Внутреннее строение мечети описание. Мечети и то, что внутри. Великая мечеть Хассана II, Касабланка

Пол устилают великолепные ковры, преимущественно красных и вишневых тонов. Но доминирующие цвета в мечети — голубой и синий. Эти цвета преобладают в тысячах изразцов, выполненных в керамических мастерских Изника и устилающих стены мечети. В XVI веке изразцы изникских мастеров экспортировались практически во все страны мусульманского мира. Во время строительства «Голубой мечети» все мастерские работали только на нее, выполняя заказ султана. Ахмед I даже запретил керамических дел мастерам поставлять плитку для других зданий.

Всего на внутреннее украшение Голубой мечети ушло более 200000 изразцов.

Своды мечети и внутренняя поверхность купола выложены изразцами светлых тонов — белого, желтого, кремового, золотистого. Основной мотив майоликового убранства Голубой мечети — растительный узор, а также изречения из Корана, написанные рукой искусного каллиграфа. Михраб мечети и минбар — амвон, кафедра для чтения проповедей — изготовлены из белого мрамора и покрыты тончайшим резным орнаментом. Слева от михраба на стене в рамке укреплен кусок священного камня из Каабы — тонкая мраморная плитка с красивым узором. По обе стороны от михраба стоят два огромных подсвечника с такими же громадными свечами.

Как сообщают хроники, ранее по стенам были развешаны 200 золотых пластин, каждая из них украшена 61 бриллиантом. На этих пластинах были выгравированы имена пророка, первых халифов и изречения из Корана. Когда-то в мечети были и цветные витражи. Ныне в окнах обычные стекла, через которые в мечеть льются потоки света.

ПОСЕЩЕНИЕ МЕЧЕТИ

Для посещения мечети следует соответственным образом одеться. Мужчинам также полагается быть выбритыми, причесанными и опрятными. Мусульманам запрещено посещать мечеть в легкой одежде - рубашках с короткими рукавами или шортах. Женщина, проявляющая уважение к мусульманским обычаям, перед посещением мечети облачится в длинное одеяние, скрывающее руки и ноги, а на голову повяжет косынку или платок. Одежда мусульманок всегда скромна - прозрачные, обтягивающие или слишком короткие одежды совершенно неуместны, так же, как и излишек макияжа и парфюмерии.

И мужчинам, и женщинам, посещающим мечеть, полагается знать, что при входе им придется снять обувь, а в самом здании, вероятно, придется сидеть на полу.

Любая мечеть может иметь два входа - один для мужчин, другой для женщин. В мечети мужчины и женщины молятся раздельно. В зависимости от внутреннего архитектурного устройства мечети женщинам предоставляется для совершения молитвы балкон или же определенное место в глубине мечети, отделенное от остального пространства занавесом.

При входе в мечеть и мужчины, и женщины снимают обувь и ставят ее на специально предусмотренные для этого полки. (Если в мечети ожидается слишком большое собрание верующих, разумно будет захватить свою обувь с собой в пакете, чтобы избежать раздражающей давки после молитвы.) В мечетях, часто посещаемых туристами, за обувью следует внимательно присматривать, однако в маленьких местных мечетях за сохранность обуви можно не беспокоиться.

Снимать носки, чулки или колготки не обязательно, но благовоспитанные люди должны прежде всего убедиться в том, что их носки чисты, свежи и без дыр. Мусульмане, совершающие омовение пять раз в день, весьма чувствительны к разным посторонним запахам!

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО УБРАНСТВА МЕЧЕТИ

Отличительной и самой яркой особенностью молитвенной комнаты является полное отсутствие украшений и меблировки. В мечетях нет ни скамеек, ни стульев. Все сидят на полу.

Живописные украшения или статуи также отсутствуют, ибо изображения живых существ исламом запрещены, как явно противоречащие духу единобожия. Вам не удастся увидеть каких-либо изображений Бога, ангелов или пророков.

Однако все это еще не означает, что мечети скучны и тоскливы. Многие из них удивительно красивы благодаря многокрасочным коврам, мраморным колоннам, узорчатым изразцам, витражам, причудливым подсвечникам, золоченым сводам, орнаментальной росписи коранических текстов и так далее.

Ковер в молитвенном зале зачастую расчерчен линиями для удобства совершения общей молитвы и упорядочивания большого числа прихожан. Огромный ковер лондонской мечети в Риджентс-парк, например, выткан узорчатыми квадратиками, напоминающими индивидуальные молитвенные коврики. Как бы то ни было, огромное количество мусульман, собравшихся на общую молитву, вынуждено располагаться очень плотно друг к другу и мириться с некоторыми неудобствами.

Михраб

Стена, обращенная к Мекке, известна как стена киблы . В этой стене располагается особо украшенная ниша, или альков, называемый михрабом . Это ни в коем случае не алтарь, хотя такая идея может зародиться в голове христианина. Михраб просто-напросто указывает направление в сторону Каабы и сосредоточивает ум мусульманина на мысли о Боге.

Возглавляющий молитву всегда стоит лицом к михрабу, который иногда называют "нишей света", символом Божественного Присутствия в сердце. Иногда михраб выполнен в форме раковины; створки раковины символизируют "ухо сердца", а жемчуг, содержащийся внутри нее, - "Божественное Слово".

Минбар

Справа от михраба устроен минбар - возвышение, с которого имам провозглашает проповедь хутбу. Подобное возвышение может быть очень простым и незамысловатым, а может быть и изысканнейше украшенным. Простейшей формы минбар представляет собой всего лишь пару покрытых ковром ступенек, ведущих на небольшой помост. Роскошные же и красивые минбары могут состоять из довольно высокого лестничного пролета, изысканно отделанного узорчатой резьбой.

