Трамвай Стамбула – идеальный городской трамвай. Общественный транспорт Стамбула — метро, трамвай, такси, фуникулер и даже канатная дорога Как оплачивать проезд в общественном транспорте

Стамбул — крупнейший турецкий город с развитой инфраструктурой. В городе много автобусов и трамваев, есть метро и такси — все для удобства передвижения жителей и гостей. Приезжие даже без знания английского или турецкого могут легко пользоваться транспортом, но на всякий случай изучите наш опыт.

В момент прилета в или Ататюрк туристические карты и книжные путеводители можно приобрести практически на месте. Также существуют бесплатные атласы, с подробной схемой городских дорог и маршрутов, например, популярный путеводитель Sokak Sokak Istambul .

Те, кому чуждо использоваться аналоговые носители информации, разумеется, загрузят в телефон всё необходимое. Рекомендуем приложения Google Trip и Maps.Me . Для тех, кто планирует пользоваться интернетом в Турции, идеально подойдет Google Maps . Подробнее о программах для туристов в .

Зачастую поиск определенного объекта заканчивается неудачно, и приходится обращаться к местным жителям за помощью. Не волнуйтесь — турки очень гостеприимны и всегда готовы помочь.

Istanbulkart (Истамбул карт)

В Турции стоимость поездки на общественном транспорте стоит дороже, чем по специальным смарт-картам. Как местные, так и приезжие пользуются пластиковой картой Istanbulkart .

Истамбул-карт выглядит как простая кредитка. Была введена в обращение в 2009 году, действует как проездной в автобусах, трамваях, на фуникулерах, в метро, ​​на пригородных поездах и паромных судах.

Кроме того, что оплачивать поездки с помощью Istanbulkart выгоднее, существуют и дополнительные скидки. При пяти и менее пересадках на другие транспортные средства в течение 2-х часов действует экстра-дисконт.

Смарт-карточку можно приобрести в офисах и билетных киосках на автовокзалах, аэропортах и других крупных транспортных развязках. Стоимость карты в офисах — 10 лир . Дешевле (6 лир ) Истамбул-карт можно купить в автоматах голубого цвета Automatic Vending Machine (OSM) у входов в метро.

Пополняются карты обычно в черно-желтых автоматах Biletmatik, расположенных практически на каждой остановке общественного транспорта. Пополнить можно до 300 лир (только бумажными купюрами), но сразу большую сумму класть не рекомендуем — всегда можно потом доложить.

Здесь можно пополнить Istambul-cart

Автобусы и долмуши

Автобусы в Стамбуле — один из самых распространенных видов транспорта. Сегодня в городе насчитывается более 4 тыс. кабин, которые перевозят 30% всего населения. Единственный — это невыносимые пробки на дорогах. В настоящее время в Стамбуле существует более 500 автобусных маршрутов.

Стоимость проезда без карты — 4 лиры, по смарт-карте — 1,95 лиры.

Долмуши (или привычные нам маршрутки) представляют собой альтернативу автобусам. Проезд на них стоит немного выше (5 лир), Истамбул-картой оплатить нельзя, но ходят они почаще и останавливаются по взмаху руки.

Сравнительно недавно в Стамбуле начали курсировать метробусы (Metrobus). Представляют собой скоростные современные микроавтобусы, со множеством маршрутов. Стоимость проезда — 2,4 лиры .

Карту автобусных маршрутов можно посмотреть здесь (кликабельно):

Такси несомненно отдано первое место по комфортабельности. В Стамбуле как минимум 20 тыс. желтых такси. Однако велика вероятность, что вас разведут на деньги. Наиболее вероятные сценарии:

  1. Таксист откажется вас везти, потому что пункт назначения слишком близко (якобы не выгодно ему).
  2. Таксист согласиться вас везти, но не включит счетчик, даже после вашего требования. И впоследствии попросит крупную сумму за проезд.
  3. Таксист будет вас возить по кругу, накручивая счетчик по-максимуму, тем самым зарабатывая больше.
  4. Вроде согласился, везёт не по кругу, счетчик включен, но будет вести машину лихо и ругаться по пути на своем языке.

Как только садитесь в такси, сразу стучите пальцем по счетчику и говорите «такси митер». И не вступайте в торговлю. Когда водитель запустит счетчик, на экране покажется 3,20 лир — это плата за посадку, и по 2 лиры за каждый километр .

Например, стоимость проезда на такси (15−25 минут езды) между Султанахметом и площадью Таксим составляет примерно 25−30 лир . Для 35−75-минутной поездки из аэропорта Ататюрк на площадь Султанахмет официальная плата за проезд составляет от 50−55 лир. От аэропорта Ататюрк до площади Таксим — 60−65 лир . (UPD от апреля 2019 года: аэропорт Ататюрк в Стамбуле закрыли, а вместо него , самый большой в мире аэропорт вдали от города).

Метро

Одним их самых удобных и быстрых видов транспорта в Стамбуле является метро. В городе всего 4 ветки . На карте они обозначаются разными цветами. М1, М2, М3 находятся в европейской части, а М4 занимает азиатскую часть.

  • М1 — красная ветка. Среди туристов самая востребованная. По приезду в аэропорт Ататюрк по данной линии можно добраться почти в любую городскую точку.
  • М2 и М3 — на карте обозначены зеленой и голубой ветками. Этими ветками в основном пользуются местные жители.
  • М4 — розовая линия метро. Ее расположение в азиатской части города, она проходит по маршруту между пристанью Кадыкей и спальными районами.

Карту стамбульского метрополитена можно посмотреть здесь (кликабельно):

Мармарай

Отдельная ветка метрополитена под названием Marmaray (Мармарай) — это проект подземки длиной 13,6 км, которая соединяет европейскую и азиатскую часть Стамбула через туннель под проливом Босфор. В европейской части находятся станции Kazlıçeşme, Yenikapı и Sirkeci. В азиатской — Üskudar и Ayrılık Çeşmesi.

Название Мармарай происходит от турецкого слова «Marmara» (Мраморное море) и «ray», что означает «рельс». Строительство тоннеля началось в 2004 году и обошлось в $ 3,5 млрд.

Стоимость поездки по жетону в Мармарае составляет 5 лир; по Истамбул-карт — 2,6 лиры. Цена при пересадке в течение 2-х часов -1,95 лиры.

