Архитектурные здания трезини и воронихина. Биография. Трезини и Северная столица

Доменико Андреа Трезини фотография

Родился в швейцарском городке Астано (близ Лугано, в италоязычном кантоне Тичино) ок. 1670 в небогатой дворянской семье. Учился в Венеции. В поисках заработка приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол А.Измайлов пригласил его в Россию – «служить в городовом и палатном строении» (1703).

В том же году приехал к месту строительства новой российской столицы через Архангельск. Первым его крупным сооружением был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления этого времени не сохранились и известны лишь по гравюрам). В 1704 обновлял поврежденные фортификации Нарвы. Наконец, в 1706 приступил к главному своему труду – строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 крепость как таковая – с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными рельефными аттрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение Симона-волхва апостолом Петром работы скульптора К.Оснера) – была в значительной своей части уже построена. В 1712–1733 над ней вознесся Петропавловский собор – трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 м, на 32 м больше «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее декоративное убранство (как это было в «московском» или «нарышкинском» барокко), но всю архитектонику, размеченную здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом пилястр и волют.

«Канцелярия городских дел», созданная для надзора над сооружением Петропавловской крепости, вскоре стала архитектурным штабом всей новой столицы (Трезини же был правой рукой главы Канцелярии У.А.Сенявина). Здания и целые комплексы по проектам швейцарского мастера возводились в ключевых точках Петербурга. Из них сохранились: Летний дворец Петра в Летнем саду (1710–1714), Благовещенская церковь с Духовским корпусом в Александро-Невской лавре (1717–1722), здание 12 коллегий на стрелке Васильевского острова (ныне университет; 1722–1734), последнее выделяется своей особой протяженностью (фронтальная ширина 383 м). Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко дифференцировал стилистику, исходя из назначения здания. Если его церковные образы, более «южные» по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и 12 коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко. Постоянно работая по личным указаниям Петра, зодчий внес также решающий вклад в регулярную планировку города на Неве в целом (в первую очередь на Васильевском острове) и составил «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для размещения разных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»).

Дом Трезини функционировал как домашняя школа: из числа его помощников-«гезелей» вышел целый ряд видных зодчих, в том числе архитекторы Пьетро Антонио Трезини (сын Доменико; р.1710 – год смерти неизвестен), строивший в Александро-Невской лавре, и М.Г.Земцов.

Доменико Андреа Трезини прожил довольно долгую жизнь. В России он обрел новую родину, имя и семью. Он создал в Северной столице целый ряд значительных архитектурных сооружений, которые повлияли на русское зодчество в целом. А его имя сегодня чаще всего можно видеть в задачнике, где школьникам предается понять, «сколько циркулей купили Петр Лопушин и Доменико Трезини». А ведь биография архитектора - это часть русской истории.

Детство и семья

О жизни и особенно о детстве Доменико Трезини известно очень мало. Он родился в небольшой швейцарской деревне Астано, неподалеку от Лугано Тессинского кантона в 1670 году, более точная дата неизвестна. Семья происходила из итальянских дворян, когда-то обитавших в городе Трезини. На момент рождения мальчика его родители проживали в Швейцарии и имели очень скромный достаток. Но семья гордилась своим происхождением, и над входом в их дом был размещен родовой герб в виде Андреевского креста французской формы.

Образование

Несмотря на то что семья Доменико Трезини была стеснена в средствах, они все-таки решили дать мальчику образование. Кантон Тессина, в котором проживало очень много выходцев из Италии, славился своими художественными и архитектурными школами. Из этой местности вышло около 150 довольно известных в Европе зодчих. Поэтому семейство Трезини недолго ломало голову над тем, какую профессию дать сыну. Когда он завершил обучение в местной школе, то родители решили, что Доменико нужно продолжить образование, чтобы получить приличное место. В это время Италия была центром архитектурного образования, там были два места средоточия учебных заведений для зодчих: Рим и Венеция. Так как Венеция была ближе и дешевле, то выбор пал на нее. Доменико поехал постигать профессию в этот город на воде и через несколько лет получил желанный документ, подтверждающий его квалификацию. Теперь оставалось найти место работы.

