Ученых и путешественников античности дальние страны привлекали. Великие путешественники: список, открытия и интересные факты. Подпишись на самые интересные новости волгограда

Введение

1.Великие путешественники античности

1.1 Путешественники Древней Греции

1.1 Геродот

1.3 Евдокс

1.4 Александр Македонский

1.5 Страбон

1.2 Путешественники Древнего Рима

1.2.1 Энэй (мифология)

2.2 Апостол Павел

2.3 Павсаний

2.4 Гиппал

Заключение


Введение

Люди путешествовали во все времена. По мере того как человечество развивалось, оно открывало новые земли, совершенствовало средства передвижения. Практически нет ни одной культуры, в историю которой не вплеталась бы история путешествий.

Без путешествий невозможно представить себе развития человеческой цивилизации. Благодаря путешествиям появлялась возможность вступить в контакт с другими народами, преодолеть изолированность своей культуры. Другими словами, путешествия - основное средство распространения и взаимопроникновения культур.

Среди ученых, изучающих культуры разных народов, есть те, кто полагает, что сходство культур на разных континентах связано с путешествиями древних людей. Эти ученые считают, что история мировой культуры зависит от "человека путешествующего".

Именно поэтому большое значение имеет изучение истории древних путешествий.

Цель данной работы - изучить самых известных путешественников античной эпохи.

В рамках цели поставлены следующие задачи:

.Изучить материал по теме исследования

.Раскрыть тему исследования на основе изученного материала.

1.Великие путешественники античности

В самом общем значении слово "античный" означает "древний". Но есть и более узкий и одновременно более широко принятый смысл: когда говорят об античности, то подразумевают принадлежность к древнегреческой или древнеримской культуре (цивилизации), которые имеют многовековую историю: с первых столетий I тыс. до н.э. и до V в.н.э. Географические знания у греков и римлян находились на весьма высоком уровне. Для современных историков географии чрезвычайно важно и то, что среди всех древних цивилизаций античные предлагают наиболее полный комплекс источников, по которым можно судить о географических знаниях как о настоящей системе, а не просто наборе разрозненных сведений.

1.1 Путешественники Древней Греции

Эпоха античности включает в себя несколько периодов: период архаики (Крито-Микенская культура); период начала развития цивилизации Древней Греции; эллинистический период (расцвет и закат цивилизации Древней Греции и Древнего Рима). Само слово "античность" в переводе с латинского означает "древность", "старина".

Возникшая в середине III тысячелетия до нашей эры на острове Крит, Минойская культура, достигла своего расцвета к XVII - XVI вв. до н.э. В это время критский флот доминировал в Восточном Средиземноморье. XIV - XII в. до н.э. были расцветом микенской культуры. Из египетских источников известно, что ахейцы совершали набеги на Египет, Малую Азию и другие страны. Причиной гибели Микенской культуры стали дорийские племена, пришедшие с севера Балканского полуострова. Они и заложили основы древнегреческой цивилизации. А Крито-Микенская культура исчезла. Лишь ее осколки дошли до наших дней.

С XII в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней Греции. Причем, с XII по VIII вв. до нашей эры историки называют "темным периодом" развития этой эпохи. За это время стерлись все воспоминания о Крито-Микенской культуре. Ни Фукидит, ни Геродот, ни Аристотель даже не упоминают о ней в своих сочинениях. И лишь Гомер в VII в. до н.э. в своих поэмах смутно намекал о какой-то загадочной культуре прошлого. Гомер описал историю Троянской войны, которая велась в XII в. до н.э. Благодаря открытиям Генриха Шлимана и Артура Эванса, человечество с удивлением обнаружило, что осада Илиона ахейским войском под предводительством микенского царя Агамемнона это не плод гомеровской выдумки, а реальный исторический факт.

Греческие ученые называют "отцом географии" Гомера, жившего в IX-VIII вв. до н.э.

Согласно традиции, первым, кто познакомил греков с поэмами Гомера, был спартанский царь Ликург. Их запись и окончательная редакция были сделаны в Афинах специальной комиссией, назначенной тираном Писистратом (VI в. до н. э.). Также было установлено и их обязательное всенародное чтение во время празднеств в честь богини Афины - Панафиней. Эти произведения входили во все школьные программы многочисленных древнегреческих полисов: городов-государств. Платон высказал даже такую мысль: "Гомер воспитал всю Грецию". Данте Алигьери назвал Гомера "царем поэтов". Художественная культура всех последующих эпох, начиная с античности и до современности, насыщена образами гомеровских героев.

"Илиада" посвящена Троянской войне (ок. 1200 г. до н.э.), а "Одиссея" рассказывает о возвращении на родину после окончания этой войны царя Итаки Одиссея.

Есть все основания предполагать, что в "Одиссее" описано реальное путешествие моряков по Средиземному и Черному морям.

Очень много схожего в странствиях аргонавтов и Одиссея. В них описывается известная, но еще не изученная до конца ойкумена, окраины которой "населены" всевозможными чудовищами и волшебниками. Поэтому только такие герои, как Ясон, Одиссей, могут побывать там (даже посетив Аид, как аргонавт Орфей или Одиссей) и возвратиться на родину. Путешествия подобного ранга воспринимались греками как героические подвиги.

В Древней Греции путешествия достигают наибольшего подъема в V - IV вв. до н.э. Этот же период является расцветом философии, искусства, математики, астрономии, космологии и других наук. Цивилизационными центрами были Малоазийские города - Милет, Эфесс и Колофон. Но центром притяжения были Афины.

С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Практически все крупные древнегреческие философы осуществляли дальние странствия. Мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью получения знаний побывал философ и математик Пифагор, законодатель Солон. Философ Платон, совершив дальнее путешествие, по возвращению домой основал философскую школу. Ксенофан из Колофона был странствующим поэтом-рапсодом.

