Инверсионные следы самолетов в небе. Как их фотографировать. Кто такие споттеры? Как фотографировать самолеты на авиашоу

Ему захотелось узнать что нибудь "интересного про споттинг". Я вообще это слово услышал наверное меньше года назад. Сначала не понял что это такое в принципе. Потом кратенько узнал суть, но все равно не понял, почему фотографировать цветочки называется "фотографировать цветочки ", а фотографировать самолеты называется "споттинг ". Но давайте может сейчас мы вместе с вами это и поймем.

Споттинг - это популярное сегодня увлечение, которое заключается в фотографировании летательных аппаратов и ведении своеобразного реестра самолетов. Захватывающий мир авиации пленяет многих людей, ведь полеты
стремительных истребителей или огромных пассажирских авиалайнеров по-настоящему завораживают и вызывают множество самых невероятных эмоций. Запечатлеть грациозный полет многотонных машин - это настоящая
находка для фотографа. Качественная авиационная фотография позволяет подчеркнуть динамичность, изящность и красоту различных летательных аппаратов, которые устремляются в небо на заоблачную высоту.

Споттинг от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»

Главное для плейн споттера определить что за самолет, его бортовой номер, серийный номер, все это конечно сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.

Поклонников такого увлечения принято называть споттерами. Они занимаются тем, что в свое свободное время пытаются сфотографировать самолеты и другие летательные аппараты с близкого расстояния. Возможность для такой
фотосъемки представляется нечасто, ведь многие аэропорты являются стратегическими объектами и получить разрешение на ведение съемки непосредственно с летного поля очень не просто. Споттерам зачастую приходится довольствоваться фотосъемкой из-за пределов территории аэропорта. Наилучшие же возможности для съемки предоставляются обычно во
время проведения авиасалонов и авиационных шоу, на дне открытых дверей на базах Военно-воздушных сил. Кроме того, в некоторых аэропортах, например, в московском аэропорту Домодедово, существует практика организации официальных фотосессий, благодаря которой споттеры и любители авиации получают шанс запечатлеть на снимках пассажирские
авиалайнеры и другие самолеты. Сам же процесс авиационной фотосъемки требует от фотографа определенных знаний и навыков. Запечатлеть на фотографии объект, который проносится в небесной синеве с огромной скоростью или движется по взлетно-посадочной полосе, — задача непростая.

Для получения красивого и запоминающего кадра здесь важно правильно оценить момент и спустить затвор фотоаппарата в нужную долю секунды. В этом и состоит прелесть авиационной фотографии.

Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.


Основная сложность авиационной фотографии - это, конечно, съемки самолетов и других летательных аппаратов в воздухе. Трудность заключается в том, что расстояние до объекта съемки будет постоянно меняться в силу высокой скорости и широкого диапазона высот, на которых летит самолет. Поэтому для ведения подобной съемки лучше всего
использовать фотокамеру с высокой скоростью серийной съемки, оснащенную светосильным телеобъективом. Это позволит получить качественные фотографии авиационной техники в полете и реализовать множество самых
разнообразных сюжетов. При съемке самолетов, находящихся в статичном положении на территории аэропорта, рекомендуется применять широкоугольный объектив, дающий возможность неторопливо выстроить кадр и запечатлеть самые интересные детали объекта.

Для съемки летательных аппаратов непосредственно во время их полета используется техника съемки с проводкой, которая применяется во многих видах фотографии, где требуется запечатлеть на пленке быстро движущиеся
объекты. Ведь фотография должна передавать движение и динамичность самолета, отрывающегося от взлетно-посадочной полосы или стремительно летящего по небу. Для съемки с проводкой необходимо правильно выбрать точку съемки исходя из предполагаемого движения самолета, положения солнца и направления ветра. Надо отметить, что угадать наиболее выгодную точку съемки практически невозможно, однако, опыт и общие закономерности движения летательного аппарата должны подсказать фотографу оптимальное решение.

При съемке самолета, который скоро наберет ход и оторвется от земли, лучше всего занять позицию как можно ближе к предполагаемой точке его отрыва от взлетно-посадочной полосы. Точка отрыва самолета зависит от его веса, мощности двигателей, направления и скорости ветра. Поэтому правильный выбор наиболее выгодной точки съемки в большинстве случаев определяется опытом фотографа и его знаниями авиационной техники.


Для съемки самолетов и других летательных аппаратов обычно применяют короткие выдержки, однако, порой это влечет за собой непредсказуемые результаты в виде смазанных изображений. Даже у опытных споттеров иногда
получаются неудачные снимки, поэтому нужно быть готовым к этому. Поскольку для споттинга главный объект съемки - это непосредственно сам летательный аппарат, снимать его необходимо крупным планом. В этом смысле споттинг чем-то похож на макрофотографию.

