Храм и монастырь джоканг, лхаса. Храмы лхасы Храм золотого дракона в тибете исцеление

«Известное пекинское урочище "Лунцинся" находится в северной части в 11 км от уезда Янцин, здесь красивые горы и прекрасные воды, а также красивый пейзаж, в 1986 году оно было награждено названием одного из "16 пейзажей нового Пекина". С 1996 по 2001 год оно было награждено Пекинским культурным уродищем, и в 2001 году было награждено государственным уродищем класса AAAA», - так лестно расхваливает это туристическое место русскоязычный плакат на парковке перед Ущельем Золотого дракона.
С нетерпением отправляемся за обещанным!


«Draco asiaticus - Азиатский дракон смый жизнерадостный из всех своих сородичей. Этот весёлый повелитель погоды управляет облаками, дождём, громом и молнией. Он царь всех чешуйчатых, один из четырёх небесных животных Китая и один из двенадцати знаков китайского гроскопа. Правители древности считали себя земным воплощением этих божественных существ. Говорят, что где-то во Вселенной есть табличка , на которой записано, сколько в мире драконов.»
Джон Топселл. "Как вырастить и воспитать дракона".

Кликнув на карту вы увидите, где водятся драконы. Это каких-нибудь 80 км от центра Пекина по направлению к России.
Координаты Ущелья Long Qing Xia (Лун Цин Ся):
Широта: 40.535667°
Долгота: 116.010406°

От громадного парковочного полигона до кружевных ворот в парковую зону ведёт жаркая пыльная ни чем не примечательная дорога. Вам предстоит воспользоваться услугами маленьких открытых машинок, которые закидывают туристов в гору, либо, если вы опасаетесь что вашу панамку сдует, придётся прогуляться полтора километра вдоль дороги пешочком.

Сразу за вратами драконьего царства, вас ждёт приятная парковая зона с живительной тенью и каменными скульптурами.

Северные районы Китая испытывают влияние русской культуры. Вот так и этот феникс, решил окинуть взором и восток и запад одновременно.

Зимой, на территории парка, под православными куполами проводится ежегодный фестиваль ледовых скульптур.

Рядом с ледовыми дворцами юная дева гадает на сурке.

Постепенно приближаемся к Ущелью. На высоту горного озера мы полетим на драконе, а вот вниз дракон никого не носит. Спина.
Желающим предлагают прокатиться вниз над парком на шахтёрских вагонетках. Вроде того.

Так выглядят грандиозные Врата в Драконий Мир! Большой китайский бобровый дракон соорудил плотину, и маленькая горная речушка поднялась на 90 метров, затопив берега и подперев отвесные стены гор. Таким образом и образовалось Ущелье Золотого дракона.

А вот и сам крупнейший представитель наиавгустейших императорских рептилий. Сползая с плотины, он приветливо улыбается гостям.

Чтобы попасть в волшебную страну Задраконию, вам придётся позволить себя немножко сожрать. Для этого нужно просто войти в гостепреимную улыбку приветливого монстра.

Кишка дракона оформлена приятно: перед глазами у вас проносятся воспоминания уже увиденного на других экскурсиях в Китае, а также чудятся картины иных миров, увидеть которые у вас ещё был шанс.

Теперь же вы стоите на эскалаторе, а это значит, что вопреки существующему убеждению, выход из дракона у вас только один.

Все 258 метров внутридраконного эскалатора мы гадали, как же будет оформлен выход из этой сказочно прожорливой твари. На сердце отлегло, когда сойдя с бегущих ступенек мы оказались в пещере, которая и вывела нас на свет Буддий.

Всё упирается в причал. Как я уже сказал, на 90 метров приподнятая речка не оставила возможности прибрежных прогулок. Все экскурсии начинаются с лодки.

По некоторым косвенным признакам рыба в водохранилище есть.

Монахи стремятся быть ближе к богу, а потому селятся они повыше. Подняться на фуникулёре в буддийский храм вам предложат после прогулки по ущелью.

