Поход по кавказу тридцатка. Легендарный маршрут «тридцатка» или через горы к морю Маршрут тридцатка поход за четыре дня

Пешеходное путешествие «по маршруту №30» - самый настоящий активный отдых с палатками, едой, приготовленной на костре, и рюкзаками за плечами. При всем этом путь вполне по силам тем туристам, которые отправляются в длительный поход впервые и не жалуются на свое физическое здоровье.

Маршрут берет свое начало в горном районе Хаджох, а заканчивается в курортном поселке Дагомыс (Сочи). Во время похода туристы побывают на альпийских лугах, в кубанских степях, лиственных и хвойных лесах, а также познакомятся с природой субтропиков - и все это за девять дней «по маршруту №30».

А теперь подробнее о программе маршрута:

Водопады Руфабго.

Первый день: группа собирается на железнодорожном вокзале Краснодара до 8 утра. Далее последует переезд через Майкоп в поселок Хаджох (Каменномостский). Тех, кто не успел на сбор, инструктор встречает уже в Хаджохе. В этот день группе предстоит знакомство с окрестностями поселка. Главной изюминкой этих мест, по праву, считается каньон реки Белой. Здесь открывается удивительный вид на бурлящую внизу каньона реку, пересечь которую можно по навесным мостам. Также путешественники увидят водопады Руфабго, а самым высоким из них является 15-метровый Шнурок. Именно в этом месте, на живописной полянке у реки состоится первая ночевка с палатками и едой, приготовленной на костре. Длина пути – примерно 8 километров.

Второй день: утром состоится переезд на Абадзешский перевал (территория Биосферного Заповедника). Вокруг – разнотравье альпийской зоны, карстовые воронки, дно которых даже летом покрыто снегом. Дальше группа плавно продвигается к ручью Рубленный через перевал. Попав на плато Лагонки, не устаешь любоваться трехтысячником Оштен, обнаженные склоны которого создают удивительный контраст с зелеными холмами Лагонаки. Вторая ночевка лагеря происходит у ручья, в котором, кстати, можно искупаться. Длина пути составляет 10 километров.

Восхождение на Оштен.

Третий день: оставив все вещи и палатки в лагере, туристы отправляются к горе Оштен (2804 метра), дикие склоны которой местами покрыты снегом. Отправиться в путь лучше как можно раньше, так как во второй половине дня вершину затягивает облаками и двигаться становится сложно. На пути к Оштен открываются превосходные пейзажи Главного Кавказского Хребта, а под ногами растет много красивых цветов (в числе которых очень редкие черные тюльпаны). Ночной привал в том же месте. Длина пути – 14 километров.

Четвертый день: группа выдвигается в путь в окружении долин и гор. По перевалам Гузерипльский и Армянский туристы выходят к стоянке Фишт, где продолжает свое течение река Белая – отличное место для привала. Кроме того, желающие могут отправиться в радиальный выход к малому леднику Фишта (8 километров). Ночевка состоится на турприюте Фишт.

Озеро Псенодах.

Задача пятого дня – покорение Фишт-Оштенского перевала в форме полумесяца. Озеро само по себе мелкое, но в одном его месте образовалась интересная воронка с глубиной, превышающей человеческий рост. В соответствии с местной легендой горы Оштен, Фишт и Пшехо-Су - братья. Фишт – старший (2867 метров), а Пшехо-Су – младший (2744 метра). С Фишт-Оштенского перевала открывается неповторимый вид на каменные склоны горы Фишт и хребет Большого ледника. Ночной привал – у озера. Длина пути – 13 километров.

Шестой день начинается с перехода к Черкесскому перевалу, на пути к которому туристической группе предстоит увидеть водопад (200 метров). Минуя «Лунную поляну», открывается вид на вершину горы Маврикошка и Черкесский перевал (здесь установлена стела в память погибшим во время Великой отечественной войны). Ночевка состоится на Черкесском перевале. И поверьте, к этому времени спальник покажется вам гораздо комфортнее, чем в первые ночи. Длина пути – 11 километров.

