Туризм в крыму. Проблемы развития туризма в крыму Кто сильнее: юг, запад или восток

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В РОССИИ И КРЫМУ

Першина Анна Васильевна 1 , Столяренко Алена Владимировна 1
1 Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского


Аннотация
В данной статье рассмотрены основные проблемы и перспективы эффективного развития туризма в Крыму и России на современном этапе. Актуальность выбранной темы заключается в том, что туризм в 21 веке является одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства и эффективное его развитие способно положительно влиять на развитие экономики госудакрств. А Крым, как новый субъект Российской Федерации, нуждается в развитии экономики и повышении конкурентоспособности, так как за годы пребывания Крыма в составе Украины инвестиции в развитие туризма практически отсутствовали. И, не смотря на то, что Крым обладает колоссальным потенциалом, туризм здесь практически не развивался.
Именно поэтому очень важно выделить все существующие возможности для эффективного развития туризма на полуострове и на практике воплотить данные возможности в конкурентные преимущества Крыма на государственном и мировом рынках туруслуг.

THE POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF TOURIST MARKET IN RUSSIA AND CRIMEA

Pershina Anna Vasilivna 1 , Stolyarenko Alyona Vladimirovna 1
1 Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky


Abstract
This article describes the main problems and prospects of effective development of tourism in Crimea and Russia at the present stage. The relevance of the chosen theme lies in the fact that tourism in the 21st century is one of the most developed sectors of the national economy and its effective development can positively influence the development of the economy of gosudarstv. And the Crimea as a new subject of the Russian Federation needs to develop the economy and improve competitiveness as the years of stay of Crimea in composition of Ukraine investment in tourism almost otstutstvii. And, despite the fact that the Crimea has huge potential in tourism here has not developed.
It is therefore very important to identify all opportunities for effective development of tourism on the Peninsula and in practice to translate these opportunities into a competitive advantage of the Crimea on the state and world markets of tourist services.

Библиографическая ссылка на статью:
Першина А.В., Столяренко А.В. Возможности развития туристского рынка в России и Крыму // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]..02.2019).

Эффективное развитие туризма имеет огромное значение для большинства государств мира, в том числе и для Российской Федерации. Согласно данным Ростуризма, на сегодняшний день в стране проделана огромная работа в области развития туризма и теперь для туристов стали более доступны такие перспективные туристские дестинации, как Дальний Восток, остров Сахалин, Курильские острова, Урал и др. .

Также происходит эффективное развитие туризма благодаря активному и грамотному продвижению России как туристского региона на международном туристском рынке.

Однако, российские туроператоры испытывают некие проблемы при обслуживании иностранных туристов. Одной из сновных проблем, сдерживающих эффективное развитие туризма в России, является высокая цена на туры в Россию. К сожалению, данная проблема является препятствием на пути развития внутеннего туризма в стране. В основном дороговизна туров по России связана с высокой стоимостью транспортного обслуживания.

Другой проблемой туристского рынка России является слабое развитие туристской инфраструктуры, уступающей развитым курортам Европы и Западных стран, что проявляется в отсутствии во многих туристских дестинациях качественных средств размещения (либо высокая стоимость проживания в данных средствах размещения), качественных и доступных предприятий питания и развлечений и др.

Но, не смотря на это, туризм в России имеет большие перспективы. Важным фактором эффективного развития туризма в России можно считать проведение масштабных спортивных мероприятий, таких как XXII Олимпийские зимние игры и XI Параолимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи. В дальнейшем России предстоит провести не менее значимые мероприятия – Кубок конфедераций FIFA 2017 года, чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года и XXIX Всемирную зимнюю универсиаду 2019 года в г. Красноярске . Событийный туризм способен не просто укрепить имидж страны на международной арене, но и способен создать импульс для развития туристского бизнеса в целом, что будет привлекать все новых туристов в регион.

По данным Ростуризма Россия сможет выйти на международный рынок туруслуг лишь через развитие внутреннего туризма. Этому способствует то, что Россия насчитывает огромное количество уникальных целебных ресурсов. Это способствовало созданию в стране развитой системы санаторно-курортного лечения, которая насчитывает сегодня около двух тысяч санаторно-курортных учреждений почти на 450 тысяч мест.

Однако в настоящее время остается актуальной проблема организации туризма на различных территориальных уровнях, что требует разработки новых стратегий развития туризма. Одной из таких стратегий является кластерный подход.

Туристско-рекреационными зонами, на территории которых начинают формироваться туристские дестинации, является Центральная часть России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), курорты Черного моря (побережье Краснодарского края и Крыма), озеро Байкал, а также регионы Западной Сибири.

Туристский потенциал страны является важным инструментом, формирующим конкурентные преимущества. Каждая туристская дестинация России требует разработки стратегии продвижения на внутренний и международный туристский рынки, что предполагает выполнение следующих действий :

1) обеспечение эффективного развития и функционирования туристско-рекреационной сферы;

2) разитие и повышение качества сервиса и туристской инфраструктуры;

3) создание и поддержание положительного имиджа туристских дестинаций;.

4) расширение ассортимента туристских услуг;

5) проведение мероприятий по сглаживанию сезонности турпотока;

6) применение инноваций в туристской деятельности.

Не смотря на имеющиеся возможности развития туризма в России, огромный туристский потенциал страны пока что является нереализованным. В основном данная проблема носит системный характер, и ее решение зависит от всех субъектов туристского рынка: органов государственной власти, туристского бизнеса, общественных организаций и т.д., деятельность которых должна быть взаимосвязанной и направленной на достижение эффективного развития тукризма.

Важным сегментом туристского рынка России является Республика Крым, присоединенная к России в 2014 году. Крым – это достаточно выгодный регион для российской экономики, а туристская и курортно-санаторная отрасль – одна из наиболее привлекательных дестинаций в стране.

Однако, не смотря на большие туристские возможности, в Республике Крым выявлен ряд проблем. К основным из них можно отнести:

1) сложности транспортной доступности;

2) неудовлетворительное состояние большей части дорог;

3) низкий уровень сервиса;

4) слабая развитость сервиса и инфраструктуры на пляжах, их загрязненность;

5) нехватка квалифицированных кадров;

6) неразвитость туристской и развлекательной индустрии.