Но не только знания привлекали путешественников в эти страны. Их привлекали грандиозные древние памятники архитектуры. Столь древние, что Пифагор по сравнению с ними воспринимается как наш современник. При посещении египетских памятников путешественники нередко оставляли на их стенах короткие записи - "граффити", что в переводе с итальянского означает "нацарапанные". Только у гробниц фараонов в Фивах египтолог Ж. Байе обнаружил более двух тысяч подобных надписей, относящихся к временам Древней Греции и Древнего Рима.

1.1.1 Геродот

Одним из первых ученых путешественников был Геродот, который по выражению Цицерона является "отцом истории". Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. В молодом возрасте из-за политических неурядиц он покинул родной город и жил на острове Самос. Разочаровавшись в политике, Геродот начал интересоваться историей своего народа и, прежде всего мифологией. Многие исследователи считают, что именно желание побывать в тех местах, где Геракл совершал свои подвиги, побудило Геродота к совершению путешествий. Будучи выходцем из состоятельной семьи, Геродот не испытывал нужды в деньгах.

Он объехал всю Грецию и Малую Азию, затем отплыл в финикийский город Тир. Более всего Геродота привлекал Восток и его богатое культурное наследие. Геродот путешествовал по Ливии, посетил Вавилон, но особенно его поразил Египет, где он пробыл три месяца. В Египте он просил переводить ему надписи, расспрашивая жрецов об истории этого государства. Интересовался не только жизнью фараонов, но посещал и мастерские бальзамировщиков. Он шагами измерял длину периметра основания пирамид, производя конкретные математические расчеты. Вернувшись в Грецию, Геродот делился со своими соотечественниками полученными знаниями. Это было его первое путешествие.

Второе путешествие Геродота проходило через Малую Азию, откуда он прибыл на корабле в Северное Причерноморье, через Гелеспонт до милетской колонии Ольвия в устье Днепро-Бугского лимана. Там он встретился с кочевыми племенами скифов, наблюдал за их обычаями, обрядами, изучал их общественный строй.

Свое третье путешествие Геродот посвятил изучению Балканского полуострова. Он объездил Пелопоннес, острова Эгейского моря (Делос, Фарос, Закиф и другие), затем путешествовал по Южной Италии и северу Балканского полуострова.

Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах, каждая из которых назвалась по имени одной из муз. В своем знаменитом труде "История" Геродот описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т.е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни и т.п.

В "Истории" Геродота причудливо сочетаются его личные наблюдения, реальные сведения о дальних странах, добытые в странствиях, с пересказом мифологических событий. Геродот с недоверием относится к рассказам о людях с козьими ногами или оборотнях из племени невров, но вполне серьезно описывает гигантских муравьев-золотодобытчиков из пустыни Индии. Не поверил Геродот и свидетельству финикийцев, обогнувших африканский континент, что во время плавания солнце оказалось у них на правой стороне.

Несмотря на имеющиеся неточности, трудно переоценить значение работы Геродота. Он собрал немало древних представлений о мире, описал географию многих стран, жизнь разных народов.

До нас дошли лишь отрывки его сочинений, но главное в том, что Геродоту принадлежит слава первого греческого туриста, так как в отличие от своих предшественников, он странствовал не ради достижения каких-то иных целей, а ради самого путешествия, т.е. ради удовольствия, удовлетворения собственной любознательности и любопытства.

Геродот считал, что ярчайший пример народа-путешественника являют собой этруски, или, как их называли греки, тиррены или тирсены - выходцы из государства Лидия, находившегося на территории Малой Азии. Имя легендарного этрусского царевича Тирсена сохранилось в названии Тирренского моря.

Вернувшись еще молодым человеком на свою родину, в Галикарнас, знаменитый путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где и умер около 425 года до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.

путешественник туризм география страноведение

1.1.2 Пифей

В VII-VI вв. до н. э. этрусская цивилизация достигла своего расцвета. К этому времени она сравнилась по своему влиянию на море с такими великими морскими державами, как эллинская и Карфаген.

В эту эпоху путешествия совершались в основном с экономическими, политическими и военными целями. Одним из примеров путешествия с экономическими целями явилось путешествие греческого купца Пифея. Обострение конкурентной борьбы между греческими полисами, с одной стороны, и Финикией и Карфагеном, с другой, за доминирование в торговле в бассейне Западного Средиземноморья, которое вело к локальным военным конфликтам, и вынудило Пифея отправиться на самостоятельные поиски новых западноевропейских рынков.

Финикийцы не пропускали чужих купцов за Гибралтарский пролив, движение через который контролировалось специальными гарнизонами, расположенными в Гадисе (Кадисе) и Тингисе (Танжере) по обеим сторонам пролива. Финикийцы были монополистами на такие товары, как олово, янтарь, ряд разновидностей дорогих мехов, которые они поставляли в страны Средиземноморья с Британских островов и стран Северной Европы.

В 325 г. (по другим данным в 320 г.) до н.э. Пифей отплыл на одном корабле из своего родного города Мессалии (ныне Марсель), в Средиземное море. Проплыл через Гибралтар и, обогнув Пиренейский полуостров, вышел в Бискайский залив. Затем плыл вдоль побережья страны кельтов и достиг пролива Ла-Манш. Там он пристал к острову Альбион, что в переводе означает "Белый", названный из-за частых туманов. На этом острове Пифей узнал от жителей, что к северу от них лежит земля "Туле", что в переводе с местного наречия означает "край", "предел".

