Крымская стрела. Скоростной катамаран крымская стрела. Отдых на Арабатской стрелке

2 0 0 4

В понедельник, 2 августа, севастопольские журналисты на катамаране "Крымская стрела" совершили презентационный рейс в Ялту. Возрождение маршрута Ялта - Севастополь - Евпатория - Одесса стало возможным благодаря компании "Лондон Скай Трэвел". Более десяти лет назад на этом маршруте традиционно ходили "Кометы". Потом по заказу Минфлота СССР в 1990 году в Норвегии было построено два катамарана - "Крымская стрела" и "Голубая стрела". Но с развалом страны катамараны ушли работать на средиземноморские линии или возили "челноков" из Крыма в Турцию и обратно. Затем, как вспоминает бессменный капитан "Крымской стрелы" Альберт Куликов, в конце 90-х на два года ушли работать в Красное море. Судно было переоборудовано под плавучее казино, так как на территории Израиля нельзя было открывать игорные заведения. В нижнем салоне были установлены рулетки и игорные столы, а в верхнем находился небольшой ресторанчик. И работали довольно успешно. А.Куликов, который за капитанским штурвалом стоит 35 лет, говорит, что рад вернуться к работе на старом маршруте: "Крым своеобразен и очень красив. Мы работали в 2002 году в Хорватии, тоже красивейшие места, но наше Южнобережье по своей красоте им совсем не уступает. Я думаю, со временем умные руководители осознают, что Крым - это золотое дно".

Отремонтированное судно готово предоставить своим 300 пассажирам весьма комфортабельные условия. Вы можете выбирать места в бизнес- или эконом-классе, посмотреть в пути видеофильм, провести время в баре или отведать блюд в ресторане. "Сейчас мы возобновляем линию, - говорит коммерческий директор фирмы "Лондон Скай Трэвел" Константин Личикаки, - к сожалению, она долго не работала, и приходится все накатывать по-новому. Задача трудная, но выполнимая. Это уже 28-й рейс, идет нарастание пассажиропотока, в августе будет самый интенсивный поток. В прошлом рейсе было 90 пассажиров из 15 стран: от Казахстана до Нидерландов."

"Крымская стрела". Длина судна 43 м, ширина 10 м. Оптимальная скорость 30 узлов (55 км/ч).

Из Одессы судно выходит по понедельникам в 11:00 и в 17:30 прибывает в Севастополь, в 20:00 приходит в Ялту.

По четвергам и субботам судно ходит по маршруту Одесса - Варна.

Билеты на катамаран можно приобрести в турфирме "Кандагар".

"Севастопольская газета", 05.08.2004

13 июня в свой первый в этом году рейс Одесса - Варна отправился катамаран "Крымская стрела", приписанный к Ялтинскому порту. Эта регулярная линия была открыта ровно год назад, ее организаторы - одесская туристическая компания "Лондон Скай Трэвел", Ялтинский и Одесский порты. В нынешнем году "Крымская стрела" совершит 28 заходов в Варну, что в два раза больше, чем в предыдущем году. "Крымская стрела" работает на двух направлениях: Одесса - Варна и Одесса - Севастополь - Ялта. Рейсы в каждом из направлений осуществляются еженедельно. Всего в течение прошлого сезона было перевезено 5300 пассажиров. Было совершено по 14 рейсов на Варну и на Ялту. До Ялты из Одессы судно доставляет пассажиров за 7,5 часа, до Варны - за 9. Но особенно "морская электричка" приглянулась туристам, отправляющимся в Болгарию на отдых. "Речь идет прежде всего о россиянах, которым добираться до болгарских курортов самолетом дорого, автобусом - долго и утомительно. Вот мы и помогли им найти оптимальный маршрут - поездом из Москвы до Одессы, из Одессы на катамаране в Варну, - рассказывает заместитель генерального директора компании "Лондон Скай Трэвел" Константин Личикаки. - Средняя загрузка судна в прошлом году составляла 200 человек на рейс. В нынешнем сезоне спрос вырос, уже за счет украинских туристов."

"Порты Украины", №03 (53), 2005

СПРАВКА

Крым-Одесса: катамаран "Крымская стрела"

Ялта 9:00 – Севастополь 10:50...11:00 – Евпатория 12:30...12:50 – Одесса 17:30

Билет из Севастополя - 139 гривен ($27,50), из Ялты - 171 гривна ($34)

Из Ялты - по четвергам и воскресеньям, из Одессы - по вторникам и пятницам.

В 2006 году информации о рейсах катамарана из Одессы в Крым уже нет.

Практически одновременно с началом лета в Одессе стартовал круизный сезон. В понедельник катамаран "Крымская стрела" повез на своем борту первых туристов на южный берег Варны в Болгарию. Летать по морским волнам "Крымская стрела" будет два раза в неделю на протяжении всего лета. Стоимость самого дешевого билета на катамаран - 95 долларов. Кроме того, как сообщили нам в пресс-службе компании владельца судна, с 13 июня будет открыт новый черноморский маршрут "Крымской стрелы" Одесса - Констанца. По словам коммерческого директора "Лондон Скай Трэвел" Константина Личикаки, на Констанцу катамаран решили отправить после того, как Румыния стала членом Евросоюза. Кроме того, одесские туроператоры надеются, что этим летом в наш город приедет рекордное количество туристов из Европы, ведь для граждан стран ЕС действует безвизовый режим. Еще одна новость - с 15 июня "Крымская стрела", как ожидается, впервые причалит к острову Змеиный. Как отметил начальник морвокзала Николай Маковецкий, такой тур займет ориентировочно четыре часа.

