Выбираем лыжи для фрирайда. Всё, что нужно знать о горных лыжах, прежде чем идти в магазин или пункт проката. Как выбрать горные лыжи по назначению

Фрирайд представляет собой внетрассовую разновидность катания, которое предполагает съезд по рыхлому глубокому снегу и требует хорошей физической подготовки. Любители горных склонов без подготовленных трасс стремятся, чтобы горные лыжи для фрирайда были максимально удобными и по-настоящему надежными.

Горные лыжи для фрирайда: особенности специальной конструкции

К их выбору следует подходить довольно серьезно, потому что от правильного размера будет, в первую очередь, зависеть результат катания. Основное отличие таких лыж состоит в их увеличенной ширине. Помимо этого, у фрирайдерских лыж нос расширен, а их профиль производится со своеобразным рокером – загибом носка. Начинается данный загиб намного ближе к середине, если сравнивать с трассовой моделью лыж.

За счет специальной конструкции, в лыжах для фрирайда изменено распределение по их длине уровня жесткости. Такой подход к производству дает возможность райдерам не тонуть в снежной поверхности, а при развитии больших скоростей лыжи и вовсе становятся аналогичны серфу на водной поверхности. Для этой цели изменена и стойка райдера – центр тяжести сдвинут к концу лыж.

Как подобрать лыжи для фрирайда по размеру?

Для того, чтобы знать, как подобрать лыжи для фрирайда, необходимо определиться с основными характеристиками. Это как раз случай, где размер на самом деле имеет огромное значение.

  1. Ширина лыж. Она в настоящее время варьируется в пределах 90-135 мм. От ширины зависит многое - чем она больше, тем меньше лыжи будут тонуть и закапываться. Выбор зависит напрямую от условий катания. Для целины с толщиной снега около 50 см лучшим вариантом окажутся суперширокие 125-140 мм. При уплотненном снеге, обычно весной, и при леденистом покрове хорошо подойдут лыжи шириной 110-120 мм. А при желании получить адреналин от бешеной скорости стоит предпочесть универсальную ширину – 90-105 мм.
  2. Длина лыж. Зависит напрямую от роста спортсмена. Кроме того, важна и роль физической подготовки. Лыжнику начинающего уровня при вопросе, как выбрать лыжи для фрирайда, необходимо запомнить формулу – рост плюс 10-15 см. Чем длиннее будут лыжи, тем предсказуемее они окажутся на скорости. Однако длинные лыжи не отличаются маневренностью и управляемостью, поэтому на них лучше забыть о крутых прыжках. Длина универсальных фрирайдерских лыж – рост плюс 5 см.

Полезно знать

Немаловажными параметрами при выборе лыж для фрирайдера являются:

  • Боковой вырез – при помощи его геометрии происходит определение радиуса поворота. Для основных фрирайд-условий вполне подойдут лыжи, имеющие радиус 18-25 см, при неспешном спуске (лес, сложный рельеф) – 12-15 см.
  • Форма пятки (носа) особого влияния на езду не оказывает, можно подобрать по понравившемуся дизайну.
  • Камбер – весовой прогиб. Правило определения: две лыжи следует сложить вместе и попробовать их сжать. Чем труднее будет удаваться сжимать, тем больше будет камбер. Значимость показателя учитывается при агрессивном и скоростном стиле катания.
  • Торсионная жесткость. От нее зависит поведение лыж в резаной дуге. Чем больше будет данный показатель, тем более четко лыжи будут закладывать дугу. Так, большая талия (лыжи 120 мм) требует от спортсмена много опыта и сил для входа в поворот.
  • Жесткость и упругость – значимый параметр, с которым производители активно экспериментируют.

Главное, подбирая горные лыжи для фрирайда, правильно оценить свой размер, возможности и уровень подготовки, а также помнить обо всех критериях выбора. Именно тогда катание будет безопасным и принесет массу удовольствия.

Полагаю, все давно и хорошо запомнили, что единственный надёжный способ выбрать подходящие горные лыжи – это взять их покатать, чаще всего это реально на тестах. К сожалению, такая возможность доступна не всегда и не всем, так что часто нам приходится полагаться на чьё-то мнение. К счастью есть всё же и вполне объективные параметры, которые мы можем посчитать и использовать их в качестве ориентира при выборе горных лыж.

И вот один такой объективный параметр, касающийся именно лыж универсальных и для фрирайда – это площадь лыжи, на которую приходится единица нашего веса. С ним вполне всё очевидно – чем большая площадь поверхности держит ваш вес, тем меньше лыжи проваливаются в снег, тем лучше они в этом снегу едут. Как уже, опять же, говорилось, лыжи с конкретными свойствами призваны минимизировать количество усилий лыжника в тех или иных условиях. И любая модель является компромиссом минимизации энергозатрат для разных условий катания.

Когда я только написал эту статью, я не знал, что аналогичные цифры указывают в технических характеристиках на машины - снегоходы, ратраки, болотоходы, вездеходы. Вдобавок я рассчитал рекомендуемые значения в числе квардатных сантиметров см 2 , приходящихся на килограмм веса, то есть величины обратные принятым. Сейчас всё исправлено на привычные г/см 2 , грамм на квадратный сантиметр - то есть удельное давление на снег. При этом сама мысль, бывшая очевидной для меня, нашла чёткое научно-техническое подтверждение.

Вы находитесь на сайте Прогресс-Ski - первой и единственной школы, кто предоставляет гарантию на обучение . Эта гарантия возможна благодаря Прогрессивной Системе обучения катанию на горных лыжах и сноуборде.