Самолет должен быть снят крупно и располагаться посередине фотографии. Тем не менее, авиационная фотография оставляет широкое поле для экспериментов, нахождения интересных сюжетов и ракурсов. В кадр могут попасть облака, тени, солнце, дым от ревущих двигателей самолета, тепловые ловушки в момент их отстрела, срывы воздушного потока и другие детали, которые позволят создать цельную и гармоничную картину. Если имеется такая возможность, то лучше всего внимательно изучить программу выступления пилотажных групп на авиашоу заранее или последить некоторое время за взлетающими и приземляющимися самолетами в аэропорту. Это позволит определить выигрышные ракурсы и, в конечном счете, получить фотографии, которые будут смотреться наиболее эффектно и интересно.

Успех в споттинге зависит от самого фотографа, его способности следить за «поведением» самолетов, изучать особенности движения авиационной техники. Только такой опыт позволит фотографу предугадывать, что произойдет в следующий момент, а значит, получить привлекательные и яркие снимки. Любителям споттинга никогда не стоит забывать о собственной безопасности и безопасности пассажиров и экипажа воздушных судов. Нужно быть всегда готовым к общению с представителями службы авиационной безопасности аэродромов и строго следовать их указаниям.

Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.

Первый в Российской Федерации официальный массовый споттинг был организован в Московском международном аэропорту «Домодедово» 22 мая 2007 года, идея организации и проведения фотосессии принадлежит сотруднику аэропорта Александру Васильеву. В споттинге приняли участие более 50 профессиональных фотографов-споттеров . По итогам мероприятия на первом этаже аэровокзального комплекса Домодедово была организована выставка фотографий "Авиационный споттинг в Домодедово"

В 2009 году к Москве присоединился Иркутск, когда 13 ноября «Аэропорт Иркутск» провёл первую споттинг-сессию. Пока только эти два города России проводят это мероприятие.

Споттинг-площадки

Наиболее известные в мире места для споттинга:

Пляж Махо рядом с аэропортом Принцессы Джулианы на острове Святого Мартина;
Сквер возле ресторана In-N-Out возле аэропорта Лос-Анджелеса;
Закрытый ныне Гонконгский аэропорт Kai Tak;


Правовое положение такого хобби не определено ни в одной стране, но в России к любителям плейн споттинга традиционно относятся жёстче, чем в западных странах. Хотя, известен случай, когда в 2001 году греческая полиция задержала 14 споттеров (12 британцев и двух граждан Нидерландов), когда те снимали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата. Им грозил срок по 20 лет по обвинению в шпионаже.

Через 6 недель им было предъявлено другое обвинение — в незаконном сборе информации, их выпустили под залог в 9000 фунтов стерлингов. В апреле следующего года, уверенные в своей невиновности, они подали ответный иск против Греции. Итог был неожиданным: восьмерых приговорили к трем годам заключения, остальных — к одному году.. В ноябре того же года с 11 британцев были сняты все обвинения.

Фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии

Тем не менее, иногда встречаются и обратные примеры, когда споттерские мероприятия организовываются официально. Например, 22 мая 2007 года в «Домодедово».

Текст статьи обновлён: 11.02.2019

На прошедшей неделе мой телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 имел возможность поработать по своему прямому назначению: принял участие в фотоохоте. Да не простой – в охоте на металлических птиц. Дело в том, что 16 и 17 июня 2014 года в аэропорту «Кольцово» при поддержке пресс-службы порта и авиакомпании «Уральские авиалинии» состоялся очередной официальный споттинг. Давайте расскажу всё по порядку.


Как и многие горожане, я пару раз выезжал на смотровую площадку перед взлётной полосой аэропорта, расположенную между посёлком и городом Арамиль. Большие металлические птицы садятся у вас прямо над головой. Дух захватывает от восторга! Правда, фотографии получаются однотипные – только брюхо воздушной машины. Поэтому, когда однажды в зале вылета аэровокзала «Кольцово» вывесили фотографии с предыдущего споттинга, я сразу же решил, что не упущу возможности поснимать самолёты, если такая представится. Так у меня появилась настоящая фотографическая мечта… И в июне 2014 ей суждено было сбыться…

Что такое споттинг?

Всё просто: термин происходит от английского «spot», означающего «распознать», «заметить». Увлечение, состоит в наблюдении за самолетами, их распознавании, ведении журнала учёта, ну и фотографировании. Настоящие споттеры отслеживают бортовой номер воздушного судна, следят за историей его полетов, в каких авиакомпаниях оно использовалось и т.п. Если вы почитаете форумы любителей наблюдать за самолетами, поймете, что есть люди, которые знают когда, какой и куда лайнер прилетит. Они вам скажут, когда какой-нибудь АН-225 «Мрия» отправится с грузом в аэропорт города Кукуево.