С учетом того, что Крым является выгодным регионом для российской экономики, вопрос развития туристского рынка Республики Крым является очень актуальным и требует принятия определенных мер по достижению конкурентоспособности на отечественном и международном рынках.

Современная структура туристского региона Крыма отличается недостаточным уровнем расширения туристских услуг, однако в Крыму сохраняются перспективы развития санаторно-курортного лечения в Ялте, Евпатории, Саках, Алуште и Феодосии, а также оздоровительной пляжной рекреации на побережье Черного и Азовского морей. Конкурентоспособными крымскими дестинациями становятся районы горного Крыма, обеспечивающие пешеходный туризм, скалолазание, велосипедный, конный, экологический, экстремальный и приключенческий виды туризма. С каждым годом растет спрос на водные виды туризма, такие как круизный, яхтенный, дайвинг и др.

Уровень внедрения инноваций в туристскую отрасль Крыма оценивается как низкий и является недостаточным для создания положительных условий для предпринимательской деятельности в сфере туризма. В Крыму отсутствуют комплексные инновационные программы развития курортов и туризма, учитывающие тенденции изменений мирового рынка услуг и подчеркивающие конкурентоспособный туристский потенциал Крыма.

Для создания конкурентоспособных туристских преимуществ Крыма и обеспечения комфортного отдыха на полуострове требуется развитие, в первую очередь, транспортной инфраструктуры. До строительства моста через Керченский пролив в 2018 году туристы будут добираться до полуострова либо авиатранспортом, либо железнодорожным транспортом (что очень неудобно, так как приходится ехать в объезд Украины и это занимает более 40 часов), либо же автотранспортом через паромную переправу (время ожидания на переправе в августе 2015 г. составляло до 28 часов). Также и внутренний транспорт Крыма требует модернизации, расширения автопарка и увеличения числа рейсов в период высокого курортного сезона, улучшения качества дорожного покрытия, развития водного транспорта как регулярного сообщения, расширения использования вертолетного транспорта и строительства фуникулеров.

Большим минусом в развитии туристской отрасли в Крыму является то, что значительная часть территории крымских пляжей является недоступной для местных жителей и гостей курорта, так как находится в собственности санаториев или является частной собственностью (прибрежная полоса перегорожена заборами, территория общедоступных пляжей крайне незначительна в сравнении с масштабами численности отдыхающих). Необходимо решить данную проблему и обеспечить доступ местных жителей и туристов к прибрежной полосе с целью обеспечения комфортного отдыха.

В Крыму необходимо развивать различные виды туризма, такие как туристские походы, морские круизы, познавательные экскурсионные поездки по историческим и культурным центрам Крыма и т.д. Приоритетными видами рекреации и туризма в Республике Крым, по данным Ростуризма, являются : санаторно-курортное лечение и рекреация; экскурсионный туризм; экологический туризм; активные виды горного и водного туризма; деловой туризм; событийный туризм.

Для продвижения санаторно-курортных услуг как основного фактора повышения спроса на турпродукт Крыма необходимо принять следующие меры:

1) разработать и внедрить конкурентоспособную туристскую инфраструктуру на полуострове;

2) обеспечить эффективное продвижение санаторно-курортных услуг Крыма, с акцентом на уникальность климатических условий, а также наличие соответствующей инфраструктуры;

3) предоставить возможность получения санаторно-курортного лечение по низким ценам вне пика «высокого сезона» (апрель-май и сентябрь-октябрь) с целью развития внутреннего туризма, ориентированного на россиян;

4) организовать закупки путевок в санатории Крыма по оптимальным ценам для распределения по сотрудникам государственных организаций;

5) внедрить и постоянно развивать эффективную рекламную кампанию по созданию конкурентоспособного бренда Крыма.

Эффективная рекламная кампания очень важна для создания позитивного имиджа туристской дестинации. С целью эффективного развития Крыма как конкурентоспособного туристского региона, необходимо проведение рекламной кампании по созданию благоприятного имиджа Крыма по примеру таких развитых туристских центров, как Турция, Египет, Кипр, Болгария и др.

Подводя итог, необходимо сделать акцент на развитии санаторно-курортного лечения и рынка SPA-услуг Крыма, а также на увеличение количества развлекательных объектов для семейного и индивидуального отдыха (например, аквапарки, торговые центры с развитой развлекательной инфраструктурой, клубы по различным видам интересов и т.д.).

  • Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для студентов вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; пер. с англ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. –1071 с.
  • Официальный сайт Министерства курортов и туризма Крыма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/
  • Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/
  • Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  • Федеральный закон РФ от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» (в ред. от 03.05.2012 № 47-ФЗ).
  • Чудновский А. Д., Королев Н. В. Менеджмент туризма: учебник / А. Д. Чудновский, Н. В. Королев. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 576 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Курортный полуостров формирует и обсуждает новую стратегию развития туризма, основанную на «гении места»

    Море, солнце и вода — такой набор преимуществ открывает верный путь к жесткой ценовой конкуренции за туристов. История, кухня, природа, вино, фестивали — звучит уже перспективнее. Курортный полуостров формирует и обсуждает новую стратегию развития туризма, основанную на «гении места».

    Не пляжем единым

    Пляжный туризм — естественная специализация туризма для Крыма. Можно даже сказать, очевидная. Проблема в том, что турист, который пускается в путь только ради пляжа, не лоялен — ему примерно все равно, в какой точке планеты находится отрезок морского берега, пригодный для отдыха, поэтому цена поездки становится не только главным, но и практически единственным фактором выбора. Соответственно, регион, делающий основную экономическую ставку на пляжи, попадает в полную зависимость от ценовой ситуации у ближайших конкурентов.

    Если Турция, Греция или даже Краснодарский край сделают российским туристам очевидно более выгодные предложения, Крым тут же потеряет значительную часть турпотока. Кроме того, полуострову, где в году бывает до 300 солнечных дней, становится тесно в рамках пляжного сезона—он хотел бы принимать гостей круглый год.

    В этом году регион проводит несколько крупных мероприятий в ноябре, тем самым рассчитывая привлечь внимание заинтересованной публики, в том числе, участников индустрии гостеприимства и инвесторов, к своим круглогодичным, не зависящим от пляжей возможностям.