Горная стена.

Первая половина седьмого дня начинается с длинного спуска по буковому лесу, который местные называют «веселым». Спускаясь вниз, ощущаешь, как воздух становится теплее и гуще (дает о себе знать море). Спуск выводит путешественников к хутору Бабук-аул. Пересекая кордон, заповедник остается позади, а впереди река Шахе с мостиком. Здесь и расположится ночной лагерь. Длина пути – 23 километра.

Мост через реку.

Восьмой день: путь к хутору Солох-Аул, вблизи которого находится море через практически безлюдный поселок Бзог. Возле одноименной речки виднеется небольшой трехступечатый водопад. А пройдя еще немного, взору откроется прекрасный каньон ручья Скалистого. По стенкам каньона стекают многочисленные ручьи-водопады, а их бурная вода переливается на солнце всеми цветами радуги.

В поселке Солох-Аул каждый желающий может попасть в музей чая и услышать историю о захватывающей судьбе И. Кошмана - «отца Краснодарского чая». Кроме того здесь можно покататься на лошадях. А еще из поселка ходит автобус в Сочи и Дагомыс. Длительность пути – 23 километра.

Девятый день порадует морем. Это день окончания «маршрута №30» и возвращения домой. Желающие, конечно же, могут продлить свой отдых на морском побережье.


Поход через горы к морю по 30 маршруту

Знаменитый Всесоюзный туристический маршрут № 30 "Через горы к морю" Конечно мы пройдем по самой интересной, укороченной его части, так весь маршрут, существующий с 30 годов прошлого века, проходился за 21 день. Осталась и основная идея смены нескольких климатических зон за поход.

Место и время встречи группы

У магазина Магнит в поселке Каменномосткий. Республика Адыгея, Майкопский район.

На месте встречи необходимо быть в 9.00 по московскому времени.

С Каменномосткого организованно переезжаем к месту старта, на КПП Лаго-Наки у Азишского перевала. 40 км.

Для участников, которые без личного транпорта, будет организован проезд к месту старта. В стоимость не входит. В среднем 500 рублей с человека.

О способах проезда к месту старта и к месту встречи лучше сообщить координатору похода в заранее.

Как добраться до места встречи без личного транспорта?

Место и время старта

КПП Лаго-Наки на перевале Азишский.

На месте старта необходимо быть в 10.00 по московскому времени.

Личный транспорт можно оставить на охраняемой стоянке у КПП.

Место и время финиша

Село Солох-Аул. Лазаревский район, муниципальное образование "город-курорт" Сочи , Краснодарский край.

На месте финиша будем в 18.00 по московскому времени.

Маршрут

КПП Лаго - Наки - перевал Гузерипльский - перевал Армянский - приют Фишт - радиально ледник на горе Фишт - перевал Белореченский - перевал Черкесский - приют Бабук-Аул - село Солох-Аул.

В зависимости от погоды, состояния группы, здоровья участников инструктор может внести изменения в маршрут и план по дням.

План по дням

1 день.

Утром встречаемся у места старта на КПП Лаго-Наки (высота 1800 м.) недалеко от Азишского перевала. Двигаемся с выходами на смотровые точки хребта Каменное Море до ручья у бывшего балагана Рубленный. Этот не сложный переход совершается часа за 4.

2 день.

Выходим через перевалы Гузерипльский (высота 1965 м.) и Армянский (высота 1833м.) на приют Фишт(высота 1600 м.). По времени около 5-ти часов. По пути можно попробовать искупаться в озере.

3 день.

Радиальный выход на ледник горы Фишт. При благоприятной погоде, безопасном состоянии ледника и хорошей физической форме участников можно дойти до вершины(высота 2867 м.)

4 день.

Утром, собрав лагерь, выходим через перевалы Белореченский (высота 1788 м.) и Черкесский (высота 1830 м.), почти полностью покрытые буковыми лесами, к Веселому спуску, который приводит к приюту Бабук-Аул (высота 600 м.) на берегу реки Шахе. По времени, примерно 7-ми часов.

