Что было целью морского похода ф магеллана. Первое кругосветное плавание крузенштерна и лисянского


12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.



20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.



Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.



Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.


Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.



Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.



Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.



Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.



Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.



А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года , потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.


Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.



Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.



Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.


Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.



Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.


Имя: Фернан Магеллан

Государство: Португалия, Испания

Сфера деятельности: Мореплаватель

Величайшее достижение: Совершил первое в мире кругосветное путешествие.

Фернан Магеллан родился в 1480 году, 3 февраля, в Португалии. Магеллан был исследователем и мореплавателем. Он организовал первое в Европе кругосветное путешествие. Экспедиция Магеллана стала первым неоспоримым доказательством того, что Земля круглая.

Ранние годы

Фернан Магеллан родился в Порту (Португалия), в 1480 году. Его родители принадлежали дворянскому роду и молодой Магеллан в раннем возрасте поступил на службу королевской семьи. Ему было всего 12 лет, когда он стал королевским пажем Леоноры Ависской. Магеллан с детства изучал картографию, астрономию и навигацию по звездам.

Магеллан поступил на службу на флот Португалии в 1505 году. Он плавал в Восточную Африку, затем участвовал в боях при Диу, в ходе которых Португалия одержала победу и разбила египетский флот. Фернан дважды ездил в Малакку (Малазия) и принимал участие в захвате порта португальской армией.

Также, он участвовал в экспедиции к Молуккским островам, носившим в то время название Острова Специй. Торговля специями в Европе времен Магеллана была очень прибыльной и порождала большую конкуренцию. Молуккские острова стали основным источником ценнейших специй, таких, как гвоздика и мускатный орех.

В 1513 году Магеллан был ранен в бою в Северной Африке, но король учел все его заслуги и оказал ему помощь. В 1517 году он отправился в Севилью, чтобы поступить на государственную службу в Испании.

Исследования для Испании

Испания и Португалия во времена Магеллана были крупными державами, находившимися в большой конкуренции друг с другом. Обе страны претендовали на недавно открытые регионы Северной и Южной Америки и востока. В 1494 году Португалия с Испанией заключили Тордесильясский договор, определяющий сферы влияния для каждой державы. Португалия могла рассчитывать на все территории от Бразилии до Ост-Индии, а Испания на западные земли от Бразилии до Кабо-Верде.

В сущности, договор делил земной шар на две половины между двумя странами. Испанцы еще не успели изучить своей половины Земли, но они предполагали, что смогут обнаружить там часть Островов Специй. Магеллан предложил проверить это предположение снарядив экспедицию на запад.

Для грандиозной экспедиции Магеллана другими исследователями уже был проложен путь. Одним из них был (1451-1506), проплывший на запад от европейского побережья до Карибских островов. Колумб неверно оценил дистанцию между Европой и Ост-Индией. Он открыл Америку и Панамский перешеек к Тихому Океану. После его плавания многие исследователи были одержимы идеей поиска пути через Америку на восток, чтобы дать Испании возможность доступа к Островам Специй. Одним из таких исследователей был Магеллан.

Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

Король Испании Карл V (1500-1558) принял предложение Магеллана и 20 сентября 1519 года ему поручили возглавить флотилию из пяти кораблей. Флотилия должна была направиться в Атлантику.

Вместе с Магелланом в плавание отправился и его шурин — Дуарте Барбоса. Прибыв в Бразилию, флотилия направилась вдоль южноамериканского побережья в бухту Сан-Хулиан, в Патагонию.

Там исследователи простояли с марта по август 1520 года. За это время на кораблях была попытка поднять мятеж против капитана, который был подавлен. Впоследствии, однако, мятежный корабль Сантьяго был полностью разрушен, а его экипаж взяли на борт остальные корабли.

Покинув Сан-Хулиан флотилия направилась на юг. 21 октября 1520 года она вошла в пролив, который теперь носит имя Магеллана. 28 ноября в Тихий океан вошли только три корабля. Затем последовало длительное плавание на север через Тихий океан. 6 марта 1521 года флотилия встала на якорь в Гуаме.

Магеллан направился на восток в Себу (Филиппины), где пытался добиться помощи от местного правительства. Поневоле был втянут в военные действия и убит в бою 27 апреля 1521 года. Барбоса тоже вскоре был убит. Оставшаяся команда была вынуждена уничтожить Консепсьон (корабль), и великое кругосветное путешествие было завершено. Корабль Магеллана – Викторию возглавил бывший мятежник Хуан Себастьян дель-Кано. Он пересек Индийский океан и с мыса Доброй надежды наконец вернулся на Севилью 8 сентября 1522 года. Тем временем, Тринидад (корабль) попытался вернуться на родину через Тихий океан. На Молуккских островах экипаж был захвачен португальцами и отправлен в тюрьму. Только четверо из них позже смогли вернуться в Испанию.

Наследие Магеллана

В экономическом отношении проект Магеллана был провальным для Испании. Португалии в результате раздела мира досталась более выгодная в отношении ресурсов часть света. Испания же просчиталась так и не получив доступа к Молуккским островам. Магеллан потерял флотилию, людей и собственную жизнь. Несмотря на это, его плавание стало важнейшим историческим событием, ведь это было первое доказательство того, что Земля является шаром. Путешествие Магеллана считается одним из важнейших исследований за всю историю человечества.

00:05 — REGNUM

Почти 450 лет назад, 6 сентября 1522 года, в испанской гавани Сан-Лукар-де-Баррамеда пришвартовался потрёпанный корабль. На его борту находилось 18 измученных, голодных людей. Многих застали спящими, в горячке, слишком измученными, чтобы ликовать по поводу возвращения на родину. Так судно «Виктория» вернулось из небывалого кругосветного путешествия, ставшего историческим. После завершения последней экспедиции Фернана Магеллана мир стал таким, каким мы видим его сегодня. В этом путешествии был открыт Тихий океан и определены настоящие размеры нашей планеты. Событие это стало триумфом духа, сагой об отваге и мужестве, подвигах и поражениях. Магеллану же оно принесло лавры величайшего мореплавателя тех времен. Правда, мир об этом, может, и не узнал бы никогда, если бы не один молодой и честолюбивый испанец — капитан Хуан Себастьян Элькано.

Путь в неизвестность

Мечта генерал-капитана Магеллана, к которой он стремился в течение пяти лет, осуществилась 21 сентября 1519 года. По сути, в этот день он оправился в неизвестность. Летописец экспедиции Антонио Пигафетта так описал это событие:

«Флот, снабжённый всем необходимым для морского путешествия и имея на борту разных людей числом всего 241, готовился покинуть Севильский порт. Дав залп из многих орудий, мы вышли в море».

Это была крупнейшая авантюра упрямого португальца. Однако в случае удачи он рассчитывал на богатство и славу. Цель Магеллана была чисто экономической: отыскать для Испании торговый путь к самому ценному товару — пряностям, которые в 16-м веке ценились дороже золота. Но путь к ним для испанцев был закрыт. В 1494 году папа римский поделил мир между двумя великими морскими державами. Испания получила западную половину, а Португалия — восточную, где пролегал единственный известный путь к Островам Пряностей — через Молуккские острова. Целью Магеллана было найти туда западный путь — через испанские воды. Это помогло бы доказать, что Острова Пряностей находятся ближе к Новому Свету, а не к Азии, а значит, источник пряного богатства располагается в сфере влияния Испании, а не Португалии.

Безумный, по сути, план. Но если такой путь все-таки найдется, Испания могла бы стать самой богатой державой, а Магеллан — получить свою долю от прибыли.

Экспедиция состояла из пяти торговых судов-каравелл, приспособленных для длительного плавания в открытом море. Мало кто верил в успех этого путешествия, ведь Магеллан шел в места, не нанесённые на карты (Колумб и его последователи ранее обозначили только берег Бразилии и некоторые острова Карибского моря, а дальше на картах того времени было большое белое пятно: что находится южнее мыса Доброй Надежды, картографам в то время было неизвестно).

Многие считали, что южноамериканский континент перекроет путь путешественникам. Однако из некоторых источников того времени известно, что Магеллан знал: на Острова Пряностей можно попасть, обогнув Америку с юга. Возможно, он действительно располагал некоторыми сведениями (такую информацию мореплаватели держали в тайне), но так и не раскрыл их источник.

«Решив совершить столь длительное плавание по океану, на котором повсеместно свирепствуют неистовые ветры и сильные бури, и не желая в то же время, чтобы кто-нибудь из его экипажа знал о его намерениях в этом предприятии, дабы их не могла смутить мысль о свершении столь великого и необыкновенного деяния, которое он готовился осуществить с помощью Господа Бога», — писал Антонио Пигафетта.