    Гений места

    Крыму нужно ориентироваться в основном на тех гостей, кто может оценить регион как уникальное место, обладающее неповторимым набором преимуществ. Для этого необходимо сделать акцент на продвижении«специалитетов» полуострова, пока менее известных, чем его пляжи, считают эксперты туристической индустии.
    «В Крыму колоссальная культурная и историческая составляющая, которую предстоит еще продвигать: Херсонес, древние городища в Бахчисарайской долине, место проведения Ялтинской конференции 1945 года и любимая резиденция последнего русского императора Николая II — Ливадийский дворец, Массандровский и Воронцовский дворцы, древние крепости Феодосии и Керчи. Здесь жили и творили Пушкин, Цветаева, Волошин, Чехов. Сохранились их дачи и дома их друзей. Таких объектов великое множество и чтобы просто поездить, посмотреть, оценить кухню в симпатичных маленьких кафе и ресторанах, насладиться видами — недели точно мало. И для этого лучше всего подходит не лето, когда здесь слишком жарко. Идеальным является осенне-весенний период», — убежден министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко.


    Вадим Волченко (Фото: пресс-служба)

    Как замечает министр, часто от приезжающих на полуостров можно услышать: «я был в Ливадийском и Воронцовском дворцах, больше туда не хочу, а что еще посмотреть — даже не знаю».

    Недооценена территория и с точки зрения активного отдыха и экотуризма. «Тут огромное количество пеших живописных троп, причем, достаточно доступных. Максимум, что вам понадобится — удобная обувь. И вы уже гуляете по широкой тропе, покрытой хвоей, с роскошными видами. Такого в Крыму действительно много, но люди знают об этом недостаточно», — подчеркивает он.

    В зимний и осенне-весенний период особенно привлекательным является медицинский туризм. Крым, славившийся в советское время своими курортами и санаториями, во многом сохранил эту инфраструктуру и, что немаловажно, здесь остались высококвалифицированные специалисты, владеющие уникальными лечебно-восстановительными методиками.

    Конечно, существующая медицинская база требует обновления. «Необходимо выходить на современные продукты, в том числе люксовые, связанные с диагностикой организма (Check-Up), новыми востребованными процедурами, и отказаться уже от этого термина «санкур». Люди должны понимать, что здесь предлагают идущие в ногу со временем медицинские услуги», — уверен генеральный директор MriyaResort&Spa Грант Бабасян.


    Грант Бабасян (Фото: Mriya Resort & Spa)

    При этом он подчеркивает, для привлечения туристов обычных маркетинговых инструментов недостаточно. «Задача — убедить клиентов приехать к нам. А убедить сегодня можно только одним способом — из рук в руки, когда один приехал, попробовал, рассказал знакомым. Однако этот фактор «сарафанного радио» очень чувствителен к качеству, ведь если что-то будет не так, не вернется не только сам клиент, но не приедут и его знакомые», — поясняет Бабасян.

    Кроме того, продолжает руководитель MriyaResort&Spa, Крым сильно отличается о других регионов тем, что тут почти на каждом километре есть тот или иной культурный объект или достопримечательность. Поэтому все необходимо привести в порядок, а где-то создать заново всесезонную инфраструктуру. Например, сделать закрытым тот же дельфинарий, чтобы он мог функционировать не только летом. «Появление крытых бассейнов, работающих круглый год океанариумов, конгресс возможностей повлечет увеличение загрузки отелей, развитие сопутствующей туристической инфраструктуры и всего полуострова в целом. Именно на этом нужно делать упор, чтобы в будущем полуостров мог развиваться уже без государственных вливаний», — уверен Бабасян.

    Расширение сроков туристического сезона за счет развития самых разных направлений позволит не только увеличить поток отдыхающих, но и распределит нагрузку на инфраструктуру, отмечает министр туризма Крыма Волченко.

    Гастрономический рай

    Существенно продвинуть Крым как территорию, привлекательную для туристов, может и развитие событийного туризма.

    «Грамотное организованное событие способно увеличить число туристов на четверть», — говорит вице-президент Национальной ассоциации специалистов событийного туризма (НАСТ), председатель экспертного совета Национальной премии в области событийного туризма RussianEventAwards Игорь Каверзин. И считать в этом случае стоит не только туристов, посетивших само мероприятие, но и тех, кто узнал о туристической локации благодаря продвижению события и сможет посетить его в другое время.

    «Сегодня Крым с точки зрения отдельных ярких, самобытных туристических событий достаточно активно развивается. Контент интересный, но пока нет комплексности и системности в формировании событийного календаря, нет взаимодействия событий друг с другом. Кроме того, пока остается недостаточно высоким уровень сервиса в сфере гостеприимства, в том числе в сфере событийного туризма», — считает Каверзин.

    Эксперт выделяет три направления, на которых стоит сделать акцент при продвижении событийного туризма в Крыму. Во-первых, это реконструкторские события, которые отражают историческое разнообразие территории. Уже сегодня популярным является фестиваль «Генуэзский Шлем», — отмечает Каверзин.

    Второе — морское направление — проведение парусных регат и фестивалей. И третье — это гастрономический туризм и гастрономические события. Крымская кухня очень разнообразна и этнически, и регионально. «Здесь можно отведать блюда крымско-татарской, греческой, болгарской кухни, — подтверждает министр туризма Крыма Волченко. — Больше того, вы можете выйти в море на лодке с местным жителем, а затем привезти улов в прибрежную кафешку, где вам его тут же приготовит — вкуснее рыбы не бывает! А крымские помидоры с ялтинский луком, домашним подсолнечным маслом и ароматным черным хлебом или только что собранные в лесу и зажаренные с картошкой грибы мало кого оставят равнодушным».

    Праздник божоле — крымская версия

    Отдельного упоминания заслуживают винные фестивали. Так, приводит пример Каверзин, осенью в Балаклаве проходит ежегодный фестиваль WineFest. В этом году с 4 по 6 ноября пройдет фестиваль молодого вина Ноябрьфест. По словам министра туризма Крыма, свои двери туристам откроют 15 винодельческих хозяйств, которые производят собственное вино в Крыму. Это, например, Массандра, Инкерман, Солнечная долина, Новый Свет, Коктебель и другие.

