Морской город нефтяные камни. Нефтяные камни - город в открытом море баку. Куда привело расследование дела об изнасиловании

Нефтяные Камни (азерб. Neft daşları) — посёлок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней — каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни.

Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.

Нефтяные Камни, или, как их еще называют сами нефтяники, «Камушки» — это не просто километры эстакад в отрытом море и резкий подъем уровня добычи нефти. Для некоторых из них «Черные скалы» стали последним пристанищем - они погибли, пытаясь покорить морскую стихию. Но как бы пафосно ни звучало, дело их живет до сих пор.

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение — еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни».

Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.

Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

В настоящее время Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров.

Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения.

В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60-летний юбилей.

Хоть «Камушки» и называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. .

В период Советского Союза в стране было воплощено в жизнь много уникальных проектов. Одним из таких является населенный пункт Нефтяные Камни, или «Камушки». Это настоящий город на море. Сейчас его называют «столицей» Каспийского шельфа, второй Венецией. Причина строительства - добыча нефти.

Описание

Нефтяные камни - поселок в 42 километрах от Апшеронского полуострова. Сооружен он на металлических эстакадах, которые соединяют между собой буровые вышки. На севере и юге гавани опоры соорудили путем затопления морских судов. На тот момент затопили 7 судов, одно из которых было самым первым нефтеналивным танкером во всем мире. А построили его братья Нобели (Швеция) в 1878 году. Какое-то время танкер даже пытались поднять, но так ничего и не удалось.

Город с момента строительства так и остался единственным в своем роде, подобных населенных пунктов в мире нет. Населенный пункт занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самая старейшая нефтяная платформа на морском шельфе.

Как обнаружили нефть

Еще в 1859 году в районе современного ПГТ Нефтяные Камни начали изучать ландшафт. Удалось выяснить, что в этом месте есть каменные гряды, или банки. Это скалы, слегка выступающие из моря, с нефтяной пленкой. На момент обнаружения нефти, в начале 40-х годов прошлого столетия, это было самое крупное и богатое месторождение.

Что было до революции

Инициатором добычи нефти в этих местах стал В. К. Згленицкий. Он подал прошение властям в 1896 году, к которому приложил проект бурения. Проект был уникальным на тот момент и предполагал бурение скважин на искусственном материке в бухте Биби-Эйбатской. Документ предполагал возведение помоста, который бы не пропускал воду и должен был возвышаться над уровнем моря на 4 метра с одновременным спуском полученной нефти непосредственно в баржи.

Проект также предусматривал, что если будет целый фонтан, то нефть будет попадать в баржу с грузоподъемностью в 200 тысяч тонн. Однако горное управление полностью отклонило прошение, так как посчитало, что нет четкого подтверждения нефтеносности морского шельфа близ Апшеронского полуострова.

После Второй мировой войны

Изучение акватории в месте современного города в море (Нефтяные Камни) началось только в 1946 году. Была организована целая экспедиция, которая выявила, что здесь огромные запасы нефти. Уже в 1948 году на маленькие островки близ высадился десант. Это было несколько отважных специалистов: нефтяников и монтажников. Через год им удалось установить домик и маленькую буровую установку площадью 14 квадратных метров и глубиной 1000 метров. С этого момента начались масштабные геологические исследования. Сам поселок начали возводить только спустя 10 лет.

Изначально построили электростанцию, котельную и нефтесборный пункт, очистительные сооружения. Первым появился 2-этажный жилой дом для сотрудников, затем построили еще 15. Позже появилась баня, больница и другие бытовые сооружения.

В 1960 году в поселке Нефтяные Камни открыли техникум, где обучали будущих нефтяников. В период с 1966 по 1975 год работал завод по производству хлеба, цех, где выпускали лимонад. Возвели 5-этажное общежитие и даже 9-этажку. Разбили парк, где высадили деревья. Автомобильное сообщение по городу осуществлялось по нефтяным эстакадам. А связь с Баку поддерживалась по воздуху (вертолетами) и воде - ходили регулярные рейсы пароходов.

Современный город

Нефтяные Камни в Каспийском море - это более чем 200 стационарных платформ. Общая протяженность всех улиц и переулков населенного пункта - 350 километров. Суммарное количество добытой нефти за весь период существования достигает 160 миллионов тонн. На постоянной основе действует 391 скважина с суточной добычей в 5 тонн. Параллельно с нефтью производится добыча нефтяного газа, которого на сегодняшний момент получено примерно 13 миллиардов кубических метров.

