Фаросский маяк украшал купол с чьей статуей. Александрийский маяк: краткое описание на доклад

Александрийский маяк, принадлежащий к семи чудесам Древнего мира , имеет и другое название – Фаросский. Наличию второго имени он обязан своему месту нахождения – острову Фарос, расположенному у побережья города Александрия, который раскинулся на территории Египта .

В свою очередь, Александрия получила свое название из-за имени завоевателя древнеегипетских земель – Александра Македонского.

К выбору места для строительства нового города он подходил довольно тщательно. На первый взгляд может показаться странным, что район поселения был определен Македонским на 20 миль от юга дельты Нила. Если бы он устроил его именно в дельте, то город оказался бы на пересечении двух водных дорог, важных для той местности.

Этими дорогами были и море, и река Нил. Но тот факт, что Александрия основывалась южнее дельты, имел под собой весомое обоснование – в этом месте речные воды не могли забивать гавань вредными для нее песком и илом. На строящийся город Александр Македонский возлагал большие надежды. В его планы входило превратить город в солидный торговый центр, ведь он удачно расположил его на пересечении наземных, речных и морских путей сообщения нескольких материков. Но такой значимый для экономики страны город нуждался в гавани.

Для ее обустройства требовалось претворить в жизнь множество сложных инженерно-строительных решений. Важной необходимостью было сооружение дамбы, которая смогла бы соединить морское побережье с Фаросом, и мола, защищающего гавань от песка и ила. Таким образом, Александрия получила сразу две гавани. Одна гавань должна была принимать торговые корабли, приплывшие со Средиземного моря, а другая – суда, пришедшие по реке Нил.

Мечта Александра Македонского о перевоплощении простого города в процветающий торговый центр сбылась уже после его смерти, когда у власти оказался Птолемей I Сотер. Именно при нем Александрия и стала богатейшим портовым городом, однако ее гавань была опасной для мореплавателей. Поскольку и судоходство, и морская торговля непрерывно развивались, потребность в маяке ощущалась все острее.

Задачи на это сооружение возлагались такие – обезопасить плавание кораблей в прибрежных водах. А такая забота привела бы к увеличению объемов продаж, поскольку вся торговля велась через порт. Но из-за однообразного ландшафта побережья моряки нуждались в дополнительном ориентире, и их вполне бы устроил сигнальный огонь, освещающий место входа в гавань. По мнению историков, на возведение маяка Александр Македонский возлагал и иные надежды – обеспечить городу безопасность от нападений птолемеев, которые могли напасть со стороны моря . Поэтому для обнаружения врагов, которые могли находиться на значительном расстоянии от берега, был нужен дозорный пункт внушительных размеров.

Трудности в возведении Александрийского маяка

Естественно, что на возведение такой солидной конструкции требовалось множество ресурсов: финансовых, трудовых и интеллектуальных. Но их было непросто найти в то неспокойное для Александрии время. Но все-таки благоприятная в экономическом плане обстановка для возведения маяка сложилась благодаря тому, что Птолемей, в титуле царя завоевавший Сирию , привел в свою страну бесчисленное количество евреев и сделал их рабами. Так недостаток трудовых ресурсов, необходимых для строительства маяка, был восполнен. Не менее важными историческими событиями тогда стали подписание Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом соглашения о мире (299 год до н.э.) и смерть Антигона – врага Птолемея, царство которого было отдано диадохам.

Строительство маяка началось в 285 году до н.э., а все работы руководились архитектором Состратом Книдским . Желая увековечить свое имя в истории, Сострат на мраморной стене маяка высек надпись, свидетельствующую о том, что он возводит данную конструкцию ради мореходов. Затем он спрятал ее под слой штукатурки, а на ней уже прославил царя Птолемея. Однако судьбе было угодно, чтобы человечество узнало имя мастера – постепенно штукатурка отвалилась и раскрыла тайну великого инженера.

Особенности конструкции Александрийского маяка

Фаросское сооружение, предназначенное для освещения гавани, имело три яруса, первый из которых был представлен квадратом со сторонами по 30,5 м. Все четыре грани нижнего квадратного яруса были обращены ко всем сторонам света. В высоту он достигал 60 м, а его углы украшали статуи тритонов. Предназначением этого помещения было размещение рабочих и охранников, а также обустройство кладовых для хранения запасов провизии и топлива.