Ни драконом, ни Пекинской жарой вас не возьмёшь! И вот вы плывёте по тихому живописнейшему ущелью, где отвесные горы с ног до головы покрыты замысловатыми сплетениями всяческой растительности. Неужели там, в этих скалистых дебрях ещё кто-то живёт? Думаю, никому в таких условиях не будет так комфортно существовать, как молодым дракончикам - пррраправнукам нашего доброго знакомого вахтёра, в животике которого мы только что отурчали.

И ведь каждой горе дядюшка дракон подарил какое-нибудь название. Вот мы обплываем мыс "Диадема Феникса", а за нею возвышается "Колоколообразная гора".

"Волшебное перо", очевидно.

Скала "прыгающего медведя". Йех-ху!

За "Пиком морды Верблюда" открывается вид на небольшую зону развлечений. Сюда вы и плыли. Сигануть с вышки - самая наглядная возможность конечной лодочной остановки. Но содержание её гораздо интересней: Прямо за тренажёром Тарзана, расположился тихонький Бриллиантовый храм (название такое), а над чужеродной прыжковой конструкцией, на одном из пиков очень органично вписался павильон Мечты (ох, и расскажу я вам, дети, сказку про Хранительницу тысячи одеял... Но позже). Также в этих краях найдётся сувенирный рынок и небольшой зоопарк с пятнистыми оленями и павлинами.

На фоне горы с гротом "Монетоплавильная печь" (правильно, какой же дракон без золота), над пропастью катаются велосипедисты.

На тарзанку стоит очередь Тарзанов. Стоимость прыжка 200 юаней с Тарзана, или около 2000 рублей.

С такой высоты, должно быть, открываются прекрасные виды на ущелье.

Малый Гуйлинь, Лунная бухта, Часы-гора...

Эта счастливая тропка ведёт в Павильон Мечты. Нужно проверить, о чём же там люди мечтают?

А снизу, тарзанка казалась высокой. Но волшебная лесенка каждые полчаса открывает вам новые и новые высоты.
Говорят ступенек вней столько, сколько жителей в Китае.
"- Кто говорит?!
- Да, все говорят!
- Кто все?!
- ..Ну, все, кто поднялся!..
- Кто поднялся?!
- ..Ну, туристы..
- Какие туристы?!
- ..Ну, я..."

Поднявшись к павильону мечты, вы присаживаетесь перевести дыхание. Тут-то вам и является образ мифической Хранительницы тысячи одеял! Эта женщина, разумеется сказочный персонаж, которая носит за спиной корзину наполненную тысячью одеялами самых разных цветов. И красными, и синими, и зелёными.. и ласкутные там тоже имеются.. ну это, собственно, не важно. Этот околобожественный персонаж проходит полтора миллиарда ступеней к Павильону тысячу раз в сутки, и тысячам поднявшихся в павильон Мечты туристам исполняет любые их желания! Совершенно любые!!! Представьте только. Но... В июльском Пекине 30 градусов. И поскольку вот уже многие тысячелетия все взошедшие загадывают одно и тоже желание, Хранительница тысячи одеял, вновь и вновь достигая вершины, одним изящным натренированным взмахом чудодейственного перста Немой прохлады выхватывает из хладострастных недр своей воспетой в эпосах котомки "Дарующая жизнь" - мороженое фруктовый лёд на палочке.
Пшшшш...

Бриллиантовый храм обладает исключительной атмосферой задумчивости и усмиряя скорости вечно опаздывающих туристов, благовоняет.

Улыбнись крыше, и крыша улыбнётся тебе.

Примонастырский зоопарк.

Китайская сельская зарисовка.

Монастырь Джоканг ("Дом Господа") является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. В 2000 году монастырь Джоканг включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Согласно легенде, принцесса Бхрикути подбирала место для строительства храма с помощью геомантии (фэншуй). Но все построенные ею разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились к царю Вэнь Чэн за помощью. Тот сказал, что храм следует построить в центре озера, где обитала демоница. Но сначала, чтобы обезвредить демоницу и пригвоздить ее к земле, необходимо заполнить и выровнять озеро почвой гор, привезенной с помощью тысячи коз. Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг ("ра"- коза, "са" - земля), чтобы увековечить память тех коз.