Вообще, данное увлечение зародилось во времена Великой Отечественной. Сидел себе подпольщик в кустах на опушке леса и наблюдал за фашистским аэродромом. Отмечал сколько истребителей у противника и куда вылетают бомбардировщики. Если его замечали немецкие солдаты, сразу включали сирену, орали: «Partizanen! Partizanen!» и бросались в погоню.

В наши дни фотографировать самолеты стало не так опасно. Но все же, правовой статус данного занятия четко не определен. Когда служба авиационной безопасности замечает человека с фотоаппаратом у взлетного поля, охранники начинают нервничать. Наверное, в генах у них что-то есть от тех, кто орал «Партизанен». Кстати, неофициальный споттинг профессионалы называют «подзаборинг».

Споттинг в Кольцово 17 июня 2014

На сайте аэропорта «Кольцово» пресс-служба выложила уведомление, что 16-го июня вечером состоится мастер-класс по споттингу, который проводит уважаемый в своих кругах профессионал — Марина Лысцова (работает внештатным фотографом ИТАР-ТАСС, ник в ЖЖ — Fotografersha). А с 21:30 будут проводиться съемки самолетов. На другой день вторая часть официального споттинга запланирована на период с 6:00 до 12:00.

Почитал репортажи в интернете и понял, что конкурс на право участия в данном мероприятии – не проще, чем при поступлении в МГУ им. Ломоносова. Быстренько заполнил заявку, указал паспортные данные и поклялся, что напишу большой обзор в блоге. И вот, через три дня – в почтовом ящике лежит уведомление, о том, что утром, 17 июня 2014, меня ждут на первом этаже международного терминала «B» в аэропорту «Кольцово» для участия в официальном споттинге.

На стоянку приехал в 5:30. Оставил машину и поспешил к месту сбора. Поначалу было не много фотографов, на за 10 минут до «часа Х», собралась довольно внушительная группа – около 40 человек: ребята из Москвы, Челябинска, Тюмени, Екатеринбурга и других городов. Среди фотографов были профессионалы с объективами типа Nikon 600mm f/4G ED VR AF-S стоимостью в полмиллиона рублей, так и любители с зеркалками Nikon D3100 KIT 18-55. У меня с собой был уже всем известный фоторюкзак Ainogirl A-2163 с всеми тремя линзами: репортажник Nikon 17-55mm f/2,8, телевик Nikon 70-300 и широкоугольник Samyang 14mm f/2.8. Камера, конечно, Nikon D5100. Несмотря на то, что фотоохота на самолеты подразумевает необходимость использования телеобъектива, мне пригодились все стёкла.

К слову, споттинг в Кольцово стал для меня первым случаем, когда я участвовал в настоящем репортаже. Поэтому заранее почистил карту памяти (у меня 32 Гб) и попросил у друга второй аккумулятор. В результате, за 6 часов снял более 1200 фотографий (дополнительное питание для фотоаппарата взял не зря). Из них, плача и ругаясь, выбрал только 124 штуки. И затем, для написания статьи – 60 фоток. Представляете, какой это подвиг?!! Обычно, что попало на карту памяти зеркалки, должно остаться на жестком диске навечно… 😉

Итак, мы прослушали инструкции, одели светоотражающие жилеты и шагнули в запретную зону.

Свой первый самолет я снял еще из окна автобуса.

Приехали к точке у взлётной полосы, откуда можно наблюдать за самолетами, отправляющимися в небеса. Все фотографы высыпали нетерпеливо наружу и застрочили затворами.

Фото 3. На споттинге желательно иметь телеобъектив

Вокруг барражировала машина САБ (служба авиационной безопасности). Как нас сразу предупредили: «Мы работаем группой. Уйдет или уведут одного – сворачивается вся команда».

Фото 4. «Большой брат» следит за тобой. Служба безопасности на споттинге в Кольцово

Раннее утро. Самолеты готовы к приему пассажиров.

Фото 5. Аэропорт «Кольцово» в Екатеринбурге. Жду пассажиров. Камера Nikon D5100

Стоит на приколе «Иркут».

Первый двинувшийся с места борт вызвал шквал щелчков фотоаппаратов всех мастей.

Фото 7. Кольцово. Самолет авиакомпании «Россия». Первая жертва фотографов

Ну и, конечно, особые эмоции испытываешь при съемке своего первого в жизни взлетающего самолета.

Боялся, что будет смаз, ведь лайнеры имеют очень большую скорость. Как видно, качество фотографии вполне приличное.