Средний ярус Александрийского маяка был построен в виде восьмиугольника, грани которого ориентировались на направления ветров. Верхняя часть этого яруса декорировалась статуями, а некоторые из них были флюгерами.

Третий ярус, выполненный в форме цилиндра, был фонарем. Его обнесли 8 колоннами и накрыли их куполом-конусом. А на его верхушку водрузили 7-метровую статую Исиды-Фарии, считавшейся попечительницей мореплавателей (некоторые источники утверждают, что это была скульптура Посейдона – царя морей). Благодаря сложности системы металлических зеркал свет огня, зажженного на вершине маяка, усиливался, и охранники вели наблюдение за морским пространством.

Что касается топлива, необходимого для поддержания пламени маяка, оно доставлялось по спиральному пандусу в телегах, запряженными мулами. Для облегчения доставки между материком и Фаросом построили дамбу. Если бы рабочие этого не сделали, топливо пришлось бы перевозить на лодках. Впоследствии дамба, намытая морем, стала перешейком, который в настоящий момент разделяет западную и восточную гавани.

Александрийский маяк был не только светильником – он еще представлял собой укрепленную крепость, охраняющую морской путь в город. Из-за наличия большого военного гарнизона в здании маяка была предусмотрена и подземная часть, необходимая для запасов питьевой воды. Для усиления безопасности все сооружение было обнесено мощными стенами со сторожевыми башнями и бойницами.

В целом трехъярусная башня маяка достигала в высоту до 120 м и считалась самой высокой конструкцией в мире . Те путешественники, которые видели столь необычное сооружение, впоследствии восторженно описывали необычные статуи, служившие украшением башни маяка. Одна скульптура показывала рукой на солнце, но опускала ее вниз только тогда, когда оно уходило за горизонт, другая служила часами и ежечасно сообщала текущее время. А третья скульптура помогала узнавать направление ветра.

Участь Александрийского маяка

Простояв почти тысячу лет, маяк Александрии все же начал разрушаться. Случилось это в 796 году н.э. из-за мощного землетрясения – верхняя часть конструкции просто рухнула. От огромного 120-метрового здания маяка остались лишь развалины, но и те достигали в высоту около 30 м. Несколько позднее обломки маяка пригодились для возведения военного форта, который неоднократно перестраивался. Так Фаросский маяк превратился в форт Кайт-бей – это название он получил в честь султана, его построившего. Внутри форта находится исторический музей, в одной из его частей – музей морской биологии, а напротив здания форта расположены Аквариумы музея гидробиологии.

Планы по восстановлению Александрийского маяка

От некогда величественного Александрийского маяка остался только его цоколь, но и он полностью встроен в средневековую крепость . В наши дни она используется как база египетского флота. Египтяне планируют провести работы по воссозданию утраченного чуда света, а некоторые страны, входящие в Европейский Союз, желают присоединиться к этой затее. Италия , Франция , Греция и Германия планируют включить строительство маяка в проект, именуемый «Medistone». Его основными задачами являются воссоздание и сохранение африканских памятников архитектуры, относящихся к эпохе Птолемеев. Эксперты оценили проект в 40 млн долларов – именно столько потребуется на строительство делового центра, гостиницы, клуба подводного плавания, сети ресторанов и музея, посвященного Александрийскому маяку.

Александрийский маяк

В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет огня отражался от бронзовых пластин) языков пламени, а днем - столб дыма. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство,™ разным данным, ушло от 5 до 20 лет, а завершен он был около 280 года до н. э., во времена правления Птолемея II, царя Египта.

Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.

Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. Общая высота маяка составляла 117 м.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Маяк Маяк – высокое, в виде башни, строениe, стоящее на морском берегу, на пути следования судов – для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где абсолютно нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

7. Фаросский маяк Александр Македонский, завоевывая мир, заложил немало городов. Он основал Александрию при Иссе, Александрию на Тигре, Александрию Кавказскую, Александрию Крайнюю (современный город Ленинабад), Александрию Ариану (нынешний Герат) и много других, а в 332

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Радио - маяк А почему, интересно, никто из нас не вспомнил, что в самолете есть радио? Вспомни мы об этом вовремя, наверняка бы не сбились и без компаса....Многие сотни лет верой и правдой служат морякам световые маяки. Во всех океанах и морях Земли указывают они вспышками