    «Конечно, можно провести эти три выходных дня в Москве, Петербурге или полететь куда-то, но можно провести их в Крыму на празднике молодого вина. Поездить по хозяйствам, продегустировать вино, попробовать крымскую кухню и насладиться прекрасными видами», — говорит Волченко.

    Винодельческий кластер

    Как отмечает винодел Павел Швец, Крым (особенно территории в зоне Коктебеля, Феодосии, Судака и Севастополя) просто создан для развития виноделия и винного туризма. «В Херсонесе виноградорство появилось в IV веке до нашей эры. Здесь очень много автохтонных сортов винограда. Крым и причерноморское побережье являются родиной винограда «ВитисВинифера» (Vitisvinifera), который привезли в Европу и из которого там сегодня делают вино», — говорит он.


    Павел Швец (Фото: личная страница Facebook)

    Сейчас в Крыму идет активная работа в части развития небольших винодельческих предприятий, у которых имеются участки по 10-20 га. В Севастополе стоит задача довести число таких предприятий до 200 штук. Это, помимо развития производства, создаст очень хороший туристический кластер, уверен севастопольский винодел.

    В регион приезжает много инвесторов, есть интерес к приобретению земли и созданию винодельческих предприятий полного цикла. При этом основными сложностями, с которыми сталкиваются бизнесмены, являются высокая стоимость земли и сложности ее оформления.

    Также, обращает внимание Швец, инвестору важно понимать, что он не останется со своей продукцией один на один. «Если вы покупаете неизвестное хозяйство, например, в Бордо, сам бренд этой территории позволяет верить, что вы сможете реализовать продукцию и вернуть свои инвестиции. Люди пьют вина по названию винодельческого региона, поэтому региональный бренд — это очень важно», — поясняет он и добавляет, что в РФ работа в этом направлении началась.

    Недавно законодательство стало позволять создавать такие наименования вин по происхождению. Помимо чисто юридических аспектов, подчеркивает Швец, должно пройти какое-то время, прежде чем потребители поймут, что под тем или иным российским брендом производится продукция высокого качества, и начнут узнавать этот бренд доверять ему.

    Миллионные перспективы

    Сегодня Крым посещают порядка 5 млн человек, но если решить инфраструктурные и логистические вопросы, расширить границы сезона, то в течение 12 месяцев полуостров сможет принимать до 7 млн туристов и это не предел, уверен Бабасян.

    «Аквапарки, дельфинарии, океанариумы, крытые парки развлечений для детей, спортивные объекты, конгресс центр и прочая всесезонная инфраструктура даст около 50% туристического потока, еще 35% способна принести медицина. Винные тематические парки и долины — еще 5-10%, а дальше уже малые факторы: охотничьи угодья, экстремальный спорт и т. д., каждый из которых может принести в общую копилку по 2-3%», —заключает он.

    На пути к росту

    Искать новые точки притяжения туристов и обсуждать проблемы отрасли планируют участники международного туристического форума «Открытый Крым», который пройдет в Ялте 2—3 ноября 2017 года.

    При этом министр призывает не забывать об инфраструктурных факторах, тормозящих развитие туризма. За последние четверть века инвестиции в развитие инфраструктуры Крыма практически отсутствовали. «Сегодня уже много делается, но впереди большой объем работ, связанный с ЖКХ (очистные сооружения, водопроводы), обустройством территорий, развитием сети автодорог и туристической инфраструктуры», — подчеркивает он.

    Безусловно, отмечают крымские власти, требуются инвестиции в развитие баз размещения и строительства новых гостиниц, расширение пляжных территорий (сегодня таких 387) и улучшение их инфраструктуры, создание кемпингов. Крайне привлекательным для полуострова мог быть стать автомобильный туризм — здесь есть куда съездить на автомобиле и что посмотреть. Это, кстати, отличает полуостров от его соседа и конкурента—города Сочи, который, напротив, просит отдыхающих не приезжать на автомобиле из-за высокой нагрузки на дорожную инфраструктуру.

    Важно, что на полуострове понимают: развитие инфраструктуры не заменяет грамотной стратегии формирования туристического продукта. Нужен поиск «своих» туристов и создание для них уникального, комплексного, предложения.

    • Гришин Игорь Юрьевич
    • Тимиргалеева Рена Ринатовна , доктор наук, профессор, профессор
    • Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского, Институт педагогического образования и менеджмента
    • Шостак Марина Анатольевна , старший преподаватель
    • Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
    • УСТОЙЧИВЫЙ ПРИТОК ТУРИСТОВ
    • ТУРИЗМ
    • РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

    Туристская отрасль Крыма является одной из наиболее привлекательных в регионе и стране. В настоящее время главной целью является разработка мероприятий для развития туристских услуг в регионе и обеспечения устойчивого притока туристов.

    • Формирование политики управления организационными изменениями организации с учетом влияния поведения ее внутренних ресурсов
    • Информатизация процесса формирования и развития организационной культуры сетевых организаций: факторы влияния
    • Функция организации в обеспечении эффективной деятельности предприятий туристско-рекреационной сферы
    • Эффективность управления логистической системой туристского обслуживания
    • Межрегиональные связи и механизмы взаимодействия в развитии туризма

    В научной литературе за последние несколько лет появились множество публикаций, в которых представлены результаты, как комплексных исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым, так и отдельных аспектов развития туристской сферы данного региона. Ряд исследований в данном направлении был проведен и нами, что позволило сформулировать ряд научно-обоснованных рекомендаций касательно развития индустрии туризма в Республике Крым. Так, среди прочих работ выделим, прежде всего, работы, предлагающие решение проблемы реализовывать с помощью экономико-математического моделирования .

    Так, в работе авторами предлагается оригинальный материал, раскрывающий вопросы методологии моделирования и управления устойчивым развитием систем управления предприятиями курортно-рекреационной сферы на основе элементов теории нейронных сетей, даются подходы к их адаптивному управлению. Работа раскрывает вопросы методологии моделирования и структуризации системы управления предприятиями курортно-рекреационной сферы на основе элементов теории нейронных сетей. Авторами делается акцент на необходимости учёта факторов внешней среды на мега-, макро- и мезо-уровнях, на внутреннем состоянии управляемой системы, точности выполнения управляющих воздействий системой управления.