Пифей обогнул с запада Британский полуостров, и через Северный пролив между Британией и Ирландией вышел в Атлантический океан. Пифей попытался достичь земли "Туле" (ныне остров Исландия). Он проплыл Оркнейские и Шетландские острова и, достигнув Ферерских островов, пошел дальше, до 61° северной широты. Никто из древних греков и даже римлян не заходил так далеко на север. Но дальнейшему плаванию Пифея препятствовали непроницаемые туманы, которые образуются от попадания северных льдов в полосу теплого Гольфстрима. Пифей вынужден был повернуть на юг к берегам Скандинавского полуострова.

Позже, в своих записках, Пифей назовет землю Туле "последний предел", что по латински звучит как "ultima tule".

Но путешествие Пифея на этом не закончилось. Пифей поплыл на восток и прибыл к устью Рейна, где жили остионы, а дальше - германцы. Оттуда приплыл к устью Эльбы и вернулся в Мессалию.

Сведения о путешествиях Пифея противоречивы. Некоторые древние авторы полагают, что Пифей на обратном пути проплыл дальше на восток, вошел в Балтийское море и далее по Днестру спустился в Черное море (Понт Эвксинский) и через Босфор и Дарданел вошел в Средиземное море и вернулся домой. Однако у многих древнегреческих историков подобные описания вызывают недоверие. Но северное путешествие Пифея и его достижения - бесспорны.

1.3 Евдокс

Интересы древних греков были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света. Древним грекам принадлежит первенство европейцев в плавании к берегам Индии. Но, справедливости ради, надо сказать, что греки пользовались сведениями, которые они получали от египетских путешественников.

Так, например, греческий мореплаватель Евдокс Кизикский по приказу фараона Птолемея III предпринял плавание к берегам Индии, отплыв из Египта в сопровождении индийского проводника. Мореплаватели благополучно достигли желаемой цели.

Вторую экспедицию в Индию Евдокс совершил по заданию царицы Клеопатры за грузом благовоний. Но на обратном пути ветры отнесли корабль к югу от Эфиопии, и Евдокс вынужден был двигаться вдоль берегов Африки.

Во время своего третьего путешествия (120 - 115 гг. до н.э.) он проплыл вокруг Африки, как это делали финикийцы, но погиб в конце пути.

1.4 Александр Македонский

Рассматривая путешествия эпохи эллинизма, нельзя не отметить военные походы Александра Македонского, длившиеся в течение 10 лет. В античном мире эти походы считались неслыханным, почти легендарным подвигом. Слава о блестящих военных победах великого Александра нашла отражение в народных преданиях всего средневековья.

В 330 г. до н.э. войска Александра Македонского, разгромив Персидское царство, дошли до Южного Афганистана. Затем, через современный Кандагар и Газни, они отравились в Кабкл. Оттуда, пройдя перевал Хавак (3 548 м) в горной системе Гиндукуша, прибыли в Северный Афганистан. После этого македонский царь совершил свой поход к Сырдарье и достиг современного Худженда (до 1991 года - г. Ленинабад). Затем войско повернуло на юг и вторглось в Пенджаб, где из-за недовольства воинов, жары и болезней Александр был вынужден отправиться в обратный путь, во время которого его настигла смерть.

Не вдаваясь в военные подробности этого похода, можно смело сказать, что завершился он для греков, а затем и для римлян, открытием пути в Индию. Благодаря этому походу греки и македонцы познакомились с малоизвестными, а то и совсем неизвестными до этого, народами, их культурой, бытом, традициями. Лично Александр Македонский был заинтересован в изучении Азии. В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное, услышанное и изученное во время этого похода.

Этим походом было положено начало музееведению. Александр после победы над персами послал своему учителю Аристотелю деньги. На эти деньги Аристотель основал естественно-научный музей. Аристотель просил своего царственного ученика присылать ему образцы неизвестных растений и шкуры или чучела необычных животных, что и исполнялось по повелению Александра.

Во время плавания Неарха не только составлялась карта побережья, но и велось изучение природных явлений, в частности муссонных ветров, расширялись знания по ботанике и зоологии. Неарх знакомился со многими племенами и народами, узнавал их обычаи и законы.

Таким образом, поход Александра Македонского может считаться и "научной экспедицией", так как завоеватель окружал себя естествоиспытателями, математиками, историками, философами, ботаниками и художниками.

1.1.5 Страбон

Географические представления Геродота расширены древнегреческим ученым и путешественником Страбоном, родившемся в I в. до н.э. в юго-восточной части малоазиатского полуострова. Страбон, происходя из знатной и богатой семьи, получил прекрасное образование и имел возможность путешествовать по различным частям Римской империи. Он побывал в Италии, Малой Азии, Египте, в самом Риме; в своих дальних странствиях Страбон добирался до Армении и до границ Эфиопии.

В результате этих путешествий он собрал обширный историко-географический материал, который впоследствии был использован в двух капитальных трудах: "Исторических записках" и "Географии", состоящей из 17 книг. Судьбы этих двух творений Страбона совершенно противоположны: если первое почти полностью утрачено, то второе дошло до наших дней почти целиком и принесло этому ученому славу, имеющую уже тысячилетнюю историю.

В "Географии" рассказывается об Испании, Италии, Греции, Индии, Египте, Центральной и Восточной Европе, Средней, Центральной и Малой Азии. Страбон не только описывает природу и население, но и делает исторические экскурсы, упоминая некоторые факты, не известные более никаким источникам.

