Итальянцы вера исповедания. Италия: религия, "Католическое действие" и ислам. Традиции и обычаи итальянцев

👁 5.2k (19 за неделю) ⏱️ 1 мин.

Отношение итальянцев к религии

С древних времен традиционное итальянское общество существовало и развивалось в тесном переплетении с религией. Даже в конце 20-х годов прошлого века, когда в стране царила диктатура фашистской партии Муссолини, католическая вера официально была признана государственной религией. Взаимосвязь между государством и католицизмом была настолько крепкой, что отделение их произошло только в 1976 году, но на количестве верующих это никак не сказалось. Итальянцы до сих пор свято берегут свои религиозные постулаты и правила, а авторитет Понтифика остается довольно высоким. Нельзя сказать, что итальянцы - религиозные фанатики, но даже в повседневной жизни они могут принимать решения исходя из советов Святого Престола, а многие религиозные лидеры, наравне с государственными, активно участвуют в жизни страны.

Ватикан - центр католицизма

Ватикан, расположенный в самом сердце Рима, является сосредоточением католической веры. Папа Бенедикт XVI оказывает существенное влияние на дела внутри страны и имеет достаточный вес на международной арене. В итальянской Конституции определены взаимоотношения между Святым престолом и государством, при этом в основном законе страны содержится пункт о том, что любые адепты той или иной веры вправе создавать религиозные организации, и граждане Италии вольны исповедовать любую религию.

Религиозные праздники в Италии

Итальянцы с размахом празднуют Рождество и Пасху , а в местных храмах собирается огромное количество людей, возносящих свои молитвы к Господу Богу. Отмечают жители Италии такие непривычные для нас даты как Богоявление, День Всех Святых, праздник Тела и Крови Христа, Успение Богородицы. В государстве официально функционируют более 45 000 католических храмов, вход в которые является бесплатным для всех желающих. В 1995 году была построена Римская мечеть для исповедующих ислам суннитского толка.

Другие конфессии

Несмотря на то, что 95% всех верующих причисляют себя к католикам , в Италии также живут православные, лютеране, баптисты, вальденсы, исследователи Библии, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, Свидетели Иеговы , чье количество достигло уже полумиллиона человек. В связи с последними военными событиями и большим потоком беженцев стало появляться все больше мусульман . Представлено местное общество 60 тысячами буддистов , которые составляют около 0.1% населения страны.

Оценить!

Поставьте свою оценку!

10 0 1 1 Читайте также:

Основная религия в Италии, которой придерживаются по разным данным от 90 до 97% жителей страны, это католицизм , до 1976 года являвшийся государственным вероисповеданием.

Сейчас церковь по конституции отделена от государства, но религия продолжает играть огромную роль в жизни населения страны, а многие религиозные деятели принимают участие в управлении государством. Около трети всех прихожан Римско-католической церкви очень активно посещают церковь, исполняют все обряды, принимают участие в церковных службах, а 74% жителей страны говорят, что верят в Бога.

Италию можно назвать центром Римско-католической церкви , так как на территории страны расположен Ватикан - карликовое религиозное государство внутри Рима, ассоциированное с Италией. Это резиденция главы церкви, папы римского. На его территории находится главный католический собор в мире - Собор Святого Петра, один из важнейших центров паломничества среди приверженцев католической религии.

В Италии действуют специальные законы, регламентирующие взаимодействие Римско-католической церкви с властями, например, «Новый Конкордат», принятый в 1984 году и провозглашающий равенство всех жителей Италии вне зависимости от их религии. Тем не менее, по конституции католическая церковь получает ряд преимуществ перед другими конфессиями - к примеру, в нее поступает часть налогов, полученных от граждан.

Итальянцев нельзя назвать фанатиками католицизма, но церковь пользуется огромным уважением у жителей. На улицах городов часто встречаются священники или монахи, церкви получают достаточное финансовое обеспечение для поддержки их в идеальном состоянии. Всего в стране расположено более 45 тысяч католических храмов , большинство из которых открыты для посещения. Люди отмечают многие религиозные праздники - помимо Рождества и Пасхи, в Италии большое значение имеют Успение Богородицы, Богоявление, праздник Тела и Крови Христовых, день Всех Святых и другие религиозные даты. При этом у многих итальянцев вера в Бога сочетается с суеверностью.