Как будем считать площадь лыжи? Форма канта достаточно сложная. Но можно для упрощения считать кант с боковой стороны горной лыжи прямой линией от талии до носка/пятки, поскольку это внесёт в расчёт меньшую погрешность, чем последующие факторы. В этом случае мы просто вычисляем среднее арифметическое ширины носка, талии и пятки – складываем их и делим на три. Далее умножаем полученное число на длину лыжи. Длина лыжи измеряется по скользяку, так что сильно загнутые носки и пятки внесут ещё бОльшую погрешность. Кроме того, носки, а часто и пятки, скруглены. Все эти неточности влияют на нужный нам результат, но не сильно. Не забываем про размерность – длина лыжи в сантиметрах, а ширина в миллиметрах, так что их следует разделить на 10. Мы получили площадь одной лыжи. Лыжи две, так что умножим число на два. И разделим свой вес в граммах на эту площадь. Для примера наиболее любимые автором лыжи для поездок в большие горы

73 кг х 1000 / [ 184 (ростовка, см) х (136+99+120)/10/3 (среднее арифметическое ширины, см) х 2 ] =

16.8 г/см 2

А теперь сравним получившееся число со следующей шкалой, составленной автором, г/см 2:

26-31 – показатель для узких длинных лыж классической “прямой” геометрии (на самом деле не так часто они действительно были прямые, эксперименты с формой шли всегда); Чтобы понять, сколько усилий требуется для катания на этих лыжах в целине, посмотрите видео. Для катания приходится использовать технику годиля, делать частые повороты с созданием уплотнённой площадки снега в заключительной фазе поворота, от которой лыжник отталкивается в новый поворот.

Широкие и/или длинные?

Большая ширина талии лыж (больше 100 мм) несёт издержки полного лишения их универсальности. Такие лыжи хорошо минимизируют усилия в снегу, но! – как только возникает необходимость ехать по твёрдой опоре, постановка их на кант связана со значительными усилиями в области голеностопа. Если вы приехали покататься с широкими лыжами на курорт, где, увы, уже неделю не было снегопада, и в бетон укатаны не только трассы, но и все окрестные поля, кусты и перелески, через день-другой катания на этих лыжах ноги начнут отваливаться. Автор сего имел удовольствие покататься несколько дней в таких условиях до начала снегопада в Вистлере на взятых в прокате лыжах с талией 125 мм и сохранил от этого катания яркие впечатления.

По этой причине автор часто жертвует шириной в пользу универсальности и при отсутствии конкретного прогноза поездки под снег берёт с собой лыжи с талией 99 мм (16.8 г/см 2). А также считает оптимальной длиной для своего веса, колеблющегося вокруг 73 кг (и технического уровня), длину таких лыж в районе 185-190 см (эти, пожалуй, чуть коротковаты).

В целом можно считать универсальными лыжами те, чья талия находится в диапазоне от 75 до 90 мм. Чем больше талия - тем более внетрассовые свойства имеет лыжа. Сегодня с некоторой натяжкой к универсалам относят уже и талию в пределах 100 мм. Но, конечно, только с натяжкой - на жёстком склоне такие лыжи требуют усилий.

Здесь нужно отметить, что называемые диапазоны ширины талии зависят от габаритов лыжника. А именно - пропорциональны размерам нижних конечностей. Условно говоря, для человека со стопой 29 см, ширина талии в 93 мм - равносильна талии 80 мм для человека со стопой 25 см (простая пропорция 29/25 = 93/80). Корректность утверждения относительна, поскольку пропорции сводятся не только к длине стопы.

Кроме увеличения площади, есть и ещё одна причина необходимости большой длины. Несколько утрируя, можно дать такое объяснение конструкции более длинных, более внетрассовых горных лыж: представьте ваши короткие жёсткие горные лыжи для трассы. Помимо того, что их малая площадь будет способствовать проваливанию в снег, их жёсткие носки будут зарываться в него. Представим себе, что мы удлинили их носы более мягким сердечником, который не даёт хорошей опоры на жёстком склоне, но изгибается вверх при сопротивлении движению в глубоком снегу, в результате чего обеспечивает всплытие лыж в снегу – они больше не зарываются. Эффективная площадь опоры, на которую распределяется вес на жёстком, осталась всё та же – мягкая часть лыжи почти не держит вес, пока лыжи не погружаются в снег и не изгибаются. Зато плюсом идут хорошие амортизирующие свойства при движении в разбитом снегу, и это уменьшает жёсткость ударов в ноги.

Так что длина лыж для фрирайда обусловлена не только необходимостью иметь большую площадь лыж. При любых ваших колебаниях в выборе длины горных лыж () по мнению автора следует предпочесть более длинные. Возможно, на первых порах непривычно большая длина вызовет сложности в управлении, но вы к ней адаптируетесь. А вот кувыркаться в снегу на коротких лыжах будете всегда.

И ещё в защиту большей длины - погруженные в снег лыжи ведут себя не совсем так, как поставленные на жёсткий склон. Уже на слегка разбитом склоне лыжи начинают рыскать и требовать контроля. А в снегу стабильность в направлении движения становится много актуальнее. Особенно на скоростях. И длинные лыжи сохраняют эту стабильность лучше.

Немного практики выбора

Для примера рассмотрим стоковые лыжи качественного швейцарского производителя Movement - Evolution , из линейки, от консультаций по выбору из которой автор до сих пор не может избавиться:о) На указанном сайте их можно приобрести за 160€, что крайне недорого для качественных, даже не швейцарских лыж с деревянным сердечником (почему так важен деревянный сердечник - см. в этой статье). Геометрия этих лыж 116-80-104, а радиус 20м - вполне такой типовой универсал. Кроме того, у этой модели очень мягкие носки, которые не дают им зарываться, а жёсткость имеет так называемое "прогрессивное распределение" - непропорционально нарастает при продвижению к центру лыжи, что обеспечивает увеличение отдачи лыжи с ростом нагрузки.