Решимость и «божественная» помощь

Решение держать экипаж в неведении было опасным, оно могло погубить все предприятие. Магеллан впервые командовал не только флотом, но и кораблем. Что же вынудило столь целеустремленного генерала пойти на такой риск? О личности Магеллана мало известно — человека затмили его дела. По некоторым данным, он принимал участие в захвате земель Восточной Африки, строил город в Мозамбике, воевал в Индии и дошел до Индонезии. Всё это время служил португальскому королю честно, воевал храбро и за достаточно короткое время приобрел авторитет, пользовался доверием вице-короля и командующих крупными эскадрами. Во время одной из операций, в результате которой большая группа португальских моряков осталась без корабля, а спасательных шлюпок хватило только на половину несчастных, он оказался единственным дворянином, который согласился ждать с простолюдинами второй рейс, чем предотвратил бунт моряков. Но дома его не встретили как героя. Когда он вернулся в Португалию, то оказался никому не нужен. Королевский казначей назначил Магеллану пенсию, самую маленькую, которую назначают дворянам за военные заслуги.

Вероятно, тогда он и решил доказать всем, что достоин большего, решил закончить дело, которое не довершили Колумб и Васко да Гама. И если первые обогнули Африку, то Магеллан замахнулся на Южную Америку. Эта цель стала его навязчивой идеей.

И первым его противником был Тихий океан, унесший немало жизней. 3 октября 1519 года погода ухудшилась. Моряки выдержали много яростных шквалов.

«Так как не было возможности двигаться вперед, то во избежание кораблекрушения паруса убирали, и таким-то образом нас носило то туда, то сюда все время, пока продолжалась буря, — так яростна была она. При дожде ветер стихал. С появлением солнца наступало затишье. Какие-то большие рыбы, называемые акулами, подплывали к кораблям. У них страшные зубы, и как только им попадается человек, они пожирают его. Мы выловили много рыб при помощи железных крюков, но они непригодны для еды; размерами поменьше лучше, но точно так же не годятся для этой цели», — писал Антонио Пигафетта.

Малегган шел через самые опасные воды в мире. Корабли получали повреждения, теряли прочность. При одном таком шторме ветер был такой силы, что разорвал паруса в клочья, несмотря на то, что они были свернуты и закреплены.

Магеллан был целеустремленным человеком, его вела идея, но силы его людей к тому времени были уже на грани истощения. К тому же их пугала неизвестность. Неудивительно, что они стали молиться о божественном заступничестве.

«Во время этих бурь нам не раз являлось светлое тело, т. е. св. Эльм, в пламени, а в одну очень темную ночь он показался на грот-мачте, пылая, точно ярко горящий факел, где и оставался в продолжении двух с лишним часов, принося нам отраду, так как все мы проливали слезы. Когда этот благословенный свет погас, столь яркой была его последняя вспышка, что она поразила наше зрение, и все мы больше чем одну восьмую часа не могли видеть ничего и молили, чтобы сжалились над нами. Но как раз тогда, когда мы считали себя на краю гибели, море внезапно успокоилось», — писал Антонио Пигафетта.

Просчет и бунт

Через четыре месяца после отбытия из Испании потрепанный флот подошел к берегам Южной Америки. Моряки встали на якорь в диком заливе, где впоследствии возникнет Рио-де-Жанейро. Оттуда они направились вдоль побережья на юг.

Антонио Пигафетта описывал удивительные открытия экспедиции: «Тут водится бесчисленное множество попугаев; нам давали в обмен на одно зеркало восемь штук. Водятся и маленькие обезьянки, похожие на львов, но желтого цвета и очень красивые < …> Мужчины и женщины такого же сложения, как и мы. Они едят мясо своих врагов, и не потому, чтобы оно было вкусное, а таков уж установившийся обычай».

Вскоре экспедиция достигла края известного мира — 35 градусов южной широты. Южнее еще никто из европейцев не бывал. Здесь Магеллан и рассчитывал найти проход, поскольку берег круто поворачивал на запад, а к югу, казалось, нет никакой земли.

«Мы называли этот мыс мысом Святой Марии и думали, что за ним лежит проход в южное, то есть полуденное море», — вспоминает летописец .

Ужасная правда открылась через 15 дней: это был не легендарный проход, а гигантский залив Ла-Плата. Это была катастрофа. Магеллан зашёл в тупик. Его уверенность в существовании прохода рушилась, но о возвращении не могло быть и речи. Тогда Магеллан принимает смелое решение — переступить за край известного мира плыть туда, где не бывал ни один европеец. Он вслепую пошел на юг, вдоль пустынных берегов, названных им Патагонией, в самые свирепые моря в мире на пороге зимы.

Там моряки увидели тысячи потенциальных проходов — тихие бухты широких рек, огромные заливы. Каждый нужно было проверить. Можно представить, каково это было — в ненастную погоду менять курс неповоротливых кораблей и маневрировать! Три месяца моряки шли на юг, но не могли найти никакого прохода. Припасы были на исходе, дни становились короче. 31 марта 1520 года они встали на зимовку в заливе Святого Хулиана. Голодные и усталые люди мерзли. Моральный дух упал по предела. Последней каплей в чаше терпения команды стало решение Магеллана сократить рацион. Офицеры потребовали, чтобы он повернул назад в Испанию. Человек, который поставил на карту все, чтобы найти путь в обход Южной Америки, на это пойти не мог.

Экспедиция оказалась под угрозой: холод, голод, утрата веры в капитан-генерала. И как итог — мятеж. Магеллана изолировали. Времени на раздумья не было. Он направил верного оружейника к одному из мятежных капитанов с особым поручением — убить его. Оставшийся экипаж сдался. Магеллану удалось также перехватить и другой мятежный корабль и таким образом подавить мятеж. Оставалось наглядно показать — в чьих руках власть. Капитан-генерал восстановил авторитет.

Потеря кораблей и легендарный пролив

После подавления мятежа нужно было думать о том, как прожить зиму. Продовольствия катастрофически не хватало. Чем дальше — тем хуже. Один из кораблей — «Сантьяго» — разбился о скалы. Но ничто не могло остановить Магеллана. После 7-месячной зимовки можно было продолжать поиск прохода. Четыре оставшихся корабля снова шли на юг, вдоль берегов Патагонии, исследуя каждую бухту. Наконец забрезжила надежда — кости китов. Хороший знак — возможно, здесь этим путем мигрируют киты, а значит, впереди океан. 25 октября 1520 года, в день «Одиннадцати тысяч дев» — Святой Урсулы — примерно на 52-й параллели южной широты моряки открыли мыс, который они и назвали в честь этого праздника.

Это произошло чуть ли не через год после начала плавания. Самое главное, что вода в длинной протоке была соленой, а значит, на другом конце находился выход в соленое море. В надежде, что наконец найден путь на восток, флот устремился вперед. На западе пролив открывался в бухту, а за ним начинался еще один пролив. Экспедиция очень долго шла в глубь континента. Перед моряками возникали все новые острова, проливы и бухты. Моряки уже решили, что ходят между горами по кругу. Многим из тех, кто был на кораблях, казалось, что из него нет выхода.

В этих проливах Магеллан лишился второго корабля. Но на сей раз — не из-за ненастья. Экипаж «Сан-Антонио» взбунтовался и повернул в Испанию. Это был тяжелый удар: на том корабле оставалась большая часть запасов продовольствия. Магеллан дал команду держать курс на запад — северо-запад. По коварному проливу протяженностью, как мы теперь знаем, 530 километров. Прошло еще 38 дней, пока Магеллан наконец не увидел долгожданное море. Он нашел легендарный проход.

«Капитан-генерал прослезился от радости и назвал этот мыс Желанным, так как мы долгое время его желали», — вспоминал Антонио Пигафетта.

В этот момент Магеллан должно быть понял, что сравнялся с героями своего детства — Колумбом и Васко да Гамой. Его мечта сбылась. Скорее всего, Магеллан не осознавал исторического значения открытия этого пролива. На 400 лет он стал основным путем в Тихий океан. Сократить его смог лишь Панамский канал, открытый лишь в 1914 году.

Выдающееся открытие. Но для Магеллана и его спутников оно было лишь прелюдией к открытию западного пути к богатствам Островов Пряностей.

Ошибка Птолемея

28 ноября 1520 года Магеллан повернул на север. Погода была хорошей, а океан таким спокойным, что он назвал его Тихим. Безоблачное небо над безбрежным простором. Даже ночью небо было необычным. Путешественники разглядывали Южный Крест и еще нечто непонятное.

«Скопление небольших звезд, напоминающих тучи пыли. Среди них находятся две крупные, но не яркие звезды, двигающиеся очень медленно», писал Антонио Пигафетта. И только через 400 лет ученые поняли, что эти звездные скопления — ближайшие к нам галактики: Магеллановы облака помогли астрономам определить размеры Вселенной и наблюдать за смертью звезд.

