Памятники наследия юнеско в италии. Все объекты всемирного наследия юнеско в италии. Культурный ландшафт долины Валь д’Орча: искусство и пейзажи

1. Наскальные рисунки в Валь-Камоники - Incisioni rupestri della Val Camonica (1979)

2. Фреска «Тайная Вечере» Леонардо да Винчи в церкви Санта Мария делле Грацие в Милане - Chiesa e convento domenicano di Santa Maria delle Grazie con L"ultima cena di Leonardo da Vinci, Milano (1980)

3. Исторический центр Рима и владения Ватикана, включая церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура - Centro storico di Roma (1980-1990)

4. Исторический центр Флоренции - Centro storico di Firenze (1982)

5. Венеция и ее Лагуна - Venezia e la sua Laguna (1987)

6. Соборная Площадь в Пизе - Piazza del Duomo di Pisa (1987)

7. Исторический центр Сан Джиминьяно - Centro storico di San Gimignano (1990)

8. «И-Сасси-ди-Матера» - скальные поселения у города Матеры - Sassi di Matera (1993)

9. Город Виченца и Палладианские виллы в Венето - Città di Vicenza e le Ville palladiane del Veneto (1994-1996)

10. Исторический центр Сиены - Centro storico di Siena (1995)

11. Исторический центр Неаполя - Centro storico di Napoli (1995)

12. Город Креспи д’Адда - Crespi d"Adda (1995)

13. Феррара эпохи Возрождения и дельта реки По - Ferrara città del Rinascimento e delta del Po con le delizie estensi (1995-1999)

14. Замок Кастель-дель-Монте - Castel del Monte (1996)

15. Трулли в Альберобелло - Trulli di Alberobello (1996)

16. Раннехристианские памятники в Равенне - Monumenti paleocristiani di Ravenna (1996)

17. Исторический центр города Пьенца - Centro storico della città di Pienza (1996)

18. Королевский дворец XVIII века в Казерте - Palazzo Reale del XVIII secolo di Caserta, con il Parco, l"Acquedotto Carolino e il complesso di San Leucio (1997)

19. Резиденции савойских монархов в Турине и окрестности - Residenze sabaude di Torino e dintorni (1997)

20. Ботанический сад в Падуе - Orto botanico di Padova (1997)

21. Кафедральный собор, Городская башня и Большая площадь в Модене - Duomo, Torre Civica e Piazza Grande di Modena (1997)

22. Археологическая зона Помпеи, Эрколано и Торре Аннунциата - Aree archeologiche di Pompei, Ercolano e Torre Annunziata (1997)

23. Римская вилла в Казале - Villa romana del Casale, presso Piazza Armerina (1997)

24. Су-Нуракси-ди-Барумини - Su Nuraxi di Barumini (1997)

25. Портовенере, Чинкве Терре и острова Пальмария, Тино и Тинетто (1997)

26. Амальфитанское побережье - Costiera amalfitana (1997)

27. Археологические памятники в городе Агридженто - Parco Archeologico e Paesaggistico della Valle dei Templi di Agrigento (1997)

28. Археологическая зона и Патриаршая базилика в Аквилее - Area archeologica e Basilica patriarcale di Aquileia (1997)

29. Исторический центр Урбино - Centro storico di Urbino (1998)

30. Культурный ландшафт района Чиленто, национальный парк Валло-ди-Диано, археологические памятники Пестума и Элеи, монастырь Чертоза-ди-Падула - Parco Nazionale del Cilento e Vallo di Diano con il sito archeologico di Paestum, Velia e la Certosa di Padula (1998)

31. Вилла Адриана в Тиволи - Villa Adriana a Tivoli (1998)

32. Верона - Città di Verona (2000)

33. Липарские острова - Isole Eolie (2000)

34. Базилика Святого Франциска и другие францисканские святыни в Ассизи - Assisi, la Basilica di San Francesco e altri siti francescani (2000)

35. Вилла д’эсте в Тиволи - Villa d"Este a Tivoli (2001)

36. Города позднего барокко в долине Ното - Città tardo barocche del Val di Noto (Sicilia sud-orientale) (2002)

37. Ансамбли Сакри-Монти (Святые горы) в Пьемонте и бардии - Sacri Monti del Piemonte e della Lombardia (2003)

38. Гора Сан Джорджио - Monte San Giorgio (2003)

39. Этрусские некрополи в Черветери и Тарквинии - Necropoli etrusche di Cerveteri e Tarquinia (2004)

40. Культурный ландшафт Валь д"Орча - Val d"Orcia (Siena) (2004)

41. Город Сиракуза и некрополь Панталика - Città di Siracusa e la necropoli di Pantalica (2005)

42. Генуя: Улица Ле-Страде-Нуове и комплекс дворцов Палацци-деи-Ролли - Genova: Le Strade Nuove e il sistema dei Palazzi dei Rolli (2006)

43. Мантуя и Саббьонета - Mantova e Sabbioneta (2008)

44. Ретийская железная дорога - Ferrovia retica nel paesaggio dell"Albula e del Bernina (2008)

45. Доломитовы Альпы - Dolomiti (2009)

46. Лонгобарды в Италии - Longobardi in Italia: i luoghi del potere (2011)

47. Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп - Antichi insediamenti sulle Alpi (2011)

48. Вулкан Этна - Monte Etna (2013)

49. Дворцы, сады и загородные виллы семейства Медичи в Тоскане - Ville e giardini medicei in Toscana (2013)

50. Природный ландшафт итальянских виноградников: Ланге-Роеро и Монферрат - Paesaggio vitivinicolo del Piemonte: Langhe-Roero e Monferrato (2014)

«Италия по-русски » - крупнейший информационный портал об Италии

Слава Италии как страны, знаменитой на весь мир своими произведениями культуры, художественными и архитектурными шедеврами, неповторимыми природными красотами, накладывает и некоторые обязанности: многие из материальных и нематериальных ценностей требуют к себе постоянного внимания и особого, бережного отношения - чтобы наследие прошлого могло послужить и будущим поколениям.

Вилла Кафаджоло. Фото it.wikipedia.org

Умбрия

Вилла Адриана в Тиволи поблизости от Рима (1999) - наиболее сохранившийся образец императорской виллы. Вилла представляет собой комплекс классических зданий (первоначально их было около 30), построенный во II веке при императоре Адриане.

Вилла д’Эсте в Тиволи (2001) - один из самых ярких и значительных примеров культуры эпохи Возрождения в период ее расцвета. Оформление парка виллы в новаторском решении (фонтаны, бассейны, малые архитектурные формы) стало образцом для последующего развития садов и парков во всей Европе.