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Александрийский маяк В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Зачем был нужен Александрийский маяк? В III веке до нашей эры в египетской Александрии был построен маяк, чтобы прибывающие в бухту города корабли могли успешно обходить прибрежные рифы. Это сооружение состояло из трёх мраморных башен, самая верхняя из них напоминала по

Из книги автора

Радиолокационный маяк Радиолокационный маяк – это приемо-передающее устройство, радиостанция навигационного назначения.Радиолокационный маяк работает совместно с радиолокационной станцией, которая установлена на самолете, судне или любом другом движущемся

Из книги автора

Радионавигационный маяк Радионавигационный маяк – передающая радиостанция с известным местоположением, которая непрерывно излучает специальные радиосигналы.Суда и самолеты могут на борт принимать радиосигналы, посланные радиостанцией, по которым они и определяют

Из книги автора

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк является одним из

Одно из классических чудес, так или иначе связанных с именем Александра Македонского – Александрийский маяк.

Александрия, основанная в 332 году, раскинулась в дельте Нила, на месте египетского городка Ракотиса. Это был один из первых городов эпохи эллинизма, сооруженных по единому плану, и он быстро вырос в крупный торговый полис и просвещенный город. Много удивительного и чудесного было в этом городе. Здесь находился и знаменитый Мусейон (Музей-храм муз), где размещались астрономическая обсерватория, школа, анатомический театр, мастерские. В разное время в Мусейоне жили и работали многие гениальные греческие ученые - создатель геометрии Евклид, пионер хирургии Герофил. Здесь получил образование и работал Архимед. Здесь трудился многие годы замечательный механик Герон, построивший первые автоматы и написавший о них увлекательную книгу Театр автоматов.

А страстный книжник и тщеславный человек, царь Птолемей II страдал оттого, что в библиотеке города не было некоторых уникальных рукописей греческих драматургов. Он направил посольство в Афины, чтобы афиняне одолжили свитки на время, скопировать. Спесивые Афины потребовали баснословный залог – 15 талантов, почти полтонны, серебра. Птолемей принял вызов. Серебро было доставлено в Афины, и пришлось грекам, скрепя сердце, выполнять договор. Но Птолемей не простил такого недоверия его библиофильским наклонностям и его честному слову. Он оставил залог афинянам, а рукописи – себе...

Город имел две гавани: одну для движения оп Нилу, и другую для средиземноморской морской торговли. Обе гавани были должны оставаться глубокими и чистыми.
К городу потянулись вереницы кораблей с разнообразным товаром. Но чтобы добраться в местный порт, им приходилось маневрировать между коварными рифами, которых на подходе к Александрии было очень много. Плохая погода увеличивала риск кораблекрушения.
Надо было как-то обезопасить мореплавание.
Видимость для мореплавателей поначалу хотели улучшить разжиганием костров на берегу (так делали афиняне в 5 в. до н.э.), но этого было недостаточно, чтобы подавать сигналы судам, идущим далеко от берега.
«Маяк! Вот что нам нужно», - осенило в одну из бессонных ночей Птоломея.
Правителю повезло – по карте, на расстоянии чуть больше километра от Александрии в Средиземном море находился остров Фарос, там Птолемей и повелел построить маяк.

Возведение Александрийского маяка доверили инженеру Сострату, жителю Книдии. Строительство началось в 285 году до н.э., ради чего между материком и островом даже соорудили дамбу. Работы над Фаросским маяком продолжались ориентировочно от 5 до 20 лет и завершились в конце 3 ст. до н.э. Правда, сама система сигнальных огней появилась только через 100 лет.
Александрия была передовым техническим центром и самым богатым городом тогдашнего мира, к услугам строителей были громадный флот, каменоломни, к стройке приобщили лучших александрийских архитекторов и ученых – они-то и придумали проект маяка, состоящего из трех ярусов.