Известно, однако, что лыжник весом за 80кг, когда-то сгоряча обзаведшийся этой моделью, был ей недоволен. Согласно приведённой выше шкале, лыжи будут представлять "универсальный интерес", если давление на снег не превысит 20 г/см 2 . Считаем:

184 х (116+80+104)/3/10 х 2 х 20 = 73.6 кг

То есть, минимальные универсальные свойства эти лыжи в их длинной ростовке 184 обеспечат для человека весом в пределах 73 кг. Рассматривать их как относительно фрирайдные (наш коэффициент - до 17 г/см 2) можно лишь при весе 61 кг. На взгляд автора ростовка 184 великовата для этого веса, так что на роль фрирайдных, а не универсальных лыж длинная ростовка этой модели не может претендовать. Тем более ни при каких обстоятельствах эти лыжи не могут быть интересны парню весом за 80 кг - с такой площадью для его веса это могут быть лыжи уж никак не с мягкими носами. Будучи обогащён сообщённой выше информацией он бы имел понимание, что Evolution в ростовке 184 - это универсал для горнолыжника/цы весом 65-73 кг. Доказательством служит, в частности, приводимый отзыв девушки весом в 64 кг, катающейся первый сезон и удовлетворённой чуть меньшей ростовкой - 177.

А вот в ростовке 170 эти же вычисления дают вес 57 - 68 кг. Относительно агрессивно катающаяся лыжница весом около 60 кг будет удовлетворена этими лыжами в росте 170, как внетрассовыми. И логика здесь простая - ширина лыж остаётся та же в меньшей ростовке, и для человека небольших габаритов пропорции этих лыж оказываются такие же, как более широких лыж для крупного лыжника.

Зимняя программа Прогресс-Ski, подробности

Регулярная (весь сезон) выездная школа Прогресс-Ski в Нечкино, горные лыжи и сноуборд.

Российский "малый" курорт на берегу Камы, хвойный лес на склонах. Катальный день полных 12 часов - с 10 до 22х. Отлично подготовленные склоны. Оснежение. Быстрый кресельный подъёмник.

Удобная транспортная доступность для Москвы и средней полосы. Наиболее бюджетная поездка сезона. Рекомендуется для работы над техническим совершенством, и тех, кто впервые.

Чудесное место для отдыха - и мега-благоприятные цены. Прекрасное, красивое место. Хорошие условия, чтобы приобщиться к горным лыжам и сноуборду!

Даты: ноябрь, февраль, март, больше - по запросу. Группы горных лыж и сноуборда. Детские группы .

Цель ам Зее - Капрун, ледник Китцштайнхорн, Австрия, Альпы

Это удивительно - но осенью на леднике обычно царит чисто весенняя погода. Вы бы хотели попасть в весну в ноябре? С одновременным досрочным открытием сезона!

Группа горных лыж (группа сноуборда - по запросу).

Каракол, Тянь-Шань, Киргизия

Для начинающих – подготовленные трассы, для продолжающих – лесные тропинки, для крутых – фрирайд по лесу или в полях. Каждому занятие по душе и по силам. Среднеазиатский колорит добавляет поездке особую остроту.

Стабильные полтора-два метра снежного покрова, возможность первым раскатать свежие склоны (количество жадных до целины райдеров тут всё ещё невелико!), комфортная температура весь сезон, эпические пейзажи (со склонов виден в том числе и Иссык-Куль)! Для фрирайдера - возможность недорогой снегоходной и сноукэт заброски к лакомым местам.

Хорошее, практически "домашнее" отношение местного населения к райдерам. Кормёжка сытной среднеазиатской кухней, как на убой. Достаточно внутреннего российского паспорта! И при всех этих плюсах бюджетнее, чем Альпы!

В процессе проведения нашей фрирайд-школы мы постоянно получаем вопросы от участников. Часто вопросы возникают в процессе катания, когда обдумывать их нет времени. Поэтому решено написать ответы на наиболее частые и характерные из них в конце школы, когда вопросы накопились и появилось время на обдуманный ответ. Алекс будет отдуваться за сноубордическую часть, а я - за горнолыжную. Для удобства подачи информации я сгруппировал их по блокам.
Важно: К сожалению, у меня нет волшебных пилюль. Но я постараюсь честно ответить на все вопросы. Я уверен, что задавать правильные вопросы – это искусство, потому что правильный вопрос содержит в себе половину ответа. Поэтому и вопрос, и ответ требует времени и внимания.

1. Особенности в снаряжении и экипировке лыжника при катании вне трасс?

Какие лыжи брать для фрирайда? (ширина min/max,ростовка(по сравнению с ростом райдера) min/maх,жесткость)
Жесткость лыж для фрирайда, что от нее зависит, как выбрать ту, которая оптимальна именно для твоего стиля, уровня, рельефа катания?
Какие лыжи лучше брать начинающим (без опыта) фрирайдерам?

Выбор оптимальной лыжи для фрирайда занятие глубоко личное, почти интимное)) Оптимальность зависит от физических данных – роста, веса, силы и выносливости. Также это зависит от рельефа, по которому предстоит кататься, скорости и манеры катания. И главный критерий понимания этого – личный опыт.
Поэтому можно порекомендовать начинать с моделей умеренной геометрии. Ростовкой на 5-10 см выше вашего роста и примерно 100-110 мм талией.
В общем, можно сказать, что длинные и жесткие лыжи стабильнее держат заданную траекторию. Короткие – более верткие. Чем мягче лыжа, тем меньше нужно усилий (и скорости) для поворота на ней. При этом нет смысла гнуть их в магазине, единственный верный критерий – их работа на склоне.