Трамвай

Трамвайное сообщение внутри Стамбула функционирует еще с 19 века и эффективно разгружает городские пробки. Трамвайный транспорт в Стамбуле имеет 4 ветки: Т1, Т3, Т4 и Т2 (старинный трамвайчик).

На остановку можно попасть только через турникет

  • Т1 проходит через исторический район Султанахмет, связан с главными памятниками культуры, которые можно увидеть во время поездки.
  • Трамваи, движущиеся по маршруту Т3, расположены в азиатской части Стамбула. Прокатившись по этой ветке можно ознакомиться с архитектурой данной части города.
  • Самая непопулярная ветка среди туристов Т4 соединяет спальные районы с центром.

До сегодняшних дней номера трамваев дублируются и цветовым решением — сделано это для неграмотного населения. Для туристов тоже будет полезно:

  • Красный: Aksaray, Mecidiyeköy, Şişli, Topkapı, Tünel
  • Синий: Beyazıt, Maçka
  • Зеленый: Edirnekapı, Fatih, Harbiye
  • Желтый: Arnavutköy, Bebek, Beşiktaş, Kurtuluş, Ortaköy
  • Белый: Bahçekapı, Eminönü, Sirkeci, Taksim, Yedikule

Большой популярностью у туристов пользуется легендарный красный трамвайчик, идущий по пешеходной улице Истикляль. Исторический красный трамвай — один из символов Стамбула. И хотя путь трамвайчика совсем не велик — всего 1,6 км — каждый турист, приезжающий в Стамбул обязательно должен на нем прокатиться.

Во время нашего посещения Стамбула трамвайный путь на Истикляле реставрировали (а мы даже думали, что их навсегда демонтируют), и нам не удалось совершить такую поездку. Зато есть повод вернуться!

Реставрация рельсов на Истикляле


Автобусы Хаваташ (Havabus)

Это самый удобный, быстрый и недорогой трансфер, который доставит вас из любого аэропорта Стамбула на европейскую часть (пристань Kadıköy) или азиатскую часть города (площадь Taksim). Автобусы ходят, как правило, каждые полчаса:

Sabiha Gökçen Airport — Kadıköy Departure Times

04:00 — 04:30 — 05:00 — 05:30 — 06:00- 06:30 — 07:00 — 07:30 — 08:00 — 08:30 — 09:00 — 09:30 — 10:00 — 10:30 — 11:00 — 11:30 — 12:00 — 12:30 — 13:00 — 13:30 — 14:00 — 14:30 — 15:00 — 15:30 — 16:00 — 16:30 — 17:00 — 17:30 — 18:00 — 18:30 — 19:00 — 19:30 — 20:00 — 20:30 — 21:00 — 21:30 — 22:00 — 22:30 — 23:00 — 23:30 — 00:00 — 00:30 — 01:00

Автобусы Хаваташ трудно не заметить — они окрашены в белый цвет, и на них обозначен логотип крупными буквами «Havabus». Спереди всегда указана конечная станция прибытия. Проезд можно оплатить только наличными турецкими лирами. Удобно и то, что можно сдать свой багаж в специальный отсек, чего нельзя сделать в обычных рейсовых автобусах.

Фуникулеры и канатные дороги (cablecar)

В Стамбуле есть два подземных фуникулера разных времен. Старейший из них называется Tünel, построен в 1875 году. Его длина — 573 метра, разность высот — 60 метров. Курсирует между остановками Karaköy и Tünel Square в европейской части Стамбула. Первоначально он был оснащен паровым двигателем и двумя деревянными вагонами. В 1971 году фуникулер был модернизирован, и сегодня порядка 15 тыс. человек охотно пользуются им.

Второй стамбульский фуникулер был построен в 2006 году. Курсирует между трамвайной остановкой Kabataş и станцией метро на площади Taksim. Длина дороги — 600 метров, высота — 60 метров. Время в пути — 110 секунд.

В Стамбуле есть также две канатных дороги. Один из маршрутов особенно любим туристами, он ведет до остановки . А конечная станция — это пристань Eyup. Вторая ветка нечасто посещаема гостями города. Она находится в районе Бешикташ.

Паромы и речной транспорт

Хорошо развитая система речного транспорта дает массу возможностей туристам увидеть город, путешествуя на пароме, катере или морском автобусе. Всего в Стамбуле 15 морских маршрутов и 27 портов-остановок на берегах Босфора и Мраморного моря.

Различают три вида речного общественного транспорта — большие современные Sea Busses, традиционные Vapur’s и частные катера.

Первая трамвайная система Стамбула существовала с 1871 по 1966 год. Затем трамвай начали заменять троллейбусом, а после автобусом - всё во имя борьбы с пробками и устаревшим видом транспорта по сравнению с машинками. Если убрать даты и название города, то под это описание подойдёт практически каждый город Европы или Америки - концы света разные, а грабли общие. Также можно сказать про Москву, Воронеж и другие российские города, которые занимаются трамвайным погромом последние полвека.

В отличие от российских городов, Стамбул успел пройти тёмный путь светлого автомобильного будущего и вернул трамвай в 1990 году. С этого момента началась новая транспортная история города и ренессанс рельсового транспорта на улицах Стамбула. И вновь это укладывается в общемировой тренд - города массово возвращают трамвай по всему миру. Причина проста: трамвай дешевле метро, но позволяет быстро перевозить много людей.

Метро мелкого заложения стоит 8-10 млрд рублей за км и 15-20 млрд за глубокое. Трамвай же стоит от 0,5 до 2 млрд за км, хотя в случае московского Бирюлева, 2 млрд получилось вместе с депо и длинными эстакадами. При этом, провозную способность трамвая можно заложить колоссальную, сравнимую с метрополитеном, а стоить это будет в десятки раз меньше.

Вчера и сегодня

Первым вернули трамвай на главную пешеходную улицу города Стамбула в 1990 году, но это исторически-туристический трамвай с однопутной линией в 1,6 км:

Получился хороший аттракцион и символ города. Даже ларьки стилизованы под него, а вдоль улицы встречаются заведения с трамваем на логотипе:

Нас же больше интересует полноценный трамвай, на который можно будет ориентировать при возвращении трамвая на Тверскую, Невский или Кирова.
Линия Т1 в Стамбуле была открыта в 1992 году и первоначально соединяла Сиркеджи и Топкапы. Затем были продления в 1994, 1996, 2005 и 2012 годах. В 2005 году трамвай впервые за 44 года снова стал пересекать бухту Золотой Рог, а в 2012 году произошло объединение двух линий в одну.

