъёмников изобилуют длинными и прекрасными скатками по окрестностям.

Большую радость любознательному райдеру принесут и небольшие курорты, где всего один-два-три подъёмника, но зато море снежных просторов вокруг. Они не столь известны, но от этого не менее прекрасны!

Страны СНГ

В Кыргызстане начинает засыпать снегом высокогорье. С середины месяца возможны снегоходные заброски и скитурные выходы в Ала-Арче, недалеко от Бишкека и в Жыргалане, высокогорной базе на Тянь-Шане, в краю семитысячников. В Казахстане в тот же период начинается скитурное катание на Туюксу, где можно остановиться в альплагере. В Риддере засыпает основные склоны и начинает свою работу фрирайд-база Восточный Полюс, можно договориться в городе на снегоходные заброски.

Зона катания окончательно перемещается на Северное полушарие. Европейская часть ещё плохо засыпана, но на севере и востоке уже вовсю валит снег и радость не сходит с лиц райдеров, так долго ждавших этих дней.


Россия

В Сибири ноябрьские снегопады, праздник для всех. Вовсю катают фрирайд с подъёмников в Шерегеше, Ергаках. Сноукэты непрестанно поднимают лыжников в Приисковом. Скитурщики гуськом тянутся на Мамай, Ульзыху, в Лужбу, на Казыр. Северный Урал засыпан, много интересных маршрутов вокруг невысокой, но очень снежной горнолыжной базы Губаха. Открывается популярный среди вольных катальщиков Кукисвумчорр в Хибинах. Темновато и ветрено - но снежно! Время от времени засыпает Приэльбрусье. Чегет ещё каменист, а вот на Эльбрусе, особенно если подняться на ратраке к скалам Пастухова или Приюту Одиннадцати - то вас ждёт очень хорошая скатка по свежему снежку!

Европа

Открываются горнолыжные центры Норвегии - Лиллехаммер, Трисиль, Нарвик. Везде - много фрирайда, доступного с подъёмников. Хорошо засыпаны ледниковые зоны - во второй половине ноября отличное катание на Штубае, в Пицтале, в Шамони.

Страны СНГ

В Кыргызстане работают фрирайд-базы: Суусамыр, Жыргалан - это катание со сноукэтов и снегоходов, скитурные маршруты. Начинаются заброски снегоходами с перевала Тоо-Ашуу. В Казахстане есть скитурные маршруты выше Чимбулака, а его подъёмники уже работают, что существенно облегчает заброску. Уже полноценное катание в горах Рудного Алтая - в окрестностях Риддера и Усть-Каменогорска, работает фрирайд-база с кэтскиингом, по выходным включают подъёмники.

Северная Америка

Канада открывает сезон внетрассового катания. Из популярных фрирайдных курортов начинает работать Вистлер, Кимберли, везде есть катание, доступное с подъёмников. Начинается сезон в Мекке фрирайдера - на Аляске. Хели-программы в это время ещё редкость, но зато возможен скитур, катание со снегоходов.

Выбор уже существенно шире, во многих местах, где в ноябре приходится напряжённо следить за сводками погоды, глубокий, хороший снег для фрирайда зимой уже гарантирован. Смело можно ехать в Европу - основные фрирайд-регионы открыты. Начинает массово засыпать Кавказ. Солнечная Азия тоже открывает все двери и лепит манты сотнями. В общем, если не собрались открыть сезон раньше, то самое время! Однако, будьте осторожны, и помните, что один из самых лавиноопасных периодов - это период после первых снегопадов. А если снегопады были ливневыми и дали слой метр и больше, сходы снежных досок способны затронуть даже традиционно безопасные зоны катания.


Россия

Вся Сибирь работает в полную силу. Шерегеш, Ергаки, курорты Камчатки и Сахалина - море внетрассы, доступной с подъёмников. Из скитурных долин хитом становится Мамай, здесь собирается довольно много людей. А в Лужбе и Казыре заняты все приюты. В начале декабря открывает сезон и Камчатка. Подъём снегоходами, заброска катерами, скитурные маршруты. Те же радости готовит нам и Сахалин.

