Буддийский храм в пермском крае. Буддийский монастырь шад-тчуп-линг на урале, на горе качканар. Ступы среди снегов

Это поднималка для грузов и стройматериалов от самого крутого участка тропы:

На тропе в хорошую погоду да в выходные постоянно встречаются паломники, любопытствующе и просто туристы, проходящих через монастырь постольку поскольку.

справа в ямке - курицы с цыплятами

На стенах тут и там висят солнечные панели. Есть баня, в ней тоже предложат попариться, если она готова.

Воду берут из двух чистых озерков под камнями. Это редкость и ценность на вершине горы.

Здесь - питьевую

А тут - для хозяйственных нужд:

виден импровизированный акведук-трубопровод. Всё продумано и удобно.

Огород: Это на него мы вышли в первый раз

Так здесь крошат лишние скалы - нагревают и бьют кувалдой

Срывать монастырь под карьер в ближайшее время не будут - то ли экономический кризис виноват, то ли таков ход вещей.

Приятное и необычное место, уместное здесь вне зависимости от того, буддист вы или просто хороший человек. Я рад, что снова побывал здесь.

Координаты : 58°46′37″ с. ш. 59°23′13″ в. д.  /  58.77694° с. ш. 59.38694° в. д.  / 58.77694; 59.38694 (G) (Я)

История

Основание монастыря

Лама Санье Тензин Докшит, он же Михаил Санников, познакомился с буддизмом в конце 1980-х годов в Афганистане , где он, кадровый офицер, командир спецподраздения, видел на горных перевалах памятники буддийской цивилизации, процветавшей там до прихода мусульман . После окончания Афганской войны Санников уволился из армии, отправился в Бурятию , в Иволгинский дацан , став учеником Дарма-Доди Жалсараева .

15 мая 1995 году лама Санье Тензин Докшит приступил к строительству буддийской обители на горе Качканар . Место для неё ему указал его учитель.

За 20 лет Шад Тчуп Линг превратился в один из крупнейших в России центров изучения Буддизма и просто в достопримечательность, притягивающую тысячи туристов.

Суд за территорию

Члены общины много раз пытались легализовать постройки, но права на землю предъявляли горно-обогатительный комбинат, чьи карьеры находятся поблизости, и департамент лесного хозяйства.

9 февраля на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области появилась информация о предстоящем сносе «буддистского монастыря» на горе Качканар . Дело жизни и плоды неимоверного упорства Михаила Санникова и сотен людей, помогавших ему в эти годы, может пойти прахом, а «завораживающие воображение буддийские ступы среди уральских гор» - исчезнуть .

Напишите отзыв о статье "Шад Тчуп Линг"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шад Тчуп Линг

– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.

И вот опять беспокойная голова и ходкие ноги снова понесли меня по весям Отчизны. Со мной вызывались ехать дочь восемнадцати лет от роду и друг Денис. Путь наш на этот раз был уже немного дальше чем обычно - хоть и богат Пермский край на достопримечательности, но и они когда-то подходят к концу. Нет, конечно, смотреть можно много еще чего, но тут вступают в дело приоритеты и хотелки. А они тяготеют все больше к большим пространствам и горам. Одним словом - к масштабам.

На этот раз был выбран в сторону Свердловской области : практически на границе с Пермским краем есть город Качканар . Славен он Качканарским горно-обогатительным комбинатом (холдинг «Евраз») , который в его окрестностях ведет добычу титаномагнетитовой руды.

Вид на монастырь с высоты северной вершины горы

Что можно увидеть в Качканаре
и по пути к нему?

Основная масса достопримечательностей сосредоточилась в районе одноименной горы : собственно сама гора с ее скальными породами на вершине, горное озеро на месте выработки камня, буддийский монастырь и стела Гагарину . У подножия горы, по пути на вершину расположился Западный карьер Качканарского ГОКа . Также если ехать в сторону Пермского края , то в 40 километрах от Качканара можно посетить гору .

Но обо всем подробнее ниже. Поскольку фотоматериала получилось много, то при всем желании я не смог впихнуть невпихуемое и без потерь показать все эти объекты в одном отчете. Поэтому будет три части - одна про монастырь, а вторая - про иные достопримечательности Качканара , ну а третья - про гору Колпаки .

Как добраться?

Добраться до Качканара не сложно - Качканар находится в 280 км от Перми и 260 от Екатеринбурга . Не проверял дорогу от Еката , но от Перми дорога вполне, хоть и весьма извилистая.

Координаты для GPS-навигатора

58.77678, 59.38694

Монастырь Шад Тчуп Линг на карте

Как подняться на вершину?

Мы выбрали более длинный маршрут - от Западного карьера . Причина этого простая - только идя по этому пути можно увидеть сам Западный карьер .