Правдива ли эта легенда или нет, но принес буддизм в Тибет и стал неотъемлемой частью тибетской истории и культуры. Вокруг него вырос город Ра-Са, с течением времени известный как Лхаса, святая земля.

Монастырь Джоканг - массивное четырехэтажное здание с открытой крышей, на которой возвышаются две золотые лани и колесо дхармы - ранние символы буддизма. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления пятого Далай-ламы. Большинство росписей и статуй относятся к XVIII и XIX векам.

Монастырь пострадал во время монгольского вторжения, но наихудшие разрушения постигли Джоканг после оккупации Тибета в 1959 году. Во время китайской культурной революции (1966-1976 гг.) часть храма использовалась в качестве свинарника, в других строениях располагались китайские солдаты, которые грелись у костра, сжигая древние тибетские писания.

Что посмотреть

Сегодня площадь храмового комплекса составляет 25,000 кв. м. Архитектура сочетает в себе слияние стилей Тибета, Китая и Непала. Здание состоит из нескольких залов и алтарей. Темные лабиринты соединяю залы храма с часовнями, посвященными различным богам и Бодхисаттвам.

В центральном зале находится главное сокровище монастыря - Будда Шакьямуни (также называемый "исполняющий желания") - самая почитаемая статуя в тибетском буддизме. Статуя, изображающая в натуральную величину (1.5м) Будду в возрасте 12 лет, вероятно, была доставлена из Индии, как часть приданого китайской принцессы Вэньчэн в 641 году. Самая красивая статуя Тибета, вылитая из драгоценных металлов и богато украшенная драгоценными камнями, стоит в окружении царя Сонгцен Гампо и его двух жен: китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Бхрикути, способствовавших распространению буддизма в Тибете.

На третьем этаже находится статуя Палден Лхамо - единственное женское божество среди группы Восьми Защитников Дхармы и основная защитница Лхасы и Далай-ламы. По легенде, она убила собственного ребенка, чтобы положить конец бесконечной военной кампании своего мужа.

А в пригороде Лхасы находятся , утопающие в изумительно прекрасных садах, и , один из самых крупных буддийских монастырей мира.

Монастырь Джоканг (Jokhang monastery) открыт с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 открыт только для верующих).
Стоимость: 70 юаней (около 8 €), разрешение для фотографирования - 90 юаней.
Время посещения для групп ограниченно одним часом (20 минут отводится на осмотр галереи тысячи Будд, 10 минут на центральный зал и 20 минут на съемки золотой крыши храма, снаружи).

В каждой стране, у каждого народа, есть свои легенды, мифы и предания. Их передавали из уст в уста, что бы новое поколение помнило и не забывало о мудрости и знаниях своих предков. Одной из самых красивых и популярных легенд Китая стала легенда о Золотом Драконе.
Там где Поднебесная касается Неба стоит храм который принадлежит Владыке Мира. Между земной твердью и воротами храма Владыки Мира есть мост. Этот мост единственное связующее нить между тленным миром и храмом который может приютить только чистый делами и помыслами дух умершего.
Но не каждый дух может пройти этот мост, потому что у ворот храма стоят на страже святыни два охранника. Охранники это существа не знающие пощады, неотступно охраняющие вход в храм Владыки Мира. Охранников нельзя: подкупить, испугать, обмануть, уговорить. Они видят не чистую душу, чуют её приближение, и разорвут её если она попытается проникнуть в храм Владыки Мира.


Охранники это ужасные существа два Золотых Дракона единственных во всём мире. Золотой Дракон имеет тело огромного льва, только голова у него от дракона, шея защищена гривой, на спине огромные крылья, лапы имеют грозное оружие когти способные разорвать все живое и не живое, и нет защиты от клыков и когтей Золотого Дракона. Весь дракон покрыт шерстью золотого цвета, а шкура у него чёрного цвета она защищает его также как и шерсть: от оружия, огня и времени. Вечно стоит храм Владыки Мира, вечно будут охранять его вход Золотые Драконы.