Готов для катания Кавказ: на Чегете и Эльбрусе достаточно снега, хотя бывает жестковато на выкатах. Начинаются ливневые снегопады в Красной Поляне, Архызе, на Домбае. Кроме катания с подъёмников везде множество скитурных маршрутов, есть заброски на снегоходах.

В Кировске снега много, но световой день, а вернее его отсутствие, сильно ограничивает разнообразие скитурных и снегоходных маршрутов. Зато можно покататься под северным сиянием.

Европа

Хороший месяц для катания в Европе. Ещё немного людей, всё недорого, никто не съест ваш снег ранним утром - но этого самого снега уже достаточно. Предпочтительнее для внетрассового катания, конечно, высокогорные районы, мягкие долины. Зельден, Штубай, Пицталь, Тинь, Шамони, Сер-Шевалье, Лез-Арк, Церматт, Санкт-Антон.

Страны СНГ

Средняя Азия наслаждается декабрьскими снегопадами - в это время идёт активное наращивание снежного покрова. В Кыргызстане открывается база Каракол, много фановых маршрутов, доступных с подъёмника. Работают Суусамыр, Жыргалан, снегоходчики забрасывают народ с Ала-Арчи и Тоо-Ашуу. Ещё довольно тепло и скитурные выходы ограничены только световым днём.

Выше Чимбулака в Казахстане уже холодновато, но снежно. В Риддере замерзают реки и для катания на сноукэтах доступны все окрестные хребты. В Грузии открываются Гудаури, Годердзи и Тетнульди - много оффписта на территории курортов, недлинные заходы по хребтам на фрирайдные маршруты. Фрирайд-база с кэтскиингом в Бахмаро открывает свои двери для гостей. В середине декабря ждёт гостей Армения. В Цахкадзоре фрирайд легкодоступен, хотя уклоны невелики - но и лавиноопасность невелика, хорошее место для тех, кто хотел бы перейти с трассы на внетрассу.

Северная Америка

Работает всё, что может работать. Начинаются хели-программы. Традиционно лучшими местами для фрирайдеров считаются курорты Западного побережья США, там больше снега. И, конечно, знаменитые долины Канады - Вистлер и Блэккомб.

Азия

Хорошо засыпает снегом Иран и его популярную среди внетрассовых катальщиков горнолыжную базу - Дизин. После снегопадов бурю эмоций вызывают горы Японии. Фрирайд, доступный с подъёмников в Нисеко, или Татэяма, Хаппоуане или Таэба - это стоит испытать!

Большинство гор уже просто купаются в снегу. Хорошее время для катания в Европе, Средней и Центральной Азии. Северные районы и континентальные горы переживают паузу в снегопадах, зато приходят сильные морозы.

В России первые недели января - время традиционных праздников. Поэтому, если выбираете для катания многолюдные горнолыжные базы, будьте готовы вставать раньше всех или стоять в очереди, терпеливо давая потрогать восторженным и хмельным желающим свои широкие лыжи и сплитборды.


Россия

В Сибири, как правило, прекращаются снегопады, приходят морозы. Не лучший месяц для фрирайда, а уж выходы с палатками - только для особо холодоустойчивых фанатиков. Однако, год на год не приходится и вполне можно поймать хорошие дни для катания даже в неделю крещенских холодов.

Красная Поляна в январе - очень хорошее место, если иметь в виду погоду и инфраструктуру. Много фрирайда, доступного с подъёмников или недалёких пеших забросок. Есть катание на снегоходах, начинаются хели-программы. Но все недостатки Новогодья в этом популярном регионе возводятся в квадрат. Если хотите спокойно, без гонки и суеты кататься - лучше предпочесть скитур.

Приэльбрусье и Домбай - тоже места очень популярные, канатки в январе работают на пределе возможностей. Однако, и снег, обычно, хороший. А во второй половине января, когда отдыхающие разъезжаются, наступает золотое время. Ещё не так ветрено, достаточно тепло, а камни уже хорошо засыпаны, желанный паудер ждёт первых следов каждую неделю. Кроме зоны подъёмников, в Приэльбрусье есть хорошие скитурные маршруты в Адыл-Су, Терскольском ущелье, южных долинах. Будьте осторожны, за «Югами» Чегета начинается пограничная зона. Если вы не позаботились о погранпропуске заранее, у вас могут быть неприятности с погранцами. В тюрьму не посадят, но два дня будете ходить писать объяснительные, теряя драгоценное время катания.

