Палаццо Барберини: от папской резиденции к Национальной галерее старинного искусства. Дворец Барберини, Рим (Palazzo Barberini, Roma) Дворец барберини в риме посещение

Февраль 16, 2019

Проект великолепного здания, расположенного сегодня на улице Четырех Фонтанов, был разработан Карло Мадерно (1556-1629), имя которого неразрывно связано с реализацией идей Браманте и Микеланджело при достройке фасада собора Святого Петра. Возглавивший в 1623 году Папский престол кардинал Маффео Барберини, известный под именем папы Урбана VIII, поручил архитектору перестроить выкупленную у семьи Сфорца виллу для обустройства в ней своих апартаментов, а также использовать часть здания в качестве представительства тосканских семей в Риме. С тех пор палаццо Барберини стал неотъемлемой частью архитектурного наследия Вечного города, трансформировавшись через несколько столетий из папской резиденции в Национальную галерею старинного искусства.

Палаццо Барберини


В своем проекте Мадерно расширил ренессансное здание виллы Сфорца, превратив его в настоящий дворец, достойный самых знатных римских фамилий.

Палаццо Барберини

Бернини VS Борромини: соавторы или соперники

Однако архитектору не довелось увидеть воплощения своих планов воочию. После его смерти в 1629 году, работы возглавил Жан Лоренцо Бернини (1598-1680) в сотрудничестве с внуком Мадерно – скульптором Франческо Борромини (1599-1667). Насколько точно был сохранен оригинальный проект Карло Мадерно в совместной работе двух зодчих, многие исследователи спорят до сих пор.

Противоречивая атрибутика некоторых частей здания видна даже при поверхностном взгляде. Бернини предписывают концепцию создания просторной лоджии на фасаде над главным входом, большого зала и монументальной лестницы в левом крыле дворца.

Лестница Бернини


Фрагмент лестницы Бернини


В противовес этому, Борромини возвел элегантную спиральную лестницу, ведущую на верхние этажи в правом крыле здания, где впоследствии разместилась библиотека кардинала, собирателя древностей и мецената Франческо Барберини.


Фрагмент лестницы Борромини

Фрески для Папы

Для оформления свода большого зала, занимающего по высоте целых два этажа дворца, папа Урбан VIII привлек наиболее почитаемого в семействе Барберини художника, архитектора и скульптора Пьетро да Кортона. Исключительные размеры самого помещения и сложность сюжета повествования монументальной фрески «Торжество божественного провидения» потребовали нескольких лет сложной работы, осуществленной мастером в период 1632-1639 годов.

Фреска Пьетро да Кортона в палаццо Барберини


Фрагмент фрески Пьетро да Кортона «Торжество божественного провидения»


Апофеоз Маффео Барберини художник выразил через аллегорию ряда изображенных мифологических фигур. Центральное место в сцене занимает Провидение, облаченное в золотую мантию и окруженное ореолом света, подчеркивающего божественное естество. Доносящим Истину жестом, оно приветствует множество аллегорических фигур вокруг – Рассудительность, Правосудие, Справедливость, Милосердие и Красоту. Ниже изображен мощного телосложения обнаженный бог Хронос с крыльями – время, пожирающее своих детей. Справа от него – три Судьбы: Клото, Атропо и Лачеси, держащие в своих руках, согласно римской мифологии, нить человеческого существования. Слева от фигуры Провидения – надвигающееся в приветствии Бессмертие с венком из ярких звезд. Знаменитый герб семьи Барберини – лавровый венок с тремя пчелами посередине, утверждает духовное правительство понтифика.

Фреска «Торжество божественного провидения» 1632-1639


Для внутренней отделки многочисленных помещений дворца, Пьетро да Кортона привлек своего ученика Джованни Франческо Романелли и художника Андреа Сакки (1599-1661). Его фреску «Торжество Божественной мудрости» (1629-1633), написанную по просьбе Таддео Барберини – племянника папы Урбана VIII, и сегодня можно видеть в одном из залов.

Фреска Андреа Саки «Торжество Божественной мудрости» (1629-1633)

Вокруг Палаццо

Неотъемлемой частью проекта Мадерно стал сад с тыльной стороны дворца, украшенный цветочными клумбами и витиеватыми изгородями. Занимая довольно внушительную площадь – от церкви Сан Никола да Толентино с северной стороны до перекрестка Четырех фонтанов с юга, на его территории размещались папские конюшни, Манежный двор и даже театр.