Разгневал однажды один Золотой Дракон Владыку Мира. Прогнал его Хозяин. И спустился Золотой Дракон на тленную землю. Гулял он по земле и веселился, встречал он себе подобных существ, появился у существ приплод от Золотого Дракона. Разных мастей появились Драконы, разгневало это Владыку Мира, спустился он на землю и уничтожил весь приплод от существ и Золотого Дракона. А самого Золотого Дракона забрал обратно в храм, только не уничтожил он не родившихся драконов. Когда пришло время, родились Драконы и прятались они от Ока Владыки Мира. Многие Драконы ушли из Поднебесной, боясь гнева Владыки Мира. Когда Владыка Мира снова увидел Драконов, не стал он их уничтожать, а оставил Он их в Поднебесной наместниками Его и справедливыми судьями тленного мира. Наделил всех Драконов Поднебесной бессмертием, но лишил продления рода.


Все Драконы Поднебесной служат Владыке Мира и Золотым Драконам, охраняют Поднебесную от напастей, охраняют место где небо касается тверди земли. Ни кто не пройдёт мимо них в храм Владыки Мира.
Остальные Драконы которые ушли из Поднебесной смертны но могут оставить потомство.
Так гласит легенда о храме Владыке Мира, Золотых Драконах и Драконах Поднебесной.

История храма связана с самыми легендарными личностями истории Тибета. Она восходит ко времени правления 33-го царя Тибета, основателя тибетской империи, хранителя веры – дхармараджи Сонцзэн Гампо (620–649). В 631 г. он перенес столицу в Лхасу и построил Белый дворец на вершине Красной горы Марпори. Затем он женился на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданого изваяния Будды: китайская принцесса Вэнь Чэн – Шакьямуни Джо, непальская принцесса Брикхути – Акшобхья Ваджры.

Храм Джокхан, где на протяжении 13 веков хранилась знаменитая статуя, неоднократно разрушался и восстанавливался. Грандиозные разрушения он претерпел во время монгольского нашествия и культурной революции. Основатель школы Гелукпа Цзонхава изготовил для статуи корону из чистого золота, а для Акшобхья Ваджры – из чистого серебра.

Исполняющая желания драгоценность

Почему же так ценится это изваяние Будды Шакьямуни в Тибете – стране, где имеется, возможно, самое большое количество буддийских статуй в мире?

Дело в том, что тибетцы свято верят, что этот образ Будды Шакьямуни сделан при жизни Просветленного. Считается, что Будда лично освятил статую. Безграничная вера тибетцев превратила ее из обычного объекта в божественный, и когда они ее видят, то считают, что перед ними находится сам Будда. Они называют статую «Драгоценным Господином Буддой» и «Драгоценностью, исполняющей желания». Считается, что одно только лицезрение статуи трансформирует энергию человека в позитивную, то есть происходит «освобождение через видение».

Как гласит предание, это изображение Будды изготовил небесный скульптор Вишвакарман под руководством повелителя богов Индры из десяти драгоценностей мира богов и людей. Впоследствии они были переплавлены, и статую отлили в настоящую форму.

Долгое время она находилась в «обители богов», потом в Уддияне, а затем в Индии – Магадхе. Царь Магадхи подарил ее китайскому императору Тайцзуну, после чего она в качестве приданого китайской принцессы попала в Тибет.

Статуя Будды Шакьямуни

Приложиться головой к ноге статуи

По тибетскому поверью, таких изображений Будды всего два. Второе находится в месте рождения Будды – Бодхгайе. Статуя представляет собой высочайший образец буддийского искусства. А вообще изображений Будды, создание которых буддийская традиция приписывает временам Будды, всего несколько в мире. Одним из таких изображений, возможно, является статуя Сандалового Будды, находящаяся в Эгитуйском дацане Республики Бурятия.

Джово Шакьямуни находится в восточной стороне храма в специально отведенном для него святилище, представляющем собой небольшую комнату приблизительно 5 на 5 м. Статуя установлена посредине комнаты на возвышении, к которому ведут несколько ступенек.