По разным данным, высота Александрийского маяка была от 115 до 137 метров (первый и самый опасный «соперник» египетским пирамидам).
Из соображения практичности его возвели из мраморных глыб, скрепленных свинцовым раствором.
Первый уровень Александрийского маяка был пирамидальной формы с плоскостями, ориентированными по 4 сторонам света. Его выступы украшали статуи тритонов. Помещения этого уровня предназначалось для размещения рабочих и солдат, хранения инвентаря, топлива и продуктов.
Восемь граней второй ступени Фаросского маяка древние архитекторы спроектировали по розе ветров. Всех, видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли и возле больших Водяных часов - клепсидр. Они били в коки. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная женщина, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал.
Третий ярус сооружения имел цилиндрическую форму и завершался куполом, на котором стояло 7-метровое бронзовое изваяние повелителя морей Посейдона. Но поговаривают, что на самом деле верх купола Фаросского маяка украшала статуя женщины – попечительницы мореплавателей Исиды-Фарии.

Электрики на тот момент человечество еще не знало, и для сигналов мореплавателям на самой вершине Александрийского маяка разжигали гигантский костер. Его свет был виден до 100 километров в округе. Каким образом достигалась яркость и дальность свечения - до сих пор не установлено. По одной версии, этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла. По другой - благодаря использованию прозрачных шлифованных камней - линз. Древние легенды гласили, что сияние, идущее от Фаросского маяка, было способно сжечь вражеские суда еще до приближения к берегу.

Ночью направление кораблям указывали мощные языки пламени, днем – клубы дыма. Чтобы горение костра не прекращалось, римляне наладили бесперебойную подачу дров на верхушку Александрийского маяка. Их вытягивали на повозках, запряженных мулами и лошадьми. Для этого построили пологую дорогу в форме спирали внутри Фаросского маяка, – один из первых пандусов в мире. Хотя некоторые ученые утверждают, что дрова затаскивали на верхотуру подъемными механизмами.

Александрийский маяк был обнесен мощной оградой с бойницами, поэтому он мог служить фортом и наблюдательным постом. С вершины маяка удавалось разглядеть вражеский флот задолго до его приближения к городу. В подземной части сооружения держали запасы питьевой воды на случай осады.
На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы.

Сострат Книдский очень гордился своим детищем. Страшась забвения, инженер пошел на рискованное нарушение указов Птолемеев и на стене первого яруса он высек надпись: «Сострат из Книдии, сын Декстифана, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Но верноподданный боялся гнева египетского правителя, обычно присваивающего все заслуги себе, поэтому фразу спрятал под толстым слоем штукатурки, на которой вырезал имя тщеславного Птоломея Сотера. Сострат не надеялся дожить до того времени, когда осыплется штукатурка, да и не в его интересах было узнать реакцию правителя на этот поступок. Но куски глины очень быстро отвалились, и еще при жизни Фаросского маяка путешественники могли прочитать имя его истинного создателя. Посидипп, современник Сострата, воспел его в стихах, которые пережили маяк и донесли до нас имя его создателя.
Александрийский маяк описывали античные историки и путешественники, в том числе «отец истории» Геродот. Самое полное описание Фаросского маяка в 1166 году составил Абу эль-Андалусси – известный арабский путешественник, который заявил, что маяк был не только полезным сооружением, но и достойным украшением Александрии.

Тревожные сигналы о разрушении Александрийскго маяка начали появляться во времена падения Римской империи. Его не поддерживали в надлежащем состоянии, и некогда величественное строение стало приходить в упадок. Течение нанесло в бухту ил, корабли не могли больше заходить в порт Александрии, и потребность в маяке на острове Фарос постепенно отпала. Со временем бронзовые пластины-зеркала Александрийского маяка растащили и переплавили – предполагается, что они «разошлись» по всему миру в виде монет и осели в коллекциях нумизматов.
Величественное здание долго не хотело сдаваться и боролось до последнего, выдержав три землетрясения и рухнув во время четвертого в 1375 году.

В 14 веке н.э. Египет заселили шустрые арабы. Первым делом они закатали рукава и попытались восстановить Александрийский маяк. Но их рвения хватило только на 30-метровое сооружение - далее строительные работы заглохли. Почему арабы не продолжили восстановление Фаросского маяка - история умалчивает.
И только через 100 лет в том месте, где был воздвигнут Александрийский маяк, султан Египта Кайт-Бей построил крепость - она стоит там до сих пор, благополучно дожив до сегодняшнего времени. От самого Александрийского маяка остался только цоколь, целиком встроенный в крепость.

