Усадьба шаховских глебовых стрешневых на большой никитской. Усадьба верзилово, московская область, ступинский район. Самая старая усадьба с каменным домом

(Россия, Московская область, Шаховской район, Белая Колпь)

Как добраться? Общественным транспортом: от Москвы с Рижского вокзала до ст. Шаховская — 154 км, и местным автобусом — 12 км

Родовое имение князей Шаховских, принадлежало им с 1658 по 1917 г. Двор вотчинника здесь имелся уже в 1691 году. По своему общему характеру усадьба восходит к XVIII столетию. На это указывает её крупный масштаб, осевое построение, регулярная планировка парка. Существовало предание о строительстве дома в елизаветинскую эпоху. В начале XIX века усадьба была отстроена заново кн. М.А. Шаховским. Сохранившиеся кирпичные здания церкви и служб свидетельствуют о цельности и высоких достоинствах ансамбля, выполненного в монументальных формах зрелого классицизма. Его композиционным центром служил дом, разобранный в годы революции.

1. Одним фасадом он был обращён к небольшому липовому саду, другим на парадный двор и к партеру, спускавшемуся двумя террасами с белокаменными лестницами к запруженной речке Колпянке (ПАМО II). По сторонам находилась церковь и хозяйственный двор со служебными постройками, включёнными в линию ограды.
Несмотря на большие утраты — дома, кирпичной ограды, хозяйственных построек, планировки центра — усадьба сохранила свою художественную и мемориальную ценность. С ней связаны воспоминания о декабристах — воспитанниках школы колонновожатых (находившейся в соседнем Осташеве), собиравшихся в начале 1820-х гг. у своего преподавателя, владельца имения В.М. Шаховского.
Основной доминантой существующего усадебного комплекса служит Андреевская церковь, выстроенная в 1807 году. Основной объём представляет бесстолпный двусветный четверик со световой ротондой и одной апсидой. С запада к храму примыкает трапезная того же времени. Фасады здания обработаны филёнками, четверик завершён развитым дорическим антаблементом. Трёхъярусная ампирная колокольня, выстроенная позднее, была завершена небольшим куполом, с фигурным шпилем, а ныне её венчает нелепая конструкция.
Дом управляющего или сыроварня — двухэтажный жилой корпус.
Центр главного фасада обращённый к реке, выделен полуколоннами дорического ордера, боковые ризалиты рустованы, торцы здания обработаны крупными арочными впадинами и рустом.
Если в судьбе храма наметились позитивные тенденции — он худо-бедно восстанавливается, то дом управляющего, изуродованный вандалами, заброшен, и неминуемо гибнет.

Архивные изображения усадьбы Шаховских


1. Портрет князя В.М. Шаховского. Ф.А. Тулов. Конец 1810-х — начало 1820-х гг.
2-3. Усадьба Белая Колпь. Интерьер барского дома
4.
5. Усадьба Белая Колпь. Интерьер жилой комнаты в усадебном доме. 1850-е гг. Неизвестный художник




Статья Ю.И. Шамурина Белая Колпь

Ю.И. Шамурин «Подмосковные» М., 1912—1914 гг. тов. «Образование»
В 15 верстах от Яропольца - небольшая подмосковная князей Шаховских - Белая Колпь. Еще в большей степени, чем Ярополец, привлекательна Белая Колпь тем духом прошлого, который прочно овеял усадьбу. Дом снаружи очень прост и ничем не останавливает внимания, хотя предание и относит его к эпохе Елизаветы. Белая Колпь - живой музей XVIII века, производящий сильное впечатление тем, что помещением ему служат скромные деревенские комнаты; здесь масса фамильных старинных портретов. В тишине старого дома глядят со стен знакомые и незнакомые и в них старательно вглядываешься, в них ищешь сказов о прошлом. И для того, кто умеет слушать не остаются молчаливыми: они рассказывают о восхитительном блеске двора «Северной Минервы» которому они рвались из своих далеких усадеб; о своем жестоком времени, умевшем все же быть нежным! мечтательным; о тоске, которая охватывала людей упоенных властью, преклонением, богатством, и которые скрывали под изящной улыбкой; о непонятной отваге, о смутной жажде бури, что нарастала в душе с первых годов нового века и нашла себе исход в героической борьбе 1812 года, и о многом другом, чего не найдешь в архивах и музеях.