Вилла д’Эсте. Фото promptguides.com

Этрусские некрополи в Черветери и Тарквинии (2004) являются уникальным свидетельством древней этрусской цивилизации и отражают способы захоронения в IX-I веках до н.э. Настенные рисунки прекрасного качества, которыми расписаны многие гробницы, рассказывают о различных аспектах жизни этрусков.

Кампания

Исторический центр Неаполя , сохранивший следы сменяющих друг друга на протяжении столетий культур Средиземноморья, включен в список Всемирного наследия в 1995 году. Один из самых древних городов Европы, Неаполь знаменит такими выдающимися памятниками, как замок Кастель-Нуово, крепость Кастель-дель-Ово, церковь Санта-Кьяра и многими другими.

Амальфитанское побережье (1997) - пример средиземноморского пейзажа исключительной красоты и природного разнообразия. В городах побережья, таких как Амальфи и Равелло, собрано немало архитектурных и художественных ценностей.

Амальфитанское побережье. Фото v isititaly.it

Археологические зоны - Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата (1997). Руины двух древнеримских городов Помпеи и Геркуланума и их окресностей, погибших после извержения Везувия в 79 году, были раскопаны и представлены для обозрения в XVIII веке, давая полное представление об обществе и повседненой жизни того периода.

Королевский дворец в Казерте с парком, акведук Ванвителли и фабричный поселок Сан-Леучо (1997) - этот дворцовый комплекс был создан в XVIII веке по проекту Ванвителли в попытке превзойти Версаль и королевский дворец в Мадриде. Великолепный дворец в окружении парков и природного ландшафта, шелкопрядильная фабрика с домиками для рабочих хорошо отражают эпоху Просвещения.

Дворец в Казерте. Фото travelbefore.it

Культурный ландшафт района Чиленто, национальный парк Валло-ди-Диано, археологические памятники Пестума и Элеи, монастырь Чертоза-ди-Падула (1998). С давних времен область Чиленто служила перекрестком, важным для культурных, политических, торговых сообщений, что отражают группы поселений и святилищ, расположенные вдоль трех горных хребтов.

Апулия

Замок Кастель-дель-Монте (1996), построенный императором Фридрихом II в XIII веке неподалеку от Бари, представляет собой сооружение абсолютно правильной восьмиугольной формы - шедевр средневековой военной архитектуры, сочетающий восточные, классические и североевропейские элементы.

Кастель-дель-Монте. Фото whc.unesco.org

Трулли - традиционные жилые постройки в городе Альберобелло (1996). Это уникальные дома с крышей конической формы, построенные по древней технологии сухой кладки, которая используется в этом регионе до сих пор.

Трулли. Фото filmapia.com

Базиликата

«И-Сасси-ди-Матера» - скальные поселения у города Матера (1993) - выдающийся и хорошо сохранившийся пример пещерного города. Сумев прекрасно приспособиться к условиям местного ландшафта, люди обитали здесь уже в период палеолита.

Сицилия

Древнеримская вилла Дель-Казале (1997) находится поблизости от города Пьяцца-Армерина и является одним из самых роскошных сооружений периода IV века. Богатые, хорошо сохранившиеся мозаики, которые украшают почти каждую комнату, являются основной достопримечательностью виллы.

Археологические памятники в городе Агридженто (1997). Основанный в 580 г. до н.э. как греческая колония, своего максимального расцвета Агридженто достиг в V веке до н.э., став одним из самых крупных городов древнего Средиземноморья. О его былом величии, о периодах развития рассказывают остатки храмов и других построек, хотя многое еще предстоить открыть в ходе раскопок.

Храм Агридженто. Фото it.wikipedia.org

Липарские (Эоловые) острова (2000) дают представление о современных вулканических процессах, являясь объектом наблюдения ученых, по меньшей мере, с XVIII века и значительно обогатив геологию и вулканологию, в частности, примерами двух разных типов извержения.

Города позднего барокко в долине Ното (2002). Восемь городов на юго-востоке Сицилии - Кальтаджироне, Милителло-ин-Валь-ди-Катания, Катания, Модика, Ното, Палаццоло-Акрейде, Рагуза, Шикли, восстановленные после землетрясения 1693 года в едином стиле позднего барокко, характеризуются новаторскими, по тем временам, методами застройки.

Античные Сиракузы и скальный некрополь Панталика (2005). Историческая часть Сиракуз представляет собой уникальное свидетельство развития Средиземноморья на протяжении более чем трех тысячелетий - от Византии до Бурбонов. В некрополе Панталика можно увидеть более 5000 скальных гробниц, большинство из которых относятся к XIII-VII вв. до н.э.

Вулкан Этна (2013) - один из самых показательных вулканов в мире, активность которого продолжается на протяжении, как минимум, последних 2700 лет. Этна имеет самую долгую документально зафиксированную историю вулканической активности. Это самый высокий и интересный действующий вулкан в Европе.

Вулкан Этна. Фото flickr.com

Сардиния

Доисторические башни Су-Нуракси в Барумини (1997) - археологический комплекс, состоящий из башен-нураг в виде усеченных конусов, которые строились в качестве оборонительных укреплений в конце 2-го тысячелетия до н.э. Комплекс Су-Нуракси является наиболее полным примером нурагической архитектуры.

В 2011 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО было включено два новых объекта, охватывающих сразу несколько регионов:

Лонгобарды в Италии (Фриули-Венеция-Джулия, Ломбардия, Умбрия, Кампания, Апулия) - этот объект ЮНЕСКО охватывает семь групп строений (крепостей, церквей, монастырей) на территории Италии, рассказывающих о пребывании лонгобардов на Апеннинском полуострове в VI-VIII веках.

Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп (Фриули-Венеция-Джулия, Ломбардия, Пьемонт, Трентино - Альто-Адидже) - в этот объект ЮНЕСКО входят дошедшие до нас остатки доисторических свайных поселений, которые строились в Альпах примерно с 5000 по 500 год до н.э. на берегах озер, рек или в болотистой местности.

Помимо вышеперечисленных объектов, на Апеннинском полуострове находятся еще два объекта, вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО - это государство Ватикан (1984) и государство Сан-Марино (исторический центр Сан-Марино и гора Монте-Титано, 2008).