"Сегодня.UA", 10.06.2008

P.S.: С 2009 года "Крымская стрела" не покидает территории Ялтинского порта. Там же находится однотипная "Голубая стрела", списанная еще в 2006 году - её запчастями поддерживали работоспособность "Крымской стрелы" в последние годы.

Евгений Лихачев - последний начальник Ялтинского морского торгового порта. Всю свою жизнь он посвятил родной гавани и прошел путь от простого матроса до начальника порта. Заметили смышленого паренька, когда он был еще студентом: Евгений учился в Ялте на судоводителя и подрабатывал в порту . На должность диспетчера его назначили, когда он, имея уже один диплом, поступил на заочное отделение в Одесский институт морского флота.

Вскоре Евгений «вырос» до замначальника портового флота по эксплуатации, а потом и вовсе стал заместителем начальника порта. Возглавил Евгений Васильевич ялтинскую гавань в 1986 году.

Золотая эпоха порта

«Золотое» время пришлось на тот момент, когда Евгений Лихачев был заместителем начальника. Пассажирские теплоходы перевозили тогда до 6 миллионов пассажиров за год.

В 70-е – 80-е годы прошлого века Ялтинская гавань получала новехонькие теплоходы проекта 1430 «Александр Грин » и «Саманта Смит» проекта 10110. В начале 90-х годов пришли новейшие норвежские катамараны - «Крымская стрела» и «Голубая стрела».

Сперва я посчитал экономику, а потом выбрал самые современные и комфортные модели катамаранов для Ялты, - говорил тогда Лихачев.

Судов такого класса в СССР не проектировали и не строили, поэтому они являлись гордостью портовиков.

Евгений Васильевич добился строгого соблюдения расписания движения своих теплоходов. Расстановка флота проводилась так, чтобы каждое пассажирское судно использовать рентабельно и максимально эффективно.

Именно Лихачев разработал маршрут Одесса - Евпатория - Севастополь -Ялта- Алушта - Судак - Феодосия – Сочи . Этот путь проделывали суда «Комета» на подводных крыльях. Те, кто хоть раз прокатился по этому маршруту помнят, что все было выстроено точно и работало как часы. Черноморское морское пароходство, в состав которого входил Ялтинский торговый порт, находилось в зените своего могущества.

Евгений Васильевич договорился с экскурсионным бюро, и создал систему, при которой любой человек мог легко и просто приобрести билет на «Комету», - вспоминает ветеран Ялтинского порта Рэм Калитин. - При нем порт в 1980-1990 годах всегда перевыполнял план. Государство получало дополнительную прибыль - более 800 тысяч (еще тех рублей) за год.

При Лихачеве одновременно с пассажирским флотом получил развитие и грузовой район Ялтинского морского торгового порта - там спешно работали 3 судна типа «река-море». В 1985-м в грузовой район был перевезен последний кран. Так были полностью разделены курортная сфера и промышленность, к удовольствию местных жителей и туристов.

Лихачев говорил, что будущее морского транспорта на Черном море - за скоростными судами: они могут успешно конкурировать с авиацией, удовлетворить спрос деловых людей на поездки по региону.

Антикризисный начальник

Лихачев прожил вместе с портом всю его современную историю - от послевоенного восстановления, до развала СССР, - делится с «Комсомолкой» ветеран морского порта Рэм Калитин. Евгений Васильевич застал еще знаменитые теплоходы-птички – такие небольшие суда, которые сотрудники порта строили сами. На этих «птичках» советские люди в 50-х и 60-х годах знакомились с Крымом .

После развала Советского Союза, Евгений Лихачев поддерживал порт «на плаву» до самого ухода на пенсию в 1998 году.

Грузовые суда начали ходить за рубеж, пассажирские катамараны - в международные рейсы. Можно только представить, насколько психологически тяжело было человеку, который успешно руководил одним из сильнейших предприятий Союза. После 1991 года в новых реалиях пришлось решать совсем другие вопросы - биться за, то чтобы порт выжил. Лихачевв спасал поликлинику порта и другие социальные объекты от людей, желавших отобрать у моряков их социальную инфраструктуру. Но Евгений Васильевич справлялся. Ветераны порта говорят, что только благодаря ему предприятие выстояло.

Уже год Евгения Васильевича нет с нами. Но дело его живет. Недавно в Керчи состоялось совещание, на котором Президент и Министр транспорта РФ приняли решение в следующем году открыть морское сообщение Ялта-Сочи.

Справка «КП»

(1932 -2015 г.г.) начал работать в Ялтинском морском торговом порту с 1950 года. С 1986 г. по 1998 - начальник Ялтинского морского торгового порта. Заслуженный работник транспорта, награжден правительственными наградами, множеством Почетных грамот Министерства морского флота СССР.