Нужно ли обязательно покупать специальные лыжи для фрирайда или можно начать на своих обычных, для «трасс»?

Можно, по крайней мере, я именно так и начинал)) Кроме того, иногда у нас можно потестить верхние фрирайд-модели. Мы тестировали модели MOMENT, также была возможность попробоватьBlackDiamond. Надеюсь, что и в следующем сезоне продолжится тема тестирования широких лыж в нашей школе.

Какие лыжи точно не брать в Кировск / для фрирайда?

Беговые и спортцех))

С каким рокером лучше брать лыжи?

Не парьтесь, честно.

Установка креплений: по каким меткам? стоит ли переставлять крепления?

Я ставлю крепления по меткам производителя и не парюсь над“плюс-минус 5 мм”. Я считаю, что инженеры-конструкторы знают свое дело, по крайней мере в тех лыжах, которые я выбираю. Непреодолимое и обоснованное желание сдвинуть крепление от центральных меток может возникнуть только в процессе практического тестирования, а не в интернет-обсуждении.

Отличается ли настройка креплений для фрирайда? Нужно ли ослаблять или закручивать «отстрел» пятки/носка? Всегда ли надо регулировать усилие срабатывания пятки и головки креплений на одинаковое значение или есть особенности снежного покрытия когда надо, например, увеличить усилие на пятке или на головке креп?

Настройка срабатывания креплений зависит от веса лыжника и манеры катания. Какой-то особенной настройки креп под фрирайд нет. Ослаблять крепы по сравнению с обычным катанием нет смысла – рельеф вне трасс, как правило, сложнее, значит больше шансов потерять лыжу. Затягивать сверх меры также не стоит. Все-таки срабатывание креплений бережет вас от травм, нет смысла добровольно отказываться от этой защиты. На склоны, где отстегнутая лыжа неминуемо приведет к травме, мы вас не поведем. Не обязательно головка и задник креплений будут отрегулированы одинаково. Это зависит от особенностей катания. Например, пятка может быть затянута потуже для высоких прыжков. Но все-равно эти значения где-то рядом. Еще стоит проверять правильность подгонки креп по размеру ботинка, чтобы получился преднатяг при вщёлкивании.

Какие ботинки подходят для фрирайда, а какие нет (жесткость, что-то еще?)

Самое важное, чтобы ботинок был удобен, как и любая другая обувь. Жесткость не имеет принципиального отличия от ботинок для катания вдоль подъемника.

Ски-турные крепления: имеет ли смысл ставить для поездки в Кировск? / вообще для фрирайда?Существуют ли ски-турные адаптеры?

Специально ставить ски-тур крепления для участия в наших программах не нужно. Веса они добавляют (я имею ввиду серьезные крепы, позволяющие как ходить, так и полноценно кататься), а доля ски-турного хождения в школе невелика. Другое дело, если вы планируете погулять по Хибинам. Я использую ски-турные адаптеры. Беру их не всегда, по необходимости. С ски-туром неминуемо возникнет и следующий вопрос – про камуса. Этим вопросом и мне предстоит более основательно заняться)

Как выбрать для себя палки? Как установить правильную длину палок?

Палки должны нравиться) Их выбор никак не отличается от выбора палок для трассового катания.Если по этому поводу возник вопрос, значит еще рано во фрирайд))) В наших программах удобно использовать телескопические палки. Причем выбирать их с запасом длины. Компактно убирать их на рюкзак не так актуально, как еретикам сноубордистам. Зато дополнительные сантиметры очень пригодятся при выталкивании по пологому после спуска.

Обязательно ли брать рюкзак, к которому крепятся лыжи? Какое крепление удобнее?

Да, обязательно. Причем функциональность рюкзака стоит проверить еще до поездки. Система крепления не принципиальна, тут кому как нравится. Мне удобнее, когда лыжи крепятся по диагонали.

Какая защита точно нужна лыжнику? Какая желательна?

Обязательно нужна каска. Все остальное – индивидуально. Правильно упакованный рюкзак защищает спину. Я часто катаюсь без защиты, но это не пример для подражания, честно. Это просто плохая привычка. На время серьезных спусков и соревнований я всегда в шлеме

Отличается ли подготовка лыж для катания вне трасс от обычного сервиса? Нужно ли делать ски-сервис перед поездкой?

Никаких особенных отличий в подготовке лыж любителей трассового или внетрассового катания я не вижу. Спортсмены борются за сотые секунды, а нам это не актуально, поэтому простой ски-сервис – заплавка дыр в скользяке и заточка кантов вполне достаточна. Кто-то наверняка начнет упираться по поводу углов заточки, но это не ко мне. Если вы много катаетесь вне трасс, то задача максимум – это вывести ровную и острую грань канта, выправить зарубки от камней… А 89 или 90 градусов – это актуально спортсменам и профессионалам интернет-райда))

2. Особенности в технике катания вне трасс.

Какие отличия в технике катания вне трасс относительно трассового катания?Какой стиль трассового катания применяется на целинном / мягком снегу / буграх / застругах? Если отличия в катании по трассам и вне трасс существуют, на что обратить внимание при подготовке к поездке во фрирайд-школу? Что стоит подтянуть в технике катания, чтобы чувствовать себя уверенно во фрирайд-школе с первого-второго дня? Какие мышцы в большей степени задействованы у лыжников во внетрассовом катании? Можно ли за 1-2 месяца «подтянуть» эти группы мышц? Как это сделать, как тренировать? Насколько владение техникой прыжков важно при внетрассовом катании? Как можно овладеть техникой дропов / трюков? Насколько это безопасно? Можно ли тренироваться не в больших горах? Как тормозить, чтобы на фрирайде при закантовке не зарываться носом в снег (на трассе такой проблемы нет)?На глубоком снегу как правильно поворачивать, чтобы не зарываться? Какова техника катания в кулуарах? Как достичь мастерства в лыжах? Как совершенствовать свои навыки и умения?