Чтобы добраться до исходной точки этого маршрута надо проехать город насквозь, свернуть в направлении Западного Карьера , пересечь дамбу и вскоре вы увидите КПП компании Евраз . Там смело оставляйте машину, сворачивайте в подлесок слева и обходите КПП. После можно спокойно выйти снова на дорогу продолжить путь никого не шугаясь. Дорога пологая и старательно выглажена грейдерами. Примерно через 2.5 километра вы дойдете до развилки - справа будет смотровая площадка с видами на карьер, а дорога к монастырю отворачивает влево. По этой дороге необходимо идти еще примерно 4 км никуда не сворачивая до развилки с деревом украшенном лентами. Направо будет дорога к монастырю, а прямо - к горному озеру и скале Верблюд .

Тем, кто не хочет топтать белые ножки могу предложить лайф-хак как сократить пеший путь километров на 6-7. Выясняйте в приемной КГОК телефон бюро пропусков, связывайтесь с ним и получайте нужные пропуска под туристическую цель визита. Сам не проверял (поскольку накануне был выходной день), но по донесениям метОда работает. На полноприводном автомобиле с нормальным клиренсом можно добраться до развилки с «ленточным» деревом - местами, ближе к вершине, на дороге еще лежит снег.

Буддийская община Шад Тчуп Линг

История Шад Тчуп Линг (в тибетском произношении «Шеддублинг» , тиб. bshad sgrub gling ; «Место изучения и осуществления») непосредственно связана с личностью его ламы - Санье Тензин Докшит (Михаила Санникова) , который по указанию своего учителя Пем Джанга (Дарма Доди Жалсараева) в середине мая 1995 года прибыл на гору Качканар и заложил там первый камень монастыря.

За 22 года существования на суровых камнях горы монастырь (небольшая оговорка относительно этого ниже) под началом Ламы Докшит постепенно отстроился. Текущее его состояние далеко от вызывающего восхищение - бросается в глаза, что несмотря на героические усилия последователей, нехватка ресурсов сказывается буквально во всем и стройка движется очень медленно. Тем не менее, за прошлый год монахи возвели ряд важных объектов, в том числе, большую статую Будды . Насколько я понял, чтобы община имела право именоваться монастырем она должна возвести 8 ступ - половина уже создана, а оставшуюся часть монахи намерены закончить в 2017 году.

Чтобы поддержать общину, хорошим тоном при ее посещении, будут принесенные с собой стройматериалы или продукты питания . Чтобы выяснить наиболее актуальные вещи, лучше заранее позвонить по телефону общины и уточнить информацию у дежурного по гостям. Никто ни к чему не обязывает, но просто имейте в виду, что вы просто любопытствующий гость в этих стенах. Мы взяли с собой бур для перфоратора и сладости к чаю.

Помимо туристов, община гостеприимна и паломникам, подробную информацию можно получить .

На мой взгляд, наиболее красивым монастырь выглядит зимой, когда ветер и мороз облекает все в толстый слой инея. Однако, чтобы увидеть все это великолепие придется серьезно потрудиться - многокилометровый путь в гору на лыжах тернист.

Ради чего ехать так далеко и лезть так высоко?


Гостей общины на подступах к вершине встречает курумник
Самая известная буддийская молитва - Ом мани падме хум

Чтобы попасть в монастырь нужно пройти через главные ворота.

Двери ворот имеют красочную роспись. Ветра, влажность и холод довольно беспощадны даже для современных акриловых красок.


Симбиоз камня и духа. В таких суровых условиях используется каждое естественное укрытие.
Ступа
Дежурный по гостям проводит экскурсию для туристов
Ступа
В бойницах скал можно увидеть простор уральской пармы
Внутренний двор монастыря
После экскурсии нас пригласили выпить чая, а чадо также взялось за помощь в изготовлении табличек с мантрами
День удался - ближе к вечеру тучи разошлись и мы наслаждались живописными лучами солнца


У подножия скалы монахи берут воду
Главная статуя Будды

Видео

Небольшое видео из серии «чтовижутопою» - на мою исцарапанную рожу не обращайте внимания - так торопился собраться накануне, что вьехал в головой в бокс при погрузке шмурдяка.

Что увидеть рядом?

Оставайтесь на линии - впереди еще две обещанных заметки: про саму и гору Колпаки .

Просматривая путеводитель по Уралу, я мысленно планировал свои поездки по области, отмечая на карте наиболее интересные для себя места и маршруты. Одно из таких мест - гора Качканар, находится на Севере Свердловской области и является одной из высочайших вершин Среднего Урала. На горе расположен буддийский монастырь Шад Тчуп Линг. Он является единственным буддийским дацаном на Урале. Погуглив в интернете, я узнал, что у монастыря есть своя группа в контакте http://vk.com/shad_tchup_ling . Созвонился с монастырем, чтобы договориться о своем визите. Получил одобрение главного Ламы Докшит, мне разрешили посетить монастырь и остаться на ночлег. М онах по телефону попросил привести некоторые продукты и рассказал подробно как до них добраться.