Использовались следующие настройки зеркальной камеры Nikon D5100 body с телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 для первого кадра на споттинге: режим съемки «Приоритет диафрагмы», ФР=280, ISO 320, апертура f/5.6 и выдержка – 1/640 секунды. На втором снимке, чтобы самолет уместился в кадр, снизил фокусное – автоматически увеличилось отверстие диафрагмы: f=4.8, В=1/1000 секунды.

В перерывах между отправлением рейсов споттеры снимают окружающие достопримечательности, коих не так-то много на поле.

Вот что, наверное, у них получается.

Фото 11. Официальный споттинг в аэропорту Кольцово в Екатеринбурге. Вот что у него, наверное, получилось…

Каждый борт, выруливающий к месту начала разгона, фотографы провожают голодным взглядом.

Вот он – «кузнечик» авиакомпании S7.

Как знает каждый профессиональный, и даже начинающий фотограф, картинка на поворотном экране фотоаппарата и на мониторе компьютера сильно отличается. Я боялся, что первые кадры могут оказаться нерезкими из-за малой ГРИП на открытой диафрагме. Поэтому, для съемки фото с зеленым самолетиком, зажал апертуру: f/8, ISO 320, выдержка 1/640 секунды.

Зеленая птичка упорхнула в небо. Ждем «Трансаэро».

14. Следующий самолет — борт «Трансаэро». Официальный споттинг в аэропорту Кольцово

На споттинге мы познакомились с профессиональным фотографом из Екатеринбурга Вячеславом Верхотурцевым. Пока мы снимали, он дал несколько рекомендаций и ценных советов. Например, как снимать самолет с проводкой? Вячеслав рекомендует переводить камеру в режим «Приоритет выдержки», а время экспозиции ставить немного меньше, чем фокусное расстояние. Например, если на объективе ФР = 120 мм, то выдержка должна быть около 1/100 секунды. Если она будет длиннее – трудно снять резкий кадр. Я попробовал разные настройки на своем телевике. Вот получился неплохой кадр при таких параметрах: диафрагма F=11, выдержка 1/80 секунды, ФР=70 мм, ИСО 100.

Фотография 15. Пример съемки взлетающего самолета «с проводкой» на зеркалку Nikon D5100 с телеобъективом Nikon 70-300

А кто-то уже улетел в синие дали.

Мы же погрузились в автобус и поехали ко второй смотровой площадке. Здесь удобнее фотографировать посадку воздушных судов.

Не сказал в начале, что споттинг – это не только съемка авиалайнеров, но и поездов, подводных лодок и автомобильной техники. Вот мы и снимали всё движущееся.

Много фотографий в данном отчете – страница будет медленно грузиться. Поэтому давайте продолжу отчет о споттинге в Кольцово в июне 2014 в следующей части.

Как я с рампы фотографировала

Главным событием августа для меня оказался не МАКС, а событие, состоявшееся за неделю до его начала.

Компания “Иркут” пригласила меня поучаствовать в воздушной фотосессии двух самолетов, готовящихся выступить на авиасалоне – Як-130 в новой красной ретро-ливрее и Су-30СМ – модернизированной Сушки для ВВС РФ. Рассказ про то, как мы с оператором Павлом Новиковым снимали их с рампы самолета Ан-12.

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в дополнительном окне.)

2. Кто никогда не видел военно-транспортный Ан-12, показываю. Красным выделена рампа, которая открывается для десантирования или, как в нашем случае, для фотосъемки следом летящего самолета.

Чтобы получить доступ к съемке с борта транспортного самолета нужно пройти врачебную летно-экспертную комиссию (ВЛЭК) и иметь полис страхования жизни. Для видеооператора требования не такие жесткие, как, например, для стюардессы или бортинженера. Не говоря уже о пилотах.

У меня есть ограничения по зрению (то есть снимать могу только с транспортников и вертушек), а Пашка вообще красавчик – ему можно снимать с истребителей! Что он, собственно, успешно делает уже несколько лет. Начинал он в компании МиГ, летал с “Русскими витязями» на Су-27, участвовал в съемках различных фильмов – художественных и документальных, даже на МиГ-25 летал. Учился во ВГИКе на курсе Вадима Юсова, сейчас работает с телеканалом “Звезда» и фрилансит.

3. “Звезда” пишет бекстейдж о работе воздушного оператора. На мне было примерно то же самое, только без красного комбеза.

4. Просто так стоять у открытой рампы никто не позволит. По её периметру была туго натянута сетка и ремни, а к полу намертво прикручен брус для упора ногами. На операторе надето специальное альпинистское снаряжение, к которому цепляется страховка, ввинченная в пол. Причем размер страховки рассчитывается строго на такое расстояние, чтобы не выпадать за пределы сетки. Репетиция привязывания перед полетом.