Архыз - прекрасные горы, но высота поменьше, поэтому здесь и сезон только начинается. Катание с подъёмников не представляет особенного интереса, а вот если подброситься на снегоходе или уйти скитуром в сторону - то разнообразие маршрутов существенно возрастает. В Хибинах - полярная ночь, холода. Фрирайд с подъёмников есть, но он крайне опасен, ибо традиционные для Хибин ветровые снежные доски плохо видны, да и наледи тоже. Очень приятный бэккантри на Урале. Красивейшие, лёгкие и средней сложности маршруты - в Губахе и Миньяре. Но смотрите прогноз погоды, морозы и здесь скорее правило, чем исключение.

Европа

В Европе - разгар сезона. Не самое дорогое время, но уже очень снежное. Шамони и Лез Арк, Тинь и Валь- Д"Изер, Ла Плань и Лез Дез"Альп во Франции, Вербье и Церматт в Швейцарии, Санкт-Антон, Пицталь и Штубай в Австрии, более мелкие курорты - все изобилуют оффпистом, т.е. фрирайдом, доступным с подъёмников, а также маршрутами с пешими забросками неподалёку от зоны катания. Альпы - очень обжитые горы, заблудиться там сложно. Хотя возможно! В конце декабря начинается внетрассовое катание в культовой для фрирайдеров долине Ла Грав.

Будьте осторожны, планируя поездку в Италию. При всей красоте Доломитовых Альп - на многих курортах катание вне трасс запрещено категорически, либо возможно только с местными гидами. Нарушителей отлавливает полиция, штрафует и лишает скипассов. Однако это не мешает Ливиньо, например, слыть одним из лучших фрирайд-курортом.

В Норвегии в этот период холодновато, но очень снежно.

Страны СНГ

Хороший регион для внетрассового катания в первой половине января. Во второй, как правило, со снегопадами затишье, нужно внимательно смотреть прогнозы.

В Казахстане ситуация та же - возможно катание выше Чимбулака. Алтайские Альпы и базы Риддера работают в полную силу, хотя континентальный климат на Алтае даёт свою корректировку фрирайд-программам. В Узбекистане выпадает очень хороший снег на Кумбеле и Чимгане. Если быть внимательным и мониторить лавинную обстановку, то с недалёкой пешей заброской в этом регионе множество чудесных, многоснежных спусков. Несмотря на обилие внизу снегоходов и багги, рассчитывать на них не стоит, они предназначены только для катания отдыхающих по трассам. В Кыргызстане прекрасная погода, нет сильных холодов, много снега везде. Работает Каракол - фрирайд с подъёмников, работает Тоо-Ашуу, работают базы с забросками на снегоходах и сноукэтах: Жыргалан на Тянь-Шане, Суусамыр на Памире. На Тянь-Шане, кроме того есть множество маршрутов с автомобильной заброской - Чон-Ашуу, Суек и т.п. А также с заброской на лошадях.

Скитурных маршрутов бесчисленное количество. В Грузии процветает Гудаури, где много оффписта, доступного с подъёмников, у скитурных групп популярны долины вдоль Военно-Грузинской дороги: Ломиси, Коби, Дедаена, Сиони, Трусо. В Годердзи и на Тетнульди праздник снега. Отлично засыпана невысокая, с лесным катанием, горнолыжная база близ Местиа - Хацвали.

Северная Америка

Начинается сезон хели-ски в Вистлере и в горах Калифорнии. В Канаде множество скитурных программ. На Аляске ещё темновато, но снег отличный и световой день используется фрирайдерами по максимуму.

Азия

В Иране прекрасно засыпан Дизин, много фрирайда доступного с подъёмников, но много и скитурных маршрутов на высокогорье. Открыт и доступен Шемшак, тоже довольно интересный для внетрассового катания курорт.