    Предложенная методология позволяет повысить качество управления предприятиями курортно-рекреационного комплекса за счет более гибкого реагирования на изменения параметров внутренней и внешней среды. Что касается исследований, представленных в работе , то, несомненно, такой инструмент, как государственно-частное партнёрство, позволит на базе институционального и организационного альянса государственной власти и частного бизнеса успешно реализовывать общественно значимые проекты развития индустрии туризма в Крыму. Среди прочих выделим также результаты исследований, представленные в работе , где даётся обобщенная модель динамики совокупных доходов туристско-рекреационного комплекса, реализация которой также направлена на развитие индустрии туризма.

    Отдельное внимание авторами посвящено вопросам внедрения в практику управления развитием индустрии туризма за счёт внедрения инновационных и логистических технологий в деятельность, как отдельных субъектов хозяйствования региона, так и отрасли в целом . Так, в работе проанализирована сущность интерактивного управления взаимоотношениями в Интернет-экономической системе туристско-рекреационный регион Республики Крым и даны практические рекомендации по устранению имеющихся проблем. Работа раскрывает вопросы обоснования значения и важности CRM-систем, а также возможностей и условий их применения их на предприятиях санаторно-курортной сферы с учётом выявленных характерных черт и возможностей. Общие вопросы логистизации очень подробно и доказательно представлены в работе , использование основных концепций которой будет своевременно и полезно, т.к. именно логистика позволяет реализовать концепцию оптимизации деятельности субъекта хозяйствования, в т.ч. и индустрии туризма. Отдельное внимание предприятия отрасли при разработке стратегии своего развития должны уделять вопросам информатизации , а также программно-целевому планированию данных процессов .

    В контексте проводимого исследования выделим также работу , в которой представлен глубокий анализ инфраструктурных составляющих индустрии гостеприимства и туризма Республики Крым и предложены научно-методические основы модернизации неэффективных в настоящее время объектов. В данной работе исследуются возможности повышения эффективности работы гостиничных предприятий на основе внедрения целого ряда современных инструментов и механизмов, среди которых методики управления доходами, сегментации, прогнозирования, работы с каналами распределения; предлагаются механизмы совершенствования транспортно-логистической составляющей туристско-рекреационной сферы Республики Крым на основе создания региональной управляющей компании на базе государственно-частного партнерства; представлена концепция устойчивого развития туристско-рекреационного потенциала Крыма.

    Кроме того, важным является управление затратами субъектов хозяйствования индустрии туризма, для чего может быть предложена обобщенная модель динамики совокупных доходов туристско-рекреационного комплекса .

    Следует заметить, что научные разработки значительно способствуют повышению эффективности развития туристско-рекреационного комплекса Республики Крым. Однако в виду динамично меняющейся экономической среды, а также на основе исследования результатов функционирования туристского сектора полуострова, считаем необходимым провести дополнительные исследования и анализ основных проблемных вопросов данного сектора экономики полуострова.

    Туристская отрасль Крыма - одна из наиболее привлекательных в регионе и стране, следовательно, в настоящее время главной целью страны должна стать разработка мероприятий для развития туристских услуг в регионе и обеспечения устойчивого притока туристов в Республику Крым.

    Для обеспечения комфортного отдыха в Республике Крым требуется развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей перевозку пассажиров как на междугородних маршрутах, при путешествии к месту отдыха, так и на отдыхе, непосредственно на полуострове. Проведенный анализ показал, большая часть туристской инфраструктуры Крыма не соответствует современным требованиям и нуждается в срочной модернизации.

    До окончания строительства стратегически важного для индустрии туризма Республики Крым моста «порт Кавказ-порт Крым», который ожидается в 2018 году, путешественники добираются до Крыма авиатранспортом. При этом необходимо учесть ограниченные возможности аэропорта «Симферополь», необходимость улучшения его инфраструктуры и пропускной способности, а также развития необходимого авиапарка. Возможно также перемещение железнодорожным транспортом (в подавляющем большинстве случаев минуя территорию Украины, проведя в пути около 45 часов и используя паромную переправу). Еще одним видом транспорта является автотранспорт через паромную переправу, когда время ожидания переправы в августе 2014 г. достигало до 38 часов .

    Кроме этих проблем, существуют проблемы внутреннего транспорта Республики Крым, который требует развития, расширения автопарка и увеличения числа рейсов в период курортного сезона и праздничного отдыха, улучшения состояния дорожного покрытия, развития водного транспорта как регулярного сообщения (в настоящее время водный, морской транспорт используется практически только как дорогой экскурсионный транспорт); расширения использования вертолетного транспорта, строительства фуникулеров. И это лишь тезисно так выглядят проблемы инфраструктурного обеспечения индустрии туризма.

    Следующей проблемой является необходимость развития разнообразных видов туризма, которые могут быть привлекательными для туристов определённой категории и направленности: туристские походы, морские круизы, пляжный отдых, познавательные экскурсионные поездки по историческим и культурным центрам Крыма (начиная со стоянок первобытного человека, римских и средневековых крепостей, памятников Крымско-татарского ханства до памятников культуры и истории XVIII-XX веков) и др.

    К приоритетным видам рекреации и туризма в Республике Крым можно отнести: санаторно-курортное лечение; массовый летний отдых; экскурсионный туризм; экологический туризм; активные виды горного туризма; активные виды водного туризма; конгрессный и деловой туризм; круизный туризм; фестивальный и событийный туризм; этнографический туризм; сельский туризм; специализированные виды туризма .

    Отдельного внимания заслуживает развитие экологического туризма в регионе. Формирование и внедрение экологических туристских дестинаций отвечает стратегическим направлениям социально-экономического развития РФ, тенденциям перехода к принципам «зеленой экономики», рационального природопользования. Важной проблемой является вопрос устойчивого развития туристских дестинаций, отсутствие культуры эко-туризма, т.е. развития туризма без негативного влияния на природу и местный этнос. Данная проблема приобретает особую актуальность сегодня, когда очень остро стоит вопрос развития внутреннего туризма и увеличения антропогенной нагрузки на наиболее популярные внутренние туристические дестинации, прежде всего Крымский полуостров.