Однако не все так радужно на сегодняшний день, сибирскую нефть оказалось намного проще и дешевле добывать, поэтому город находится в запустении, и сейчас здесь проживает около 2 тысяч людей, а когда-то только занятого в нефтедобыче населения в поселке было 5 тысяч человек.

В конце 1940-х годов в 100 километрах к востоку от побережья Азербайджана началась реализация удивительного проекта. Прямо в море за несколько десятилетий вырос настоящий городок с многоэтажками, поликлиникой, столовой, пекарней и даже лимонадным цехом, окруженный сотнями километров эстакад с автомобильным движением. Это Нефтяные камни, уникальный поселок нефтяников, аналогов которому на планете нет. Onliner.by рассказывает, как человек в очередной раз победил природу, построив в открытом море город.

Добыча черной, плохо пахнущей, но при этом горючей жидкости примитивными, кустарными способами началась в Азербайджане еще в средние века. Центром промыслов стал Апшеронский полуостров, крупнейшим городом которого была и остается азербайджанская столица, Баку. Ценность ресурса, прозванного «черным золотом», человечество поняло гораздо позже - настоящий нефтяной бум в окрестностях Баку разгорелся во второй половине XIX века, украсив предместья города сотнями вышек.

В начале следующего XX века Баку уже стал нефтяной столицей всей Российской империи, здесь добывалось почти 90% нефти страны и около половины - всего мира. «Черное золото» приносило бакинским промышленникам, в числе которых были семьи Нобелей и Ротшильдов, миллионы рублей.

Советская власть, разумеется, нефть у частного бизнеса отобрала. Вместе с тем легкие в освоении месторождения на Апшероне стали постепенно истощаться, и перед государством встала задача поиска новых источников сырья, которое приобрело стратегический характер. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны было принято принципиальное решение - идти за нефтью в море.

На Каспии примерно в сотне километров от побережья Апшеронского полуострова существовало место, прозванное рыбаками Черные камни. Это была гряда еле-еле выступающих над поверхностью моря скал, имевших характерный черно-серый цвет. Это и вода с маслянистыми разводами намекали о выходе нефти где-то неподалеку. В ноябре 1948 года на Черные камни высадился геолого-разведочный десант, возглавлял который лично Николай Байбаков, министр нефтяной промышленности и будущий многолетний председатель Госплана СССР. Вывод представительной комиссии был однозначным и оптимистичным - нефть на Черных камнях есть, и ее много.

Так выглядел будущий город на заре своего существования.

Глубина моря в этом районе составляла всего 5-20 метров, поэтому руководство объединения «Азнефть» решило строить базу нефтедобычи прямо в открытом море. Имевшихся скалистых островков для этого было все же недостаточно, поэтому плацдармом послужил старый, готовившийся к списанию корабль «Чванов». Полузатопленное судно одновременно стало и первым местом жительства буровиков, разместившихся в его каютах. Спустя год после начала освоения месторождения первая скважина километровой глубины заработала, после чего Черные камни немедленно переименовали в Нефтяные.

За следующие полгода к первопроходцу «Чванову» отбуксировали и затопили еще шесть старых, отслуживших свое кораблей. Так был сформирован «остров семи кораблей», сердце будущего поселка. Судна соединили между собой и с имевшимися рядом островками металлическими эстакадами, установленными на деревянные сваи. Конструкция быстро обросла и первыми, временными пока домиками.

Вскоре буровики смогли переехать и в относительно комфортабельное жилье - для них на Нефтяных камнях соорудили 16 двухэтажных деревянных домов. Кроме этого, здесь были построены 2 электростанции, столовая, баня, медпункт, библиотека - неплохая инфраструктура для окруженного морем поселка.

Росла и площадь отвоеванной у воды суши. На специальных кораблях сюда завезли более полумиллиона кубометров песка и скальной породы. Небольшая глубина моря позволила объединить естественные и искусственные острова в единое целое.

Параллельно с увеличением количества скважин активно строились и соединявшие их эстакады. Это было поразительное зрелище - десятки, сотни капитальных зданий, буровых вышек, нефтяных скважин, соединенные многокилометровыми мостами, по которым оживленно ездили легковые и грузовые автомобили. Вокруг же только Каспийское море, до ближайшей суши сотня километров на теплоходе или вертолете.