Для благоустройства огромной территории кардинал Франческо Барберини – племянник Папы, привлек ботаника и натуралиста Кассиано даль Поццо, культивировавшего здесь большое количество экзотических растений и животных, вплоть до оленей, страусов и верблюдов. Однако начиная с конца XIX века, ознаменовавшегося присоединением Рима к Королевству Италия, краевые участки сада Барберини вдоль via XX Settembre стали распродаваться под застройку министерских зданий, а в 1936 году по распоряжению Муссолини значительная часть земельного надела была передана в собственность графу Асканио Саворньян ди Брацца. В итоге, великолепный сад сегодня имеет довольно миниатюрные размеры.


За свою многолетнюю историю само здание палаццо Барберини не претерпело практически никаких изменений. Единственным дополнением, украсившим весь дворцовый комплекс, стали фонтан перед центральным входом и изящная металлическая ограда по проекту архитектора Франческо Аззурри, разработанные им в 1848 году.

Фонтан у входа во дворец

Ограда дворца со стороны улицы Четырех фонтанов


Ограду вдоль улицы Четырех Фонтанов и парадные въездные ворота возвели лишь в 1865 году. Монументальные статуи атлантов для нее изваял Шипионе Тадолини (1822-1893), потомственный зодчий знаменитой семьи скульпторов в четырех поколениях, ученик и духовный наследник Антонио Кановы.

Скульптуры, украшающие ограду дворца


Ограда у входа в палаццо Барберини

От папской резиденции к Национальной галерее

После объединения Италии и включения Рима в состав Королевства, на волне масштабных преобразований, наследники семьи Барберини были вовлечены в многочисленные земельные спекуляции, спровоцированные нехваткой средств на содержание роскошной резиденции. Великолепный парк был поделен на участки и распродан. Библиотека, основанная кардиналом Франческо Барберини и насчитывавшая более 60 тыс. томов и рукописей, не безвозмездно перешла в собственность Ватикана вместе с некоторыми предметами мебельного интерьера, сделанными по эскизам Бернини.

Наступивший XX век также не принес финансовой стабильности наследникам именитого рода. В 30-е годы значительную часть правого крыла палаццо Барберини пришлось сдать в долгосрочную аренду Министерству вооруженных сил Италии под клуб офицеров, а в 1949 году весь дворцовый комплекс был выкуплен государством с целью расширения Национальной галереи старинного искусства (Gallerie Nazionali di Arte Antica di Roma).

Это интересно!

Национальная галерея старинного искусства официально была основана в 1893 году, после передачи князем Корсини в дар государству большой коллекции картин. Первоначально она располагалась на его вилле. Со временем дефицит свободного пространства для размещения постоянно пополняющейся коллекции заставил Министерство культурного наследия подыскивать для нее новые площади. Сегодня Галерея занимает два здания – палаццо Корсини и палаццо Барберини.


Покупка здания предусматривала размещение коллекции на всей площади просторных залов палаццо Барберини, однако существенным препятствием этому стал пресловутый офицерский клуб вооруженных сил, договор аренды с которым истекал лишь в 1953 году. Несмотря на то, что соглашение не было продлено, и арендная плата не взималась вплоть до 1965 года, значительная часть здания продолжала оставаться в ведении Министерства обороны. Начиная с 1974 года, такое положение дел привело к настоящей войне двух государственных ведомств. Только в 1997-м, с учетом грядущего юбилейного 2000 года, был подписан меморандум о взаимопонимании, предусматривающий освобождение помещений в связи с потребностью в восстановлении и реставрации дворца.

Один из залов дворца


Между этими событиями, в 1984 году коллекция Корсини была перемещена обратно и вновь заняла свое изначальное место на вилле, а оставшееся собрание произведений искусства несколько переупорядочили и оставили в левом крыле палаццо Барберини.
В 2011 году, по окончанию пятилетних реставрационных работ, во дворце открыли для посещения еще один этаж, увеличив, таким образом, количество залов в нем до 34.

Нескончаемая череда залов дворца

В Италии есть немало потрясающих исторических зданий, которые прошли через многие века и дают нам возможность иметь представление о былых эпохах. Одним из таких исторических комплексов является Палаццо Барберини. Дворец в свое время был обителью очень влиятельного рода Барберини. Но с тех пор прошло много времени и сейчас в его стенах располагается художественная галерея, в которой можно посмотреть полотна Рафаэля, Тициана, Караваджо, Рени и многих других. Дворец является неотъемлемой частью Национальной галереи старинного искусства.

История рода

В одиннадцатом веке во Флоренции поселилось семейство Барберини, которое уже тогда было богатым и влиятельным. Один из членов семьи - Рафаэль - в 1564 году посещал Россию с письмом для Ивана Грозного от английской королевы Елизаветы. В письме шла речь об установлении коммерческих связей. И в наши дни в библиотеке дворца храниться труд Рафаэля, в котором он описал все, увиденное им в Москве во время путешествия.