    Несмотря на то, что в Крыму существуют и периодически разрабатываются новые экологические маршруты и тропы, вопросы эффективного функционирования, поддержания высокого уровня клиентоориентированности и конкурентоспособности остаются недостаточно изученными .

    Тем самым, необходима разработка единой концепции создания и внедрения зеленых маршрутов, включающей следующий комплекс мероприятий:

    • разработка сети зеленых маршрутов на территории объектов природно-заповедного фонда с наличием основной и сопутствующей инфраструктуры, отвечающей принципам «зеленой экономики»;
    • содействие развитию сотрудничества субъектов туристского бизнеса и специализированных общественных организаций в организации экологических туров и экспедиций;
    • внедрение системы мониторинга обеспечения качества и экологичности туристско-рекреационных и гостиничных услуг в дестинации;
    • создание сети туристско-информационных центров на территории объектов природно-заповедного фонда для выполнения функций экологического просвещения.

    Создание и внедрение концепции зеленых маршрутов со всей требующейся инфраструктурой, механизмов совершенствования деятельности туристских дестинаций позволит усилить рынок внутреннего туризма в Крыму, обеспечив его устойчивое развитие и высокий уровень качества предоставляемых услуг.

    Отдельное внимание авторы, исследующие проблемы развития индустрии туризма в Республике Крым уделяют по праву вопросам реализации его инновационного потенциала путём кластеризации, предполагающей формирование и развитие туристско-рекреационных кластеров , что может быть успешно реализовано на основе динамической модели концепции инноваций . Данный процесс следует начинать с оценки инновационного потенциала, как всего региона, так и отдельных субъектов индустрии туризма . Вместе с тем, отметим, что недостаточно только решить вопросы формирования стратегии развития индустрии туризма, необходимо сформировать эффективную систему контроля за качественным обслуживанием туристов, особенно в местах их размещения .

    Подводя итог, отметим, что Крым чрезвычайно важный регион, связанный с Российской Федерацией общей историей и культурой. Среди направлений экономики, реализуемых на полуострове, одним из самых перспективных и высокодоходных является туризм. Республика Крым - это без преувеличения уникальный регион с богатейшими туристско-рекреационными ресурсами и колоссальным потенциалом для развития. Двухлетний опыт показал, что возможно перспективное развитие туристской дестинации даже в условиях международной информационной войны и создания для курорта неблагоприятного имиджа при условии, что в регионе будут созданы условия для отдыха самого высокого уровня. Развитие Крыма происходит очень бурно: совершенствуются транспортные артерии, инфраструктура, электро- и водообеспечение региона, законодательство. При учете сильных сторон дестинации и продуманного развития имеющихся туристско-рекреационных ресурсов возможно достижение серьезных результатов. Однако важно совершенствовать местный туристический продукт и при повышенном спросе выходить на международный уровень качества. На сегодняшний день большинство стран мира стремится развивать у себя туризм, привлекая отдыхающих и, соответственно, внушительные финансовые потоки. Крым - это новый для нашей страны, бурно развивающийся регион, отягощённый рядом проблем, но вместе с тем способный к масштабному развитию и представляющий уже сейчас колоссальный туристский интерес. Все проблемы Крымского полуострова не уникальны, имеется положительный международный опыт, который также необходимо внедрять, адаптировав под реалии Российской Федерации.

    Список литературы

    1. Инновационно-логистическое обеспечение международного туризма и круизного бизнеса / Ларина Р.Р., Селиванов В.В., Лукьянова Е.Ю., Шостак М.А. - Симферополь, 2013.
    2. Интерактивное бизнес-управление взаимоотношениями в социально-экономической системе «туристско-рекреационный регион» / Тимиргалеева Р.Р. // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки IV Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 378-381.
    3. Использование CRM-систем на предприятиях санаторно-курортной сферы / Гриневич К.В., Тимиргалеева Р.Р. // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 356-360.
    4. Козлов Д.А. Оценка влияния туризма на экономику страны. В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 200-203.
    5. Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма / под ред. М.Ю. Лайко. – М: Издательский центр «Onebook». - 2014. – 274 с.
    6. Кошелева А.И. Туристско-рекреационный комплекс Крыма: проблемы и перспективы развития в переходный период. // Регион: Экономика и Социология. 2015. № 3 (87). С. 239-254.
    7. Логiстизацiя процесiв в органiзацiйно-економiчних системах / Амiтан В.Н., Тимиргалеева Р.Р., Пiлюшенко В.Л. - Донецьк, 2003.
    8. Математические методы моделирования и управления развивающимися социально-экономическими системами (на примере туристко-рекреационной сферы) / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополль, 2015.
    9. Министерство курортов и туризма Республики Крым. Режим доступа: http://minkurort.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4627
    10. Моделирование и структуризация системы управления предприятиями курортно-рекреационной сферы на основе элементов теории нейронных сетей: основы методологии / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // Статистика и Экономика. 2015. № 3. С. 217-220.
    11. Модель государственно-частного партнерства / Тимиргалеева Р.Р., Казак А.Н., Гришин И.Ю., Харитонов В.И. // В книге: Информатика, управлiння та штучний iнтелект = Информатика, управление и искусственный интеллект 2014. С. 75.
    12. Обеспечение устойчивого развития субъекта хозяйствования за счет внедрения информационно-логистических систем / Тимиргалеева Р.Р. // Ефективна економіка. 2013. № 1.
    13. Обобщенная модель динамики совокупных доходов туристско-рекреационного комплекса / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р., Казак А.Н., Харитонов В.И. // В книге: Информатика, управлiння та штучний iнтелект = Информатика, управление и искусственный интеллект 2014. С. 21.
    14. Организация оперативного контроля в обеспечении качественного обслуживания потребителей предприятия гостиничной сферы / Тимиргалеева Р.Р. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № S6. С. 77-86.
    15. Оценка инновационного потенциала бальнеологической курортной территории / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р. // сайт. 2016. Т. 3. № 47.
    16. Проблемы и перспективы взаимодействия санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым / Тимиргалеева Р.Р., Куц Т.В. // Таврический научный обозреватель. 2016. № 2 (7). С. 31-36.
    17. Программно-целевой подход регионального планирования развития бальнеологических курортных территорий / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // В сборнике: Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, правоСборник научных трудов. 2016. С. 62-66.
    18. Регiональнi логiстичнi системи (формування, управлiння та стратегiя розвитку) / Timirgaleeva R.R. - Донецьк, 2004.
    19. Современные информационные технологии в организации эффективного управления логистикой туристической отрасли Крыма / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2014. № 1 (27). С. 112-118.
    20. Современная парадигма управления развитием бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе динамической модели концепции инноваций / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2016. № 5. С. 100-106.
    21. Швец Ю. Ю. Институциональные основы реализации инновационного потенциала региона путем кластеризации туризма// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. - №3 (43). Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4306/
    22. Шевченко А.А. Социально-экономические предпосылки развития туристско-рекреационных кластеров в Крымском и Южном Федеральных округах. // Крымский научный вестник. 2015. № 4-1. С. 249-259.