Долго я парился над этим разделом, все лето)) И решил написать честно. Субъективно и, может быть, не всегда приятно, но полезно))

Чаще всего фрирайдерам не хватает умения кататься . Того самого, которому учат в спортшколе. Или на курсах под руководством инструктора. Человеку, уверенно катающемуся на лыжах, не составляет особых сложностей кататься вне трасс. Проверено на практических примерах. Разрядник или КМС по горным лыжам в первый же день будет кататься вне трасс круче, чем ЛВК, прошедший какую-нибудь бэккантри-программу с лавинными курсами. Поэтому первый совет – учиться кататься. Реально учиться реально кататься))

Следующее – я считаю, что катание во фрирайде должно быть адекватным. Адекватным способностям лыжника, рельефу и состоянию снега. Почему то широко распространено мнение, что во фрирайде главное - «мочить и спрямлять». Но в узких кулуарах, при плохой видимости или сложном рельефе удобно спускаться короткими поворотами, контролируя скорость и удерживая сцепление со склоном. А по разбитым весенним буграм в могульной технике. Другое дело, что половина «фрирайдеров» и пол склона не проедут такими «чих-пыхами», которыми дети в спортшколе на тренировке гоняют. А иногда нужно уметь именно «мочить» - уверенно проехать напрямую часть склона. Соответственно, «уметь кататься» для фрирайдера – это значит кататься разнообразно. Чем больше в техническом арсенале лыжника, тем адекватней, с большей безопасностью и удовольствием вы сможете кататься.

Далее, каждый должен заниматься своим делом. Все возможно при должном желании) Хочется тренироваться в межсезонье – похвально и разумно! Задайте поиск в интернете, информации сейчас полно. Или сходите в горнолыжку, пообщайтесь с тренером, зайдите на тренировку в межсезонье. По прыжкам и трюкам – тот же принцип. Есть информация, видеоуроки, есть возможности тренироваться на батуте и на горке под руководством инструкторов, используйте эти возможности. А попытку лечить чакры и пукры по интернету я воспринимаю бессмысленной тратой времени, уж извините, это часть практическая.

Рекомендую посмотреть фильм с Кириллом Анисимовым, есть в сети.
Со своей стороны получая регулярные предложения покататься вместе и поработать над техникой, в этом сезоне предлагаю практические занятия -

При дропах на рельефе имеет ли значение длина пятки лыжи? Дроп с приходом на длинную пятку проще выполнять, чем на короткую? Речь про приземление прямо, не в свитче.

Мне лично проще, да.

Лыжи с рокером тяжелее контролировать на жести и задутых склонах. При отсутствии второй более универсальной пары лыж как стабилизировать на таких склонах поведение лыж с рокером, за счет какой техники, может изменения стойки?

Эти сложности связаны с недостаточной длиной канта, удерживающего лыжу на жестком склоне. Ну и с недостаточной жесткостью лыжи, все-таки лыжи с рокером сделаны не для такого снега. А значит, для контроля в таких условиях нужно прикладывать больше усилий. Выхода два:
1. Использовать лыжи по назначению.
2. Качать ноги.
По сути, это как ответ на проблему «пилю дрова надфилем, так как пилы нет, что делать?»)))

3. Вопросы общего характера:

Какие правила необходимо соблюдать, катаясь в новом, незнакомом месте? Могу ли я кататься в незнакомых местах без гидов, если цены на их услуги для меня высоки?

Вы можете кататься как вам хочется, лишь бы не мешать другим, на то и фрирайд)) Как и в остальной жизни, вы в праве делать собственный выбор, и вынуждены за него нести ответственность.
Иногда действительно нет денег на гидов. Не буду разводить демагогию про то, что жизнь дороже. Несколько универсальных рекомендаций, которых я сам стараюсь придерживаться.

1. Старайтесь получать информацию напрямую, без посредников и испорченного телефона. Интересуйтесь о степени лавинной опасности у лавинщиков, спасателей, гидов. Опираться на информацию соседа по очереди не стоит, даже если у него весь рюкзак в нашивках. Стоит принимать его мнение только если это достоверная информация, например, если он видел следы лавин на склоне.Информация в духе «катался, все нормально» или «я думаю…» - ни о чем не говорит. Не доверяйте чужим следам.

2. Старайтесь собрать максимум информации о склоне. Некоторые склоны заканчиваются такими местами, из которых очень непросто выбраться. И речь не только о скальных сбросах, но и речке, преграждающей путь на трассу, пологом и протяженном выкате, заваленном снегом и т.п.

3. Лавины не единственная и не самая частая опасность в горах. Продумайте, что вы будете делать, если один из участников группы потеряет лыжу или получит травму. Нужно иметь четкое представление о том, куда выходит склон, о возможностях оперативной связи с остальным миром.

4. Старайтесь честно оценивать свои силы и силы участников. Брать неопытного друга в рискованное приключение только потому, что вы с ним еще с садика на соседних горшках сидели – не лучший мотив. Учитесь говорить «нет», иногда это лучший выход. Трезво мыслить в красивом месте в хорошей компании бывает трудно, но другого способа жить долго и счастливо нет.) Чем дальше находится от «цивилизации» место вашего приключения, тем больше нужен запас времени и других ресурсов.

Каковы основные законы внетрассового катания? Есть ли какой-то неписанный кодекс правил, которого необходимо придерживаться?