Наибольший вклад в возвеличивание рода внес именно Маффео Барберини. Кстати. Его племянники Антонио и Франческо стали кардиналами, а еще один представитель семейства - Таддео - стал принцем Палестрина, а также был назначен генералом армии и даже получил пост префекта Рима. Сам же М. Барберини был избран Папой Римским и был известен под именем понтифика Урбана VІІІ. Но в 1645 году после его смерти для всего семейства наступили сложные времена. К власти пришел новый Папа Иннокентий X, который предоставил доказательства всевозможных махинаций и злоупотреблений семейства Барберини. Так представители знатного рода попали в опалу. Лишь позднее ситуация немного изменилась благодаря покровительству кардинала Мазарини. Но уже в середине восемнадцатого века мужская ветвь семейства пресеклась. Принцесса Корнелия - последняя представительница рода- вышла замуж и положила начало новой ветке - Барберини-Колонна.

История Палаццо Барберини

Изначально дворец был задуман, чуть ли не монаршей резиденцией. В нем собирался обитать вместе со своей семьей Урбана VІІІ, поэтому в планы входили приемы высокопоставленных гостей. А значит и здание должно было соответствовать столь высокому статусу.

В средневековую эпоху территория, на которой позднее возвели Палаццо Барберини принадлежала богатому семейству Сфорца. Именно по их пожеланию здесь был построен первый небольшой дворец. Однако из-за финансовых проблем в 1625 году Алессандро Сфорца продал земли М. Барберини, который в то время уже был избран Папой Римским. Новый хозяин сразу приступил к перестройке дворца. Строительные работы продолжались с 1627 по 1634 годы. Вначале над проектом работал Карло Модерна. В дальнейшем планы постепенно менялись. И на смену ему пришел Франческо Борромини. Ну а заканчивали строительные работы Д. Бернини и Пьетро да Кортон.

Большое дворцовое здание состояло из основного корпуса и двух примыкающих крыльев. Впервые в истории города вокруг дворца был разбит прекрасный большой парк. Правда, до наших дней он не сохранился, поскольку был уничтожен.

Понтифик даже ввел новые налоги, чтобы Франческо Борромини смог вовремя закончить прекрасное архитектурное творение.

Работы велись достаточно быстро. По плану Бернини вначале был сделан задний фасад здания, а затем окна и винтовая лестница. Вскоре в левом крыле появилась Его лестница, оформленная в виде квадратного колодца. Кроме того, архитектор занимался также оформлением переднего фасада здания, который выходит на улицу Четырех фонтанов. Именно с этой стороны находится парадный вход дворца с металлической оградой и столбами в виде атлантов.

Современная улица Сан-Никола де Толентино является местом для конюшен. А на улице Бернини находится Манежный двор и театр. Все постройки левее площади Барберини были в свое время уничтожены.

Деятельность семейства Барберини

В течение десятилетней семейство вело активную меценатскую деятельность. Современная галерея Барберини уже в семнадцатом веке стала местом сборов представителей сферы искусства. Салон Барберини посещали такие известные люди, как Габриэлло Кьябрера, Джованни Чамполи, Франческо Браччолини, и многие другие.

Конечно, с высоты времени меценатство Барберини выглядит скорее использованием представителей искусства для украшения дворца и возвеличивания самого себя. Это подтверждают даже интерьеры здания. В центральном зале салона есть потрясающий плафон, который получил название «Триумф божественного провидения». Гигантское полотно посвящено семейству Барберини.

Другой, не менее роскошный плафон, был расписан Андреа Сакки и получил название «Триумф божественной Мудрости». Картина также была посвящена Урбану VІІІ.

Дворцовый декор

Палаццо Барберини бесспорно может похвастаться роскошным декором. Потрясающим местом, достойным восхищения, является зал статуй и Мраморный зал, расположенные в левом крыле комплекса. В них можно увидеть настоящие образцы классики скульптуры, которые вошли в коллекцию Барберини. Кстати, зал статуй был очень известным в Италии, поскольку отличался богатством и красотой. С 1627 года по 1683 гг. в дворцовых стенах работала мастерская по изготовлению гобеленов. Здесь были произведены первые фламандские ткани, которые стали настоящим украшением многих барочных дворцов Рима.

Гобелены были настоящими произведениями искусства. Они изготовлялись по эскизам да Кортона, а руководил работами Джакопо де Ривере. Последний этаж здания занимала библиотека кардинала Франческо (племянника папы). В ней насчитывалось 10 тысяч рукописей и 60 тысяч томов.