В Белой Колпи сохранились масонские знаки; черепа, молоты и таинственные письмена оживают здесь, когда-то они были нужными и понятными. Есть шелковые расшитые камзолы XVIII века, поблекшие, выцветшие, но отдаленно напоминающие о блеске пышного века. Возвращаясь в Волоколамск, проезжая деревням полями, шаткими деревянными мостами, заслушав вдали шум железной дороги, чувствуешь себя вернувшимся из далекой страны, где были парки, храмы, чети, улыбающиеся портреты, красивые картины, где нет жизни и обыденности, где носятся призраки и никогда не забываешь о смерти. Несколько веков тому назад так же шумел лес и зеленели поля и золотили рожью, и вечно будут зеленеть и золотиться, но там, в сумрачных парках, совсем еще недавних, уже никак не вернется жизнь. Там только смерть совьет красивую сказку, пленительную легенду; она манит, как пение сирены, но, очнувшись, хочет душа навеки уйти к залитому солнцем полю, к живому страданию и шумной радости, к милому живому городу!..

March 29th, 2017

Понемногу улеглись сумбурные, и в то же время яркие, впечатления от посещения бывшего Дома медицинских работников, а ныне Геликон-оперы, а ранее - усадьбы XVIII века. В годы моей "туманной юности", я часто бывала там на интересных вечерах или на просмотрах каких-нибудь особенных зарубежных фильмов. Помню этот Дом медика с уютным залом, лестницей, зеркалами во всю стену, - это был один из самых любимых клубов Москвы. И вот наконец, когда уже остались в прошлом переживания по поводу реставрации этой усадьбы, отгремели битвы за её сохранение и победило здоровое любопытство, выбрав для посещения оперу Оффенбаха "Сказки Гофмана", мы отправились в театр. Для того чтобы не торопясь осмотреть отреставрированную усадьбу, приехали заранее - перед спектаклем в Геликон-опере проводят экскурсии по историческим залам, рассказывая о владельцах усадьбы Шаховских.

1. Но времени всё равно не хватило - все исторические залы, кроме белоколонного зала княгини Шаховской, как раз того, в котором я бывала раньше, были открыты. О белоколонном зале расскажу отдельно, после уже запланированного посещения. Сначала всё же немного из услышанного об истории главного дома усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских.


Фасад театра «Геликон-опера» на Большой Никитской 19/16

В 1759-1761 годах в доме, где сейчас находится "Геликон-опера", жила Настасья Михайловна Дашкова, которая часто устраивала домашние концерты. На этих концертах пела ее невестка - Екатерина Романовна Дашкова.

Портрет Екатерины Романовны Дашковой (неизвестный художник, ок. 1762)

С 1768 года дом принадлежал сенатору и генерал-аншефу Федору Ивановичу Глебову. Занимая самое высокое положение в свете, Федор Иванович и его жена Елизавета Петровна принимали на Большой Никитской членов великокняжеской семьи и высший свет. После смерти мужа в 1799 году дом перешел к вдове Елизавете Петровне (урожденной Стрешневой). В 1803 году Елизавета Петровна выхлопотала для себя и сыновей разрешение именоваться Глебовыми-Стрешневыми.
С 1864 года главной наследницей огромного состояния Глебовых-Стрешневых стала двадцатитрехлетняя Евгения Федоровна Шаховская (в девичестве фон Бреверн). По Высочайшему повелению ей и ее мужу Михаилу Валентиновичу Шаховскому "дозволено именоваться князьями Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми".

Княгиня Евгения Федоровна и князь Михаил Валентинович Шаховские-Глебовы-Стрешневы

2. Обосноваться в Москве супруги смогли только в конце 1870-х годов. Княгиня немедленно приступила к перестройке неподалеку от Москвы.