В Италии есть довольно крупные православные общины, расположенные на севере. В южной части страны увеличивается количество мусульман - иммигрантов из арабских стран. На Сицилии мусульманская диаспора существует еще с эпохи исламского владычества. С давних времен в Италии существуют еврейские сообщества, в которых распространен иудаизм. Довольно популярны в стране общества Свидетелей Иеговы и Исследователей Библии. Около 0,1% жителей государства являются практикующими буддистами, большинство из них - приезжие из других стран.

По статистическим подсчетам, население Италии составляет чуть более 60 миллионов человек. Уже полвека ежегодный прирост составляет менее одного процента, но положительная тенденция сохраняется. Жители Италии по численности населения занимают четвертую позицию в рейтинге стран Европы. С древних времен Апеннинский полуостров заселяли разрозненные племена и народности, которые считали благоприятный климат и плодородные земли идеальным местом для жизни. Из-за разнообразия поселений Италию считают довольно пестрой страной, которая и сегодня сильно отличается с востока на запад и с юга на север.

Этнический состав

Более 90% жителей Италии являются коренными итальянцами. Остальная часть состоит из албанцев, арабов, немцев, французов и других национальностей. Национальные меньшинства объединяются в диаспоры, однако точно подсчитать численность тех или иных этнических объединений очень сложно. Сами итальянцы подразделяются на обособленные группы:

  • лигурийцев;
  • тосканцев;
  • сардинцев;
  • сицилийцев;
  • базиликантов;
  • калабрийцев.















Всего насчитывается более 20 групп. В каждой группе имеются собственные наречие, традиции, кулинарные пристрастия. Социологи отмечают, что для каждого итальянца принадлежность к этнической группе является первичной. То есть человек сначала тосканец, а уже потом итальянец. Это всячески подчеркивается в общении, поэтому Италию можно назвать прекрасной мозаичной картиной, которая состоит из множества обособленных элементов.

Географическое распределение

Все жители Италии условно разделяются на южан и северян. С давних времен север (континентальная часть) считалась более индустриальной и экономически активной. Здесь развивалась промышленность, торговые отношения и политические связи. Юг же оставался аграрной и бедной провинцией, хотя со временем и превратился в туристический центр.

Особенно сильно диспропорция между севером и югом становится заметна в период экономического кризиса. Показатели безработицы и доли ВВП на душу населения в южной части страны имеют более плачевные значения.

Экономическая привлекательность северных регионов приводит к процессам внутренней миграции. Самыми густонаселенными регионами сегодня являются Кампания, Ломбардия и Лигурия. Самые густонаселенные города – это Рим, Милан, Неаполь, Турин.

Возрастной состав

Средняя продолжительность жизни итальянцев составляет 82 года:

  • 79 лет у мужчин;
  • 85 лет у женщин.

Такая продолжительность жизни объясняется хорошим здоровьем и высоким уровнем развития медицины. В возрастной структуре преобладает группа населения в возрасте от 15 до 64 лет. Однако доля работоспособного населения составляет всего 66%, что свидетельствует о высокой пенсионной нагрузке.

Стоит отметить, что общество Италии называют стареющим, то есть количество детей в семье постоянно уменьшается. Это может иметь негативные последствия в будущем, поэтому правительство Италии проводит активную демографическую политику и выплачивает пособия молодым семьям для стимулирования рождаемости.

Религия

Основной религией для населения Италии является католицизм. Его исповедуют 96,7% жителей. Остальная доля приходится на других представителей христианства: православных, свидетелей Иеговы, баптистов, лютеран и других. Долгое время религия для итальянцев была доминирующей частью жизни, и сегодня её роль остается очень важной. Не зря на территории Италии, а именно в Ватикане, находится мировой центр католичества.

Традиции и обычаи итальянцев

Итальянцы уважают свою историю и всячески поддерживают традиции региона, к которому принадлежат. Более того, каждая семья имеет собственные обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Культ семьи, в широком понимании этого слова, поддерживается очень сильно. Родители всегда носят с собой фотографии детей и наоборот. Дома хранятся семейные фото нескольких поколений. На важные даты даже дальние родственники собираются за общим столом.

Немалое значение имеют ремесленные традиции. До сих пор сохранилась преемственность профессий, когда отец передает свои знания сыну. Итальянцы славятся изделиями из стекла, керамики, лозы.