18 декабря 1520 года корабли повернули на северо-запад. Магеллан еще не знал, как глубоко заблуждается. Он думал, что до Островов Пряностей осталось всего три дня пути. Расчет этот основывался на картах, а они, в свою очередь, — на трудах Птолемея, который утверждал, что окружность Земли оставляет 29 тысяч километров. Скоро капитан-генерал «потом и кровью» осознал, что Птолемей ошибся боле чем на 11 тысяч километров: Тихий океан занимает 28 процентов площади поверхности Земли. Магеллан вел своих людей в безбрежный, пустынный океан. Сложно представить что чувствовали путешественники, пересекая самый большой водный бассейн на планете, не представляя, насколько он велик. Возможно, самые слабые моряки уже и не думали, что когда-либо увидят землю. Команду сразила цинга, снова начался голод. Дневник Пигафетты, описывающий события того времени, жутко читать:

«В течение трех месяцев и двадцати дней мы были предоставлены Тихому океану, нигде и ни разу нам не удалось существенно пополнить запасы провизии или взять на борт что-нибудь свежее. Мы ели только старые сухари, кишевшие червями и превратившиеся в крошево после их старательной и прожорливой деятельности. Пили тухлую желтую воду. Кроме того, мы ели воловью кожу, очень жесткую, так как солнце, дождь и ветер ее окончательно продубили. Поэтому мы клали ее на четыре-пять дней в соленую воду для размягчения, затем — на короткое время в раскаленную золу и уж потом делили между собой. Крысы считались исключительным лакомством. За полдуката их перекупали и перепродавали».

К концу января 1521 года Магеллан прошел на северо-восток 1000 километров в открытом море.

«Кроме двух пустынных островков, на которых мы нашли одних только птиц да деревья, мы никакой земли не видели. Мы не находим места, куда бы бросить якоря», — отмечал летописец .

Должно быть, и Магеллана стали обуревать немалые сомнения. Ведь лишь через пять месяцев, в 20 тысячах километров от пролива (10 градусов южнее экватора) члены экспедиции увидели землю. Это были нынешние Филиппины. Каким-то чудом Магеллану удалось сохранить оставшиеся корабли. А Острова Пряностей между тем были в нескольких днях пути. Игра стоила свеч.

Самонадеянность и гибель Магеллана

Филиппины казались настоящим раем. Пресная вода, обилие тропических фруктов, дружелюбные туземцы. Чтобы заявить права на Острова Пряностей, нужно было присоединить территорию к Испании, обратить туземцев в христианство. Для этого требовалось доказать его выгоды. Самое стоящее, что мог предложить филиппинцам Магеллан, — это непобедимость, достигаемую за счет превосходства в оружии. Действительно, гром пушек наводил на туземцев ужас, они признали силу пришельцев. Магеллан позаботился о том, чтобы, принимая крещение, туземцы одновременно приносили присягу верности испанской короне как символу верховной власти в мире и религии. Он поставил жесткое условие жить по его законам и подчиняться европейцам: «покоритесь и вы будете непобедимы». По сути это было создание базы для колонизации (испанцам впоследствии потребовался не один десяток лет, чтобы превратить Филиппины в колонию Испании).

Однако же уверенность капитан-генерала в превосходстве своего оружия стала роковой ошибкой. Он решил наказать вождя Силапулапу с соседнего острова Мактан за то, что тот отказался принять христианство.

Накануне сражения, пока команда Магеллана веселилась на «Виктории», будучи уверенной в победе, на Мактане всерьез готовились дать отпор. Вождь отобрал лучших воинов и призвал на помощь богов войны. Это столкновение культур и религий стало для филиппинцев символом борьбы за независимость.

Сначала Магеллан направил через пролив парламентеров. Они пытались уговорить Силапулапу принять христианство и подчиниться Испании, но снова получили отказ. На рассвете 27 апреля 1521 года Магеллан с отрядом из 50 человек высадились на берег Мартана, чтобы сразиться с тысячей воинов Силапулапу. Несмотря на численное превосходство противника, Магеллан не сомневался в победе, поскольку, как уже было сказано, полагался на свое превосходство в оружии и доспехах. Причем он был настолько уверен в победе, что отдал приказ другим капитанам не ввязываться в сражение.

И к тому же допустил роковую ошибку — начал операцию во время отлива. Корабль не смог подойти к берегу, и Магеллану с командой пришлось чуть ли не километр идти к берегу по мелководью. Пушечные ядра до берега не долетали. А когда в ходе боя у отряда Магеллана кончились боеприпасы, воины Силапулапу перешли в наступление.

Магеллан одним из первых был ранен стрелой выше колена. Он приказал организованно отступить, но только шесть человек, самых преданных, подчинились приказу и не бросили своего командира. Два раза ему сбивали с головы шлем, но «смелый капитан и рыцарь не сдался и вместе с оставшимися с ним людьми продолжал еще больше часа мужественно сражаться. Так как он был недалеко от берега, одному аборигену удалось ранить его в лицо. Капитан мгновенно проткнул противника его собственным копьем. Потом он схватился за свой меч, но смог его вытянуть только наполовину, так как брошенное бамбуковое копье разворотило ему руку. Как только враги это увидели, они ринулись на него, и один всадил ему большой дротик… глубоко в ногу. Тут генерал-капитан упал лицом вниз. Тотчас же они бросились на него с бамбуковыми копьями и дротиками и злодейски убили нашу отраду и надежду, утешение и светоч, нашего верного предводителя. Когда они его окружили, он еще успел обернуться, чтобы посмотреть, все ли достигли лодок», — так описывает события той трагедии летописец.

Остров Пряностей. Приобретения и потери

Сначала все в равной степени были объяты ужасом от случившегося. Но оставшиеся в живых знали, что Острова Пряностей совсем рядом. Туда направились два оставшиеся корабля. Командование «Викторией» взял на себя Хуан Себастьян Элькано. История явно недооценила его роль в экспедиции. Под его командованием моряки наконец нашли заветные пряности. Путешествие длиной в 28 тыс. километров унесло 100 жизней, в том числе капитан-генерала. Но остальные исполнили мечту Магеллана. Они достигли конечной цели путешествия. Именно там моряки убедились в том, что мешочек сушёной гвоздики, к примеру, надолго мог обеспечить его владельцу безбедное существование. Но чтобы разбогатеть, пряности еще нужно было довести до Испании. Перед оставшимися двумя кораблями встал выбор: возвращаться тем же путем или продолжить путь на запад — через воды, контролируемые противником. Одни выбрали путь на восток, другие — на запад.

Судно «Тринидат» пошло на восток, через Тихий океан, но было перехвачено португальцами. Они захватили драгоценный товар, экипаж взяли в плен, а корабль сожгли. Элькано на «Виктории» пошел на запад. До Испании было 20 тысяч километров, и весь путь проходил через сферу влияния той же Португалии. Чтобы не попасться, он шел через воды, не нанесенные на карту. Два месяца и почти 5 тысяч километров сквозь постоянные штормы. Некоторые были такими сильными, что значительно повредили корабль. Приходилось постоянно заниматься его починкой. К тому же вновь стали заканчиваться припасы, началась цинга.

«Однако хуже всех бед была вот какая. У некоторых из экипажа верхние и нижние десны распухли до такой степени, что они не могли есть», отмечал летописец.

Как известно, из 30 человек экипажа переболело 25. Многие погибли. Ужасная ирония: заболевание развивается от недостатка витамина С. А экипаж буквально сидел на гвоздике. Но люди не знали, что в ней содержится спасение. По дороге в Испанию больше половины экипажа умерло от цинги и голода. Элькано не погиб, потому что ел айвовое варенье. Он не знал, что от болезни его спас содержащийся в нем витамин С. Возможно, благодаря ему до нас и дошел дневник Пигафетты. Иначе мы бы никогда не узнали о подвиге Элькано. Он провел «Викторию» вокруг мыса Доброй Надежды, мимо Островов Зеленого Мыса в Испанию. Из 241 человека вернулась лишь горстка людей. Таков был итог первого кругосветного плавания. Из пяти кораблей, высланных в плавание, три пропало. Не поддаются счету аборигены, убитые во время плавания европейцами. Дорогая цена.

Как побочное стало главным

Итак, «Виктория» стала первым кораблем, обошедшим земной шар. А теория о том, что Земля круглая, стала неоспоримым фактом. Элькано был пожалован герб с изображением земного шара и надписью: «Ты первый обошёл вокруг меня». Само же кругосветное плаванье хоть и попало в историю, но не оправдало надежд экипажа. Эти люди не стали богачами. Пряности были проданы, и прибыль изъята в пользу королевской казны в компенсацию ущерба за потерю флота. Летописца оклеветали и по решению суда выслали в Италию. Через четыре года Элькано отправился во второе кругосветное плаванье, чтобы закрепить права Испании на Острова Пряностей, но умер в Тихом океане от цинги.

