Ветераны с «Очарованного странника»: единственным минусом круиза была погода. Раз«Очарованный странник»: проблемный теплоход встал на прикол в Казани Теплоход очарованный странник сняли с мели

Теплоход «Очарованный странник», который стал известен на всю страну после того, как сел на мель в Нижегородской области, успешно вернулся в Казань и готов к новым путешествиям. Корреспондент ИА «Татар-информ» встречал его сегодня в речном порту Казани.

Судно «Очарованный странник» совершало рейс по маршруту Казань – Москва – Казань. На его борту находились 120 ветеранов: Великой Отечественной войны и боевых действий в горячих точках. Этот рейс «Странника» стал известен на всю страну после инцидента, который произошел в ночь с 29 на 30 мая – судно село на мель возле поселка Васильсурск Нижегородской области.

«Был ветер, дождик. Старший помощник потерял ориентацию на местности, не заметил буй и повернул в другую сторону. Из-за чего произошла посадка на мель парохода», – поделился капитан «Очарованного странника» Евгений Мишалов.


Судно туркомпании ООО «Волжские путешествия Плюс» просидело на мели около суток. По словам капитана «Странника», мимо проходили суда, но ни одно из них не остановилось, чтобы помочь. Поэтому помощи ждали так долго. По мнению капитана судна, главное в организации речных туров сейчас – это, увы, личная выгода – все проходящие спешили выполнить свои рейсы.

В «спасательной операции» по снятию его с мели приняли участие сотрудники портового контроля, Ространснадзора, координировали их действия представители Приволжской транспортной прокуратурой и руководство предприятия «Волжская судоходная компании», которое предоставило судно-толкач.

После тщательной проверки технического состояния теплохода представителями контролирующих органов судно продолжило свой речной круиз.


«Несмотря на то что судно вернулось к выполнению речного круиза согласно намеченному маршруту, Приволжской транспортной прокуратурой в связи с произошедшим продолжается проверка на предмет соблюдения требований законодательства о безопасности судоходства и устанавливается степень вины всех лиц, причастных к произошедшему инциденту. По итогам прокурорской проверки будет решен вопрос о необходимых мерах прокурорского реагирования», – заявила еще 31 мая старший помощник Приволжского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ Майя Иванова.

Стояние на мели на сутки сдвинуло дату прибытия, однако это не повлияло на его дальнейший график. Первым с корабля сегодня сошел Александр Поляков, подполковник в отставке, участник боевых действий в Афганистане, руководитель круиза.

«Товарищ-генерал майор! Участники круиза Казань – Москва – Казань вернулись из плавания. Во время круиза: происшествий нет, замечаний нет. Все исправно, прибыли в полном составе», – отрапортовал Александр Поляков председателю общественной организации ветеранов войны и военной службы РТ Ахату Юлашеву.

«С прибытием!» – тут же раздались чей-то радостный голос и аплодисменты.


Рейс с ветеранами на борту стал возможным благодаря поддержки Правительства РТ – в этом году круиз прошел в 13-й раз. Все ветераны, сойдя на берег, делились только положительными эмоциями.

«Были проблемы, положительных впечатлений намного больше, чем отрицательных. Когда спрашивали, что делают ветераны – ответ был один: поют и пляшут», – поделился Казбек Ризванов из Нижнекамска.

Александр Соломойков прошел путь от рядового красноармейца до полковника, отдал армии без малого 70 лет, сорок из которых прослужил в казанском артиллерийском училище. По его словам, единственной неприятностью путешествия была погода.


«Погода, конечно, не особенно баловала нас. И в Москве и на подъезде к Москве. Но вот в Казань мы привезли хорошую погоду. И сейчас здесь, по-моему, прекрасно. Так что, благодарим вас. Во всяком случае, мне 92-й год пошел, я чувствую себя неплохо, даже очень хорошо после этого круиза», – отметил Александр Соломойков.

Ветераны в каждом городе, где теплоход делал остановку, совершали важный ритуал.

«Самое главное, что все участники войны, а у нас их было 20 человек, фронтовики, и 48 человек приравненных к ним, труженики тыла, участники боевых действий, возложили венки к Вечному Огню, это самое главное. Во всех крупных городах – таких как Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Калязин, Москва. Наши ветераны отдали дань памяти и с ними кадеты молодые. Стояли в почетном строю. Это было здорово. Наши татарстанцы от имени всех погибших и живущих возложили венки и цветы к могилам во всех городах», – поделился Александр Поляков, руководитель круиза.


Интересные вещи происходили и на борту судна, во время его движения.