Географию Страбон считал частью философии, трактуя ее с позиции стоических представлений Посидония. Гомера он считал вполне достоверным источником географических сведений. Страбон не имел представления о математической географии, ограничиваясь описательной, отсюда его, часто несправедливая критика предшественников, в частности Эратосфена. Описания Страбона точны, а некоторые и по сей день представляются основным источником наших знаний, например, описания дельты Нила и Александрии. Страбон уделял внимание также истории, а в особенности, истории культуры описываемых стран. Сочинение свое он адресовал широкому кругу читателей; в нем он также высказал своего рода восхищение мощью Рима. Согласно Страбону, Земля была островом, омываемым Океаном, который создал 4 залива: Каспийское море, Черное море, Средиземное море и Персидский залив. Он первым высказал мысль о постепенном расчленении суши. Населенный мир он разделил на Европу, Азию и Ливию, то есть, Африку. "География" Страбона является самым крупным географическим сочинением, какое дошло до нас из античности. Наряду с произведением Клавдия Птолемея оно представляет источник наших сведений об античной географии. Страбон писал просто и лаконично, без риторических украшений. Сочинение Страбона было мало известно вплоть до V в. н.э. Потом оно стало классическим произведением по географии, а Страбона называли просто Географом.

Древнегреческая культура обогатила человечество знаниями об окружающем мире, возведя путешествия в ранг массового явления, но говорить о начальных этапах индустрии туризма можно с эпохи Древнего Рима.

1.2 Путешественники Древнего Рима

2.1 Энэй (мифология)

В основе цивилизации Древнего Рима лежит путешествие. Родоначальником Рима считается один из главных защитников Трои во время Троянской войны - Эней. После поражения Эней вынужден был, спасая семью, бежать из захваченного ахейцами города.

Этому путешествию Вергилий посвятил поэму "Энеида". Путь небольшого флота Энея лежал через Эгейское море, затем, обогнув Пелопоннес через Адриатическое море, путешественники прибыли в Эпир, расположенный на западном побережье Балкан, откуда проследовали на Сицилию. Внезапно налетевший шторм отбросил их корабли к северному побережью Африки, причем только вмешательство самого Нептуна спасло их от неминуемой гибели.

В Карфагене Эней был сражен любовными чарами и гостеприимством вдовствующей царицы Дидоны. Но верховный бог римлян Юпитер послал к Энею Меркурия (в дальнейшем покровителя странников), чтобы напомнить о необходимости продолжить путешествие.

Эней возобновляет свое странствие. Троянцы прибывают на Апеннинский полуостров, где первоначально останавливаются у города Кумы, а затем, после того как пророчица Сивилла устроила Энею "экскурсию" в Царство мертвых, где призрак умершего отца поведал ему о будущем великом предназначении Рима, они продолжают свой путь, который завершается на берегах Тибра. А спустя пять веков там был заложен Рим.

Троянцам предстояли еще многие испытания. Местное население - латиняне - начинают против них войны. И только брак Энея с дочерью царя латинян Лавинией прекратил этот кровавый конфликт. Но, чтобы умилостивить местных богов, в частности Юнону, они обязались перенять язык и традиции латинян.

Большую роль в редактировании и распространении мифа об Энее сыграл император Октавиан Август. Это позволило римским аристократам вести свою родословную от троянцев.

История становления и распространения христианства непосредственно связана со странствием как самого Иисуса, так и его апостолов.

2.2 Апостол Павел

Самым выдающимся проповедником новой религии был апостол Павел. Он принял новую веру после того, как во время путешествия в Дамаск ему было видение, в котором с ним говорил Иисус. Павел очень много путешествовал во время своей миссионерской деятельности. Он побывал в Малой Азии, Греции, Сирии, Палестине. Павел возвратился в Иерусалим после трех продолжительных путешествий в восточную часть Римской империи, где его ждал арест и отправка в Рим. Это было последнее путешествие апостола: в 64 г. н. э. Павла казнили в предместьях Рима за его активную миссионерскую деятельность и развитие христианской теологии. Христианское вероучение в Римской империи подвергалось гонениям до ІV в. н. э.

2.3 Павсаний

Первым путешественником нашей эры, имя которого сохранилось в истории, был греческий писатель Павсаний. Он жил в Риме и много путешествовал по греческим и римским провинциям. Описание своих путешествий, составленное в форме путеводителя ("Описание Эллады"), он опубликовал в десяти книгах около 180 г. н.э. Особенно подробно Павсаний описал Аттику (юго-восточную часть средней Греции) и Афины. От Аттики он перешел к Коринфу и исследовал острова Эгейского моря. Затем он дал описание Лаконии и Спарты, перечислив названия всех дорог и провинций.

2.4 Гиппал

Огромное значение для развития торговли имело путешествие купца Гиппала в 14 -37 гг. н.э. Он отправился из Восточной Африки и достиг дельты Инда. Он установил закономерность движения муссонов в Индийском океане, совершил плавание от мыса Фартак к дельте Инда. Гиппал написал книгу "Плавание вокруг Эритрейского моря". В этом сочинении описан берег Африки от мыса Гвардафуй до острова Занзибар. Описаны также южное побережье Аравии и большая часть западного побережья Индии.

"Описание путешествия по Понту Евксинскому" (Черному морю) принадлежит перу греческого историка Арриана, жившего во II в. н. э. В своем труде Арриан пытается дать характеристику странам и народам, живущим по берегам этого моря. Поистине энциклопедическими трудами были "Всемирная история" Полибия и "География" Клавдия Птолемея.

Путешественниками были в Древнем Риме апостолы и императоры (Траян, Адриан, Марк Аврелий), полководцы и ученые. Военные походы римлян, такие как Цезаря в Галлию, Клавдия в Британию, Сципиона в Африку, привели к расширению достоверных географических знаний. Римляне строят дороги, закладывают крепости, некоторым из них со временем предстоит стать столицами европейских государств: Сингидункум (Белград); Аквинкум (Буда, впоследствии слилась с левобережным Пештом); Виндобона (Вена).