Я о таких не знаю в глобальных масштабах. Есть какие-то установки, возникшие в компаниях, на склоне… Например, не принято влезать без разрешения в группу. Когда спускается группа, соблюдая очередность, лучше подождать или выбрать себе другую траекторию спуска. Или, например, у нас на 25-м может быть введен добровольный мораторий на какие то места катания. Чтобы не подавать дурной пример) Но вообще – это все субъективно очень. И нет каких то пунктов по фрирайду, которые можно было бы почитать на стенде горнолыжного курорта. Я думаю, что нужно просто руководствоваться принципом – не усложнять жизнь и не портить настроение другим – фрирайдерам, спортсменам, туристам, канатчикам и т.д.

Где и как я могу узнать больше о фрирайде?Какие фильмы хорошо передают смысл и атмосферу фрирайда?Какие книги, статьи, журналы помогают больше узнать о фрирайде и сформировать свою точку зрения на философию фрирайда?

Это забавно) Есть много фильмов, ресурсов, посвященных фрирайду. Что-то мне нравится, с чем-то я не согласен. Но не в этом суть. Фрирайд для меня лично – это возможность познания и выражения. Себя и окружающего. Какой смысл формировать свое отношение к этому на основе догм и моды? Это возможность учиться, работать над собой, познавать. И у каждого из нас свой путь, даже если пути начинаются на одних и тех же вершинах. Пробуйте, познавайте сами, без посредников, это опыт чувства. Чтобы однажды точно понять «зачем». Я не могу дат ответ на этот вопрос, любой ответ терят свой смысл в данном случае. Фрирайд - это возможность ощущать жизнь здесь и сейчас. Возможность приостановить поток вопросов и почувствовать главные ответы на них.

уфф, я одолел это, Алекс, теперь твоя очередь))

Продолжаем беседовать о снаряжении и вторым опрошенным становится Альберт Байдаев (профессиональный фрирайдер, многократный призер соревнований по фрирайду, гид, спасатель).

BМ: Как ты выбираешь лыжи для фрирайда? Причем сначала ответь, как если бы это была твоя единственная пара, а потом, как ты хотел бы чтоб было в идеале.

АБ: В общем-то у меня всего 2 пары лыж. Одна основная, на которой я большую часть времени катаюсь, а другая для скитура, ее я использую менее активно. Поэтому волей-неволей я выбираю универсальную лыжу, чтоб на ней было комфортно ездить как по целине, так и по жесткому. Поэтому это должна быть не мягкая лыжа, которую будет колбасить на всех неровностях, но и не слишком жесткая, тк чтоб продавить жесткую лыжу нужен большой вес или большая скорость, которую не разовьешь в местах, где нужно ехать маленькими поворотами. Например в узких кулуарах (если, конечно, не проезжать их по прямой). Или в лесу…

Я не очень люблю длинные лыжи, при росте 172 и весе 70 кг предпочитаю брать лыжу от 181 до 185см. На такой лыже можно и разогнаться хорошо и маневрировать удобно.

Насчет ширины скажу, что 100 мм вполне достаточно, чтоб кататься и по паудеру и по жести, слишком широкой универсальная лыжа не должна быть, потому что на твердом склоне надо будет прикладывать больше усилий для поворотов. И еще, я думаю надо идти в ногу со временем и приобретать лыжу с рокером, тк он обеспечивает хорошее всплывающие лыжи из глубокого снега. Правда, по жесткому, из-за меньшей контактной длины, лыжи с рокером хуже дугу держат, но к этому быстро приспосабливаешься (если лыжа хорошая, конечно;)).

Пару слов о креплении. Сейчас многие, кто любит кататься не толко с помощью подъемника, но и ходить пешком в более дикие места, для большей универсальности ставят на свою единственную пару лыж скитурный крепеж, типа Salomon Guardian.

Я же все-таки для скитура предпочел собрать себе отдельный облегченный комплект, потому что подобный скитурный крепеж сильно утяжеляет лыжу и мне не нравится платформа из-за того, что стоишь выше от лыжи и поэтому хуже ее чувствуешь.

На свои повседневные лыжи я прикручиваю крепеж Vist v614 c диапазоном регулировки 6-14 (58-130кг).

А теперь помечтаю, что у меня столько пар, сколько душе угодно и, так как я катаюсь за лыжный брэнд Icelantic, то расскажу о лыжах на которых катаюсь и о тех моделях в линейке, которых мне не хватает.)))

Для ежедневного катания:


Для паудера:

Я бы взял себе Icelantic Gypsy 180 см, с обратным прогибом. Если описать одним словом ощущение от катания на этих лыжах, то это будет слово «мощь». На паупере чувствуешь себя серфером. Можно не боятся передавить одну ногу и «утонуть» из-за этого, просто стоишь себе и прешь как хочешь. Она супер прыгучая, как пружина. Когда прыгаешь с направленного вверх рельефа, ощущение, как-будто тебе кто-то пинка дал, чтоб взмыть))). Кому-то может показаться ростовка 180 коротковатой, но нет, у Gypsy такая геометрия 152х125х148, что в снегу с не тонешь и лыжа хорошо управляемая.

Примечание: С 2016 года модель Gypsy стала называться Nomad RKR 125.


Для скитура:

Я гид и поэтому много хожу пешком вверх, чтобы потом классно спуститься по диким склонам вниз). Если рельеф позволяет, то идешь на лыжах, если же слишком круто или жестко, то лыжи несешь на спине — для скитуриста весьма принципиален вес снаряжения.

