Виды двухмачтовых судов. Виды кораблей: названия с фото Название морского двухмачтового гребного судна

Приведем список названий кораблей из морского справочника, подходящих под определение "морское парусное судно":

Барк — морское парусное судно, имеющее от 3 до 5 мачт, с косыми парусами на кормовой мачте (бизань-мачте) и прямыми на остальных.

Баркас — 12-и 22-весельная судовая шлюпка, имеющая парусное вооружение, служащая для перевозки людей, грузов и завозки якорей.

Баркентина (шхуна-барк) — морское парусное судно, имеющее не менее 3 мачт с косым парусным вооружением и переднюю мачту (фок-мачту), несущую прямые паруса.

Бот — небольшое парусное одномачтовое судно, нередко имеющее двигатель.

Бриг — морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на обеих мачтах.

Бриг «Меркурий»

Бригантина — морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на передней мачте (фок-мачте) и косым на задней (грот-мачте).

Галион — так называется большое парусное военное судно Португалии и Испании в средние века.

галеон «Золотая лань» — легендарный галеон Френсиса Дрейка

Галиот - название типа грузового парусного судна времен средневековья.

галиот «Орел»

Клипер — быстроходное парусное судно XIX века, с острыми обводами корпуса и развитой парусностью.

клипер «Фермопилы»

Корвет — 1. Самое маленькое трехмачтовое судно в парусном военном флоте, с полным прямым вооружением, несущее до 30 пушек, расположенных только на верхней палубе. С 40-х годов прошлого столетия, помимо парусов, стали иметь паровые двигатели; 2. Современный сторожевой корабль, несущий эскортную службу по охране торговых судов.

Линкор (Линейный корабль) — 1. Большое морское парусное судно, предназначавшийся для ведения артиллерийского боя в кильватерном строю, т. е. вытянувшись в линию; 2. Современный военный корабль, несущий орудия крупного калибра и защищенный мощной броней (линкор).

Линкор «Двенадцать апостолов»

Пакетбот — так называется морское парусное или парусно-винтовое судно, предназначенное для перевозки пассажиров и срочной почты между портами Европы и Америки.

Пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел»

Смак (шмак) - небольшое мореходное парусное рыболовное судно.

Фрегат — трехмачтовое морское судно военного парусного флота, вооруженное пушками (до 60), расположенными в два ряда по высоте в одной закрытой и на верхней палубах.

Шлюп — 1. Трехмачтовое военное судно с прямым вооружением, похожее на корвет; 2. Парусное морское одномачтовое судно с двумя парусами (главным образом спортивное); 3. Тихоходный сторожевой корабль по охране транспортных караванов в некоторых современных иностранных флотах.

Шхуна — так называется морское парусное судно с двумя и более мачтами, вооруженными косыми парусами.

шхуна «Belle Poule»

Ялик — небольшая гребно-парусная шлюпка с одной или двумя парами весел.

Предназначенный для размещения, обслуживания, ремонта , взлёта и посадки самолётов

Авиатра́нспорт - специальное судно, предназначенное для транспортировки авиационной техники, но в отличие от авианосца, не приспособленное для взлёта и посадки самолётов или вертолётов .

Автомобилево́з - специализированное сухогрузное судно для перевозки автомобилей .

Ка́бельное судно (кабелеукладчик ) - судно для прокладки, ремонта и обслуживания морских и океанических линий связи и электропередачи.

Кабеста́нное судно (кабестан ) - речное самоходное судно, распространённое в XIX веке на Волге .

Каботажное судно - судно, выполняющее каботажные перевозки.

Кама́ра - греческое название небольшой, узкой, лёгкой лодки народов Восточного Причерноморья в древности .

Карако́ра , корокора - парусно-гребное судно Молуккских островов .

Ка́пер - судно, занимавшееся каперством .

Капуда́на - флагманский корабль (каторга) турецкого капдан-паши .

Кле́пер - небольшое северное морское судно типа шхуны , но меньшего размера (длина 12-15 м, ширина 3,5-5 м, осадка 1,2-2 м, грузоподъемность 15-20 тонн). Имело 1-2 мачты с 1 реем и гафельными парусами. Благодаря длинному корпусу с плавными обводами, обладало хорошей мореходностью . Другое значение - тип складной байдарки .

Коза́ - гребная рыбацкая лодка, распространённая на Чёрном и Азовском морях. .

Комя́га - 1. Грузопассажирское парусно-гребное судно XVII века на Черноморском побережье Турции и Крыма, вместимостью 85-90 человек. 2. Небольшая рыболовецкая лодка XVII-XVIII веков на побережье Крыма. 3. Баржа, используемая как паром на Дону .

Кочма́ра , кочмора - большая парусная одномачтовая лодка поморов , применявшаяся для промысла или транспортных целей .