Появляется даже философия туризма. Луций Анней Сенека в "Письмах к Луцилию" обосновывает идею о том, что для туризма необходимо "выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов". Потому что, считает Сенека, "и местность, без сомнения, не лишена способности развращать". В качестве притонов всех пороков им приводятся такие известные курорты, как Каноп и Байи.

Но в то же время философ утверждает, что "менять надо не небо, а душу", потому что "за тобою везде, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки". В подтверждение этого тезиса Сенека приводит высказывание Сократа: "Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?". Путешествовать, чтобы получить максимум пользы и удовольствия, надо с чистой душой - считали античные ученые.

Заключение

Путешественники античности внесли огромный вклад как в историю развития туризма, географии и культуры, страноведения, этнографии, различных наук и учений, так и в мировую историю в целом.

Путешественники на протяжении всей истории человечества добывали важные сведения, которые служили ценным источником знаний различных наук. На основе собранных материалов учеными выстраивались различные концепции, объясняющие историческое развитие той или иной страны. К их помощи прибегали, когда пытались доказать или опровергнуть какие-либо гипотезы и представления.

Таким образом, благодаря путешественникам античности были открыты новые земли и народы, накоплен богатый географический материал, способствовавший дальнейшим путешествиям и открытиям.

Список использованной литературы

1.М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь "Античные писатели". Режим доступа:

Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. Режим доступа:

Соколова М.В. История туризма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.

Энциклопедия для детей: Т. 3(География). - Сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1994.

Первыми собирателями сведений о Земле были войны и торговцы: их профессия просто принуждала их путешествовать. С помощью отважных землепроходцев древние государства расширяли не только свою территорию, но и круг своих знаний про окружающий мир.

Обследуя плодородную долину Нижнего Нила, древние египтяне в III-II тысячелетии до нашей эры совершали походы в Ливию, вверх по Нилу и в загадочную страну Пунт. Осмеливались они и на плавание вдоль побережья Африки. Приблизительно тогда же другие древние путешественники шумеры отправлялись в морские экспедиции вокруг Аравии.

Торговцы-ахейцы из Средиземного моря вышли в Черное и достигли Колхиды (территория современной Грузии). Возможно, их путешествие стало основой для мифов про аргонавтов. Ахейцы пересекли африканский континент по зыбучим пескам Сахары и достигли реки Нигер.

Одними из лучших мореплавателей старины были финикийцы. В XI столетии до нашей эры их маршруты проходили не только Средиземным, но и Красным морями. Шустрым финикийским торговцам-мореплавателям удалось пересечь бурлящий Гибралтарский пролив, выйти в Атлантический океан, проплыв более 1000 километров на север и достичь Англии. Еще более невероятными являются плавания финикийцев на юг: они обогнули по морю Африку, наладив торговые отношения с Индией.

Древние китайцы расширили свои владения от побережья Тихого океана до Тибетского нагорья, обследовали нижние течения Красной реки и продвинулись вглубь Индокитайского полуострова. А в 138 году до нашей эры китайский император отправил землепроходцев на запад. Чжан Цян, который возглавлял это посольство, вернулся лишь через тринадцать лет, преодолев около десяти тысяч километров через горы и пустыни Центральной Азии. Его маршрутом потом пролег Великий шелковый путь, который объединил древние народы Старого Света.

Финикийские биремы, китайские джонки и дракары викингов славились своими мореплавательными качествами. Финикийцы первыми придумали киль и крепкие ребра-шпангоуты, китайцы оснастили свои судна конопляными канатами и рулем, а носы длинных парусников викингов были украшены изображениями голов драконов – отсюда и их название.

Первооткрывателем Америки считается Христофор Колумб, который достиг ее берегов в 1492 году. Однако за пять столетий до него воинственные предки нынешних норвежцев (викинги) уже пересекли Северную Атлантику, побывали в Гренландии и на острове Ньюфаундленд.

Видео: Плоская Земля Все Части Ученые Путешественники Инженеры Летчики Южного Полюса Нет Древняя Карта

Путешествия всегда манили людей, но прежде они были не только интересными, но и крайне сложными. Территории были не изучены, и, отправляясь в путь, каждый становился исследователем. Какие путешественники являются самыми известными и что конкретно открыл каждый из них?

Джеймс Кук

Известный англичанин был одним из самых лучших картографов восемнадцатого века. Он родился на севере Англии и уже к тринадцати годам принялся трудиться вместе с отцом. Но к торговле мальчик оказался неспособен, поэтому решил заняться мореплаванием. В те времена все известные путешественники мира отправлялись в дальние страны на кораблях. Джеймс увлекся морским делом и так быстро продвинулся по карьерной лестнице, что ему предложили стать капитаном. Он отказался и отправился в Королевский флот. Уже в 1757-м талантливый Кук стал сам управлять кораблем. Его первым достижением стало составление фарватера реки Он открыл в себе талант навигатора и картографа. В 1760-х он изучил Ньюфаундленд, чем привлек внимание Королевского общества и Адмиралтейства. Ему поручили путешествие по Тихому океану, где он добрался до берегов Новой Зеландии. В 1770 году он совершил то, чего прежде не добивались другие известные путешественники, - открыл новый материк. В Англию в 1771-м Кук вернулся знаменитым первопроходцем Австралии. Последним его путешествием стала экспедиция в поисках прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Сегодня даже школьникам известна печальная участь Кука, которого убили туземцы-каннибалы.

