Марково чукотский автономный. Марково (Чукотский автономный округ). Принимаем к перевозке

Село в Анадырском районе Чукотского автономного округа. Расположено в среднем течении реки Анадырь, в 326 км выше города Анадырь. Постоянное население 809 чел.(перепись 2010г), 718 (2015). Национальный состав по переписи 2002г: русские 47%, чуванцы 28%.
Количество избирателей на 01.01.2010 года: 579 человек.

Оленеводческий совхоз. Опорный пункт зонального научно-исследовательского института сельского хозяйства.

Марково - место компактного проживания чуванцев, малочисленной народности юкагирского происхождения (самоназвание - этэль, этал, (чукотское – «юкагир»)). Язык, предположительно близкий к юкагирскому, утрачен. Говорят на "марковском" диалекте русского языка (оседлые Чуванцы).

В русских источниках чуванцы упоминаются с середины 17 века как один из юкагирских родов. Были расселены в районе Шелагского мыса, в бассейне нижнего и среднего течения реки Палаваам, в верховьях рек Амгуэма, Чаун, Большой и Малый Анюй. Занимались кочевым оленеводством, охотой на диких оленей и рыболовством. Ещё до прихода русских занимались посреднической деятельностью в меновой торговле чукчей с населением Охотского побережья. Делились на патрилинейные роды, возглавлявшиеся "князьцами", или "тойонами". Жили в переносных конических чумах и конических жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дёрном. С обращением в 17-18 веках чуванцев в христианство процесс сближения с русскими усилился. К началу 18 века чуванцы насчитывали около 520 человек, смешивались с ходынцами. Их общая численность в 1750 - 600 человек. В 1740-50-х годах чуванские и юкагирские стойбища подвергались набегам чукчей. В этот период большая группа чуванцев переселилась в Анадырский острог, с упразднением его в 1770 - в Гижигу. Гижигинские чуванцы испытали культурное и языковое влияние коряков. С прекращением в конце 18 века военных столкновений между чукчами и русскими группы чуванцев вновь начали переселяться на Анадырь. К началу 19 века сформировались две этнографические группы Чуванцев: оседлые чуванцы (марковцы, анадырцы), расселённые в районе села Марково и небольших заимках по реке Анадырь, в значительной степени обрусевшие, и кочевые, оленные чуванцы, расселённые в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам. В конце 19 века чуванцы составляли одно из пяти "обществ" Анадырской округи. Говорили на "марковском" диалекте, называя себя марковцами, анадырцами, анадырщиками. По переписи 1897, было 275 русскоязычных и 177 "бродячих" Чуванцев, из них в Анадырской округе Приморской области - 262 оседлых чуванца и 144 кочевых, в Гижигинской округе - 15 человек, в Колымской округе Якутии - 32 человека. По переписи 1926-27, Чуванцы насчитывали 707 человек, из которых оседлые составляли 55%. В 1920-е годы марковцев стали именовать "камчадалами", и этноним "Чуванцы" применялся лишь к кочевым чуванцам. До 1989 Чуванцы не учитывались переписями, их относили к русским и чукчам. Кочевые и оседлые группы в значительной степени смешались друг с другом и с соседними народами. Несмотря на это, чуванцы сохранили устойчивое самосознание.

В 19 веке для оседлых чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Жили в общих с русскими старожилами и юкагирами селениях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной). В некоторых хозяйствах были бани. В июне, в ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша) всей семьёй перекочёвывали на летники, расположенные вблизи рыбных тоней. Рыбу солили, квасили в ямах, заготавливали юколу. Осенью охотились на диких оленей на плавях. На охоту выезжали на долблёных лодках-каяках, охотились с помощью "поколюг" - специальных пик. Занимались также пушной охотой.
Питались главным образом рыбой и оленьим мясом с приправой из кореньев - продуктов собирательства. По праздникам пекли хлеб, пироги. Из напитков изготовляли брагу, в больших количествах пили чай. Пища кочевых чуванцев состояла в основном из мяса оленя. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства Чуванцы, подобно чукчам и корякам, использовали мухомор.
Духовная культура и социальные отношения оседлых чуванцев испытали значительное русское влияние. Отмечались церковные праздники, в домах имелись иконы и церковные книги. Свадьбы справлялись по русскому обычаю. Умерших хоронили по православным нормам, но в гроб мужчине клали табак, женщине - орудия для рукоделия. И у оседлых, и у кочевых чуванцев был широко распространён охотничий фольклор, где совмещались действительные и фантастические сюжеты. У современных марковцев сохраняются старинные русские былины, песни, сказки. Заимствованием у русских является и драматическая игра "Лодка", воспринятая чуванцами от камчатских казаков в 19 веке и бытовавшая до недавнего времени в поселке Марково.
www.allnorth.ru/narod.php?ds=773