5 день.

С приюта Бабук-Аул, который находится уже в субтропической зоне, по дороге, идущей по самшитовым лесам, доходим до финальной точки маршрута - села Солох-Аул, откуда на автобусе или такси можно отправиться на побережье Черного моря. Пешая часть пути по времени продолжается около 6-ти часов.

Стоимость : 5 дней - 9 000 руб.

Внесение предоплаты в размере 30 % от стоимости, переводом на банковскую карту, обеспечивает бронирование места в группе.

Остаток стоимости, 70%, оплачивается наличными инструктору в первый день похода. Возможна оплата переводом на банковскую карту.

  1. Паспорт.
  2. Полис обязательного медицинского страхования.
  3. Рюкзак. Мужской 80-140 литров, женский 80-100 литров. Большой рюкзак можно ужать при неполном заполнении, а маленький не растянешь. Накидка на рюкзак от дождя.
  4. Спальник. Температура комфорта от +2 до -5 градусов, желательно с синтетическим наполнителем. Можно пуховый, но он хуже сохнет при намокании.
  5. Коврик (каремат), толщиной, 8-12 мм.
  6. Ветроустойчивая палатка, желательно с юбкой или место в такой палатке.
  7. Дождевик с капюшоном или пончо с капюшоном.
  8. Демисезонная куртка или легкий пуховик с капюшоном, в идеале, мембранная куртка с юбкой на поясе и манжетами на рукавах, желательно размером, позволяющим одеть поверх основной одежды.
  9. Ветровка или штормовка с капюшоном, в идеале, мембранная с юбкой и манжетами на рукавах. При водонепроницаемости от 10 000 мм, дождевик или пончо с капюшоном не нужны (№7).
  10. Особое внимание! Опробованные, разношенные, закрытые ботинки для треккинга, в идеале, горные.
  11. Опробованные, разношенные, треккинговые кроссовки как запасная и бивуачная обувь. Можно полиуретановые галоши.
  12. Двое штанов: легкие треккинговые штаны из микро фибры и ветрозащитные брюки, в идеале, мембранные, размером позволяющим одеть их поверх первых штанов и термобелья.
  13. Термобелье "для движения", 1 штаны и 1-2 кофты.
  14. Две пары качественных, треккинговых носков, 2 пары обычных носков, одна из них утепленная. Комплект смены нижнего белья, плавки(купальник).
  15. Кепка или шляпа.
  16. Шапочка, флисовая или полартековая.
  17. Двое флисовых или лайкровых перчаток.
  18. Флисовый или полартековый костюм (штаны и свитер). Можно, только, свитер.
  19. Налобный фонарик с 1 запасом батареек.
  20. Солнцезащитные очки в жестком футляре, с фактором защиты от ультрафиолета не менее 3.
  21. Солнцезащитный крем с фактором защиты не менее 50.
  22. Гигиеническая губная помада.
  23. Средства гигиены: мыло, если шампунь, то пробник (1 на двоих), зубная паста в наименьшей упаковке(1 на двоих) и щетка, туалетная бумага,полотенце(не большое),влажные салфетки 1 пачка(около 10 штук)
  24. КЛМН. Кружка, ложка, миска, нож. Разумеется, чем легче, тем лучше.
  25. Термос. Из расчета 500-800 мл на человека или 1л на двоих.
  26. Бутылка для воды. Лучше пластиковую, 1л..
  27. Сидушка (желательно).
  28. Треккинговые палки (желательно).
  29. Фонарики, гамаши на ноги от попадания в обувь снега и грязи (желательно).

Идея описываемого похода заключалась в следующем: пройти зимой довольно популярный и несложный для прохождения в летних условиях маршрут от пос. Новопрохладное Майкопского района Республики Адыгея до пос. Бурный Мостовского района Краснодарского края. В тёплое время года туристов здесь много, ходят и весной, и осенью; ориентировались мы на материалы группы, которая ходила по этому маршруту в ноябре. Мы выбрали для маршрута несколько более холодное время года - новогодние праздники "16-"17 гг. (28 декабря 2016 г. - 4 января 2017 г.).