В Индии открывается Гульмарг (штат Кашмир) и небольшой, но живописный курорт Манали. Катание с подъёмников, катание с пешей заброской по хребту, но главное - очень мощные, ливневые снегопады, принесли заслуженную славу катанию в Гималаях.

В Японии аналогичная ситуация - начинаются мощные снегопады и тем, кто попал к их окончанию, гарантированы незабываемые ощущения от катания.

Высокий сезон во всём северном полушарии. Снега много, солнце дарит уже полноценный световой день в большинстве мест. Наиболее значимой проблемой становятся ветра, морозы и лавиноопасность. Большое количество снега её увеличивает, и сильно.


Россия

В Шерегеше - не лучшее время для катания. Снегопадов мало, а ветер дует сильно, жестковатый и холодный снег не очень похож на пух ноября-декабря. В Прибайкалье теплее, на Мамае скитурщики по утрам гуськом радостно бегут на вершины. Во второй половине месяца начинается сезон в Даване, рычат снегоходы, завозя катающихся на белоснежный мягкий хребет. В Ергаках холодновато, но снежно. Приисковый засыпан снегом по маковки елей, бывает слишком холодный снег, но сильные ветры - редкость. Приэльбрусье заполняется народом. Хотя наверху ветрено, зато февральские метели постоянно подсыпают свежего снежка. Чегет в это время манит обилием снега, но лавиноопасность нарастает и нарастает, нужно очень внимательно следить за погодой, ветровые переносы создают снежные доски, обрушивающие иногда сотни тонн снега.

Разгар хелиски в Архызе, Красной Поляне. В этих регионах ситуация сходная, лавиноопасность чуть меньше, чем в Приэльбрусье, но тоже весьма велика. Обычно хорошо засыпан Урал, даже Южный. Во второй половине февраля ослабевают морозы и Уральские горы становятся приятным местом для скитурных прогулок. В Кировске световой день растёт. К концу февраля растёт и количество лыжников на склонах. Ещё холодновато, но красота северных гор уже открывается глазу.

Европа

Студенческие каникулы наполняют канатки и парки народом. Но нам-то что до этого? Фрирайд - увлечение не студенческое, и свежезасыпанные склоны ждут ваших лыж и бордов спокойно. Частые снегопады, комфортные температуры делают февраль лучшим месяцем для катания во фрирайд-регионах Альп. В этот период проходят соревнования, этапы FWT, локальные кубки, соревнования спонсоров. Некоторые из них открыты и, если заранее подсуетиться, вполне можно зарегистрироваться и поучаствовать, попробовать свои силы.

Страны СНГ

В Средней Азии светит солнце, снегопады нечасты, но обильны. В горах Тянь-Шаня и Памира климат мягок, сильные морозы редкость и ветры выдувают снег разве что на перевалах выше 4 000. В Караколе, Тоо-Ашуу и на фрирайд-базах: Суусамыре, Жыргалане - разгар сезона. Однако, солнце нередко создаёт лавиноопасные ситуации, в это время катание уже требует осторожности. Хелиски-программы радуют фрирайдеров обилием безлюдных гор - в этом регионе дорог мало и до многих склонов иначе просто не добраться.

В горах над Чимбулаком ветрено, но солнечно и снежно. Роскошный фрирайд в окрестностях Риддера, мягкий, глубокий снег, живописные плоские вершины.

В Узбекистане также в разгаре сезон хелиски. Но и с подъёмников катание прекрасное. В Таджикистане фрирайд с подъёмников малоинтересен. Но в феврале засыпает северные Фанские горы, хорошее место для скитурных прогулок. В Грузии, Армении, Азербайджане - снега много и солнечно. Все виды катания: фрирайд с подъёмников, пешие заброски, скитур и хелиски - солнце позволяет радоваться каждому дню. Лавиноопасность довольно высока, нередки инсоляционные лавины - типичная лавинная активность южного Кавказа.