Дальнейшая судьба дворца

После смерти понтифика в 1644 году палаццо Барберини конфисковали по распоряжению нового папы Иннокентия. Наследников Урбана VІІІ заподозрили в растрате. Но в 1653 году прекрасный палаццо вновь перешел в собственность семейства. Позднее, в начале двадцатого века, наследникам из-за экономического кризиса довелось отказаться от семейного дворца. В 1935 году часть здания приобрела судоходная компания Финмаре, которая полностью перестроила ее. А в 1949 году весь комплекс был выкуплен государством. Семейство Барберини в 1952 году продало также все принадлежащие им скульптуры и картины. Позднее в левом крыле здания разместилась галерея, а правое использовалось для офицерских собраний.

Убранство и архитектура здания

Фото дворца не могут в полной мере передать его красоту. Трехэтажное здание состоит из основного корпуса, а также имеет два боковых крыла. Вся территория имения ограждена забором, на котором присутствуют мухи (символ рода). За основным зданием есть небольшой час, который является лишь малым остатком от былых времен. И все же сад впечатляет даже сейчас.

Левое крыло здания украшают фрески Пьетро де Кортона, созданные в 1630 годах. Карло Мадерна и П. де Кортона внесли огромный вклад в создание неповторимого образа палаццо.

Как мы уже упоминали, в правом крыле находятся античные статуи. Роб Барберини имел целую коллекцию античных произведений. К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие творения. Длительное время зал использовали в качестве театрального, он вмещал порядка 200 зрителей. Одной из самых необычных достопримечательностей является потрясающая спиральная лестница рук Франческо Борромини.

Галерея античного искусства

Как мы уже упоминали, в настоящее время в стенах дворца находится Национальная галерея античного искусства. Кстати, ее экспозиция занимает сразу два здания - палаццо Корсини и палаццо Барберини. В свое время богатое собрание было получено путем слияния нескольких известных частных коллекций. Основу экспозиции составило собрание предметов искусства Неро Корсини. Позднее коллекция пополнилась собраниями герцога Торлониа, а также полотнами из галереи под названием Монте ди Пьета. Все эти частные собрание были объединены в единое целое и размещены в Национальной галерее. Среди них можно увидеть работы Караваджо, Рафаэля, Гвидо Рени, Эль Греко, Тициана и многих других великих художников.

Гордостью собрания являются работы мастеров эпохи Возрождения. В палаццо находится картина «Форнарина» Рафаэля, а также «Юдифь и Олоферн» Караваджо.

Судьба библиотеки

В свое время верхний этаж палаццо занимала большая библиотека. Внушительное собрание книг и рукописей свидетельствует о высоком уровне интеллекта человека, которому она принадлежала. Позднее вся библиотека была передана Ватикану. А вот в помещениях, где ранее находились книги, сейчас расположился музей института нумизматики.

Выставочные залы дворца

Не так давно, палаццо был закрыт на реставрационные работы, которые продлились пять лет. Вновь здание было открыто для посетителей в 2011 году. В настоящее время в здании гости могут осмотреть 34 зала. А в ноябре 2014 года также открыты еще несколько комнат самой Корнелии Констанции Барберини, находящиеся на втором этаже дворца. Именно в них вплоть до 1955 года проживали последние наследники некогда великого рода. Здесь чудом сохранились интерьеры и меблировка, благодаря чему современники могут иметь представление о вкусах знати восемнадцатого века. Однако данные залы посетить можно лишь в определенные дни. Их открывают для гостей первую субботу каждого месяца для экскурсионных групп по предварительной договоренности.

Территория вокруг палаццо

Частью дворцового комплекса по проекту Мадерно стал сад, расположенный за зданием. Он украшен витиеватыми изгородями и прекрасными цветочными клумбами. Изначально сад занимал очень обширную территорию. Для его обустройства кардинал Барберини - племянник папы, пригласил натуралиста и ботаника Кассиано даль Поццо, который культивировал не территории всевозможные экзотические растения, а также здесь обитали разные животные: олени, страусы и даже верблюды. Однако, в конце девятнадцатого века Рим был присоединен к в связи с чем участки сада стали распродавать под строительство министерских зданий. Кроме того, в 1936 году по указу Муссолини большая часть земли была передана в руки графа Асканио ди Бацца. В результате современный сад имеет очень скромные размеры по сравнению с первоначальными.

Справедливости ради стоит отметить, что за всю свою долгую историю здание дворца практически не претерпело каких-либо изменений. Единственным дополнительным украшением здания стал фонтан, сделанный по проекту Франческо Аззурри.

Кстати, ограждение вдоль улицы Четырех Фонтанов и главные парадные ворота построили только в 1865 году. Статуи атлантов были разработаны и изготовлены Шипионе Тадолини, который являлся потомственным зодчим из знаменитой семьи скульпторов.