3. Домашний театр в Покровском-Стрешневе воодушевил Евгению Фёдоровну купить в 1885 году владение на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка. Почти все постройки бывшей усадьбы Зарубиных-Ефремовых были снесены. В 1885-1886 годах на свободной площадке по проекту К.В. Терского (автором фасада стал Ф.О. Шехтель) было построено здание частного театра в "русском" стиле. В 1887 году между театром и главным домом основной усадьбы был сооружен крытый переход на уровне второго этажа, удобно соединявший оба строения, до нашего времени переход не сохранился. Театр был построен для сдачи в аренду антрепренеру и актеру Георгу Парадизу. В 1910 году он был перестроен архитектором А.А. Галецким. Сейчас в этом здании находится театр имени Маяковского.

Главный дом усадьбы XVIII века тоже был перестроен его владелицей в 1886 году. Архитектор К.В. Терский пристроил к дому крыльцо в формах XVII века - со столбами-кубышками, висячей гирькой и шатром, по-видимому, владелице нравился такой псевдорусский стиль. В Покровском-Стрешневе строил для княгини тот же архитектор и в таком же красно-кирпичном стиле.


Фото из интернета

4. В центре полукруга служебных строений Терский возвёл ворота с крепостной башенкой. В Калашный переулок выходили два флигеля, один из которых был решен в той же древнерусской стилистике. Парадный двор усадьбы Шаховских был одним из самых живописных в Москве. В XIX веке усадьба была театром, в котором выступали французские и итальянские актёры, а также труппа Венской оперетты.

5. Шаховские-Глебовы-Стрешневы вскоре утратили интерес к владению на Никитской улице. Они подолгу жили в Европе, а затем обосновались на курортах земли Гессен в Германии, откуда были родом предки Евгении Федоровны - фон Бреверны. После смерти мужа в 1892 году вдова окончательно покинула дом на Большой Никитской и жила или в Покровском-Стрешневе, или в Европе. Все строения московского владения сдавались в аренду. В парадных комнатах второго этажа главного дома устраивались "свадьбы и домашние балы".

6. В начале XX века здесь была открыта камерная сцена, а в советское время после 1937 года находился Клуб медицинских работников. Время его наибольшего расцвета пришлось на 70-е - начало 90-х годов прошлого столетия, когда им руководил Александр Семёнович Бертман - отец Дмитрия Бертмана.
В 2009 году по проекту архитектора А.В. Бокова начались работы по перестройке усадьбы Шаховских, в результате была разрушена часть исторических строений. В ночь на 19 июня 2011 года был снесён флигель усадьбы XIX века, несмотря на решение об отмене всех выданных ранее согласований о сносе исторической застройки в центре столицы.
Всё это уже осталось в прошлом...

7. Итак, входим в театр, и как обычно он "начинается с вешалки", т. е. с зрительского гардероба, куда нас вежливо направляют молодые люди, по-видимому студенты Дмитрия Бертмана, по блестящей чёрной лестнице.

8. Лестница и посетители многократно отражаются в ступенчатом зеркальном потолке и в зеркалах по обеим сторонам, а внизу под струящейся водой встречает нас огромная афиша очередной премьеры.

9. Реальный мир дробится на осколки, и мы попадаем в театральный мир, как будто в Зазеркалье..

12. В фойе гардероба висит портрет бывшей хозяйки усадьбы - княгини Евгении Фёдоровны Шаховской. Говорят, портрет очень понравился потомку Шаховских, посетившему усадьбу после реставрации.

13. По театральному выглядит и фойе гардероба.

14. Понравился атриум, образованный из проезда во двор благодаря застеклению арочного проема. Атриум носит имя Шаляпина, который когда-то выступал в стенах особняка.

15. Атриум тоже настраивает на театральную волну.

16. В полу атриума сделана стеклянная витрина, и в ней представлена археологическая инсталляция.

17. Под стеклом артефакты - некоторые энергетические вещи для театра, есть и камень из Греции с горы Геликон, где по преданию музы встречались с Аполлоном.

18. На табличке перечислены все предметы инсталляции.

21. Лестница ведёт в фойе второго этажа, здесь находится историческая часть здания с отреставрированными интерьерами, которые уцелели к моменту начала реконструкции в 2000-е годы.