Нематериальные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

Сицилийский кукольный театр «Опера-деи-Пупи» (2001, 2008) - театр марионеток, появившийся на Сицилии в начале XIX века. В своих представлениях кукольники, импровизируя, рассказывали саги и легенды о рыцарях, святых и разбойниках. Две школы Сицилийского кукольного театра (Катания и Палермо) отличаются друг от друга как по технике движений марионеток, так и по сюжетам спектаклей. Секреты этого искусства передавались строго от отца к сыну.

Сицилийский театр кукол. Фото casavacanzainsicilia.com

Сельские песни Сардинии «Канто-а-Теноре» (2005, 2008) - особый вид традиционного пастушьего хорового пения, единственный в своем роде, который родился еще в дохристианскую эпоху как подражание звукам природы и животных.

Средиземноморская диета (2010, совместно с Испанией, Грецией и Марокко) - модель питания, характерная для стран Средиземноморского бассейна, интерес к которой в последние годы возрос далеко за пределами Европы.

Эмблема проекта Всемирное наследие

Не был обойден вниманием и Ватикан : в 1984-м году он был внесен в Список Всемирного Наследия целиком – и внушительные стены, и фрески Сикстинской Капеллы, и микеланджелевский купол базилики Сан-Пьетро и сама базилика со всем ее архитектурно-художественным содержимым, созданным великими итальянскими мастерами – от Браманте до Бернини.

Пещерный храм Мария-дельи-Анджели, Матера

Античность

Среди дохристианских памятников первые позиции занимают древнеримские города Помпеи и Геркуланум , однако не менее ценны раскопки в Агридженто , нураги в сардском Барумини , римская Аквилея , древнеримская мозаичная Вилла-дель-Казале на Сицилии и Вилла Адриана в Тиволи , некрополи этрусков в Тарквинии и Черветери , а также сицилийская Панталика . Инициатива ЮНЕСКО позволила в прямом смысле спасти некоторые объекты, чьи упадок и окончательное разрушение были уже не за горами. Один из ярчайших примеров – это Сасси – уникальный высеченный в скалах исторический центр города Матеры, расположенного в регионе Базиликата. Переход этого потрясающего памятника древней архитектуры из категории "Национальная Стыдобища" прямиком в почетный юнесковский список принес всему отстающему в плане туризма южному региону не только известность и бесконечные потоки посетителей, но и средства на восстановление достопримечательности и приведение ее в божеский вид.

Семь объектов были внесены в 2011-м году в итальянский Список под общим одним общим названием: Владения лангобардов в Италии . Это Лангобардский Храм во Чивидале-дель-Фриули (Удине), комплекс Сан-Сальваторе в Санта-Джулии (Брешия), замок Кастельсеприо (Варезе), еще один Храм в Клитунно-а-Кампелло (Перуджа), базилика Сан-Сальваторе в Сполето (Перуджа), церковь Санта-София (Беневенто) и Санктуарий Сан-Микеле (Фоджа).

Креспи-д-Адда

Современность

Отдельно следует отметить внесение в Перечень Всемирного Наследия более-менее современных объектов. Так, в 1995-м году удостоился такой чести живописный рабочий поселок XIX века в Пятиземелье (Cinque Terre) неподалеку от Сицилии, а также долина реки Орча (Val d"Orcia) в Тоскане, известная своими панорамными видами – все они были внесены в список Всемирного наследия в период с 1997-го по 2004-й годы.

Не были обойдены стороной и горные массивы: в 2009-м году значок "vii", которым маркируются природные феномены исключительной красоты и эстетической важности, был присвоен Доломитовым Альпам . Годом позже итальянская половина горы Сан-Джорджо "догнала" свою швейцарскую половину, внесенную во Всемирное Наследие еще 2003-м, а в 2011-м году дождался своей очереди и действующий вулкан Этна , расположенный на Сицилии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надо сказать, что история на этом не кончается. Любая страна мира каждые пять лет может подавать на рассмотрение список достопримечательностей, расположенных на ее территории и достойных, по ее мнению, на включение в Список Всемирного Наследия. Так, за последнюю пятилетку количество итальянских достопримечательностей в списке увеличилось на семь позиций и имеется длинный список объектов, которые Италия собирается выставить на рассмотрение Международного Комитета Конвенции по Культуре.

Италия – лидер по признанным объектам, вошедшим во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Официальный список объектов ЮНЕСКО уже сейчас объединяет 51 шедевр, созданный на территории современной Италии человеком или природой.

Достопримечательности выделяют ради их же блага: так ЮНЕСКО сигнализирует человечеству о том, что эти шедевры не только прекрасны, но и нуждаются во внимании и защите общества.

Объекты ЮНЕСКО в Италии на сегодня представлены в восьми различных категориях и имеют разные критерии уникальности. Первые шесть критериев касаются объектов из сферы культуры.

  1. 1. Шедевры человеческого созидательного гения.
  2. 2. Объекты, возникшие в результате взаимовлияния человеческих ценностей (в культуре и искусстве; в архитектуре, планировке городов и создании ландшафтов, а также в технологиях).
  3. 3. Культурные или цивилизационные феномены.
  4. 4. Исторические конструкции, архитектура, технологические ансамбли или ландшафт.
  5. 5. Традиционные сооружения – примеры взаимодействия человека с природой и окружающей средой (в особенности с исчезающими феноменами).
  6. 6. Объекты мировой культуры, связанные с традициями, идеями или верой, с художественными произведениями или литературой.

Еще два критерия охватывают природные феномены Италии – вместе с уникальными по красоте местами (7) и образцами основных этапов истории существования нашей планеты (8) . Чаще всего объект ЮНЕСКО представляет сразу несколько критериев уникальности. Это делает каждое – даже мысленное – путешествие к новому шедевру еще более захватывающим!

Венеция и ее лагуна (критерии 1–6)

Объекты ЮНЕСКО в Венеции интересны и разнообразны. Сам город – это , где вместо пажей рассекают гондольеры… В Венецию влюбляешься с первого раза – и, как правило, навсегда. Венецианская лагуна объединяет около сотни островов. Среди них, например, находиться Сан-Ладзаро-дельи-Армени, известный на весь мир центр армянской культуры, и Лидо-ди-Венеция – средневековый остров Святого Николая.

Фото: © Iakov Kalinin - Fotolia.com.

Исторический центр Рима и владения Ватикана (1–4, 6)

Объекты ЮНЕСКО в Риме и Ватикане прежде всего ассоциируются с сакральным наследием Европы. Центр Рима и владения Ватикана, пользующиеся правами экстерриториальности (включая церковь – великую базилику святого Павла за городскими стенами) вошли в список Всемирного наследия как один комплекс.