В настоящее время она обычно закрыта железной цепной решеткой, через которую паломники могут приложиться головой к ее ноге. Иногда решетку убирают, и несколько раз я видела ее без всякого ограждения.

579 кг чистого золота

Статуя Джо отлита из сплава золота, серебра, бронзы и олова, больше человеческого роста и изображает Будду Шакьямуни в возрасте 12-ти лет, сидящего в позе ваджры (общая высота 1,5 м). В ней содержится 579 кг чистого золота, и по традиции ее называют золотой.

Правая рука Джо лежит на колене в жесте прикосновения к земле, левая – в жесте медитации. Рук не видно, потому что тело покрыто мантией из желтого китайского шелка. Статую отличают роскошные украшения. Индийская прическа волос закрыта короной из кованого золота со вставленными драгоценностями – бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями, среди которых преобладают кораллы и бирюза.

В зубцы короны инкрустированы изображения божеств. На груди – ожерелье в виде пластрона с большим количеством бирюзы и кораллов и большой белой раковиной с завитком по направлению часовой стрелки. По свидетельству бурятского ученого Г. Цыбикова, раньше на шее висели крупные четки, принадлежавшие китайскому императору минской династии, сейчас четок нет. В руке Будды – чаша. Перед ним на особой подставке – другая большая чаша, на которую поставлена ступа в виде пирамиды с уступами с насыпанными на нее зернами ячменя. На подставке также стоят несколько лампад, в которые паломники непрерывно добавляют принесенное с собой масло.

Восторг и слезы тибетцев

Храм построен в центре старого города Лхасы. Здание небольшое, внешне 2-этажного вида, на самом деле в нем с учетом поверхности крыши – 4 этажа. Общая площадь построек составляет 25 100 кв. м.

Раньше некоторые департаменты тибетского правительства Кашаг располагались в храме. Ежегодно с 5-го по 26-е число первого месяца по тибетскому календарю представители всех монастырей Тибета собираются в Джокханге для проведения религиозного праздника Монлам. В старом Тибете во время Монлама управление Лхасой передавалось монахам монастыря Дрепунг.

В храме сохранены многочисленные бесценные артефакты: более 300 буддийских статуй, фресок общей площадью более 2 600 кв. м., а также огромное количество рукописей, ксилографов, мемориальных досок, стел, танка, ритуальных и музыкальных предметов.

Джокханг, пожалуй, единственный храм Тибета, в котором в любое время сосредоточено огромное количество народа, царит необычайное религиозное воодушевление. Особенно поражает небывалый восторг тибетцев при виде Джово Шакьямуни. Многие плачут, каждый пытается задержаться у статуи и сделать как можно больше простираний, что очень нелегко при большом скоплении народа и давке в очереди.


Тибетолог-монголовед Елена Дамдинова

Достопримечательности храма Джокханг

В храме находится более 30-ти комнат-святилищ. Главной статуей храма, как мы уже говорили, является Будда Шакьямуни Джо. Возможно, второй по своей значимости является 5-составной, 11-ликий и 1 000-рукий Авалокитешвара , который находится в середине северной стены.

По одному из преданий, эта статуя чудесным образом появилась во времена царствования Сонцзэн Гампо. По другому – была слеплена из смеси разных благовонных трав по приказу царя. Кроме того, считается, что внутрь ее помещено сандаловое изображение того же Авалокитешкары, привезенное из Индии.

Существует еще одно предание: сам царь вместе со своими женами, непальской и китайской принцессами, слились с этой статуей в момент смерти. Именно поэтому ее и называют 5-составной, так как она состоит из главной статуи, сандаловой, царя Сонцзэн Гампо и двух его жен. Говорят, что настоящее изображение 5-составного Авалокитешвары было утрачено в период культурной революции, а находящееся в храме сейчас – копия, сделанная в недавнее время. Документами, подтверждающими это или обратное, мы, к сожалению, не располагаем.

Далее через одну комнату в углу на антресолях находится большая статуя реформатора буддизма Цзонхавы . Существует множество легенд по поводу ее происхождения. По одной из них, она была сделана по приказанию царя Сонцзэн Гампо, который предвидел появление на свет великого ламы.