23. По левой стороне исторического фойе анфиладой вдоль главного фасада идут три небольших зала, носящие имена Покровского, Тихонова и Образцовой, а по правой стороне находится белоколонный зал княгини Шаховской.

24. В историческом фойе устраиваются временные выставки.

25. Маленький зал, где давала первые спектакли труппа Геликон-оперы, называется "Покровский" - в честь Бориса Александровича Покровского. Сейчас этот зал используется для небольших камерных спектаклей.

27. В этом зале стоит клавесин, изготовленный по модели И. Рюккерса 1612 (1617) года московским мастером Дмитрием Беловым. Дмитрий окончил Московскую консерваторию по классу органа и классу композиции, параллельно с учебой работал реставратором в музеях и реставрационных фирмах России, а также органным мастером Малого и Белого залов в Московской консерватории. Его мастерская музыкальных инструментов "Клавир" на сегодняшний день является первой и единственной мастерской, специализирующейся на изготовлении клавикордов.

30. Следующий зал в анфиладе "Тихонов" назван в честь дирижера Кирилла Климентьевича Тихонова (1921-1998). В 1990 году он стал главным дирижером и музыкальным руководителем Геликон-Оперы. В этом зале на стене висит гобелен, где изображен Аполлон с музами на горе Геликон.

31. На противоположной стене камин с часами, здесь же костюм Отелло, принадлежавший великому тенору XX века Марио Дель Монако.

32. Третий зал анфилады носит имя Образцовой. Елена Васильевна Образцова работала и дружила с коллективом "Геликон - оперы" со времён основания театра. Мебель и предметы интерьера из московской квартиры Елены Васильевны подарила театру дочь певицы, здесь же личный рояль певицы. На стене висит картина "Елена Образцова в роли графини из Пиковой дамы", её написал петербургский художник Туман Жумабаев.

33. В этом же зале представлена историческая афиша театра Ла Скала (1964 год, дебют Образцовой).

35. Одна из любимых оперных партий Елены Образцовой - Кармен.

Архитекторы А.С. Каминский и С.С. Эйбушитц, 1820, 1868, 1886 гг. Выстроен в стиле неогрек.

Большая поляна на углу Моховой ул. и ул. Знаменки раньше была кварталом двух-трёхэтажных домов. На этом месте в начале XVIII в. располагались большие владения знаменитого князь-папы Никиты Зотова. Потом они перешли к его внуку Никите Васильевичу.

В начале 1740-х гг. усадьба принадлежала уже князю Фёдору Ивановичу Голицыну. В 1757 г. он продал этот участок за 1800 рублей жене статского советника Ивана Христиановича Эйхлера, Анне Эйхлер. Иван был другом Артемия Волынского, обвинённого в попытке государственного переворота, за что и пострадал - его сослали в Сибирь. В конце XVIII – начале XIX вв. дом принадлежал князю Павлу Петровичу Шаховскому, который жил в другом своём доме на Пречистенке. Женат он был на Агафоклее Алексеевне урождённой Бахметьевой. У них было четыре сына и шесть дочерей. Позже домом владели дочери князя Павла Шаховского Ирина и Софья.

В 1867 г. большое владение разделилось на три части - на углу Моховой ул. и ул. Знаменки (дом 2), ул. Знаменки (дом 4) и по Моховой ул. (дом 6). Теперь остался только дом 6. Остальные дома снесены в 1972 г. к приезду американского президента Ричарда Никсона, отчего эта лужайка получила название «Лужайка Никсона».
В 1867 г. дом купил Иван Кузьмич Бакланов, директор Товарищества Купавинской суконной фабрики. Он взялся перестроить старый главный дом усадьбы. В 1868 г. архитектор Каминский объединил старый дом и флигели и создал строгий классический фасад с четырёхколонным портиком с колоннами ионического ордера.