5. Камера тоже фиксируется ремнями. Не смотрите, что у конструкции с виду неустойчивый вид. На самом деле все жёстко. Свои два фотоаппарата (второй и третий Марки) с объективами 24-70/2,8 и 70-200/2,8 с длинными ремешками я набрасываю через шею. Практика показала, что чаще всего использовался 70-200. Идеальным тут был бы один объектив 28-300, но у меня его нет.

6. GoPro прикручены, вся техника готова, и мы взлетаем, пристегнутые на пассажирских креслах в специальном отсеке Ан-12 сразу за кабиной пилотов. Пашка в предвкушении. Кстати, одеваться нужно тепло. На высоте 100-1500 метров температура на десяток градусов ниже, чем на земле. Например кожаная куртка летчика из толстой кожи отлично подойдет! Шапочку десантника Новиков где-то тоже лично раздобыл.

7. После набора нужной высоты нам дают знак, что пора, и мы бежим пристегиваться к закрытой пока рампе. На операторе гарнитура для переговоров с летчиками Ан-12, но при шуме двигателей она почти бесполезна.

8. И вот, когда мы стоим пристегнутые с камерами наперевес, рампу открывают! Летит немного пыли, я ожидала большего мусора и ветра. Через минуту-другую появляется первый участник фотосессии Як-130.

9. Управляют самолетом заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой РФ Роман Таскаев и штурман-испытатель 1-го класса Сергей Кудряшов.

10. На земле на предполетном брифинге перед съемкой мы обсуждали её условия. Высота, скорость, расстояние “модели» до операторов, маневрирование и фигуры пилотажа, которые должны быть запечатлены.

Высота – 1000-1500 метров, ближайшее расстояние приближения объекта съемки к рампе – 25 метров, на принижении 10-15 метров.

11. А выше и не нужно, потому что объект будет попадать в спутную струю от двигателей Ан-12, а при таком режиме пилотировать нельзя, да и картинка размоется.

12. Выбора времени съемки у нас не было, а в идеале “воздух-воздух” надо проводить на рассвете и закате и, желательно, где-нибудь в районе гор, как, например, это было в апреле, когда я принимала участие в фотографировании Фальконов над Пиренеями.

13. Пиренеев у нас в Московской области обнаружено не было, маршрут пролегал от Жуковского до Егорьевска и обратно. Вот, например, Виноградово вверху и Лебединое озеро левее.

14. А это еще над какими-то там озерами (ищу-ищу на карте, не могу найти). У меня вообще любимое занятие – разглядывать и узнавать места, снятые с самолета. Но здесь трек прописан не был, знаю только, что пару кругов нарезали мы где-то в полях между Воскресенском и Егорьевском. Помогайте опознать! (Подсказывают: озеро Куликово и озеро Строганец в Клепиковском районе.)

15. Первые несколько минут Як-130 шел ровно, а потом пошла движуха. Для динамичности картинки Пашка попросил пилотов покачаться и сделать несколько бочек и уходов в разные стороны.

16. Самолет после маневра прямо под нами быстро уходит из кадра.

17. Бочка – и р-р-раз!

Видео полета смотреть строго обязательно:

Съемка с GoPro из кабины и с крыла:

20. Уход вверх. Тут уже видно, как самолет попадает в струю и размывается маревом. 22-минутная съемка Як-130 закончена.

21. Як-130 отснят, рампа закрывается, и можно вздремнуть в ожидании следующей “модели”, которая в эти минуты стартует с аэродрома Раменское. По связи передали, что Су-30СМ появится через несколько минут.

22. Поначалу сливающийся с местностью Су-30СМ не удавалось разглядеть, но когда мы его заметили, дружно переглянулись и показали друг другу поднятый вверх большой палец. Почему? Смотрите видео! Вячеслав и Евгений Аверьяновы начали маневрирование еще за несколько сотен метров до нас!

23. Аверьянов Вячеслав Юрьевич – лётчик-испытатель лётно-испытательной и доводочной базы “ОКБ Сухого”. Второй пилот – его сын Евгений.

26. Рабочие моменты с рампой в кадре. Её будем резать для чистоты картинки.

27. Общий вид с рампы Ан-12.

28. Самолет так близко, что можно встретиться взглядом с летчиками. Мы на рампе за сеткой никак не подсвечены, и они нас не видят. Для пущего эффекта выпускается тормозной щиток.

29. Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МКИ.

30. Контракты на поставку 60-ти Су-30СМ в период до 2016 года были заключены между Министерством обороны РФ и ОАО “Корпорация “Иркут” в 2012 году.

31. Первый полёт построенный по заказу российских ВВС истребитель Су-30СМ совершил 21 сентября на аэродроме ИАЗ (Иркутск).

32. Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”.