Приглашение из России

В Италии и в родной Швейцарии работы для Доменико Трезини не было. В это время датский король Кристиан Пятый начал большое строительство - он намеревался возвести оборонительные сооружения вокруг Копенгагена. Пока Доменико ехал до Дании, там произошла смена власти и новый король Фредерик Четвертый не захотел нанимать Трезини на службу. Но Доменико все же нашел место и работал на возведении фортификационных сооружений в течение 4 лет. В те времена между Данией и Россией был заключен военный союз и несколько российских придворных находились в Копенгагене и подыскивали специалистов для реализации Петра Первого. Русский посол Андрей Измайлов провел переговоры с начинающим архитектором, специалистом по фортификационным сооружениям. Трезини было обещано высокое жалованье, «подъемные» и повышение оплаты после того, как он «покажет свое искусство». Все это оказалось более чем заманчивым, и молодой архитектор согласился поехать в такую экзотическую страну, как Россия.

Оборонительные сооружения

России срочно нужны были фортификационные сооружения для защиты своих границ от шведов. Но специалистов такого профиля в стране не было, поэтому послы и ангажировали архитекторов и инженеров за рубежом. В 1703 году водным путем из Копенгагена в Архангельск отправился Доменико Трезини. Затем он добрался до места рождения Санкт-Петербурга и поселился в Греческой слободе. Здесь проживали разные иноземцы и, по воспоминаниям современников, никто лучше Трезини не умел решить их споры и проблемы. Первый проект, который был поручен архитектору, - форт Кроншлот в водах Финского залива. Он активно принял на себя руководство работами и за несколько месяцев, несмотря на непривычный для архитектора холод и незнакомый язык, его команда смогла поставить форт. Он был необычной для русской традиции формы и постройка вызывала много скептических возгласов. Однако первое же нападение шведов показало, что форт обороноспособен и это значительно возвысило Трезини в глазах Петра Первого. В честь победы в Нарве Петр решил возвести там Триумфальные ворота на манер римской традиции. Этот проект он поручил Трезини. Мощные и парадные ворота Трезини получили прозвание «Петровские», они стали настоящим памятником русскому оружию и очень понравились русскому царю. И он повелел вернуться Трезини к месту строения Санкт-Петербурга и заняться постройкой крепости.

Петропавловская крепость

На уже несколько лет велась работа - возводилась Петропавловская крепость. Доменико Трезини был отправлен на замену умершему управляющему стройкой саксонскому инженеру Иоганну Кирхенштейну. К этому времени уже основные деревянные стены были возведены, новый инженер должен был завершить постройку кронверка на Городовом острове, заняться укреплением стен, найти способ снизить волновую нагрузку на укрепления во время наводнений и осады. Доменико заложил первый камень в основание кирпичных стен и активно занялся строительством. Петропавловскую крепость впоследствии он будет называть главной постройкой своей жизни. По приказу Петра в крепости возводят ворота «на манер Нарвских», возводят стены, строят пороховые склады, казармы. Все это сделано очень добротно и монументально. Царь часто посещал стройку и был доволен ее ходом. Трезини укреплял свое положение при русском дворе.

Трезини и Северная столица

После окончания основных работ в крепости Доменико Трезини, биография которого теперь навсегда связана с Россией, получает заказ на планирование жилых районов города. Построек архитектора того времени сохранилось мало, но чертежи говорят о широте и грандиозности замысла. Начало работы архитектора приходится на «деревянный» период города, это не позволяло мастеру в полной мере показать свои возможности, все-таки он привык мыслить и творить в камне. На него возлагалось все больше обязанностей, которые он с большой ответственностью исполнял. А вот Петр своих обещаний не выполнил, он так и не повысил архитектору жалованья, хотя в начале и сулил. Но Трезини не роптал, хотя иногда робко просил повышения оплаты. Работами по обустройству Петропавловской крепости зодчий будет заниматься до конца жизни. Но, кроме этого, царь возложил на него и другие градостроительные задачи, которые инженер с честью решал. Первым, не военным проектом архитектора стал собор в крепости. Позже он начал заниматься гражданским строительством и вложил немало сил и выдумки в планировку Северной столицы.

Петропавловский собор

В 1712 году Доменико Трезини начал работать над проектом Петропавловского каменного собора, взамен деревянной церкви. Как и проект каменной крепости, собор стал новым словом в русском зодчестве. На храм возлагались очень серьезные задачи: он должен был стать символом новой России, сердцем Петербурга. Собор оставался самым высоким зданием исторической части города до 2012 года и до сих пор является основной приметой петербургской перспективы. В архитектурном смысле собор - абсолютно западноевропейское сооружение. Его внешний вид строг и лаконичен, доминантой является многоярусная колокольня. Все великолепие находится внутри собора. Здесь разместилась императорская усыпальница и великолепный позолоченный иконостас. Интерьер напоминает самые роскошные парадные залы королевских покоев. Трезини смог воплотить в камне идею Петра - об устремленности к мощи и высоте духа.