Практические, непосредственные результаты кругосветного плавания Магеллана, завершенного Элькано, тоже оказались незначительными. Путь к Островам Пряностей через Тихий океан был слишком долог и труден. Сопротивление португальцев заставило Карла V временно отказаться от проникновения в Юго-Восточную Азию.

Самое главное, после того как отошли в прошлое меркантильные, политические, военные аспекты плавания Магеллана, игравшие первенствующую роль в организации путешествия, осталось то, что было лишь средством, в лучшем случае побочной целью. Это — познание Земли, соотношения ее океанов, материков и островов. Знакомство же одних народов нашей планеты с другими оказалось долгим, трудным и кровавым. Но другой истории у нас нет.

Подготовка экспедиции Магеллана, корабли, снаряжение и личный состав

Итак, попавший в 1514 году в немилость к португальскому королю Мануэлу I Фернан Магеллан оставляет госслужбу, через какое-то время покидает родину с намерением найти себе применение в Испании. В 1517 году он прибывает в Севилью. Севилья , расположенная на реке Гвадалкивир, была главным городом Андалузии и самым значительным портом Испании по организации океанских плаваний. В этом городе концентрировались главные технические, финансовые и людские ресурсы. Здесь было много богатых и влиятельных людей.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Чтобы проявить себя тут, нужно было предложить этим самым людям что-то стоящее, что-то такое, от чего они были бы не в силах отказаться. Это «что-то» было осуществить давнюю мечту испанской короны - найти проход к Молуккским островам (Островам Пряностей) с запада, в обход уже открытых земель в Америке. Для осуществления такого мероприятия нужно было не только желание, не только корабли и средства. Требовался опытный, решительный и надежный человек, который смог бы возглавить экспедицию.

Магеллан идеально подходил для организации подобного мероприятия. Дело в том, что он уже бывал лично на этих островах. Он зарекомендовал себя опытным моряком, отважным воином и хорошим организатором. И сам Магеллан давно вынашивал планы подобного путешествия. Лучшей кандидатуры для руководителя экспедиции было не найти.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Молуккские острова и весь путь к ним и от них в Европу на тот момент находились под контролем португальцев. Но законность владения Островами П ряностей могла бы быть легко оспоренной испанцами согласно пресловутому Тордесильясскому договору . Ведь линия разграничения сфер влияния проходила по 49 градусу западной долготы (в современных координатах). Восточнее этой линии – владения Португалии. Но западнее – Испании. И если приплыть к Островам Пряностей двигаясь на запад, то можно было апеллировать к верховному арбитру – римскому святому престолу - и потребовать острова себе.

Итак, интересы Магеллана и интересы испанской короны совпадали. Нужно было действовать. Магеллан и (его товарищ и компаньон Руи Фалейро) первым делом получают испанское подданство. С помощью Хуана де Аранда, одного из влиятельных людей Севильи и Диогу Барбоза, также бывшего португальца (и ставшего потом свекром Ф.Магеллану) им это удается. Отныне он не Фернан Магеллан, а «Fernando de Magallanes» - Фернандо-де-Магальянес, или Фернандо Магеллан, как мы привыкли называть его на русский манер.

Один в поле не воин

Следующим важным шагом было заинтересовать владельцев капиталов – банкиров, торговцев, плюс влиятельных чиновников и, разумеется, короля Карлоса I в организации такой экспедиции.

С помощью друзей Магеллан попадает к королю и излагает ему свой план.

Известно, что еще со времен Колумба все заморские экспедиции были «совместным предприятием» короны и «частных инвесторов». Составлялся договор, где оговаривалась ответственность, вклады и доля каждого участника в будущей добыче. Корона, как правило, выполняла роль «крыши» Она имела «контрольный пакет» и ставила своего «смотрящего». Руководитель экспедиции был обязан во всем отчитываться о своих действиях перед королем и «пайщиками-акционерами».

Одним из убедительных аргументов Магеллана стала попавшая к нему в руки карта, основанная на результатах предыдущих плаваний испанцев и португальцев. Их экспедиции уже доходили до устья реки Ла-Плата, который они принимали за пролив в «Южное море», но пройти по нему не пробовали. Заручившись поддержкой финансистов, Магеллан сумел заинтересовать своим предложением испанского короля и получил его одобрение. Король подписал договор и дал отмашку на подготовку плавания.

Препятствия

Несмотря на высочайшее одобрение, Мегеллан с самого начала столкнулся с многочисленными препятствиями на этапе подготовки и организации экспедиции. Эти препятствия чинили как потенциальные конкуренты на лидерство в экспедиции, так и португальский посол Алвару да Кошта . Этот рыцарь плаща и кинжала работал по всем направлениям, чтобы сорвать планы Магеллана и Испании. Сначала он убеждал самого Магеллана в том, что его проект – утопия. Потом пытался его запугать. Потом задобрить, предлагая вернуться в Португалию, чей король был готов сменить гнев на милость. Угрозы не подействовали. Пряники тоже. Тогда посол подослал к Магеллану наемных убийц. Покушение сорвалось.

Но посол продолжал вредить: срывал поставки снаряжения, натравливал испанских командиров на «португальца» Магеллана, короче, вел себя как тот «генерал» из «Сказки про Федота-стрельца». Но Магеллан сумел переиграть всех врагов, показав свою волю и решительность уже на начальном этапе, чем вызвал расположение команды и самого короля.

22 марта 1518 Карлос I утверждает план Магеллана. В соответствии с договоренностями, Фернандо Магеллану и Руи Фалейру, как Генеральные капитаны (что соответствовало званию адмирала) получат двадцатую часть (5%) прибыли. Кроме того, они и их наследники получат право на управление открытыми землями плюс всевозможные титулы.

Довольно скоро имя Руи Фалейру исчезнет из всех договоров. По какой причине компаньон Магеллана впал в немилость, историки только лишь предполагают . Известно лишь, что он принял свою «отставку» очень близки к сердцу «и подвинулся рассудком».

Конфликты с испанскими капитанами судов начались сразу по их назначению и продолжались все время подготовки. Дошло до того, что король даже «топнул ногой и погрозил пальцем» недоброжелателям Магеллана, усмирив их ретивость. Правда и Магеллану было предписано ограничить число португальцев среди членов экипажа. И, тем не менее, число опытных в морском деле «гастарбайтеров» из соседней страны получилось достаточно большим. Очевидно, что Магеллан стремился собрать как можно больше преданных лично ему людей.

На собранные для организации экспедиции средства Фернандо Магеллан & Co подготовили пять кораблей. Это были полноценные нао (или карраки ) которых по традиции некоторые называют каравеллами. Хотя грань между каравеллами и карраками достаточно условная - многие карраки несли на корме косые латинские паруса для удобства маневрирования и наоборот, многие каравеллы имели на фок-мачте прямые паруса.

Корабли и снаряжение

экспедиции Магеллана

Итак, парусники «Тринидад», «Консепсьон», «Сан-Антонио», «Виктория» и «Сантьяго» взяли на борт более 250 членов экипажа плюс запас провизии и всего необходимого в расчете на 2 года автономного плавания.

Провизия была обыкновенна для тогдашних морских плаваний: мука, различные крупы, фасоль, сухари, вино, растительное масло, копчености и солености, мед, сухофрукты.

Вооружение флотилии состояло из 70 пушек разной мощности, были аркебузы, арбалеты, холодное оружие и доспехи.

Товары для предполагаемой обменной торговли: металлические изделия, разную материю, украшения, бусы, зеркала, всякие побрякушки.

Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой снаряжения, продуктов и товаров для предполагаемой торговли.

Полная смета экспедиция превосходила сумму в 8 миллионов мараведи (*) . (Для сравнения: первая экспедиция Колумба обошлась в сумму примерно 4 миллиона мараведи.)

Капитаны кораблей на старте плавания:

«Тринидад» - Фернандо Магеллан

«Сан-Антонио» -Хуан Картахена (испанец)

«Консепсьон» - Гаспар Кассада (испанец)

«Виктория» - Луис Мендоса (испанец)

«Сантьяго» - Жуан Серран (португалец)

Указание национальности капитанов, к сожалению, имеет значение, ибо все три испанских капитана стояли в оппозиции к Магеллану - им не нравилось, что ими командует иноземец, хотя Магеллан на тот момент уже имел испанское подданство. Это противостояние еще не раз приведет к серьезным конфликтам и неприятностям во время плавания. Воистину «когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет».