Северная Америка

В разгаре хелиски на Аляске. Знаменитый Wild Snow, светлые дни, метры снега под ногами - наслаждение в чистом виде. Работают все курорты, позволяющие катать вне трасс. Много соревнований, бывают открытые.

Азия

В Гульмарге - пик сезона. Снег сыплет каждую неделю, по метру снега за сутки - обычное дело. Но и катающихся немало.

В Японии также обильные снегопады, хотя и не такие частые.

В Дизине очень солнечно, вершины окрестных гор ждут ваших лыж и досок, местное население вне трасс практически не катает и с утра можно не торопиться. Чистые склоны дождутся своих райдеров.

Африка

В Атласских горах Марокко Уайкамедден славится фрирайд-маршрутами. А после недели катания можно спуститься к тёплому морю и красивейшим пляжам, где изобилие сёрфлагерей. Два в одном!

Начало и середина месяца - идеальное время для катания в большинстве стран Европы и Азии. Ближе к концу марта начинается прогрев и таяние снежных пластов, сначала в Азии и на Кавказе, потом в Европе. Сибирь держит позиции, для Зауралья это прекрасный сезон. А на Камчатке, в Хибинах - всё только начинается. Фрирайд весной - особенное удовольствие!


Россия

В Сибири везде прекрасно. Шерегеш переживает период весенних снегопадов. Уже солнечно и тепло, но ещё очень мягко и снежно, прекрасный месяц. На Даване и Мамае тоже отличный сезон, снега несколько метров, а удлинившийся световой день удлиняет и время катания - можно успеть забраться подальше в долины. Ергаки, Казыр и Лужба тоже манят скитурщиков огромными шапками снега на крупных камнях, комфортной температурой. В Приисковом сноукэты не отдыхают вообще. Метели случаются, но редко бывают долгими, солнечных дней очень много.

Лучшее время для катания на Кавказе. В Приэльбрусье к середине месяца метели и снегопады прекращаются, если даже и гремят лавины - после их схода склоны становятся безопаснее. Хотя год на год не приходится.

В Архызе очень тепло, лучшее время - до середины марта.

Красная Поляна становится местом паломничества. Частые, густые снегопады, комфортная температура, изобилие фрирайд-маршрутов, доступных почти с подъёмника, отличная компания - залог популярности этого красивого и ухоженного региона.

На Урале начинается сезон длительных лыжных прогулок, турклубы выходят в походы, а фрирайдеры самозабвенно исследуют хорошо засыпанные снегом окрестности курортов. В Хибинах начинается высокий сезон. В конце марта в Кировске проводится знаменитый турнир «Хибины OpenCup». Начинается полярный день.

Европа

Прекрасное, солнечное катание везде. Окрестности Шамони, Тиня, Церматта, Санкт-Антона, Пицталя и многих других высокогорных мест наполняются цепочками людей на широких лыжах и сплитбордах. В конце месяца начинает таять снег ниже 2 000 м, но на высоких местах он хорошо держится и регулярно подсыпает.

Лучшее время для катания в Норвегии. Слабеют ветры, выходит солнце, метры снега, накопленные горами за зиму, наполняют сердца внетрассовых катальщиков трепетом и страстью.

Начинается экзотическое катание в Исландии: Блэфьоль, Скэллафьоль и более мелкие курорты уже очень хороши, световой день позволяет насладиться катанием с вулканов с видом на океан и долины гейзеров. В это же время процветают хели-программы.

Страны СНГ

В Средней Азии отличное катание до середины марта. Позже солнце начинает прогревать, снег тяжелеет, увеличивается опасность мокрых лавин. Каракол, любимое место для любителей фанового фрирайда, закрывает подъёмники в последних числах месяца. Фрирайд-базы работают дольше, но ареал катания к концу месяца сильно сужается до северных, непрогретых склонов и тенистых долин. На окрестных диких склонах ситуация та же: северные склоны хороши, но прогреваемые солнцем уже либо малоснежны, либо очень опасны.

Чимбулак работает также, до конца марта, прекрасны маршруты Туюксу. Восточный Полюс в Риддере озабочен только работоспособностью ратраков, снегопадов и склонов изобилие. На Чимгане и в Бельдерсае катание мягкое, много снега. Но он уже активно тает, в конце месяца можно приезжать только под снегопады.