33. В том, что самолет сверхманевренный, мы убедились лично.

34. В рамках работы авиасалона МАКС-2013 летчики авиационной группы высшего пилотажа “Русские Витязи” совершили ознакомительные полеты на новом Су-30СМ. В ходе полетов летчики прославленной пилотажной группы выполнили комплекс фигур высшего пилотажа и ознакомились с уникальными сверхманевренными возможностями самолета. Они дали высокую оценку летно-техническим характеристикам истребителя производства ОАО “Корпорация “Иркут”.

35. Корпорация “Иркут” в пятницу 13 сентября передала ВВС России два многоцелевых истребителя Су-30СМ и три учебно-боевых Як-130 в рамках подписанного ранее госконтракта.

36. Фото без кадрирования. Canon EOS 5D Mark III, объектив 70-200/2,8LII, фокусное расстояние 110 мм, ISO 320, выдержка 1250, диафрагма 7,1.

37. Всё, ушел красавчик. Съемка длилась 8 минут и, по-моему, удалась. А вы как думаете?

38. А бекстейдж со мной никто не сделал. Приходится снимать автопортрет.

Премногие благодарности хочу передать за предоставленную возможность воздушной съемки компании “Иркут”, летчикам и техникам Ан-12, летчикам Як-130 и Су-30СМ, Пашке за компанию и советы!

PS: узорчатая хрень на фонаре – пирошнур для разрушения фонаря при катапультировании.

Электронное СМИ «Интересный мир». 18.09.2013

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных турбин заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты - на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

Сегодня мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве... Это - мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз - в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.

Далее будут рассмотрены особенности фотосъемки, как за пределами территории аэропорта, так и непосредственно на летном поле. Возможность оказаться в самом центре событий представляется во время авиасалонов или дней открытых дверей на военных авиабазах, а также на официальных фотосессиях (плэйн-споттингах) в гражданских аэропортах (например, подобные мероприятия регулярно проводятся в Московском аэропорту Домодедово). Однако, особо хочется отметить, что находясь на территории аэродрома, в погоне за красивым кадром, эффектным ракурсом никогда не следует забывать о собственной безопасности и безопасности экипажа и пассажиров воздушного судна. Никогда не следует находиться на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках непосредственно на траектории движения самолета.

PS Друзья, будем видеть в комментариях результаты ваших опытов по авиационной фотографии на Nikon!



Приемы фотосъемки:

1. Съемка с проводкой

2. Короткие выдержки

3. О ракурсах и сюжетах

Вам понадобятся:

Фотокамера

Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив

Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая - для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).

Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания - все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.

Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.

Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Например, отечественные пассажирские самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.

2. Короткие выдержки

К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).

Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.

3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.

Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).

Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.

Можно поэкспериментировать, попробуйте снять самолет в 3/4 не только спереди, но и с хвоста, с низкой или с высокой точки съемки.

Но помните при этом, что длинное тонкое крыло превратиться на снимке в узкую полоску, и если оно будет присутствовать в кадре целиком, оставит, таким образом, также много незаполненного пространства. Кроме того, постарайтесь никогда не размещать крыло на уровне горизонта.

Чтобы сделать кадр с самолетом в воздухе более плотным, максимально заполнить пустое пространство снимка, снимайте самолет на вираже.

Причем вираж должен выполняться на фотографа - чтобы самолет показал ему, освещенную солнцем верхнюю плоскость. Иначе на снимке будет «пузо». Хуже «боковика» может быть только снимок с «пуза». С этого ракурса практически любой самолет выглядит некрасиво.

К тому же, «пузо» практически никогда не будет освещено солнцем, хотя исключения тоже бывают - например, зимой солнечный свет, отраженный от снега, нижнюю часть самолета все же подсветит, а прямой солнечный свет может попасть на «пузо» взлетающего авиалайнера на рассвете или перед закатом, когда солнце невысоко над горизонтом, а самолет набирает высоту с большим тангажом (высоко «задрав нос»). В отличии от «пуза» пассажирских авиалайнеров, «пузо» истребителя или спортивного поршневого самолета может оказаться на солнце во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка» (когда самолет летит «вниз головой»). Как правило, эта фигура высшего пилотажа выполняется с убранным шасси, тем необычнее и интереснее будет смотреться на фотографии самолет, «пузо» которого окажется на солнце, а «спинка», наоборот, в тени во время выполнения бочки с выпущенным шасси.


Выбирая позицию для съемки вблизи аэродрома (вне его территории), в случае если Вам доступны только точки за обеими торцами полосы, позволяющие делать только фотографии самолета, находящегося в воздухе, предпочтительнее будет «посадочный торец». Взлетевший самолет пройдет над Вами на большей высоте, чем садящийся. К тому же, взлетевший самолет к моменту прохода торца полосы, скорее всего, уже успеет убрать шасси, в то время как садящийся предстанет перед Вами во всей красе в посадочной конфигурации - с выпущенными на максимальный угол закрылками и шасси, с включенными фарами.

