Ростральные колонны, Санкт-Петербург – там нет буквы А

Пожалуй, ни одна достопримечательность так сильно не страдает от туристической невнимательности, как ростральные колонны (Санкт-Петербург). Я не знаю, чем и как это можно объяснить, но очень часто название пишут через «а» вместо того, чтобы употреблять, как и нужно, букву «о». Не надо так, пожалуйста. Как раз в этом случае правило про «-раст-/-рос-» не работает. Просто запомните, что слово происходит от латинского rostrum (rostra во множественном числе), что означает «нос корабля», поэтому подходить к вопросу с точки зрения грамматики русского языка неправильно.

Прошу извинить меня за эту минутку негодования, но наболело, на самом деле. Тем более что я живу на Васильевском острове и нередко бываю в месте расположения ростральных колонн Санкт-Петербурга. Вообще, как ни странно, после переезда из Великого Новгорода город на Неве я сильнее ощущаю своим домом, чем родные края, хотя прошло всего-навсего три года.

Скульптуры ростральных колонн - что и зачем

Думаю, пришло время рассказать подробнее о том, что представляют собой ростральные колонны, которыми известен Санкт-Петербург. Я думаю, все слышали о том, что скульптурами ростральных колонн являются корабельные носы. Когда-то в римской традиции это было наглядным подтверждением силы военного флота, поэтому украшения были не искусственными, а вполне реальными трофеями. Сейчас, конечно, все это только декоративные формы.

Традиционный краткий исторический экскурс: то, что сейчас является архитектурным украшением стрелки Васильевского острова, в начале своего существования имело важное функциональное значение. Это были гигантские по меркам 1810 года фонари, которые в темное время суток и туманную погоду указывали кораблям вход в Большую и Малую Неву. Собственно, для этого вся постройка и задумывалась. До конца века в качестве топлива использовалось конопляное масло, потом - электричество, а в 1950-е годы ему на смену пришел природный газ. С того же момента эти портовые светильники перестали регулярно использоваться по начальному практическому назначению и ограничились ролью городского украшения, которую играют и сейчас, полвека спустя.

Эта визитная карточка Питера - детище французских умов. Проект конструкции высотой 32 метра разработал архитектор Том де Томон, а авторы моделей человеческих фигур у подножия - скульпторы Камберлен и Тибо. Правда, к реализации задуманного приложил руку известный русский каменотес Самсон Суханов.

Время, когда зажигают ростральные колонны

Конечно, гости Северной столицы ждут момента, когда зажигают василеостровские ростральные колонны. Но тут не все так просто: в силу того, что конструкция была разработана и построена еще в самом начале XIX века, загораются они буквально - открытым огнем. Сейчас это небезопасно и неприемлемо в городе, поэтому такое случается только по большим праздникам типа круглых годовщин Дня Победы. В остальное время в темное время суток просто включается художественная подсветка.

Ростральные колонны, СПб, а что еще?

Ростральные колонны в СПб не просто сами себе памятник, но часть композиции Биржевой площади. Этот вид считается настолько классическим, что часто фигурирует на открытках. Пожалуй, это вообще одна из первых картинок, которые приходят на ум, когда начинаешь думать о Северной столице.

Соответственно, вокруг них внимания заслуживает целая обойма культурных объектов. Тут вам и здание Двенадцати коллегий, и Кунсткамера, и дома знатных семей вроде Демидовых и Нарышкиных. Выбор велик, и, возможно, на осмотр всего придется потратить не один день, а для того, чтобы об этом рассказать, потребуется еще не один пост.