Нитка пройденного маршрута выглядит следующим образом: пос. Новопрохладное - долина р. Сахрай - долина р. Малый Сахрай - поляна Фирсова - г. Большой Тхач - г. Малый Тхач - г. Асбестная - ск. Чёртовы Ворота - долина р. Додогачей - хребет Агиге - г. Агиге - долина р. Большая Мёртвая - ур. Перешеек - хр. Малый Бамбак - хр. Бугунжа - пос. Бурный. От нитки запланированного маршрута она отличается только спуском в долину р. Большая Мёртвая - изначально мы планировали пройти по хребту через г. Агиге и г. Сундуки. Длина маршрута составила 67 км, пройден за 6 дней. Самая высокая точка маршрута - г. Большой Тхач, 2368 м. Общий набор высоты по данным альтиметра составил более 3500 м. Почти весь маршрут прошли в снегоступах.

Схема маршрута. Кружками обозначены места стоянок.

28 декабря
Вылетели из Москвы в Краснодар, оттуда взяли машину до Майкопа. Стоимость машины - от 2000 до 3000 рублей, судя по всему, в зависимости от направления (из Майкопа - дешевле). В Майкопе поселились в гостинице "Сияние". Гостиниц в Майкопе не очень много, лучше бронировать места заранее.

29 декабря
В 11:00 в Майкопе взяли такси до пос. Новопрохладное Майкопского района. Стоимость - 1000 руб. Дорога до ст. Даховская хорошая, после съезда на дорогу на Новопрохладное - хуже, но вполне приемлема для любого легкового автомобиля. До Новопрохладного добрались к 12:30. Вышли из Новопрохладного по долине р. Сахрай в направлении поляны Кунак, возле которой у нас была запланирована ночёвка. Грунтовая дорога идёт по долине р. Сахрай, периодически пересекая её вброд. Близ Новопрохладного есть два подвесных пешеходных моста через неё, первый, ближайший к Новопрохладному - в удручающем состоянии. Идти по нему я не отважился, перешёл Сахрай вброд. Несколько бродов есть и выше по течению, там реку вброд пересекает грунтовая дорога, по которой ездят лесовозы. Река незамёрзшая, но ближе к Новопрохладному слишком глубокая, чтобы её можно было переходить в обуви, поэтому пару раз пришлось разуваться. Выше по долине река легко переходима вброд в обуви. До ур. Брилёво дорога была хорошо укатана лесовозами, однако идти по колеям неудобно - скользко. Встретили 4 гружёных лесовоза, направлявшихся нам навстречу. Близ ур. Брилёво, видимо, - небольшой временный посёлок лесорубов. Выше ур. Брилёво колеи есть, но не укатаны, идти гораздо удобнее, хотя снега становится больше. Приблизительно за 1 км до поворота в сторону поляны Кунак колеи заканчиваются, остаётся только тропа. Пришли к месту запланированному месту ночёвки в 18:00. Весь день было пасмурно, но тепло, температура, судя по всему, была чуть выше нуля. Снега не очень много, снегоступы в этот день не надевали. За день прошли 12 км.


Река Сахрай близ Новопрохладного.

30 декабря
На следующий день вышли со стоянки близ поляны Кунак в 12:30 в направлении запланированной стоянки в районе г. Колокольня. Здесь уже дороги нет, только тропа, да и она была засыпана снегом. Некоторое время шли по следам животных, но вскоре они ушли в сторону, пришлось надеть снегоступы. Путь размечен очень хорошо - на деревьях висят красно-белые таблички. До поляны Фирсова тропа идёт, видимо, по старой грунтовой дороге, потерять путь здесь практически невозможно. После поляны Фирсова идёт только тропа, её потерять гораздо легче, особенно в сумерках; собственно говоря, именно в таких условиях мы там и шли, периодически теряя тропу и снова выходя на неё. При подъёме снега становится всё больше. Следов людей нет. К месту стоянки пришли в 19:00. Нашли место под стоянку на опушке леса. В этот день с утра погода была солнечная и тёплая, после обеда появились облака. Температура воздуха - около 0. Прошли 6 км. Из-за подъёма и довольно глубокого снега шли очень медленно.