Информация для путешественников

  • Что посмотреть в и
  • Храмы и Ватикана

Исторический центр Флоренции (1–4, 6)

Ценность объектов ЮНЕСКО во Флоренции – «Колыбели Возрождения» – не только в их истории, но и в уникальной архитектурной форме. Не зря за время своего существования город успел влюбить в себя герцогов Медичи, побывать столицей республики и королевства. Подарить миру Данте Алигьери, Галилео Галилея, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Николо Макиавелли…

Автор фото: SashaLuk IGotoWorld PG.

Информация для путешественников

Базилика Святого Франциска и францисканские памятники, Ассизи (1–4, 6)

Объекты ЮНЕСКО в Ассизи (провинция Перуджа в Умбрии) связаны с историей святого Франциска – монаха и праведника 12-13 веков, основателя нищенствующего Ордена Меньших Братьев (францисканцев). В городе Ассизи находиться монастырский комплекс св. Франциска, а неподалёку – первый францисканский храм Санта-Мария-дельи-Анджели. Также стоит посетить церковь св. Клары, как и романский собор Сан-Руфино.

Источник фото: anticacanonica.it.

Информация для путешественников

  • Что посмотреть в Ассизи? Город хранит и дохристианское наследие: это портик храма Минервы

Вилла д’Эсте, Тиволи (1–4, 6)

Информация для путешественников

  • Храмы Тиволи. Это, прежде всего, Кафедральный собор (Дуомо), церкви Санта-Мария-Маджоре, Сан-Сильвестро и Сан-Пьетро-алла-Карита.

Город Феррара и дельта реки По (2–6)

Феррара является городом культуры и искусства эпохи Возрождения, столицей одноименной провинции в области Эмилия-Романья. Объекты ЮНЕСКО в Ферраре – это готическая строгость замков, великолепие соборов, аристократическая красота дворцов… А также свидетельства плодотворного сотрудничества человека и природы: Феррара находится в сложной дельте реки По.

Источник фото: agriturismostrozza.it.

Информация для путешественников

Раннехристианские памятники, Равенна (1–4)

В этом городе было отмечено восемь уникальных достопримечательностей эпохи Поздней античности (5-6 век). Таким образом сформировались объекты ЮНЕСКО в Равенне. Это мавзолеи (Галлы Плацидии и Теодориха), баптистерии (православных и ариан), базилики (Сан-Витале, Сант-Аполлинаре-Нуово и Сант-Аполлинаре-ин-Классе), а также Архиепископский музей и капелла апостола Андрея.

Фрески базилики Сан-Витале. Источник фото: quaterpassnextg.blogspot.com, автор Mario Sala.

Информация для путешественников

Королевский дворец, акведук Ванвителли и поселок Сан-Леучо, Казерте (1–4)

Многочисленные объекты ЮНЕСКО в Казерте радуют своим разнообразием. Казерта, центр одноименной провинции, находится в регионе Кампания. Здесь воображение путешественников поражает грандиозное величие (18 век) и мощное сооружение акведука Ванвителли. А фабричный посёлок Сан-Леуччо возник неподалёку – вокруг мануфактуры шёлка, которая стала техническим и социальным достижением того времени. Элитное производство работает и сейчас.

Источник фото: imparziale.com.

Информация для путешественников

  • Храмы Казерты. Их в округе много. Например, можно посетить собор святого Архангела Михаила на пьяцца-Дуомо и церковь Доброго Пастыря на пьяцца-Питести

Кафедральный собор, Торре-Чивика и Пьяцца-Гранде, Модена (1–4)

Объекты ЮНЕСКО в Модене (Эмилия-Романья) – три основные достопримечательности, которые составляют один архитектурный ансамбль. Это Кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии и святого Геминиана, башня Торре-Чивика («Гирландина») и площадь Пьяцца-Гранде.

Источник фото: myarchstories.wordpress.com.

Информация для путешественников

  • Храмы Модены. Интересна история «Церкви обета». Ее построили как благодарность Деве Марии от тех, кто выжил в Модене во время эпидемии чумы (17 век)

Археологические памятники, Агридженто (1–4)

Древнегреческие сооружения сицилийского города Агридженто до сих пор прекрасны в своём величии. Объекты ЮНЕСКО в Агридженто – это, в первую очередь, разрушенный храм Зевса Олимпийского, гигантский атлант, чудом сохранившийся храм Согласия, храмы Геры и Геркулеса. Некоторые храмы – Юпитера, Диоскуров, Эскулапа и Эфеса – сохранились только в руинах. Также в Долине храмов, как называют это место, расположены и раннехристианские кладбища (некрополи).

Источник фото: outandaboutinparis.com.

Информация для путешественников

  • Храмы Аргидженто. Это Барочная церковь св. Лаврентия, Кафедральный собор и т. д.

Резиденции королевского Савойского дома, Турин и окрестности (1-2, 4-5)

14 владений Савойской королевской династии находятся как в городе Турин, так и в регионе Пьемонт в целом (север Италии). Объекты ЮНЕСКО в Турине – это Королевский дворец, Палаццо-Мадама, Палаццо-Кариньяно, замок Валентино и Вилла-делла-Реджина. Объекты ЮНЕСКО в Пьемонте, относящиеся к Савойскому дому, объединяют охотничий дворец Ступиниджи, королевский дворец Венария, парк Ла-Мандрия и шесть старинных замков (Риволи, Алье, Монкальери, Раккониджи, Полленцо, Говоне).

Королевский дворец в Турине. Источник фото: lamiatorino.it.

Информация для путешественников

  • Что посмотреть в и

Города позднего барокко, Валь-ди-Ното (1-2, 4-5)

Города позднего барокко в районе Валь-ди-Ното находятся на территории провинций Рагуза и Сиракуза на юго-востоке острова Сицилия. Объекты ЮНЕСКО в Валь-ди-Ното – это Рагуза, Ното, Кальтаджироне, Катания, Милителло-ин-Валь-ди-Катания, Модика, Палаццоло-Акрейде и Шикли.

Вид на город Ното. Источник фото: casavacanzelafonte.com.

Информация для путешественников

Соборный комплекс, Пиза (1-2, 4, 6)

Пьяцца-деи-Мираколи, то есть «площадь Чудес» – это величественная доминанта города Пизы. Кроме знаменитой (колокольни) объекты ЮНЕСКО в Пизе объединяют и другие чудеса Средневековья. Это Собор Успения Пресвятой Девы Марии, Баптистерий Святого Иоанна Крестителя и кладбище Кампо-Санто (Святое Поле).