Село расположено в среднем течении Анадыря, на его правом берегу. Это старинное казачье селение, которое по праву считается одним из первых русских поселений на территории не только Анадырского района, но и Чукотки. Добраться до Маркова можно рейсовым вертолетом из аэропорта Анадырь. Время в пути около 2 ч. Расстояние до районного центра 326 км. История русской оседлости на Анадыре начинает свой отсчет с 1649 г., когда казаки-землепроходцы из отряда Семена Дежнева пришли сюда и заложили зимовье в 18 км от современного пос. Марково. Позже здесь был основан Ана­дырский острог, более 100 лет служивший форпостом в освоении новых терри­торий на Чукотке и базой для "сыскания" сухопутных путей на Камчатку. Вслед за "служилыми людьми" казаками-землепроходцами сюда потянулись промы­шленники и торговцы для хозяйственного освоения этой территории, а то и просто "гулящие люди", как тогда называли крестьян, бежавших от крепостного гнета в далекие северные окраины, где сыскать их было практически невозможно. Эта категория переселенцев связывала всю свою жизнь с Чукоткой. И селились они здесь основательно, на долгие годы, обзаводились хозяйством и семьями. Собственно о дате основания села Марково точных документальных сведений нет. Большинство ученых полагает, что постоянный населенный пункт возник здесь с 1740-1750-х гг. Исследователи считают, что свое назва­ние поселок получил по фамилии одного из первых поселенцев Маркова. Но по свидетельству сказительницы - марковчанки К.А. Воронцовой, село названо в середине XIX в. в память о св. Марке, который освятил место и поставил крест на месте будущего селения. Не случайно было выбрано и место для основания села. Эти места славились богатыми рыболовными и охотничьими уго­дьями, обилием ягод и грибов. Лесные массивы из ольхи, тальника, тополя, лиственницы и березы позволяли русским переселенцам строить привычные для них деревянные дома и лодки. Жители Маркова до сих пор активно используют этот строительный материал. А еще Марково располагалось на пересечении торговых путей, поэтому с середины XIX в. здесь активно развивается торговля. Население села постоянно росло. Первая проводившаяся на Чукотке перепись 1897 г. выявила, что в Маркове проживало: русских - 101 чел., чуванцев- 147, 13 ламутов, 8 чукчей и 43 человека - представители прочих национальностей. То есть всего 312 человек - значительно больше, чем в каком-либо другом населенном пункте Чукотки. Сегодня в Маркове живет 831 человек, из них коренных жителей - 547.

Весьма точно характеризует жителей Маркова начала XX в. исследователь Гурвич: "Оседлое население Маркова - потомки русских мещан и крестьян, смешавшихся с юкагирами и эвенами, - в целом унаследовало архаически юкагирский тип хозяйства, но сохранило русский язык, русские и юкагирские особенности быта. Это была единая этническая группа. Члены ее жили обособленно, общаясь лишь между собой и окружающим кочевым населением". Так исторически сложилось, что 100 лет назад, несмотря на то, что Ново-Мариинск был административным форпостом Анадырской округи, ее культурным центром оставалось все-таки Марково. Именно здесь в 1862 г. была построена первая на Чукотке православная церковь. Ее священником Митрофаном Шилицыным на миссионерские средства была основана первая на Чукотке церковно-приходская школа, которая открылась 15 мая 1883 г., и преподавал в ней чуванец, краевед-самоучка Афанасий Ермилович Дьячков. Рисунки первых учеников этой школы хранятся в сельском Марковском музее (ныне филиале