«Богатая обширнейшая программа. Нас очень ждали во всех городах, по ходу следования круизного теплохода, по маршруту Казань – Москва – Казань. Работали мы по установленному согласованному графику. Здесь и военно-патриотические и культурно-просветительские и краеведческие программы. Ветераны – это такая категория – они чрезвычайно оптимистичны. Ни при каких обстоятельствах не теряли бодрости духа. Мы выпускали газету, мы проводили радио-выпуски на теплоходе. Ну и пели, танцевали, рассказывали и обменивались опытом работы», – рассказала начальник отдела по работе с общественными организациями Министерства труда и занятости и социальной защиты РТ Тамара Рубинская.

Несмотря на инцидент в пути, судно технически исправно и готово к дальнейшим путешествиям. К слову, сегодня вечером оно отплывает в Самару.


Обсудить ()

«Опять, что ли, «Очарованный»? Капец!» Так отреагировали пользователи соцсетей на новость о том, что сегодня в полночь вышедший из Казани в Москву трехпалубный теплоход «Очарованный странник» с ветеранами ВОВ на борту сел на мель на реке Суре в Нижегородской области. Да так крепко сел, что столкнуть его с места не могут до сих пор.

А ведь как красиво все начиналось: вчера утром на причале казанского речпорта в круиз, посвященный 72-летию Великой Победы, на теплоходе «Очарованный странник» по маршруту Казань - Москва - Казань отправились 120 ветеранов, 20 учащихся кадетских школ и десять сопровождающих.

В церемонии торжественных проводов принял участие первый замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Марат Гафаров. На борту теплохода ветеранов ждала богатая культурная программа, а в городах по пути следования - экскурсионное обслуживание.

По матушке-Волге ветераны должны были путешествовать до 8 июня. Но теперь этот план под угрозой: по неизвестной пока причине речной трехпалубник сбился с пути и в полночь сел на мель на реке Суре под Васильсурском в Нижегородской области. Так что ветераны сидят сейчас посреди реки в ожидании чуда. Тем временем казанцы вспоминают в соцсетях, что «Очарованный странник» садится на мель достаточно регулярно. В последний раз это произошло 10 сентября 2016 года, когда теплоход, следуя на ремонт в Затон им. Куйбышева, застрял на 1398-м км судового хода Волги.

В качестве первоначальной версии сегодняшнего инцидента Приволжская транспортная прокуратура выдвинула предположение, что причиной резкого изменения курса стал туман, однако списать случившееся только на неблагоприятные погодные условия вряд ли получится.

Думаю, что виной всему пресловутый человеческий фактор, - поделился предположением с «Вечерней Казанью» председатель профкома СК «Татфлот» Владимир Ермаков. - Ведь даже если теплоход шел в тумане, у него есть локаторы... Но сейчас рано делать какие-то заключения, пока не выяснены все обстоятельства.

На вопрос, является ли посадка теплохода на мель из ряда вон выходящим событием для речников, Ермаков ответил, что нет, но уточнил, что это, безусловно, серьезное транспортное происшествие, последствия которого могут быть разными.
- Одно дело, если теплоход вышел на песчаную отмель, другое - если вылетел на камни, в таком случает может быть пробит корпус, - привел пример представитель «Татфлота».

По сообщениям Приволжского следственного управления на транспорте Следкома РФ, ничего страшного с «Очарованным странником», его пассажирами и экипажем не произошло - никто не пострадал, водотечности и разлива нефтепродуктов нет. Но Владимир Ермаков говорит, что быть на сто процентов уверенным, что с теплоходом все хорошо, нельзя. Чтобы в этом убедиться, судно надо как минимум снять с мели.

А это, как оказалось, большая проблема - как сообщила корреспонденту «Вечерней Казани» старший помощник Приволжского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ Майя Иванова, теплоход очень тяжелый и трудно найти судно, которое бы могло столкнуть его с мели. Правда, в 14.30 стало известно, что помощь «Очарованному страннику» уже идет и в течение последующих двух часов операция по вызволению теплохода из плена может завершиться.

После этого теплоход должен будет получить заключение специалистов речного регистра, которые определят, может ли «Очарованный странник» продолжать путешествие или его надо поднимать на слипы для обследования. Так что пока неясно, как будут дальше развиваться события. Стоит отметить, что у «Очарованного странника» в нынешнюю навигацию довольно плотный график. 9 июня он должен отправиться в новый круиз по маршруту Казань - Болгары - Ульяновск - Самара - Ширяево - Казань.

Директор компании «Волжские путешествия» (под флагом которой ходит сейчас «Очарованный странник») Вячеслав Самолин предпочел развернутых комментариев по поводу случившегося на реке Суре не давать, ограничился лишь коротким: «Когда все выясним, расскажем».

Справка: «Очарованный странник» построен в 1956 г. на верфи ГДР, реконструкция судна была проведена в 2002 году, генеральная реконструкция - в 2011-м. Пассажировместимость теплохода - 206 человек, мощность - 1200 л.с.