Но, несмотря на все препятствия, к середине сентября 1519 года корабли экспедиции были полностью укомплектованы и готовы к старту. И .

(*) Чему равнялся 1 мараведи

Название денежной единицы мараведи осталось на Пиренейском полуострове со времен господства мавров. В смысле покупательной способности мараведи или его эквивалента к золоту я не нашел. Известно, что пенсия, выделенная Магеллану после его возвращения из Индии равнялась 1000 реалов в месяц и считалась оскорбительно маленькой. Нашел только в одном месте, что 1 реал = 34 мараведи.

П

осле того как Бальбоа открыл Южное море, испанцы стали очень подозрительно относиться к появлению в карибских водах португальских судов. Испанские власти на о. Эспаньола (Гаити) в конце 1512 г. получили от короля Фердинанда распоряжение «следить за несуществующим проливом» и захватывать любой корабль. Первым пострадавшим от этого приказа стал португальский капитан Иштеван Фроиш в 1512 г., охотившийся за рабами у северных берегов Южной Америки. Его каравелла требовала ремонта, и он решил подойти к берегам Эспаньолы. Здесь он сразу же был схвачен и со всей командой брошен в тюрьму. Сопровождающей Фроиша другой каравелле под командой уже знакомого нам Жуана Лижбоа удалось исчезнуть и благополучно добраться до Мадейры; затем, видимо, уже без опаски он зашел в испанский порт Кадис, где продал свой груз бразильского дерева. В порту или на Мадейре у него, как теперь говорят, взял интервью «корреспондент» маленькой газетки, выходившей в г. Аугсбурге. Лижбоа рассказал «журналисту», что где-то в Южной Америке существует длинный пролив, по которому можно пройти к «Восточным Индиям». Заметка об этом открытии, опубликованная не позднее 1514 г., сообщала, не упоминая имен и названий судов, о плавании «к реке Плате». Историки открытий в наши дни, считают, что И. Фроиш и Ж. Лижбоа достигли приблизительно 35° ю. ш., вошли в залив Ла-Плата, но не исследовали до конца - длина его 320 км - и потому приняли за пролив. Можно, следовательно, говорить, что они открыли побережье Южной Америки от 26° 15" ю. ш. до 35° ю. ш. на протяжении более 1,5 тыс. км.

Т

рудно сказать, знали ли испанцы о плавании Фроиша и Лижбоа, но точно известно, что король Фердинанд, в 1514 г. получивший известия об открытии Южного моря, решил направить на поиски пролива флотилию из трех кораблей. Ее командиром он назначил Хуана Диаса Солиса, ставшего с 1512 г. (после Америго Веспуччи) главным пилотом Кастилии. Солис отплыл не ранее 8 октября 1515 г., но не известно, где коснулся Южно-Американского материка, и, двигаясь вдоль уклоняющегося к юго-западу бразильского берега, у 35° ю. ш. достиг нового «Пресного моря». Затем он обогнул незначительный выступ (Монтевидео) и прошел на запад около 200 км, вероятно убежденный, что нашел проход в Восточный океан. Но открыл он устья двух больших рек - Параны и Уругвая. Солис высадился на берег в середине февраля 1516 г. и был там убит индейцами. Два судна его флотилии в сентябре того же года вернулись в Испанию. Позднее Магеллан назвал общее устье двух рек Рио-де-Солис (с середины XVI в. - Ла-Плата).

Проект Магеллана и состав его экспедиции

В

завоевании Индии и Малакки с 1505 по 1511 г. участвовал бедный португальский дворянин Фернан Магеллан - так его принято называть; подлинная же его фамилия - Магальянш.Он родился около 1480 г. в Португалии, в 1509 и 1511 гг. на португальских судах достигал Малаккии, а по С. Мориcону, даже «Островов пряностей» (о. Амбон). В 1512 - 1515 гг. он воевал в Северной Африке, где был ранен. Вернувшись на родину, он просил у короля повышения по службе, но получил отказ. Оскорбленный Магеллан уехал в Испанию и вступил в компанию с португальским астрономом Руй Фалейру , который уверял, что будто нашел способ точно определять географические долготы. В марте 1518 г. оба явились в Севилью в Совет ИндииУчреждение, ведавшее делами новооткрытых территорий. и заявили, что Молукки, важнейший источник португальского богатства, должны принадлежать Испании, так как находятся в западном, испанском полушарии (по договору 1494 г.), но проникнуть к этим «Островам пряностей» нужно западным путем, чтобы не возбудить подозрений португальцев, через Южное море, открытое и присоединенное Бальбоа к испанским владениям. И Магеллан убедительно доказывал, что между Атлантическим океаном и Южным морем должен быть пролив к югу от Бразилии. Магеллан и Фалейру потребовали сначала тех же прав и преимуществ, какие были обещаны Колумбу.

После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов, и после уступок со стороны португальцев с ними был заключен договор: Карл I обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года. Перед отплытием Фалейру отказался от предприятия, и Магеллан, несомненно, душа всего дела, стал единоличным начальником экспедиции. Он поднял адмиральский флаг на «Тринидаде» (100 т). Капитанами остальных судов были назначены испанцы: «Сан-Антонио» (120 т) - Хуан Картахена , получивший также полномочия королевского контролера экспедиции; «Консепсьон» (90 т) - Гаспар Кесада ; «Виктория» (85 т) - Луис Мендоса и «Сантьяго» (75 т) - Хуан Серрано . Штатный состав всей флотилии исчислялся в 293 человека, на борту находилось еще 26 внештатных членов экипажа, среди них молодой итальянец Антонио Пигафетта , будущий историк экспедиции. Поскольку он не был ни моряком, ни географом, очень важным первоисточником служат записи в судовых журналах, которые Франсиско Альбо, помощник штурмана, вел на «Тринидаде». В первое кругосветное плавание отправился интернациональный коллектив: кроме португальцев и испанцев, в его состав вошли представители более 10 национальностей.

сентября 1519 г. флотилия вышла из порта Сан-Лукар в устье Гвадалквивира. При переходе через океан Магеллан выработал хорошую систему сигнализации, разнотипные корабли его флотилии ни разу не разлучались. Несогласия между ним и капитанами-испанцами начались очень скоро: за Канарскими о-вами Картахена потребовал, чтобы начальник советовался с ним относительно всякой перемены курса. Магеллан спокойно и гордо ответил: «Ваша обязанность следовать днем за моим флагом, а ночью за моим фонарем». Через несколько дней Картахена снова поднял этот вопрос. Тогда Магеллан, отличавшийся, несмотря на малый рост, большой физической силой, схватил его за шиворот и приказал держать под стражей на «Виктории», а капитаном «Сан-Антонио» назначил своего родственника, «сверхштатного» моряка Алвару Мишкиту .

26 сентября флотилия подошла к Канарским о-вам, 29 ноября достигла побережья Бразилии близ 8° ю. ш., 13 декабря - бухты Гуанабара, а 26 декабря - Ла-Платы. Штурманы экспедиции были лучшими в то время: выполняя определения широт, они внесли коррективы в карту уже известной части материка. Так, мыс Кабу-Фриу, по их определению, находится не у 25° ю. ш., а у 23° ю. ш. - их ошибка составила менее 2 км от его истинного положения. Не доверяя сообщениям спутников Солиса, Магеллан около месяца обследовал оба низменных берега Ла-Платы; продолжив открытие равнинной территории Пампы, начатое Лижбоа и Солисом, он послал «Сантьяго» вверх по Паране, и, конечно, не нашел прохода в Южное море. Далее простиралась неведомая, малонаселенная земля. И Магеллан, боясь пропустить вход в неуловимый пролив, 2 февраля 1520 г. распорядился сняться с якоря и двигаться как можно ближе к побережью только днем, а к вечеру останавливаться. На стоянке 13 февраля в обнаруженном им большом заливе Баия-Бланка флотилия выдержала ужасающую грозу, во время которой на мачтах судов появились огни святого Эльма.Электрические разряды в атмосфере, имеющие форму светящихся кисточек. 24 февраля Магеллан открыл другой крупный залив - Сан-Магиас, обогнул выявленный им п-ов Вальдес и укрылся на ночь в небольшой гавани, которую назвал Пуэрто-Сан-Матиас (залив Гольфо-Нуэво наших карт, у 43° ю. ш.). Южнее, в районе устья р. Чубут, 27 февраля флотилия наткнулась на огромное скопление пингвинов и южных морских слонов. Для пополнения запасов пищи Магеллан направил к берегу лодку, но неожиданно налетевший шквал отбросил суда в открытое море. Оставшиеся на берегу матросы, чтобы не погибнуть от холода, укрылись телами убитых животных. Забрав «заготовителей», Магеллан двинулся к югу, преследуемый штормами, обследовал еще один залив, Сан-Хорхе, и провел шесть штормовых дней в узкой бухте (эстуарий р. Рио-Десеадо, близ 48° ю. ш.). 31 марта, когда стало заметно приближение зимы, он решил зимовать в бухте Сан-Хулиан (у 49° ю. ш.). Четыре корабля вошли в бухту, а «Тринидад» стал, на якоре у входа в нее. Офицеры-испанцы хотели заставить Магеллана «выполнить королевские инструкции»: повернуть к мысу Доброй Надежды и восточным путем пройти к Молуккам. В ту же ночь начался бунт. Картахена был выпущен на свободу, мятежники захватили «Викторию», «Консепсьон» и «Сан-Антонио», арестовали Мишкиту, а Кесада смертельно ранил помощника, преданного Магеллану. Они навели пушки на «Тринидад» и потребовали, чтобы Магеллан явился к ним для переговоров. Против двух кораблей адмирала были три мятежных, приготовившихся к бою. Но мятежники не доверяли своим матросам, а на одном судне даже разоружили их.