Христофор Колумб

Известные путешественники и их открытия всегда оказывали немалое влияние на ход истории, но мало кто оказался настолько знаменитым, как этот человек. Колумб стал национальным героем Испании, решительно расширив карту страны. Христофор появился на свет в 1451 году. Паренек быстро добился успеха, поскольку был прилежным и хорошо учился. Уже в 14 лет он отправился в море. В 1479-м он повстречал свою любовь и начал жизнь в Португалии, но после трагичной смерти супруги отправился с сыном в Испанию. Получив поддержку испанского короля, он отправился в экспедицию, цель которой заключалась в поиске пути в Азию. Три корабля отплыли от берегов Испании на запад. В октябре 1492-го они добрались до Багамских островов. Так была открыта Америка. Местных жителей Христофор по ошибке решил называть индейцами, полагая, что добрался до Индии. Его отчет изменил историю: два новых континента и множество островов, открытые Колумбом, стали главным направлением путешествий колонизаторов в последующие несколько веков.

Васко да Гама

Самый известный путешественник Португалии родился в городе Синеш 29 сентября 1460 года. С юных лет он работал на флоте и прославился как уверенный в себе и бесстрашный капитан. В 1495 в Португалии пришел к власти король Мануэль, который мечтал развивать торговлю с Индией. Для этого необходим был морской путь, на поиски которого и предстояло отправиться Васко да Гама. В стране были и более известные мореплаватели и путешественники, но король почему-то выбрал именно его. В 1497 году четыре корабля отправились на юг, обогнули и доплыли до Мозамбика. Там пришлось на месяц остановиться - половина команды к тому моменту болела цингой. После перерыва Васко да Гама добрался до Калькутты. В Индии он три месяца налаживал торговые связи, а через год вернулся в Португалию, где стал национальным героем. Открытие морского пути, позволявшего добираться в Калькутту мимо восточного побережья Африки, стало его главным достижением.

Николай Миклухо-Маклай

Известные русские путешественники тоже совершили немало важных открытий. Например, тот же Николай Михлухо-Маклай, родившийся в 1864 году в Новгородской губернии. Он не смог окончить Петербургский университет, так как за участие в студенческих демонстрациях его отчислили. За продолжением образования Николай отправился в Германию, где встретил Геккеля - естествоиспытателя, пригласившего Миклухо-Маклая в свою научную экспедицию. Так для него открылся мир странствий. Вся его жизнь была посвящена путешествиям и научной работе. Николай жил на Сицилии, в Австралии, изучал Новую Гвинею, воплощая проект Русского Географического Общества, бывал в Индонезии, на Филиппинах, на полуострове Малакка и в Океании. В 1886 году естествоиспытатель вернулся в Россию и предложил императору основать русскую колонию за океаном. Но проект с Новой Гвинеей не получил царской поддержки, а Миклухо-Маклай серьезно заболел и вскоре умер, так не завершив свою работу над книгой о путешествиях.

Фернан Магеллан

Многие известные мореплаватели и путешественники жили в эпоху Великих Магеллан не является исключением. В 1480 году он родился в Португалии, в городе Саброза. Отправившись служить при дворе (на тот момент ему было всего 12 лет), он узнал о противостоянии между родной страной и Испанией, о путешествиях в Ост-Индию и торговых путях. Так он впервые заинтересовался морем. В 1505-м Фернан попал на корабль. Семь лет после этого он бороздил морские просторы, участвовал в экспедициях в Индию и Африку. В 1513 году Магеллан отправился в Марокко, где был ранен в бою. Но это не умерило тяги к путешествиям - он запланировал экспедицию за специями. Король отверг его прошение, и Магеллан отправился в Испанию, где получил всю необходимую поддержку. Так началось его кругосветное путешествие. Фернан думал, что с запада путь в Индию может оказаться короче. Он пересек Атлантический океан, добрался до Южной Америки и открыл пролив, который позднее назовут его именем. стал первым европейцем, увидевшим Тихий океан. По нему он добрался до Филиппин и почти достиг цели - Молуккских островов, однако погиб в сражение с местными племенами, раненый ядовитой стрелой. Тем не менее, его путешествие открыло Европе новый океан и понимание того, что планета куда больше, чем думали ученые прежде.

Руаль Амундсен

Норвежец родился в самом конце эпохи, в которую прославились многие известные путешественники. Амундсен стал последним из мореплавателей, пытавшихся найти неоткрытые земли. С детства от отличался упорством и верой в свои силы, что позволило ему покорить Южный географический полюс. Начало пути связано с 1893 годом, когда паренек бросил университет и устроился матросом. В 1896-м он стал штурманом, а в следующем году отправился в свою первую экспедицию в Антарктику. Судно затерялось во льдах, команда болела цингой, но Амундсен не сдавался. Он взял командование на себя, вылечил людей, вспомнив свое медицинское образование, и привел корабль обратно в Европу. Став капитаном, в 1903 году он направился на поиски Северо-Западного прохода у Канады. Известные путешественники до него никогда не совершали ничего подобного - за два года команда преодолела путь от востока американского материка к его западу. Амундсен стал известен на весь мир. Следующей экспедицией стал двухмесячный поход к Южному плюсу, а последним предприятием - поиск Нобиле, в процессе которого он пропал без вести.

Давид Ливингстон

Многие известные путешественники связаны с мореплаванием. же стал исследователем суши, а именно африканского континента. Знаменитый шотландец родился в марте 1813 года. В 20 лет он решил стать миссионером, познакомился с Робертом Моффетом и пожелал отправиться в африканские деревни. В 1841-м он приехал в Куруман, где обучал местных жителей ведению сельского хозяйства, служил врачом и обучал грамоте. Там же он выучил язык бечуанов, что помогло ему в путешествиях по Африке. Ливингстон детально изучил быт и нравы местных жителей, написал о них несколько книг и отправился в экспедицию на поиски истоков Нила, в которой заболел и умер от лихорадки.