Сегодня линия имеет протяжённость в 14 км и насчитывает двадцать четыре остановки. Проезд всей линии занимает 42 минуты. Каждый день линия перевозит 155 000 пассажиров. В часы пик интервалы достигают 1 минуты и менее.

Платформы

Систему не только продлевали за время существования нового трамвая, но и перестраивали - трамвайные платформы переделывали во время закупки новых низкопольных трамваев от Bombardier в 2004 году. Вход на платформы сделан через турникеты:

Тут стоит напомнить, что в наземном транспорте Стамбула водитель проверяет оплату проезда и работает тариф электронного кошелька. При больших потоках людей водитель физически не сможет стоять у каждой двери и проверять оплату, а соблазн проскочить зайцем слишком большой. Кондукторы же слишком дорогое и неэффективное решение, поэтому такая практика не распространена в мире. Поэтому на остановках поставили турникеты и охранников рядом с ними.

Тем не менее, проскочить зайцем на платформу реально, несмотря на заборчики и охранников. Проверено.

Соответственно, редкие билетные автоматы следует искать не на платформах, а где-то рядом:

Если бы в Стамбуле и контролёры, то нужды в турникетах не возникло бы. Поэтому в Германии или Чехии (даже в метро) - в них просто нет нужды, когда у жителей есть безлимитный билет на год и более.

Сами платформы без излишеств, но полностью доступны для маломобильных, с навесами и навигацией по трамваю.

У метро и трамвая один оператор:

Система с остановками рассчитаны на сцепку двух длинных трамваев, поэтому посередине стоят заборы - чтобы не бегали между трамваев:

Сами трамваи

Трамваи - низкопольные тяни-толкаи. Так как оборотные круги успели застроить или выкуп земли для них стоит дорого, то пришлось сокращать число мест и делать кабины спереди и сзади. Также пришлось сделать двери с двух сторон - удобство трамвая для долгих поездок падает из-за сокращения сидячих мест, но это цена за быстрые решения предков.


пассажиры очень любят прозрачные перегородки, но их ненавидят водители трамваев

На загруженных остановках трамвай может открывать двери сразу с двух сторон, если позволяют платформы:

Широкие двери тоже ускоряют посадку-высадку - это увеличивает среднюю скорость и экономит время пассажиров:

Узловая станция, где трамвай может отстояться в случае срыва графика - для этого есть дополнительный путь. Также тут можно выпускать людей на обе стороны:

Плюс двухголовых трамваев - обернуться можно прямо на основных путях, нужны лишь стрелки:

Приоритет движения

На всём протяжении маршрута у трамвая приоритет. Чаще всего это физический забор:

Если полоса для машин не умещается, то движение закрывают и вещают кирпич с камерой:

Физические болларды не используют, но Лира тоже неплохо стимулирует не нарушать. Получаются неплохие трамвайно-пешеходные улицы с доступом для машин экстренных служб:

Любимого многими газона на путях нет, зато есть имитация плиточки:

На светофорах у трамвая тоже приоритет - датчики распознают приближение вагонов и включают зелёный:

А что у нас, Билли?

Современный трамвай - это не столько вагоны, сколько подход к транспорту. Нужно много работать над обособлением, приоритетом, графиком движения, удобством, безопасностью и кучей других вещей, чтобы получить надёжный современный трамвай. Нужны инвестиции и понимание, что общественный транспорт не приносит прибыль, но генерирует общественное благо - он окупается за счёт снижения пробок, улучшения экологии и повышения качества городской среды. У нас в стране этого не понимают, не умеют делать и чаще всего не хотят даже учиться. Поэтому водители новых московских трамваев переводят стрелки ломиком, федеральные регламенты устарели на полвека, пассажиры выходят прямо под колёса машин, а чиновники рассматривают трамвай как место для расширения дороги и застройки депо. Скоро нам всем придётся заново учиться делать трамвай.

На протяжении последних полутора веков трамвай в Стамбуле пережил, как взлёты, так и падение. Было время, когда трамвай исчез со Стамбульских улиц на долгие 35 лет, но лишь для того, что бы вновь вернуться и стать одним из самых удобных видов . В настоящее время в имеется четыре не связанных между собой линии: две крохотные линии исторического (ретро) трамвая, одна проходит по , другая в Кадыкёе, и две линии современного скоростного трамвая Т1 Кабаташ-Бааджилар, Т4 Топкапы-Месджиди Селам. Линию Т1 Кабаташ-Бааджилар по праву можно назвать самым туристическим видом транспорта в Стамбуле, которым без сомнения хоть раз воспользовался каждый турист, посетивший город на берегах . Помимо того, что остановки линии трамвая Т1 расположены в самых значимых исторических местах и в паре с и соединяют два самых главных туристических района – и Таксим, используя скоростной трамвай и легкое метро можно наиболее быстро из туристических районом в , а пересев на станции Сиркиджи на отправиться в Азию. Поэтому именно об этой линии, об основных остановках которой необходимо знать каждому туристу, и пойдет речь в данной статье.

Первый трамвай в Стамбуле появился в далеком 1871 году, это была линия конки, которая стремительно расширялась, а позже трамвай в Стамбуле электрифицировали, постепенно трамваи вытеснялись другим видом транспорта и полностью исчезли из Стамбула в 1966 году. В 1990 году в целях развития туризма была открыта линия , а в 1992 открылся первый участок скоростного трамвая линии Т1 — Сиркеджи-Аксарай. Далее линию постепенно продлевали, и в 2005 году трамвай стал снова пересекать , в 2006 году линию продлили ещё несколько раз и теперь её протяженность составляет 13,2 км, насчитывает 32 остановки и ежедневно перевозит 265 тыс. пассажиров.