Музейного центра "Наследие Чукотки"), где жителями села собрано более 400 экспонатов, рассказывающих о жизни края, о его населении. Марковчане очень бережно относятся к своей истории, и им есть чем гордиться. Так, по сути, одно из первых опубликованных краеведческих исследований об Анадырской округе было написано их земляком А.Е. Дьячковым. А в фондах окружного Музейного центра "Наследие Чукотки" (г. Анадырь) хранятся еще неопубликованные его труды; дневники и заметки, где он подробно описывает быт марковчан конца XIX в.: "Как только Анадырь очистится ото льда, что бывает в конце мая или начале июня, марковский обыватель спускает на воду свой кар­бас, садит в него семью и собак и отправляется вниз по Анадырю, на удобные места. В предместье Маркова разбросано около 10 заимок, куда перекочевывают марковчане в первой половине июня, чтобы укрыться от комара и мошки. Марковский житель почти два месяца проводит в непрерывной борьбе с этим насекомым неприятелем. На заимке марковец переходит для исправления рыболовных снастей и для пропитания себя и собак до главного рыбного промысла, который начинается в конце июля. В предместье Маркова ставят до 20 неводов, объеди­няясь несколькими семьями. При самом изобильном ходе рыбы один невод в течение лета может наловить от 8 до 10 и более тысяч рыб. Торговец и более зажиточный житель в октябре отправляется в Гижигу и к устью Анадыря за товарами, а прочие в это время, кто убирает в амбар вяленый рыбий корм, кто поправляет зимний дом. Марковский житель отлично умеет владеть топором, ножом и стругом. Когда марковский житель не обеспечит себя в летнее время рыбой и оленьим мясом. то его гнетут тяжелые думы, как ему прокормить себя, семью и собак в течение 9 зимних месяцев". Мы привели столь подробную выдержку из описаний Дьячкова не случайно. Уклад жизни современных сельчан мало чем отличает­ся от прежнего. Однако бытовые условия значительно лучше. Сегодня Марково - одно из крупнейших, благоустроенных сел на Чукотке. Ведь до 1958 г. село было районным центром Марковского района, территория которого позже была разделена между Анадырским и Билибинским районами. Основное на­правление хозяйства в селе - оленеводство. Благодаря уникальному для Чукотки климату здесь выращивают на поляк и огородах овощи: капусту, картофель, свеклу, морковь и др.

В селе есть магазины, гостиница, узел связи, детская школа искусств, школа-интернат, в которой создан музей, рассказывающий о знаменитых жителях села, его истории. В доме культуры действует народный фольклорный хор "Мар­ковские вечерки", основанный в 1950 г. Хор исполняет старинные русские и казачьи песни, причем в той манере, как их пели 100 лет назад. Неоднократно он выступал в Анадыре, Магадане, Хабаровске, Новгороде, является лауреатом конкурсов фольклорных коллективов. В 1982 г. в Москве на студии звукозаписи "Мелодия" была записана пластинка этого уникального коллектива. В селе действует православная церковь. Рядом с селом находится ряд достопримечательностей: аэродром времен Великой Отечественной войны, который строили всем селом; старинное казацкое кладбище. Из Маркова удобно начинать сплав на резиновых или моторных лодках до с. Усть-Белая.

Компания А-Сервис осуществляет доставку груза в село Марково, Чукотского АО. Отправляем грузы из Москвы, Новосибирска, Владивостока и других регионов РФ. Наша компания специализируется на перевозках в труднодоступные населенные пункты ЧАО. У нас есть опыт перевозок по данному направлению и мы предоставляем выгодные ставки.

Марково – село в Анадырском районе Чукотского АО. Расположено в среднем течении реки Анадырь. Здесь находятся оленеводческий совхоз и опорный пункт зонального научно-исследовательского института сельского хозяйства. В селе есть магазины, гостиница, узел связи, детская школа искусств, школа-интернат.

Что мы предлагаем

Предлагаем перевозку грузов в с. Марково морским и речным транспортом в навигацию, а также грузовые авиаперевозки.