Васильевский остров

Архитектор Доменико Трезини в 1715 году создает план регулярной застройки Васильевского острова. Большая часть построек по его проектам не сохранилась, но принцип планирования остался прежним. Петр хотел на острове разместить административный квартал своего нового правительства и велел Трезини подготовить для этого помещения. Сегодня построенное по проекту Трезини, является образцом петровского барокко, прародителем которого и стал русский зодчий швейцарско-итальянского происхождения. Также по его проекту на острове был построен Гостиный двор, не доживший до наших дней.

Собственный дом

Петр Первый велел архитектору построить первый каменный дом для жизни и самому в нем поселиться «для примера». Здание разместилось на набережной Васильевского острова и стало «типовым проектом», по образцу которого впоследствии много лет велась застройка Петербурга. Она является образцом для которого характерны регулярность плана, рациональность, сочетание ордерных деталей с барочными элементами, скромность и лаконичность внешнего декора зданий. Дом позже подвергся небольшой перестройке, но и сегодня является украшением Университетской набережной.

Постройки в Санкт-Петербурге

Доменико Трезини в Санкт-Петербурге построил несколько зданий, часть из них не дожила до сегодняшнего дня. Но можно увидеть широту дарования архитектора в Петропавловской крепости, в планировке Васильевского острова и в первую очередь его набережной, в Петра Первого в Летнем саду, в комплексе Александро-Невской лавры. В 1726 году он начал заниматься расширением Зимнего дворца Императора Петра у Зимней канавки, построил второе здание дворца. Также Трезини занимался проектированием и строительством Галерной гавани.

Влияние Трезини на русское зодчество

На русское градостроительство сильное влияние оказали несколько иностранных зодчих, в том числе Доменико Трезини. Достопримечательности Петербурга во многом получили свой внешний вид именно благодаря его идеям. Он решительно начал строить на русской земле в европейской традиции. Он, конечно, изучал русские принципы зодчества, но сильно их преобразовывал. И сегодня то, что Петербург выглядит так по-европейски, во многом заслуга Трезини. Также он воспитал выдающегося русского архитектора М. Земцова, который немало сделал для развития отечественного зодчества и облика Петербурга.

Частная жизнь

Трезини был трижды женат. Первый раз он сочетался браком еще по дороге из Венеции в Швейцарию. В том браке у него родилось три дочери. Но жену он с собой в Россию не взял. О второй жене зодчего ничего не известно, но в этом браке у него родился долгожданный сын Петр (Пьетро), крестным отцом которого стал император Петр Первый. Позже Пьетро станет архитектором и тоже будет работать в России, с М. Земцовым. Третий брак стал самым длительным и удачным для зодчего. Мария-Карлотта - жена Доменико Трезини, которая прожила с ним до конца его дней, родила архитектору дочь и четверо сыновей.

Наследие и память

До нынешнего дня дожили 16 строений Д. Трезини в Санкт-Петербурге, но его основное наследие - это планировка Васильевского острова и формирование облика Северной столицы. Но россияне оказались не очень благодарными, и имя архитектора пережило несколько волн забвения. Первая случилась после его смерти и продлилась почти 100 лет. О нем вспомнили, когда начали восстанавливать историю некоторых питерских зданий. Потом о нем вновь забыли на 30 лет. Всплеск интереса к нему появляется в связи с созданием Истории русского искусства. И вновь его имя уходит в Лету на четыре десятилетия. Во второй половине 19 века о нем все чаще вспоминают, изучают его стиль, конструктивные решения. Сегодня имя Трезини вписано во все учебники по русской архитектуре. Хотя все же большая часть жителей России вновь начинает забывать его имя. Видимо, чтобы исправить такую несправедливость, в школьном учебнике по математике появилась задача, в которой Петр Лопушин и Доменико Трезини делают покупки. Так, очевидно, решается задача вызвать интерес у молодого поколения к истории страны и ее культуре. Несмотря на очевидные заслуги архитектора, в России до сих пор его именем не названа ни улица, ни площадь, ни даже переулок. В то время как на родине в Швейцарии, где он прожил всего 17 лет, в его честь наименована крупная городская магистраль. В конце 20 века возникла идея поставить памятник Доменико Трезини в Северной столице. И только в 2014 году в Санкт-Петербурге, наконец, появился монумент в честь выдающегося архитектора. Творения Трезини сегодня являются частью обязательной программы при изучении русского зодчества, ведь без него облик Санкт-Петербурга и России был бы иным.