В 1892 г. дом у Бакланова покупает богатая иркутская купчиха Юлия Базанова. В этом году она с дочерью становится единственной наследницей золотопромышленного производства семьи умершего мужа и свёкра. Оставляет дело в Иркутске на помощников, а сама переезжает в Москву и отдаётся делам благотворительности. На её деньги выстроена клиника ушных и горловых болезней при медицинском факультете Императорского Московского университета на Девичьем поле, на углу Олсуфьевского и Боженинского пер. Это была вторая в России лор-клиника, построенная по специальному проекту и оснащённая всеми научными новинками того времени. Московская городская дума приняла решение присвоить новой клинике имя Ю. И. Базановой. И дальше она продолжала вкладывать большие средства в разные благотворительные учреждения Иркутска и Москвы.
К 1906 г. её финансовое положение сильно ухудшилось, и она была вынуждена продать дом на Моховой.

Дом купил мануфактур-советник Николай Михайлович Красильщиков, директор и распорядитель мануфактуры «Анна Красильщикова и сыновья» в селе Родники Костромской губернии. Там вырабатывался одёжный товар, который славился своим стойким чёрным цветом. Красильщиков был женат на красавице Елизавете Алексеевне Дружниковой. Её портрет кисти В. Серова 1906 г. украшал вестибюль этого особняка. Сейчас он находится в Краснодарском краевом художественном музее. Елизавета Красильщикова позировала художнику в бриллиантовом колье. В Москве ходил анекдот, что когда она в нём выезжает в свет, то для охраны ей нанимают двух телохранителей.

Николай Михайлович имел очень красивый тенор, по мнению многих лучше, чем у Карузо. Он учился пению в Италии, пел только итальянские оперы и имел необычайный авторитет в московских оперных кругах. Многим, в том числе, А. Неждановой и Л. Собинову, он давал уроки пения и наставления. В доме на Моховой бывало немало известных людей, музыкантов, художников.

В 1920 г. Красильщиковым удалось перебраться во Францию, где Николай Михайлович скончался от инфаркта. Елизавета Алексеевна после его смерти вышла замуж за графа Сергея Сергеевича Шереметева.

После революции в особняке было общежитие для командированных текстильного комбината. Потом его отдали Государственной библиотеке им. Ленина и здесь расположился институт библиотековедения.

В 1950-м г. в здании открылся мемориальный музей «всесоюзного старосты» М. И. Калинина. Музей имел большое воспитательное значение, в частности здесь принимали в пионерскую организацию лучших школьников. Воспоминание об этом событии многие сохранили на всю жизнь.

В 1930-х гг. здесь был единственный жилой район на Моховой, поэтому Витька из знаменитой песни «Москвичи» (Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой) жил именно здесь.

В 1991 г. музей был закрыт, теперь здесь центр восточной литературы РГБ.

Объект культурного наследия федерального значения.

Белая Колпь - древнее село,которому больше пятисот лет. Название пошло от белой чубатой цапли-колпицы, некогда водившейся в здешних местах. Существовала даже поговорка: "Белая как колпица".

Впервые село упоминается в меновной грамоте московского князя Ивана III в 1497 году, а потом оно было любимым местом охоты Московского князя Василия III.

В 1658 году село переходит во владение стольника Степана Никитича Шаховского и в течение более 250 лет, до 1917 года, является родовым имением Шаховских .

Общая структура усадьбы обозначилась в елизаветинскую эпоху (1741—1761 гг.), об этом напоминаеткрупный масштаб, осевое построение, регулярная планировка парка. В начале XIX в. усадьба была отстроена заново князем М.А. Шаховским в монументальных формах зрелого классицизма.

Усадьба включала в себя главный усадебный дом (сгорел в 1919 году), дом управляющего, конюшню (сохранились остатки), каретник (сохранились остатки), псарню (утрачена в 1980-е), Андреевскую церковь (1807), кирпичную ограду (не сохранилась), террасный парк, липовый парк, запруду на реке Колпянке .Кроме того, изменилась планировка центра. И все же усадьба представляет большую художественную и историческую ценность. С ней связаны воспоминания о декабристах — воспитанниках Школы колонновожатых, собиравшихся в начале 1820-х гг. у своего преподавателя, владельца имения В.М. Шаховского.

В центре всей композиции находился дом. Одним фасадом он смотрел на небольшой липовый сад, другим - на парадный двор. Там широкий партер двумя террасами с белокаменными лестницами спускался к речке, к запрудам. По сторонам находились церковь и хозяйственный двор со служебными постройками. Вся усадьба окружена оградой.