Принимаем к перевозке

  • генеральные грузы,
  • оборудование,
  • автомобили и спецтехнику,
  • строительные материалы (бетон, песок, щебень, гравий),
  • пиломатериалы, лес,
  • ТНП, ГСМ,
  • сборные грузы в контейнерах.

Узнать стоимость перевозки

После заполнения наш специалист подготовит коммерческое предположение и свяжется с вами по указанным контактным данным.

Отправить запрос на перевозку

Выполненные проекты

Компания А-Сервис осуществляет доставку груза в село Усть-Белая, Чукотского АО. Отправляем грузы из Москвы, Новосибирска, Владивостока и других регионов РФ. Наша компания специализируется на перевозках в труднодоступные населенные пункты ЧАО. […]

Транспортная компания А-Сервис доставляет грузы в Провидения (Чукотский АО) из Москвы, Новосибирска, Владивостока и других городов России. Мы специализируемся на перевозке грузов в труднодоступные регионы ЧАО. У нас есть опыт работы по данному […]

Транспортная компания А-Сервис доставляет грузы в Лаврентия (Чукотский АО) из Москвы, Новосибирска, Владивостока и других городов России. Мы специализируемся на перевозке грузов в труднодоступные регионы ЧАО. У нас есть опыт работы по данному […]

Способы доставки груза

Авиаперевозка – недалеко от села расположен региональный аэропорт. Авиагрузы доставляем круглый год. Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-72, Ан-74 и вертолеты всех типов. Рейсы выполняются из Владивостока по расписанию.

Морским и речным транспортом – морские суда из Владивостока доставляют груз в морской порт Анадыря. Река судоходна до села Марково (для мелких судов), в половодье немного выше. Из-за сложных условий плавание судов возможно только в светлое время суток. Навигация открыта с 1 июля по 15 сентября.

Автоперевозка по зимникам – зимой река замерзает и можно перевозить грузы по ледовой дороге. Зимник действует с января по апрель. Маршрут проходит через населенные пункты: Марково - Снежное - Усть-Белая - гмс Танюрер - Краснено - Анадырь. Один из самых заснеженных зимников на Чукотке.

Если вы участвуете в тендере на доставку техники, стройматериалов и прочих грузов, компания А-Сервис может предложить свои услуги. У нас работает отдел закупок, комплектации и поставок различной продукции по тендерам, которые проводятся на государственных, коммерческих и частных торговых площадках России. Теперь мы можем не только доставить ваш груз на Чукотку, но осуществить закупку любой продукции по всей России, консолидировать груз на складах в Москве, Новосибирске, Якутске с дальнейшей доставкой до Марково.

Реферат на тему:

Марково (Чукотский автономный округ)



Село Марково расположено в среднем течении реки Анадырь - крупнейшей водной артерии Чукотки. Марковская низменность, образованная Щучьими горами на севере, хребтом Пикульней на востоке, горами Пенжинского хребта на юге и Русским хребтом на западе, площадью около 15 000 кв.км обладает уникальным для Чукотки климатом. Среднегодовая температура составляет - 6,5; - 8 С., жаркое довольно продолжительное лето создает благоприятные условия для роста лиственного леса и всевозможной растительности, очень разнообразен мир животных, птиц и насекомых, рыбные запасы довольно значительны.


Климат

Температура держится ниже 0°C с сентября до конца следующего мая, ниже -20°C - с ноября до конца следующего апреля. Лето короткое, довольно умеренное, в месте с тем самое теплое в округе.

Климат Марково
Показатель Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
Абсолютный максимум, °C 5,0 3,9 5,0 7,8 20,0 30,6 31,7 28,9 21,7 15,0 6,7 10,0 31,7
Средний максимум, °C −22,8 −20,6 −17,2 −8,9 2,2 15,6 18,9 15,6 7,8 −5 −15 −20,6 −4,4
Средний минимум, °C −31,7 −30,6 −28,9 −20,6 −7,2 3,9 7,8 5,6 −0,6 −13,3 −23,9 −30 −14,4
Абсолютный минимум, °C −60 −57,8 −51,7 −42,8 −33,9 −5 −3,3 −6,1 −17,8 −38,9 −48,9 −53,9 −60
Норма осадков, мм 43 25 28 15 18 28 51 71 36 38 48 33 432
Источник:

Марковская низменность относится к лесотундровой зоне, лиственный лес расположен в пойме реки Анадырь, основная территория - лесотундра с огромным количеством озер, речек и болот.