Подъём на массив Большой Тхач. Слева на дереве - метка тропы.

31 декабря
До этого утра всё в нашем походе было чудесно, а вот тут появились некоторые проблемы. Выяснилось, что я каким-то образом за вчерашний день использовал почти целый 230-граммовый баллон газа, на что мы никак не рассчитывали. То есть газ нужно было в дальнейшем экономить. Кроме того, с утра было существенно холоднее, чем в предыдущий день, и газ горел очень плохо. Если возле поляны Кунак на берегу Малого Сахрая можно было набрать воды из реки, то здесь приходилось топить снег, что ещё более замедляло процесс приготовления еды. Впрочем, всё взвесив и рассчитав, мы решили, что критичного пока ничего не произошло, и можно двигаться дальше. Вышли со стоянки в 11:30. Выше этого места леса уже практически нет, соответственно, разметки тропы тоже; шли по GPS-трэку. После подъёма на гребень массива Большой Тхач мы сняли снегоступы, т.к. на гребне его мало, а в некоторых местах нет совсем, судя по всему, из-за ветра. Но это только на гребне - на траверсах снега довольно много. В долину Большого Сахрая массив обрывается крутым уступом куэсты - проходя по гребню, нужно быть осторожным, особенно в ветреную погоду; но у нас было тихо. Без проблем поднялись на гору Большой Тхач. Спуск с неё по траверсу довольно сложен, по крайней мере, зимой - довольно крутой склон и рыхлый снег обеспечивают плохое сцепление с поверхностью, из-за чего мы часто падали и соскальзывали вниз по склону. В общем, место не очень приятное. Зато после выхода на гребень небольшого отрога под г. Большой Тхач идти снова легко. Дошли до запланированной стоянки под массивом Малый Тхач в 19:30. Разбили лагерь на дне долины ключа на насте. В ключе есть вода. Погода: до обеда - ясно, затем - переменная облачность; температура воздуха ниже нуля, хотя на солнце очень тепло. Длина маршрута: 8 км. Много времени потратили на подъём на гребень и особенно - на спуск с Большого Тхача.


Северный склон массива Большой Тхач.

Склон юго-западной экспозиции массива Большой Тхач.

01 января
Вышли со стоянки под горой Малый Тхач после 10 утра. Практически весь путь (за исключением коротких участков) до следующей стоянки в долине р. Шиша идёт по траверсам, некоторые из которых проходить физически довольно тяжело. Спасают следы животных, по которым идти намного проще, чем по чистому снегу. Снегоступы в этот день не снимали, за исключением небольшого свободного от снега участка под перевалом Чёртовы Ворота. Несмотря на то, что, как и два предыдущих дня, погода стояла ясная и солнечная, в этот день появился западный ветер, на гребне - довольно сильный, стало холоднее. В поисках хорошего места для стоянки в долине р. Шиша прошли немного дальше по тропе и около 18:00 встали на пологом склоне долины. С этой стоянкой у меня связаны не самые приятные воспоминания - во-первых, ночёвка здесь оказалась самой холодной за весь поход, и под утро я немного замёрз; во-вторых, палатку я поставил не слишком удачно, и ночью съехал внутри неё; в-третьих, воды в жидком состоянии тут не было. С необходимостью тратить много времени на приготовление еды смирились.


Малый Тхач.

Большой Тхач.

Вид на Чёртовы Ворота с северо-запада.