В Грузии весной катание зависит только от температур. Снега очень много, на высокогорье он достаточно холодный. В хороший год кататься можно весь март и даже дольше. Годердзи начинает таять первым, как самый южный курорт, но весь март снег ещё есть. Если приходит сильное тепло - то растаивают выкаты. Лавин очень много, почти все инсоляционные, от камней - или на травянистых прогреваемых склонах. Вторые - опаснее. Хотя и лавины из точки бывают очень большими. Начинаются бэккантри-лагери. В Армении и Азербайджане отличное катание в начале месяца. Шахдаг и Туфандаг держат снеговой покров дольше. А вот в Армении к концу месяца обычно всё уже тает.

Северная Америка

Аляска ждёт фрирайдеров до конца марта. И снег тоже ждёт. И вертолёты. И снегоходы. В общем, шикарно там, что тут скажешь?

Фрирайдные долины Канады - Вистлер и Блэккомб - переживают период весенних снегопадов. Бывает немного туманно, но очень мягко, прекрасное лесное катание. В США в этот период покрываются глубоким мягким снегом не только западные горы, но и восточные - Теллурайд, Вэйд и т.п.

Азия

В Гульмарге к середине марта уже нечего делать. Но в начале месяца ещё вполне снежно и знаменитый «Хэви сноу» не прекращает идти.

В Японии весь март - ещё сезон. В Нисеко снегопады часты и обильны.

В Дизине сезон закрывается в последних числах марта, в первой половине катание прекрасное, возможен скитур к пику Деваменд, на вершину горы Тошаль и т.п.

Север - это наше всё. Хотя в последние годы весна в большинстве регионов была очень поздней, так что не стоит отчаиваться и любителям южных гор. А для тех, кто не боится спать в палатке - наступает время бэккантри-лагерей.


Россия

В Шерегеше почти весь апрель - ещё сезон. Тепло, солнечно, многоснежно, весело, драйвово. В Приисковом тоже весь апрель идут программы, снега очень много и температура около нуля - вполне комфортна для катания. В Даване хорошее катание до середины апреля, потом солнце растапливает южные склоны. Прекрасное время для начала скитурных вылазок с ночёвкой. Ночи становятся теплее. Район Поднебесных Зубьев, Арадан манят любителей проснуться утром с видом из палатки на горы в любую сторону света.

Мамай, Ульзыха - засыпаны снегом по маковку, уже тепловато, но катание ещё очень хорошее.

На Камчатке начинаются бэккантри-лагери и катание с катамарана, уникальные программы. Ночами тепло, можно жить в палатках или в каютах катамарана. Более затратные, однако и более разнообразные хели-туры тоже действуют вовсю.

Традиционная фрирайдная тусовка в конце апреля - Кировск. Полярный день позволяет бродить по циркам Хибин сколько угодно. Конечно, ураганные ветры ещё случаются, но Хибины славятся ветрами. Будьте осторожны, лавинная опасность в это время часто высока.

Курорты Кавказа, как правило, в это время закрывают сезон. Но тем, кто не ленив, Эльбрус подарит радость катания по ледникам. Конечно, занятие это опасное и лучше взять местного гида, трещины неопытному человеку практически не видны, а многоснежная гладкая поверхность ледника - манит.

В Красной Поляне катание возможно только «под снег».

Европа

Катание в Норвегии возможно до самого конца апреля. Светло, тепло, много снега, прекрасные линии.

Весь апрель работают фрирайд-программы в Исландии. Снег её долго остаётся холодным, устойчивым.

В более южных странах Европы зона катания медленно уползает на ледники. Но в ледниковых зонах в апреле ещё вполне возможно найти некатаный снег, снегопады нередки.

Страны СНГ

В Казахстане и Кыргызстане наступает время высокогорного бэккантри. Лагери организуются в Ала-Арче, в долине реки Барскаун, в районе Тоо-Ашуу. Вступает в игру альплагерь Туюксу. Бывают снегопады и на горнолыжных курортах, но это негарантированно.