Водосбор реки Анадырь (протяженность более 1 тыс. км), годовые осадки обуславливают большие паводки, в районе с. Марково подъем воды достигает отметки свыше 5 метров.

Марковская низменность территория с резко континентальным климатом, с морозной многоснежной зимой и жарким продолжительным летом. Среднегодовое количество осадков 330-380 мм, что обуславливает подверженность территории села Марково стихийным бедствиям - наводнению. Сильные ветры редки, скорость ветра не превышает 10-20 м/сек.

Высокие уровни паводков ХХ века (подъем воды свыше 4,5 м) : 1964, 1966, 1989, 1997, 1999 годы. наиболее высоким был паводок 1997 года (533 см), когда было затоплено более 90 % территории поселка. Ущерб составил более 3 млн руб.

Все остальные паводки, благодаря необходимой подготовки, большого ущерба не нанесли.

Глубины реки Анадырь позволяют теплоходам с грузоподъемностью 600 тонн проводить навигацию до перевалбазы «Яры» − 517 км от устья, катерам с осадкой до 1,5 м проводить плоскодонные площадки с грузом до 150 тонн от перевалбазы «Яры» до с. Марково (70км), проезд по реке Анадырь выше по течению возможен маломерными судами.

Отсутствие вечной мерзлоты в районе села дает возможность выращивать в открытом грунте картофель, капусту и другие огородные овощи.

Благоприятные климатические условия Марковской низменности, скопление аборигенных жителей в среднем течении р. Анадырь обратили на себя внимание землепроходцев Семена Дежнева и послужили причиной организации Анадырского острога в 1649 году. Кроме того, Анадырский острог находился на пересечении торговых и меновых путей коренного населения Центральной, Западной и Восточной Чукотки и оптимально подходил на роль форпоста проникновения Российского государства на Северо-Восток, Аляску и освоения богатств Чукотки.

На территории Центральной Чукотки обитали юкагирские племена, оленные чукчи, ламуты-эвены.

Юкагирские племена вели кочевой образ жизни, существовали за счет охоты, рыболовства и собирательства, вели меновую торговлю с оленными чукчами, прибрежными эскимосами и чукчами, коряками и эвенами.

После организации Анадырского острога часть юкагиров, в частности чуванцев стали вести оседлый образ жизни на ближайших рыболовных и охотничьих угодьях, появились смешанные браки, постепенно стал перениматься уклад жизни переселенцев, обычаи, язык.

Поиск постоянного источника существования, место гарантированной навигации, торгового центра и центра регулярного сообщения привел к созданию села Марково с постоянным населением к концу Х1Х века в 200-250 человек и многочисленных поселений по берегам р. Анадырь с общей численностью до 1 тысячи человек, называвших себя чуванцами, принявшими православие, говорящих на старорусском диалекте, соблюдавшим как церковные, так и языческие обряды.

К 20-ым годам прошлого века Марково было сравнительно крупным населенным пунктом, центром торговли и вывоза продукции охоты и рыболовства.

В селе находились представители Российских и американских торговых компаний, местной администрации, церковь, школа, метеостанция.

Становление советской власти наиболее быстро произошло в Анадыре, Усть-Белой и Марково, где наиболее полно проявились противоречия существующей власти. Период 1920-1940 г.г был периодом идеологической обработки местного населения, коллективизации и организации мелких рентабельных товариществ и колхозов, гарантированного продовольственного обеспечения и вывозом пушно-мехового сырья и продукции рыболовства.

Толчком к развитию села стало строительство в 1942-43 г.г аэродрома для заправки и последующего перегона американских истребителей и самолетов с продовольствием в рамках соглашения между сторонами антигитлеровской коалиции(«лендлиз») стала развиваться инфраструктура аэродрома, вначале воинские части, а в последствие и приезжие гражданские специалисты обслуживали аэродром. Увеличение населения требовало увеличения объемов заготовок продукции промыслов, на профессиональной основе стало развиваться земледелие.