Доменико Андреа Трезини был не только архитектором Петропавловского собора — на протяжении почти тридцати лет он фактически руководил строительством новой российской столицы - Санкт-Петербурга.

Доменико Андреа Трезини архитектор и известная историческая .

Доменико Трезини родился (около 1670 года) и вырос в швейцарском селении Астано близ Лугано, преимущественно населенном итальянцами. В этих краях с давних лет существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общее и профессиональное образование. Одну из них и закончил молодой Доменико Трезини.

После этого он отправился в Венецию, где обучался архитектуре, а в 1699 году приехал в Данию для работы при дворе короля Фредерика IV. Там его заметил русский посол Андрей Измайлов и пригласил зодчего в Россию. В июне 1703 года Трезини отправился на службу . Государь удостоил его аудиенцией.

Доменико Трезини архитектор Санкт-Петербурга

Итальянец царю настолько понравился, что тут же получил чин управляющего Канцелярией от строения Петербурга. Петру I требовался именно такой человек: строитель-практик, инженер и фортификатор.

С Трезини заключили договор, назначив ему жалование 1000 рублей в год, что являлось огромными деньгами для того времени. Архитектор предполагал проработать в России один год, в договоре специально оговаривалось, что если петербургский воздух окажется «зело жесток здравию его», то он будет волен «ехать куда он похощет». Судьба, однако, распорядилась так, что Трезини остался в России до конца своих дней.

Первое строение Доменико Трезини в России — — до наших дней не сохранилось, но известно, что укрепление смогло выдержать непрерывную бомбардировку шведской эскадры летом 1704 года.

Вскоре Петр вызвал Доменико Трезини в Нарву, где необходимо было быстро укрепить крепостные стены и бастионы, построить казармы для солдат и погреба для воинских припасов.

Спустя год архитектор вернулся в Петербург и приступил к строительству Петропавловской крепости и — главных своих творений.

В 1710 году Доменико Трезини занялся первым , который располагался на месте нынешнего Эрмитажного театра. О внешнем виде этого трехэтажного здания мы можем судить, увы, лишь по старинным гравюрам. Оно было довольно просторно, сложено из плоского кирпича и напоминало своей планировкой — нижний этаж отводился под склады и комнаты прислуги, а в верхних жил император с семьей. Петр хотел подплывать к дворцу по воде, но здание отстояло от Невы на некоторое расстояние, и тогда между Невой и Мойкой прокопали канал, получивший название Зимней канавки.

Первый Зимний дворец очень скоро стал тесен для государя, и в 1716 году началось строительство нового дворца. Главным архитектором назначили Г. И. Маттарнови, но он — за смертью — не успел закончить работу. Это сделал за него Доменико Трезини.

Несколькими годами ранее зодчий разработал модель, по которой принялись возводить , однако полностью замысел Трезини воплощен не был — по его чертежам построили только правое крыло монастыря и Благовещенскую церковь. Одновременно с этим архитектор разработал и типовые — «образцовые» — проекты жилых домов: для именитых, зажиточных и простых людей.

В 1720-х годах Трезини приступил к застройке , ставшей для него не менее значимой работой, чем строительство Петропавловской крепости.

Главное детище зодчего на — здание Двенадцати коллегий. Трезини предложил остроумную композицию — он расположил корпуса «в линию» длиной без малого 383 метра, соединив их общим коридором и открытой галереей внизу. Каждый корпус отмечен выступающим ризалитом, что придает всему зданию эффект «движения», и перекрыт собственной кровлей с фронтоном. Архитектор смог построить здание, которое без лишней пышности обладало внушительным и, вместе с тем, торжественным видом.

Трезини продолжал активную деятельность и после смерти Петра I. Правда, при , занявшей российский трон в 1730 году, его положение заметно ухудшилось. В моду вошло пышное барокко, и стиль, в котором работал архитектор, уже не был столь востребован. Возведением дворцов Трезини больше не занимался, на его долю осталось строительство казенных зданий.

Умер Трезини в Петербурге 19 февраля 1734 года. Похоронили архитектора на кладбище у , но могила его, к сожалению, не сохранилась.

Династия Трезини

Фамилия Трезини в России широко известна. Итальянец из Швейцарии Доменико Трезини был первым архитектором новой Северной столицы. Он заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Среди его детищ Летний дворец Петра I, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, часть регулярной планировки Васильевского острова, проекты Кронштадта и Александро-Невской лавры и многое другое.