Источник фото: 500px.com, автор Domingo Leiva.

Информация для путешественников

Древний город Сиракузы и скальный некрополь Панталика (2-3, 4, 6)

Объекты ЮНЕСКО в провинции Сиракуза находятся на острове Сицилия. Некрополь Панталика включает в себя более 5000 гробниц, которые вырублены в скалах Иблейских гор задолго до нашей эры. А руины древних Сиракуз свидетельствуют о том, что здесь находился крупнейший по площади город Античной эпохи… Сейчас тут построен и современный город Сиракуза – столица одноименной провинции.

Источник фото: ustodays.com.

Информация для путешественников

Замок Кастель-дель-Монте, Андрия (1-3)

Источник фото: toscanainside.com.

«Су-Нуракси» – древние укрепления, Барумини (1, 3-4)

Фото: © federico.fiorillo - Fotolia.com.

Информация для путешественников

Археологические памятники и Патриаршая базилика, Аквилея (3-4, 6)

Древний город Аквилея находиться в провинции Удине (Фриули-Венеция-Джулия). Объекты ЮНЕСКО в Аквилие – это Патриаршая базилика (с баптистерием и мозаичным полом 4 века) и обширная .

Источник фото: touringclub.it.

Информация для путешественников

  • Храмы Удине. Кафедральный собор Санта-Мария-Маджоре, базилика Беата-Верджине-делле-Грацие, церковь Сан-Франческо

Храм Санта-Мария-делле-Грацие и «Тайная вечеря», Милан (1, 2)

В 1980 году объекты ЮНЕСКО в Милане – комплекс доминиканского монастыря вместе с центральным храмом Санта-Мария-делле-Грацие и «Тайной Вечерей» (15 век) – первыми в Италии были внесены в список Всемирного наследия. Легендарную роспись Леонардо да Винчи написал на стене монастырской трапезной. Здесь она чудом уцелела даже во время Второй мировой войны.

Источник фото: dfiles.me.

Информация для путешественников

Город Виченца и виллы архитектора Палладио, Венето (1-2)

Виченцу называют городом Андреа Палладио – великого зодчего периода позднего Возрождения и маньеризма. В окрестностях Виченцы и Венеции он выстроил множество вилл. Особо среди объектов ЮНЕСКО в Венето знаменита Ла-Ротонда, вилла Альмерико-Вальмарана.

Источник фото: thepalladiantraveler.com.

Информация для путешественников

Ботанический сад, Падуя (2-3)

Источник фото: vindiatours.eu.

Информация для путешественников

Исторический центр города Урбино (2, 4)

Центр этого красивого города (провинция Пезаро-э-Урбино в Марке) возник в эпоху Ренессанса. Наиболее значительными из объектов ЮНЕСКО в Урбино являются дворец урбинских герцогов Палаццо-Дукале и Кафедральный собор Взятия Пресвятой Девы Марии в Небесную славу.

Источник фото: discovermarche.wordpress.com.

Информация для путешественников

  • Храмы Урбино. Особо интересны две церкви 15 века: Сан-Доменико и Сан-Спирито.

Город Верона, Венето (2, 4)

Источник фото: wired.com.

Информация для путешественников

  • Храмы Катании. Собор Святой Агаты, коллегиата Санта-Мария-делль-Элемосина, базилика Святого Николая, церкви Святого Франциска и Святого Бенедикта и т. д.

Гора Сан-Джиорджио, Ломбардия (8)

На територии Италии гора Монте-Сан-Джиорджио находиться на территории провинции Варесе и принадлежит к природным объектам ЮНЕСКО в Ломбардии. В тоже время основная часть этой горы географически расположена в Швейцарии. Сан-Джиорджио бережно хранит окаменелости морских обитателей, живущих 245–230 млн. лет назад.

Источник фото: ticinotopten.ch.

Информация для путешественников

  • Что посмотреть в Варесе? Центр провинции, город Варесе, гордится базиликой Сан-Витторе и дворецом-виллой Франческо д’Эсте. Недалеко от города находятся часовни Сакри-Монти.

Кстати, уже существует новый предварительный список ЮНЕСКО , который содержит большой перечень следующих кандидатов во Всемирное наследие от Италии. В этом перечне представлено более 40 объектов. Многие из них скоро могут подтвердить свою ценность и дополнить Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Есть объекты-кандидаты и в новых категориях. Они обращают наше внимание на редкие природные достопримечательности Италии, в том числе на образцы развития экосистем (9) и на биологическое многообразие (10), особо нуждающееся в защите и сохранении.