Создание Марковского района в 1950-1958 г.г, концентрация населения в 4-х населенных пунктах - Марково, Ваеги, Чуванское, Ламутское, создание крупного многопрофильного сельскохозяйственного предприятия с упором на развитие оленеводства, приток квалифицированных специалистов, завоз техники, наличие средней школы, интерната, больницы, базы для завоза и хранения продовольствия, центра культуры явились предпосылками к резкому и благоприятному развитию поселка Марково.

В с. Марково проживает до 20 % приезжего русскоязычного населения, все остальные - это так называемые «марковчане» - коренные жители из числа малочисленных народов Севера и старожилы (3-4 поколения на Чукотке). В связи с тем, что приезжие - это, в основном, высококвалифицированные специалисты предприятий и бюджетных учреждений, а Марковская школа насчитывающая более чем вековую историю выпускает очень хорошо подготовленных учащихся, многие из которых возвращаются после получения высшего и среднего специального образования, уровень развития марковских жителей довольно высок и по многим параметрам население с. Марково напоминает городское.

Все это позволило поддерживать на должном уровне общественную активность населения и не будет преувеличением утверждение, что Марково является культурным центром сел Марковского куста, оказывающим большое влияние на формирование общественного самосознания. Марково являлся привлекательным для приезжего населения, приток пришло го населения в конце 70-х годов достиг потолка и в середине 80-х годов прекратился.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 25 июля 2018; проверки требуют.

Название на языке коренного населения: чук. Уйвын / Вуйвун или Гуйгун - «деревянная изба», корякск. вуйвын - «большой посёлок», чук. уйвын от гуйгун «крепость», «деревянный дом») .

Расположено в среднем течении реки Анадырь - крупнейшей водной артерии Чукотки. Марковская низменность , образованная Щучьими горами на севере, хребтом Пикульней на востоке, горами Пенжинского хребта на юге и Русскими горами на западе, площадью около 15 000 км² обладает уникальным для Чукотки климатом.

Марковская низменность относится к лесотундровой зоне, лиственный лес расположен в пойме реки Анадырь, основная территория - лесотундра с огромным количеством озёр, речек и болот. Тёплое и довольно продолжительное лето создаёт благоприятные условия для роста лиственного леса и всевозможной растительности, очень разнообразен мир животных, птиц и насекомых. Отсутствие вечной мерзлоты в районе села даёт возможность выращивать в открытом грунте овощные культуры.

Среднегодовое количество осадков составляет 330-380 мм, что обуславливает подверженность территории Марково стихийным бедствиям - наводнениям, в районе села подъём воды достигает отметки свыше 5 метров. Высокие уровни паводков XX века (подъём воды свыше 4,5 м) фиксировались в 1964, 1966, 1989, 1997, 1999 годы. Наиболее высоким был паводок 1997 года (533 см), когда было затоплено более 90 % территории населённого пункта. Все остальные паводки, благодаря необходимой подготовке, большого ущерба не нанесли.

Глубины реки Анадырь позволяют теплоходам с грузоподъёмностью 600 тонн проводить навигацию до перевалбазы «Яры» − 517 км от устья, катерам с осадкой до 1,5 м проводить плоскодонные площадки с грузом до 150 тонн от перевалбазы «Яры» до с. Марково (70км), проезд по реке Анадырь выше по течению возможен маломерными судами.

У правого берега реки Анадырь в верхней части посёлка Марково устроен гидрологический пост .

Среднегодовая температура составляет - 6,5; - 8 С., сильные ветры редки, скорость ветра не превышает 10-20 м/сек.

Благоприятные климатические условия Марковской низменности, скопление аборигенных жителей в среднем течении р. Анадырь обратили на себя внимание землепроходцев Семёна Дежнёва и послужили причиной организации Анадырского острога в 1649 году. Кроме того, Анадырский острог находился на пересечении торговых и меновых путей коренного населения Центральной, Западной и Восточной Чукотки и оптимально подходил на роль форпоста проникновения Российского государства на Северо-Восток, Аляску и освоения богатств Чукотки.