Америго Веспуччи

Самые известные путешественники мира чаще всего были родом из Испании или Португалии. Америго Веспуччи родился в Италии и стал одним из знаменитых флорентийцев. Он получил хорошее образование и выучился на финансиста. С 1490 г. он работал в Севилье, в торговом представительстве Медичи. Его жизнь была связана с морскими путешествиями, например, он спонсировал вторую экспедицию Колумба. Христофор внушил ему идею о том, чтобы попробовать себя в качестве путешественника, и уже в 1499-м Веспуччи отправился в Суринам. Целью плаванья стало изучение береговой линии. Там он открыл поселение, названное Венесуэлой - маленькой Венецией. В 1500 году он вернулся домой, привезя 200 рабов. В 1501 и 1503 гг. Америго повторил свои путешествия, выступая не только навигатором, но и картографом. Он обнаружил бухту Рио-де-Жанейро, название которой дал сам. С 1505 года служил королю Кастилии и не участвовал в походах, лишь снаряжал чужие экспедиции.

Фрэнсис Дрейк

Многие известные путешественники и их открытия несли пользу человечеству. Но есть среди них и такие, которые оставили по себе и недобрую память, поскольку их имена были связаны с достаточно жестокими событиями. Не исключением стал и английский протестант, с двенадцати лет плававший на корабле. Он захватывал местных жителей на Карибах, продавая их в рабство испанцам, нападал на суда и воевал с католиками. Пожалуй, никто не смог бы сравняться с Дрейком по количеству захваченных иностранных кораблей. Его походы спонсировала королева Англии. В 1577 году он отправился в Южную Америку, чтобы разгромить поселения испанцев. В ходе путешествия он нашел Огненную землю и пролив, который впоследствии был назван в его честь. Обогнув Аргентину, Дрейк разграбил порт Вальпараисо и два испанских судна. Добравшись до Калифорнии, он повстречал аборигенов, которые преподнесли англичанам дары из табака и птичьих перьев. Дрейк пересек Индийский океан и вернулся в Плимут, став первым выходцем из Великобритании, побывавшим в кругосветном путешествии. Его приняли в палату общин и наградили званием сэра. В 1595 он погиб в последнем походе на Карибы.

Афанасий Никитин

Немногие известные путешественники России добились тех же высот, что и этот выходец из тверских земель. Афанасий Никитин стал первым европейцем, побывавшим в Индии. Он совершил путешествие к португальским колонизаторам и написал «Хождение за три моря» - ценнейший литературно-исторический памятник. Успех экспедиции обеспечила карьера купца: Афанасий знал несколько языков и умел договариваться с людьми. В своем путешествии он побывал в Баку, пожил в Персии около двух лет и добрался до Индии на корабле. Посетив несколько городов экзотической страны, он отправился в Парват, где остановился на полтора года. После провинции Райчур он направился в Россию, проложив маршрут через Аравийский и Сомалийский полуострова. Однако Афанасий Никитин так и не добрался домой, поскольку заболел и умер под Смоленском, но его записки сохранились и обеспечили купцу мировую известность.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2)_____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3)Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.

3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.

4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.

5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Так как

3. К счастью,

4. Кажется,

5. По-видимому,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ , -и, вин. зе млю, мн. зе мли, земе ль, зе млям,

1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. - планета людей.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.

4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

прИданое

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Всю дорогу говорили о ЖИТЕЙСКИХ мелочах.

2. Хвойный мшистый лес ОДЕВАЕТ все горы и доходит вплотную до берега моря.

3. Наши натуры так чисты, так мягки, так ЭСТЕТИЧНЫ, что болезненно сжимаются при всяком несколько грубом прикосновении.

4. АРТИСТИЧНАЯ карьера Лили Кедровой достигла пика в конце её жизни.

5. Казакевич в ЛАКОВЫХ ботинках, мгновенно промокших, медленно шагал за Боковым, отмахиваясь руками от мокрых ветвей, так и норовивших ударить по лицу.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

возвращается ИЗ ЧЕМПИОНАТА

ВКУСНЫЙ фрукт

ПЯТЕРО ягнят

плантации ЧАЯ

килограмм ВАФЕЛЬ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) В газете «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.
6) Если каждый из 10 миллионов туристов будут совершать покупки, экономика Андорры продолжит процветать.
7) А. Ахматова так и не дожила до отмены постановлений о журналах «Звезде» и «Ленинграде».
8) Чаще питались растениями и существовавшие в древности мамонты.
9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..негрет

предл..гать

хв..стливый

б..рюзовый

расст..лающий

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и...гнание, ра...чертить

пр...бабка, с...жаление

пр...ображение, пр...забавный

и...полнение, бе...грамотный

пре...посылка, о...гадать

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё .

пирож... к

размеж...вка

парч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

закле...вший

невид...мый

обид...вший

движ...мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Кто-то суетился, кричал, что необходимо сейчас же, тут же, (НЕ)СХОДЯ с места, составить какую-то коллективную телеграмму.

2. В передней, (НЕ)ОСВЕЩЁННОЙ лампочкой, под потолком на стене висел велосипед без шин.

3. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами (НЕ)ВЫТИРАЕМОЕ окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и паутине висела забытая икона.

4. На дверях комнаты № 2 было написано что-то (НЕ)СОВСЕМ понятное: «Однодневная творческая путёвка».

5. Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе (НЕ)ПОНЯТНУЮ надпись: «Перелыгино».

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

2. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

3. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

4. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

5. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

6. Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На стекля(1)ых полках шкафов, инкрустирова(2)ых перламутром, подсвече(3)ы лампочками серебря(4)ые украшения.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Работы И. К. Айвазовского пользовались огромным успехом как у художников так и у обычных зрителей.