Люгер - небольшое трёхмачтовое военное судно первой половины XIX в. с вооружением 10-16 пушек. Применялись для посыльной службы.

М

Магазин - плавучий склад.

Многокорпусное судно - судно, корабль или катер, состоящие более чем из одного водоизмещающего корпуса. Изучены и применяются двух- и трёхкорпусные суда. К двухкорпусным судам относятся катамаран (см.), дуплус (см.), трисек (см.), проа (см.). К трёхкорпусным судам или кораблям относятся судно с аутригерами (см.), тримаран (см.), трикор (см.). Все типы многокорпусных судов отличаются повышенной площадью палуб (и внутренним объёмом конструкций), простым обеспечением поперечной остойчивости, в той или иной мере лучшей мореходностью, повышенной непотопляемостью и безопасностью плавания. Многокорпусные суда наиболее эффективны для перевозки пассажиров в салонах или каютах, колёсной техники, лёгких контейнеров, для размещения научных лабораторий и боевых постов надводных кораблей. Широко применяются двухкорпусные суда, началось применение судов и кораблей с аутригерами. Построено четырёхкорпусное судно с малой площадью ватерлинии, предложены пятикорпусные корабли и суда.

Монитор - Броненосный башенный корабль береговой обороны с небольшой осадкой. Водоизмещение мониторов: морских - до 8000 т, речных - до 1900 т. Вооружение: 2-3 орудия крупного калибра (до 381 мм). Получил типовое название по наименованию первого корабля этого класса «Монитор», построенного в США в 1861-62.

Н

Неф - старинное парусное судно, ставшее по мере развития в XVI веке крупным кораблем с прямыми парусами и сильным артиллерийским вооружением; прообраз парусных кораблей.

О

П

Пароходофрегат - военный корабль переходного периода от парусного к паровому флоту, имевший в качестве двигателя паруса и паровую машину.

Пакетбот - двухмачтовое парусное судно для перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение 200-400 т, вооружение от 12 до 16 пушек.

Пинасс - трехмачтовое судно XVII-XVIII веков.

Пинка - парусное коммерческое судно в Северной Европе вместимостью около 200 т. В XVIII веке пинки использовались в качестве военных судов на Балтийском море.

Плашкоут - плоскодонная барка с высокими бортами; употреблялась для промежуточных опор наплавных мостов. Плашкоутные мосты удобны тем, что их в любой момент можно отвести в стороны, чтобы освободить часть или всю ширину реки.

Понтон (от лат. ponto - мост на лодках) - плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств за счёт собственного запаса плавучести.

Прам - плоскодонное артиллерийское парусное судно XVIII в. Вооружение от 18 до 38 пушек применялось для действий на мелководье, у берегов и в реках против крепостей и береговых укреплений

Проа - двухкорпусное судно, состоящее из большего центрального корпуса и меньшего дополнительного, называемого также «аутригером».

Р

Рефрижераторное судно - грузовое судно специальной постройки, оборудованное холодильными установками для перевозки скоропортящихся грузов.

В настоящее время словосочетание «парусное судно» используется для обозначения любого судна имеющего хотя бы один парус, однако с технической точки зрения парусное судно- это корабль, для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов.

Типы парусных кораблей во все времена были разнообразны. Помимо оригинальной конструкции парусник мог подвергнуться изменениям по желанию владельца, в зависимости от условий плавания или местных традиций. Как правило, такие реконструкции создавались с целью улучшения мореходных качеств, с привлечением меньшего числа команды. До середины 19 века парусные суда были основным средством морских перевозок и ведения военных действий на море. В настоящее время они используются лишь в качестве учебных, спортивных и прогулочных судов. В связи с удорожанием топлива и ужесточением требований к охране окружающей среды в ряде стран началась разработка и постройка опытных парусных судов, оснащенных современным парусным вооружением. Плавание парусных кораблей может занимать от одного дня до нескольких месяцев, однако продолжительное мореплавание предполагает тщательное планирование с заходами в порты для пополнения запасов.

Существуют различные виды парусных кораблей, но все они имеют общие базовые характеристики. Каждое парусное судно должно иметь корпус, рангоут, такелаж, и, по крайней мере, хотя бы один парус.

Рангоут - система мачт, рей, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т.п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).

Такелаж - всех снастей парусного судна, представляет собой натянутые тросы. Такелаж разделяется на стоячий и бегущий. Стоящий такелаж служит для удержания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных парусных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали. Бегущий такелаж предназначен для управления парусами - их подъема, уборки и т.п.