Мавзолей Шах-Черах является погребальным памятником и мечетью, расположенной в городе Шираз, Иран. Название дословно переводится как "король света", и это вполне оправдано. Возможно, снаружи мечеть имеет привычный вид, но вам лучше покрепче держать свою челюсть, чтобы не разбить её об пол, ведь внутри мавзолей выглядит как нечто фантастическое. Внутренняя часть здания испещрена миллионами крошечных зеркальных осколков, отражающих свет во все стороны, а изумрудный цвет интерьера завораживает настолько, что Хогвартс отдыхает.

Так мечеть-мавзолей Шах-Черах выглядит снаружи. Красиво конечно, но ничего такого, ведь правда?

Но зайдя внутрь, вы точно измените своё мнение

Согласно одной истории около 900 г. н.э. путешественник заметил вдалеке нечто сияющее

Подойдя ближе, он увидел, что источником света была могила, в которой лежало тело важного мусульманского деятеля в доспехах

После обнаружения гробница стала местом паломничества мусульман-шиитов

Со временем данное место отстраивалось, и чем больше времени проходило, тем сложнее становилась конструкция здания

В конце концов, гробница превратилась в храм

Сказочная красота мечети и её бриллиантовый блеск привлекает множество паломников и туристов со всего света

Но прежде всего это, конечно же, религиозное место

Несмотря ни то, что мавзолею Шах-Черах был нанесён огромный ущерб со стороны людей, природы и времени, благодаря многочисленным ремонтам и реставрациям она продолжает стоять до сих пор

Список обязательных мест для посещения - +1.

Мусульмане большое внимание уделяют построению мечетей, а мастера любовно выкладывают мозаику, сооружают высокие, сводчатые потолки, покрывая их росписью и каллиграфией, изготавливают ковры, которыми устилают полы мечетей. Какие образцы мусульманского искусства можно встретить, зайдя внутрь?

Для начала перечислим основные составляющие большинства современных мечетей мира. Зайдя в мечеть, вы непременно отправитесь в молитвенный зал, устланный коврами, иногда пол покрыт камнем, гипсом, или он просто земляной.

Некоторые из пришедших сначала воспользуются комнатой для омовения (вуду) - в них расположены общественные туалеты, душевые кабины, умывальники. Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого комнат, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых «хаузами».

В молитвенном зале вы можете увидеть михраб - это ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму. Она должна указывать молящимся направление, куда обратить молитву, - киблу. Михраб зачастую украшают каллиграфическими надписями или орнаментами.

Внутри мечеть может быть украшена и орнаментом, и каллиграфией, а ещё арабесками и мозаикой; позже стали использоваться цветные витражи и изразцовые панно, резьба по дереву и бронзовые светильники - например, всё вышеперечисленное украшало мечети Шах-Заде, Сулеймана I и Селима I. Мы писали уже о том, что в изобразительном искусстве ислама преобладает орнамент, отличающийся разноцветьем красок и разнообразием узоров. Он может быть представлен в резьбе по камню, металлу, глине, в тонких рисунках капителей, в резных дверях и панелях стен, в застывшем алебастре, в мелкой тонкой пластике.

Часты в архитектуре мечети колонные залы, купола больших размеров и стрельчатые арки, мраморная облицовка и мозаика. В 8 в. купольную форму заменяет колонная; колонны, расположенные поперек направления к михрабу, создают впечатление сложного и насыщенного пространства (храм в Кордове, 8-10 вв., имел первоначально 1393 колонны). Широко использовались подковообразные арки, подчеркивающие динамичность конструкции.

Внешне мечеть могут украшать цветные изразцы, их ещё называют иранскими, они часто использовались для облицовки мечетей и медресе. Поверхность изразцов иногда заполнялась айатами (стихами) из Корана. На них также, чаще всего, встречается растительный орнамент. Исключительно разнообразие изразцовых наборов; в их укладке использовался принцип мозаики. В напольных же мозаиках встречаются пейзажные и архитектурные мотивы.

Ещё один элемент мечети - минбар. Минбар - отличительный признак соборной мечети, это кафедра, с которой имам-хатыб (лидер местной общины, чья обязанность - произносить проповеди - хутбы) произносит пятничную проповедь; у минбара есть аналог - амвон в раннехристианской и византийской базилике. Первым минбаром, с которого читалась проповедь, был срубленный ствол финикового дерева в мединской мечети. В 628-629 гг. пророком Мухаммадом был установлен новый минбар, сделанный из дерева и состоящий из двух ступенек и места для сидения. С IX века минбар стал приобретать форму высокой трибуны с деревянным навесом. К такому минбару ведет лестница с перилами и порталом, либо дверцами. Часто минбары представляют собой красивые расписные сооружения из дерева или камня. Их декорируют резьбой, инкрустацией из драгоценных камней, мрамора или ценных породам дерева, украшают позолотой, цветным фаянсом или стеклом. Некоторые минбары чрезвычайно высоки и имеют 5, 7, 9 или ещё больше ступенек.

У большинства мечетей есть минарет. Минарет - башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни. Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

В настоящее время происходит переосмысление исламского архитектурного наследия. Люди строят мечети по прежним образцам, используют всё те же приемы, но уже не встретишь ручной работы, обычной в прежние времена: сейчас широко используются современные материалы и техника, позволяющие за короткое время создавать гигантские, часто радиофицированные сооружения. Их внешние формы и внутреннее убранство щедро заимствуют идеи и решения великих мастеров прошлого, добавляя к ним элементы современной эстетики. Бетон, стекло, пластик и металл заменяют кирпич, изразцы и глазурь; при этом незыблемыми остаются основные канонические принципы исламского искусства.