Маяк, вернее, все, что осталось от него, обнаружили в 1994 году - некоторые фрагменты здания найдены на дне моря - археологи обрадовались этому сообщению из исторического прошлого. А в мае 2015 года египетское правительство приняло решение заново соорудить Фаросский маяк на том же месте, где был когда-то возведен оригинал.
Самая большая сложность при попытке построить точную копию сооружения – отсутствие «прижизненных» изображений Александрийского маяка, посему архитекторам придется попыхтеть, опираясь только на сведения из описаний в нескольких письменных арабских источниках и фото руин.
Облик Фаросского маяка реконструировали с помощью компьютерного моделирования - реконструкции маяка немного похожи на нью йоркский небоскреб Эмпайр Стейтс Билдинг.
Еще одной возможной подсказкой для создания проекта будущего маяка может стать гробница в египетском городе Абусир. Ее построили в тот же период, что и Александрийский маяк. В народе башню даже называют маяком Абусира. Историки предполагают, что ее специально построили как уменьшенную копию Фаросского маяка.

Кстати, копия Александрийского маяка построена в китайском развлекательном парке Window of the World.
И интересно - предполагается, что при первых попытках определения радиуса Земли древнегреческие ученые использовали Александрийский (Фаросский) маяк.

После завоевания Египта Александром Македонским был основан город, названный в его честь Александрией. Город начал активно развиваться и процветать, стал крупным центром морской торговли. Вскоре возникла и острая необходимость в сооружении Александрийского маяка.

Александрийский маяк. Информация и интересные факты

Местом для маяка был выбран остров Фарос, находящийся в 1290 метрах от Александрии. Возведением Фаросского маяка, ставшего позже седьмым чудом света, руководил архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда.

Для обеспечения подвоза строительных материалов к острову была сооружена дамба. Само строительство было исполнено по меркам древнего мира молниеносно, заняло всего шесть лет (285-279 годы до н.э.). Новая постройка сразу же «выбила» стены Вавилона из списка классических чудес света , и заняла там почетное место и до наших дней. Высота Александрийского маяка по оценкам современников достигала 120 метров. Свет, проецируемый с башни Александрийского маяка, был виден на расстоянии до 48 километров.

В маяке выделялось три яруса.

Первый ярус имел квадратную форму со сторонами 30,5 метров, ориентированными по сторонам света. Общая высота этого яруса составляла 60 метров. Углы яруса занимали статуи тритонов. Само помещение предназначалось для размещения рабочих и охраны, кладовых под топливо и продукты.

Средний ярус Фаросского маяка имел восьмиугольную форму с гранями, ориентированными по преобладающим здесь ветрам. Верхнюю часть яруса украшали статуи, часть которых функционировала в качестве флюгеров.

Верхний ярус цилиндрической формы исполнял как раз роль фонаря. Он был обнесен восемью колоннами, накрытыми куполом-конусом. Верх купола Фаросского маяка украшала семиметровая статуя Исиды-Фарии (попечительница мореплавателей). Мощный светильник проецировался с помощью системы вогнутых металлических зеркал. О доставке топлива на вершину Александрийского маяка бытуют давние споры. Одни предполагают, что доставка осуществлялась с помощью подъемных механизмов по внутренней шахте, другие же говорят, что подъем производился с помощью мулов по спиральному пандусу.

Также в маяке была и подземная часть, где располагались запасы питьевой воды для гарнизона. Стоит упомянуть, что маяк выполнял также и роль крепости, охраняющей морской путь в Александрию. Сам Фаросский маяк был даже обнесен мощной оградой с бастионами и бойницами.

В XIV веке чудо света Фаросский маяк был разрушен землетрясением. В настоящее время о внешнем виде седьмого чуда света свидетельствуют только изображения на римских монетах и останки развалин. Так, например, исследования 1996 года позволили отыскать на дне моря останки Александрийского маяка.

Маяк на римских монетах

Через сотню лет после разрушения на его месте султан Кайт-бей построил форт. И в настоящее время появляются инициаторы, желающие реконструировать Фаросский маяк, на том месте, где он первоначально находился – на острове Фарос. Но власти Египта пока не хотят рассматривать эти проекты, и крепость Кайт-бей продолжает охранять место былого великого сооружения древности.