Центр рабочего поселка с построенными для буровиков и обслуживающего персонала двухэтажными домами.

На этом цветном снимке 1960-х годов хорошо видны еще частично выступающие над поверхностью воды черные скалистые островки. Вдалеке в центре - «остров семи кораблей».

С конца 1940-х на Нефтяных камнях было пробурено около 2000 скважин, давших 60% всей советской морской нефти. Первоначально она доставлялась на сушу танкерами, но в 1981 году был сдан 78-километровый подводный трубопровод, позволивший отказаться от использования кораблей, чья эксплуатация в условиях мелководья и многочисленных в этом районе моря скал представляла определенный риск.

Еще большую опасность представляли нередкие на Каспии штормы. В первые годы освоения «нефтекаменного» месторождения все гидротехнические сооружения строились с использованием деревянных свай, поднимавших их на высоту в 6,5 метра. Как быстро доказала природа, этого оказалось недостаточно. 15 сентября 1956 года разыгрался катастрофический шторм, повлекший за собой человеческие жертвы.

«С утра подул северный ветер, скорость его быстро возрастала и через 2 часа достигла 35 м/с с порывами до 40 м/с. На суше ветер подобной силы срывает крыши домов, вырывает с корнем деревья, разрушает ЛЭП, а на море разгоняет мощную волну. Сила шторма достигла 12 баллов по шкале Бофорта. Ветер дул непрерывно более двух суток. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 километров морских эстакад, восемь приэстакадных площадок, из которых шесть давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Но самый трагический итог небывалого шторма - гибель 22 нефтяников», - писал журнал «Наука и жизнь».

Проектировщики и строители усвоили печальный урок. Высота настила на строящихся сооружениях была поднята до отметки 11,6 метра над уровнем спокойной воды, а деревянные сваи стали массово заменять металлическими.

Постоянного населения в Нефтяных камнях не было. Буровики работали вахтовым методом, и первоначально их доставляли на работу теплоходами. Сначала корабли ходили от морского терминала на острове Артем, соединенного дамбой с Апшеронским полуостровом (туда даже пустили электричку из Баку!), позже было налажено пассажирское сообщение от морского вокзала азербайджанской столицы. Тем не менее, переход по морю был неудобен, в плохую погоду растягивался на многие часы, а во время штормов и вовсе прекращался. Ситуацию исправили в 1960 году, когда Нефтяные камни посетил Никита Сергеевич Хрущев. Эмоционального советского лидера так впечатлил поселок, что он приказал организовать специальный вертолетный отряд для перевозки рабочих смен на вахту и обратно.

Вертолеты подчас использовались и для доставки нефтяников на скважины. Количество стационарных платформ так увеличилось (сейчас около 200), а километраж эстакад настолько вырос, что использование автомобильного транспорта в отдельных случаях было просто неэффективно. В настоящее время общая протяженность «улиц» этого необычного поселка достигла 350 километров.

Дороги здесь, конечно, однополосные, встречный автотранспорт разъезжается или на платформах, или благодаря регулярно организованным специальным «карманам».

В советское время на Нефтяных камнях одновременно работало около 5 тысяч человек. Несмотря на принятый здесь формат вахтового общежития, обитатели которого постоянно менялись, быт людей здесь был обустроен неплохо. Кроме бани, столовой и медпункта, со временем здесь появилась собственная пекарня, кинотеатр, даже лимонадный цех, продукция которого вывозилась на «большую землю». Буровиков регулярно развлекали и прилетавшие из Баку артисты. Все это позволяло жить и работать с определенным комфортом, хотя, конечно, и не без некоторых ограничений. Например, на Нефтяных камнях категорически запрещен алкоголь и, разумеется, сигареты.

На фотографии 1957 года видна даже импровизированная «набережная» с растущими в кадках растениями, скамейками и прогуливающимися в свободное время рабочими.

Тем не менее во время все того же визита Хрущева в 1960-м рабочие пожаловались руководителю страны на условия жизни на Нефтяных камнях. Деревянные двухэтажные дома здесь, по сути, были обычными дешевыми бараками, которые массово строились в СССР после войны. Никита Сергеевич тут же распорядился обеспечить буровиков современным жильем. Было решено заменить двухэтажки 5- и 9-этажными общежитиями. Подготовка площадки под их строительство растянулась без малого на десятилетие. В центральной части поселка, «острове семи кораблей», была сооружена огромная бетонная платформа, ставшая фундаментом для новых, уже многоэтажных зданий. Такому сооружению уже были не страшны любые штормы.