Фото с сайта Минтрудсоцзащиты РТ

Теплоход с романтичным названием «Очарованный странник» вновь оказался в центре скандала. В социальных сетях пользователи пишут о том, что рейс, в который теплоход должен был выйти в минувшую пятницу, не состоялся. Почему судно стоит на приколе в речном порту – в репортаже «Татар-информ».

«Слышала, в пятницу рейс не состоялся – люди уехали по домам. Их развернули. Вчера была в порту, у 14-го причала стояли ”Павел Миронов“, а за ним ”Странник“. Пустые...» – поделилась Лилия Бурашникова.


Как стало известно ИА «Татар-информ» от собственного источника, некоторое время назад «Очарованному страннику» запретили выходить в рейсы, – сотрудники службы портового контроля провели проверку и зафиксировали нарушения правил безопасности на этом теплоходе.

Судя по странице официального сайта туристического агентства «Волжских путешествий плюс», теплоход «Очарованный странник» сегодня должен был быть где-то на пути в Ярославль. Однако, как удалось выяснить ИА «Татар-информ», в настоящее время он стоит на приколе в речном порту Казани.


Мы обратились за ответами в «Волжские путешествия плюс».

«Никаких официальных комментариев для прессы по ситуации с теплоходом не будет, потом что мы считаем, что журналисты коверкают информацию», – сообщил ИА «Татар-информ» мужчина, который представился заместителем директора компании «Волжские путешествия плюс» Станиславом, фамилию назвать он отказался.

Корреспондент агентства застала директора компании «Волжские путешествия плюс» Вячеслава Самолина в речном порту на борту «Очарованного странника». Мужчина очень негативно отреагировал на появление журналистов и отказался что-либо комментировать.

Попав на судно «Очарованный странник», которое стояло на приколе в порту рядом с «Павлом Мироновым», мы смогли пообщаться с капитаном Радиком Шайхутдиновым. Он категорически опроверг информацию из соцсетей.


«У нас сломался двигатель, поэтому портовый контроль нас задержал. А с экипажем у нас все нормально – видите же, ребята работают. Мы планируем выйти в рейс 6 июля», – заверил Радик Шайхутдинов.

К слову, в зоне видимости на теплоходе мы насчитали порядка семи парней.

Один из членов экипажа соседнего «Павла Миронова» рассказал, что «Странник» стоит давно.

«Их задержал портовый контроль из-за нехватки экипажа, мы тоже по этой причине стоим. Сейчас вот идет набор, но у нас не хватает только пару человек, а у них, насколько я понимаю, там все разбежались», – поделился речник.

В социальных сетях нам удалось найти множество объявлений о поиске сотрудников на судно. На работу приглашают и старпома, барменов, работников ресторана. При этом в комментариях то и дело мелькают отзывы бывших членов экипажа, которые предупреждают, что с зарплатой там могут «кинуть».


Мы обратились в государственную службу портового контроля, агентству подтвердили информацию о том, что проверка была и нарушения она действительно выявила.

«На судне – некомплект экипажа, причем на момент проверки не хватало сотрудников из командного состава. Кроме того, все четыре дизель-генератора теплохода проблемные: один на момент проверки был разобран, три остальных имели неисправности. Плюс ко всему у «Очарованного странника» отсутствовали несколько судовых документов из обязательного перечня», – сообщил ИА «Татар-информ» начальник государственной службы портового контроля Александр Крюков.

По словам Александра Крюкова, в соответствии с порядком проведения проверок, который регламентируется Кодексом внутреннего водного транспорта, если неисправности будут устранены, то, например, капитан теплохода может обратиться в службу портового контроля с просьбой провести повторную проверку и снять запрет на круизы.

В неприятную ситуацию из-за технического состояния судна попала и группа «Волга-Волга». В начале мая музыканты планировали порадовать своих поклонников концертом на теплоходе, но задуманное пришлось отменить.

«Мы должны были плыть первым рейсом в навигации. И обоснование было простым – теплоход в тот момент не успели подготовить к навигации. Я не знаю всех нюансов по подготовке технической документации, просто на словах была формулировка, что теплоход не успели подготовить после зимы», – рассказал солист группы Антон Салакаев.

Личные договоренности с компанией были соблюдены и все деньги были возвращены, добавил музыкант.


Это не первый скандал с теплоходом «Очарованный странник». Ранее ИА «Татар-информ» сообщало, что в мае 2017 года судно «Очарованный странник» село на мель в Нижегородской области. В тот момент на его борту находились 120 ветеранов Великой Отечественной войны, труда, а также участники конфликтов в горячих точках, 20 кадетов, три работника службы социальной защиты, 30 человек экипажа. Чтобы снять судно с мели , потребовалось более суток.