В тяжелых обстоятельствах Магеллан обнаружил спокойную решимость. Он послал верного ему альгвасила (полицейского офицера) Гонсало Гомеса Эспиносу с несколькими матросами на «Викторию» - пригласить ее капитана для переговоров на адмиральский корабль. Тот отказался, тогда альгвасил вонзил ему в горло кинжал, а один матрос добил его. Шурин Магеллана, португалец Дуарти Барбоза, немедленно завладел «Викторией» и был назначен ее капитаном. Теперь у мятежников было только два судна, а чтобы они не дезертировали, предусмотрительный адмирал, как сказано выше, заранее занял удобную позицию у выхода из бухты. «Сан-Антонио» пробовал было прорваться в океан, но матросы после залпа с «Тринидада» связали офицеров и сдались. То же произошло на «Консепсьоне». Магеллан круто обошелся с бунтовщиками-капитанами: он приказал отрубить голову Кесаде, четвертовать труп Мендосы, высадить на пустынный берег Картахену вместе с заговорщиком-священником, но остальных бунтовщиков пощадил.

В начале мая адмирал послал на юг на разведку Серрано на «Сантьяго», но 3 мая корабль разбился о скалы у р. Санта-Крус (у 50° ю. ш.) и команде его с трудом удалось спастись (погиб один матрос).

Магеллан перевел Серрано капитаном на «Консепсьон». К месту зимовки подходили индейцы очень высокого роста. Они были названы патагонцами (по-испански «патагон» - большеногий), их страна с того времени именуется Патагонией. Пигафетта преувеличенно описывал патагонцев как настоящих великанов.Название этого племени техуэльчи. Накидки из шкур гуанако с высокими капюшонами и мокасины делали их выше, чем они были в действительности: рост индейцев по замерам конца 1891 г. составлял от 183 до 193 см. 24 августа флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан и достигла устья Санта-Крус, где пробыла до середины октября, ожидая наступления весны. 18 октября флотилия двинулась на юг вдоль патагонского берега, который образует на этом участке (между 50 и 52° ю. ш.) широкий залив Баия-Гранде. Перед выходом в море Магеллан заявил капитанам, что будет искать проход в Южное море и повернет на восток, если не найдет пролива до 75 ю. ш., т. е. он сам сомневался в существовании «Патагонского пролива», но хотел продолжать предприятие до последней возможности. Залив, или пролив, ведущий на запад, был найден 21 октября 1520 г. за 52° ю. ш., после того, как Магеллан открыл неизвестное ранее Атлантическое побережье Южной Америки на протяжении около 3,5 тыс. км (между 34 и 52° ю. ш.).

Обогнув мыс Дев (Кабо-Вирхенес), адмирал выслал вперед два корабля, чтобы выяснить, существует ли на западе выход в открытое море. Ночью поднялся шторм, который длился два дня. Посланным кораблям грозила гибель, но в самый тяжелый момент они заметили узкий пролив, устремились гуда и оказались в сравнительно широкой бухте; по ней они продолжали путь и увидели другой пролив, за которым открылась новая, более широкая бухта.

Молодой Карл I, король Испании (позднее - император Карл V), внук Фердинанда и Изабеллы
Художник: Бернард ван Орли

Тогда капитаны обоих кораблей - Мишкита и Серрано - решили вернуться и доложить Магеллану, что, видимо, нашли проход, ведущий в Южное море. «...Мы увидели эти два корабля, подходившие к нам на всех парусах с развевающимися по ветру флагами. Подойдя к нам ближе... они стали стрелять из орудий и шумно приветствовать нас». Однако до выхода в Южное море было еще далеко: Магеллан шел несколько дней на юг через узкие проливы, пока не увидел два канала у о. Доусон: один - на юго-восток, другой - на юго-запад. Он послал «Сан-Антонио» и «Консепсьон» на юго-восток, а на юго-запад - лодку. Моряки вернулись «через три дня с известием, что видели мыс и открытое море». Адмирал прослезился от радости и назвал этот мыс Желанным.

«Тринидад» и «Виктория» вошли в юго-западный канал, простояли там на якоре в ожидании четыре дня и вернулись назад для соединения с двумя другими кораблями, но там был только «Консепсьон»: на юго-востоке он зашел в тупик - в залив Инутиль - и повернул обратно. «Сан-Антонио» попал в другой тупик; на обратном пути, не застав на месте флотилию, офицеры ранили и заковали в кандалы Мишкиту и в конце марта 1521 г. вернулись в Испанию. Дезертиры обвинили Магеллана в измене, чтобы оправдать себя, и им поверили: Мишкита был арестован, семья Магеллана лишена казенного пособия. Жена его и два ребенка вскоре умерли в нищете. Но адмирал не знал, при каких обстоятельствах исчез «Сан-Антонио». Он полагал, что корабль погиб, так как Мишкита был его испытанным другом. Следуя вдоль северного берега сильно сузившегося Патагонского пролива (так называл его Магеллан), он обогнул самую южную точку Южно-Американского континента - мыс Фроуорд (на п-ове Брансуик, 53°54" ю. ш.) и еще пять дней (23–28 ноября) вел три корабля на северо-запад будто по дну горного ущелья. Высокие горы (южное окончание Патагонской Кордильеры) и голые берега, казалось, были безлюдны, но на юге днем были видны дымки, а по ночам - огни костров. И Магеллан назвал эту южную землю, размеров которой он не знал, «Земля Огня» (Тьерра-дель-Фуэго).По другой версии, он назвал южную страну «Землей Дымов» (очагов) - Тьерра-де-лос-Умос (так показано на испанской карте 1529 г) Но Карл I переименовал ее в «Землю Огней» на том основании, что «нет дыма без огня». На наших картах она неточно называется Огненной Землей. Через 38 дней, после того как Магеллан нашел атлантический вход в пролив, действительно соединяющий два океана, он прошел мыс «Желанный» (теперь Пилар) у тихоокеанского выхода из Магелланова пролива (около 550 км).

так, Магеллан вышел 28 ноября 1520 г. из пролива в открытый океан и повел оставшиеся три корабля сначала на север, стараясь поскорее покинуть холодные высокие широты и держась при мерно в 100 км от скалистого побережья. 1 декабря он прошел близ п-ова Тайтао (у 47° ю. ш.), а затем суда удалились от материка - 5 декабря максимальное расстояние составило 300 км. 12 - 15 декабря Магеллан вновь довольно близко подошел к берегу у 40° и 38°30" ю. ш., т. е. не менее чем в трех точках видел высокие горы - Патагонскую Кордильеру и южную часть Главной Кордильеры. От о. Моча (38°30" ю. ш.) суда повернули на северо-запад, а 21 декабря, находясь у 30° ю. ш. и 80° з. д.,- на запад-северо-запад.

Нельзя, конечно, говорить, что во время своего 15-дневного плавания на север от пролива Магеллан открыл побережье Южной Америки на протяжении 1500 км, но он по крайней мере доказал, что в диапазоне широт от 53°15" до 38°30" ю. ш. западный берег материка имеет почти меридиональное направление.

«...Мы... погрузились в просторы Тихого моря. Три месяца и двадцать дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями... Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили желтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловьи кожи, покрывающие реи... Мы вымачивали их в морской воде в продолжение четырех-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие уголья и съедали. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать» (Пигафетта). Почти все болели цингой; 19 человек умерло, в том числе бразилец и патагонский «гигант». К счастью, погода была все время хорошая: потому-то Магеллан и назвал океан Тихим.