Его зять Карло Джузеппе оказался менее удачливым и в России себе славы не сыскал. Доменико, а в России его звали Андреем Якимовичем был женат три раза. Первую жену он оставил в Швейцарии, в этом браке было рождено две дочери: Фелиция Томазина и Мария Люсия Томазина. Фелиция всю жизнь так и прожила на родине, Мария же с мужем Карло Джузеппе отправились в Россию. Вторая жена Доменико, имя которой история не сохранила, родила ему в 1710 году сына - Пьетро Антонио, Петра Андреевича. Мальчик был крестником императора Петра I и в 1725 году волей императора был отправлен на учение за границу.

В Россию сын Доменико не вернулся. Но был и другой Пьетро Антонио Трезини, который приходился Доменико дальним родственником, жил и работал в Петербурге, а в 1742-1751 годах также стал главным архитектором столицы. Эти две персоны часто путают, вследствие полного совпадения имен.

Доменико Трезини умер в 1734 году будучи русским помещиком и потомственным дворянином, наследство свое он завещал детям от третьей супруги Марии-Шарлотты: Джузеппе, Джоакино, Марии, Екатерине и Маттео. Судьба и потомство первых четырех детей неизвестны, а вот потомки Маттео Трезини живы и носят фамилию «Чернов» и «Леман», о чем повествует «Генеалогический вестник» №7 от 2002 года, издание Санкт-Петербург.

Доменико Андреа Трезини (итал. Domenico Trezzini, Андрей Якимович Трезин, Андрей Петрович Трезин; около 1670, Думенца, близ Лугано, Италия, на границе со Швейцарией - 19 февраля (2 марта) 1734, Санкт-Петербург) - архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.

Биография

По проектам Трезини заложены Кронштадт (1704) и Александро-Невская лавра (1717), в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710-1711), Петровские ворота (деревянные - 1708, каменные - 1714-1717) и Петропавловский собор (1712-1733) в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722-1734) - теперь главное здание Петербургского университета, расширение Зимнего дворца Петра I (1726-1727), Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий, среди них Гостиный двор на Васильевском острове.

Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, Трезини составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты городских жилых домов и пригородных дач (1717-1721). Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.

Приехал в Россию один, оставив свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708 году, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. Трезини жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х поселился в собственном доме на Васильевском острове, на современной Университетской набережной (д. № 21, сохранился в перестроенном виде). Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

Память

  • В честь Д. Трезини назван астероид (19994) Трезини, открытый астрономами Людмилой Карачкиной и Галиной Кастель в Крымской астрофизической обсерватории 13 октября 1990 года.
  • В Санкт-Петербурге Доменико Трезини установлен памятник и в его честь названа площадь.

Работы

  • 1704 год Форт Кроншлот у южного побережья острова Котлин.
  • 1705 год Ремонт крепости в Нарве.
  • 1706-1740 годы. Перестройка в кирпиче Петропавловской крепости.
  • 1722-1734 годы. Здание Двенадцати коллегий (общий проект).
  • 1715 год Проект комплекса Александро-Невской лавры был разработан в 1715 году. Лавра должна была стать комплексом каменных строений, которые составят симметричный ансамбль между Невой и Чёрной речкой.
  • 1721 год. Аничков мост:Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект - деревянный восемнадцатипролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос.
  • 1712-1733 годы. Петропавловский собор: Возведён на месте одноимённой деревянной церкви (1703-1704). До 1859 года - кафедральный. Трёхъярусная колокольня высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Х. ван Болосом.
  • 1721-1726 годы. Дом Трезини: Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов.
  • 1726-1727 годы. Расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I.

Родился около 1670, в Думенца, близ Лугано, Италия, на границе со Швейцарией
скончался 19 февраля (2 марта) 1734 в Санкт-Петербурге

Биография

Доменико Андреа Трезини (итал. Domenico Trezzini -) - архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов.

Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, Трезини составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»). Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.

Приехал в Россию один, бросив свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей, а также дочь Катарина. Трезини жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной реки Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х поселился в собственном доме на Васильевском острове, на углу Университетской набережной (д. 21) и 5-й линии (дом сохранился в перестроенном виде). Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

Основные творения:

  • Проект комплекса Александро-Невской лавры
  • Летний дворец Петра I
  • Здание Двенадцати коллегий
  • Дом Трезини