Италия – одна из немногих стран, обладающих огромным культурным наследием. Богатая история повлияла на развитие искусства. Уже само слово «Италия», по-видимому, обладает особой магией и завораживает нас с самого детства, еще со школьной скамьи. И как только мы узнаем о существовании Италии, история и культура которой самым тесным образом переплетаются с наследием всего мира, то возникает желание хотя бы один раз в жизни увидеть эту прекрасную, удивительную и единственную в своем очаровании страну, сумевшую вдохновить на творчество бесчисленную вереницу поколений человечества.
О первом переселении людей в Италию никаких сведений не сохранилось. Однако достоверно известно, что ее территория была заселена в эпоху палеолита. Наиболее древними племенами, населявшими Италию, были лигуры, этруски, венеты и япиги. В частности, области Лигурия и Венето получили свое название именно от этих племен. Позже других Италию в долине реки По заселили кельты (галлы). Постепенно на большей части полуострова распространилась италийские племена, пришедшие на полуостров с севера. Среди них наиболее высоким уровнем развития отличались латины.
В ранний период существования Рима в нем правили цари. Но в 509 году до н.э. последний царь Тарквиний Гордый был изгнан, и была основана республика. Власть была вручена консулам (консул по-латыни – товарищ), избиравшимся парами сроком на один год. К середине III века до н.э. Рим подчинил себе всю территорию Италии и превратился в крупное государство, добивавшееся гегемонии в Средиземноморье, что привело к столкновению с другой морской державой – Карфагеном. После трех Пунических войн (в том числе и со знаменитым Ганнибалом) в 146 году до н.э. Рим добился окончательной победы, и Карфаген был стерт с лица земли. Однако период II-I веков до н.э. ознаменовался и другими социальными потрясениями и гражданскими войнами. Так, в 45 году до н.э. в борьбе с Помпеем победу одержал Гай Юлий Цезарь, который через год был убит заговорщиками во главе с Брутом и Кассием. Новый период гражданских войн был завершен победой приемного сына Цезаря – Октавиана, в 27 году до н.э. получившего от Сената титул Августа («Священного»). С этого момента Рим стал империей.
В 395 году н.э. император Теодор разделил Рим на Западную и Восточную империи. В 476 году н.э. последний император Западной Римской империи малолетний Ромул Август был низложен вождем германских наемников Одоакром. В Италии возникло первое варварское королевство. Восточная же Римская империя (Византия) просуществовала еще около тысячи лет.
В дальнейшем в течение почти 400 лет Италия подвергалась многочисленным нашествиям варваров, Византии, лангобардов и франков. В 756 году была образована Папская область, ознаменовав окончательный раздел светской и духовной ветвей власти. В 774 году государство лангобардов было завоевано Карлом Великим, а чуть позже – в 781 году – было образовано итальянское королевство, которое с 962 года было включено германским королем Оттоном I в состав Священной Римской империи.
В Средневековье Италия была предметом многочисленных конфликтов между европейскими династиями и римскими папами и находилась под их влиянием. Италия оставалась раздробленной. После Итальянских войн 1494 – 1559 годов на значительной ее части закрепилось господство Испании, а после войны за Испанское наследство (1701 – 1714 годов) – господство Австрии. Страна находилась в состоянии глубокого политического и экономического кризиса. Прекращение во второй половине XVIII века военных действий привело к некоторому оживлению и возникновению движения за освобождение, национальную независимость и объединение Италии, так называемого «Рисорджименто». При этом надежды возлагались на помощь революционной Франции. После итальянского похода Наполеона в 1796 – 1797 годах в Италии были образованы республики, которые после 1804 года были превращены в королевства. В это время в стране были проведены политические и экономические реформы. В войне 1812 года Италия выступала на стороне Франции, направив в Россию 27 тысяч солдат, из которых на родину вернулось всего 333 человека. В период меду 1821 и 1848 годами в Италии было сделано несколько неудачных попыток восстания против австрийцев. Однако уже в 1859 году при поддержке Наполеона III итальянский полководец Кавур одержал победу над австрийцами в области Ломбардия, в результате чего она отошла к Савойскому королевству, уже включавшему в себя такие области, как Пьемонт, Лигурия и Сардиния. В следующем году поход знаменитой Гарибальдийской тысячи привел к освобождению всей Южной Италии. В 1861 году королем Италии был коронован Виктор Эммануил II. Вследствие присоединения в 1866 году области Венето и взятия в 1870 году Рима, который вновь стал столицей Итальянского государства, вся Италия была объединена.
В 1900-1914 годах развитие Италии шло ускоренными темпами, возникла крупная промышленность. В 1912 году в результате войны Италия захватила Ливию. Социальное напряжение в Италии было высоким. К участию в I мировой войне Италия была не готова и объявила о своем нейтралитете, но под нажимом Антанты в 1915 году объявила войну Австро-Венгрии, а в 1916 году – Германии.
В 1919 году во время экономического кризиса оформилось фашистское движение, которое возглавил Муссолини. В 1922 году он стал премьер-министром. В 1936 году Муссолини объявил о превращении Италии в империю. Во II мировую войну Италия вступила 10 мая 1940 года. 8 сентября 1943 года большая часть Италии была оккупирована немецкими войсками. В июне 1944 года англо-американские войска вошли в Рим, в апреле 1945 года в ходе восстания была освобождена Северная Италия. К 1948 году, используя средства, полученные по плану Маршалла, Италия достигла довоенного уровня развития. В 1949 году Италия вступила в НАТО, а в 1957 году – в ЕЭС.
На территории Италии трудились многие великие мастера: художники, скульпторы, ученые, поэты и писатели, композиторы и архитекторы и многие другие. Среди них есть и наши соотечественники. Многие великие русские люди жили и трудились в Италии.
В конце XVII века все чаще в Италию приезжают русские мастера для изучения судоходного дела и строительства судов. Например, в 1696 году с этой целью Петром было послано «50 спальников и стольников», а в мае следующего года в Италию прибыло несколько десятков дворян для изучения «разных наук». Начиная с XIX века в Италии повсеместно можно было встретить представителей русской аристократии.
Русские сезоны в Сан-Ремо открыла императрица Мария Александровна, супруга Александра II. Она провела здесь зиму 1874-1875 годов и в знак благодарности подарила городу пальмы для нового бульвара. В честь русской императрицы и был назван этот бульвар. Городские власти назвали его «Бульвар Императрицы». Тогда же при дворе императрицы провел свою последнюю зиму в жизни известный русский писатель А.К. Толстой.
Вслед за императрицей на зимние сезоны стала съезжаться и русская знать, включая и членов дома Романовых. Так, в 1895 году здесь безуспешно лечился и умер от туберкулеза другой великий князь Алексей Михайлович.