Парус - движитель парусного судна - часть ткани, на современных парусниках - синтетической, которая крепится к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые - форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет парусному судну двигаться круто к ветру.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРУСНЫХ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ

Наиболее распространенной классификацией парусных судов является разделение по типу и количеству мачт. Отсюда и происходит название типа парусного корабля. Так, все парусные суда могут нести на своих мачтах различные типы парусов в различном количестве, но все они делятся на следующие категории:

одномачтовые парусные суда


ял - легкая бескилевая парусная лодка (швертбот). Мачта на яле одна, часто съемная и называется фок-мачтой.

кэт - парусное судно характеризующаяся наличием одной мачты вынесенной далеко вперед, то есть вблизи носовой части лодки.

шлюп - одномачтовое морское парусное судно.

тендер - одномачтовое морское парусное судно, имеющее на мачте три вида паруса - стаксель, трисель и топсель.

куттер - парусное судно, имеющее одну мачту с косым, как правило, гафельным вооружением при двух стакселях.

двухмачтовые парусные суда


йол - двухмачтовое судно, у которого бизань-мачта располагается в корме недалеко от головки руля, и имеющее косое парусное оснащение.

кеч - двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Кроме того площадь паруса кормовой мачты составляет около 20 процентов общей парусности парусника. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре.

шхуна (бермудская шхуна) - морское парусное судно, имеющее две мачты с косыми парусами.

бригантина - двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте.

бриг - двухмачтовое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение.

трехмачтовые парусные суда (многомачтовые парусные суда)


каравелла - имеет три мачты с прямыми и косыми парусами.

шхуна - тип морского парусного судна, которое имеет не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны разделяются на: гафельные , бермудские , стаксельные , марсельные и брамсельные . Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом - брамселем. При этом в ряде случаев марсельскую и брамсельную двухмачтовые шхуны, особенно с брифоком, можно перепутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов - гафельных или бермудских, шхуна может быть и марсельной (брамсельною). Шхуны имеют небольшую осадку, что позволяет заходить даже на мелководье.

барк - большое парусное судно с тремя и более мачтами, имеющее прямое парусное вооружение на всех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами.

баркентина (шхуна-барк) - как правило, это парусное судно с тремя и более мачтами со смешанным парусным оснащением, и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса.

фрегат - парусное судно, имеющее три и более мачт с прямыми парусами на всех мачтах.

Кроме вышеперечисленных типов парусных судов в истории мореплавания существовало большое количество других названий, многие из которых с течением времени исчезли, но благодаря энтузиастам некоторые суда дошли до наших дней в виде полнофункциональных копий или реплик: корвет, флейт, галеон, люггер, клипер, шебека, каракка, винджаммер.

КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПАРУСНЫХ СУДОВ


Парусный спорт возник в странах, которые всегда славились мореплаванием - Англия и Нидерланды. Его зарождение тесно связано с профессиональным плаванием на небольших парусных судах, где преимущество в скорости позволяло успешно конкурировать, например, в рыболовстве или лоцманской службе. Спортивный интерес, возникший вследствие улучшения ходовых качеств таких парусных судов, а также проведение гонок между ними привели к появлению специальных судов, предназначенных исключительно для любительского плавания, которые стали называть яхтами. Это название происходит от голландского слова «jagie» - так в Нидерландах в XVII веке называли небольшие быстроходные одномачтовые судна. Широкое распространение увлекательных водных соревнований также заставило классификаторов разделить спортивные парусные яхты на типы.

Классификация парусных спортивных судов (яхт) - это разделение парусных, спортивных, судов на классы в зависимости от размеров и их соотношений, влияющих на ходовые качества и мореходность этих парусных судов. Различают четыре основных класса парусных, спортивных судов (яхт): свободные классы ; формульные классы ; монотипы и гандикапные классы .

Классы парусно-спортивных судов (яхт) непрерывно совершенствуются и изменяются и могут быть национальными и международными. Международные классы парусно-спортивных судов, привлекаемые на олимпийские регаты, называются «олимпийскими». По состоянию на 2012 год существуют шесть классов однокорпусных гоночных яхт: лодки класса Финн , лодки 470 класса , лодки класса 49er , лодки класса 49erFX , лодки класса Лазер-Стандарт , лодки класса Лазер-Радиал .


Отдельно из группы выделяется класс многокорпусных спортивных судов , получивший название Nacra 17 . А также соревнования на досках с парусом для серфинга (виндсерфинг) имеют собственный класс - RS:X .


Помимо вышесказанного существует понятие парусно-моторные суда - это суда, имеющие парусное вооружение и вспомогательную дизельную энергетическую установку, используемую для движения судна при безветрии, заходе (выходе) в порты, проходе узкостей (проливов, каналов) и тому подобное. Большинство парусно-моторных судов - небольшие промысловые, учебные и прогулочные плавсредства.