Экспериментируйте, попробуйте включить в композицию окружающий пейзаж, солнце, облака, тени на облаках, дымы, тепловые ловушки в момент их отстрела (салют).

Особенно красив момент синхронного отстрела ловушек несколькими самолетами в составе пилотажной группы, например, во время роспуска, или при выполнении одним из них (соло) высшего пилотажа.

Особенно эффектно отстрел будет смотреться на «колоколе», в момент, когда самолет полностью остановится в верхней точке фигуры.

Однако, помните, что общепринятые в художественной фотографии законы композиции в авиафото не действуют (включая правило третей и золотого сечения).

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото - это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.

Уделите внимание реактивной струе от двигателя.

Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков.

Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет - это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ - вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета на перроне, обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность - чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки - солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.

При съемке группового пилотажа ищите возможность заранее изучить программу выступления, присутствовать на репетиции. Вы сможете заранее определить наиболее зрелищные моменты, выбрать выигрышные ракурсы, оказаться в нужное время в нужном месте - в точке, откуда маневр будет смотреться наиболее ярко.

С другой стороны помните, что возможность присутствовать на репетиции может заменить (как правило, к сожалению, не всегда равноценно) собственный опыт. Изучайте «поведение» самолетов, следите за ними, учитесь понимать, что произойдет в следующий момент.

Во время выступления, выбирайте моменты, когда несколько самолётов в группе окажутся рядом друг с другом (в одной плоскости). Используйте эффект сжатия перспективы при помощи телеобъектива.

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.

Летящий самолет попытайтесь снять с такой точки, чтобы он оказался под Вами. Ищите точки съемки с превышением, попробуйте поснимать вблизи горных аэродромов.

Самое сложное в авиационной фотографии - это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.

Попробуйте себя в «авиамакро» (снимайте крупным планом стойки шасси, турбины или винты двигателей, сопло ВСУ, винглеты на крыльях и т.д.) или «интерьерной съемке» (обыграйте в кадре ряды разноцветных кресел в пассажирском салоне авиалайнера или неповторимое сочетание стрелок, индикаторов и ламп на приборной доске в кабине пилота, роскошь салонов самолетов бизнес-авиации и просторные грузовые кабины военно-транспортных самолетов-гигантов). Снимайте «пейзажи» через иллюминатор в полете.

Но предварительно снимите с объектива защитный фильтр, чтобы не поцарапать пластик иллюминатора «зубчиками» фильтра - проявите заботу о фотографе, который полетит на Вашем месте после Вас.


Помните также об юридических аспектах подобной фотосъемки. Например, некоторые авиакомпании запрещают фотографировать в салоне своих самолетов. Несанкционированно фотографировать в непосредственной близости от аэродромов разрешено тоже не во всех странах мира. Будьте готовы к общению с представителями САБ - службы авиационной безопасности.

Сергей Александров - фотограф, Россия, Москва.

Вот как отвечает на этот вопрос Википедия:

"Споттинг (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»; также — Авиационный споттинг) — вид хобби, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведение их реестра. Часто сопровождается фотографированием.

Также споттингом может называться наблюдение за другими видами транспортных средств — железнодорожными поездами, автобусами, кораблями и тп.

Для споттера является важным определить, тип самолета и его бортовой номер. Местом съемки обычно служит аэропорт или территория за его пределами. При распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы.

Авиационный споттинг и авиационная фотография не являются синонимами. Фотографирование для споттинга, лишь часть увлечения, но не его основа.[источник не указан 240 дней] Некоторые споттеры, особенно на Западе, как и в начале возникновения этого хобби, ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели ."

Такой вид спотинга с блокнотом и подзорной трубой я не встречал в России. Думаю, если он есть, то не у нас. Или, если он был, то трансформировался.

Сейчас же распространен вид споттинга с фотоаппаратом (и даже с двумя) и главная задача сфотографировать интересный для споттера самолет, борт, инфраструктуру или даже авиационный пейзаж. Кому то важно просто сфотографировать самолет, даже пренебрегая качеством фото, кто то обязательно оставляет себе фотографии только максимального качества, а кто то гоняется только за креативными и уникальными кадрами (это высший пилотаж на мой взгляд))). В любом случае споттеров объединяет авиация и фотоаппарат.

Итак, чего же хотят споттеры от своего занятия?
Первое и основное - фотографии!