Многие аристократы имели здесь зимние дачи. Некоторые туберкулезные больные избрали Сан-Ремо местом своего постоянного жительства. В городе начали появляться русская баня, аптека, пекарня. А в 1913 году, благодаря помощи императора Николая II была построена русская церковь.
Но не только курорт Сан-Ремо связан с русскими. Целая эпоха городов Тосканы связана с именем потомков уральских горнозаводчиков Демидовых. Имя «Демидофф» сохранилось во многих местах Флоренции и Тосканы – в названии гостиниц, баров, гаражей, улиц. Князь Павел Демидов купил в Пратолино, недалеко от Флоренции, имении великого герцога Тосканского Фердинанда III, сохранил и отреставрировал ренессансные постройки времен Марии Медичи. Вместе с тем усадьба заметно обрусела.
В центре парка князь установил прекрасный памятник своему отцу, меценату Николая Демидову. В интерьерах появились многочисленные работы русских мастеров. Сегодня здесь существует улица, которая так и названа «виа делла Вилла Демидофф».
Князь Павел, скончавшийся в 1885 году, был погребен здесь же, в усадебной церкви. Позднее его прах был перевезен в Россию, но у стен церкви в 1955 году легла его дочь, княгиня Мария. Щедрая княгиня оказывала поддержку многим организациям: «Русскому собранию», «Русскому Красному Кресту», «Русской колонии в Тоскане».
В 20-х годах прошлого столетия русская колония в Италии, первоначально одна из самых процветающих, стала быстро терять свое значение. Сильно изменился ее состав – вместо аристократов и состоятельных курортников сюда стали приезжать неустроенные эмигранты, бежавшие из России после Октябрьской революции. С зарождением в России во второй половине XVII века новой культуры, расцвет которой приходится на XVIII столетие – эпоху Петра I и Екатерины II, российско-итальянские отношения приобретают более широкий характер.
Строительство Санкт-Петербурга и царских дворцов около него ведется при участии нескольких поколений итальянских архитекторов, среди которых были такие мастера, как Растрелли, Росси, Трезини. Россия осваивает уже не только итальянскую литературу и зодчество, но и живопись, скульптуру, декоративное искусство, музыку. Петр I очень часто приобретал произведения итальянских художников и скульпторов как современных, так и мастеров прошлого. Эти покупки осуществлялись при посредничестве российского агента в Венеции Павла Беклемишева и специально посланных в Италию для приобретения ценностей Ю. Кологривова и С. Рагузинского. Именно ими, наряду с другими произведениями искусства, была куплена в Риме знаменитая статуя Венер. Уже при Петре I начинают направлять в Италию для обучения и совершенствования молодых художников, скульпторов и архитекторов – так, в 1716 году был послан в Италию с целью завершения профессионального образования И.Н. Никитин, в будущем крупный портретист.
Во второй половине XVIII века, после создания в Петербурге Академии художеств, лучших ее выпускников на несколько лет направляли в качестве пенсионеров Академии за границу, обычно во Францию, но чаще всего в Италию.
В молодости побывал в Италии великий русский архитектор В.И. Баженов. В возрасте 28 лет он вернулся оттуда со званием профессора Римской академии и академика Флорентийской и Болонской академий. Получив право на поездку за границу, несколько лет прожил в Париже и в Риме Ф.И. Шубин, один из крупнейших скульпторов XVIII века.
Для русской культуры XIX - начала XX века в целом и для русской литературы и поэзии было характерно духовное тяготение к Италии. Великие русские писатели, поэты, художники подолгу жили здесь, создавая свои лучшие произведения.
О.А. Кипренский, крупный портретист первой трети XIX века, в молодости семь лет изучал в Италии классическое искусство и в Италии же провел последние несколько лет своей жизни. Долгие годы жил в Неаполе и в Риме замечательный пейзажист С.Ф. Щедрин. Много лет провел в Италии К.П. Брюллов, создатель крупного исторического полотна «Последний день Помпеи». С Италией были тесно связаны жизнь и творчество А.А. Иванова, картина которого «Явление Христа народу» явилась важным этапом в развитии русской живописи. Италия всегда привлекала художников. Художники разных поколений приезжают сюда изучать итальянскую культуру и работать. Здесь были В. Поленов, В. Серов, К. Коровин. Почти одновременно познакомились с Италией три великих русских художника – В. Васнецов, В. Суриков и М. Врубель.
Н.В. Гоголь в Риме писал свои знаменитые «Мертвые души», Ф.М. Достоевский во Флоренции – «Идиота», И.С. Тургенев начал писать в Италии «Дворянское гнездо». Завершив дипломатическую карьеру, приезжает в Италию и Ф.И. Тютчев. Весной 1912 года русские поэты Н.С. Гумилев и А.А. Ахматова совершают «головокружительную» поездку по Италии, под впечатлением которой Гумилев создает цикл «итальянских» стихов.
А.А. Блок несколько лет живет в маленьком местечке Сеттиньяно, недалеко от Флоренции. Большой цикл лирических стихов стихотворений он посвящает этой стране.
Большой период жизни провел в Италии М. Горький. Его имя связано с островом Капри. Здесь, на острове, состоящем из скал, синего-синего моря, жгучего солнца и пальм, Горький организовывает партийную школу.
Италия предоставила убежище многим деятелям культуры, вынужденным покинуть отечество. Здесь режиссер Андрей Тарковский снимал фильм «Ностальгия». Здесь же опальный поэт И. Бродский написал «Римские сонеты» и «Венецианские строфы».
Чем же манила всех этих великих людей Италия? Ответ на этот вопрос дает сама страна: если Вы хоть раз побывали в Италии, то непременно посетите ее еще раз. Одна из причин популярности Италии среди туристов это ее богатейшая история, состоящая из множества этапов, пронизанных интригами, закулисными историями и предательствами, богатых архитектурными постройками, произведениями искусства и литературы, отличающимися своей развитостью во всех сферах жизни общества. Безусловно, история Италии повлияла на развитие культуры и искусства этой страны. Трудно поверить, но более 50% мирового культурного наследия сконцентрировано именно в Италии. Перед посещением страны в это верят единицы, но если Вам хватит терпения объехать все культурные центры страны, Вы в этом убедитесь. Рим с античными памятниками, Флоренция с галереей Уфицци, Пиза с площадью Чудес, Милан с великолепным собором – вот лишь начало того огромного списка, а ведь нельзя забывать и о других городах, менее значимых, но тоже имеющих свои памятники архитектуры.
Искусство Италии занимает одно из ведущих мест в мировой культуре. Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад, оно прошло путь заимствования и освоения культур соседних государств, достигло в своем развитии исключительных высот, умирало и возрождалось, достигая высот еще более невиданных, и оказало на мировое искусство самое значительное влияние среди всех стран мира.
Искусство Италии делится на несколько разделов. Осветить каждый из них очень глубоко не представляется возможным, так про каждый из них написаны книги. Попытаемся кратко охарактеризовать их и связать данные характеристики с вкладом каждого отдельного раздела и всех в совокупности в развитие туризма в Италии.