Всего в 1970-е здесь выстроили три пятиэтажных и два девятиэтажных общежития. Новые Нефтяные камни с высоты птичьего полета.

Многоэтажки, кажется, вырастают прямо из моря.

Пережив непростые 1990-е, в 2000-е Нефтяные камни вступили в новый период процветания. Разбогатевший на экспорте нефти Азербайджан реконструировал центральную часть поселка. Модернизации подверглись все общежития, появилось несколько новых современных зданий. Так поселок выглядит в настоящее время.

Комплекс общежитий сейчас скорее напоминает санатории на какой-нибудь всесоюзной здравнице.

Интернаты нефтяников и вспомогательного персонала делятся на мужские и женские. Женский, впрочем, по объективным причинам существует в единственном экземпляре и объединен с поселковой столовой. На переднем плане та самая первая буровая скважина 1949 года, законсервированная в виде монумента.

В столовой поселка.

Сохранено и реликтовое произведение монументально-декоративного искусства - красочная мозаика, изображающая радостную жизнь в советском Азербайджане.

Мужчины занимают вторую девятиэтажку и несколько протяженных, часто изогнутых пятиэтажных корпусов.

А ведь когда-то, более 60 лет назад, все начиналось с таких вот времянок.

Сейчас фрагмент этого самого первого дома в открытом море также является памятником.

В жилой зоне разбит и небольшой парк. Так он выглядел в 1980-е годы.

Во второй половине 2000-х парк вместе с остальным центром Нефтяных камней был реконструирован.

Помимо общего благоустройства его украсил целый ряд мемориалов, например в честь местных буровиков-нефтяников.

Или жертв катастрофического шторма 1956 года.

Нефтяные Камни (азерб.Neft daslar ) - крайняя восточная , сухопутная точка Азербайджанской Республики, посёлок городского типа, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на стальных эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней - каменной гряды (банки), чуток выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, меж которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на коих размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

Нефтяные Камни считается в списке Книги рекордов Гиннеса, как старейшая морская нефтяная платформа.

Из истории


Памятник нефтяникам на Нефтяных Камнях

Нефтяные Камни - это неповторимое морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по размеру добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За небольшой срок в открытом море, на расстоянии до 100 км от берега были изготовлены огромные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни числятся столицей Каспийского шельфа.

Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Стройку поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, 2 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено стройку нефтесборных пт, 3-х 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, био установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром примерно приблизительно 350 милим. до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автоматических движение. Меж Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается систематическое пароходное и вертолетное сообщения.

Этимология

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение - ещё задолго до открытия этого месторождения ученые узрели в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти горы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камешков начали учить уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: популярного исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых-геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова, А. К. Алиева, Э. Н. Алиханова, Б. К. Бабазаде, В. С. Мелик-Пашаева, Ф. И. Самедова, Ю. А. Сафарова, С. А. Оруджева, А. Б. Сулейманова, Х. Б. Юсифзаде, Мтр. Ф. Мир-Бабаева и практически всех других.

Добыча нефти


Буровые вышки Нефтяных Камешков

Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который ещё 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К собственному прошению он приложил неповторимый для такового времени проект, в соответствии коему предполагалось выстроить сооружение особенного водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 мтр) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи.


Почтовая марка СССР 1971 года, посвящённая Нефтяным Камням

В случае фонтана предусматривалась особенная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря возле Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным способом выявить техно возможность добычи нефти и экономические условия такового способа эксплуатации.

1-ая практическая работа по исследованию геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 году нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в итоге коей были обнаружены совсем огромные запасы нефти.

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас - Баил лиманы) из 1-й в мире скважины № 71, построенной в 1924 году на выполненных из дерева сваях. Позже, в СССР в 1932-1933 годах, были построены ещё 2 основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби-Эйбатской бухты. 1-ое основание, сооруженное на расстоянии 270 мтр от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 мтр, имело площадь 948 мтр и длину 55 мтр.

1-ый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе управляющего десанта Николая Байбакова, создателя идеи о морских залежах нефти, начальника изготовленного в 1947 году объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и спеца по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме такового, были профессионалы мастера строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, какие осуществляли в жизнь стройку первых производственных объектов на сваях.