Трамвай пересекает Галатский мост

Современный трамвай в Стамбуле – это удобные составы, оснащенные кондиционером, электронным табло, на котором можно прочитать следующую остановку и посмотреть время и громкоговорителем, объявляющем остановки на турецком и английском языках, а также сообщающем о возможных пересадках. Трамвай в Стамбуле удобно оборудован и для людей с ограниченными возможностями и для родителей с колясками. Главными паюсами трамвая в Стамбуле является возможность быстрого передвижения, трамвай практически не зависит от пробок, комфортабельные составы, главным минусом – переполненность в часа пик и выходные. Трамвай в Стамбуле курсирует с 6.00 утра до 12.00 ночи и ходит каждые пять минут. Стоимость проезда в стамбульском трамвае 5 лиры по жетону и 2,60 по , жетоны можно купить на любой из остановок трамвая в специальном автомате. Ну а теперь коротко об основных остановках трамвая Т1 в Стамбуле.

Внутри трамвая

Внутри трамвая

Остановка Кабаташ – конечная остановка скоростного трамвая Т1. В пешей доступности от остановки расположен султанский , башня и мечеть Долмабахче, чуть ближе к остановке причал, откуда маленькие катера возят туристов в , следующий большой причал городских пароходов, с которого можно уехать на и на азиатскую сторону Стамбула. Кроме того, на Кабаташе можно пересесть на фуникулер и добраться до или же пересесть с Фуникулера на ветку , также на Кабаташе расположена конечная остановка многих автобусов.

С остановки Кабаташ можно увидеть дворец Долмабахче (слева) и мост через Босфор

Остановка Фындыклы : позади трамвайной остановки через дорогу в сторону Босфора расположена мечеть Фындыклы мулы Челеби, построенная великим Мимаром Синаном, напросит остановки парк Фындыклы, рядом с ним один из корпусов университета Мимара Синана.

Остановка Топхане : напротив остановки с одной стороны расположены , фонтан Топхане, с другой Топхане Амире (бывший пушечный двор), позади остановке Стамбульский музей современного искусства, и павильон Топхане. Кроме того, напротив остановке расположены самые лучшие в Стамбуле кальянные, самой известной из которых является .

Остановка Топхане, за трамваем мечеть Кылыч Али паши

Остановка Каракёй : трамвай останавливается прямо перед Галатским мостом, поэтому выйдя здесь можно отпраивться в одна из кафе под Галатским мостом или перейти мост пешком, любуясь видами. В находится множество достопримечательностей, отсюда отходят паромы в Азию и находятся остановка Туннеля, соединяющая Каракёй с улицей Истикляль. Из множество достопримечательностей стоит как минимум увидеть Арабскую мечеть, и . Также в Каракёе можно отведать и купить в подарок лучшую в Стамбуле .

Остановка трамвая Каракёй

Остановка Эминёню : главными достопримечательностями, расположенными рядом с остановкой трамвая, являются и , недалеко от остановки расположена мечеть Рустема паши, также с можно дойти пешком до . Эминёню является крупным транспортным узлом, помимо конечной остановки многочисленных автобусов и паром отправляющихся на азиатскую часть, отсюда начинается и Золотому рогу.

Остановка трамвая Эминёню

Остановка Сиркеджи : рядом с трамвайной остановкой расположен знаменитый , на который приходил Восточный экспресс, в здание вокзала можно найти , вблизи остановки находится и мечеть Хобяр. Рядом с остановкой находится вход на одноименную станцию Мармарая, пересадку на Мармарай стоит делать именно здесь.

Остановка Сиркеджи, на заднем плане вокзал Сиркеджи

Остановка Гюльхане : трамвай останавливается недалеко от Высокой порты, павильона Алай и входа в , по территории которого можно выйти к археологическому музею, церкви Святой Ирины и , на самой же территории парка стоит посетить . В шаговой доступности от трамвайной остановки расположены бани Кёшк и Чаалолу, мечети Хаджи Беширага и Зейнеп султан.

Ворота Высокой порты рядом с остановкой Гюльхане

Остановка Султанахмет : самое сердце исторической части Стамбула именно здесь расположены главные достопримечательности города , дворец Топкапы, Бани Хасеки Хуррем султан (бани Роксоланы) и многие другие.

Рядом с остановкой Султанахмет (вид на Голубую мечеть)

Остановка Чемберлиташ : рядом с остановкой трамвая возвышается колонна Чемберлиташ, позади которой находятся мечеть Атик Али паши, бани Чемберлиташ и мечеть Нуросмание. Кроме того в окрестностях этой трамвайной остановке можно найти множество мавзолеев пашей.

Остановка трамвая Чемберлмташ, прямо с остановки можно увидеть одноименную колонну

Остановка Беязит (Капалы Чапшы, Гранд Базар) : рядом с остановкой расположена одноименная площадь, на которой находится , рядом с одной стороны от мечети вход на , с другой одни из ворот Стамбульского университета. От остановки Беязит можно дойти пешком до . Здесь же находится конечная остановка множества автобусов.

Остановка трамвая Беязит, на заднем плане одноименная мечеть

Остановка Лалели : вокруг этой трамвайной остановки расположился русский район Лалели, позади остался музей Калиграфии, рядом с остановкой вход в один из корпусов Стамбульского университета, а чуть впереди мечеть Лалели. От остановки трамвая Лалели можно дойти пешком до , и Бурмалы и .

Вход в Стамбульский университет, расположенный рядом с остановкой Лалели

Остановка Аксарай : рядом с остановкой трамвая расположена красивейшая мечеть Пертевниял Валиде султан. От остановки можно дойти пешком до Еникапы, где сесть на , Мармарай или пароход.

Остановка Юсуфпаша : рядом с остановкой находится мечеть Мустафы паши и . Несмотря на то, что громкоговоритель в трамвае предлагает Вам сделать пересадку на этой остановки на легкое метро, в случае если Вы едите в аэропорт продолжить путь до Зейтенбурну, поскольку с остановки Юсуфпаша придётся идти пешком достаточно далеко.

Остановка Хасеки .

Остановка Фындыкзаде .

Остановка трамвая Фындыкзаде

Остановка Чапа Шехримине.

Остановка Пазартекке : в пешей доступности от остановки расположены городские стены Феодосия, мечеть Гази Ахмед паши мечеть Фатмы султан, армянская григорианско-апостольская церковь святого Никогайоса и греческая православная церковь.

Остановка Топкапы : рядом с остановкой расположен года и одноименный парк, чуть дальше мечеть, мавзолей и кладбище имени Меркез эфенди.

Остановка Джевизлиба.

Остановка Меркезэфенди.

Остановка Сейитнизам : в пешей доступности от этой остановки трамвая находится армянское кладбище Балыклы и греческий православный монастырь Божей матери Балыклы.