Поэтому я использую модель Icelantic VANGUARD 107, ростовка 178 см. Это облегченная модель лыж, созданная специально для любителей побродить по горам. Пара лыж весит всего 3 200! Причем это нормальная крепкая лыжа с настоящим деревянным сердечником. Никакой пены, которую так любят засовывать в лыжи на больших заводах. Производители настолько уверены в качестве своей продукции, что дают на нее трехлетнюю гарантию.

Лыжа достаточно жесткая, геометрия более классическая, чем у Номадов. Те нормальный классический прогиб и плоский хвост. Спереди рокер.

За счет того, что облегченные скитурные ботинки все-таки мягче обычных, то лыжника частенько присаживает на пятую точку, но тк на лыжах Icelantic Vanguard хвост плоский, этот эффект несколько компенсируется. К тому же лыжа из-под тебя не выскакивает.

Кэмбер (прогиб) — классический, жесткость — выше среднего, что позволяет лыже крепко цепляться за склон и держать дугу даже на ледяных полях Эльбруса (весной такое частенько случается особенно при спуске с вершины).

Но спереди, тем не менее, имеется рокер, что позволяет лыже всплывать в снегу.

Вес лыжи для меня, безусловно, очень важен, но в приоритете все-таки спуск, и поэтому из двух скитурных моделей Icelantic я взял более широкую, с талией 107 и ни разу не пожалел об этом!

Для весны:

Для весеннего катания я взял бы себе Icelantic Pilgrim 179см с талией 90 мм. Это легкая лыжа с ярко выраженными карвинговыми свойствами. Весной снег тяжелый, мокрый плотный. На широкую лыжу он налипает и становится тяжело кататься, устаешь, поэтому нужна более легкая модель. Да и по трассе хочется иногда поносится и почувствовать контроль, который дает карвинговая лыжа. К тому же Piligrim – это твин тип, так что на ней можно и покрутиться.

А теперь подытожим…

ВМ: Любимая длина?

АБ: Моя любимая длина 181 см при ширине 105 мм, но как совет всем всем всем при выборе лыжи для фрирайда надо учитывать рост и вес, в среднем универсальная лыжа это рост + 7 +10, если вес большой, то можно взять лыжу подлиннее и пожестче.

ВМ: Любимая ширина?

АБ: 100-110мм.

ВМ: Жесткость?

АБ: Выше среднего

ВМ: Геометрия?

АБ: Если повседневная – то с обоюдосторонним рокером, для скитура — с передним рокером и плоским хвостом.

ВМ: Важен ли для тебя дизайн?

АБ: Да, желательно, чтоб не напряжный был. Мне не нравятся черепушки, если мне вдруг такая лыжа достается я всегда стараюсь их заклеить. Не нравятся всякие злобные мистические существа. Зато нравится, когда природа изображена. Горы, зверушки. Как раз как у Icelantic.

Любителям скорости и свободной езды подойдут лыжи для фрирайда. С помощью специальной конструкции можно почувствовать себя серфингистом. Чтобы отправиться в «свободное плавание», следует выбрать модель, учитывая несколько параметров.

В первую очередь следует понять, что это такое — фрирайд. Слово является транскрипцией английского слова «freeride» и буквально переводится как «свободная езда». Для фрирайда не нужны специально подготовленные трассы, достаточно найти склон с нетронутым снегом. Спуск напоминает езду на сноуборде.

Для имеют следующие характеристики:

  • увеличенная ширина;
  • широкий нос (шире талии);
  • технология «рокер»;
  • небольшая длина.

Рокер — ранний подъем передней, задней или передней и задней части, начинающийся с середины лыжи. Благодаря этой технологии, «подсмотренной» у воднолыжников, райдер легко скользит и держится на поверхности, не зарываясь в снег.

Виды фрирайд-катания

Облегченный фрирайд

Другое название — «фрирайд-лайт». Самый простой и бюджетный вид фрирайда. Лыжник поднимается на фуникулере и съезжает по склону с рыхлым, неподготовленным снегом.

Бэккантри (backcountry)

Требует некоторой физической подготовки: подъем осуществляется пешком на снегоступах или со специальным оборудованием для скитуров. После поднятия наверх райдеры скатываются по склону.

Хели-ски (heli-skiing) и хели-бординг

Райдеры поднимаются на вертолете, а затем скатываются. Это более опасный вид фрирайда, т.к. предполагает более крутые склоны и продолжительный спуск по горной местности.

Сноукэтскиинг (snowcat skiing)

Лыжников поднимают на гору специальные гусеничные вездеходы с пассажирской кабиной — ратраки (сноукэты). Ратраки проходят по любой местности, поэтому райдеры могут покорить разнообразные склоны — лесные, бугристые, крутые.

Фристайл-бэккантри

Вид для экстремально настроенных лыжников, решивших выйти из парков в природную среду. Предполагает не только подъем и скат по необорудованным склонам, но и выполнение различных трюков в естественных условиях — со скал, бугров, бревен и т.д.

Лыжи для фристайла-бэккантри

Модели, предназначенные для фристайла- , относятся к категории фрирайда. Однако некоторые производители выносят лыжи для фристайла в отдельную категорию.

Различия между лыжами для фристайла-бэккантри и классическими лыжами для фрирайда

В сравнении с классикой фрирайда, модели для фристайла-бэккантри имеют несколько особенностей:

  • конструкция позволяет переворачиваться в воздухе;
  • крепления находятся ближе к носку (у фрирайдных — ближе к пятке);
  • повышенная маневренность;
  • неравномерная жесткость — мягкая пятка и более жесткий носок;
  • больший боковой радиус;
  • полный (двойной) рокер.