Промышленная разработка Нефтяных Камешков

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для сотворения плацдарма бурения использовали отслуживший личный срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камешков и затопленный на данной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Миши Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября такового же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 мтр, а ее дневной дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого воздействия решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».

Позже, для постройки плацдарма бурения 2-ой скважины, туда привели и наполовину затопили ещё 7 старых, буквально непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров 7 кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

2-ая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и 1-ая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.

В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камешков. В 1952 году 1-ый разов в мировой практике началось стройку эстакады, которая должна была соединить искусственные стальные острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой неповторимое явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90-х гг. фонд скважин составил 472, из их действующих - 421. Среднесуточный уровень добычи 1800-2000 т нефти, 50 % скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение соединено с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром примерно приблизительно 350 милим.. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.

Транспортировка нефти


Доки на Нефтяных Камнях

В феврале 1951 года 1-ый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камешков встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камешков, по коему в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

Новая история

В настоящее время Нефтяные Камни - это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 км. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд мтр попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из коих дает в среднем до 5 тонн нефти в день.

Непосредственно на Нефтяных Камнях 1-ый разов был основан абсолютный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали проф опыт и навыки в сложнейших морских аспектах. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.

На Нефтяных Камнях 1-ый разов в СССР был апробирован метод бурения с 1-го основания нескольких наклонно-направленных скважин. В грядущем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.

Хрущев и Нефтяные Камни


5-9 этажные дома для нефтяников-вахтовиков на Нефтяных Камнях

В 1960 году 1-ый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев посетил Нефтяные Камни и оперативно решил две серьёзные трудности месторождения:

  • 1) дал распоряжение доставлять вахты с берега на месторождение вертолетами; в тот период это были МИ-4, а позже МИ-8 (до этого обитателей нашей планеты, продукты, всевозможные продукты доставляли с берега только морским способом; и
  • 2) распорядился строить 5-9 этажные дома на насыпных основаниях (до его визита там строились 1-2 этажные дома на сваях). Таким образом, была решена важная неувязка жилья для нефтяников-вахтовиков: в 1-ое же время работы на Нефтяных Камнях нефтяники жили в каютах старых кораблей, затопленных около островков.

Новая история

В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 мтр, вес - 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 мтр. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С данной платформы планируется бурение 12 новейших скважин при средней глубине 1800 мтр.

Нефтяные Камни - посёлок городского типа в Азербайджанской части Каспийского моря, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Он расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг так называемых Черных Камней - каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря - еще задолго до открытия этого месторождения нефти ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. РайонНефтяных Камней начали изучать уже с1859года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых.

Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана.

Нефтяные Камни - это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются единственным в мире городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Из истории

Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акваторииНефтяных камней была осуществлена в1946 году нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

14 ноября 1948 года, в штормовую погоду, на скалистую группу островков, полностью заливаемую волнами и пользующуюся дурной славой среди местных рыбаков, высадился первый десант, состоящий из небольшой группы отважных геологов, монтажников и нефтяников. Небольшое судно "Победа", на борту которого находились известный азербайджанский геолог А.Алиев, специалист по буровым работам Ю. Оруджев, строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях, а также руководитель созданного в 1947 г. объединения "Азнефтеразведка" С.Оруджев, осторожноприблизилось к островкам. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Десанту удалось высадиться на маленький остров, и вскоре на сваях, вбитых в дно моря, были построены первая на Нефтяных Камнях буровая установка и домик для буровой бригады площадью всего в 14 м2!

Начиная с этой даты, начались масштабные геологические исследования района Нефтяных Камней. Строительство самого поселка началось в 1958 г. Тогда были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и другие необходимые бытовые и технические объекты. К 1960 году там было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2-х газо-мазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2-х подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщение.

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Н ефтяных Камнях начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль « Чванов », отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. Для создания основания буровых платформ в районе Нефтяных Камней было затоплено 7 кораблей. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в « Нефтяные Камни ».

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас - Баил лиманы) из1 -й в мире скважины №71 , построенной в1924 году на деревянных сваях. Позже, в СССР в1932-1933 годах, были построены еще два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в1932 году Биби-Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

В настоящее времяНефтяные Камни - это более200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более160 млн тонн нефти и13 млрд м³ попутного нефтяного газа. Здесь действует более391 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до5 тонн нефти в сутки.

Подготовил Рауф Гасанлы