Остановка Акшемсеттин : в направление обратном ходу трамвая в пешей доступности расположена мечеть Сейита Низама.

Остановка Митхатпаша .

Остановка Зейтинбурну : пассажиром направляющими в аэропорт Ататюрка стоит совершить пересадку на лёгкое метро, остановка и платформа лёгкого метро разделены лишь турникетом, для перехода на противоположную сторону платформы можно воспользоваться лифтом. Здесь же можно совершить пересадку на метробус.

Остановка трамвая Зейтинбурну, слева под навесом платформа легкого метро, справа скоростного трамвая

Остановка Мехмет Акиф.

Остановка Керестеджилер.

Остановка Гюнгёре.

Остановка Акынджылар.

Остановка Соанлы.

Остановка Явуз Селим.

Остановка Гюнештепе.

Остановка Бааджилар.

Стамбул известен своими пробками, поэтому туристы посещающие его, в том числе и мы, отдают предпочтение общественному транспорту, о котором и пойдет речь в этой статье. Постараемся отразить все нюансы связанные с проездом в городском транспорте Стамбула, расскажем об оплате за проезд с помощью Istanbulkart, о стоимости билетов и жетонов, о всех плюсах и минусах, с которыми можно столкнуться в метро, трамвае, такси и другом общественном транспорте Стамбула.

Общественный транспорт в Стамбуле

В Стамбуле очень развитая сеть общественного транспорта, она включает в себя 4 ветки метро, более 5оо автобусных маршрутов, 2 ветки скоростных трамваев и 2 обычных, тоннель Мармарай под проливом Босфор, целую сеть водного транспорта, фуникулер и 2 канатные дороги.

Цены на аренду авто в Стамбуле

На фото ниже показана обновленная схема общественного транспорта Стамбула.

Способы оплаты проезда

В Стамбуле существует несколько вариантов оплаты общественного транспорта, остановимся на каждом подробно, сравним, который из них выгоднее и чем лучше пользоваться при оплате за проезд в метро, трамвае, на пароме, а также в такси.

Самый распространенный вид оплаты за проезд в общественном транспорте — это при помощи Istanbulkart, но также можно оплатить жетонами, электронными билетами, а иногда наличными деньгами.

Истанбулкарт (Istanbulkart)

Istanbulkart — карточка, по форме типа кредитной, которая используется только в городе Стамбуле для оплаты проезда в следующих видах общественного транспорта: метро, трамвай, автобусы, фуникулер, тоннель Мармарай, метробус, весь водный транспорт. Она может быть приобретена и использована любым человеком, без предъявления документа удостоверяющего личность. Например, мы, покупали одну на двоих и использовали ее по очереди, главное следить, чтобы на ней всегда был положительный баланс.

Основные вопросы, с которыми сталкиваются туристы посещающие Стамбул, связанные с Istanbulkart:

      • Где купить Istanbulkart?
      • Сколько стоит проезд по Istanbulkart?
      • Как и где пополнить Istanbulkart?
      • Как пользоваться Istanbulkart?
      • Выгодно ли использовать Istanbulkart?

Купить Istanbulkart можно в специальных автоматах, которые расположены по городу, а также на вокзалах и в аэропортах Стамбула. В аэропорту Ататюрка и в эти банкоматы находятся рядом с другими, на которые показывают указатели движения. Также эту карту можно приобрести в специальных киосках, на которых будет написано Istanbulkart, в основном, они располагаются в местах транспортного скопления. Мы покупали на пристани Кадыкей, так как из аэропорта Сабиха Гекчен добирались на маршрутке Havatas, а в ней оплата только наличными. Стоимость самой карточки 10 лир, но эта стоимость является залоговой и ее можно вернуть, в том же месте, где вы покупали Istanbulkart или в любом другом.

Проезд по Istanbulkart стоит 2,15 лир , но так как в Стамбуле за каждую пересадку необходимо снова платить, то делать это с помощью карты выгодно, так как каждая следующая поездка стоит не 2,15 лир, а меньше:

— 1 поездка — 2,15 лир
— 1 пересадка — 1,45 лир
— 2 пересадка — 1,15 лир
— 3 пересадка — 0,85 лир
— 4 пересадка — 0,85 лир и так далее.

Более детально ознакомиться с ценами (правда только на турецком) можно на официальном сайте Istanbulkart — http://www.iett.gov.tr

Пополнить Istanbulkart можно несколькими способами, с помощью специальных автоматов или в любом киоске, магазине, где есть вывеска или написано Istanbulkart. Мы пополняли разными способами и всегда успешно. Чтобы положить деньги на карточку, при помощи банкомата, необходимо приложить ее к устройству, вставить купюры (5 лир, 10 лир или 20 лир) в приемник и подождать, пока банкомат скажет вам, что процедура завершена и на экране будет видно баланс вашей карточки.

Пользоваться Istanbulkart очень просто, для этого всего лишь необходимо поднести к турникету в метро, трамвае, фуникулере, либо к специальному считывающему устройству в автобусах и после чего на экране появится сумма оплаты проезда и остаток средств на карточке и красный цвет на экране сменится на зеленый.

Выгода при использовании Istanbulkart для оплаты проезда в общественном транспорте Стамбула очевидна, но для большей наглядности сравним с оплатой жетонами. Например, при одной пересадке проезд в метро, при оплате жетонами обойдется 8 лир (4 лиры + 4 лиры), а при оплате Istanbulkart — 3,6 лиры (2,15 лира + 1,45 лиры).

Жетоны и др.

Еще для оплаты проезда в общественном транспорте Стамбула можно использовать жетоны, электронные билеты и наличные деньги. Жетоны продаются в специальных автоматах и стоимость одного жетона составляет 4 лиры. Жетонами можно оплатить проезд в любом рельсовом и водном транспорте Стамбула.

Также можно приобрести электронный билет , стоимость которого зависит от количества поездок. Например разовая поездка стоит стандартно — 4 лиры, за 2 поездки — 7 лир, 3 — 10 лир, 10 — 30 лир.

Наличными деньгами можно расплачиваться только в такси и маршрутках. Поэтому, если вы планируете добираться из аэропорта на такси или маршрутке Havatas, лучше уже иметь некоторую сумму наличных турецких лир, либо поменять деньги в аэропорту.