2. Ходит по лесу осень и развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины.

3. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

4. Пытаюсь сравнить десятки цветов и оттенков и не могу найти удачных сравнений.

5. Весной П. И. Чайковский радовался солнцу теплу первой зелёной травке.

16

Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Весна (1) по мнению специалистов (2) будет затяжной и прохладной, а лето (3) наоборот (4) сухим и жарким.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё дело было в той атмосфере сказки (1) в которую я погрузился (2) и (3) которая тотчас пробудила в душе добрые (4) и светлые чувства.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В этих местах замечательная рыбалка (1) и (2) если у вас есть свободное время (3) то вы можете провести его у реки (4) которая просто кишит рыбой.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(4)Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США, женщина, которая сидела рядом и вязала свитер. (5)Спицы позвякивали в её руках. (6)Петля цеплялась за петлю... (7)Внутри межконтинентального времени струилось старинное, неизменное время наших бабушек. (8)На печи сонно попискивали цыплята, светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне Кошкино. (9)А под крылом «Боинга» проносились Азорские острова... (10)Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела - и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно явно остановилось вместе с сердцем - стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки...

(12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь - когда много дел или же когда отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью... (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит...

(21)Люди деловые, организованные уверяют, что они - хозяева Времени. (22)Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить. (23)Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. (24)Он должен находиться в курсе, на уровне, соответствовать. (25)Он служит Времени как языческому богу, принося в жертву свою свободу. (26)Не время расписано, а человек расписан. (27)Время командует. (28)Гончие Времени мчатся по пятам.(29)Каждого человека можно представить как потребителя времени. (З0)Он перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу. (31)И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное пропадает, всё равно принято считать, что времени не хватает, его мало. (32)Автор убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится всё настоятельней. (ЗЗ)Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять человеку смысл его деятельности. (34)Время - это народное богатство, такое же, как недра, лес, озёра. (35)Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. (З6)Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. (37)Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». (38)Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко Времени. (39)И учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать.


В 6 столетии до нашей эры в восточной части Средиземного моря на островах и на побережье материка проживал древний народ Финикийцы

Красным цветом обозначена Финикия и ее торговые колонии


Финикийцы на тот момент были лучшими строителями, торговцами и мореплавателями

Финикийское торговое судно

В поисках новых рынков сбыта они отправлялись в дальние странствия


На своих землях они ловили рыбу, делали вино, алую ткань из раковин – пурпур, а также красивое цветное стекло и потом все это продавали другим народам

Взамен брали олово у британцев, лошадей у скифов, зерно у греков


В 600г до н.э. египетский фараон Нехо II поручил финикийцам задание – узнать настоящие размеры Ливии – древнее название Африки

Путешествие длилось долгих 3 года, сведения о нем дошли до наших дней через упоминание в трудах Геродота – древнегреческого ученого


Геродот - древнегреческий ученый оставивший заметный след во многих науках, но особенно в истории и географии

Геродот родился в 484 г до н.э. в древнем городе Галикарнасе , в богатой и влиятельной семье. В молодости он занимался политикой но затем все внезапно бросил и стал путешествовать



Еще одним важным путешествие Геродота была путешествие по древнему Египту.

Во время путешествия он поднимается высоко по реке Нил, покидает пределы страны Египет и первым исследует территорию неизведанную раннее.


Во всех своих путешествия он подробно описывает не только животный и растительный мир но также народы, их культуры быт, религию…После себя он оставляет огромный многотомный труд на тысячи страниц, который называется «История» а также карту древнего мира который назывался в те времена ойкумена

Карта Геродота


Наряду с финикийцами в древности существовали и другие народы, которые были знатоками в мореплавание и торговле - греки. Имя одного из них дошло до наших дней, звали его Пифей

Родился он ориентировочно в 380 году в греческом городе – Массалия. Нынче это французский город Марсель


Путешествие Пифея началось в 325 г. до н. э. На двух пентеканторах экспедиция вышла из Массилии. Ее путь был к Гибралтарскому проливу, занятому в то время карфагенянами. Гибралтар был полностью закрыт ими от прохождения чужеземных кораблей. Однако ночью Пифей под покровом темноты сумел проскользнуть мимо стражи и выйти в Атлантический океан .

Греческий пентекантор – пятидесятивесельное военно-торговое судно


Через несколько недель он достиг Корбилона, древнего города населенного кельтам, от них он узнал что они закупают олово в Британии и решается плыть туда. Олово в древности очень ценилось, сплав олова и меди дают более прочную бронзу, железо в те времена практически не знали.

г. Корбилон


Пифея хорошо приняли в Британии или Альбионе- другое название этих островов. Он загрузил 1 корабль оловом и отправил обратно, расспросив местных людей про янтарь он на оставшимся корабле поплыл дальше через Северное море

Albus - означает белый у древних римлян и греков

Южное побережье Британии обрывистое, скалистое и сложеннное обычным мелом, из-за яркого белого цвета Британию и по сей день нередко называют «туманный альбион»


Путешествуя по Северному морю Пифей достиг острова Туле (западное побережье Норвегии) но дальше плыть побоялся, так как испугался больших холодных медуз и гигантских морских чудовищ

Как вы думаете что представляли собой гигантские морские чудовища?

Зимнее побережье Норвегии


Пифей повернул обратно, достиг снова Британских островов и поплыл на запад в Балтийское море, где спокойно провел меновую торговлю с местными племенами, купил много янтаря и вернулся обратно. И хотя ему вначале не поверили но мы то все знаем…

Янтарь – окаменевшая древняя смола