Как выяснилось, с 10 по 14 июля круиз на теплоходе «Очарованный странник» обещан финалистам Республиканского фестиваля детской, юношеской и молодежной прессы «Алтын каләм» – «Золотое перо». Четыре дня дети должны провести на Волге на этом теплоходе.

О том, что судно стоит в порту из-за нарушений требований безопасности, организаторы конкурса, как стало известно агентству, еще не знают.

Планируют снова вернуть в работу. Правда, в этот раз оперировать им будут не из Казани, которые, фактически, провалили его работу в сезоне 2018 года, а новая компания.


Согласно расписанию, присланному в «Круизинформ» компанией «Капитал-Трэвэл» из Нижнего Новгорода, арендатором судна на сезон 2019 года должна стать именно она. Особо отмечается, что согласно политики компании, варианты работы с теплоходами, кроме аренды с последующим выкупом судна, она не рассматривает.

Это немаловажное уточнение, если учесть то, что компания уже заявляла о своем выходе на круизный рынок в начале этого года, когда предлагала круизы на двухпалубном теплоходе . Тогда предполагалось, что должно было на линии Нижний Новгород - Казань - Москва, с возможность посадки и разбивки маршрутов на участки.

Но в силу ряда причин планы по работе с судном пришлось свернуть. Источник в компании, сообщивший об этом, просил не упоминать деталей, так как они затрагивают интересны третьих лиц, но попросил упомянуть о том, что всем туристам, которые купили круизы по расписанию, озвученному компанией в начале этого года, были предоставлены равноценные замены, в том числе и с компенсацией, поэтому претензий от клиентов на данный момент компания не имеет.



Теплоход «Очарованный странник» в 2017 году. Фото: Владислав Прокофьев

Первый опыт работы с круизным судном, пусть и получившийся таким, будет учтен компанией в дальнейшем, рассказал источник в «Капитал-Трэвел», поэтому предоставляя расписание круизов на будущий год компания гарантирует выполнение всех заявленных рейсов. Более того, вариант работы с судном предусматривает аренду с правом дальнейшего выкупа, что является ключевым моментом.

Согласно расписанию, начать работу в 2019 году «Очарованный странник» должен 28 мая, а завершить - 23 сентября. За это время запланировано проведение 16 круизов, в которых базовым портом должен стать Нижний Новгород.



Увеличить картинку (открывается в новом окне)

Теплоход «Очарованный странник» - судно с интересной, но сложной судьбой. Историю таких теплоходов сложно уместить в пару строк и о них можно писать исторические романы. Достаточно сказать, что за 60 с небольшим лет работы судно пять раз поменяло свое название.

Теплоход был построен в 1956 году на судоверфи по проекту 588 . Первоначально получил название одного из холуев сталинской эпохи - , которое носил до 1961 года. На волне десталинизации в 1961 году был переименован в честь украинского поэта и стал называться . В спешке переименования «за бортом» остался даже тот факт, что на реках РСФСР был совершенно однотипный трехпалубный теплоход такого же проекта, называвшийся также в честь все того же вольного поэта-песенника - . Ходили бок о бок два «Шевченко» до 1981 года, когда «Вышинскому-Шевченко» наконец-то дали достойное имя: судно назвали - , который был экс-начальником Бельского речного пароходства (1946-1947), потом начальником пароходства «Волготанкер» (1947-1954), затем заслуженным директором Волжского объединенного речного пароходства (1958-1960), и наконец экс-министром речного флота РСФСР (1960-1978).

После постройки теплоход поступил в и до 1981 года был приписан к Горькому (Нижний Новгород). С 1981 по 1999 годы теплоход базировался в Астрахани. С 1991 по 1996 годы теплоход в работу не выходил.

Весной 2000 года судно снова переименовали: название Волжское пароходство передало четырехпалубному теплоходу , а «Вышинскому-Шевченко-Кучкину» снова вернули название «Тарас Шевченко». Кстати, название на борту средней палубы четырехпалубного теплохода «Сергей Кучкин» составлен из букв, которые в свое время, а точнее весной 2000 года, сняли с борта трехпалубного теплохода, из-за чего они смотрелись и смотрятся совершенно нелепо. Странно, что почти за двадцать лет, сменив формально владельца и цветовую окраску, судно так и ходит.

После 1998 года теплоход снова поставили на прикол, где он скучал до 2002 года. Тогда два однотипных судна - теплоходы и «Тарас Шевченко» купил один из частных предпринимателей, после чего выпустил их в работу под новыми именами. «Дмитрий Донской» стал , а «Тарас Шевченко» - .


Фото: Иван Загайнов, 2009 год.


С октября 2008-го и до 2016 года владельцем теплохода была , а его оператором петербургская круизная компания , которая проработала с судном до августа 2015 года. С 2016 года туроператором судна является компания «Волжские путешествия» из Казани. 2017 год - последний сезон, когда теплоход отработал нормально, пусть и . В минувшем году теплоход