Еще совсем недавно метро в Стамбуле было не самым удобным общественным транспортом в городе, но после строительства тоннеля Мармарай и удлинения нескольких веток, метро в Стамбуле соединилось в единую систему скоростного железнодорожного транспорта.

На фото ниже показана обновленная схема метро Стамбула.

В Стамбуле 4 ветки метро, которые для удобства пассажиров имеют каждая свой определенный цвет и легко-запоминающееся название, в виде порядкового номера: красная ветка (М1), зеленая (М2), голубая (М3) и розовая (М4).

М1, М2 и М3, расположенные на европейской части Стамбула, связаны между собой, а с М4, которая расположена в азиатской части Стамбула, они соединены тоннелем Мармарай. Остановимся на каждой ветке метро подробнее.

Красная ветка метро (М1)

Это самая популярная ветка метро у туристов и посетителей Стамбула, так как по ней можно добраться из аэропорта Ататюрка, практически до любой точки города. А пересев на станции метро Zeytinburnu на скоростной трамвай Т1 (о котором далее), вы попадете в исторический центр Стамбула, район Султанахмет.

Зеленая (М2) и голубая (М3) ветки метро

Не туристические направления, метро М2 и М3, в основном используется местными жителями, чтобы добраться до центра из спальных районов Стамбула.

Розовая ветка метро (М4)

М4 находится на азиатском полуострове Стамбула и соединяет популярный район города — Кадыкей со спальными районами азиатской части.

Время работы метро в Стамбуле с 6:00 до 24:00.

В Стамбуле 4 трамвайные ветки. Все ветки отличаются по цвету на карте (синяя, оранжевая, салатовая и коричневая) и, как метро, имеют простую нумерацию Т1, Т3, Т4 и Т2 (исторический красный трамвайчик, который движется по улице Истикляль).

Все трамвайные остановки в Стамбуле на карте Google:

Одним из самых популярных видов перемещения по Стамбулу у туристов является скоростной трамвай маршрута Т1, который проходит через район Султанахмет, с главными достопримечательностями города . Протяженность трамвайной ветки Т1 — 19 км., чтобы проехать от начальной и до конечной остановки нужно затратить более часа.

С помощью этой ветки вы сможете добраться до аэропорта Ататюрка, сделав пересадку на метро (остановка Aksaray или Zeytinburnu). Также трамвай идет в популярный район в Стамбуле — .

Время движения Т1 с 6:00 до 24:00.

Знаменитый красный трамвай в Стамбуле (маршрут Т2)

Трамвайный маршрут Т2 проходит по главной улице Стамбула — . Красные трамвайчики, перемещающиеся от площади Таксим до остановки Тунель, уже давно стали символом города. Обязательно стоит проехаться на нем.

Исторический трамвайчик (Nostaljik Tramvay) это целое развлечение на улице Истикляль. Они останавливаются посреди улицы, чтобы водители пообщались между собой, дети цепляются снаружи, чтобы прокатиться.

Прокатиться на историческом трамвае можно с 7:00 до 21:00.

Трамвай в Кадыкее — маршрут Т3

Небольшая кольцевая трамвайная ветка маршрута Т3 расположена в . На этом трамвайчике можно замечательно ознакомиться с этим районом Стамбула. По-внешнему виду трамваи в Кадыкее чем-то напоминают, курсирующие по Истиклялю, только они желтого цвета.

Время работы трамваей в Кадыкее с 7:00 до 21:00.

Четвертая трамвайная ветка (Т4), не самая популярная у туристов, но она существенно помогает местным жителям спальных районов Стамбула добраться до центра и метро.

Время работы аналогично с маршрутом Т1: 7:00 — 24:00.

Мы считаем, что такси тоже является полноценным общественным транспортом и Стамбул не исключение. Однако, из-за огромных пробок, проезд в такси может обернуться длительным ожиданием. Но, если вы все-таки выбрали для передвижения по Стамбулу такси, нужно помнить следующее:

      • Официальные таксисты имеют желтый цвет машин (впрочем, как и в большинстве стран) и надпись на автомобиле — Taksi.
      • В Стамбуле допускается останавливать или ловить такси в любом необходимом для вас месте.
      • Оплата в такси производится строго по счетчику и только наличными деньгами.
      • В стамбульском такси отсутствуют ночные тарифы, тариф един в любое время суток.
      • В такси Стамбула, собственно как и в любом другом городе, присутствует человеческий фактор, поэтому будьте внимательны, старайтесь не попасться на удочку недобросовестных таксистов.

Стоимость такси в Стамбуле следующая: 3,25 лиры за посадку и 2 турецкие лиры, за каждый следующий километр.

Автобусы в Стамбуле

Автобусы в Стамбуле самый распространенный вид общественного транспорта в городе. Маршрутов, курсирующих по Стамбулу очень много. Смысла здесь перечислять все нет, но есть отличный турецкий интернет-ресурс harita.iett.gov.tr, где можно проложить онлайн маршрут автобусного движения по Стамбулу.

Но, выбирая проезд по Стамбулу на автобусе, имейте ввиду, что иногда он может затянуться надолго, так как пробки в городе очень частое явление и как раз автобусы стоят в них часами.

Метробус или скоростной автобус

Также в Стамбуле пользуется огромной популярностью скоростной автобус (метробус), все потому, что этому виду общественного транспорта не страшны пробки, так как для движения метробуса выделены специальные полосы движения. Для увеличения скорости передвижения по городу метробус вдобавок еще имеет преимущество при пересечении городских перекрестков. Так, что передвигаться этим видом транспорта быстро и очень удобно.

А еще по городу курсируют автобусы, которые проводят экскурсии по Стамбулу, на таком автобусе можно за несколько часов познакомиться с этим замечательным городом.

Водный транспорт Стамбула

Водный транспорт в Стамбуле — это не только увлекательная морская прогулка по Босфору, но и полноценный вид общественного транспорта в городе, который ежедневно провозит по воде тысячи людей.

На фото ниже можно увидеть водное транспортное сообщение Стамбула между пристанями.

Или паромное сообщение между азиатской и европейской частью Стамбула.

Также можно добраться в популярный туристический район азиатской части Стамбула — Кадыкей.

Или добраться до Принцевых островов, где можно отдохнуть на пляже и покупаться в море.

Все пристани с которых ходят паромы общественного пользования можно посмотреть на карте Google ниже:

Также расскажем немного о самом водном транспорте, который существует в Стамбуле.