Соавторы или конкуренты

К постройке и оформлению дворца приложили силы несколько архитекторов. Начало строительству положил Карло Мадерна, который значительно увеличил ренессансное здание первоначальной виллы Сфорца. Ведь перед архитектором стояла задача построить настоящий шедевр. Но Мадерно так и не удалось довести до конца начатое дело и увидеть готовый дворец своими глазами. После его кончины руководить работами стал Жан Берини, который сотрудничал вместе с внуком Мадерно, по имени Франческо Борромини.

Специалисты до сих пор ведут активные споры относительно того, насколько был изменен или сохранен первоначальный проект дворца. Ведь очевиден тот факт, что некоторые части здания весьма противоречивы, что заметно даже тем людям, которые далеки от архитектуры. Считается, что монументальная лестница, главный вход - это работа Бернини. Возможно, в противовес была построена спиральная лестница, по которой можно добраться на верхние этажи. Именно она вела в библиотеку кардинала Барберини.

Палаццо Барберини – дворец в Риме, стоящий на одноименной площади в районе Треви. Сегодня в его стенах размещается Национальная галерея античного искусства. Интересно, что совсем недавно в задней части здания был обнаружен митреум – храм культа Митры, датированный, вероятно, 2-м веком н.э.

Некогда на этом месте с небольшим уклоном располагались виноградники семейства Сфорца, на территории которых в 1549-м году был построен «палаццетто». В 16-м веке виноградники много раз меняли хозяев. Когда в 1625-м году кардинал Алессандро Сфорца столкнулся с финансовыми трудностями, он был вынужден продать виноградник и строения Маффео Барберини, позднее ставшему Папой Римским Урбаном VIII.

Над созданием полноценного Палаццо трудились три выдающихся архитектора, каждый из которых оставил свои характерные черты. Карло Мадерно, работавший в те годы над базиликой Святого Петра, должен был придать строению характерный облик дворца эпохи ренессанса. Ему помогал племянник Франческо Борромини, а затем к работе подключился великий Бернини, тогда еще более известный как талантливый скульптор. Строительство Палаццо было завершено Бернини в 1633-м году.

Палаццо Барберини возведен вокруг внешнего двора. В центре расположен просторный двухуровневый зал, а за ним – овальный салон. Часть дворца доминирует над площадью Пьяцца Барберини, лежащей на нижнем уровне. Сзади длинное крыло прикрывает сад. Главное здание примечательно тремя рядами огромных арочных окон, напоминающими застекленную галерею. Две лестницы ведут на бельэтаж – величественная лестница Бернини слева и небольшая овальная лестница Борромини справа. Потолок салона украшен шедевром Пьетро да Кортона – барочной фреской, которая стала образцом для подобных декораций дворцов и церквей. Фресками также украшены комнаты бельэтажа.

Сад Палаццо Барберини представляет собой образец «секретного сада», поскольку он скрыт от глаз посторонних. Здесь можно увидеть памятник датскому художнику и скульптору Бертелю Торвальдсену, который в начале 19-го века работал в соседнем театре «Кватро Фонтане».

Сегодня в стенах Палаццо Барберини располагается Национальная галерея античного искусства – одно из самых выдающихся собраний в Италии с работами Рафаэля и Ганса Гольбейна. В здании также работает Итальянский институт нумизматики. А еще именно здесь в 1950-м году была подписана конвенция, положившая начало созданию Европейского суда по правам человека.

Палаццо Барберини (итал. Palazzo Barberini) - исторический дворец, семейная резиденция влиятельного рода Барберини. Сегодня во дворце находится художественная галерея, в которой экспонируются полотна таких известных мастеров живописи как Эль Греко, Рафаэль, Караваджо, Тициан, Гольбейн, Рени и многих других. В административном плане галерея в Палаццо Барберини является частью Национальной галереи старинного искусства.

Содержание
содержание:

История рода Барберини

В XI веке во Флоренции обосновалось семейство Барберини, очень богатое и влиятельное. Один из представителей этой фамилии - Рафаэль Барберини - в 1564 году в качестве частного визита посетил Москву с рекомендательным письмом к Ивану Грозному от королевы Англии Елизаветы, с предложением о содействии в установке коммерческих связей. По просьбе кардинала Амелио и графа Ногарола, Рафаэль Барберини дал подробное описание всего, что видел в Москве на страницах своей рукописи «Доклад о Московии автора Рафаэля Барберини графу Ногарола, Антверпен, 16 октября 1565», которая до сих пор хранится в библиотеке Барберини.