02 января
Вышли со стоянки на реке Шиша в 11:30, намереваясь выйти на грунтовую дорогу на ур. Перешеек. Эта дорога идёт от пос. Бурный, поднимается до хр. Бугунжа, идёт по хр. Малый Бамбак до ур. Перешеек, где поворачивает на юг. До начала подъёма на хребет Агиге шли довольно быстро. Впрочем, и подъём, и траверс хребта дались сравнительно легко. Во второй половине дня мы добрались до г. Агиге, однако, перевалить на другую сторону хребта (по пути летней тропы) здесь не удалось - в зимних условиях перевал оказался труднопроходимым. С северной стороны перевала намело снежный карниз, из-за чего было даже сложно понять, как именно там проходит тропа. На противоположном конце перевала видели группу людей с палаткой (3 человека). Интересно было бы узнать, кто это был. В поисках прохода через г. Агиге потеряли довольно много времени, начало темнеть, да ещё и дул очень сильный ветер на горе. Принимаем решение не продолжать путь по траверсу в сторону г. Сундуки, а спуститься в долину р. Большая Мёртвая и переночевать там, чтобы на следующий день подняться на грунтовую дорогу. Спуск в долину не из простых - пару раз пришлось проходить замёрзшие водопады. Спустившись в долину р. Большая Мёртвая, дошли к 19:00 до устья ближайшего к грунтовой дороге водотока, где и заночевали. Вода в р. Большая Мёртвая есть. Весь день было ветрено и малооблачно. За день прошли 9 км.


Вид на Чёртовы Ворота с юга.

Склон южной экспозиции хребта Агиге.

г. Агиге

03 января
Вышли со стоянки на р. Большая Мёртвая в 11:00. Ставим себе цель выйти на грунтовую дорогу и пройти по ней как можно дальше, в идеале - до пос. Бурный. Были сомнения насчёт того, что представляет собой зимой дорога от Бурного до хр. Малый Бамбак - летом это нормальная грунтовка, а вот зимой?.. Но для начала нужно выбраться на грунтовую дорогу, для чего было необходимо подняться по небольшому гребню с довольно крутыми склонами и скалами-останцами. Тропы там, конечно же, никакой нет. Это удалось сделать за 2,5 часа. Как только мы вышли на грунтовую дорогу, навстречу нам, как призраки, появились 4 человека на 2 снегоходах, направляющиеся из Бурного. Кто это был, и куда они ехали - мы не знаем, останавливаться они не стали, только помахали нам. Эта встреча нас очень обрадовала, т.к. это означало, что дорога далее будет более-менее укатанной. Так оно и оказалось, что позволило нам сильно увеличить темп. На спуске с хр. Малый Бамбак обнаружили "Урал", на котором, судя по всему, приехали люди со снегоходами. Здесь же начинаются колеи от автомобилей, дорога довольно хорошая, укатанная, хотя местами скользкая. Снимаем снегоступы. Идём быстро; в 21:30 были в пос. Бурный. Уезжаем в Майкоп (стоимость машины 2000 руб.). Погода в этот день была такая же, как и в предыдущий: ясно, температура воздуха ниже нуля, на хребте - сильный ветер. В этот день прошли 24 км.


г. Сундуки

После двух дней отдыха в Майкопе мы уехали в Москву.