Водный транспорт очень популярен в Стамбуле, поездка на пароме по Босфору для жителей города это не развлечение, а ежедневное действие, которое совершают горожане перемещаясь утром на работу и вечером домой. Еще одним огромным плюсом водного транспорта является отсутствие пробок.

В Стамбуле существует следующие виды водного транспорта: паромы, вапуры и морские автобусы.

Паромы

Чем интересен это вид транспорта, тем, что на нем могут перемещаться не только люди, но и автомобили, автобусы и др. Паромы курсируют, как между городскими пристанями, так и отправляются в соседние со Стамбулом города.

Вапуры

Вапуры — это городской водный транспорт, который перевозит исключительно людей, между городскими пристанями Стамбула.

Водный транспорт Стамбула — Вапур

Проезд в общественном транспорте — увлекательная прогулка по Босфору

Морской автобус

Третий вид водного транспорта в Стамбуле — это морской автобус, который в отличие от вапура, перевозит людей не только между городскими пристанями, но и в соседние города.

Фуникулер и канатная дорога в Стамбуле

Перемещаясь этими видами общественного транспорта в Стамбуле, можно не только добраться из пункта А в пункт Б, но и замечательно провести время рассматривая близлежащую природу и достопримечательности.

На карте ниже показаны остановки фуникулера и канатной дороги в Стамбуле.

Движется от остановки Taksim до остановки Kabatas, при этом очень удобно использовать этот вид городского общественного транспорта, если вам, например, необходимо пересесть с красной ветки метро (М1) на скоростной трамвай (Т1) и наоборот.

Канатных дороги в Стамбуле две. Одна из них наиболее популярна у туристов, так как при помощи нее можно добраться до исторического кафе «Пьер Лотти», с террасы которого открывается потрясающий вид на город. Остановка так и называется Pierre Loti, а другая остановка — пристань Eyup.

Еще одна ветка канатной дороги менее популярна, но также заслуживает внимания. Это Maska — Taskisla, которая распологается недалеко от района Бешикташ в Стамбуле и проходит над одноименным парком Maska.

Объемный получился пост, но мы хотели собрать и рассказать вам, в одной статье, всю подробнейшую информацию об общественном транспорте Стамбула. Ну и в завершение, помните, передвигаетесь вы на метро, трамвае, такси, автобусе, фуникулере, плывете на пароме или даже в небе по канатной дороге, главное чтобы ваше путешествие было с удовольствием.

  • Стамбульское метро — это самый первый вид транспорта, с которым вы столкнётесь, прилетев в аэропорт Ататюрка, если, конечно, не решите заказать трансфер до отеля (см. ). Второй раз ваша встреча со стамбульским метро произойдет, когда вы снова поедете в аэропорт, возвращаясь домой. И всё! Именно так случается у 99% туристов, которые приезжают в Стамбул. Это подтверждает и то, что в электричках метрополитена вне маршрута из/до аэропорта встреча с иностранцами – большая редкость.
  • Станция метро в аэропорту Ататюрка. Как вы уже успели догадаться, метро в Стамбуле проложено до самого аэропорта Ататюрка. Это очень удобно. Попасть на станцию метро можно как из самого здания аэропорта (двигайтесь из зоны прилёта по указателям), так и войти с улицы.
  • Важно! Метро до второго аэропорта Стамбула Сабиха Гёкчен пока не проложено. Добираться неудобно. Ехать надо на общественном транспорте либо . Вообще, аэропорт Сабиха Гёкчен достаточно неудобный. Однако надо отдать должное, что, как правило, туда и летят очень редко. Имейте это ввиду, когда будете выбирать аэропорт прилета (см. ).
  • Время работы стамбульского метро: с 06.00 утра до 00.00.
  • Интервалы движения поездов меняются в зависимости от загруженности. Обычный режим: 7-10 минут. В часы пик – до 5 минут ожидания.
  • Полную схему метро Стамбула можно скачать . Однако такая схема не очень ценна. Самых важных станций метро для туристов – жизненно необходимых – всего несколько. Эти станции отмечены на схеме ниже и подробно описаны в конце статьи.

  • Линии метро различаются по цветам и имеют обозначения: М1, М2, М3 и т.д. Некоторые линии метро в Стамбуле имеют развилки, то есть раздваиваются, и тогда обозначаются так: М1А, М1B.
  • Оплату лучше всего производить транспортной картой (Istanbul Card) – так значительно экономнее. Стоимость и подробности читайте здесь: Транспорная карта . Карта покупается и пополняется в терминалах на станциях метро. Оплата происходит при прохождении через турникет, когда вы прикладываете карту к считывающему устройству. Можно также проходить по разовому билету, который тоже продается в терминале, но проезд будет в 1,5 раза дороже, нежели по карте. Это очень невыгодно.
  • Остановки метро (станции) разные: есть неглубокие подземные, есть наземные, отдаленно напоминающие платформы для скоростного трамвая.
  • В целом метро в Стамбуле опрятное , на некоторых станциях можно увидеть музыкантов. Чаще всего они были замечены мной на станциях, ближе к историческому центру города.

  • Схема метро есть на каждой станции и внутри электричек. На каждой электричке в метро на световом табло написано, до какой станции она следует. В электричке диктор объявляет станции на турецком языке. Иногда то, что он говорит, непонятно, поэтому следите за тем, где вы едете, по вывескам на станциях.
  • Имейте ввиду! Некоторые ветки метро, как я уже говорил, раздваиваются, то есть имеют развилки. Обозначаются они тогда дополнительной буквой: М1А или М1B. Пользоваться такими линиями надо так: посмотрите, какая конечная остановка у нужной вам ветки, и садитесь на электричку, на которой написана эта станция. Электричка пойдет в нужном направлении. Ещё можно действовать так: доехать до развилки, выйти там и дождаться электрички в нужном направлении.
  • Метро Тюнель (Tünel) . Иногда к метро в Стамбуле причисляют старинную ветку (1875 год открытия), которая называется «тюнель». На самом деле, это одна из веток фуникулёра . Особого практического значения для туристов она не имеет, так как расположена в отдалении от основных туристических маршрутов. Подробнее см. Фуникулёр в Стамбуле .