Говорят, что Цзонхава, увидев изваяние, признал в нем самого себя и сообщил об этом посторонним. Те, увидев поразительное сходство, воздали почести, как самому ламе, так и его изображению.

На втором этаже, прямо над главным входом, находится большое помещение, в котором расположены очень чтимые большие статуи царя Сонцзэн Гампо , китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Брикхути.

Если проследовать по внутренней лестнице на третий этаж, то попадаешь в святилище богини Палден Лхамо , которая считается главным защитником Тибета, особенно среди приверженцев школы Гелукпа. Богиня также особо почитается женщинами. В комнате находятся две статуи богини: справа – в мирной ипостаси, слева – в гневной. В гневной ипостаси богиня держит меч, лицо ее закрыто тканью. Богине преподносят «сэржэм» – ячменное вино или водку.

Внешний и внутренний обход храма

На открытой площадке четвертого этажа, или крыше храма, находятся четыре симметричных золотых павильона, украшенных ступами, бугорками, золотыми колокольчиками, отлитыми в виде божеств и животных. Над воротами храма находятся золотые священные лани и колесо учения, слева и справа установлены символы процветания буддизма – золотые гьялцены, напоминающие большие колокола. С крыши храма открывается прекрасный вид на главную площадь, город и дворец Потала.

Поклонение храму заканчивается его внутренним и внешним обходом. Внутренний обход (Нангкхор) проходит под навесом, где по периметру всего здания расположены молитвенные барабаны. Стены вокруг храма расписаны с обеих сторон картинами, изображающими 108 историй из многочисленных рождений Будды.

Внешний обход (Бакхор) проходит по одноименной и многолюдной улице Лхасы, на которой с обеих сторон расположены многочисленные лавки, торгующие различными товарами религиозного предназначения. Целый день по ней движется толпа людей, особенно в утренние и вечерние часы. Люди быстро идут по улице в направлении солнца, перебирают четки, крутят молитвенные барабанчики, начитывают мантры. Немало паломников совершает обход, простираясь по земле.

Храм Джокхан и улица Бакхор – поистине сердце Тибета, где воочию чувствуешь его живое биение.

Давно я собиралась заняться китайским орнаментом, и вот наконец мне предоставилась эта возможность. Начну с самого популярного мотива китайского искусства - дракона.
Его изображения в изобилии встречаются на балках китайских дворцов и храмов.

Посмотрим, что о нем пишет Википедия.

"Китайский дракон — в китайской мифологии и культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен взмывать и в поднебесье. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.
Внешне китайского дракона описывают через подобия: голова верблюда, рога оленя, глаза демона, шея змеи, чешуя карпа (чешуй должно быть 81 или 117), когти орла, лапы тигра и уши коровы. Однако на изображениях часто заметно расхождение с этим описанием. На голове драконов находится их важнейшая принадлежность — шишка на макушке, благодаря которой они могут летать без крыльев. Однако её на изображениях можно увидеть нечасто.

Китайцы разделили драконов на группы, в которых каждая порода имеет свои отличительные характеристики. Появились четыре главных брата-дракона Лун-ван: Ао-Куан, Ао-Цзюнь, Ао-Шунь и Ао-Цинь.

Основные породы дракона следующие:

Тяньлун — Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.
Фуцанлун — Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.
Дилун — Земляной дракон, который заведует морями и реками.
Инлун — Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.
Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Другие породы драконов: цзюлун — чешуйчатый дракон (синий), инлун — дракон с крыльями, цзюлун с рогами (синий), безрогий чжилун (красный, белый и зелёный), паньлун, связанный с землёй. Китайские драконы могут быть также чёрного, белого, красного или жёлтого цвета, среди которых последний считается главнейшим. Каждый дракон рождается из золота того же цвета, что и его шкура. Возраст дракона также можно определить по цвету шкуры. Жёлтым , красным, белым и чёрным драконам — тысяча лет, синим — восемьсот.

Как царь животных, дракон служил символом императорской власти."