    Трудности транспортировки

    Развитие транспортной доступности Крыма одна из основных задач. Наряду с существующим водным и автосообщением (Керченская переправа) и авиа (аэропорт Симферополь), планируется открытие Керченского моста к 2019 году и запуск федеральной скоростной трассы "Таврида" к 2018 году.

    Железнодорожное сообщение – это конструктор из поездки до Краснодара или Анапы, и затем пользование "Единым билетом" (в "Единый билет" входят: трансфер до порта "Кавказ", паромная переправа, последующая поездка на автобусе по территории Крыма – до Симферополя).

    Железнодорожное сообщение с другими городами России и Украины отсутствует.

    Поддержка власти

    Развитие туризма в Республике Крым поддерживается правительством РФ через целевые программы с фокусом на комплексное развитие туристских территорий Республики Крым, создание туристских продуктов, методическое обеспечение и подготовка кадров, а также маркетинговую и имиджевую политику, в частности, через программу "Социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя до 2020 года".

    Кто едет в Крым

    На сегодняшний день в Крым едут за культурно-познавательным, детским отдыхом, для активного и санаторно- курортного проведения времени, и конечно по событийным случаям.

    После присоединения Республики Крым к России в 2014 году произошла переориентация турпотока, и теперь основные туристы – это граждане России (86%).

    Количество туристов в 2014 году снизилось в 2 раза, но уже в 2015 году произошло увеличение турпотока более чем в 2 раза. На конец июля 2016 года Крым посетило 2,672 млн туристов, что на 26,2% выше аналогичного показателя 2015 года.

    По прогнозам, в 2016 году Крым посетят около 5,1 млн. туристов.Более половины отдыхающих размещаются в "частном" секторе.

    В целом "емкость" Крыма составляет от 8 до 10 млн. туристов в год.

    Портрет основного потребителя туристских услуг Крыма: это платежеспособные туристы эконом- и комфорт-сегмента, интересующиеся лечебно-оздоровительными, рекреационно-морскими и культурно-познавательными турами по Крыму. Около 30% из них прибывают на собственных автомобилях.

    В среднем путешествуют 11 дней, предпочитают за этот срок посмотреть 3-4 туристских дестинации Крыма.

    Основной туристический поток состоит из жителей Москвы и Санкт-Петербурга, за ними следуют гости из Екатеринбурга, Ростова- на-Дону, Перми. Так же на выходные в межсезонье на побережье приезжают и сами жители Крыма, в частности Симферополя. Жители Украины составляют не более 10% турпотока. Поток из Москвы и Санкт-Петербурга по данным отельеров составляет около 60%.

    Сезонность полуострова

    Спрос Крыма обладает ярко выраженной сезонностью с пиками в период июнь-август, что является отражением сезонности путешествий рекреационных туристов и природными особенности региона (например, теплотой моря и воздуха). Также спрос повышается в период новогодних и майских праздников. Для бизнес-туристов, приезжающих в командировку, и для MICE-туризма характерен интерес к Крыму в период межсезонья, однако он все равно слишком мал.

    Часть коллективных средств размещения Крыма закрываются в период низкого сезона и работают с начала мая по середину сентября – это около 37% всего предложения размещения на полуострове.

    Средняя загрузка объектов гостеприимства, функционирующих круглый год, составляет от 38% до 57% в год, категория ведомственных санаториев показывает лучшие результаты – в 68-82% загрузки. Средняя загрузка санаториев и отелей по всей Республики Крым к июлю 2016 составила 74%.

    Кто сильнее: юг, запад или восток

    С начала года на курортах Южного Берега Крыма отдохнуло 40% всех прибывших в Крым туристов, на Западном побережье Крыма – 39%, на Восточном побережье Крыма – 17,5%, в других регионах – 3,5%.

    Предложение отелей и дальнейшие перспективы

    Где жить

    Крупные гостиничные объекты Республики Крым, к которым привык российский турист, вместимостью более 50 номеров, расположены на наиболее популярных курортах (ЮБК, Феодосийский регион, Керчь, Судак, Саки). Это 127 объектов с общим номерным фондом 20 355 номеров. В указанный объем входят: гостиницы (56 объектов), санатории (36 объектов), пансионаты (34 объекта), база отдыха (1 объект).

    Вместимость номерного фонда составляет 40 710 человек без учета дополнительных мест.

    На территории Республики Крым не представлены гостиницы под управлением международных брендов. После присоединения Республики Крым к России в 2014 году все международные гостиничные компании покинули рынок.

    Как альтернатива гостиничному формату размещения на рынке предлагается около 6000 квартир, 1300 комнат и 3300 домов. Крым богат на возможности отдыха для кемперов, включая активно развивающееся предложение автокемпингов. Самый известный автокемпинг Чабан-Кале находится около мыса Агира.

    Почем Крым в развес

    Крым уже третий сезон активно привлекает российских туристов на свои пляжи. Популярность курортов Южного берега Крыма, доступность цен, а также активное развитие инфраструктуры в целом – вот, что возвращает туристов сюда вновь и привлекает новых.

    Стоимость отдыха на двух взрослых и одного ребенка при выборе 3* гостиницы с 3-х разовым питанием на 14 дней обойдется в среднем в 140 500 рублей в августе, 4* – 180.000 рублей, 5* – 370.700 рублей. Среднее время отдыха составляет 8-15 дней, туристы, приезжающие на 2-3 дня, почти отсутствуют.