  • Метро Мармарай (Marmaray) . Это тоже часть метро, но проходит оно под проливом Босфор. Глубина залегания – 60 метров от поверхности Босфора. Время в пути под проливом: 4 минуты. Для достижения основных достопримечательностей не имеет особенного значения. Однако на нём стоит прокатиться, потому что это своеобразная достопримечательность Стамбула – метро проходит под проливом Босфор и является одним из самых глубоких подводных туннелей в мире, к тому же он соединяет Европу и Азию. Самый удобный способ покататься на «подводном метро» такой . Едем на трамвае до остановки Сиркеджи (Sirkeci). Можно, впрочем, прогуляться и пешком – от до Сиркеджи примерно 900 метров. Идти надо вниз вдоль трамвайной линии. Рядом с трамвайной остановкой находится знаменитый старинный железнодорожный вокзал Сиркеджи. Там же расположен вход на станцию Мармарая, которая тоже называется Сиркеджи. Спускаемся, оплачиваем проезд транспортной картой и едем под проливом Босфор до станции Ускюдар (Uskudar).

Связка метро со скоростным трамваем

Само по себе метро в Стамбуле не имело бы особого значения, если бы не было связано станциями пересадки с другими видами транспорта. Дело в том, что, например , из аэропорта Ататюрка до центра города только на одном метро добраться нельзя. Это можно сделать, только пересев на скоростной трамвай. Однако не пугайтесь – это не вызывает проблем , потому что на этом направлении метро и трамвай очень гармонично связаны. На самом деле, не все даже сразу понимают, что едут уже на другом виде транспорта.

Фактически линии скоростного трамвая — это продолжение метрополитена. Пересадка между метро и трамваем бывает двух видов.

  • Короткая пересадка – самая удобная. Вы доезжаете до нужной станции, выходите из электрички метро, по указателям следуете на линию трамвая, проходите турникет, оплачивая проход транспортной картой. И всё! Вы уже на линии трамвая. Всё организовано так, будто вы переходите с одной линии метро на другую, только при этом производите оплату за пересадку. (Кстати, оплата при пересадке происходит со скидкой!). Таким образом, например, организована пересадка на станции Зейтинбурну (Zeytinburnu). Эта станция пересадки полезна нам потому, что через неё мы поедем из аэропорта Ататюрка к отелю до района Султанахмет (исторический центр города).

  • Длинная пересадка – не очень удобная, но в целом тоже несложная. Суть её заключается в том, что вы полностью выходите со станции метрополитена и оказываетесь на улице города. Теперь вам надо пройти по улице на станцию скоростного трамвая. На перрон скоростного трамвая заходите через турникет, приложив карту. Проход также будет засчитан со скидкой. Эта пересадка называется длинной, потому что по улице порой предстоит пройти достаточно далеко. Например, расстояние между станцией метро Аксарай (Aksaray) и станцией скоростного трамвая Юсуфпаша (Yusufpaşa) около 350 метров. Эта пересадочная связка интересна нам, если мы едем с главного автовокзала Стамбула (Otogar) к отелю до района Султанахмет (исторический центр города). Надо понимать, что на такую пересадку необходимо закладывать больше времени, когда планируете маршрут, потому что нужно не только дойти до места, но ещё и разобраться, куда именно идти.

Кстати! Метро в Стамбуле имеет связку не только со скоростным трамваем, но и с метробусом. Это что-то вроде скоростного автобуса, который движется по специальной выделенной полосе, минуя городские пробки. Однако этот вид транспорта для туристов по большому счету бесполезен, он важен для жителей города, которые добираются из спальных районов. Чаще всего вы будете пользоваться скоростным трамваем , метро и паромами .

Важные маршруты на метро в Стамбуле для туристов

Большинство направлений в метро не имеет абсолютно никакого интереса для туристов, потому что они ведут в спальные районы Стамбула. Важных маршрутов всего два.

  • Аэропорт Ататюрка – Исторический центр Стамбула . Этот маршрут – самый востребованный, так туристы добираются из аэропорта имени Ататюрка (станция Ататюрк Хавалимани (Ataturk Havalimani)) до станции Султанахмет (Sultanahmet).

В аэропорту Ататюрка идем на станцию метро Ататюрк Хавалимани (Ataturk Havalimani). Это линия метро М1А . Едем до станции метро Зейтинбурну (Zeytinburnu). Выходим из вагона и совершаем пересадку на скоростной трамвай, станция которого тоже называется Зейтинбурну (Zeytinburnu). Эта линия трамвая Т1 . Далее едем до остановки трамвая Султанахмет (Sultanahmet).

  • Автовокзал – Исторический центр Стамбула . Этот маршрут полезен, если вы приехали в Стамбул на автобусе, либо собираетесь после посещения Стамбула поехать дальше по стране, например, в .

На главном автовокзале города идем на станцию метро Отогар (Otogar). Это линия метро М1А . Едем до станции метро Аксарай (Aksaray). Выходим со станции метро на улицу. Далее переходим на светофоре через бульвар Adnan Menderes Vatan Blv. На другой стороне будет парк. Обойдите парк справа и выйдите на улицу Murat Paşa Sok. Идите по этой улице до пересечения с улицей Turgut Ozal Millet Cad. Как раз на пересечение этих улиц будет остановка скоростного трамвая Юсуфпаша (Yusufpaşa). Время на пересадку (если знаете, как идти) – 5 минут. Если едете первый раз, то заложите ещё минут 15 на то, чтоб «разобраться, как идти». Расстояние, которое надо пройти по улице, около 350 метров. Теперь садимся на скоростной трамвай и едем до остановки Султанахмет (Sultanahmet).

Важные станции метро для туристов

  • Ататюрк Хавалимани (Ataturk Havalimani) – здесь находится главный аэропорт Стамбула, имени Ататюрка.
  • Отогар (Otogar) – здесь находится главный автовокзал Стамбула, который называется Отогар. Отсюда можно уехать путешествовать по стране, например, или в центр страны в .
  • Аксарай (Aksaray) – эта станция метро в Стамбуле имеет пересадку на станцию скоростного трамвая Юсуфпаша (Yusufpaşa). Полезна, когда мы едем из исторического центра на главный автовокзал города.
  • Зейтинбурну (Zeytinburnu) – эта станция метро имеет пересадку на станцию скоростного трамвая, которая тоже называется Зейтинбурну (Zeytinburnu). Полезна, когда мы едем из аэропорта Ататюрка к отелю в исторический центр города в район Султанахмет.