Вероятно, именно во время перехода через Тихий океан в южном полушарии спутники Магеллана обратили внимание на две звездные системы, получившие позднее название Большого и Малого Магеллановых облаков. «Южный полюс не такой звездный, как северный, - пишет Пигафетта, - здесь видны скопления большого числа небольших звезд, напоминающие тучи пыли. Между ними расстояние небольшое, и они несколько тусклые. Среди них находятся две крупные, но не очень яркие звезды, двигающиеся очень медленно». Он имел в виду две звезды околополярного созвездия Гидры. Испанцы обнаружили также «пять необычайно ярко сверкающих звезд, расположенных крестом...» - созвездие Крест, или Южный Крест.

Пересекая Тихий океан, флотилия Магеллана прошла не менее 17 тыс. км, из них большую часть в водах Южной Полинезии и Микронезии, где разбросано бесчисленное множество небольших островов. Поразительно, что при этом моряки встретили за все время лишь «два пустынных островка, на которых нашли одних только птиц да деревья». По записям Альбо, первый (Сан-Пабло), открытый 24 января 1521 г., находится на 16°15", а второй (Тивуронес, т. е. «Акулы», 4 февраля) - на 10° 40" ю. ш. Магеллан и Альбо очень точно для того времени определяли широту, но так как о правильном исчислении долготы в XVI в. не приходится говорить, то нельзя уверенно отождествить эти островки с какими-нибудь островами на наших картах.Наиболее вероятно, что Сан-Пабло - один из северо-восточных островов архипелага Туамоту, Тивуронес, - один из южных островов Лайн (Центральная Полинезия). На этом отрезке Магеллан выполнил первое измерение морских глубин, которое может быть классифицировано как «научное». Достичь дна с помощью шести связанных линей в несколько сотен морских саженей он не смог и пришел к выводу, что обнаружил самую глубокую часть океана.

Историки недоумевают, почему Магеллан пересек экватор и зашел за 10° с. ш. - он же знал, что Молукки находятся у экватора. Но ведь именно там лежит Южное море, уже известное испанцам. Возможно, Магеллан хотел убедиться, действительно ли оно является частью новооткрытого океана.

6 марта 1521 г. на западе наконец появились два обитаемых острова (Гуам и Рота, самые южные из группы Марианских). Десятки лодок с балансирами вышли навстречу чужеземцам. Они плыли с помощью треугольных «латинских» парусов, сшитых из пальмовых листьев. У Гуама (13°30" с. ш.) жители - смуглые, хорошо сложенные люди, голые,Женщины носили набедренные повязки, «узкую полоску тонкой, как бумага, коры ». но в небольших шляпах из пальмовых листьев - взобрались на корабль и хватали все, что им попадалось на глаза, вследствие чего эта группа названа была «Разбойничьими островами» (Ладронес).

Когда островитяне похитили лодку, привязанную за кормой, раздраженный Магеллан высадился на берег с отрядом, сжег несколько десятков хижин и лодок, убил семь человек и вернул лодку. «Когда кто-нибудь из туземцев бывал ранен стрелами из наших арбалетов, которые пронзали его насквозь, он раскачивал конец стрелы во все стороны, вытаскивал его, рассматривал с великим изумлением и так умирал...»

15 марта 1521 г., пройдя на запад еще около 2 тыс. км, моряки увидели встающие из моря горы - это был о. Самар восточно-азиатской группы островов, позднее названных Филиппинами. Магеллан тщетно искал место для якорной стоянки - скалистый берег острова не представил ни единого шанса. Суда продвинулись немного на юг, к островку Сиаргао близ южной оконечности о. Самар (у 10°45" с. ш.) и там провели ночь. Длина пути, пройденного Магелланом от Южной Америки до Филиппин, оказалась во много раз больше расстояния, которое показывали на картах того времени между Новым Светом и Японией. На деле Магеллан доказал, что между Америкой и тропической Азией лежит гигантское водное пространство, гораздо шире Атлантического океана. Открытие прохода из Атлантического океана в Южное море и плавание Магеллана через это море произвело настоящую революцию в географии. Оказалось, что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а океаном, и доказано было наличие единого Мирового океана.

з осторожности Магеллан 17 марта перешел от Сиаргао к необитаемому острову Хомонхон,Акватория к западу от него стала знаменитой в наше время: 24–26 октября 1944 г. американские военно-морские силы разгромили здесь японский флот; в итоге американцы заняли все Филиппинские о-ва, кроме о. Лусон. лежащему к югу от большого о. Самар, чтобы запастись водой и дать отдохнуть людям. Жители соседнего островка доставляли испанцам фрукты, кокосовые орехи и пальмовое вино. Они сообщили, что «в этом краю много островов». Магеллан назвал архипелаг Сан-Ласаро. У местного старейшины испанцы видели золотые серьги и браслеты, хлопчатобумажные ткани, вышитые шелком, холодное оружие, украшенное золотом. Через неделю флотилия двинулась на юго-запад и остановилась у о. Лимасава (10° с. ш., 125° в. д., южнее о. Лейте). К «Тринидаду» подошла лодка. И когда малаец Энрике, раб Магеллана, окликнул гребцов на своем родном языке, они его сразу поняли. Через пару часов прибыли две большие лодки, полные людей, с местным правителем, и Энрике свободно объяснялся с ними. Магеллану стало ясно, что он находится в той части Старого Света, где распространен малайский язык, т. е. недалеко от «Островов пряностей» или среди них. И Магеллан, побывавший на о. Амбон (128° в. д.) в составе экспедиции А. Абреу, завершил таким образом первое в истории кругосветное плавание.

Правитель острова дал Магеллану лоцманов, которые сопровождали корабли до крупного торгового порта Себу. В журнале Альбо и у Пигафетты появляются новые для европейцев названия островов - Лейте, Бохоль, Себу и т. д. Западноевропейские историки называют это открытием Филиппин, хотя они давно уже посещались азиатскими мореходами, и Магеллан и его спутники видели там китайские товары, например фарфоровую посуду. В Себу они встретили порядки настоящего «цивилизованного» мира. Раджа (правитель) начал с того, что потребовал от них уплаты пошлины. Платить Магеллан отказался, но предложил ему дружбу и военную помощь, если тот признает себя вассалом испанского короля. Правитель Себу принял предложение и через неделю даже крестился вместе со своей семьей и несколькими сотнями подданных. Вскоре были крещены, по утверждению Пигафетты, «все жители этого острова и некоторые с других островов». На о. Себу он беседовал с несколькими арабскими купцами, сообщившими ему сведения о других островах архипелага. В итоге впервые в географический обиход с незначительными искажениями вошли такие названия, как Лусон, Минданао и Сулу.

В роли покровителя новых христиан Магеллан вмешался в междоусобную войну правителей островка Мактан, расположенного против города Себу. В ночь на 27 апреля 1521 г. он отправился туда с 60 людьми на лодках, но они из-за рифов не могли подойти близко к берегу. Магеллан, оставив в лодках арбалетчиков и мушкетеров, с 50 людьми переправился вброд на островок. Там, у селения, их ожидали и атаковали три отряда. С лодок начали стрельбу по ним, но стрелы и даже мушкетные пули на таком расстоянии не могли пробить деревянных щитов нападающих. Магеллан приказал поджечь селение. Это разъярило мактанцев, и они стали осыпать чужеземцев стрелами и камнями и кидать в них копья. «...Наши, за исключением шести или восьми человек, оставшихся при капитане, немедленно бросились в бегство... Узнав капитана, на него накинулось множество людей... но все же он продолжал стойко держаться. Пытаясь вытащить меч, он обнажил его только до половины, так как был ранен в руку... Один [из нападающих] ранил его в левую ногу... Капитан упал лицом вниз, и туг его закидали... копьями и начали наносить удары тесаками, до тех пор, пока не погубили... наш свет, нашу отраду... Он все время оборачивался назад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться в лодки» (Пигафетта). Кроме Магеллана, погибли восемь испанцев и четверо союзных островитян. Среди моряков имелось немало раненых. Подтвердилось старое изречение: «Господь бог дал португальцам очень маленькую страну для жизни, но весь мир для смерти».На пустынном берегу о. Мактан, где нашел смерть Магеллан, ему поставлен памятник в виде двух кубов, увенчанных шаром.

осле гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Д. Барбоза и X. Серрано. Новокрещенный правитель Себу, узнав, что корабли собираются уходить, пригласил своих союзников на прощальный пир. 24 моряка, в том числе Барбоза и Серрано, приняли приглашение и сошли на берег, но двое - Г. Эспиноса и пилот «Консепсьона» португалец Жуан Лопиш Карвалью - вернулись, заподозрив недоброе. Услышав на берегу крики и вопли, они приказали кораблям подойти ближе к берегу и обстрелять из орудий город. В это время испанцы увидели Серрано раненого, в одной рубахе; он кричал, чтобы прекратили стрельбу, иначе его убьют и что все его товарищи убиты, кроме переводчика малайца Энрике. Он умолял выкупить его, но Корвалью запретил шлюпке подойти к берегу. «...И поступил он так с целью, - пишет Пигафетта,- чтобы они одни остались хозяевами на кораблях. И несмотря на то, что Хуан Серрано плача молил его не поднимать так быстро паруса, так как они убьют его... мы тут же отбыли». Сразу же Карвалью был объявлен начальником экспедиции, а капитаном «Виктории» избран Эспиноса. На судах осталось 115 человек, среди них много больных. Управлять тремя кораблями с таким экипажем было затруднительно, поэтому в проливе между о-вами Себу и Бохоль обветшалый «Консепсьон» был сожжен.