Общие замечания по маршруту
Нам повезло - этой зимой на Кавказе снега было мало. Кроме того, всё удачно сложилось с точки зрения погодных условий: перед нашим походом снегопадов не было довольно долгое время, а в течение похода в горах температура воздуха практически не поднималась выше нуля. Всё это определило два фактора, сильно облегчивших прохождение маршрута:
а) низкая лавинная опасность (фактически, почти полное её отсутствие на многих участках);
б) небольшая глубина снежного покрова на гребнях, наветренных участках и склонах экспозиции южных румбов.
Вполне возможно, что в иных погодных условиях прохождение маршрута сделалось бы весьма сложным и опасным. Район считается довольно лавиноопасным, известны случаи схода лавин, в том числе, с жертвами.
Наиболее сложными и опасными участками маршрута, на мой взгляд, являются спуск с г. Большой Тхач и обход г. Агиге. Спуск с Большого Тхача был лавиноопасен даже в тех условиях, в которых мы были там. Склон крутой, ветровой перенос определяет накопление снега под куэстой. Что касается г. Агиге, то мне вообще неясно, можно ли её пройти зимой без альпинистского снаряжения. Если у кого-то был такой опыт - поделитесь, интересно. Стоит, к тому же, отметить, что склоны г. Агиге довольно крутые, и на них лучше не оступаться. Кроме этих участков, следует отметить также следующие, которые, на мой взгляд, могут быть довольно лавиноопасными при большом количестве снега: траверс склона г. Малый Тхач, траверс склона г. Асбестная, некоторые участки на траверсе хребта Агиге.
Вариант, который был выбран нами для обхода г. Агиге считаю наиболее удачным в тех условиях, в которых мы оказались (вечерело, и нужно было искать тёплое и безопасное место для лагеря), однако, если бы у нас было больше времени, стоило бы попробовать спуститься по юго-восточному контрфорсу г. Агиге примерно до высоты 2100 м, а затем по траверсу идти в сторону г. Сундуки. А вот вариант подъёма из долины р. Большая Мёртвая мы выбрали не самый удачный - мы поднимались по левому борту долины водотока, стекающего с ур. Перешеек и впадающего в Большую Мёртвую, в то время как по правому борту идёт грунтовая дорога (видна на космических снимках).

Некоторые из нас, вероятно, уже успели отдохнуть летом на тёплых побережьях и вернулись к своим повседневным делам. Сезон отпусков завершился, но еще рано заворачиваться в тёплый плед и пить горячий шоколад пасмурными осенними вечерами! Впереди бархатный сезон, который идеально подходит для пеших путешествий: осенью поспевают самые полезные фрукты и овощи, спадает жара и воздух становится более бодрящим и прозрачным.

Где в России лучшие пешие тропы? Как выбрать снаряжение и питание? Как с комфортом переносить долгие переходы? Passion делится советами!

Трекинг – туризм без ограничений

Понятие «трекинг» (от английского track – тропа, путь) подразумевает пешее путешествие, для которого не нужна особенная физическая форма. Это очень доступный вид активного отдыха: в трекинговый поход можно отправиться даже с детьми! Участники таких путешествий тратят на ходьбу не более 3-5 часов в день, а в остальное время наслаждаются свежим воздухом, живописными окрестностями, купанием в реках и озерах.

Пеший поход – это отличный способ восстановить душевное равновесие, обрести гармонию с окружающим миром и посмотреть на ослепительные природные шедевры.

Как правильно питаться в походе

Чтобы голод или неправильно подобранные продукты не омрачили впечатления от похода, питание в пешем путешествии нужно грамотно спланировать, а не побросать в рюкзак первую попавшуюся еду. Количество и объем продуктов будет зависеть от того, сколько дней вы проведете в пути и в какой местности лежит ваш маршрут. Многие туристы перед покупкой еды заполняют «раскладку», в которой они указывают вид продукта, его количество в граммах, энергетическую ценность и примерное меню на день. «Раскладка» составляется с учетом 5 важных факторов:

  • суточное потребление пищи равно энергетическим потребностям организма (нужно потреблять и тратить примерно одинаковое число калорий , а если за время похода вы хотите немного похудеть – то получать с пищей на 10-20% калорий меньше, чем расходовать);
  • сбалансированный рацион: 30% белков, 30% жиров, 40% углеводов;
  • экономия места в рюкзаке;
  • долгий срок хранения продуктов;
  • возможность/невозможность добыть часть еды на месте (грибы, ягоды, фрукты).

Главный источник топлива для нашего организма – углеводы. В долгом переходе именно они будут нужны вам в первую очередь. Лучше выбирать продукты с высоким содержанием сложных углеводов, поскольку организм будет расходовать их длительное время и позволит вам в течение нескольких часов оставаться сытыми и полными сил. Кроме того, многие углеводные продукты отлично переносят дорогу и не портятся в пути. Продукты со сложными углеводами, которые подойдут для похода:

  • хлебцы из цельного зерна;
  • макароны твердых сортов;
  • овощи.