Дом управляющего или сыроварня - двухэтажный жилой корпус. Центр главного фасада обращённый к реке, выделен полуколоннами дорического ордера, боковые ризалиты рустованы, торцы здания обработаны крупными арочными впадинами и рустом. Меньше разрушен, так как здесь до недавнего времени было общежитие.

Посещение этой усадьбы - хороший повод вспомнить страницы истории и погулять в замечательном, хорошо сохранившемся парке.

Шаховские были тесно связаны родственными узами со многими дворянскими родами. Прежде всего - с родом Муравьевых, давшим России ряд видных государственных и общественных деятелей, военачальников, писателей. И Шаховские и Муравьевы были людьми просвещенными, знавшими толк в искусствах. Владельцы Белой Колпи собрали великолепную портретную галерею, богатейшую библиотеку и архив, приведшие в восхищение Гаврилу Геракова, автора любопытных "Путевых записок", выпущенных в 1828 году.
Более обстоятельное описание художественной атмосферы усадьбы оставил литератор и знаток изящного граф Сергей Дмитриевич Шереметев, побывавший здесь в августе 1902 года и даже издавший о Белой Колпи небольшую книжку. Он был "удивлен видом хором древних, какие редко можно встретить, с мебелью, люстрами, рядом старых портретов на стенах… в золоченых рамах и самых разнообразных размеров, подчас сплошь покрывающих стены". Из всех полотен, увиденных в Белой Колпи, более всего ему запомнился портрет генерала Николая Николаевича Муравьева :

"Какое выразительное, твердое и умное лицо!" - писал С.Д.Шереметьев.

Портрет написан известным русским художником Н.И.Аргуновым в 1817 году и ныне находится в Государственном Историческом музее.

В Белой Колпи имелись и работы В.А.Тропинина, О.А.Кипренского и Ф.А.Тулова. хранящиеся ныне в Третьяковской галерее и Историческоммузее.

Про храм.

До XIX века в селе были две деревянные церкви — в честь мученика Андрея Стратилата и в честь чудотворцев Косьмы и Дамиана — обе сожжены во время литовского нашествия в 1626 году. В 1686—1691 годах была выстроена новая деревянная церковь.

Каменный храм в стиле классицизма построен в 1807 году по личному проекту владельца села князя Михаила Александровича Шаховского. Храм был возведен в честь Воскресения Христова с приделами в честь мученика Андрея Стратилата (по наименованию деревянной старинной церкви) и в честь своих небесных покровителей свв. кнн. Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев.

Основной объем представляет бесстолпный двусветный четверик с одной апсидой, увенчанный массивным световым барабаном. Основной особенностью расположения храма является то, что алтарь находится с севера, а не с востока, как это принято в церковной традиции. Вероятно, это объясняется принадлежностью князей Шаховских к Северному обществу и желанию как-то увековечить данный факт. Высокие архитектурные качества сооружения говорят об участии в постройке зрелого мастера. В этой церкви в сентябре 1818 года венчались Александр Николаевич Муравьев (его имение в Ботово было неподалеку) и Прасковья Михайловна Шаховская.

С юга к храму примыкает трапезная того же времени. Фасады здания обрамлены филенками. Четверик завершен развитым дорическим антаблементом .

Трехъярусная колокольня, выстроена позднее (1818 г.) в стиле ампир, по художественным достоинствам не уступает храму. Правда надо учесть, что поначалу она завершалась небольшим куполом, с фигурным шпилем, а ныне её венчает нелепая конструкция.

В 1918 году имение князей Шаховских было национализировано. В конце 1930-х годов была закрыта церковь. . С колокольни сбросили колокола прямо на землю. Они разбились. Один колокол повесили на столбе посреди деревни и звонили в него в случае пожара и собирали колхозников на работу. Во время оккупации этот колокол немцы увезли в Германию, вместе со всеми ценными иконами и предметами. Затем здание храма использовалось колхозом им. М.И. Калинина под склад зерна и холодильную камеру.

В 1997 году церковь была возвращена верующим и с тех пор здесь идут богослужения, идет реставрация и украшение.