На территории Центральной Чукотки обитали юкагирские племена (деткили), оленные чукчи (чаучу), эвены (ламуты). Юкагирские племена вели кочевой образ жизни, существовали за счёт охоты, рыболовства и собирательства, вели меновую торговлю с оленными чукчами, прибрежными эскимосами и чукчами, коряками и эвенами.

После организации Анадырского острога часть юкагиров, в частности чуванцев, стали вести оседлый образ жизни на ближайших рыболовных и охотничьих угодьях, появились смешанные браки, постепенно стал перениматься уклад жизни переселенцев, обычаи, язык.

Поиск постоянного источника существования, торгового центра, места гарантированной навигации и центра регулярного сообщения привёл к созданию села Марково. Первое упоминание поселения относится к 1866 году в книге Д. Кеннана «Кочевая жизнь в Сибири». По свидетельству местной сказительницы К. А. Воронцовой, село названо в память о святом Марке, освятившем место строительства будущего поселения и воздвигнувшем здесь православный крест .

К концу XIX века численность постоянного населения Маркова доходило до 250 человек, называвших себя чуванцами, говорящих на старорусском диалекте, принявшими православие, соблюдавшим как церковные, так и языческие обряды.

К 20-м годам XX века Марково было сравнительно крупным населённым пунктом, центром торговли и вывоза продукции охоты и рыболовства. Здесь находились представители российских и американских торговых компаний, местной администрации, церковь, школа, метеостанция.

Становление советской власти наиболее быстро произошло в Анадыре, Усть-Белой и Марково, где наиболее полно проявились противоречия существующей власти. Период -1940 годах был периодом идеологической обработки местного населения, коллективизации и организации мелких рентабельных товариществ и колхозов, гарантированного продовольственного обеспечения и вывозом продукции рыболовства и пушно-мехового сырья.

Толчком к развитию села стало строительство в -1943 годах аэродрома для дозаправки во время перегона американских самолётов в рамках соглашения между сторонами антигитлеровской коалиции («лендлиз»). Быстро стала развиваться инфраструктура аэродрома, вначале воинские части, а впоследствии и приезжие гражданские специалисты обслуживали аэродром. Увеличение населения требовало увеличения объёмов заготовок продукции промыслов, на профессиональной основе стало развиваться земледелие. В то тяжёлое время из-за отсутствия лошадей и тракторов вспашку сельхозугодий производили с помощью запряжённых в плуг ездовых собак.

Создание Марковского района в 1950-1958 годах, концентрация населения в 4-х населённых пунктах - Марково, Ваеги , Чуванское , Ламутское , создание крупного сельскохозяйственного многопрофильного предприятия с упором на развитие оленеводства, приток квалифицированных специалистов, завоз техники, наличие средней школы, интерната, больницы, базы для завоза и хранения продовольствия, центра культуры явились предпосылками к резкому и благоприятному развитию Марково.

В селе проживает до 20 % приезжего русскоязычного населения, все остальные - это так называемые марковчане - коренные жители из числа малочисленных народов Севера и старожилы (3-4 поколения на Чукотке). В связи с тем, что приезжие - это, в основном, высококвалифицированные специалисты предприятий и бюджетных учреждений, а Марковская школа, основанная в 1883 году , выпускает очень хорошо подготовленных учащихся, многие из которых возвращаются после получения высшего и среднего специального образования, уровень развития марковских жителей довольно высок и по многим параметрам население села сопоставимо с городским.

Марково было привлекательно для приезжего населения, приток пришлого населения в конце 1970-х годов достиг потолка и в середине 1980-х годов прекратился. Все рабочие места были заняты, искусственно создавались новые рабочие места, в основном в бюджетной сфере и торговле.

Действующий с 1862 года православный храм в честь святителя Николая Чудотворца . В 2013 году было построено новое здание храма.

В Марково работает музей - филиал Музейного Центра «Наследие Чукотки», в экспозиции которого представлены предметы этнографии, старинного быта, декоративно-прикладного искусства