    Разница цен в отелях курортного Крыма сильно отличается в зависимости от сезона, цена на высокий август превышает низкий март или октябрь почти на 70-100%. Так размещение в гостинице в начале сезона начинается от 2 200 рублей за номер в сутки с завтраком в отеле "3 звезды".

    При этом размещение в квартирах и комнатах продается на условиях хостела от 450 руб/ сутки на человека даже в сезон.

    "Все включено" в Крыму

    Крымские отели лидируют на рынке курортов РФ по предложению отелей в формате "Все включено". В каждом из курортов у туристов есть возможность выбора такого привычного типа отдыха – около 70% отелей предлагают услуги "полный пансион" или "все включено". Дополнительно крымские отели ввели услугу Day Pass (дневное пребывание) – она позволяет пользоваться всей инфраструктурой отеля, не заселяясь в него.

    Открытия 2015-2016

    • Этноцентр "Славянская деревня" в Бахчасарае (прежнее название "Родное село") (2016)
    • Кинопарк "Викинг" по дороге из Симферополя в Алушту (2016)
    • Клаб-отель LEXX в Коктебеле (2015)
    • Новые здания гостиницы "Ялта-интурист" (2015)
    • Новые номера в курортном отеле "Пальмира Палас" в Ялте (2015)
    • Отель и аквапарк "Атлантида" в Ялте
    • Вторая очередь аттракционов в Евпатории в аквапарке "Банановая республика" (2015)
    • Арт-отель "Азор" в Ливадии, работающий по системе "все включено" (2016)

    Заявленные гостиничные объекты

    Факторы, влияющие на увеличение/уменьшение туристского спроса

    • Строительство моста через Керченский пролив.
    • Расширение и реконструкция пассажирских терминалов аэропорта "Симферополь".
    • Запуск аэропорта в Севастополе.
    • Открытие туристических направлений: Турция и Египет. Колебания курса доллара и евро.
    • Работа Министерства курортов и туризма Крыма над созданием положительного имиджа региона.
    • Наличие ограничений для определенных категорий граждан РФ по выезду за пределы страны.
    • Конфликтная территория: непризнание Крыма и наличие санкций со стороны европейских стран.
    • Отсутствие на рынке международных компаний (в том числе банков, отельных операторов).
    • Гибкость туроператоров.
    • Развитие инфраструктуры развлечений.
    • Цены на размещение/питание/развлечения ниже по сравнению с курортами Краснодарского края.
    • Организованные правительством РФ субсидируемые перевозки.
    • Увеличение пропускной способности паромной переправы.
    • Либерализация визового режима с рядом европейских стран (Болгария, Греция).

    Чтобы всегда оставаться в курсе новостей и событий гостиничной индустрии, а также следить за обновлениями на

    Крым сопоставим с площадью Бельгии, а по природным ресурсам неизмеримо богаче. Постоянное население Бельгии больше в 5 раз. Особых жалоб на экологические, транспортные и социальные проблемы от бельгийцев не слышно.
    Крым может, по расчетам ученых, принимать в год 20 млн отдыхающих при средней продолжительности отдыха в 15 дней. Но прямо сейчас не может принимать и 7 млн при средней продолжительности отдыха в 7-10 дней. Вопрос в другом - пока нет концепции развития всего Крыма на 2020-2030 идеи и предложения, нет смысла обсуждать генеральные планы Симферополя, Ялты , Севастополя и других городов.

    Ясно, что в сезоне 2019 года при вводе в строй Керченского транспортного перехода (мост плюс тоннель) и федеральной трассы "Таврида" транспортная нагрузка вырастет в 5-10 раз. А Симферополь уже сейчас задыхается в автомобильных пробках.

    Пока схема основных решений для обсуждения

    Порт Салгир в центре Арабатской стрелки это ближайший пункт для связи железных и шоссейных дорог Крыма с водными путями Российской Федерации, включая Москву, и с Федеральной трассой Дон.

    Ячеистая схема развития транспортной системы Крыма . Разработал Игорь Русанов на основе проектов рубежа 1970-80х института КрымНИИпроект, Всесоюзной научной программы КУРОРТ и собственных научных исследований с 1980х по 2015 год.

    Азовские ворота Крыма - Порт Салгир и новый морской курорт Салгирский в центре Арабатской стрелки, Нижнегорский район. Железная дорога вдоль реки Салгир: Порт Салгир, Нижнегорский, Октябрьское.
    Децентрализация хозяйства, культуры и туризма. Разгрузка Симферополя, дублер столицы Гвардейское. Развитие локальных кластеров малого и среднего бизнеса по нескольким древним культурным коридорам.

    Картографические материалы для предпроектных исследований и ТЭО (технико-экономического обоснования) пассажирского движения и перевозки автотуристов в Крым обсуждаем, делимся полезными ссылками.
    Галерея ЛОГИСТИКА. Паромная линия через Азовское море: Ростовская область - Крым

    Некоторые структурные решения для круглогодичной работы крымских курортов .
    1. В санаториях и домах отдыха с лечением часть корпусов надо перепрофилировать как пансионов ветеранов. Постоянное проживание пожилых людей как в домах престарелых, но с качественно лучшими бытовыми и культурными условиями, развитой базой курортного лечения, парками и спортивными сооружениями, возможностями принимать родственников.
    Пансионы ветеранов могут быть от благотворительных до элитных.

    2. Спортивные интернаты и олимпийские базы Крыма в общей системе Российской Федерации могут сочетать постоянную загрузку с проведением сборов, соревнований, фестивалей, мастер-классов и прочих событийных мероприятий на каникулах.

    3. Санаторные школы-интернаты, детские комбинаты (сад-школа), лицеи разного профиля от художественных до научно-технических также как и спортивные центры могут сочетать постоянный и сменных контингент детей.

    4. Дачные поселки, городки фрилэнсеров и вахтовиков вблизи аэродромов прибрежной зоны, которые сейчас не используются. Нечто развивающее стиль жизни советских академгородков и американской Силиконовой долины. Не просто дачные участки или коттеджи , а обширная инфраструктура для конференций, спорта, отдыха.

    5. Глубинное развитие для всех крымских курортов по общему принципу "море - горы - город ": создание центров активного туризма, которые в летнем сезоне будут обслуживать отпускников, а с осени до весны местное городское население.