Как доехать : от ст. Шаховская до с. Белая Колпь, 13 км

Дополнительно

Большая поляна на углу Моховой улицы и улицы Знаменки раньше была кварталом двух-трехэтажных домов. На этом месте в начале XVIII века располагались большие владения знаменитого князь-папы Никиты Зотова. Потом они перешли к его внуку Никите Васильевичу.

В начале 1740-х усадьба принадлежала уже князю Федору Ивановичу Голицыну. В 1757 году он продал этот участок за 1800 рублей жене статского советника Ивана Христиановича Эйхлера, Анне Эйхлер. Иван был другом Артемия Волынского, обвиненного в попытке государственного переворота, за что и пострадал – его сослали в Сибирь. В конце XVIII - начале XIX века дом принадлежал князю Павлу Петровичу Шаховскому, который жил в другом своем доме на Пречистенке. Женат он был на Агафоклее Алексеевне ур. Бахметьевой. У них было четыре сына и шесть дочерей.

В 1867 году большое владение разделилось на три части – на углу Моховой и Знаменки (дом 2), Знаменки (дом 4) и по Моховой (дом 6). Теперь остался только дом 6. Остальные дома снесены в 1972 году к приезду американского президента Р.Никсона, отчего эта лужайка получила название «Лужайка Никсона».

Домом 6 на Моховой улице владели дочери князя Павла Шаховского Ирина и Софья.

В 1867 его купил Иван Кузьмич Бакланов, директор Товарищества Купавинской суконной фабрики. Он взялся перестроить старый главный дом усадьбы. В 1868 году архитектор Каминский объединил старый дом и флигели и создал строгий классический фасад с четырехколонным портиком с колоннами ионического ордера.

В 1892 году дом у Бакланова покупает богатая иркутская купчиха Юлия Базанова. В этом году она с дочерью становится единственной наследницей золотопромышленного производства семьи умершего мужа и свекра. Оставляет дело в Иркутске на помощников, а сама переезжает в Москву и отдается делам благотворительности. На ее деньги выстроена клиника ушных и горловых болезней при медицинском факультете Императорского Московского университета на Девичьем поле, на углу Олсуфьевского переулка и Боженинского переулка. Это была вторая в России лор-клиника, построенная по специальному проекту и оснащенная всеми научными новинками того времени. Московская городская дума приняла решение присвоить новой клинике имя Ю.И. Базановой. И дальше она продолжала вкладывать большие средства в разные благотворительные учреждения Иркутска и Москвы.

К 1906 году ее финансовое положение сильно ухудшилось, и она была вынуждена продать дом на Моховой.

Дом купил мануфактур-советник Николай Михайлович Красильщиков, директор и распорядитель мануфактуры "Анна Красильщикова и сыновья" в селе Родники Костромской губернии. Там вырабатывался одежный товар, который славился своим стойким черным цветом. Красильщиков был женат на красавице Елизавете Алексеевне Дружниковой. Ее портрет кисти В. Серова 1906 года украшал вестибюль этого особняка. Сейчас он находится в Краснодарском краевом художественном музее. Елизавета Красильщикова позировала художнику в бриллиантовом колье. В Москве ходил анекдот, что когда она в нем выезжает в свет, то для охраны ей нанимают двух телохранителей.

Николай Михайлович имел очень красивый тенор, по мнению многих лучше, чем у Карузо. Он учился пению в Италии, пел только итальянские оперы и имел необычайный авторитет в московских оперных кругах. Многим, в том числе, А. Неждановой и Л. Собинову, он давал уроки пения и наставления. В доме на Моховой бывало немало известных людей, музыкантов, художников.

В 1920 году Красильщиковым удалось перебраться во Францию, где Николай Михайлович скончался от инфаркта. Елизавета Алексеевна после его смерти вышла замуж за графа Сергея Сергеевича Шереметева.

После революции в особняке было общежитие для командированных текстильного комбината. Потом его отдали Государственной библиотеке им. Ленина и здесь расположился институт библиотековедения, в 1950-м его сменил музей Калинина. Теперь здесь центр восточной литературы РГБ.