Мечта многих – палатка на берегу, плеск волн, небольшой костер и песни под гитару. Для тех, кто предпочитает такой отдых, Арабатская стрелка в Крыму – замечательное место. Здесь вас встречает степной пейзаж, теплое море, соленые озера с лечебной грязью и цветущее разнотравье. И никаких шумных дискотек и прочих «благ цивилизации»!

Где находится Арабатская стрелка?

В географическом плане это коса, протянувшаяся на 110 км от юго-восточного побережья Крымского полуострова к материку. Она отделяет Азовское море от , омывается водами .

Коса на карте Крыма

Открыть карту

География и история местности

Учеными установлено, что Арабатская стрелка – в геологическом плане молодое образование. Она стала подниматься над водой в результате сильного обмеления Сиваша и в XI-XII вв. На картах же ее начали изображать только в середине XVII века.

Появление преграды, разделившей залив и морскую гладь (их ныне связывает узенький пролив) привело к резкому повышению засоленности Сиваша – солям некуда деваться. Этим объясняется его прозвище Гнилое море (не всякая живность согласится жить в рассоле!) и большая популярность местных грязей у бальнеологов и косметологов.

На самой косе тоже есть несколько маленьких соленых с целебной рапой, способствующей оздоровлению. Еще в средние века здесь стали активно добывать соль – за нею-то и ездили украинские чумаки.

Молодой географический объект, однако, успел уже обзавестись богатой . Есть некоторые данные, что этими местами интересовались еще правители , стремящиеся защитить свои берега (хотя косы тогда не было, речь идет о местности у ее крымского основания). Предполагается также, что здесь был и генуэзский бастион, завоеванный затем турками.

Вот доказательства присутствия последних есть, причем весьма весомые – . Упоминания о ней относятся к середине XVII столетия, предполагается, что ее задачей было мешать проникновению в Черноморье русских, а также запорожских казаков, которые охотно использовали косу в качестве «перевалочной базы» во время набегов на берега Крымского ханства и самой Турции. Последняя задача решалась плохо: в документах встречаются многократные упоминания о пребывании тут этих опасных воинов и грабителей, которыми в татарские матери пугали непослушных детей. Предполагается, что ее построили на месте генуэзского укрепления, захваченного при турецком завоевании Крыма.

Однако в период крепость показала себя с лучшей стороны – ее гарнизон помешал высадке англо-французского десанта и противодействовал усилиям союзнического флота. Все это стало возможным благодаря наличию хорошей батареи. С Арабатской стрелки начался также легендарный переход красноармейцев через Сиваш в ноябре 1920 г. Операция эта привела к и полному прекращению белого движения в европейской части бывшей Российской империи.

Отдых на Арабатской стрелке

Для , любящих Крым, Арабатская стрелка – почти обязательное для посещения место. Ее ширина составляет от 300 м до почти 8 км, а все азовское побережье представляет собой сплошной пляж из крупного песка и . Пейзаж степной, рассчитывать на природные укрытия от солнца не стоит. Дрова тоже желательно прихватить с собой – вокруг растет разве что крупный тамариск.

Совершая путешествие на машине, лучше выбрать нетребовательную марку – дорога здесь оставляет желать лучшего (за ребристое покрытие ее прозвали «гребенкой»). У нее есть оправдания – песчаный грунт не очень-то пригоден для капитального строительства. Не стоит ожидать и богатых жилищных условий. Большинство туристов устраивается самостоятельно в палатках,
можно рассчитывать на кемпинг или частный сектор, но со скромными условиями.

Сюда едут ради приятного купания в чистой воде, а также рыбалки – хорошо ловится бычок, есть также кефаль, пеленгас и некоторые другие виды. Кое-какие путешественники неплохо приспособились ловить креветок. Другая «приманка» – грязи соленых озер и Сиваша. Обычно их рекомендуют при заболеваниях опорно-двигательного аппарата и как косметическое средство.

Многих знатоков привлекает и биологическое разнообразие. Хотя почва стрелки бедна, там встречается немало интересных растений. В ее южной части с 1974 г. действует заказник. Отзывы завсегдатаев утверждают, что лучшее время там – май, встречающиеся в целыми полями. Но нужно учитывать, что здесь бывает очень много злых комаров и запастись на всякий случай хорошим репеллентом.

Осмотреть изнутри крепость сейчас не получится. Она вспоминает молодость – ее вновь заняли военные. Но смотреть со стороны и делать снимки не запрещается. В последние годы в районе Арабатки, как еще называют косу, более активно пошло строительство туристической инфраструктуры. Но все же ее гостям надо быть готовыми к тому, что для посещения магазина придется преодолеть несколько километров.

Любители морских берегов часто лишают себя возможности оценить, насколько красив степной Крым. Арабатская стрелка позволяет им сделать это, не отказываясь от своего главного дела – морских купаний. Здесь степь и море идут рука об руку. В заключение предлагаем краткий видео обзор этой природной достопримечательности, приятного просмотра!