Интересны праздники в Италии. Празднование Нового года здесь происходит наиболее пышно среди европейских стран, где больше почитается Рождество. В новогоднюю ночь стол украшает множество блюд, а под бой часов нужно обязательно разбить посуду. Это делают, чтобы отогнать отрицательную энергию и привлечь удачу. Также итальянцы надевают в Новый год красное белье, чтобы любовь и успех были всегда рядом. После праздника эти элементы гардероба нужно уничтожить.

Туристы, которые впервые оказались в Италии, отмечают такие привычки коренных жителей:

  • очень активно жестикулируют во время разговора;
  • любят поговорить (на важные темы и просто «ни о чем»);
  • развили настоящий культ еды и предпочитают неспешные трапезы;
  • не приемлют строгих временных рамок.

Итальянцы – очень жизнерадостные и энергичные люди. Они ценят каждую минуту своей жизни, словно пробуют её на вкус: не торопясь, с удовольствием. Им не свойственна вечная гонка за деньгами или материальными ценностями. С гораздо большим удовольствием они проводят время в окружении семьи и друзей. Не считают зазорным остановить автомобиль посреди дороги и переброситься несколькими фразами со старым знакомым в соседнем авто.

Страница 2 из 2

Католическая церковь в Италии

Хотя ряд католических деятелей сделали попытку соединить католицизм и либерализм, в целом в сер. 19 века противостояние этих течений усиливается, особенно в Италии, где существование в центре полуострова Папского государства стало препятствием к окончательному объединению страны. В 1850-е- нач. 1860-х гг. в Пьемонте был проведен ряд антицерковных реформ, которые распространились и на присоединявшиеся один за другим к Пьемонту итальянские государства. Папа Пий IX, в первые годы своего правления также увлеченный либеральными идеями и сделавший попытку проведения либеральных реформ в Папском государстве, теперь занял по отношению к либеральной политике Пьемонта жесткую отрицательную позицию и в 1864 г. опубликовал энциклику «Зиашл сига», к которой был приложен «Силлабус», перечислявший те явления современности, которые Пий IX объявил главными заблуждениями своего времени. Необоснованно резкое и недальновидное осуждение в «Силлабусе» всех наиболее значимых явлений 19 века (всего «Силлабус» содержал 80 пунктов), в том числе весьма значительных научных открытий, настроило против папы большую часть общества (в т. ч. католического).

В целях защиты авторитета церкви и необходимости противостоять либеральным идеям Пий IX в кон. 1869 г. созвал Первый Ватиканский собор. Главным (и вызвавшим наибольшие споры и серьезную оппозицию) документом, принятым на соборе, стала 1-я догматическая конституция «О церкви Христовой». Она ввела в догму принцип «безошибочности папы» в тех случаях, когда он «с кафедры» высказывает суждения, касающиеся веры и морали. Принятие этого догмата вызвало раскол в среде самого католического духовенства. Против него резко выступили 10 профессоров церковной истории, в т. ч. мюнхенский профессор И. Деллингер, отлученный от церкви за высказанное несогласие с догматом в ряде речей и статей. Богословская оппозиция решениям собора привела к созданию Старокатолической церкви, хотя и поныне не слишком многочисленной. Ряд церковных деятелей, настроенных против догмата, все же приняли его, заботясь о единстве церкви (в т. ч. Кеттелер, фон Гефеле и др.).

Работа собора осталась незавершенной. В сентябре 1870 г., после того как Франция, отвлеченная войной с Пруссией, была вынуждена вывести свой гарнизон из Папского государства, последнее было захвачено Итальянским королевством. Светская власть Папы была ликвидирована. Пий IX отказался признать новое государство и объявил себя пленником в Ватиканском дворце, больше не покинув его до самой смерти. Его права были гарантированы в одностороннем порядке итальянским правительством в т. н. законе о гарантиях, согласно которому комплекс зданий на Ватиканском холме (собор Св. Петра, Ватиканский дворец и ряд других) передавался в его пользование и предполагалась выплата ему ежегодно некоторой денежной суммы.