Искусство этрусков

Начиная со II тысячелетия до Р. Х., Италия становится местом встречи народов. На ее территории совместно процветали этрусская, греческая и латинская цивилизации.
В середине I тысячелетия до Р. Х. На территории Центральной Италии мощное и утонченное искусство этрусков достигло своего расцвета. Являясь искусством примитива, оно приобрело свою индивидуальность под воздействием Востока – прежде всего Греции – и в XVIII веке, когда было открыто, считалось греческим. Этруски были талантливыми художниками и великолепными ремесленниками: украшали храмы декоративной скульптурой, расписывали погребальные камеры и керамические изделия, изготавливали ювелирные украшения из золота, превосходно копировали греческие изделия.

Искусство Древнего Рима

Древнеримское искусство формируется в III – IV веках. Наибольшее влияние на него оказала культура этрусков. Это влияние обнаруживается в сохранившейся живописи и предметах прикладного искусства. В этот период зарождается музыкальная культура Древнего Рима: из ритуальных обрядов выделяются свадебные и триумфальные песни. В III веке до Р. Х. возникает народная импровизационная комедия – ателлана, положившая начало театральному искусству Рима.
В III-II веках до Р. Х. через Южную Италию в Рим проникают памятники греческой философии. Благодаря греческому влиянию в Риме развивается литература. Вместе с римской литературой развивается и театр. С развитием театральных представлений постепенно начала развиваться и музыка. Музыка была важной частью жизни римлян.
В это же время ведется интенсивное градостроительство. Для этого периода характерна постройка города между двух магистралей. Появляются дома с атриумом, типичным внутренним двориком, характерным только для Древнего Рима. Параллельно с урбанизацией ведется и строительство загородных поместий и вилл. В эти времена сложились основные типы римских сооружений: базилики, термы, зрелищные сооружения, арочные постройки.
В изобразительном искусстве преобладают портретные статуи и бюсты. В I веке до Р. Х. широко распространилось копирования греческих статуй, развивалось искусство мозаики и глиптики.
В период расцвета Римской Империи архитектура Рима также переживает новый подъем. Массивные постройки приобретают монументальную пластичность, доминирующей становится роль арки и ее производных, свода и купола. Главным типом официальной архитектуры является триумфальная арка. В этот же период были возведены самые знаменитые и древние здания Рима – Колизей и Пантеон.
В период упадка империи растет масштабность зданий и роскошь отделки, но центры строительства переезжают в провинцию. Примером того может служить комплекс в Баальбеке.

Романское искусство (Высокое Средневековье)

Варвары, расселившиеся на территории Италии после падения Римской Империи, унаследовали от римлян язык, письменность и право. Их предводители обосновывались в виллах римской знати и, оказывались в ее культурно-бытовой среде. В V – VI веках повсеместно распространяется полихромный стиль, шлифования изделий из драгоценных камней. В мозаике развиваются христианские сюжеты, церковь оказывает здесь свое влияние. Средневековая литература также была тесно связана с религией. Это были христианские гимны, легенды, хроники на латинском языке.
Разрушенные варварами города довольно быстро возрождались. В средневековом итальянском городе формируется два центра: рыночная площадь с собором и площадь перед дворцом городского самоуправления. Изменился также и стиль самих зданий. Центрами новых стилей стали Ломбардия и Тоскана.

Готика и проторенессанс

С середины XIII века Италия в культурном развитии стала опережать всю Европу. В конце века появляется философская поэзия, в жанре которой творит молодой Данте Алигьери, ставший создателем итальянского литературного языка.
В живописи Пьетро Каваллини впервые отошел от византийских канонов и на основе позднеантичной живописи применил светотеневую моделировку формы. Главным реформатором средневекового искусства стал Джотто ди Бондоне, который порвал с византийскими канонами и заложил основы ренессансной живописи.

XVII век, барокко

С 1590 года Рим становится европейским художественным центром. На рубеже XVI – XVII века в церковной архитектуре складываются принципы барокко. В отличие от мастеров Возрождения, мастера барокко искали в постройках не четкую логику, а яркую выразительность. Примерами барочной архитектуры являются церкви Иль – Джеза и Санта – Сусанна. Также к барочной архитектуре принадлежат загородные резиденции знати – виллы.
В скульптуре барокко доминирует экспрессия. По замыслу мастеров барокко, застывшее движение должно исчерпывающе выражать и саму ситуацию, и психологическое состояние героя. В скульптуре барокко первенствовал великий итальянец Лоренцо Бернини. Стиль барокко также породил такие архитектурные произведения, как фонтаны. Лучшие из них принадлежат Бернини.
В живописи Италии XVI и XVII веков существует два направления, академизм, и противостоящее ему течение, возглавлял которое Караваджо. Появлялись новые жанры в живописи: натюрморт, пейзаж, религиозные и бытовые картины. Центры барочной живописи были города Рим, Болонья, Неаполь.
В это же время возникают новые виды вокально-инструментальной музыки – опера, оратория, канцона.

Эпоха Возрождения (Ренессанс)

Этот период был очень важен для развития европейской культуры. Родиной Возрождения является Италия. Здесь возникли первые ренессансные идеи и здесь же они впервые были претворены в жизнь.
В Италии эпоха Возрождения длилась дольше, чем в других странах, более трех столетий. В это время произошло множество великих событий: Великие географические открытия, начало книгопечатания, становление естествознания, как науки.
Развитие философии так же оказало свое влияние. Николо Макиавелли сформулировал главный побудительный мотив человека, а великий Леонардо да Винчи сделал ряд очень важных открытий, которые впоследствии стали прототипами нужных человеку предметов. Сильно продвинулась вперед наука. Галилео Галилей и Джордано Бруно – это лишь основные ученые этого времени.
Искусство в эпоху Возрождения в Италии занимало важное место в общественной жизни. Художественное творчество было необходимой потребностью ренессансного человека. При этом очагами ренессансной культуры были всего несколько городов, главным из которых была Флоренция, столица Тосканы. Обычно эпоху Возрождения разделяют на три этапа.
Менее чем за триста лет итальянские мастера создали огромное количество высокохудожественных произведений в самых разнообразных областях творчества. Не было ни одной области художественной жизни, не пережившей подъема в те столетия. Небывалый расцвет литературы и изобразительного искусства в Италии эпохи Возрождения выдвигает итальянскую культуру как третью классическую культуру для других стран наряду греческой и римской.
В каждую эпоху развития итальянской культуры происходили изменения в лучшую сторону. И сейчас культурное наследие, сохранившееся в стране, представляется наиболее богатым в мире. И, конечно, зная это, многие люди выбирают Италию именно из-за этого.
Вследствие того, что на территории Италии находятся более половины мирового культурного наследия, огромное количество памятников сохранилось в прекрасном состоянии, исторические центры многих городов полностью сохранили средневековый облик, именно культурный фактор имеет первостепенное значение для развития туризма в Италии. Италия является одной из самых привлекательных для туризма страной.
Огромное значение итальянцы придают охране и реставрации памятников архитектуры, искусства, живописи. Каждого итальянца, еще с детства, учат любить, чтить и уважать своих предков и их культуру. Многие люди стремятся попасть в Италию, чтобы своими глазами увидеть все то, о чем они слышали на школьных уроках по истории, литературе, физике и МХК. Увидеть все это воочию – предел мечтаний каждого. Чтобы увидеть все памятники в Италии требуются годы. Безусловно, что даже за несколько туристических поездок невозможно увидеть все. И это справедливо, так как в Италии есть неисчерпаемый запас «культурных ископаемых», представляющих разные эпохи, разных мастеров, разные стили.

Безусловно, культурный фактор играет одну из главных ролей в развитии и становлении Италии как туристической державы.