Папа Урбан VIII

Наиболее весомый вклад в возвеличивание рода внёс Маффео Барберини , Папа Римский под именем Урбан VIII . Его племянники Франческо и Антонио стали кардиналами, а ещё один - Таддео - получил титул принца Палестрина, назначение генералом папской армии и пост префекта Рима. Однако в 1645 году после смерти Урбана VIII, для семейства наступили трудные времена. Новый Папа Иннокентий X, располагая неопровержимыми доказательствами, обвинил представителей рода Барберини в многочисленных злоупотреблениях и махинациях с денежными средствами, полученными от сбора налогов. Некоторое время Барберини пришлось скрываться во Франции, пока заступничество кардинала Мазарини не помогло вернуться в Рим, где они получили обратно всё своё конфискованное имущество. В середине XVIII века мужская линия рода Барберини пресеклась. Последняя представительница некогда влиятельного семейства, принцесса Корнелия Барберини (1716–1797), вышла замуж за Джулио Чезаре Колонна, что положило начало ветви Барберини-Колонна.

История Палаццо Барберини

В 1625 году папа Урбан VIII приобрёл участок земли на холме Квиринал, и задумал там строительство своей резиденции. Палаццо Барберини было построено на месте бывшего особняка и виноградников семейства Сфорцо. В античные времена здесь же располагались древние храмы, в частности храм Флоры.

Строительство палаццо началось в 1627 году под руководством архитектора Карло Модерна, который вдохновлённый моделью дворца Фарнезе, первоначально создал проект четырёхугольного традиционного здания в духе эпохи Возрождения. Однако в окончательном варианте, согласованном с понтификом, им был одобрен проект здания сложной конструкции, с крыльями по обе стороны, которые повторяют очертания холма Квиринале. В 1629 году, после смерти Карло Модерна работами по возведению палаццо стал заниматься архитектор Джованни Бернини при участии Пьетро да Кортона. В строительстве также принимал участие внук Карло - молодой Франческо Борромини , который, разработал, помимо одной винтовой лестницы, задний фасад здания и его окна. Общими усилиями постройка помпезного палаццо была завершена уже в 1633 году .

Понтифик Урбан VIII был воспитан в духе гуманистических идей, царивших в то время в искусстве. Это проявлялось в его меценатской деятельности, которую он особенно щедро продолжил во время пребывания на папском престоле (1623–1644). В это время резиденция Барберини стала своего рода салоном, где собирались известные и талантливые поэты, учёные, художники и скульпторы.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Несколько лет в стенах палаццо просуществовала мастерская, где изготавливали гобелены для дворца. Эскизы рисунков тканей лично разрабатывал Пьетро да Кортона, а фламандскими мастерами руководил художник Якопо делла Ривьера. Последний этаж сооружения был отдан под обширную библиотеку Франческо Барберини, где находилось около 60 тысяч печатных томов и 10 тысяч рукописей.

Главный фасад, выходящий на улицу Четырёх фонтанов (Via delle Quattro Fontane), оформил Бернини; в настоящее время с этой стороны находятся великолепные парадные ворота и ограда XIX века с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов, работы архитектора Франческо Адзурри.

Внутри палаццо можно увидеть две прекрасные винтовые лестницы работы Бернини и Борромини соответственно. Изначально на территории палаццо существовало ещё несколько построек, которые не сохранились до нашего времени (большие конюшни, театр и манежный двор были снесены при строительстве улицы Барберини).

История дворца тесно связана с историей фамилии Барберини. В трудные времена, чтобы достойно содержать палаццо, многие его сокровища были проданы. Например, в 1900 году библиотека кардинала Франческо, а также антикварная мебель Бернини, были куплены Ватиканом. Впоследствии парковая территория палаццо была разделена на участки и продана под застройку министерских зданий. Начиная с 1949 года, дворец Барберини и вся принадлежащая ему обстановка и произведения искусства были полностью проданы государству. В результате в левом крыле здания разместили часть Национальной галереи старинного искусства, а правое крыло было отдано вооружённым силам, разместившим здесь Офицерское собрание, что вряд ли можно признать удачным решением для достопримечательности высокой исторической ценности.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

В средние века эта земля, с простиравшимися здесь виноградниками, принадлежала семейству Сфорца, которая в 1549 году распорядилась построить небольшую виллу. В дальнейшем, наследные земли переходили из рук в руки, пока в 1625 году из-за финансовых трудностей кардиналу Алессандро Сфорца не пришлось продать земли семейству Барберини. Могущественная и знатная семья Барберини, тосканского происхождения, решила построить престижную и роскошную резиденцию в качестве представительства своего семейства в Риме, после того, как в 1623 году кардинал Маффео Барберини взошел на папский престол под именем папа Урбан VIII-й. Племянник папы, кардинал Франческо Барберини, ответственный за работы, сделал всё, чтобы дворец был завершен в срок. Не последнюю роль сыграло в этом финансирование строительства его дядей, папой Урбаном VIII-м, который без зазрения совести повысил налоги с подданных, дабы изыскать требуемые средства, за что народ прозвал его «папой-пошлиной».