Простые углеводы (например, сухофрукты) лучше употреблять за полчаса до пешего перехода или для небольшого перекуса уже во время ходьбы, поскольку они дают мгновенный прилив сил. Если не израсходовать простые углеводы сразу, они пополнят жировую массу тела.

Полезные жиры, которые также необходимы нашему организму, можно найти в растительном масле, орехах, твёрдом сыре, икре.

Утром, перед тем как отправиться в путь, нужно подготовить свое тело, чтобы длительная ходьба не стала для него стрессом. Для этого необходимо тщательно размять суставы – тазобедренный, коленный и голеностопный. Не забудьте уделить внимание разминке ахиллова и подколенного сухожилий – это позволит снять с них нагрузку во время ходьбы и предупредить возникновение травм. Кроме того, важно тщательно потянуть и размять позвоночник, особенно его шейный и поясничный отделы. Павел Фатыхов, тренер международного уровня, фитнес-эксперт компании Herbalife

Небольшая растяжка поможет снять напряжение с мышц и даст им расслабиться. После долгой ходьбы ваши мышцы, сухожилия и фасции разогреются, поэтому растяжка будет не только безопасной, но и максимально результативной. Павел Фатыхов, тренер международного уровня, фитнес-эксперт компании Herbalife

Что учесть при подготовке снаряжения для похода

Чем легче груз за спиной, тем комфортнее вам шагать по туристическим тропам. Конечно, важно не забыть всё самое необходимое, однако каждый ненужный килограмм будет отнимать ваши силы, что в итоге не позволит в полной мере насладиться походом. Максимальный вес для похода длительностью 7-14 дней составляет 15 кг и менее.

Основа походного снаряжения – рюкзак. Советуем не экономить на его качестве, а выбрать наиболее удобный и подходящий именно вам, и тогда он прослужит долгие годы и сполна окупит свою стоимость. Выбирая походный рюкзак, учитывайте несколько факторов:

  • непромокаемое покрытие;
  • каркас для защиты позвоночника (лучше встроенный, чем съемный);
  • набедренный пояс для сбалансированного распределения нагрузки;
  • множество карманов и отсеков – так будет проще достать нужные вещи;
  • не узкие лямки;
  • система проветривания спины.

Выбирая спальный мешок, лучше остановиться на искусственных наполнителях высокого качества – поларгарде, квалофиле, холлофиле. Они хорошо удерживают тепло и не промокают, чего нельзя сказать о пухе.

Для путешествий вдоль туристических троп предназначены лёгкие и удобные палатки, которые так и называются – трекинговые. Такие убежища рассчитаны весну, лето и осень со средними температурами и осадками. Если вы планируете отдых в экстремальных погодных условиях, лучше выбирать штормовую палатку.

А еще вам пригодится сухое горючее и охотничьи спички, качественный нож, базовые средства гигиены , небольшая аптечка. И, разумеется, в редком походе можно обойтись без карты и средств навигации!

Лучшие маршруты для походов в России

Огромные просторы нашей страны, разнообразие ландшафтов и климатических зон дают возможность исследовать тысячи совершенно не похожих друг на друга туристических троп. Мы расскажем о некоторых из них:

1. Алтай – гора Белуха

Восхождение к высшей точки Сибири, горе Белухе (4506 м), принесет массу непередаваемых ощущений. Если подъем на вершину Белухи – это испытание для профессиональных альпинистов, то насладиться путешествием к живописному подножию горы может любой желающий. Первозданная природа, прозрачные и быстрые реки, цветущие горные луга с множеством лечебных трав – идеальный отдых для тех, кто стремится достичь умиротворения и исследовать новое.

2. Кавказ – через скалы к Черному морю

На знаменитом маршруте, который пролегает к Черному морю через Кавказский хребет, вас ждут яркие луга, чарующие пещеры и водопады, древние дольмены. А после непростых перевалов и узких горных троп вам откроется завораживающий морской пейзаж – этот момент не описать словами!