А фотографии чего? Все ли самолеты им интересны? Где они снимают? Как они попадают в аэропорты и аэродромы?
Фотографии самые важные для споттера где запечатлен самолет. Для новичков важен любой самолет, главное, чтобы его поймать в свой кадр. В дальнейшем своего развития, многие самолеты и авиакомпании ему становятся не интересны, т.к. на жестком диске скапливает одинаковых фотографий довольно большое и, прямо скажем, не нужное количество.

На пример: В Москве такие авиакомпании как Трансаэро, Сибирь, Ютэир, Аэрофлот, есть практически у каждого споттера со стандартными самолетами типа Boieng и Airbus. Так же много других, более мелких авиакомпаний, которые примелькались и уже не так интересны. Что же тогда снимать? На этот вопрос отвечу так: советско-российский авиапром уже, как раритет в небе и даже на земле, а значит менее доступен и проявляет особый интерес для споттера. Российский рынок авиаперевозок тоже постоянно расширяется и все новые и новые авиакомпании заходят на наш рынок, а это новые борта и новые ливреии (уникальный окрас самолета для каждой авиакомпании). Встретить такой борт в первом прилете в Россию тоже вызывает огромный интерес у ценителей этого хобби.

В основном большую часть своей ловли интересных кадров споттер проводит за забором аэродрома, зачастую пролезая, как партизан по полям, по лесам, по болотам и т.д. Многие места уже известны и "тропа проложена", что облегчает задачу добраться до удобной точки съемки. Вот из таких мест фотографы и ведут свою съемку "по самолетам". Интереснее, всего снимать взлеты и посадки - это прирететнее зачастую, чем снять самолет в небе. Но не мало кадров на фоне красивейшего неба, которые вызывают восторг от просмотра!

Не редко в наше время проводятся официальный споттинги аэропортами страны, которые приглашают споттеров-фотографов к себе в гости и проводят его в маленькую цитадель авиации, где можно снять совсем другие кадры, нежели "под забором" и побывать там, куда далеко не всех пускают...

Самый лояльный для споттеров аэродром это Международный Аэропорт Домодедово . Он несколько раз в год открывает свои двери для любителей авиационной фотографии. А так же устраивает так называемый "детский споттинг"! Спасибо за это администрации аэропорта и организаторам, за то что позволяете прикоснутся к авиации всем ее ценителям и развить любовь к авиации у подрастающего поколения! Если кому то интересно, как попасть на такой споттинг, то рекомендую периодически мониторить вот эту страничку www.domodedovo.ru в разделе пресс-центр , где будет выложенная информация с приглашением на очередной споттинг и от вас потребуется только отправить заявку на указанную электронную почту и смиренно ждать аккредитации. Не бойтесь! Это не страшно! Главное желание и наличие фотоаппарата! Правда споттинги подразделяются на те, куда приглашают фотографов уже более или менне зарекомендовавших себя в этом занятии. И есть споттинги для новичков и для детей (с родителями обязательно). Вот на такие споттинги может попасть любой и если понравится, то в дальнейшем велика вероятность попасть на споттинг с матерыми (акулами) авиационной фотографии)))

Но это не значит, что другие аэропорты не проводят сие мероприятие так же, как и Домодедово. В наши дни, практически все крупные аэропорты России проводят официальные споттинги и в гости к ним можно попасть точно таким же путем о котором я рассказал выше.

Завершая мой пост, хотел бы закончить его еще одной редкой и интересной группой наблюдения/фотографирования - это военная авиация! К ней сложнее подобраться. Возле военных аэродромов могут и "палкой погнать"!))) И сложнее пробраться к удобной точке съемки. А так же много боевых, крылатых машин, которых, в принципе, "не водится" в ваших краях! И поймать их случайно там где их быть не должно - это писк!)) Или же приходится приезжать "в места их обитания" и ловить их уже там. Но это отдельная история, об этом можно много рассказывать и не всем еще такое нужно)

Споттинг - это вид занятий, который подразумевает под собой активный отдых, занятие фотографией, увлечение авиацией, гонка за уникальными кадрами или уникальными самолетами/бортами/пейзажами/видами. Т.е. другими словами это ОХОТА ! Только охотимся мы не с оружием и не на живых существ, а на железных птиц с фотоаппаратами на перевес!)))

Так кто такие споттеры?
Это охотники за авиацией!)

Если Вас заинтересовало это занятие - присоединяйтесь! Будет интересно!;)

В ЖЖ Вы можете много найти споттеров и почитать их замечательные блоги и, само собой, насладится отличными фотографиями! А так же добавить их в друзья и переодически просматривать новые посты и узнавать новости, которые зачастую важны для споттинга)

P.S. Фотографируйте! Увлекайтесь! И любите авиацию!:)

Не большой коллажик, да простят меня споттеры!)))