Строительство дворца Барберини началось в 1627 году под руководством архитектора Карло Мадерно, который задумал перестроить уже существующую виллу Сфорца в традиционное четырехугольное здание в стиле ренессанс, по подобию дворца Фарнезе. В помощники Модерно взял молодого Франческо Борромини, своего внука. В 1629 году, после смерти Карло Мадерно, дальнейшие работы были поручены молодому вундеркинду Лоренцо Бернини, который в то время был больше известен как скульптор. Он немного изменил проект, на менее строгий, который сочетал в себе и дворец и загородную виллу. В результате содружества замыслов двух великих архитекторов возник роскошный дворец с двумя выступающими боковыми выступами и с восхитительной парковой территорией.

Винтовая лестница была создана по проекту Барромини.

Большая лестница левого крыла создана по проекту Бернини.


Внутреннее убранство построенного дворца впечатляло не меньше. Левое крыло здания украшено великолепными фресками Пьетро да Кортона, который был привлечён к работе над дворцом и как художник, и как архитектор. В течении семи лет, между 1633 и 1639 гг. он расписывал часовню дворца и галереи первого этажа. Лучшее его произведение "Триумф Божественного провидения" прославляет деятельность папы Урбана VIII-го.

Еще один зал украшен величественной фреской Андреа Сакки «Триумф Божественной Мудрости», также написанной в честь папы.

Правое крыло дворца было декорировано не менее роскошно, его украсили многочисленными античными статуями и произведениями древнеримского искусства, принадлежавших семье Барберини.

На верхнем этаже дворца разместилась библиотека, насчитывавшая 60 тысяч томов и 10 тысяч рукописей, собранная коллекционером и высокоразвитым интеллектуалом Франческо Барберини.

Рядом с дворцом был разбит шикарный парк украшенный фигурными живыми изгородями, цветочными клумбами и засаженный различными видами деревьев. В парке разводили оленей, страусов, верблюдов и других экзотических животных. Среди многочисленных интересных архитектурных объектов сада был созданный по проекту Л. Бернини мост в виде руины, соединявший Тронный зал с Тайным садом и скрытым от глаз посторонних.


Проход, ведущий из сада во дворец.

По проекту Пьетро да Кортона, на территории парка были сооружены конюшни, а со стороны современной улицы виа Бернини возведен театр с Манежным двором.

Дворец стал идеальным местом для новой роли процветающего семейства Барберини. Таддео, сын Карло Барберини, по настоянию своего дяди в 1624 году женился на Анне Колонна, которая принадлежала к одной из самых древних римских семей, и которая добавила семейству существенное приданое, в том числе княжество Палестрина в 1629 году. После этого Таддео был объявлен прямым наследником многочисленного имущества. Кажущемуся благополучию, кажется не видно конца, однако... Будучи избранным префектом Рима на состоявшимся в 1644 году тайном совете кардиналов, Таддео с братьями заключил выгодную сделку для обеспечения дальнейшего благополучия своего семейства. Но в 1645 году, после смерти Урбана VIII-го Барберини, пришедший к власти папа Иннокентий X-й Памфилий отказался признать сделку. В ходе начавшегося расследования по факту финансовых злоупотреблений, дворец был конфискован в папскую казну. Таддео Барберини и его братья были вынуждены бежать в Париж в 1646 году, где они были приняты кардиналом Джулио Мазарини. Жена Таддео, Анна Колонна, обратился к папе римскому Иннокентию X-му, призывая его позволить сохранить семейную собственность. Папа согласился, но Таддео Барберини до конца своих дней оставался в изгнании и умер в 1647 году так и не увидев Рим снова. Имущество семье Бернини было возвращено в 1653 году. Фактически, семейство Барберини пострадало из-за своего возрастающего могущества и честолюбивых планов, которые рухнули после смерти папы Урбана VII-го.

Окончательное примирение с папой Иннокентием X-м наступило после того, как сын Таддео Барберини - Маттео женился на внучатой ​​племяннице папы - Олимпии Джустиниани. Второй сын Таддео - Карло, этим же папой был возведен в кардиналы.

На фотографии: фасад дворца с папским гербом и геральдикой рода Барберини - тремя пчёлами.

Изображение пчёл можно увидеть и по всему дворцу .