Крепость Кайт-Бей

Семь чудес света – это список самых известных достопримечательностей античного мира. Александрийский маяк по праву называют одним из них – это последнее из классических чудес античности. Основную информацию и интересные факты об этом строении, его создании, функциях и печальной судьбе можно найти в Интернете (так же, как и фото воссозданного маяка), однако впечатления от исторического места, увиденного своими глазами, ни с чем не сравнятся.

История маяка на острове Фарос прочно связана с основанием в 332 году но нашей эры одного из самых красивых городов античного мира – Александрии, названной так в честь великого завоевателя Александра Македонского. За все время своих походов ему удалось основать порядка 17 городов с таким же названием, однако лишь Александрии в Египте удалось дожить до нашего времени.

Основание Александрии

Александр Македонский крайне ответственно подошел к выбору места для будущего города. Он не хотел располагать его в дельте Нила, поэтому решил начать строительство несколько южнее, неподалеку от озера Мареотис. Планировалось, что в Александрии будет два порта – один для торговых кораблей, приходящих со Средиземного моря, другой – для судов, плывущих с реки Нил.

После смерти великого Александра город перешел под власть Птолемея I Сотера – фараона Египта, правившего в то время. Это было время процветания Александрии – она стала крупнейшим судоходным портом. В 290 году до нашей эры Птолемей отдал распоряжение возвести на острове Фарос огромный маяк, который бы облегчал путь мореплавателям в ночное время и в плохую погоду.


Строительство Фаросского маяка

Строительство Александрийского маяка началось в 4 веке до нашей эры. Считается, что это шедевр архитектурной мысли построил Сострат, уроженец Книдии. Строительные работы продолжались более 20 лет. Александрийский маяк – это первое в мире здание подобного типа и высочайшее строение древнего мира. Это и есть ответ на вопрос, почему Фаросский маяк входит в семь чудес света. Этот великолепный небоскреб был символом власти и могущества, процветания и величия, подобно свету во тьме.

Высота Александрийского маяка – порядка 600 футов, или 135 метров. При этом он выглядел несколько иначе, чем большинство памятников архитектуры того времени. Это было трехъярусное здание с квадратом в основании, стены которого были возведены из плит мрамора, соединенных между собой раствором с добавлением свинца.

Предлагаем вашему вниманию интересные факты об Александрийском маяке, входящем в семь чудес света.


  • На вершине маяка располагался костер, отблески которого при помощи специально отполированных металлических пластин направляли в море.
  • Свет от огней Александрийского маяка был виден на расстоянии больше 60 км.
  • Фаросский маяк служил еще форпостом и наблюдательной вышкой – его высота позволяла увидеть корабли врага задолго до того, как они приблизятся к городу.
  • На вершине строения помимо металлических отражающих пластин располагались еще и интересные технические приспособления того времени – часовые механизмы, флюгеры и многое другое.
  • После завершения строительства Сострат Книдский высек в одной из стен свое имя, а затем покрыл его штукатуркой и написал на ней имя Птолемея I Сотера. Архитектор прекрасно понимал, что штукатурка со временем сотрется, а камень на века сохранит имя настоящего создателя маяка.

Александрийский маяк был наиболее полно описан много лет спустя – уже в 1161 году нашей эры – арабским путешественником Абу эль-Андалусси. Он отметил наиболее значимые факты и упомянул, что помимо своей основной функции, маяк служил еще и очень заметной и популярной достопримечательностью.


Судьба Александрийского маяка

Маяк на острове Фарос освещал мореплавателям путь полтора тысячелетия. Но, к сожалению, он оказался бессилен перед силами природы. Достаточно сильные подземные толчки в 356, 956 и 1303 годах нашей эры нанесли ему сильнейшие повреждения, а землетрясение 1326 года окончательно разрушило седьмое чудо света – Александрийский маяк. Его останки были разобраны мусульманами для строительства своей крепости. Они были обнаружены много веков спустя – в 1994 году, а позднее образ строения был восстановлен при помощи компьютерного моделирования. Но такие фото все равно не в состоянии передать того величия и мощи, которым обладал Фаросский маяк.

Через сто лет после разрушения на месте Александрийского маяка был возведен мощный форт, защищающий Александрию с моря. Он сохранился и существует в наше время – сейчас внутри него находится Александрийский исторический музей.