«Виктория» и «Тринидад», выйдя из пролива, прошли мимо острова, «где люди черного цвета, как в Эфиопии» (первое указание на филиппинских негритосов); испанцы назвали этот остров Негрос. На Минданао они впервые услышали о расположенном к северо-западу большом о. Лусон. Случайные лоцманы вели корабли через море Сулу к Палавану, самому западному острову Филиппинской группы.

Пигафетта - точный и тщательный хроникер - не был профессиональным картографом. Но как беспристрастный художник он сделал грубые зарисовки ряда островов Филиппинского архипелага, которых коснулась экспедиция Магеллана. Они не имеют сходства с оригиналами и могут быть идентифицированы лишь по названиям: Самар, первый из посещенных островов, Хомонхон, где произведена первая высадка, Мактан, место гибели Магеллана, а также Панаон, Лейте, Себу и Палаван. От о. Палаван испанцы прибыли - первые из европейцев - к гигантскому о. Калимантан и 9 июля стали на якорь у г. Бруней, по имени которого весь остров они, а затем и другие европейцы стали называть Борнео. Испанцы заключили союзы с местными раджами, покупали продукты и местные товары, иногда грабили встречные суда, но все еще не могли узнать дорогу к «Островам пряностей».

Пигафетта продуктивно использовал месячную стоянку «Виктории» - почти весь июль он провел в качестве гостя султана города Бруней и собрал первые достоверные сведения об о. Калимантан: «Этот остров настолько велик, что потребуется три месяца, чтобы обогнуть его на прау» (малайское судно).

7 сентября испанцы отправились в плавание вдоль северо-западного берега КалимантанаПри этом обходе Пигафетта усмотрел скалистую вершину и окрестил ее «горой Св. Петра» - это Кинабалу (4101 м), высшая точка Малайского архипелага. и, дойдя до его северной оконечности, простояли почти полтора месяца у небольшого острова, запасаясь продуктами и дровами. Им удалось захватить джонку с малайским моряком, знавшим путь к Молуккам. Карвалью скоро был смещен «за неисполнение королевских указов» и адмиралом избран Эспиноса. Капитаном «Виктории» стал бывший помощник штурмана на «Консепсьоне» баск Хуан Севастьян Элькано , иначе - дель Кано. 26 октября в море Сулавеси корабли выдержали первый шторм после того, как оставили Магелланов пролив. 8 ноября малайский моряк привел суда к рынку пряностей на о. Тидоре, у западного берега Хальмахеры, самого большого из Молуккских о-вов. Здесь испанцы дешево закупили пряности - корицу, мускатный орех, гвоздику. «Тринидад» нуждался в ремонте, и было решено, что по его завершении Эспиноса пойдет на восток, к Панамскому заливу, а Элькано поведет на родину «Викторию» западным путем - вокруг мыса Доброй Надежды.

декабря «Виктория» с экипажем в 60 человек, в том числе 13 малайцев, захваченных на островах Индонезии, двинулась от Тидоре на юг. В конце января 1522 г. лоцман-малаец привел корабль к о. Тимор. 13 февраля испанцы потеряли его из виду и взяли курс на мыс Доброй Надежды, потратив на блуждание среди Малайских о-вов в три раза больше времени, чем на переход через Тихий океан.

Элькано сознательно держался подальше от обычного пути португальских кораблей, встреча с которыми грозила испанцам тюрьмой и, может быть, казнью. В южной части Индийского океана моряки усмотрели только один остров (у 37°50" ю. ш., Амстердам). Это произошло 18 марта. 20 мая «Виктория» обогнула мыс Доброй Надежды.

Пройдя первым в этой части Индийского океана, Элькано доказал, что «Южный» материк не достигает 40° ю. ш. За время перехода по неведомым морским просторам Индийского океана экипаж судна сократился до 35 человек, включая четырех малайцев. На о-вах Зеленого Мыса, принадлежащих Португалии, где была сделана остановка с целью пополнения запасов пресной воды и продовольствия, выяснилось, что моряки «потеряли» один день, обходя землю с запада;За эту «потерю» все оставшиеся в живых члены экипажа «Виктория» были подвергнуты унизительному наказанию - публичному покаянию: с церковной точки зрения подобная «небрежность» привела к неправильному соблюдению постов. Этот факт - яркая иллюстрация невежественности церковников, отказавшихся даже предположить возможность естественного объяснения интересного факта «потери» дня, впервые проявившегося в ходе кругосветного плавания Магеллана и его спутников. здесь, у Сантьягу, отстали еще 12 испанцев и один малаец, арестованные по подозрению в том, что они попали на Молукки восточным путем. 6 сентября 1522 г. «Виктория» потерявшая в пути еще одного матроса, достигла устья Гвадалквивира, совершив за 1081 день первое в истории кругосветное плавание.

Из пяти кораблей Магеллана лишь один обогнул земной шар, а из его экипажа в 265 человек вернулись на родину только 18 (на борту были три малайца).13 моряков, арестованных на Сантьнгу, прибыли на родину позднее, отпущенные португальцами по требованию Карла I. Но «Виктория» привезла столько пряностей, что продажа их с лихвой покрыла затраты на экспедицию, а Испания получила «право первого открытия» на Марианские и Филиппинские о-ва и предъявила претензии на Молукки.

Магеллан своим кругосветным плаванием доказал, что между Америкой и Азией простирается величайшее водное пространство, и установил наличие единого Мирового океана. Магеллан навсегда положил конец спорам о форме нашей планеты, предоставив практическое свидетельство ее шарообразности. Благодаря ему, наконец, ученые получили возможность установить истинные размеры Земли не умозрительно, а на основании неопровержимых данных.

емонт «Тринидада» затянулся более чем на три месяца, и он отплыл от Тидоре под командой Эспиносы (штурман Леоне Панкальдо ) с экипажем 53 человека и почти 50-тонным грузом пряностей только 6 апреля 1522 г. Обогнув северный конец о. Хальмахера, Эспиноса сразу взял курс на восток, к Панаме. Однако противные ветры вскоре заставили его повернуть на север. В начале мая он обнаружил о-ва Сонсорол (у 5° с. ш., на крайнем западе Каролинской цепи), а между 12 и 20° с. ш. - 14 других островов из группы Марианских. С одного из них, скорее всего с о. Агрихан (у 19° с. ш.), на борт был взят туземец. Борясь с восточными ветрами, штормовой погодой и холодом, 11 июня Эспиноса достиг 43° с. ш. Как далеко к востоку продвинулось судно, ныне можно лишь предполагать - вероятно, испанцы находились между 150 и 160° в. д. 12-дневный шторм, плохая пища и слабость вынудили моряков повернуть назад. От голода и цинги к этому времени умерло больше половины команды. На обратном пути 22 августа Эспиноса открыл еще несколько северных Марианских о-вов, в том числе Мауг на 20° с. ш., и вернулся к Молуккам около 20 октября 1522 г. Дезертировавший у Мауга матрос Гонсало Виго перешел позднее на лодке к о. Гуам с помощью коренных жителей. Ознакомившись таким способом почти со всеми значительными островами между Маугом и Гуамом, он завершил открытие Марианской цепи, протянувшейся более чем на 800 км.

Между тем в середине мая 1522 г. к Молуккам подошла португальская военная флотилия Антониу Бриту . Выполняя задание - завладеть архипелагом и не допускать нарушения португальской монополии, он построил форт на о. Тернате. Получив в конце октября известие, что близ Молукк находится европейское судно, Бриту послал три корабля с приказом захватить его, и они привели к Тернате «Тринидад», на котором было 22 человека. Бриту наложил арест на груз и забрал мореходные инструменты, карты и, несомненно, судовой журнал. Этим объясняется осведомленность португальцев о пути экспедиции Магеллана, его гибели и позднейших событиях, а дополнительные сведения Бриту получил путем допроса «с пристрастием» захваченных им моряков. После четырехлетнего тюремного заключения из команды «Тринидада» выжили и в 1526 г. вернулись в Испанию только четверо, в том числе и Гонсало Эспиноса, также завершив кругосветное плавание.

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год