После смерти папы Иннокентия X-го в начале 1655 года Барберини снова взошли на политическую сцену. Одним из значимых событий тех лет для дворца и его владельцев стал грандиозный костюмированный карнавал, организованный по случаю прибытия в Рим королевы Швеции Кристины. Для просмотра этого красочного представления на тыльной стороне дворца была сооружена специальная трибуна стоимостью в семь тысяч эскудо. При этом пришлось снести несколько соседних зданий, чтобы освободить место под строительства. Трибуна предназначалась для представителей папского двора и знати. Зрелище представляло собой череду сцен из мифологических аллегорий, в которой персонажи были одеты в яркие и красочные костюмы в сопровождении лошадей и замысловатых колесниц.

А с 1627 и по 1683 год, по инициативе кардинала Франческо Барберини, во дворце работала мастерская по производству гобеленов под руководством художника из Фландрии Якопо делла Ривьера.

Дворец продолжал процветать в XVIII-м веке и этому поспособствовал брак Корнелии Констанцы Барберинис Джулио Чезаре Колонна в 1728 году, который укрепил статус и мощь семьи. В это период часть комнат приобрела новый роскошный интерьер.

В дальнейшем судьба не всегда была благосклонна к дворцу. Неоднократно семейству приходилось распродавать семейные ценности на содержание слишком роскошной резиденции.

Единственным значительным новшеством в дворцовом ансамбле стали ограда и ворота установленные в 1865 году вдоль улицы Четырех фонтанов. Эффектные скульптуры атлантов и консоли фонарей в виде драконов были созданы скульптором А. Тадолини по проекту архитектора Аззурри представленном еще в 1848 году.

Следует упомянуть также работы по благоустройству сада, в ходе которых по проекту Джованни Маццони, с 1867 года служившего садовником Барберини, были созданы оранжерея и рыбный садок.

В тот же период Франческо Аззурри спроектировал фонтан, украшенный скульптурами масок и пчёлами, и это было последнее, что смогло позволить себе семейство Барберини.

В 1900 году библиотека кардинала Франческо вместе с мебелью, созданной по рисункам Бернини, были проданы Ватикану, а этаж, где размещалась библиотека, занял Итальянский институт нумизматики. Была разделена на участки и распродана та часть парка, которая протянулась в сторону виа XX-го Сентября. Когда-то там располагалась площадка для игры в браччале. Впоследствии на этом участке парка поднялись министерские здания, и загородный колорит этого некогда аристократического квартала с его замечательными виллами исчез навсегда. А при прокладке улицы Барберини были снесены конюшня и театр дворца.

Тяжелое материальное положение наследников рода привело к тому, что в 1930-е годы часть старого крыла дворца было продана судоходной компании Финмаре, часть комнат по договору долгосрочной аренды сдаётся под офицерский клуб вооружённых сил Италии.

Окончательно отказаться от дворца наследников Барберини вынудил постигший их финансовый кризис. В 1949 году государство выкупило весь комплекс за 600 миллионов лир. Спустя три года Мария Барберини, продолжавшая занимать часть дворцовых комнат вплоть до своей смерти, распродаёт все принадлежавшие ей картины и другие произведения искусства, часть из которых скупается американскими нуворишами.

Часть правого крыла продолжало оставаться в подчинении офицерского клуба, в левом крыле дворца государство расположило Национальную галерею старинного искусства, сохранившую великолепные интерьеры. Непревзойденными шедеврами этого собрания нынче являются полотна Филиппо Липпи, Перуджино, Бронзино, Тинторетто, Гвидо Рени, Гверчино. Среди шедевром, такие картины, как "Форнарина" Рафаэля и "Юдифь и Олоферн" Караваджо.

Хорошей новостью при моём последнем посещении дворца стал такой факт: в 2011 году завершилась реставрация палаццо Барберини, работы по восстановлению здания продолжались около пяти лет и обошлись примерно в 15 миллионов евро. Одним из важных итогов реставрации стал переезд из здания офицерского клуба, который занимал в палаццо несколько помещений. После реставрации в палаццо открылся второй этаж, а галерея пополнилась десятью новыми залами. Таким образом, общее количество залов в галерее достигло 34. В них располагаются более полутора тысяч произведений искусства.


Ещё одной совсем недавней приятной новостью стало открытие для общественного доступа с ноября 2014 года, правда по предварительной записи, изысканных комнат принцессы Корнелии Констанцы Барберини (1716-1796 гг.). Эти комнаты оставались обитаемы наследниками рода Барберини вплоть до 1955 года, и чудом сохранили свой интерьер.





И, напоследок, ещё несколько фотографий дворцового интерьера.

Ещё пара фонтанов дворца.


Текст - SPRATO