Для чего нужны фристайл-бэккантри лыжи

Фристайл-бэккантри хорошо подойдут начинающим и опытным райдерам. Они более маневренные, легкие, лучше справляются с рельефными склонами и не требуют от лыжника сложных техник. Начинать учиться скатываться по горным склонам можно именно на этой модели. Необязательно использовать только для трюков, подойдут и для обычных спусков.

Нужны ли специальные лыжи для фрирайда

Техника фрирайда на горных лыжах предполагает маневренность на большой скорости, и обычные тонкие модели с такой задачей не справятся. Поэтому разработаны модели для горнолыжного спорта:

  • универсальные;
  • карвинговые (трассовые);
  • фрирайдные.

Трассовые подходят для спуска по укатанным, оборудованным склонам. Они более жесткие и заужены в талии. На трассовых лыжах катаются не по прямой траектории, а дугами. От радиуса дуги зависит скорость райдера, а радиус зависит от технических возможностей лыжника и бокового выреза. В соответствии с радиусом выреза выделяют коротко-, средне- и длиннорадиусные трассовые лыжи.

Для фрирайда на горных лыжах подойдут универсальные и собственно фрирайдные модели.

Какие бывают горные лыжи для фрирайда

Специально разработанные для фрирайда лыжи:

  • фрирайд (классика) — с рокером;
  • паудер — самые широкие;
  • park&pipe — для выполнения трюков и прыжков;
  • скитур — для восхождения на гору.

Park&pipe предназначены для выполнения трюков в лыжных парках с трамплинами, перилами и т.д. Скитур специально разработан для бэккантри. Модель отличается небольшим весом и позволяет подниматься в гору, отрывая пятку. При спуске она фиксируется креплением. Лыжи неудобны для экстремального спуска.

Паудер (powder)

Предназначены для езды по глубокому (от 20 см), мягкому, жесткому снегу. Хорошая пара для преодоления бугров и неровностей склона. Отлично себя чувствуют в лесистых и овражистых местностях с метровой глубиной снега. Основные характеристики:

  • ширина — до 150 мм в носке и до 140 мм в талии;
  • радиус поворота — 24-35 м;
  • передний рокер.

Паудеры не подходят для укатанных склонов.

Универсалы (all-mountain)

Подходят для по различной местности с мягким, липким, глубоким (от 30 см) снегом. На универсалах можно преодолевать мягкие бугры. Однако на укатанных склонах они значительно уступают трассовым моделям по скорости и маневренности.

Характеристики:

  • ширина — 140 мм в носке и 100-105 мм в талии;
  • поворот — 16-24 м;
  • низкий передний рокер.

Универсалы подходят для обучения фрирайду.

Big mountain freeride (фрирайдные лыжи для больших гор)

Усовершенствованный вариант универсалов. Лыжи для фрирайда на высоких склонах могут проехать буквально везде. Хорошо преодолевают чрезвычайно жесткие склоны, глубокий, подтаявший снег. Зачастую укрепляются углепластиком в один лист.

Основные характеристики:

  • ширина — 108-120 мм;
  • низкий передний, задний, редко полный рокер;
  • радиус поворота — 21-35 м.

Пара сложна в управлении и подойдет исключительно опытным лыжникам.

Как правильно купить лыжи для фрирайда

Подобрать лучшие лыжи для фрирайда довольно сложно. Следует учитывать несколько параметров и понимать, для чего необходимы лыжи — езды на укатанных склонах или преодоления естественных препятствий.

Радиус выреза

Этот параметр показывает, каким будет радиус поворота. Лыжи с небольшим показателем способны разворачиваться быстро и часто. Большой радиус (от 17 м) помогает поворачиваться плавно. Начинающему катальщику важно обращать на это внимание, чтобы намного облегчит маневренность.

Для пересечения леса лучше выбрать пару с радиусом до 15 м. Для свободного спуска достаточно 20 м.

Жесткость и весовой прогиб

Жесткость не измеряется количеством, и ее можно проверить только своими руками. Мягкими лыжами легче управлять. Они подходят для глубокого мягкого снега. Для спуска по плотному, подтаявшему покрытию лучше приобрести жесткую пару.

Весовой прогиб распределяет давление лыжи на склон и зависит от жесткости. Во фрирайдных моделях весовой прогиб сочетается с рокером. Чем он длиннее, тем выше маневренность. Короткий рокер помогает при резких поворотах и езде по плотному снегу.

Чем больше вес райдера и короче лыжи, тем больше должна быть жесткость.

Длина и ширина

Длинные лыжи менее маневренны, чем короткие. Поэтому начинающим лыжникам рекомендуется выбирать модели точно по росту. Это намного облегчит управление.

Ростовка, указанная на лыжах, является средним параметром и может не соответствовать действительности. Обычно вертикально поставленная лыжа выше или ниже лыжника на 5-10 см.

Широкие модели с легкостью преодолевают глубокий мягкий снег и подходят для неподготовленных склонов. Узкие лыжи лучше маневрируют на жесткой поверхности и способны быстрее менять направление. Средними показателями обладают универсалы с талией в 100 мм.

Обычно указанная ширина соответствует талии. Носки шире талии на 2-5 см.

Категории горных лыж

  • по опыту — для начинающих, любителей, профессионалов;
  • по гендерному признаку — мужские, женские;
  • по возрасту — детские, подростковые, взрослые.

Каждая категория различается размерами, массой, креплением, маневренностью. Новичкам рекомендуется покупать универсальные модели с двойным рокером. На них можно кататься по склонам с разной плотностью снега и совершать быстрые повороты.

Важно! Ребенок может приобретать навыки езды уже с 5 лет. Зарубежные школы принимают малышей в возрасте 2-3 лет. Однако фрирайд лучше осваивать с 8-10 лет.

Производители и цены

Топ-10 производителей горных лыж.