Собрав свой походный рюкзак, рано утром я отправился в Шад Тчуп Линг.

Маршрут моего путешествия начинался от города Верхний Тагил, на машине я доехал до города Качканар. Город был основан для обеспечения разработки группы Качканарских месторождений. С момента принятия решения о строительстве и по сегодняшний день город неразрывно связан с горно-обогатительным комбинатом. Строительство ГОКа и города началось в 1957 году и было объявлено ударной комсомольской стройкой.



От города Качканар направился к проходной Западного карьера, это конечная точка движения на машине, дальше предстояло пешее восхождение в гору.


Примерно через 2 км подьема в гору я вышел на смотровую площадку Западного карьера. Его освоение началось еще в 30—40-х годах. Вся добываемая руда с карьера отвозится на горно-обогатительного комбината (ГОК) "Качканарский", находящийся неподалеку, м ощность по переработке которого составляет 33 млн. т железной руды в год. Качканарский ГОК является самым крупным горно-обогатительным комбинатом в России.






На тропе заметны следы от санок: в монастыре есть собаки, на которых послушники поднимают в гору продукты и разный груз.





На тропинке стоит указатель. Обозначающий: прямо пойдешь - к скале "верблюд" придешь, направо пойдешь - в монастырь придешь. От этой таблички до монастыря осталось идти 1 км.











Теперь о том, как на горе Качканар появился монастырь.
Лама Докшит (означает защитник) - бывший военный, о нем расскажу чуть позже. Его учитель - Дарма Доди Жалсараев - жил в Бурятии. Однажды учителю приснился красивый монастырь на горе под названием Качканар. Утром он позвал Ламу Докшита и рассказал о своем сне. Они начали искать гору с таким названием и обнаружили ее в 5500 километров от Бурятии в самом центре Урала. Там Лама Докшит и начал строить монастырь в 1995 году. С троительство монастыря согласно плану строительства рассчитано на 300 лет.



Строительство ведется по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Основной функцией монастыря является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик.

В этом году в монастыре были установлены солнечные батареи, благодаря которым появилось внутреннее освещение во всех корпусах, возможность зарядить телефоны и ноутбук.




Сейчас в монастыре проживает четыре послушника, не считая Ламы, которые проходят практики, работают по хозяйству и выполняют разные обеты. Кто-то живет уже 12 лет, кто-то пришел месяц назад.

Лама Санье Тензин Докшит в миру Михаил Васильевич Санников, очень добрый, открытой души человек с тонким чувством юмора. С ним можно разговаривать на любые темы, у меня даже сложилось такое впечатление, что он знает ответ на любой вопрос. К Ламе Докшиту постоянно приходят разные люди, различного уровня достатка и сословия. Заходят обычные туристы ради любопытства, приезжают продвинутые буддисты и Гуру Йоги, чтоб позаниматься практиками в монастыре. Многие приходят, чтобы просто пообщаться, поговорить о жизни, получить опыт. Он никому не навязывает свое мнение, не занимается нравоучением и впариванием религии, как это делают различные проповедники различных религий.

Немного расскажу о быте в монастыре. Каждый день назначается дежурный. Он просыпается раньше всех, растапливает печь, готовит еду и убирает со стола.



На плите постоянно стоят чайники с горячим чаем. Чайники утепляют колпаками, чтобы дольше сохранить тепло. В белых - черный чай, в остальных зеленый. При таких морозах чай помогает согреться, его тут пьют постоянно и угощают всех гостей. Лама Докшит шутит, что "вода у нас волшебная". Шутки шутками, но вода действительно очень вкусная, несмотря на то, что ручья или источника на горе нет. Летом ребята собирают дождевую воду, зимой - поднимают из специальной ямы-колодца.


В отдельной комнате расположен алтарь. Для почитания Тела Будды на алтаре устанавливаются изображения (танка) статуи Будды.



Восемь чашечек для подношения дара, в них утром наливается вода, вечером выливается. В некоторых чашечках насыпан рис, он используется так же в качестве подношения.


Слева на алтаре лежат священные тексты - это речь Будды, учение, посредством которого живые существа дости-гают Просветления. Поэтому они считаются са-мым священным предметом на алтаре.


Различные ритуальные принадлежности.



С утра я пошел погулять по окрестностям монастыря, полюбоваться зимними красотами горы Качканар.



Интересная скала под названием "Верблюд", действительно есть сходство.





Пришло время возвращаться обратно домой, прощаюсь с Ламой Докши и его учениками. Спасибо за гостеприимство, за волшебный чай и интересное общение.

Если соберетесь посетить монастырь, не забудьте захватить с собой подарки - стройматериалы, монтажную пену, любые продукты и т.д. Лучше заранее созвониться или списаться по контакту с монастырем, чтобы узнать о текущих потребностях.