Наряду с Италией большой удар по правам и привилегиям Католической церкви был нанесен в последней трети 19 в. и во многих других странах. Так, в конституции Швейцарии 1874 г. были введены «статьи исключения», направленные против иезуитов и монастырей. Сильное антиклерикальное движение развернулось во Франции. В 1880 г. были закрыты школы иезуитов. В 1898 г. это движение усилилось в связи с «делом Дрейфуса» вплоть до того, что в 1901 г. были изданы законы против церкви. В Базеле все католические церкви были переданы старо-католикам (1873 г.). В Австрии общие антиклерикальные настроения усилились после поражения в войне с Италией и присоединения к Италии областей, ранее занятых Австрией. В Австрии возникает «Движение за освобождение от влияния Рима», конкордат 1955 г. был в 1868 г. подвергнут изменениям в одностороннем порядке и, после того как в 1870 г. он был отвергнут Ватиканским собором, окончательно отменен в 1874 г. За последнюю четверть 19 в. в Австрии 75 000 человек перешли в протестантизм и 20 000 в Старокатолическую церковь. В ряде государств Латинской Америки было провозглашено отделение церкви от государства (в Мексике в 1875 г., в Бразилии в 1891 г.). В России после польского восстания 1863 г. католическое духовенство подверглось серьезным репрессиям, что привело в 1866 г. к разрыву отношений России с Ватиканом. Но наиболее острую форму борьба с правами церкви получила во вновь образованной (в 1871 г.) Германской империи. Провозглашенная Бисмарком политика «Культуркампф» была направлена на укрепление центральной государственной власти путем существенного ограничения влияния Римско-католической церкви. Циклом законов, направленных против католического духовенства, церковный контроль над школами был заменен государственным, запрещены орден иезуитов и ряд родственных ему монашеских орденов, принят ряд других административных мер.

К духовным лицам, отказавшимся подчиниться новому законодательству, были применены репрессивные меры, во многих германских землях власти начали всемерно поддерживать Старокатолическую церковь. Дипломатические отношения Германии со Святым престолом были разорваны.

Стремление к защите интересов верующих и церкви привело к созданию в ряде стран политических организаций католиков. Так, в Германии в 1871 г. была создана Католическая партия Центра, в Италии в 1874 г. был созван первый католический конгресс, положившей начало организации, получившей затем название «Опера деи конгресси».

Смерть Пия IX и избрание на папский престол Льва XIII (1878 г.) во многом изменило позицию и положение церкви в обществе. Благодаря его осторожной и умеренной политике был положен конец политике «Культуркампфа» в Германии, где были отменены практически все антицерковные законы. Уменьшились противоречия Святого престола со Швейцарией и большинством государств Латинской Америки (в 1899 г. собирался I Собор всех латиноамериканских епископов), улучшились отношения с Испанией и Великобританией, были восстановлены дипломатические отношения с Россией (1894 г.). Осознав необходимость приспособления церкви и ее миссии к радикально изменившим-:я условиям в мире, Лев XIII обратился к социальным проблемам и признал существование социальной проблемы, а также необходимость защиты церковью интересов трудящихся классов и их право на создание профессиональных союзов. Фундаментальное изучение социальной проблематики было им поручено специальному комитету, созданному в 1882 г. и получившему название Фрибургской унии. В одной из наиболее значимых в истории церкви энциклик - «Рерум новарум» (1891 г.) - Лев XIII сформулировал основные принципы официальной социальной доктрины церкви. Он также способствовал развитию наук, особенно теологии, библеистики и библейской археологии, но также естественных наук, открыл для исследователей Тайный Ватиканский архив.

Сложности, испытываемые Католической церковью в Европе и Латинской Америке, обусловили усиление интереса к внеевропейским странам, чему способствовали расширение колоний и увеличение числа научно-исследовательских экспедиций. После значительного перерыва новый импульс к развитию получило миссионерское движение. В течение 19 в. (особенно в его конце) возникает множество новых орденов и обществ, посвятивших себя миссионерству (главным образом - во Франции, в конце века - в Германии и США). Миссионерством во многом занимался и восстановленный в 1813 г. орден иезуитов. Были открыты новые миссионерские семинарии в Лионе, Париже, Вюрцбурге, проводились миссионерские съезды. Большим достижением миссионерского движения можно считать открытие миссий в Китае (1843 г.) и Японии (1859 г.). В Африке особого успеха миссионерское движение достигло после того, как этот континент почти полностью попал под европейское влияние.

Вместе с тем в 19 веке происходит значительное обновление католического образования: в 1834 г. был воссоздан католический университет в Лувене, в Германии (в 1848 г.) в некоторых университетах были созданы кафедры католического богословия, в Париже - католический университет был создан в конце века, в 1891 г. - во Фрибурге (Швейцария), в 1889 г. - в Вашингтоне.